Подсудность обжалования постановления судебного пристава исполнителя

Полезное по теме: "Подсудность обжалования постановления судебного пристава исполнителя" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Ошибки в подсудности при подаче жалобы на пристава

Однако именно при обжаловании действий и постановлений судебного пристава-исполнителя данная норма не действует, и альтернативная подсудность не применяется, а для подобного рода дел возникает исключительная территориальная подсудность.

Что в таком случае считать местом исполнения обязанностей судебного пристава-исполнителя? Это может быть место работы судебного пристава-исполнителя – здание районного отдела судебных приставов, где он исполняет, к примеру, обязанность по вынесению постановления о возбуждении исполнительного производства. Также таким местом может быть территория, где применяются меры принудительного исполнения, – место жительства, место пребывания или место нахождения имущества должника. Однако в п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» подробного разъяснения нет. Тем не менее в названном документе четко выражен императивный запрет на подачу подобных заявлений по месту жительства заявителя, как это предусмотрено главой 25 ГПК РФ.

Суды, ссылаясь на ст. 33 Закона № 229-ФЗ, единогласно придерживаются позиции, что местом исполнения обязанностей судебного пристава-исполнителя является либо место жительства, либо место пребывания, либо место нахождения имущества должника, (Определение ВС РФ от 01.02.2012 №20-В11-28, апелляционное определение Московского городского суда от 10.06.2014 по делу №33-21009, апелляционное определение Кемеровского областного суда от 03.07.2013 по делу №33А-5755, апелляционное определение Томского областного суда от 11.03.2014 по делу №33-7796/2014).

Таким образом, правовое значение при определении подсудности требований, заявленных в порядке ст.441 ГПК РФ, имеет не место нахождения межрайонного отдела судебных приставов, а место совершения исполнительных действий.

Место нахождения пристава

Иной точки зрения придерживается КС РФ, который указал, что дела по оспариванию действий судебных приставов относятся к подсудности районного суда, осуществляющего свою деятельность в пределах судебного района, на территории которого непосредственно находятся и выполняют функции по исполнению судебных актов и актов других органов судебные приставы-исполнители, объединенные в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов (Определение КС РФ от 15.07.2010 №983-О-О).

Таким образом, КС РФ связывает определение территориальной подсудности именно с критерием места нахождения пристава-исполнителя. Исходя из того, что определения КС РФ имеют такую же юридическую силу, как и решения КС РФ, и являются обязательными на всей территории России для всех без исключения субъектов права (Определение КС РФ от 07.10.1997 №88-О), следует, что необходимо руководствоваться именно данными позициями.

Однако суды не учли указанную позицию и сформировали свою собственную практику. К примеру, ВС Республики Северная Осетия-Алания не усматривает противоречий между сложившейся практикой по данному вопросу и указанным Определением КС РФ (Кассационное определение ВС Республики Северная Осетия-Алания от 21.06.2011 по делу №33-713/11).

Напомним, что данные правила о подсудности будут сохранять свою актуальность только в неисковом производстве. Если добавить требования о возмещении убытков или компенсации морального вреда, то такое заявление должно быть подано по правилам искового производства. И тогда к такому заявлению будут применяться общие правила подсудности, в соответствии с которыми иск должен предъявляться в суд по месту нахождения ответчика (ст. 28 ГПК РФ).

Обжалования постановления судебного пристава

Во время исполнительного производства, стремясь исполнить решение суда по взысканию средств с должника, пристав оформляет свои действия в виде постановлений. Иногда, из-за недостаточной информации или халатности, пристав выносит постановления, противоречащие закону, ущемляющие права граждан и коммерческие интересы предприятий.

Какие действия пристава можно обжаловать

Заявление об оспаривании постановление можно пода́ть на любое незаконное решение пристава-исполнителя. Обычно обжалованию подвергаются акты, которые:

  • противоречат установленным нормам права, в частности ФЗ №229 “Об исполнительном производстве”;
  • безосновательно ограничивают в правах должника и его родных;
  • наносят имущественный ущерб, не предусмотренный исполнительным документом;
  • ошибочно привлекают к ответственности третьих лиц.

