Оспаривание ненормативного правового акта реорганизован ликвидирован орган

Полезное по теме: "Оспаривание ненормативного правового акта реорганизован ликвидирован орган" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Содержание

  • Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (ст.ст. 197 — 201)

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ в наименование главы 24 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц

    О признании недействительными ненормативных актов государственных и иных органов

    Дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов относятся к числу дел по экономическим спорам, возникающим из административных правоотношений.

    Предметом рассмотрения в арбитражном суде по данной категории дел являются конфликты публично-правового характера, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношении субординации, т.е. власти и подчинения. Задачей суда здесь является разрешение спора о законности правового акта или действия властного органа (должностного лица).

    В этой связи при рассмотрении данной категории арбитражных дел многие институты искового производства действуют с некоторыми ограничениями: не может предъявляться встречный иск, не допускается передача дела на разрешение третейского суда, существенные особенности имеют примирительные процедуры, обеспечительные меры и т.д.

    Однако, необходимо иметь в виду, что глава 24 АПК не допускает оспаривание правовых актов, решений и действий органов управления хозяйственных обществ и иных организаций, например решений общего собрания, совета директоров или правления акционерного общества, поскольку такие споры носят не публичный, а частный, гражданско-правовой характер и поэтому подлежат рассмотрению по правилам искового производства

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    Обратиться в арбитражный суд с требованием о признании ненормативного правового акта недействительным, могут следующие лица: граждане, организации, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, если по их мнению указанный ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не отвечают требованиям законодательства и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Органы прокуратуры, государственные органы и органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться по данной категории дел в защиту интересов других лиц.

    Заявление о признании недействительным ненормативного акта рассматриваются в арбитражном суде, только если их рассмотрение не отнесено к подведомственности других судов.

    Физические лица, не являющиеся предпринимателями, могут обратиться в арбитражный суд по данной категории дел, например, в следующих случаях:

    • по заявлению акционера о признании недействительным решения органа управления акционерного общества;
    • по заявлению гражданина о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя и т.п.

    Ответчиками являются органы, которые приняли ненормативный акт, нарушающий права и законные интересы конкретных лиц. В качестве ответчиков могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления или местная администрация

    В судебном заседании принимают участие заявитель, руководитель органа, принявшего оспариваемый акт, либо должностное лицо, совершившее оспариваемые действия, кроме того, в заседании вправе участвовать их представители. Если же к моменту судебного заседания указанный орган ликвидирован или реорганизован, или должностное лицо уже не занимает прежнюю должность, арбитражный суд обязан привлечь к участию в деле органы, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав заявителя. Так же в некоторых случаях для участия в деле могут быть привлечены иные заинтересованные лица, например организации и граждане, права и законные интересы которых могут быть затронуты судебным решением. К примеру, по делу о признании недействительным акта регистрации прав на недвижимое имущество (при отсутствии спора о праве) в качестве заинтересованного лица может быть привлечен отдел федеральной регистрационной службы

    В ходе судебного разбирательства арбитражный суд проверяет и оценивает представленные сторонами доказательства.

    В соответствии со ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. При этом именно государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязано доказать законность оспариваемых актов, решений, совершения действий или бездействия.

    Однако очевидно, что, в свою очередь, лицо, которое обратилось в суд с требованием о признании недействительным ненормативного акта государственных и иных органов, должно представить доказательства нарушения своих прав и законных интересов.

    Для признания недействительным ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, необходимо чтобы он одновременно не соответствовал действующему законодательству, и нарушал гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием

    Если ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону и при этом нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, арбитражный суд должен удовлетворить заявленные требования признать такой акт полностью или частично недействительными, а решение или действие (бездействие) незаконными.

    Читайте так же:  Кодекс рф об административных правонарушениях устанавливает

    Статья 200 АПК РФ. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц

    1. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный в настоящем абзаце срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

    Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

    Дела об оспаривании решений органов местного самоуправления о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, об оспаривании решений органов государственной власти или органов местного самоуправления о прекращении вещных прав на земельные участки (права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования) в связи с неисполнением обязанностей по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с указанными параметрами и требованиями рассматриваются в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

    2. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

    3. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.

    4. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    5. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

    6. В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

    Какие правовые акты относятся к ненормативным

    Правильное определение, относится ли конкретный акт к ненормативному правовому акту – очень важный момент. Если будет допущена ошибка, изначально будет неправильно выбрана процедура обжалования. Уже на этом основании жалоба или заявление о признании недействительным ненормативного правового акта могут остаться без рассмотрения.

