Освобождение от административной ответственности юридического лица

Полезное по теме: "Освобождение от административной ответственности юридического лица" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Административное право России

Освобождение от административной ответственности

Основания освобождения от административной ответственности, предусмотренные КоАП РФ, можно подразделить на: а) общие и б) специальные, связанные с возрастом физического лица либо его определенным поведением.

Общим основанием является малозначительность совершенного административного правонарушения. Согласно ст. 2.8 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело, могут освободить лицо, совершившее такое правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В Кодексе не указаны критерии малозначительности, хотя очевидно, что характер правонарушения определяется с учетом всех фактических обстоятельств его совершения. В частности, как следует из постановления Высшего Арбитражного Суда от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при малозначительности отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям. Не могут свидетельствовать о малозначительности административного правонарушения обстоятельства, связанные с личностью нарушителя, его имущественным положением, его действиями по устранению последствии правонарушения, возмещение причиненного ущерба.

Условиями освобождения от административной ответственности по этой статье являются: а) наличие в действиях (бездействии) нарушителя состава административного правонарушения; б) его малозначительный характер; в) принятие решения об освобождении от административной ответственности судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным решать дело об административном правонарушении. Объявленное при этом замечание не является мерой административного принуждения, влекущей за собой какие-либо юридические последствия. Иными словами, лицо считается не привлекавшимся к административной ответственности со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Оно находится за пределами понятия повторности административного правонарушения и не может учитываться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

К специальным основаниям относится прежде всего возраст лица, совершившего административное правонарушение, физическое лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с учетом: а) его возраста; б) конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения; в) данных о лице, совершившем правонарушение.

Решение об освобождении может быть принято комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав с применением к правонарушителю меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Другие специальные основания освобождения от административной ответственности предусмотрены за правонарушения, связанные с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

Лицо освобождается от административной ответственности, если оно, во-первых, добровольно сдало указанные средства, а также их аналоги; во-вторых, обратилось в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением таких средств без назначения врача: в-третьих, если лицо, признанное больным наркоманией, согласилось на направление его на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ, совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность деяния. К ним относится, в частности, крайняя необходимость. Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

73. Освобождение от административной ответственности.

Основания освобождения от административной ответственности

Есть ситуации, когда правонарушение совершено, формально есть все признаки состава, однако лицо освобождается от административной ответственности.

Малозначительность деяния статья 2.9 КоАП. Нет расшифровки, ограничивается узким замечанием. Понятие действие или бездействие, короче формально содержит признаки правонарушения, но с учетом тяжести последствий, характера вреда, характеристики субъекта не представляет существенной угрозы общественным интересам. Вне судебные органы опасаются применять эту статью во избежание подозрений.

Истечение сроков давности статья 4.5 КоАП. 2 или 3 месяца. 3 месяца если рассматривает суд; 2 если не судебный орган. Исчисляется с момента совершения. До момента вынесения постановления. Специальные сроки, по отдельным составам срок увеличен до 1 года. Раньше это было исключение, сейчас этот перечень расширяется. 2 года за нарушение таможенного законодательства и 6 лет за нарушение законодательства противодействия коррупции. При истечении сроков производство по делу прекращается. В длящихся с момента обнаружения либо окончания.

Декриминализация деяния. Отмена закона, устанавливающего ответственность.

Акт амнистии. Редкое основание. Также как в УП.

Военнослужащих и правоохранительных служащих. Статья 24.5 часть 2 КоАП РФ. Есть случаи, когда несут ответственность на общих основаниях, а есть когда заменяется на дисциплинарную.

Крайняя необходимость. Причинение лицом вреда охраняемой интересам для устранения опасности непосредственно угрожающей личности, правам данного лица или других лиц, либо охраняемой интересам общества или государства (статья 2.7 КоАП). Более точно говорить не об освобождении от ответственности, а об отсутствии правонарушения признака противоправности. В КоАПе Нет института необходимой обороны (мало посягательств на личность, могут быть вписаны в конструкцию крайней необходимости ст. 2.7).

74. Производство по делам об административных правонарушениях: общая характеристика.

Производство по делам об административных правонарушениях— это деятельность уполномоченных субъектов публичной норы осуществляемая в процессуальной форме, направленная на виновных, привлечены к административной ответственности, а также деятельность физических и юридических лиц, участвующих в этой деятельности.

Признаки полноценного юридического процесса (смотри выше).

