Осуществление производства по делам об административных правонарушениях

Полезное по теме: "Осуществление производства по делам об административных правонарушениях" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Схема. Кодекс об административных правонарушениях. Субъекты производства по делам об административных правонарушениях

Схема. Кодекс об административных правонарушениях. Субъекты производства по делам об административных правонарушениях

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разработчик — ООО «КОНСЭКО Пресс»

Компания «КОНСЭКО Пресс» с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. «КОНСЭКО Пресс» активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.

Другое направление работы компании — разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.

Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

1. Анализ правил ст. 24.1 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное определение задач производства по делу об административном правонарушении;

2) эти задачи изложены исчерпывающим образом;

3) правила ст. 24.1 конкретизируют (применительно к производству по делу об административном правонарушении) общие задачи законодательства об административных правонарушениях (см. коммент. к ст. 1.2).

2. К задачам производства по делам об административных правонарушениях относятся:

1) полное и всестороннее выяснение обстоятельств дела. Это означает, что судья, орган, должностное лицо, рассматривая дело об административном правонарушении, должны выяснить все обстоятельства дела, исследовать их, заслушать доводы сторон, иных лиц, участвующих в производстве по делу (потерпевших, представителей, защитников, свидетелей, понятых и т.д., см. о них коммент. к ст. 25.1, 25.10), дать им оценку, исключить противоречия, произвести иные действия с целью полноты исследования всех обстоятельств;

2) объективное выяснение обстоятельств по делу. Судья, орган, должностное лицо, рассматривая дело, руководствуются исключительно законом и непредвзяты при анализе всех обстоятельств. Должно быть исключено любое давление на них (в т.ч. вышестоящих должностных лиц, родственников, знакомых, свидетелей). Этому способствуют также открытый характер рассмотрения дел об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 24.3), прокурорский надзор за рассмотрением дела (если только оно не рассматривается судьей, см. коммент. к ст. 24.6), возможность заявления отводов лицам, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении не допускается (см. коммент. к ст. 25.13), равенство участников производства по делу;

3) своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Судья, орган, должностное лицо обязаны избежать волокиты, стремиться к наиболее быстрому (не в ущерб качеству) рассмотрению дела, исключить нарушение процессуальных сроков, установленных в КоАП;

4) разрешение дела в соответствии с законом. Иначе говоря, постановление по делу об административном правонарушении должно в полной мере соответствовать КоАП, законам субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (см. коммент. к ст. 1.1, 1.3). В противном случае постановление может быть отменено (см. коммент. к ст. 2.9, 24.5, 30.7). О практике КС, связанной с применением ст. 24.1 см. его определение от 21.12.06 N 556-О.

3. Производство по делу об административном правонарушении (хотя это выходит за рамки рассмотрения дела) также призвано:

1) обеспечить исполнение постановления, вынесенного по делу. При этом речь идет:

а) о принятии мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (см. о них коммент. к ст. 27.1, 27.15);

б) об исполнении постановлений по делам об административном правонарушении, вступивших в законную силу (в т.ч. и с учетом особенностей исполнения отдельных видов административного наказания, см. коммент. к ст. 31.1, 32.11);

2) выявить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения. Одной из целей административного наказания выступает предупреждение новых административных правонарушений (см. коммент. к ст. 3.1). Кроме того, судья, орган, должностное лицо вправе выносить представление об устранении упомянутых причин и условий (см. коммент. к ст. 29.13).

Производство по делам об административных правонарушениях

Принципы производства по делам об административных правонарушениях

Руководящие идеи производства по делам об административных правонарушениях именуются принципами. Это:

  • Законность. Производство по делам об административных правонарушениях требует совершения процедур в полном соответствии с положениями нормативных актов, что обеспечит надлежащий правовой результат.
  • Принцип госязыка. Производство по делам об административных правонарушениях должно вестись на русском языке, однако лицо, не владеющее им, вправе пользоваться услугами переводчика.
  • Лицу, привлекаемому к ответственности, обеспечивается право на защиту, что предполагает наделение его возможностью участия в рассмотрении, отстаивания своих интересов.
  • Открытость производства по делам об административных правонарушениях. Из этого принципа есть и исключения, например угроза разглашения гостайны.
  • Дело рассматривается не только объективно, но и всесторонне, своевременно, ведь главное — это установление истины.
Читайте так же:  Протокол об административном правонарушении алкогольное опьянение

Постановление прокурора и определение о возбуждении как старт производства по делам об административных правонарушениях. Возможность обжалования актов

Другой акт, которым возбуждается дело, — постановление прокурора. Оно может быть вынесено при осуществлении им надзорной функции, на основе результатов проведенной проверки либо обращений субъектов, в качестве реакции на любое нарушение.

