Отличие административного задержания от уголовно процессуального

Полезное по теме: "Отличие административного задержания от уголовно процессуального" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Отличия административного и уголовно-процессуального задержания

А: Мера обеспечения производство по делу об АП

У: мера поцес. Принуждения, относящаяся к неотложным следственным действиям

А: на основании совершения АП в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об АП, исполнения постановления по дуелу об АП и соблюдения определенных условий

У: по подозрению в совершении П, за которые м.б. назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии оснований (когда лицо застигнуто при совершении П, или непосредственно после его совершения. Когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившего П, когда на этом лице или его одежде, вещей находящемся при нем или в его жилище обнаружены явные следы П, при наличии других данных, дающих основание подозревать лицо в совершении П, оно может быть задержано если это лицо пытается скрытся, не имеет ПМЖ, не установлена его личность.

А: ст 27.3-27.6 КРФоАП

У:глава 12 УПК РФ

А: ч1 ст 23КРФоАП и приказ МВД от 05.05.12

У: Орган дознания, дознователь, следователь

А: спец помещение при ДЖ

У: под стражей в ИВС

А: По просьбе задержанного в кратчайщий срок родственники, администрация по месту работу (учебы), защитник. Несовершеннолетнего –обязательно родители, военнослужащего – военная полиция или его в/ч

У: следователь, дознователь сообщает прокурору в письменном виде в течении 12 часов с момента задержания лица. Письменно или телефоном 1 из близких родственников. Военнослужащего – командование ВС. Иностранца – посольство или консульство. Несовершеннолетнего –родители или представители

А: Протокол об Админ задержании

У: протокол задержания (в срок не более 3х часов после доставления лица в орган дознания, дознователи или следователю) подозреваемый д.б. допрошен не позднее 24 часов с момента задержания

А: не более 3х часов с возможным продлением до 48 часов

У: не более 48 часов с возможностью продления до 72 часов

Порядок и условия содержания подозреваемого, обвиняемого под стражей

Пивод

. В случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель могут быть подвергнуты приводу. Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю или в суд. При наличии причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лица, указанные в части первой настоящей статьи, незамедлительно уведомляют орган, которым они вызывались. Постановление дознавателя, следователя, судьи или определение суда о приводе перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью на постановлении или определении. Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом. Привод производится органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, а также судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов — на основании постановления суда.

Предварительное расследование

Предварительное расследование — вторая стадия уголовного процесса, следующая за стадией возбуждения уголовного дела. [1] Органы предварительного расследования обязаны выяснить обстоятельства совершенного преступления: личность обвиняемого; степень его вины; мотив преступления; размер причиненного ущерба; причины и условия, способствующие совершению преступления и др. Установление названных обстоятельств и их оценка являются предварительными, поскольку лицо в соответствии со ст.49 Конституции Российской Федерации может быть признано виновным только вступившим в законную силу приговором Суда.

Задачи предварительного расследования

быстрое и полное раскрытие преступления

изобличение виновных путем сбора достаточного количества доказательств

выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления

принятие мер по обеспечению возмещения материального ущерба (розыск и изъятие похищенного и т. д.) бщим условием предварительного расследования является место производства предварительного расследования. В соответствии со ст. 152 ч. 1 УПК предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Им может быть место происшествия — дом, квартира, улица, дорога, местность и т. п., населенный пункт, район, область, на территории которых произошло событие преступления. [4]

Предварительное расследование может проводиться по месту окончания преступления (ч. 2 ст. 152 УПК), месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них (ч. 3 ст. 152), местонахождению обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 4 ст. 152). [4]

Местом производства предварительного расследования считается также учреждение, в котором работает следователь или дознаватель, их рабочее место.

Виды следственных действий

виды следственных действий: осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров, допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, производство экспертизы. Следует отметить, что вопрос о системе следственных действий остается спорным в уголовно-процессуальной науке.3 Иногда к следственным действиям относят также задержание подозреваемого, наложение ареста на имущество, получение образцов для сравнительного исследования, а некоторые следственные действия, например, контроль и запись переговоров — следственными действиями не считают. Следственные действия могут быть классифицированы на виды по различным критериям: субъектам, составу участников, степени применяемого принуждения, условиям их производства и др. Так, в законе выделяется понятие неотложных следственных действий (п. 19 ст. 5, ст. 157), следственных действий, проводимых с участием и без участия понятых (ч. 1, 2 ст. 170).