Цели и задачи. Выяснение обстоятельств каждого дела, его разрешение, обеспечение исполнения вынесенного решения.

Принципы производства. Правила о языке (24.2 КоАП), открытость, презумпция невиновности, равенство, состязательность.

Круг участников и их правовое положение.

Система совершаемых действий и их последовательность. Стадии и этапы. Регламентирован маршрут движения.

Сроки совершаемых действий. И отдельных действий тоже.

Процессуальные расходы и порядок их возмещения.

Виды доказательств и условия их использования.

Подведомственность дел и гласность действий.

Содержание и порядок оформления процессуальных документов.

Виды и порядок применения пер процессуального принуждения.

Разделы 3, 5 КоАП РФ (главы 22-32)

Законы субъектов РФ. Кто составляет протоколы по региональным составам и кто рассматривает дела по региональным составам. Сама форма и сроки — субъекты менять не вправе.

Глава 25 АПК РФ. Отдельные виды правонарушений по первой инстанции рассматривают арбитражные суды (§1 главы 25), в арбитражные суды об жалуются решения, вынесенные во внесудебном порядке (§2 главы 25). Возникает конкуренция норм: в судах общей юрисдикции ГПК не применяется, рассматривается только по КоАПу.

Читайте так же:  Решения апелляционной инстанции по административным делам

ФЗ об исполнительном производстве. Применительно к применению отдельных административных наказаний (в каком порядке судебные приставы взыскивают штрафы)

Ряд под законных актов, принятых восполнение КоАПа. (Постановления)

39.Освобождение от административной ответственности

Административная ответственность, наряду с другими формами государственного принуждения, основанными на праве, является важнейшим правоохранительным средством государства по упорядочению и охране общественных отношений в области управления. Вместе с тем законодательство Республики Беларусь, базируясь на принципах демократизма, гуманизма, предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших административные правонарушения, от юридической ответственности. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях устанавливает основания, условия и порядок освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.

Основаниями освобождения от административной ответственности являютсяхарактер правонарушения и личность правонарушителя. Из содержания статей КоАП логично следует, что при освобождении от административной ответственности должны быть учтены все объективные и субъективные стороны состава правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Условиями освобождения от административной ответственности являются: наличие в действиях (бездействии) нарушителя состава административного правонарушения; целесообразность применения административного взыскания к лицу, его совершившему.

Так, согласно ст.8.2 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, ведущий процесс, могут освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности.

Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от ответственности при наличии следующих смягчающих обстоятельств:

· предотвращение вредных последствий правонарушения;

· добровольное возмещение или устранение причиненного вреда;

· наличие на иждивении малолетнего ребенка;

· совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;

· совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу определенной зависимости;

· совершение правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет, беременной женщиной.

Лицо, совершившее правонарушение, по требованию потерпевшего либо его законного представителя освобождается от ответственности, если примирилось с ним.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, другие лица, на которых распространяются действия дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, могут быть освобождены от административной ответственности с передачей материалов для решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности (за исключением отдельных случаев – ст.8.5 КоАП).

Физическое лицо, заболевшее после наложения на него взыскания психической или иной тяжелой болезнью, может быть освобождено от взыскания, или оно может быть заменено более мягким.

Принимать решения об освобождении от административной ответственности может только орган (должностное лицо), рассматривающий дело по существу. Освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Последствия – устное замечание, которое не влечет за собой никаких правовых последствий. Освобождение от административной ответственности может также проявляться в ее замене мерами общественного воздействия либо другим видом ответственности.

Лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.

Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением (необходимая оборона, крайняя необходимость, причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение, обоснованный риск, невменяемость лица во время совершения противоправного действия либо бездействия).

Ограничение административной ответственности может выражаться в отношении определенных субъектов, совершивших административные правонарушения, но к ним не может применяться любое взыскание, предусмотренное за данное правонарушение. Так, административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, и лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам первой и второй групп, военнослужащим и др.

Не подлежат ответственности за административные правонарушения иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции в Республике Беларусь.

Освобождение от административной ответственности.

Ст. 2.3,2.7,2.8,2.9, — предусматривают основания для освобождения от административной ответственности.

Общие основания — малозначительность, крайняя необходимость, невменяемость.

Освобождение от отв-ти несовершеннолетнего с учетом особых(конкретных) обстоятельств.

Крайняя необходимость — это действия для устранения опасности, угражающей кому-либо или чему-либо.