Получатель

УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Межрайонная ИФНС России № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре)

Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

Сроки обжалования

Федеральный закон об исполнительном производстве предполагает строгий срок для обжалования постановлений сотрудников ФССП – 10 дней. В случае пропуска этого срока оспорить действия пристава уже не получится. Однако закон даёт возможность ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока по уважительным причинам:

  • болезнь;
  • смерть родственника;
  • несвоевременное уведомление должника о возбуждении в его адрес ИП.

Статья 90

Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ

  1. На действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в десятидневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).
  2. Во всех остальных случаях жалоба на совершение исполнительных действий судебным приставом-исполнителем или отказ в совершении таких действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя также в десятидневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).
  3. Течение этого срока для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия (об отказе в совершении действия), начинается со дня, когда указанному лицу стало об этом известно.
  4. Вред, причиненный судебным приставом-исполнителем гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
  5. Часть 1 статьи 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» после введения в действие АПК РФ (2002 года) должна применяться с учетом его положений, согласно которым арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель, кроме тех случаев, когда оспариваются решения и действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции.
  6. Заявления по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе споры об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи, подлежат рассмотрению в порядке искового производства. (Постановление Пленума ВАС от 09.12.2002 №11).
  7. Данный вопрос регламентируется:
    • Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (№ 95-ФЗ от 24.07.2002);
    • Федеральным законом от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
    • Постановлением Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»;
    • Информационным письмом ВАС РФ от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов»;
    • Информационным письмом ВАС РФ от 13.08.2004 № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Читайте так же:  Момент совершения административного правонарушения

ОКТМО

Процесс

РКЦ Ханты-Мансийск г. Ханты-Мансийск

Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

Основания для заявления

Исходя из статистики, представленной на сайте ФССП, чаще всего обжалуются решения судебных приставов, касающиеся:

  • взыскания исполнительского сбора;
  • возбуждения и окончания производства;
  • ареста имущества;
  • списания денежных средств с банковских счетов;
  • запрета на выезд из России.

Примечательно, что решения в пользу заявителя принимаются только в 10% случаев. Дело в том, что отсутствие правовой грамотности мешает гражданам оформлять жалобы на постановление пристава в соответствии с установленными нормами.

Порядок подачи

Жалоба на постановление судебного пристава оформляется в виде письменного ходатайства в соответствующий судебный или надзорный о́рган. Правовое поле Российской Федерации подразумевает несколько механизмов защиты от неправомерных действий приставов.

Старшему судебному приставу

Жалоба в порядке подчинённости – распространённый досудебный способ обжалования. Заявление направляется непосредственному руководителю пристава — начальнику конкретного подразделения службы. В случае неудовлетворительного результата рассмотрения заявитель может обжаловать решение начальника в суде или инициировать прокурорскую проверку.

При подаче такой жалобы нужно учитывать следующие особенности:

  • Заявление можно пода́ть через утверждённого по делу пристава или непосредственно вышестоящему должностному лицу.
  • Жалобу уполномочен рассматривать начальник подразделения или его заместитель, жалобу на начальника – главный пристав субъекта РФ и т.д. в порядке подчинённости.
  • Документ можно отозвать до того момента, пока он не рассмотрен.
  • Срок, выделенный для рассмотрения ходатайства сотрудником ФССП, составляет 10 дней. Он может быть продлён ещё на 10 дней в случае необходимости истребования дополнительных документов у заявителя.
  • В случае одновременной подачи административного иска на оспариваемое постановление, внутреннее расследование ФССП приостанавливается.
  • Постановление о решении старшего пристава обязательно для исполнения в течение 10 дней.
  • В рассмотрении ходатайства отказывают, если этот вопрос уже решён судом или должен решаться в судебном порядке.

Прокуратура

Пода́ть жалобу на действия сотрудника ФССП можно в Прокуратуру. В результате прокурорской проверки производится оценка законности постановлений, которые вынес пристав во время исполнительного производства. Если выявлены нарушения, то прокуратура удовлетворяет ходатайство и принимает меры реагирования. Фактически такие меры сводятся к направлению письменного требования в ФССП об отмене постановления, в редких случаях прокурор обращается в суд для разрешения вопроса заявителя.