Общие правила производства

3. В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия, могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.. В случае участия понятых следователь перед началом следственного действия разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные статьей 60 настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Суд прекратил дело об административном правонарушении

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Раздел I. Общая часть

Глава 7. Меры процессуального принуждения

§ 2. Задержание подозреваемого и обвиняемого

Задержание подозреваемого – это неотложная мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 5 ст. 11 УПК).

Фактическое задержание (захват) – это конкретные принудительные физические действия по нейтрализации вероятного преступника, лишении его свободы передвижения (п. 15 ст. 5). Фактический захват может быть элементом уголовно-процессуального задержания, если он завершается кратковременным содержанием под стражей подозреваемого.

Уголовно-процессуальное задержание надо отличать от административного задержания, которое регламентируется КоАП РФ и применяется по делу об административном правонарушении, а также от задержания, предусмотренного Уголовно-исполнительным кодексом РФ (ч. 2 ст. 30).

В отличие от меры пресечения в виде заключения под стражу задержание характеризуется признаками неотложности и кратковременности.

В силу неотложности задержание производится лишь на начальном этапе уголовного преследования без санкции прокурора или суда. Поэтому нельзя дважды задержать подозреваемого или обвиняемого по тем же самым основаниям, так как после первого задержания не­отложность ситуации расследования утрачивается.

Задержание должно быть кратковременным. До судебного решения никто не может быть подвергнут задержанию на срок более 48 часов с момента фактического задержания (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, ч. 1 ст. 10 УПК).

Задержание делится на две разновидности: задержание обвиняемого и задержание подозреваемого.

Задержание обвиняемого — это неотложная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит в кратковременном содержании под стражей обвиняемого в целях незамедлительного доставления его в суд для рассмотрения ходатайства органов уголовного преследования об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 3 ст. 210 УПК). Основанием для задержания обвиняемого является необходимость рассмотрения в суде обоснованного ходатайства следователя об избрании в отношении разыскиваемого обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Цель состоит в незамедлительном доставлении обвиняемого в суд для рассмотрения указанного ходатайства. В качестве мотива выступает опасение, что обвиняемый уклонится от явки в судебное заседание. Условием служит вынесение обоснованного постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а в исключительных случаях — обвинительного акта.

Задержание подозреваемого предусмотрено гл. 12 УПК представляет собой не­отложную меру процессуального принуждения, содержание которой состоит в кратковременном содержании под стражей лица с целью установить его причастность к совершению преступления и необходимость применения меры пресечения в виде заключения под стражу.

Закон предусматривает четыре основания для задержания подозреваемого (ст. 91 УПК).

1. Лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения.

2. Потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление.

3. На этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

4. Имеются иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления. Эти данные — менее весомые доказательства виновности, нежели явные следы преступления (сходство внешности подозреваемого с описанием преступника, явка с повинной, показания лиц, не являющихся очевидцами, и т. д.).

По данному основанию задержание возможно при наличии одного из четырех дополнительных условий: если это лицо пыталось скрыться, не имеет постоянного места жительства, не установлена личность подозреваемого или в суд направлено ходатайство об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Цели задержания подозреваемого логически вытекают из оснований его освобождения (ст. 94 УПК). Задержание предназначено для: 1) проверки подозрения — установления причастности или непричастности лица к совершению преступления; 2) определения оснований для применения меры пресечения в виде заключения под стражу.

Мотивами задержания являются опасения, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, может воспрепятствовать производству по делу: скрыться, продолжить преступную деятельность или помешать установлению истины (угрожать свидетелю, иным участ­никам процесса, уничтожить доказательства).

Условия задержания подозреваемого разделяются на общие и специальные. Общими условиями процессуального задержания (как и применения всех мер процессуального принуждения) являются: 1) наличие возбужденного уголовного дела; 2) надлежащий субъект применения этой меры; 3) надлежащий объект задержания — задерживаемое лицо.