    Признаки ненормативного правового акта:

    1. Содержание властного предписания (указания, распоряжения и т.п.), которое носит односторонний, персональный характер и обязательно для выполнения лицом, которому оно адресовано.
    2. Отсутствие в акте установления правовых норм.
    3. Наличие определенной ответственности либо других негативных последствий, которые могут наступить в случае неисполнения акта.
    4. Изложенное в акте предписание урегулирует определенные правоотношения, причем конкретные.
    5. Акт рассчитан на однократное исполнение, и как только он исполнен, его действие прекращается.

    Под актом понимается только документ. Причем утвержденной формы (формализованный документ). Таким образом, некое устное предписание ненормативным правовым актом не является. Однако если речь идет об определенном письменном решении, то оно может быть признано ненормативным правовым актом, если отвечает всем другим признакам.

    Кроме того, следует различать ненормативные правовые акты и локальные акты. Первые принимаются органами или должностными лицами, которые наделены публичными полномочиями. Здесь нет отношений «начальник-подчиненный», как в случае с локальными актами. Поэтому, как правило, дела об оспаривании ненормативных правовых актов – это жалобы и заявления физических, юридических лиц или ИП, которые не согласны с предписаниями, указаниями, распоряжениями, решениями, уведомлениями и т.д. органов власти, обычно контрольного и надзорного профилей работы.

    Обжалование в вышестоящий орган

    На сегодняшний день на уровне практически всех органов власти реализован механизм досудебного урегулирования споров. Если такой порядок предусмотрен законом, он обязателен в преддверии обращения в суд.

    Читайте так же:  Административный штраф за нарушение валютного законодательства

    Как это работает:

    1. Если лицо, которому адресован ненормативный правовой акт, не согласно с ним, считает предписание незаконным, нарушающим права и интересы, оно вправе подать жалобу в вышестоящий орган или руководителю должностного лица.
    2. Перед подготовкой жалобы нужно изучить порядок ее подачи и рассмотрения. Обжалование ненормативного правового акта регулируется законом (для примера – ст. 138 Налогового кодекса). Нужно заранее уточнять, в каком порядке следует действовать. Иначе есть риск пропустить срок обжалования или ошибиться с инстанцией для подачи жалобы.
    3. Жалоба подается в письменной форме. В установленный срок она будет рассмотрена. Вышестоящий орган (должностное лицо) вправе отменить оспариваемый акт или внести в него изменения.
    4. Если результаты обжалования не удовлетворяют, появляется возможность обратиться в суд.

    Спор о недвижимости не разрешается в порядке публичного производства

    ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении № А63-12948/2011 от 14.12.2012 пояснил, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

    ФАС указал, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

    Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.

    Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

    При этом в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, спор о праве на недвижимое имущество не может разрешаться.

    УФНС по Волгоградской области поясняет порядок подачи апелляционной жалобы на ненормативный акт налогового органа

    До 1 января 2009 года налогоплательщики или налоговые агенты могли самостоятельно выбирать, как обжаловать решение налогового органа о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности), принимаемое должностным лицом налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (выездной или камеральной). Сейчас налогоплательщик или налоговый агент обязательно должен пройти досудебную стадию рассмотрения спора путём подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган. Вместе с тем, установленный порядок не исключает возможности обращения впоследствии за защитой в суд.

    Так, в силу п. 2 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ решение территориального налогового органа, не вступившее в силу, может быть обжаловано в Управлении ФНС России по субъекту путем подачи апелляционной жалобы. Следует отметить, что апелляционный порядок обжалования имеет ряд преимуществ.

    Так, с момента представления налогоплательщиком апелляционной жалобы и до момента вынесения Управлением ФНС России по субъекту решения по жалобе территориальный налоговый орган не имеет права производить действия, направленные на взыскание доначисленных сумм, первым этапом которых является выставление в установленном статьей 69 Налогового кодекса РФ порядке требования об уплате налога (сбора), пени, штрафа.

    Обращаем внимание, что на подготовку апелляционной жалобы налогоплательщику предоставлено 10 рабочих дней, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков — 20.

    При этом важно соблюдать установленный пунктом 3 статьи 139 Налогового кодекса РФ порядок подачи апелляционной жалобы, предписывающий, в частности, условие о представлении апелляционной жалобы в налоговый орган, вынесший обжалуемое решение, который, в свою очередь, обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган, т.е. Управление ФНС России по субъекту.