Жалоба в суд оформляется в виде административного искового заявления. Направлять ходатайство следует в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции, действующий на территории, где расположено соответствующее подразделение ФССП. При оформлении такого вида жалобы следует правильно определить подсудность. Заявление подаётся в арбитражный суд в случаях:

  • производство возбуждено по судебному акту, выданным арбитражем;
  • должником по делу выступает коммерческая организация, причина иска связана с её предпринимательской деятельностью;
  • исполнительный лист выдан ИФНС в отношении лица, занятого в коммерческой области.

Суд в течение 10 дней по существу рассматривает заявление и на дополнительном заседании выносит принятое решение. Судья имеет право полностью или частично отменить незаконное постановление пристава-исполнителя, а также назначить денежную компенсацию истцу за причинённый ущерб.

Обжаловать постановление о взыскании исполнительского взноса возможно только в суде, путём подачи административного искового заявления. Старший пристав и даже прокурор в этом вопросе не помогут.

Расчетный счет

Содержание жалобы

Строгого образца заявления на обжалование постановления представителя исполнительной власти не предусмотрено. В общем виде документ должен содержать следующие све́дения:

  • подразделение о́ргана, куда подаётся жалоба;
  • данные заявителя;
  • данные пристава, чьи постановления оспариваются;
  • перечень нормативных актов, которые нарушает выпущенное постановление;
  • требования по отмене постановления (полном или частичном);
  • реквизиты (подпись, дата).

При составлении обращения нужно руководствоваться несколькими правилами:

  • К заявлению желательно приложить подтверждающие документы, чтобы не затягивать рассмотрение обращения запросом на предоставление таких документов.
  • В жалобе нельзя допускать оскорблений.
  • Требования нужно чётко формулировать.

Для оспаривания незаконного постановления пристава можно выбрать любой из перечисленных способов, но следует учитывать уникальность каждой конкретной ситуации. В сложных случаях рекомендуем провести индивидуальную консультацию с юристом.

Подсудность обжалования постановления судебного пристава исполнителя

Пошаговый алгоритм действий должностных лиц ФССП России в рамках исполнительного производства с учетом последних законодательных изменений, а также судебной и ведомственной практик.

2. Подведомственность и подсудность дел об оспаривании
постановлений, действий (бездействия)
судебного пристава-исполнителя

На практике суды при определении места исполнения судебным приставом-исполнителем своих обязанностей исходят из положений ст. 33 Закона об исполнительном производстве, согласно которой если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.
———————————
См. Апелляционные определения Московского городского суда от 6 июня 2015 г. по делу N 33-23351/2015, Свердловского областного суда от 21 января 2015 г. по делу N 33-791/2015, Кемеровского областного суда от 3 июня 2015 г. по делу N 33А-5745.

Необходимо обратить внимание, что альтернативная подсудность (по месту жительства гражданина) по оспариванию действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей КАС РФ не предусмотрена.
Что же касается арбитражных судов, то в ч. 6 ст. 38 АПК РФ определена исключительная подсудность дел по заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей — по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.
При этом, по мнению арбитражных судов, местом нахождения судебного пристава-исполнителя является место нахождения (адрес) структурного подразделения территориального органа ФССП России (отдела).

В какой суд обжаловать постановление пристава?

На индивидуального предпринимателя без образования юр.лица судебным приставом вынесено постановление о наложении административного штрафа. В какой суд его можно обжаловать-районный или арбитражный? Одни юристы говорят в районный, другие в арбитражный. Как правильно?

В соответствии с п.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием) в суде.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Читайте так же:  К административным наказаниям относятся ответ

Согласно ч.2 ст.441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.

В соответствии с ч.1 ст.329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.

Следует отметить, что ч.1 ст.197 гл.23 АПК РФ предусмотрено, что дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Таким образом, Вы можете обжаловать постановление судебного пристава исполнителя в районный суд в течение 10 дней со дня вынесения постановления.

В какой суд подавать иск Мы хотим оспорить постановление судебных приставов

о наложении ареста на квартиру (собственник к долгу не имеет отношения). Подскажите основания и статьи закона.

Вам надо в порядке ст.218,219 КАС РФ. подавать заявление об обжаловании действий, решения. Подаете по месту нахождения органа судебных приставов, в районный суд.

Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

— Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, и имеете на это полное право! Вот и основание. Статья 218 КАС РФ. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению.