Важно! На практике были попытки обжаловать протокол и постановление прокурора. Однако суды сходятся во мнении, что действующие нормы такого права лицу не предоставляют, а непосредственно возбуждением дела права лица не нарушаются (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 по делу № А56-5526/2010).

Конституционный суд РФ также указал (определение от 25.01.2012 № 72-O-O), что обжаловать можно только постановление по делу. При этом в жалобе могут быть приведены возражения относительно протокола.

Когда наказание (штраф или предупреждение) назначается непосредственно на месте нарушения, протокол может не составляться. В этом случае сразу же выносится постановление о правонарушении.

Специфическая ситуация — когда решение о возбуждении принимается в форме определения. Такой акт выносится при необходимости совершения после выявления правонарушения процессуальных действий, предполагающих затраты времени, то есть проведения административного расследования. Данный порядок характерен для нарушений страхового, антимонопольного, налогового и других отраслей законодательства (ст. 28.7 КоАП).

Участники производства по делам об административных правонарушениях

Субъектам производства по делам об административных правонарушениях посвящена гл. 25 КоАП РФ. По процессуальной роли всех участников можно разделить на 3 группы:

  1. Субъекты, обладающие личной заинтересованностью в исходе дела: привлекаемые к ответственности лица, их законные представители.
  2. Содействующие установлению объективной истины в процессе производства по делам об административных правонарушениях субъекты: переводчики, эксперты, понятые, свидетели.
  3. Наделенные властными полномочиями должностные лица (органы), которые контролируют ход производства по делам об административных правонарушениях, движение дела, принимают обязательные для исполнения акты: должностные лица ОВД, налоговых, таможенных и иных органов, наделенных функциями контроля, судьи, иные представители власти.

Территориальная подведомственность по административным правонарушениям (место рассмотрения) и срок рассмотрения

Основные моменты, касающиеся подведомственности административных правонарушений, следующие:

    • Общим критерием определения места рассмотрения выступает место его совершения.
    • Нарушитель может ходатайствовать о переносе процедуры по месту его жительства.
    • По месту выявления рассматриваются такие категории дел, как неповиновение законным распоряжениям представителей властных субъектов, несоблюдение порядка осуществления митинга, иных общественных мероприятий.
    • Если же по делу проводилось расследование, определяющим станет место нахождения осуществлявшего его органа.

    Общее правило о сроке гласит, что на рассмотрение дается 15 дней после получения управомоченным субъектом протокола или остальных материалов дела. Судья же имеет в распоряжении 2 месяца.

    Актуальной проблемой на такой стадии производства по делам об административных правонарушениях, как рассмотрение дела, является истечение срока давности (общий — 2 месяца, для судей — 3) до момента окончательного разрешения дела. Это часто приводит к прекращению производства по нему и фактически освобождает лицо от ответственности. В настоящее время рассматривается законопроект об увеличении этого срока до 6 месяцев.

    Производство по делам об административных правонарушениях, осуществленное в точном соответствии с предписаниями закона, выступает гарантией соблюдения прав лиц, привлекаемых к ответственности, а также потерпевших. В этом случае оно становится эффективным инструментом обеспечения правопорядка в государстве.

    Тема 4. «Производство по делам об административных правонарушениях» Вопросы лекции

    Понятие производства по делам об административных правонарушениях.

    Участники производства по делам об административных правонарушениях.

    Стадии и этапы производства по делам об административных правонарушениях.

    Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

    Рассмотрение дела об административном правонарушении: кто рассматривает, стадии рассмотрения, доказательства

    Дела об административных правонарушениях рассматриваются перечисленными в ст. 22.1 КоАП субъектами: органами исполнительной власти, судьями, комиссиями (по делам несовершеннолетних) и иными. Подведомственность дел определяется гл. 23 КоАП, кругом полномочий каждого из субъектов.

    Производство по делам об административных правонарушениях на этапе рассмотрения дела включает ряд этапов:

        1. Субъект, обладающий полномочиями на рассмотрение дел, должен осуществить подготовку к рассмотрению. К примеру, если дело передано для рассмотрения в суд, судья проверяет правильность оформления протокола о правонарушении, выявляет недостатки. При установлении факта неуправомоченности лица, составившего протокол, он возвращается должностному лицу для устранения недостатков.
        2. Должностное лицо или орган анализируют обстоятельства дела.
        3. Принимается решение (постановление или определение), которое объявляется по завершении рассмотрения.