Специальное условие задержания вытекает из его цели — определить необходимость заключения под стражу. Задержание допускается лишь при подозрении в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (ст. 91). Вторым специальным условием задержания является соблюдение дополнительных требований, связанных со служебным иммунитетом отдельных категорий должностных лиц (ст. 449).

Процессуальный порядок задержания складывается из следующих этапов (ст. 92 УПК).

1) Фактическое задержание (захват), доставление подозреваемого и вынесение постановления о возбуждении уголовного дела. С момента фактического задержания исчисляется 48 часовой срок кратковременного содержания под стражей, и защитник допускается к участию в деле.

2) В срок не более трех часов с момента доставления должен быть составлен протокол задержания, который является основанием для помещения подозреваемого под стражу. Копия протокола вручается подозреваемому по его просьбе.

3) В течение 12 часов с момента задержания уведомляются о произведенном задержании: прокурор, близкий или иной родственник подозреваемого [1] , командование воинской части (если подозреваемый является военнослужащим), представительство иностранного государства (если подозреваемый является его гражданином или подданным), защитник подозреваемого, который должен располагать информацией о месте или о перемене места содержания задержанного.

4) Не позднее 24 часов с момента фактического задержания подозреваемому должна быть предоставлена возможность дать показания в присутствии защитника, если он добровольно от него не отказался. До начала допроса подозреваемый имеет право на свидание с защитником продолжительностью не менее 2 часов.

5) Содержание подозреваемого под стражей регламентируется законом РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года. Условия содержания не должны причинять подозреваемому дополнительных лишений или преследовать цель незаконно воздействовать на него. Встречи оперативного работника с подозреваемым допускаются только по письменному разрешению лиц, в производстве которых находится уголовное дело.

Читайте так же:  Окончание производства по административному делу

6) Задержание подозреваемого завершается одним из трех решений:

Освобождением подозреваемого в связи с неподтверждением подозрения, отсутствием оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, незаконностью задержания или истечением срока задержания.

Применением меры пресечения в виде заключения под стражу.

Продлением срока задержания судом не более чем на 72 часа для предоставления органами уголовного преследования дополнительных доказательств, подтверждающих необходимость заключения под стражу.

[1] При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с санкции прокурора может не производится, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним (ч. 4 ст. 96 УПК).

Отличие процессуального задержания от административного

Кроме того, законодатель ясно трактует задержание как меру процессуального принуждения, не включая при этом в раздел IV УПК, ни одно из тех принудительных действий, которые принято именовать следственными (обыск, выемка и т.д.). Принуждение в уголовном судопроизводстве — понятие более широкое, чем меры процессуального принуждения.

По сути, это то же самое, что и задержание при совершении уголовного преступления, потому что порядок процедуры, прописанный в законе «О полиции» идентичен для обоих нарушений (но дальнейшие меры наказания при УП намного строже). Административное задержание: определение, статья КоАП РФ, сроки, основания и другие нюансы вы найдете в этой статье.

Задержание в соответствии с уголовно-процессуальным закон

При этом следует отметить, что КоАП РФ не содержит нормы, определяющей обязанности лиц, подвергнутых административному задержанию.

Анализируется сущность и значение задержания подозреваемого в современном уголовном судопроизводстве, рассмотрены проблемы разграничения фактического и юридического задержания подозреваемого, основания для разграничения уголовно-процессуального и административного задержания. Исследуются такие понятия, как «задержание обвиняемого», «захват», «доставление».

Следует также отметить внешнюю схожесть и близость в названиях некоторых мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении с административно-предупредительными мерами.
Этот же срок требуется, когда в отношении вас уже заведено дело о правонарушении и потенциальное наказание — административный арест.

Доставление. Административное задержание. Привод

Общность всех видов административного принуждения очевидна. Задача данной статьи состоит в том, чтобы выяснить их различия.

От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер.

Этот вид наказания часто путают с админзадержанием, но разница между ними огромная. Административный арест – это наиболее строгое наказание во всем административном праве. Он применяется только в самых исключительных случаях за определенные административные правонарушения. Срок административного ареста составляет те самые пятнадцать суток. И назначается это наказание судом.