Статья 19. Ответственность судебных приставов, надзор и контроль за их деятельностью

1. Постановления, действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд. 2. Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. 4. Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

Никак не по месту нахождения квартиры иск подается. Иск подается в рамках КАС РФ. А поэтому иск подается по месту нахождения отдела ФССП по месту исполнения приставом своих обязанностей (ст. 22 КАС РФ). Основание ст. 304 ГК РФ.

Иск подается по месту территориального расположения УФССП

Обжалование действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов производится в соответствии с порядком определенным главой 18 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».Обжалование действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов производится в судебном порядке предусмотренном законом Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Вам надо подать административный иск в порядке ст. 218,219 КАС РФ об обжаловании действия (бездействия), постановления об аресте судебного пристава. Административный иск подаете по месту нахождения органа службы судебных приставов, в районный суд.

Административный иск о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Также Вы можете постановление об аресте обжаловать в порядке подчиненности старшему судебному приставу Отдела, Управления в тот же срок.

Здравствуйте, разъясняю, что на основании ст. 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, для признания постановления судебного пристава-исполнителя незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При этом, административное исковое заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве).

Согласно Письма ФССП России от 20.02.2017 N 00074/17/15291-ТИ «Аналитическая справка по результатам анализа судебной практики по применению положений статьи 22 КАС РФ» подсудность административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России определяется судами в большинстве случаев по месту исполнения судебным приставом-исполнителем должностных обязанностей, поскольку часть 2 статьи 22 КАС РФ содержит правило, согласно которому в случае несовпадения места нахождения органа государственной власти и территории, на которую распространяются полномочия должностного лица, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо.

ФССП России от 20.02.2017 N 00074/17/15291-ТИ «Аналитическая справка по результатам анализа судебной практики по применению положений статьи 22 КАС РФ»

Читайте так же:  Привлечение конкурсного управляющего к административной ответственности

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

от 20 февраля 2017 г. N 00074/17/15291-ТИ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 22 КАС РФ

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральной службой судебных приставов проведен анализ судебной практики по применению положений статьи 22 КАС РФ об определении подсудности административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов ФССП России за 2016 год.

Результаты анализа судебных актов показали, что в 2016 году судами Российской Федерации в 98 случаях рассматривался вопрос определения подсудности предъявленных административных исков об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов ФССП России. Из них 33 административных дела судами переданы для рассмотрения в иные судебные органы по подсудности, в 9 случаях административные иски возвращены административным истцам, по 53 — отказано в удовлетворении ходатайств территориальным органам ФССП России, производство по 1 — прекращено, по 2 — судебные акты не приняты или не вступили в законную силу на конец 2016 года.

По 94 административным искам оспаривались постановления, действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей и по 4 — иных должностных лиц Службы.

Имеется единичный случай судебной практики разрешения вопроса судом подсудности административного дела об оспаривании постановления директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава Российской Федерации об определении места ведения сводного исполнительного производства.

По результатам рассмотрения ходатайства судебного пристава-исполнителя судом отказано в его удовлетворении и передаче названного административного дела на рассмотрение в Мещанский районный суд г. Москвы, по месту нахождения ФССП России. Поскольку сводное исполнительное производство находится на исполнении в Октябрьском РОСП г. Ростова-на-Дону, то есть в районе, на территории которого исполняется решение, соответственно, административный иск подлежит рассмотрению в суде этого района.

Следует отметить, что в 79 случаях (из 98) оспаривались постановления, действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей межрайонных отделов судебных приставов территориальных органов.

Как правило, суды при разрешении вопроса подсудности административных исков об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц межрайонных отделов руководствуются разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

В соответствии с вышеназванными разъяснениями суды указывают, что юрисдикция межрайонных отделов, как правило, распространяется на всю территорию субъекта и правовое значение при определении подсудности заявления имеет не место нахождения судебного пристава-исполнителя, а место осуществления действий по исполнению требований исполнительного документа.

К примеру, Заводской районный суд г. Орла при решении вопроса подсудности административного иска, вытекающего из деятельности Межрайонного отдела, взял за основу распоряжение начальника отдела — старшего судебного пристава о распределении за судебными приставами-исполнителями зональных участков и передал дело в суд района, на территории которого должностное лицо исполняет свои обязанности (зональные участки).