    Следует особо подчеркнуть, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность восстановления срока для апелляционного обжалования, в случае его пропуска по какой-либо причине (в том числе уважительной).

    Между тем, и в случае подачи жалобы на вступившее в силу решение налогового органа налогоплательщик не лишается возможности приостановить исполнение обжалуемого решения. Так, в частности, в соответствии с п. 4 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

    Однако данная норма не устанавливает обязанность вышестоящего налогового органа безусловно удовлетворять такое ходатайство. При отсутствии достаточных оснований для удовлетворения, полученное ходатайство может быть и отклонено должностным лицом Управления ФНС России по субъекту, рассматривающим жалобу.

    Оспаривание актов, решений и действий (бездействия) госорганов

    Адвокаты нашего Бюро оказывают следующие виды услуг:

    • консультирование по вопросам, вытекающих из публичных правоотношений;
    • правовой анализ ненормативных и нормативных актов органов государственной и муниципальной власти на соответствие действующему законодательству;
    • оспаривание постановлений, решений должностных лиц, а также актов органов государственной власти и местного самоуправления, нарушающих права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
    • представление интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных органах и органах местного самоуправления;
    • представление интересов субъектов хозяйственной и иной экономической деятельности в судебных органах;
    • признание права собственности и других вещных прав на земельные участки, здания, сооружения, предприятия;
    • восстановление нарушенных прав на объекты коммерческой недвижимости.

    Ненормативные и нормативные акты, не соответствующие закону или вышестоящим по иерархии актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должны признаваться судом недействительными.

    Это сравнительно новый институт во взаимоотношениях органов государственной власти, органов местного самоуправления с субъектами, осуществляющими хозяйственную и иную экономическую деятельность. Его введение послужило эффективным средством восстановления нарушенных прав юридических лиц и предпринимателей.

    Принятые Конституционным Судом РФ судебные акты свидетельствуют о правовых позициях суда при защите нарушаемых прав и охраняемых законом интересов юридических лиц и граждан в области предпринимательской деятельности путем признания нормативных, в том числе законодательных, положений не соответствующим Конституции.

    Читайте так же:  Курение запрещено в подъездах многоквартирных домов плакат

    В Арбитражных судах оспаривание нормативных и ненормативных правовых актов осуществляется по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

    Иски и жалобы о признании актов недействительными достаточно разнообразны: о предоставлении в аренду земельного участка и размерах ее оплаты собственнику; об изъятии земельного участка; о наложении штрафов за правонарушения; цене выкупа объекта недвижимости, находящегося в государственной или федеральной собственности и пр.

    Организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным нормативного или ненормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, если они полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают другие препятствия для ведения предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Суд должен рассмотреть дело об оспаривании нормативного правового акта по заявлению о признании его недействующим в том случае, если он мотивированно придет к выводу о том, что этот акт обладает признаками нормативного акта и не относится к актам оперативно-распорядительного характера, имеющим однократное действие.

    Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или органа или органа местного самоуправления также может быть признан судом недействительным.

    Рассмотрение вопроса и признание недействительным акта направлено на восстановление нарушенного права субъекта экономической деятельности и пресечение незаконных действий.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Также недействительным может быть признан как ненормативный акт исполнительного органа государственной власти, так и органа местного самоуправления.

    Нарушенное право заинтересованного лица подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта органа местного самоуправления, повлекшего за собой нарушение права, принадлежащего субъекту предпринимательской деятельности.

    Производство по делам об оспаривании нормативных и ненормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления имеет специфические процессуальные особенности, которые постигаются с помощью длительной судебной практики при наличии необходимой квалификации юриста или адвоката, занимающегося данной категорией дел.

    Опираясь на судебную практику нашего Бюро, можно заключить, что суды, как правило, отказывают в удовлетворении требований о признании нормативных и ненормативных актов государственных органов и органов местного самоуправления недействующими или недействительными, ссылаясь на недоказанность нарушения прав и законных интересов заявителя, а также на отсутствие или неполноту доказательств, устанавливающих факт правообладания юридического лица или индивидуального предпринимателя.

    Наиболее проблемной в настоящий момент является область земельных правоотношений, а также правоотношений, возникающих при переходе прав на государственную и муниципальную собственность.

    Квалификация и опыт юристов нашего Бюро помогут разрешить возникшие в ходе ведения предпринимательской деятельности задачи, вытекающие из правоотношений с органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и их служащими.