Первому подвергаются лица, совершившие административные проступки, а уголовно-процессуальному – совершившие преступления, причем такие, за которые может быть назначено лишение свободы.

Меры процессуального принуждения — задержание подозреваемого

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Задержание транспортного средства. Запрещение эксплуатации транспортного средства.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что само по себе то обстоятельство, что задержанное лицо не было впоследствии привлечено к административной ответственности и не предстало перед судом, не обязательно означает, что задержание было незаконным и нарушало требования Конституции РФ и международного законодательства.

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Требования, обусловливающие правомерность задержания, не предполагают, что компетентное должностное лицо уже в момент задержания должно иметь доказательства, достаточные для разрешения дела по существу.

При отсутствии одного из этих элементов судья может признать незаконным факт задержания гражданина. Исключение — отказ лица подписать документ. Об этом делается отметка в протоколе.

Ссылайтесь на 51 статью Конституции и помалкивайте. Юрист проверит основания задержания, поможет грамотно выстроить линию защиты.

Что такое административный арест

Но правового акта, который бы устанавливал все возможные основания, сроки, исчерпывающий перечень органов и должностных лиц, которым предоставлено право производить задержание, и основные правила применения этой меры, к сожалению, нет.

Перечень органов, должностные лица которых уполномочены осуществлять административное задержание, является исчерпывающим (часть 1 комментируемой статьи). Только в помещениях этих органов могут быть оборудованы комнаты для административных задержанных.

В протоколе должны быть указаны следующие данные: кем составлен протокол; дата и время составления протокола; фамилия, имя, отчество подозреваемого; дата и время фактического задержания; преступление, в котором лицо подозревается; основания задержания; мотивы задержания, результаты личного обыска.

Также в срок не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого дознаватель или следователь обязаны уведомить об этом кого-либо из ближайших родственников задержанного.

Живой интерес к вопросам уголовно-процессуального задержания в науке уголовного процесса не утихает. Он вызван не только серьезным ограничением этой мерой конституционных прав человека, но и нежеланием законодателя урегулировать ряд вопросов, поднимаемых в науке уголовного процесса и правоприменительной практике.

Здесь указываются наиболее важная информация о нарушителе, причины, по которым было произведено задержание. Правильно составленный протокол об административном задержании – основа правомерности последующих действий: признание виновности в проступке, назначение положенного наказания.

Она не может подменять сведения, сообщенные подозреваемым на допросе, который предусмотрен после задержания именно для получения доказательственной информации и сопряжен с мероприятиями по обеспечению прав и законных интересов допрашиваемого.

Задержание подозреваемого и обвиняемого

Фактический захват (фактическое задержание) представляет собой конкретные принудительные физические действия по лишению вероятного преступника свободы передвижения (п. 15 ст. 5 УПК). Фактический захват может быть элементом процессуального задержания. Однако фактическое задержание бывает и не связанным с уголовно-процессуальным.

Меры мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях также весьма схожи с мерами административного пресечения.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются разновидностью мера административного принуждения. Мотивы – по каким причинам должностное лицо приняло решение о задержании. Здесь только 2 варианта – рассмотрение дела и выполнение постановления. Если веская причина отсутствует – это незаконное задержание и недействительный протокол.

Некоторые из этого списка никак не могут быть задержаны (президент). Но к остальным может быть применена такая мера с разрешения соответствующего органа при обнаружении на месте преступления.

Читайте так же:  Надзорная инстанция по административным делам

Существуют две разновидности задержания: в порядке административного и уголовно-процессуального законодательства.

Так, в частности, целями административного наказания, в отличие от указанных выше целей мер обеспечения производства по делу, являются предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное задержание — что делать?

Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого не известно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Видео (кликните для воспроизведения).

Порядок задержания подозреваемого предусмотрен ст. 92 УПК. Протокол задержания должен быть составлен органом дознания, дознавателем, следователем не позднее трех часов с момента доставления задержанного. Гражданин может потребовать от полицейского сообщить о произошедшем его родственникам и адвокату (при наличии). Задержанному следует воспользоваться законным правом на получение копии протокола: сотрудники правоохранительных органов не обязаны предоставлять этот документ, если гражданин сам не потребовал.