опасность д.б. не мнимой, а реальной, не в будущем, а в настоящий момент.

опасность не могла быть устранена другими средствами.

причиненный вред д.б. менее значительным чем предотвращенный.

Невменяемость – это состояние при котором лицо не осознает факты , характер и противоправность своих действий. К смягчающим обстоятельствам относят: раскаяние, предотвращение последствий, добровольное возмещение ущерба, состояние аффекта, несовершеннолетний.

Отягчающие обстоятельства – продолжаемость, повторность, совершение прест.при стихийном бедствии, в состоянии алкогольного опьянения.

Неоднократность – это более 2-х однородных правонарушений.

Повторность – это совершение одним и тем же лицом однородного правонарушения, в течение года.

Злостность – это упорное нежелание субъекта подчиняться неоднократным требования компетентного лица.

Систематичность – это совершении в течении года правонарушения несколько раз в одной и той же сфере.

Продолжаемость – это совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений.

Освобождение от административной ответственности

Административное правонарушение (проступок) есть посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Понятие и признаки административного правонарушения

В юридической литературе основания административной ответственности подразделяются на два вида: нормативные и фактические.

Отсутствие нормативной основы исключает какую-либо противоправность, наличие самого состава административного проступка. То или иное действие или бездействие становится противоправным лишь тогда, когда оно закреплено нормой права, и таковым оно будет вплоть до полной отмены нормы.

Однако одних нормативных оснований еще недостаточно для того, чтобы возникло конкретное правоотношение ответственности. Нормативные основания предполагают лишь ее возможность. Необходимы еще юридические факты, с которыми в правовой науке и связывается возникновение правоотношений. В реальной действительности таких фактических основании для возникновения административной ответственности в связи с ее двусторонним характером как правоотношения необходимо как минимум две группы.

Со стороны виновного в правонарушении таким юридическим фактом будет противоправное деяние, образующее состав административного правонарушения.

Вторая группа фактических основания административной ответственности относится к тем юридическим фактам, которые характеризуют сущность ответной негативной реакции государства (компетентных органов, должностных лиц) на противоправное поведение виновного. В науке права эта группа фактических оснований именуется индивидуальнымиактами.

Таким образом, административная ответственность есть прежде всего результат взаимодействия указанных нормативных и фактических оснований — ее нормативной основы, состава правонарушения и актов о ее применении.

Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности

Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды пенами

Юридическими признаками административного правонарушения являются:

Понятие «деяние» широко применяется в законодательстве, им охватывается два вида поведения правонарушителя: действие либо бездействие, т.е. такое, которое противоречит праву, закону, расходится с ним. Многие административные правонарушения могут совершаться посредством действия, например, мелкие хищение государственного или общественного имущества, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах и т.д., но немало административных проступков совершается в форме бездействия, например, невыполнение правил пожарной безопасности, проявление неуважения к суду, неисполнения должностным лицом требования работника милиции и т.д.

Реальное деяние только тогда считается административным проступком, когда оно содержит все закрепленные в законе признаки. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, природной среде и т.д.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава.

В действующем законодательстве отсутствует понятие «состав административного правонарушения», это научно-логическая конструкция, вытекающая из содержания норм права об административных правонарушениях.

Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев трудового, финансового, предпринимательского, банковского и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступают: права и свободы граждан, государственный и общественный порядок, собственность, установленный порядок управления и др. Каждый конкретный проступок имеет видовой, непосредственный объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство гражданина — при мелком хулиганстве, достоинство, здоровье гражданина — при умышленном причинении легкого телесного повреждения или побоев).

Объективная сторона проступка — это система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих его проявление — действие либо бездействие. Очень часто в составе проступка присутствуют признаки места (общественное место, пограничная зона, железнодорожный путь и др.), времени (ночное, запрещенное и т.п., характера деяния, его систематичность и т.д.)

Субъектом административного проступка является тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок. Все признаки субъекта можно поделить на две группы: общие (их два — достижение 16-летнего возраста и вменяемость), специальные(особенности труда, служебное положение, прошлое противоправное поведение, иные признаки — военнообязанный, иностранец и др.)

Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. И только за отдельные составы правонарушений они несут административную ответственность на общих основаниях (нарушение правил пожарной безопасности, дорожного движения, правил охоты, рыболовства и т.д.). Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают.

Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь.

Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Республики Беларусь иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Республики Беларусь, разрешаются дипломатическим путем.

Законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой концепции законодателя. Действующим законодательством субъектом административной ответственности признаются организации, имеющие статус юридического лица.

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Она включает в себя вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект, и цели, которые он преследовал.

В виду огромного разнообразия и значительной распространенности административных проступков единого критерия их классификации не существует. В качестве его выступает комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правонарушений.

Административная ответственность, наряду с другими формами государственного принуждения, основанными на праве, является важнейшим правоохранительным средством государства по упорядочению и охране общественных отношений в области управления. Вместе с тем законодательство Республики Беларусь, базируясь на принципах демократизма, гуманизма, предусматривает возможность освобождения лиц. совершивших административные правонарушения, от юридической ответственности. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях устанавливает основания, условия и порядок освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.

Основаниями освобождения от административной ответственности являются характер правонарушения и личность правонарушителя. Законодатель не конкретизирует содержание этих понятий. Но из содержания статей КоАП логично следует, чтобы при освобождении от административной ответственности были тщательно учтены все объективные и субъективные стороны состава правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Условиями освобождения от административной ответственности являются: наличие в действиях (бездействии) нарушителя состава административного правонарушения: целесообразность применения к лицу, сто совершившего, административного взыскания.

Принимать решения об освобождении от административной ответственности может только орган (должностное лицо), рассматривающий дело по существу. Освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последствия — устное замечание, которое не влечет за собой никаких правовых последствий.

Освобождение от административной ответственности может также проявляться в ее замене мерами общественного воздействия либо другим видом ответственности.

Лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.

Замена административной ответственности общественным воздействием означает, что лицо, виновное в совершении административного правонарушения, освобождается как от меры взыскания, так и иных последствий, связанных с ее применением. В частности, при квалификации нового аналогичного правонарушения не считается повторным его совершение тем же лицом, оно не рассматривается отягчающим ответственность обстоятельством.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, другие лица, на которых распространяются действия дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут за административные правонарушения дисциплинарную ответственность.

За нарушение правил пожарной безопасности, дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, а также, за административные таможенные правонарушения, за нарушение правил получения, расходования, учета, хранения драгоценных металлов и камней во всех видах либо изделий, их содержащих, а также, сбора и сдачи в государственный фонд их лома и отходов эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. Однако, к указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим срочной службы — и штраф.

Читайте так же:  Куда жаловаться на курение в общественном месте

Вместе с тем КоАП допускает возможность органам (должностным лицам), которым предоставлено право налагать административные взыскания за указанные правонарушения, вместо наложения взыскания передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Законодательством допускается освобождение от административной ответственности лиц, подвергнутых за административные правонарушения взысканиям в виде лишения на определенный срок права управления транспортными средствами или права охоты.

При добросовестном отношении к труду и примерном поведении лица, лишенного на определенный срок права управления транспортным средством или права охоты, орган (должностное лицо), наложивший взыскание, может по истечении не менее половины назначенного срока сократить по ходатайству общественной организации, трудового коллектива, срок лишения указанного права.

Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность действия (бездействия). Это — необходимая оборона, крайняя необходимость, невменяемость лица во время совершения противоправного действия либо бездействия

.

Ограничение административной ответственности может выражаться в отношении определенных субъектов, совершивших административные правонарушения, но к ним не может применяться любое взыскание, предусмотренное за данное правонарушение. Так, административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, и лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам первой и второй групп, военнослужащим и др. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Не подлежат ответственности за административные правонарушения иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции в Республике Беларусь.

| следующая лекция ==>
| Виды административных взысканий

Дата добавления: 2013-12-13 ; Просмотров: 527 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Освобождение от административной ответственности. Основания освобождения от административной ответственности — это предусмотренные КоАП РФ юридические факты

Основания освобождения от административной ответственности — это предусмотренные КоАП РФ юридические факты, при которых судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности, применив к нему иные меры воздействия. Таких оснований два:

1. Малозначительность совершенного административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП); последствием освобождения будет устное замечание.

2. Несовершеннолетие правонарушителя (п. 2 ст. 2.3 КоАП) — возможно только с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, освободить может только комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; последствием освобождения будет применение меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Эти основания следует отличать от обстоятельств, исключающих административную ответственность, к которым относятся факты, перечисленные в ст. 24.5 КоАП:

1. Издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания (амнистию объявляет Государственная Дума).

2. Отмена закона, установившего административную ответственность (обратная сила устраняющего или смягчающего ответственность закона предусмотрена ст. 54 Конституции РФ).

3. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (мы их записали в предыдущем вопросе).

Основания освобождения от административной ответственности необходимо также отличать от обстоятельства, исключающего неправомерность деяния, которым является крайняя необходимость. Согласно ст. 2.7 КоАП не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Литература

1. Конституция РФ. — М.: Юрид. лит., 1993.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. — М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002.

3. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право РФ: Учебник. — М.: ЗЕРЦАЛО, 1996.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9017 —

| 7286 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Освобождение от административной ответственности по КоАП РФ

В этой статье мы напомним вам о том, что представляет из себя административная ответственность, каковы ее разновидности. А главное, познакомим вас со случаями, в которых подобной ответственности можно избежать. Безусловно, лучше всего — не совершать противозаконных действий и не подвергаться присуждению каких-либо санкций, но если вы или ваши близкие все-таки оказались в неприятной ситуации — прочтите нашу статью, она может оказаться полезной.

Административная ответственность — что это

Административные правонарушения преступлениями не считаются, поэтому Административный кодекс предусматривает за них достаточно мягкие наказания. Ответственность, которую они составляют, чаще всего внесудебная. Обратим внимание на то, какие санкции она подразумевает:

  1. Предупреждение. Это официальная бумага, выдаваемая уполномоченным ведомством. Наличие предупреждений у вновь привлекаемого к административной ответственности гражданина может послужить основанием для ужесточения наказания.
  2. Денежная санкция. Размер зависит от совершенного деяния, указывается в соответствующих статьях кодекса.
  3. Возмездная конфискация предмета, при помощи которого нарушение было совершено. Орудие продается с аукциона (выгодность сделки роли не играет), нарушителю возвращаются средства.
  4. Конфискация предмета, при помощи которого было совершено противозаконное деяние, без возврата денег за него.
  5. Лишение некоторых прав. Например, права управлять автомобилем на некоторой срок, лицензии на вырубку леса, рыбалку.
  6. Кратковременный арест. В зависимости от совершенного деяния может иметь продолжительность до месяца.
  7. Выдворение за пределы России. Применимо к иностранным гражданам.
  8. Решение о том, что нарушитель не может работать по некоторым специальностям некоторое время, не может заниматься определенной деятельностью.
  9. Приостановление деятельности в административном порядке.

В каких случаях административной ответственности можно избежать

Самый общий принцип освобождения от законных санкций, предусмотренных административной ответственностью, — совершенное деяние должно быть малозначительным, несерьезным.

Неизбежность нарушения положений кодекса

Административную ответственность могут снять с человека, который совершил правонарушение, которого нереально было избежать. Это может быть защита собственных здоровья и прав, здоровья и прав окружающих людей. Также в качестве примера можно привести защиту интересов государства.

В подобной ситуации непременно должны соблюдаться следующие принципы:

  • Совершенное правонарушение представляет меньший вред, чем то, которое удалось предотвратить.
  • Опасность нельзя было устранить иначе.
Читайте так же:  Обжалование постановления роспотребнадзора об административном правонарушении

Невменяемость

От административных санкций могут освобождаться люди, которые совершали противоправные действия в неадекватном состоянии. Примером являются медицинские диагнозы в области психологии и психиатрии, некоторые стрессовые состояния личности.

Само собой, факт неадекватности в момент совершения противоправного деяния должен быть доказан. Наркотическое или алкогольное опьянение не считается серьезным основанием для освобождения от ответственности, поскольку в такое состояние человек себя вводит осознанно и самостоятельно.

По усмотрению суда/другого уполномоченного органа

Если при тщательном рассмотрении всех факторов, повлиявших на совершение противозаконного деяния, всех обстоятельств и нюансов рассматривающий дело орган сочтет нарушение малозначительным, нарушителя могут освободить от ответственности. В таком случае «наказание» носит воспитательный характер и представляет собой устное предупреждение. Юридических последствий в такой ситуации не будет, а сам нарушитель Административного кодекса будет считаться лицом, которое не подвергалось административному наказанию.

Несовершеннолетние граждане

Когда административные правонарушения совершаются несовершеннолетними (люди старше 16, но моложе 18 уже несут ответственность за свои поступки на юридическом уровне), уполномоченный орган вправе не выносить решений о присуждении какой-либо административной ответственности. Молодые граждане ограничиваются устным предупреждением, их родителям могут назначаться денежные санкции.