    Как обжаловать ненормативный правовой акт

    ​Оспаривание ненормативного правового акта осуществляется в порядке арбитражного (АПК РФ) или административного судопроизводства (КАС РФ). До обращения в суд, возможно, необходимо будет пройти процедуру урегулирования спора на уровне вышестоящего ведомства (органа власти), которое вправе отменить оспариваемый акт или внести в него изменения. Такой порядок будет обязателен, если предусмотрен законом. По поводу нарушения прав и интересов можно обратиться с заявлением в прокуратуру – ведомство проведет проверку и вынесет представление об устранении выявленных нарушений.

    Обжалование в прокуратуру

    Прокуратура надзирает за соблюдением законов. Если ненормативный правовой акт нарушает закон, после проведения проверки прокуратура вправе вынести представление об устранении нарушений. Однако конечное решение все равно будет принимать тот орган, акт которого обжалуется, поэтому меры прокурорского реагирования могут не дать нужного результата. Кроме того, пока идет проверка и переписка, оспариваемый акт может вступить в силу, а значит, его неисполнение уже повлечет негативные последствия. Бывает, что прокуратура сама обращается в суд с заявлением о признании акта недействительным, но для этого нужно, чтобы обстоятельства дела были достаточно серьезными.

    ФАС Северо-Кавказского округа: Постановление № А63-12948/2011 от 14.12.2012

    Комментарии к ст. 200 АПК РФ

    1. Судебное разбирательство по делам данной категории осуществляется по общим правилам арбитражного судопроизводства с теми особенностями, которые установлены настоящей статьей.

    2. В судебном заседании принимают участие заявитель, руководитель органа, принявшего спорный акт, или должностное лицо, совершившее оспариваемые действия, а также их представители. В том случае, если к моменту судебного разбирательства указанный орган ликвидирован (реорганизован) или указанное должностное лицо не работает в прежней должности, арбитражный суд должен привлечь к участию в деле органы, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав заявителя.

    К участию в деле могут быть привлечены иные заинтересованные лица, к которым относятся те организации и граждане, права и законные интересы которых могут быть затронуты судебным решением. К примеру, по делу о признании недействительным акта регистрации прав на недвижимое имущество (при отсутствии спора о праве) в качестве заинтересованного лица привлекается организация, которой выдан данный акт.

    В соответствии с ч. 5 ст. 52 АПК по делам данной категории в процесс на правах лица, участвующего в деле, может вступить прокурор.

    3. По делам рассматриваемой категории действует специальное правило распределения обязанности по доказыванию. Организации и граждане не обязаны доказывать незаконность оспариваемого акта, решения или действия. На них лежит лишь обязанность доказать факты нарушения их прав и законных интересов. В свою очередь, обязанность доказать законность спорного ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) возлагается на властный орган или должностное лицо, которые их приняли (совершили). В данном случае, так же как по делам об оспаривании нормативных правовых актов, презюмируется (предполагается) незаконность правового акта, решения или действия (бездействия), если не будет доказано обратное.

    Читайте так же:  Разрешение на торговлю образец

    4. В соответствии с правилом, установленным ч. 5 ст. 66 АПК, по делам данной категории арбитражный суд имеет право истребовать по собственной инициативе необходимые доказательства (документы) у органа (должностного лица), которые приняли оспариваемый акт (решение) или совершили оспариваемое действие (бездействие). Копии истребованных документов направляются судом заявителю и иным заинтересованным лицам.

    Недействительность актов государственных органов о ликвидации юридических лиц

    З. И. МУРТУЗАЛИЕВ,
    ведущий специалист Арбитражного суда Республики Дагестан

    Понятие государственной регистрации раскрывается в Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», согласно которому это гражданско-правовой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах.

    Государственная регистрация состоит из двух взаимосвязанных между собой стадий: принятие регистрирующим органом решения о регистрации юридического лица при его создании, реорганизации или ликвидации и внесение соответствующей записи об этом в государственный реестр юридических лиц. В настоящее время возникают вопросы о возможности обжалования в суд такого вида ненормативного акта, как решение о государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

    Непосредственную роль в формировании практики по данному вопросу сыграл ФАС Северо-Кавказского округа, позицию которого поддержал Арбитражный суд Республики Дагестан. Сложившаяся судебно-арбитражная практика по Северо-Кавказскому округу исходит из отсутствия законодательного регулирования восстановления ликвидированных юридических лиц в реестре и невозможности в этой связи обжалования актов государственной регистрации о ликвидации (дело № Ф08-3979/2001).