    Источником доказательств (фактических данных о нарушении) в производстве по делам об административных правонарушениях могут выступать:

      • протокол;
      • объяснения привлекаемого к ответственности лица;
      • документы и вещественные доказательства;
      • показания иных участников производства по делам об административных правонарушениях.

      Вопрос 1. Понятие производства по делам об административных правонарушениях

      Производство по делам об административных правонарушениях является одним из видов административных производств, составляющих административный процесс.

      КоАП РФ не содержит нормативного определения понятия «производство по делам об административных правонарушениях», ограничиваясь лишь указанием на общие положения. Однако, исходя из признаков, которыми оно обладает, а также тех задач, которые решаются в ходе его осуществления можно дать следующее определение 6 .

      Производство по делам об административных правонарушенияхэто основанная на законе и облеченная в форму правовых отношений деятельность судей, органов, должностных лиц по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также назначению виновным мер административного наказания, осуществляемая в особом административно-процессуальном порядке и производимая в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

      Читайте так же:  Принудительные работы как вид административного наказания

      Данное определение носит универсальный характер, поскольку оно определяет круг лиц, осуществляющих производство, обозначает его содержание и раскрывает задачи производства.

      В самом общем виде производство по делам об административных правонарушениях можно представить как разбирательство по факту противоправного поведения, осуществляемое уполномоченными на то субъектами — судьями, органами исполнительной власти, должностными лицами.

      Проанализируем содержание понятия производства и обратимся в первую очередь к его задачам, поскольку через них можно определить существо данной деятельности.

      Законодательно задачи производства объединены в ст. 24.1 КоАП РФ и сводятся к следующим положениям:

      всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению всех обстоятельств каждого дела;

      разрешению дела в соответствии с законом;

      обеспечению исполнения вынесенного по делу постановления;

      выявлению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

      Проанализируем каждую из обозначенных задач более подробно.

      Характеризуя первую задачу производства, подчеркнем, что выяснение обстоятельств каждого деладолжно быть всесторонним, полным, объективным и своевременным.

      Всесторонность и полнотавыяснения обстоятельств дела предполагает определение всех признаков административного правонарушения, которые имеют существенное значение для вынесения постановления по делу. Обстоятельства дела могут считаться исследованными полно и всесторонне лишь в том случае, если:

      Видео (кликните для воспроизведения).

      а) выяснены все обстоятельства, которые требуется установить по данному делу;

      б) собраны и процессуально закреплены все необходимые доказательства, подтверждающие наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

      Кроме того, судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, должны выяснить сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

      Объективность— это соответствие реальной действительности, беспристрастность, непредвзятость при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях. Требование объективности при выяснении обстоятельств дела направлено на недопущение одностороннего подхода к оценке факта правонарушения.

      Существуют различные правовые механизмы для обеспечения справедливости и беспристрастности судей, органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. КоАП предусматривает следующее:

      — административную ответственность за заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении (ст. 17.9 КоАП);

      — надзор прокуратуры за соблюдением Конституции РФ, исполнением законодательства органами и должностными лицами при производстве по делам об административных правонарушениях (ст. 24.6 КоАП);

      — самоотвод или отвод судьи, члена коллегиального органа или должностного лица, если в деле о правонарушении присутствуют их интересы (прямые или косвенные), а также в иных ситуациях, где их участие могло бы поставить под сомнение объективность рассмотрения дела (ст. 29.2, 29.3 КоАП);

      — отмену постановления и возвращение дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП).

      Своевременноевыяснение обстоятельств каждого дела означает соблюдение сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленных ст. 29.6 КоАП. Сроки рассмотрения дел призваны способствовать вынесению постановления по делу в кратчайшее время, максимально приближенное к моменту совершения противоправного деяния.

      Осуществление этих требований является обязанностью судей, органов и должностных лиц на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении.

      Важной задачей производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом. Соблюдение закона при осуществлении производства рассматривается в качестве обязательного условия обеспечения правопорядка, охраны общественных интересов, прав граждан и организаций. Лишь строгое следование требованиям процессуальных норм может привести к установлению объективной истины а, значит, и к вынесению законного и обоснованного постановления.

      Особо следует подчеркнуть, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП установление порядка производства по делам об административных правонарушениях отнесено к ведению Российской Федерации.