Замена наказания

В некоторых случаях статьи КоАП требуют достаточно серьезных санкций за нарушения, которые в своем конкретном случае к серьезным последствиям не привели. Тогда по усмотрению органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, наказание может быть изменено в пользу более мягкого.

Для лиц, находящихся при исполнении своих должностных обязанностей (касается представителей ВС РФ, полиции, ВАИ, МЧС и подобных структур) и совершивших какое-либо административное нарушение, вынесенное наказание может быть заменено на дисциплинарное взыскание по месту работы. Решение за расследующим органом.

Освобождение от административной ответственности

Законом предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности. Это обусловлено как принципами гуманности, так и необходимостью экономии средств государственного принуждения и основывается на тщательном учете всех объективных и субъективных сторон состава правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Есть еще ряд ситуаций по которым привлечение к административной ответственности не состоится, несмотря на наличие административного правонарушения.

Это противоправные действия в условиях крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Законом установлен также ряд обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении:

– отсутствие события административного правонарушения;

– отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

– действия лица в состоянии крайней необходимости;

– издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

– отмена закона, установившего административную ответственность;

– истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

– наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

– смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Давая правовую оценку описанным ситуациям, в которых административная ответственность не наступает, необходимо отличать освобождение от административной ответственности и обстоятельства, исключающие неправомерность деяния.

Есть также и некоторые ограничения применения административной ответственности, которые зависят от тех или иных особенностей субъекта административного правонарушения:

административный арест не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп;

лишение права управления средствами транспорта не применяется к лицам, которые управляют ими в связи с инвалидностью, за исключением ряда случаев (управление в состоянии опьянения и т.д.);

лишение права охоты, конфискация или возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Конституцией Российской Федерации и федеральными законами устанавливаются также особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц).
Понятие, назначение и характерные черты административных наказаний

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Содержание административных санкций – обязанность виновного понести наказание – претерпеть лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие права и свободы, лишающие благ.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административные наказания являются разновидностью административного принуждения. отличающейся своим карательным характером, иными целями от других мер административного принуждения.

К административным наказаниям относят только те мера принуждения, которые установлены КоАП РФ. Только КоАП РФ устанавливает порядок их назначения.

Наказания применяется уполномоченными субъектами на основании принятия ими специального индивидуального акта управления (постановления, решения). Круг этих субъектов значительно шире, чем круг субъектов, применяющих уголовные наказания, в основном, за счет органов исполнительной власти, должностные лица которых выполняют функции следователя, эксперта, имея для этого необходимые специальные знания. Это повышает экономическую эффективность административной юрисдикции по сравнению с уголовной, упрощает ее. Такое упрощение могло бы вызвать отдельные нарушения прав граждан, но оправдывается меньшей общественной опасностью административных нарушений и меньшей суровостью наказаний.

Читайте так же:  Заявление оскорбление личности образец написать прокуратура

72. Производство по делам об административных правонарушениях. Общая характеристика.

Производство по делам об административных правонарушениях– нормативно установленный порядок и формы осуществление юридических (процессуальных действий) по применению мер административного воздействия (мер обеспечения производства + мер наказания) в связи с совершением АПН, а также формы результатов осуществления указанных действий.

2 крупные части:

1. Если производство по делам осуществляется судами – то данная деятельность является судопроизводством.

2. Если эта деятельность осуществляется иными органами – обычная административная деятельность. Для ОИВ регулирование, предусмотренное КоАП – единственное. При рассмотрении дел судами общей юрисдикции положения ГПК применяются по аналогии. Например, КоАП не предусматривает ведение протокола заседания. Вопрос у судов – надо ли им вести? ВС сказал, что применяется ГПК по аналогии – обязательное ведение протокола. В отношении Арбитражных судов субсидиарно КоАПу применяется АПК. АПК указывает, что рассмотрение дел об АПН происходит согласно АПК в соответствии с КоАП. Пример: доп.процессуальный документ – заявление о рассмотрении дела об АПН (аналог искового).

Помимо КоАП нормативную основу составляют:

1. Постановления Правительства, которые определяют порядок применения отдельных мер обеспечения производства. Пример: мед.освидетельствование на установление состояния алкогольного опьянения, порядок задержания ТС и т.д.

— НА, которые определяют порядок применения отдельных мер обеспечения производства. Приказ МВД о порядке осуществления привода.

— Приказы ФОИВ, которыми утверждается перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по делам об АПН.