    Так, прокурор республики обратился в арбитражный суд с иском к Управлению регистрации и лицензирования администрации и ИМНС РФ о признании недействительным постановления Управления о ликвидации малого предприятия «Стеноблок» и обязании налоговой инспекции восстановить названное предприятие в реестре юридических лиц.

    В исковом заявлении имелась ссылка на принятие указанного постановления с существенным нарушением установленного гражданским законодательством порядка ликвидации юридических лиц в целях избежания ответственности предприятия и переоформления имущества ликвидированного юридического лица на других лиц.

    Доводы ответчиков сводились к тому, что при осуществлении ликвидации была соблюдена установленная законодательством процедура ликвидации. Кроме того, восстановление в государственном реестре малого предприятия противоречит Федеральному закону от 30.11.94 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

    Решением, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции, исковые требования в части признания недействительным ненормативного акта регистрирующего органа и об обязании восстановить юридическое лицо в государственном реестре были удовлетворены.

    Кассационной инстанцией состоявшиеся судебные акты первой и апелляционной инстанций были отменены. В обоснование своего судебного акта суд сослался на отсутствие законодательного закрепления норм, предусматривающих возможность обжалования актов, завершающих процедуру ликвидации, исключения ответчика из реестра, и невозможность реального обеспечения подобным решением первой инстанции защиты гражданских прав ввиду отсутствия имущества ликвидированного предприятия (ст. 2 АПК РФ 1995 г.).

    Кроме того, суд сослался на тот факт, что при ликвидации юридического лица все правоотношения прекращаются, требования кредиторов считаются погашенными независимо от соблюдения норм законодательства, регламентирующих порядок и процедуру ликвидации юридических лиц (п. 3 ст. 49, п. 6 ст. 64 ГК РФ).

    По аналогичным основаниям отказано в иске о признании недействительным решения о ликвидации ООО «Луч» и восстановлении его в едином государственном реестре юридических лиц» (дело № А15-150/03-14).
    Между тем изложенный подход к рассматриваемой проблеме представляется не вполне обоснованным и препятствующим восстановлению нарушенных прав кредиторов ликвидированного «в таком» порядке юридического лица по следующим основаниям.

    Ликвидация юридического лица представляет собой его прекращение. Тем самым предполагается, что с момента ликвидации права и обязанности юридического лица к другим лицам не переходят.

    Общие нормы относительно процедуры ликвидации регулируются ГК РФ и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Порядок ликвидации юридических лиц определяется ст. 62-64 ГК РФ и ст. 20-22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», в соответствии с которыми ликвидация начинается с незамедлительного уведомления о предстоящей ликвидации органа, осуществляющего регистрацию юридических лиц.

    Следующий этап — оповещение всех кредиторов о ликвидации юридического лица. По смыслу закона предполагается форма оповещения, позволяющая объективно зафиксировать факт отправки письменного уведомления кредитору ликвидируемого юридического лица. Здесь ликвидационная комиссия обязана выявить всех имеющихся кредиторов и дебиторов. Ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности и принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований.

    По истечении двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, и согласовывается с регистрирующим органом. После проверки промежуточного ликвидационного баланса на его основании производятся расчеты с кредиторами, которые осуществляются в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.
    Согласно п. 6 ст. 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых кредитору отказано решением суда.

    После погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не установлено законом или учредительными документами.

    Представление в государственный орган, осуществляющий госрегистрацию, документов, предусмотренных ст. 21 Закона, является основанием для вынесения решения о государственной регистрации ликвидации юридического лица, что, в свою очередь, cлужит основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. На этом процедура ликвидации считается завершенной.

    Как следует из вышеизложенной процедуры ликвидации, большое внимание законодателем уделено гласности процесса ликвидации, чему способствуют нормы, обязывающие к своевременному оповещению соответствующего компетентного органа, опубликованию в печати сообщения о начатой процедуре ликвидации, оповещению кредиторов, чьи права могут быть нарушены ненадлежащим оповещением. Предполагается, что, устанавливая эти обязанности, законодатель исходил прежде всего из соображений защиты законных прав кредиторов ликвидируемого юридического лица.

    Читайте так же:  Составить постановление об административном правонарушении

    Из содержания указанных норм не следует выводов о наличии каких-либо ограничений относительно возможности обжалования заинтересованным лицом решения государственного органа о ликвидации юридического лица и соответственно записи в государственном реестре юридических лиц, произведенной на основании данного решения.