Наибольшее количество рассмотрения судами вопросов подсудности в рамках статьи 22 КАС РФ отмечается в управлениях Самарской (52) и Орловской (19) областей. Значительное количество в указанных регионах подобной судебной практики обусловлено заявлением ходатайств должностными лицами территориальных органов ФССП России об определении подсудности принятых судами к рассмотрению административных дел.

Так, Волжским районным судом Самарской области принят к рассмотрению 51 административный иск Администрации муниципального района Волжский об оспаривании постановлений о взыскании исполнительского сбора.

Судебный пристав-исполнитель в рамках рассмотрения названных дел указал на нарушение судом первой инстанции правил подсудности, полагая, что рассмотрение административных исков должно производиться судом по месту нахождения структурного подразделения, в котором он осуществляет свои обязанности.

Вместе с тем судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда довод в апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя о нарушении судом первой инстанции правил подсудности посчитала несостоятельным, поскольку административное исковое заявление подано административным истцом по месту совершения судебным приставом-исполнителем исполнительных действий и месту нахождения должника, что соответствует части 1 статьи 22 КАС РФ, части 2 статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и в целом сложившейся судебной практике.

В другом случае Заводским районным судом г. Орла удовлетворены 19 ходатайств судебного пристава-исполнителя о передаче административных дел по подсудности в соответствии с частью 2 статьи 22 КАС РФ, поскольку судебный пристав-исполнитель осуществляет свои полномочия на территории иного суда, что также совпадает с местом нахождения должника.

С учетом изложенного установлено, что судебная практика по применению положений статьи 22 КАС РФ после внесенных изменений Федеральным законом от 30.12.2015 N 425-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в часть 1 названной нормы не поменялась.

Подсудность административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России определяется судами в большинстве случаев по месту исполнения судебным приставом-исполнителем должностных обязанностей, поскольку часть 2 статьи 22 КАС РФ содержит правило, согласно которому в случае несовпадения места нахождения органа государственной власти и территории, на которую распространяются полномочия должностного лица, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо.

При этом, как следует из положений частей 4 и 10 статьи 30, частей 6 и 7 статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», территория, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, может не совпадать с местом нахождения территориального органа ФССП России.

Обжалование постановления судебного пристава в суде

Советы юристов:

9.2. Добрый вечер.

Гражданский процессуальный кодекс РФ

Статья 108. Окончание процессуального срока

2. В случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Таким образом, в вашем случае последним днем обжалования будет первый рабочий день после праздников.

12.1. Здравствуйте, уважаемая Наталья.
Тут важно не только это, а является ли нарушение длящимся или же нет

Удачи Вам в решении Вашего вопроса.

14.1. ДОБРОЕ ВРЕМЯ СУТОК

если суд вернул заявление об обжаловании — срок обжалования постановления судебного пристава НЕ ВОЗОБНАВЛЯЕТСЯ

УДАЧИ ВАМ, И ВСЕГО ХОРОШЕГО

18.1. 1. Могу ли я написать заявление самому приставу об отмене данного постановления? (или только через ходатайство о восстановлении сроков?)
2. Могу ли я подать иск в суд об отмене данного постановления?

ВСЕ это вы можете сделать, если есть веские основания для восстановления сроков.

19.1. Первый ответ не основан на законе!
Постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса. (ст. 360 КАС РФ).

НЕобходимо обращаться в суд с административным иском о признании незаконными действий судебного пристава–исполнителя и постановления.

19.2. По какому кодексу происходит обжалование по ГПК или КАС?

Читайте так же:  Закон запрещающий курение в подъездах жилых домов

В порядке Административного судопроизводства нужно подавать заявление (по КАС)

23.1. Здравствуйте. Пока Вы не обжаловали постановление судебного пристава и не отменили его — управлять транспортным средством не нужно
***
Статья 17.17. Нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом

[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 17] [Статья 17.17]
Нарушение должником установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом в виде права управления транспортным средством —

влечет обязательные работы на срок до пятидесяти часов или лишение специального права на срок до одного года.

27.3. 441. ч. 1
1. Постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве

Смотрите кодекс об административном судопроизводстве..