      Задача по обеспечению исполнения вынесенного постановлениятесно связана с неотвратимостью воздействия государства к правонарушителю. Ее игнорирование на практике может привести к невозможности осуществления эффективной борьбы с правонарушениями.

      К мерам, обеспечивающим фактическое исполнение вынесенного постановления, можно отнести:

      — учет судьей, органом или должностным лицом, выносящими постановление о назначении административного наказания, имущественной и финансовой возможности правонарушителя исполнить назначенное наказание (ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП);

      — наличие специальных органов, на которые возложена обязанность исполнения конкретных видов наказания (ч.7 ст. 32.1, ч. 1 ст. 32.4, ст. 32.5, ч. 1 ст. 32.8, ст. 32.9 КоАП);

      — установление административной ответственности за уклонение от исполнения наказания (ст. 17.8, 20.25 КоАП).

      Осуществление производства по делам об административных правонарушениях, не может ограничиваться лишь борьбой с уже совершенными правонарушениями. Большое значение должно придаваться их предупреждению. Поэтому при рассмотрении дел судьи, органы и должностные лица обязаны принимать необходимые меры к выявлению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

      Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 24.1 — 30.19)

      Раздел IV. Производство
      по делам об административных правонарушениях

      ГАРАНТ:

      См. схему «Производство по делам об административных правонарушениях»

      • Глава 24. Общие положения (ст.ст. 24.1 — 24.7)
        • Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
        • Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях
        • Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях
        • Статья 24.3.1. Доведение до сведения участников производства по делу об административном правонарушении информации о поступивших судье внепроцессуальных обращениях
        • Статья 24.4. Ходатайства
        • Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
        • Статья 24.6. Прокурорский надзор
        • Статья 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении
      • Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности (ст.ст. 25.1 — 25.15)
        • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
        • Статья 25.2. Потерпевший
        • Статья 25.3. Законные представители физического лица
        • Статья 25.4. Законные представители юридического лица
        • Статья 25.5. Защитник и представитель
        • Статья 25.5.1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
        • Статья 25.6. Свидетель
        • Статья 25.7. Понятой
        • Статья 25.8. Специалист
        • Статья 25.9. Эксперт
        • Статья 25.10. Переводчик
        • Статья 25.11. Прокурор
        • Статья 25.12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении
        • Статья 25.13. Отводы лиц, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении не допускается
        • Статья 25.14. Возмещение расходов потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому
        • Статья 25.15. Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении
      • Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств (ст.ст. 26.1 — 26.11)
        • Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
        • Статья 26.2. Доказательства
        • Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей
        • Статья 26.4. Экспертиза
        • Статья 26.5. Взятие проб и образцов
        • Статья 26.6. Вещественные доказательства
        • Статья 26.7. Документы
        • Статья 26.8. Показания специальных технических средств
        • Статья 26.9. Поручения и запросы по делу об административном правонарушении
        • Статья 26.10. Истребование сведений
        • Статья 26.11. Оценка доказательств
      • Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 27.1 — 27.20)
        • Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
        • Статья 27.2. Доставление
        • Статья 27.3. Административное задержание
        • Статья 27.4. Протокол об административном задержании
        • Статья 27.5. Сроки административного задержания
        • Статья 27.6. Место и порядок содержания задержанных лиц
        • Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
        • Статья 27.8. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
        • Статья 27.9. Досмотр транспортного средства
        • Статья 27.10. Изъятие вещей и документов
        • Статья 27.11. Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей
        • Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения
        • Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
        • Статья 27.13. Задержание транспортного средства
        • Статья 27.13.1 Задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации
        • Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей
        • Статья 27.14.1. Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации
        • Статья 27.15. Привод
        • Статья 27.16. Временный запрет деятельности
        • Статья 27.17. Срок временного запрета деятельности
        • Статья 27.18. Залог за арестованное судно
        • Статья 27.19. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации
        • Статья 27.20. Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
      • Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении (ст.ст. 28.1 — 28.9)
        • Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении
        • Статья 28.1.1. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения
        • Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
        • Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
        • Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором
        • Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
        • Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола
        • Статья 28.7. Административное расследование
        • Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении
        • Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение
      • Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)
        • Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
        • Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом
        • Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица
        • Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
        • Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
        • Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
        • Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
        • Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении
        • Статья 29.9. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
        • Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении
        • Статья 29.11. Объявление постановления по делу об административном правонарушении
        • Статья 29.12. Определение по делу об административном правонарушении
        • Статья 29.12.1. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок
        • Статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
        • Статья 29.14. Участие в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи
      • Глава 29.1. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 29.1.1 — 29.1.7)
        • Статья 29.1.1. Направление запроса о правовой помощи
        • Статья 29.1.2. Содержание и форма запроса о правовой помощи
        • Статья 29.1.3. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства
        • Статья 29.1.4. Вызов свидетеля, потерпевшего, их представителей, эксперта, находящихся за пределами территории Российской Федерации
        • Статья 29.1.5. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи
        • Статья 29.1.6. Направление материалов дела об административном правонарушении для осуществления административного преследования
        • Статья 29.1.7. Исполнение запроса об осуществлении административного преследования или о возбуждении дела об административном правонарушении на территории Российской Федерации
      • Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1 — 30.19)
        • Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
        • Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
        • Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
        • Статья 30.4. Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
        • Статья 30.5. Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
        • Статья 30.6. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
        • Статья 30.7. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
        • Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
        • Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
        • Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения
        • Статья 30.11 (утратила силу)
        • Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов
        • Статья 30.13. Суды, рассматривающие жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
        • Статья 30.14. Подача жалобы, принесение протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
        • Статья 30.15. Принятие к рассмотрению жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
        • Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
        • Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
        • Статья 30.18. Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
        • Статья 30.19. Вступление в законную силу постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
      Читайте так же:  Срок исковой давности между физическими лицами
      >
      Общие положения (ст.ст. 24.1 — 24.7)
      Содержание
      Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

      © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

      Виды, сроки, доказательства производства по делам об административных правонарушениях

      Производство по делам об административных правонарушениях – это комплекс административно-процессуальных норм и деятельность уполномоченных органов и должностных лиц, строящаяся на этих нормах, направленная на выявление обстоятельств административного правонарушения и разрешения дела в соответствии с законодательством.

      Административно-процессуальные нормы изложены в КоАП РФ. Производство по делу включает в себя четыре стадии:

      • возбуждение дела;
      • рассмотрение дела;
      • пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
      • исполнение постановлений.

      Замечание 1

      Третий пункт не носит обязательного характера, а является факультативным, так как может иметь место только при обжаловании судебного решения.

      Литература

      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – Разделы IV-V.

      Агеев А. Районная комиссия по делам несовершеннолетних как орган административной юрисдикции // Законность. – 2006. – № 6.

      Административное право. Практикум: Учебно-методическое пособие / Под ред. Б.В. Россинского. – М., 2006.

      Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2005. – № 6.

      Бахрах Д.Н. Подведомственность юридических дел и ее уровни // Журнал российского права. – 2005. – № 4.

      Бахрах Д.Н. Практикум по административному праву: учеб. пособие. – М., 2005.

      Гайдов В.Б. Производство по делам об административных правонарушениях: соотношение задач и стадий // Международные юридические чтения: Материалы научно-практической конференции. – Омск, 2003. Ч. 3.

      Читайте так же:  Какой штраф за незаконную вырубку деревьев

      Головко В.В. Понятие и признаки юрисдикции // Полицейское право. – 2005. № 4.

      Головко В.В., Парыгин Н.П. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях: Монография. – Омск, 2005.

      Колоколов Н.А. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах // Мировой судья. – 2005. – №№ 11, 12; 2006. – № 1.

      Кузякин Ю.П. Формы применения специальных знаний в производстве по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. – 2005. – № 4.

      Ламонов Е.В. Деятельность судьи районного (городского) суда в производстве по делам об административных правонарушениях: Монография. – Воронеж, 2002.

      Цуканов Н.Н. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в деятельности милиции: учебное пособие. – Красноярск, 2005.

      Якимов А.Ю. О применении судьями судов общей юрисдикции некоторых положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное право и процесс. – 2005. – № 3.

      Виды производства по делам об административных правонарушениях

      Выделяют четыре вида производств по делам об административных правонарушениях.

      Обычное производство наиболее часто встречается в практике. Ускоренное производство ведется в случаях правонарушений, последствиями которых являются арест, административное приостановление деятельности, либо наказание за нарушенные требования закона о выборах и референдумах. Для ускоренного рассмотрения характерны сокращенные сроки, составление и подача жалобы на постановление, рассмотрение жалобы, пересмотр решения. Упрощенное производство имеет место, когда предупреждение подлежит оформлению на месте совершенного нарушения, здесь же налагается административный штраф. Протокол об административном правонарушении в данном случае не составляется. Все стадии производства составляют одно целое. Усложненное производство применяется при осуществлении комплексных мер, при проведении административного расследования, а также если наличествует третья стадия – пересмотр решения по делу. Этот вид производства занимает больше времени, чем обычное производство.