Личный обыск подозреваемого при задержании производится без вынесения постановления о производстве обыска. Результаты личного обыска отражаются в протоколе задержания. Личный обыск подозреваемого производится должностным лицом одного с ним пола.

Комментарий к Ст. 27.3 КоАП РФ

Задержание, как мы уже выяснили, обоснованное кратковременное ограничение конституционных прав и свобод человека, а именно свобода передвижения, которое чаще реализуется через принуждение. Но уголовно-процессуальное задержание должно быть детально проработанной процедурой, со своим четкими правилами и порядком и условиями применения.

Задержание препятствует противоправной деятельности и позволяет в деловой обстановке уточнить обстоятельства нарушения, выяснить личность нарушителя, составить соответствующие документы, на основании которых будет решаться вопрос о применении иных мер принуждения или общественного воздействия.

Административное задержание: основания, протокол, срок

В чем разница между административным задержанием и административным арестом? В каких моментах может быть применено то или иное наказание? И что же такое эти пресловутые пятнадцать суток, о которых не наслышан может быть только ребенок. Об этом поговорим в нашей статье.

Про звонок мы уже сказали — это важно! П. 7 ст. 14 Закона о полиции — не позже трех часов после того, как вас задержали, у вас есть право позвонить близким, рассказать им, где находитесь, и попросить позвать защитника.
В качестве защитника допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным адвокатским образованием, а полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, — доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ч. ч. 2, 3 ст. 25.5 КоАП РФ).

Порядок и сроки административного задержания, задержания подозреваемого в порядке УПК

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание вправе осуществлять:

должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы), КоАП (передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания), а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;

должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 КоАП (нарушение правового режима контртеррористической операции);

судебные приставы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26 (нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений), 17.3 (неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов), 17.8 (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава), 17.8.1 (незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний), 17.9 (заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод), 17.14 (нарушение законодательства об исполнительном производстве), 17.15 (неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера), 17.16 (клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава), частями 1 (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП) и 4 (уклонение от отбывания обязательных работ) статьи 20.25 КоАП, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

Читайте так же:  Административный иск о неисполнении решения суда

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Порядок задержания подозреваемого в соответствии с УПК следующий.

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены следующие права:

знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;

давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 УПК (показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде);

пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных статьями 91 (основания задержания подозреваемого) и 92 (порядок задержания подозреваемого) УПК, применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;

заявлять ходатайства и отводы;

давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

пользоваться помощью переводчика бесплатно;

знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;

приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;

защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания, а также в соответствии с требованиями статей 189 (общие правила проведения допроса) и 190 (протокол допроса) УПК. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 2 статьи 91 УПК).

Согласно части 2 статьи 94 УПК по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания.

54. Задержание подозреваемого: основания, условия, порядок, сроки. Его отличие от административного задержания.

Задержание подозреваемого – комплексная мера воздействия на личность, сочетающая в себе элементы принуждения и следственного действия и заключающаяся в кратковременном ограничении свободы при отсутствии судебного решения сроком до 48 часов и с правом его продления судьей районного суда, но не более чем до 72 часов, с помещением лица, подозреваемого в совершении преступления, в изолятор временного содержания (ИВС).

Общим условием задержания подозреваемого в порядке ст. 91 УПК является подозрение в совершении этим лицом преступления, за которое в соответствии с уголовным законом может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Субъектами задержания граждан по подозрению в совершении преступления являются:

1) орган дознания;

Основания задержания подозреваемого — информация, свидетельствующая о возможной причастности лица к совершению преступления.

Лицо может быть задержано при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения. Хрестоматийным примером задержания по этому основанию является обнаружение лица в помещении, в котором сработала охранная сигнализация;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление. По этому основанию обычно задерживают лиц, подозреваемых в совершении так называемых уличных или бытовых преступлений;

Читайте так же:  Акт по административному правонарушению найти

3) когда на этом лице (имеется в виду тело человека в целом) или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Чаще всего это основание используется для задержания лиц, подозреваемых в совершении незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, наркотических средств или психотропных веществ.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления (например, при наличии словесного портрета), оно может быть задержано, если:

1) пыталось скрыться;

2) не имеет постоянного места жительства;

3) не установлена его личность;

4) может быть заключено под стражу в связи с направлением следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд ходатайства об избрании в отношении указанного лица данной меры пресечения. Типичным примером задержания лиц по данному основанию является установление их личности по ориентировкам органов предварительного расследования.