28.2. Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ)

Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд

3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского АО — Югры

Статья 197

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц

  1. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее — органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов — исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
  2. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

(Извлечения из комментария к АПК РФ) В ч. 1 ст. 197 АПК РФ установлено, что дела рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, которые предусмотрены в гл. 24 Кодекса. При этом определяется, что эти же правила применяются при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей.

В соответствии с той же ч. 1 ст. 197 АПК РФ правила административного судопроизводства, в порядке которого должны рассматриваться дела об оспаривании ненормативных правовых актов, применяются и при оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава – исполнителя. В связи с этим дела об оспаривании действий судебного пристава – исполнителя должны возбуждаться в арбитражном суде на основании заявления заинтересованного лица, а не жалобы. (ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 197 АПК РФ)

Оспаривание постановлений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей

Для защиты нарушенных гражданских прав и свобод необходимо не только принятие судом судебного постановления, вступление его в законную силу, но и надлежащее исполнение судебного акта. В силу ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и нормами главы 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых могут быть оспорены, следует относить должностных лиц службы судебных приставов, исполняющих судебные постановления или постановления иных органов, а также должностных лиц службы судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов.

В соответствии с ч. 2 ст. 441 ГПК РФ, ст. 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Допускается исчисление этого срока со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия) судебным приставом-исполнителем. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Однако при недоказанности уважительности причин пропуска данное обстоятельство может быть основанием к отказу в удовлетворении заявления.

В силу ч. 1, 8 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя в 3-дневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, если исполнительный документ соответствует требованиям ст. 13 данного Закона и предъявлен в срок, предусмотренный ст. 21.

Дела об оспаривании действий судебных приставов по возбуждению исполнительного производства – одна из самых распространенных категорий, удовлетворение подобного рода заявлений имеет значимые правовые последствия, поскольку все последующие действия судебного пристава-исполнителя являются незаконными.

Основаниями требований о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства являются несогласие должника с исполнительным документом, а также несогласие с постановлением о возбуждении исполнительного производства (в частности, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, срок предъявления которого к исполнению истек, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, не соответствующему предъявляемым к нему требованиям).

В качестве оснований для признания действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства незаконными указывались также нарушение сроков возбуждения исполнительного производства по заявлению взыскателя; не направление либо несвоевременное направление сторонам исполнительного производства копий постановления о возбуждении исполнительного производства; несоответствие постановления судебного пристава-исполнителя требованиям, предъявляемым ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве»; технические и иные ошибки, допущенные при вынесении постановлений о возбуждении исполнительного производства. Однако в подавляющем большинстве случаев требования заявителей по данной категории дел признаются судами необоснованными, а действия судебных.

Анализ причин, побудивших заявителей обратиться в суд за защитой своих прав, нарушенных, по их мнению, в результате окончания исполнительного производства, свидетельствует, что их значительную долю составляет непринятие судебными приставами-исполнителями всех мер, направленных на полное и правильное исполнение требований исполнительных документов.

Читайте так же:  Какой штраф за ложный вызов полиции

Можно выделить основные причины, по которым суды отказывают в удовлетворении заявленных требований, а постановления судебных приставов-исполнителей об окончании исполнительного производства признаны законными и обоснованными:

пропуск заявителями, установленного ст. 441 ГПК РФ десятидневного срока для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя;

отсутствие предмета спора в связи с добровольной отменой судебным приставом-исполнителем обжалуемого постановления. Суды, установив, что обжалуемое постановление отменено как незаконное (необоснованное), предмет обжалования отсутствует, отказывали в удовлетворении требований по указанному основанию. При этом, рассматривая заявления по существу, исследуется вопрос о том, были ли устранены в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителей, о чем указано в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

отсутствие правовых оснований для признания незаконным обжалуемого постановления ввиду его соответствия требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве»;

обжалование действий судебного пристава-исполнителя лицом, не являющимся стороной исполнительного производства, не заинтересованным лицом.

Одной из актуальных на сегодняшний день категорий жалоб, подаваемых должниками по исполнительному производству, являются жалобы об оспаривании постановлений о взыскании исполнительского сбора.