      Читайте так же:  Досрочное освобождение от административного наказания

      Процессуальные сроки и их исчисление

      Процессуальные сроки установлены КоАП, и их обязаны соблюдать лица, фиксирующие нарушения.

      Протокол об административном правонарушении составляется незамедлительно после установления нарушения. Если необходимо выяснить обстоятельства, получить данные по делу, то протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения. Если проводится расследование, документ составляется по завершении этого расследования. Если поступили ходатайства, или необходимо выяснить дополнительные обстоятельства, срок рассмотрения дела продлевается судьей, должностным лицом, но не более, чем на месяц. По этому поводу выносят определение.

      Некоторые дела рассматриваются за 5 дней со дня получения протокола. Продление сроков не допускается.

      Если дело влечет за собой арест или выдворение, то дело должно быть рассмотрено немедленно после получения протокола, не позднее 48 часов после задержания лица, совершившего нарушение.

      Пять суток отводится на рассмотрение дел, где предполагается приостановление деятельности. Временный запрет деятельности включается в общий срок приостановления.

      Порядок производства: стадии производства по делам об административных правонарушениях

      Выделяют 4 взаимосвязанные стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, которые только в единстве можно назвать производством по делам об административных правонарушениях:

      1. Стадия, начинающая производство по делам об административных правонарушениях, именуется возбуждением дела. Есть две обязательные составляющие, без которых дело об административном правонарушении не запускается:
        • повод — обнаружение должностными лицами факта нарушения, заявления лиц, иные способы получения информации;
        • основание — им считается наличие у властных субъектов достаточных сведений о том, что конкретные действия обладают признаками административного правонарушения.
          Более подробно порядок возбуждения дела об административном правонарушении разбирается ниже.
      2. Рассмотрение дела — центральный элемент производства по делам об административных правонарушениях.
      3. Этап пересмотра имеет место только тогда, когда лицом, привлеченным к ответственности, или другими уполномоченными субъектами подается жалоба. В результате пересмотра производство по делам об административных правонарушениях может быть завершено оставлением постановления в силе, его изменением либо отменой.
      4. Завершают производство по делам об административных правонарушениях действия по исполнению решения.

      Возбуждение дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении

      Момент начала производства по делам об административных правонарушениях всегда связывается с моментом вынесения уполномоченным субъектом процессуального акта.

      В подавляющем большинстве случаев это протокол об административном правонарушении. Он составляется непосредственно после выявления нарушения. При необходимости выяснения дополнительных данных должностное лицо имеет на это двухдневный срок с момента выявления.

      Чтобы при составлении протокола были соблюдены права субъекта, в отношении которого он составляется:

      1. Лицу разъясняются права и обязанности (см. ст. 25.1 КоАП), о чем делается отметка в протоколе.
      2. Лицо должно иметь возможность ознакомиться с содержанием протокола, указать свои замечания, объяснения, прилагаемые к протоколу.
        Обратите внимание! Несогласие с процедурой оформления следует выразить именно в графе «Объяснения».
      3. Если между выявлением нарушения и составлением протокола есть временной промежуток и привлекаемое лицо извещено о том, где и когда он будет составляться, но не является, протокол может быть составлен в отсутствие субъекта. Однако в течение 3 дней после этого должностное лицо должно направить указанному лицу копию протокола.
      4. Действует правило об обязательном подписании протокола как лицом, его составлявшим, так и субъектом, в отношении которого он составляется. Если последний отказывается ставить подпись, отказ фиксируется в тексте протокола.
      5. Копия протокола в обязательном порядке должна быть вручена лицу под расписку.

      Конкретизированные процессуальные сроки

      Сроки в Кодексе конкретизированы, они могут исчисляться часами, сутками и т.д. Срок начинает идти на следующий день после определения нарушения.

      Видео (кликните для воспроизведения).

      Если срок исчисляется сутками, то он заканчивается в 24 часа последних суток. Если срок исчисляется месяцами, то он заканчивается последнее число месяца. Если срок исчисляется годами, то он заканчивается в последний год, месяц и число срока. Если жалоба, платеж переданы в соответствующий орган до 24 часов последнего дня срока, нарушения сроков не будет.

      Источники

      Осуществление производства по делам об административных правонарушениях
      Оценка 5 проголосовавших: 1

      ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

      Please enter your comment!
      Please enter your name here