Мотивы задержания подозреваемого заключаются в достижении правоограничительных целей в интересах решения задач уголовного процесса. К ним относится пресечение попыток этого лица:

1) скрыться от органов предварительного расследования или суда;

2) воспрепятствовать установлению объективной истины по уголовному делу путем угроз свидетелю и другим участникам уголовного процесса, уничтожения следов преступления и т.д.;

3) продолжать в дальнейшем преступную деятельность;

4) воспрепятствовать исполнению обвинительного приговора.

Процессуальное оформление задержания заключается в составлении протокола задержания лица, форма и содержание которого должны отвечать требованиям ст. 166 и 167 УПК.

В соответствии со ст. 92 УПК после доставления лица, подозреваемого в совершении преступления, в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания подозреваемого, подписанный лицом, его составившим, и задержанным.

В протоколе должны быть сведения о:

1) дате и времени составления протокола;

2) дате, времени, месте, основаниях и мотивах задержания;

3) результатах личного обыска, осуществленного в порядке ст. 93 и 184 УПК;

4) разъяснении подозреваемому лицу прав, предусмотренных ст. 46 УПК, удостоверенном его подписью;

5) иных фактических обстоятельствах задержания, например попытках скрыться или оказания сопротивления.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46, ст. 189 и 190 УПК.

До начала допроса лица, подозреваемого в совершении преступления, ему по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства следственных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше двух часов может быть ограничена дознавателем или следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

Таким образом, уголовно-процессуальное задержание подозреваемого — сложное по своему содержанию действие, состоящее из:

1) фактического задержания (или захвата), направленного на незамедлительное доставление лица для разбирательства;

2) доставления лица обычно в органы внутренних дел, которые обязаны непосредственно разбираться с правонарушителем и его деянием;

3) административно-правового задержания сроком до трех часов, цель которого — разбирательство должностного лица с доставленным лицом по поводу совершенного им деяния с признаками преступления или иного правонарушения. В его рамках должностное лицо должно:

а) получить от доставивших правонарушителя лиц заявления, объяснения или рапорты с изложением обстоятельств фактического задержания и оснований доставления лица;

б) установить личность доставленного для разбирательства;

в) получить от доставленного лица объяснение по поводу фактического задержания;

г) определить из полученных и составленных документов, содержит ли деяние признаки преступления или иного правонарушения;

д) решить вопрос о необходимости немедленного возбуждения уголовного дела;

е) принять решение при наличии возбужденного уголовного дела о процессуальном задержании доставленного или отобрании у него обязательства о явке либо о применении к нему меры пресечения, не связанной с помещением в специализированное учреждение;

4) собственно уголовно-процессуального задержания, сущность и содержание которого заключаются в помещении задержанного лица в ИВС.

Согласно ст. 96 УПК дознаватель или следователь в течение 12 часов с момента фактического задержания обязаны уведомить:

1) о задержании кого-либо из родственников подозреваемого либо предоставить возможность такого уведомления подозреваемому;

2) о задержании командование воинской части, если подозреваемым в совершении преступления является военнослужащий;

3) посольство или консульство иностранного государства, если подозреваемым является его гражданином или подданным.

При необходимости сохранения в интересах расследования в тайне факта задержания совершеннолетнего подозреваемого уведомление соответствующих лиц с согласия прокурора может не производиться (ст. 96 УПК).

Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если:

1) в отношении его судом не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо

2) суд не продлил срок задержания подозреваемого.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента фактического задержания, то подозреваемый немедленно должен быть освобожден постановлением начальника места его содержания. О своем решении он обязан уведомить орган дознания или следователя и прокурора.

Видео (кликните для воспроизведения).

При освобождении лицу выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан; дата, время, место и основания задержания; дата, время и основания освобождения. Если в деле имеется решение суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого решения также выдается лицу при освобождении (ст. 94 УПК).

Источники

Отличие административного задержания от уголовно процессуального
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here