Появление этих актов обусловлено тем, что КоАП предусматривает правило органа составлять протоколы, но не ясно, кто конкретно может составлять протоколы. Чтобы конкретизировать эти вопросы, каждый ФОИВ принимает соответствующий акт, регламентирующий, кто именно уполномочен составлять.

Каждый ФОИВ, который осуществляет контрольно-надзорные функции и уполномочен составлять протоколы – составляет такой акт. Соотв.акты не затрагивают права и свободы граждан, они лишь конкретизируют субъект внутри органа. Для их утверждения не требуется нормотворческих полномочий => даже ФНС может принять такой акт, не обладая нормотворческими полномочиями.

В отличие от общего подхода к нормативному регулированию, КоАП исчерпывающим образом определяет те подзаконные акты, которые могут быть приняты в соответствии с ним. Тем не менее, на данный момент административные регламенты исполнения гос.функций, особенно в сфере контроля и надзора, включают в себя положения, касающиеся составления протоколов, воспроизводя нормы КоАПа на подзаконном уровне. Вообще это незаконно. И фактически, если нормы из КоАПа переносятся в административный регламент, то всегда идет отклонение. Регламенты переписывают КоАП, как им удобно. Фактически такие примеры есть и МинЮстом зарегистрированы.

Задачи производства:

— всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела,

— разрешение его в точном соответствии с законом

— обеспечение исполнения вынесенного постановления.

Принципы:

— принцип законности. Применяемые в рамках производства меры д.соответствовать установленным КоАПом правилам. Фактически, принцип законности выражается в соблюдении строгой процессуальной формы. Если предусмотрено составление протокола о содержании – он д.б. составлен, указаны все обстоятельства, и только соблюдя все формальные требования, будет соблюдена законность производства.

— оперативность. Вытекает из своевременного разрешения дела. Отличен от производства гражданских и уголовных дел в судах – там главное качество. В административно-деликтном праве объем дел большой и рассматривать их долго невозможно. Протокол составляется немедленно, но не позднее 2 суток, жалоба – в течение 10 дней, дело рассматривается в течение – 15 дней. Срок давности – 2 месяца, при рассмотрении судом – 3. Все направлено на сокращение процесса.

— принцип непосредственности. По общему правилу производство д.вестись в присутствии лиц, являющихся его участниками. Д.б. обеспечена возможность всех лиц явиться и давать показания, участвовать в исследовании доказательств и т.д. Есть общее процессуальное правило – главная обязанность – предоставить возможность участия, но реализация этого права остается на усмотрение участника. Т.е. дело м.б. рассмотрено без правонарушителя, например. Тем не менее, в производстве по делам по АПН тот, кто рассматривает дело, может признать явку лица обязательной и при необходимости подвергнуть его приводу, обеспечив принцип непосредственности принудительно.

— принцип равенства перед законом. Позиция КС о том, что установление особого порядка для особых категорий (судей, депутатов и т.д.) не является нарушением этого принципа.

— публичность. Деятельность по рассмотрению дел об АПН является публичной и властной. Соответственно, в основе рассмотрения дела лежит публичный интерес, разрешение происходит посредством применения властных полномочий. Нельзя передать эти полномочия учреждению. Исключения – только ФЗ. КоАП предусматривает рассмотрение дел об АПН учреждениями.

— гласность. Общим правилом является открытое рассмотрение дела. Иключение – в том случае, если это может повлечь нарушение охраняемых законом тайн или связано с обеспечением безопасности, защитой чести и достоинства.

— принцип объективной (судебной) истины. Речь идет об установлении процессуальной истины.

— право граждан на защиту. Оно заключается в праве обжаловать итоговое решение. Соответственно, по общему правилу нельзя обжаловать промежуточные документы или действия. Нельзя самостоятельно обжаловать протокол. При этом обжалование помежуточных действий и решений допускается в том случае, если они сами по себе нарушают права и законные интересы и их законность не м.б. проверена в рамках проверки итогового акта. Пример: незаконно задержали на 5 часов. Есть возможность оспорить промежуточные решения в соответствии с КоАПом (определение об отказе в возбуждении дела об АПН).

— стадийность. Производство – порядок последовательного осуществления действий. Все действия в рамках производства группируются в стадии. Каждая из стадий имеет свою собственную цель, свои задачи, завершается собственным процессуальным документом. Пример: возбуждение дела завершается составлением протокола, свои цели, свои задачи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9653 —

| 7397 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники

Освобождение от административной ответственности юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here