    В развитие конституционной нормы ст. 13 ГК РФ устанавливает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В частности, одним из таких способов, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

    Соответственно для признания недействительным ненормативного акта государственного органа требуется наличие в совокупности двух условий:
    — несоответствие акта закону или иным правовым актам;
    — нарушение соответствующим актом гражданских прав и законных интересов истца.

    Гражданское законодательство не содержит каких-либо норм, запрещающих оспаривание ненормативного акта о государственной регистрации ликвидации, напротив, исходит из наличия права судебного обжалования любого действия (бездействия), властного решения, уклонения от принятия решения, принятия акта с нарушением компетенции и порядка, установленного законом.

    На основании изложенного правильна точка зрения, согласно которой нарушение установленного гражданским законодательством порядка ликвидации юридических лиц предполагает возникновение права на обжалование незаконного ненормативного акта государственного органа субъектами экономических правоотношений, чьи права нарушены в результате его издания.

    Представляется также верной позиция, что исключение юридического лица из государственного реестра не должно быть препятствием для отказа в удовлетворении подобного искового заявления.

    В соответствии со ст. 11 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» решение о регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр.

    В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иным способом (ст. 13 ГК РФ). Признание недействительным решения о государственной регистрации ликвидации юридического лица является основанием для внесения в реестр соответствующей записи о его восстановлении.

    Таким образом, по смыслу ст. 13 ГК РФ решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд, который должен рассмотреть заявление по существу независимо от того, исключено ли предприятие из государственного реестра юридических лиц, имеется ли имущество или нет.

    В подтверждение изложенных выводов следует привести Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.01.2000 № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)», где высшая судебная инстанция согласилась с выводом о возможности обжалования акта государственного органа, затрагивающего вопросы ликвидации юридического лица, если такой акт принят с нарушением требований законодательства (п. 6).

    Под требованиями законодательства здесь подразумеваются как общие нормы относительно порядка ликвидации юридических лиц, установленные ГК РФ и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», так и нормы специальных законов, предусматривающих порядок ликвидации отдельных лиц.

    Анализируя судебную практику, необходимо обратить внимание на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.12.2002 № 6669/00, согласно которому судебная инстанция, пересмотрев в порядке надзора дело, возбужденное по исковому заявлению заинтересованного юридического лица к администрации города и инспекции МНС о признании недействительным постановления администрации о ликвидации юридического лица и решения инспекции МНС о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации данного предприятия, не сделала каких-либо выводов о наличии законодательного ограничения относительно возможности восстановления юридического лица в реестре.

    Противоречие норм ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» положениям Гражданского кодекса РФ, упрощение процедуры ликвидации создают все предпосылки для злоупотребления правом со стороны субъектов гражданских правоотношений.

    В подобной ситуации позиция судебных органов и сложившаяся судебная практика имеют огромное значение в целях устранения пробелов законодательства и пресечения злоупотребления правом со стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов.

    оспаривание ненормативного акта

    Судебное обжалование

    При обращении в суд ставится вопрос признания ненормативного правового акта недействительным. В этом случае подается заявление, а не жалоба. Перед подготовкой документов важно правильно определить подсудность дела – здесь есть некоторая специфика.

    Ненормативные правовые акты, которые ущемляют права и интересы в сфере экономической деятельности, в том числе предпринимательской, оспариваются в арбитражном суде. Заявление подает заинтересованное лицо.

    Основания для оспаривания – акт незаконен и нарушает права и интересы заявителя, а равно неправомерно возлагает обязанности или создает препятствия для ведения экономической деятельности.

    Дела рассматриваются в порядке искового производства. Таким образом, нужно готовить заявление точно так же, как иск, но с учетом требований ст. 199 АПК РФ. К заявлению прикладываются документы в подтверждение позиции, а также текст оспариваемого акта (копия документа).

    КАС РФ не предусматривает специальный порядок оспаривания ненормативных правовых актов. При обращении необходимо руководствоваться правилами оспаривания решений органов власти и их должностных лиц. Обращение в суд оформляется административным исковым заявлением. Требования к нему установлены ст. 220 КАС РФ. При необходимости заявитель вправе попросить суд приостановить действие оспариваемого акта.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Срок обращения в арбитражный суд и суд общий юрисдикции одинаковый – 3 месяца с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и интересов. Срок можно восстановить, но для этого должны быть уважительные причины.

    Источники

    Оспаривание ненормативного правового акта реорганизован ликвидирован орган
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here