Статья 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает установление судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства срока для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства. При неисполнении должником требований исполнительного документа в течение пяти дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель имеет право вынести постановление о взыскании исполнительского сбора.

Статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлены размер, сроки и условия взыскания исполнительского сбора с должника по исполнительному производству. В соответствии с указанной нормой исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по взысканию исполнительского сбора во всех случаях сводятся исключительно к оспариванию постановлений о взыскании исполнительского сбора по существу, то есть к требованиям о признании постановления незаконным в целом или в части. Требования об уменьшении размера исполнительского сбора, освобождении от его уплаты, о рассрочке, отсрочке его уплаты, заинтересованными лицами как правило, не заявляются.

В обоснование заявленных требований можно указать либо на несвоевременное получение или неполучение постановления о возбуждении исполнительного производства, либо на уважительность причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок. В первом случае доказательствами правомерности действий судебного пристава-исполнителя является соблюдение им порядка и сроков направления постановления о возбуждении исполнительного производства (документальное подтверждение либо не подтверждение указанного факта), во втором – наличие оснований для взыскания исполнительного сбора.

Основными причинами неисполнения требований исполнительного документа являются обжалование судебного или иного акта, на основании которого выдан исполнительный документ в вышестоящую инстанцию, отсутствие возможности (тяжелое материальное положение) исполнить требование. Во всех случаях ссылка заявителей на обжалование судебного акта или исполнительного документа не принимается судами в качестве доказательства обоснованности требований, поскольку в данном случае должник может одновременно обратиться с заявлением о приостановлении исполнительного производства.

Помимо указанных выше причин для отказа в удовлетворении требований об оспаривании решений и действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя, можно также указать на вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора по истечении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа при наличии реальной возможности исполнить требования исполнительного документа и отсутствии обстоятельств, свидетельствующих об уважительных причинах неисполнения требований.

В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, перечисленные в ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также применять меры принудительного исполнения, предусмотренные ст. 68 Закона.

Наиболее часто заявителями обжалуются такие действия судебных приставов-исполнителей, как обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства, наложение ареста на имущество должника, запрет регистрационных действий, временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации. В некоторых случаях действия судебного пристава-исполнителя признавались судами незаконными в связи с преждевременным применением тех или иных мер принудительного исполнения.

Правомерность применения мер принудительного исполнения в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, является основанием для отказа в эффективном оспаривании действий и решений судебного пристава-исполнителя.

Однако чаще всего взыскателями оспаривается бездействие судебных приставов-исполнителей, допускаемое при исполнении решений суда.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» основными задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Бездействие может быть вызвано как причинами, не зависящими от судебного пристава-исполнителя, так и субъективными, связанными с ненадлежащим исполнением им должностных обязанностей. Тем не менее, своевременное информирование взыскателя о ходе исполнительного производства во многих случаях может повлиять на снижение количества поданных жалоб.

Основаниями удовлетворения судами заявлений данной категории явились непринятие судебными приставами-исполнителями предусмотренных законодательством об исполнительном производстве мер для своевременного, полного и правильного исполнения судебного решения: непринятие мер по направлению необходимых запросов; несвоевременное совершение исполнительных действий; непринятие мер по направлению сторонам исполнительного производства постановлений, принимаемых судебным приставом-исполнителем.

При рассмотрении заявлений об обжаловании бездействия судебного пристава-исполнителя суд устанавливает факт нарушения прав заявителя. В случаях, когда судом в ходе рассмотрения дела было установлено, что судебным приставом-исполнителем принимаются необходимые меры к исполнению исполнительного документа, что подтверждалось соответствующими доказательствами, в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным бездействия суды отказывают.

Видео (кликните для воспроизведения).

Выход за пределы двухмесячного срока совершения исполнительных действий, предусмотренного ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не может расцениваться в качестве безусловного основания для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, поскольку превышение срока исполнения исполнительного документа было обусловлено особенностями ведения исполнительного производства, связанными с необходимостью розыска имущества должника в целях исполнения требований исполнительного документа, отсутствием у должника имущества, на которое возможно обратить взыскание, а также установленной возможностью исполнения только путем обращения взыскания на периодические выплаты должнику из его заработной платы.

Источники

Подсудность обжалования постановления судебного пристава исполнителя
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here