Особенности привлечения к административной ответственности сотрудников овд

Полезное по теме: "Особенности привлечения к административной ответственности сотрудников овд" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Административная ответственность сотрудников полиции: особенности, нарушения и закон

Сотрудники полиции — это государственные служащие, которые обязаны соблюдать действующее законодательство в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. При совершении правонарушения по отношению к ним выбирается мера наказания. Ответственность сотрудников полиции строго регламентируется КоАП и рядом других документов.

Нормативная база

Все действия государственных служащих, осуществляющих контроль за правопорядком, а также наказания за неисполнение своих обязанностей отражены в Федеральных Законах и Приказах. Основным документом, регламентирующим ответственность сотрудников полиции, является ФЗ, утвержденный в 2011 году. Он называется «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные акты РФ».

В ч. 1 ст. 15 отражена информация относительно уголовной ответственности сотрудников полиции. Ч. 2 регламентирует порядок действий при совершении административного правонарушения. В ч. 3 описаны возможные нарушения дисциплины и определен порядок наложения соответствующих взысканий.

Кроме того, государственные служащие подлежат и материальной ответственности. Этот вопрос регулируется ФЗ №342, в частности ст. 15 ч. 5. Касаемо компенсации материального ущерба. Все это подкреплено Конституцией РФ (ст. 52, 53).

Вторым по значимости документом является КоАП. Статьей 2.5 регламентируется административная ответственность сотрудников полиции. В кодексе указаны как признаки совершенного правонарушения, так и меры наказания.

Когда накладывается административная ответственность

Существует несколько условий, при наличии которых в отношении сотрудника полиции избирается мера пресечения. К административной ответственности привлекаются государственные служащие в следующих случаях:

  • За совершение действий, которые не соответствуют правилам поведения уполномоченных лиц.
  • За издание приказов, распоряжений и иных документов, нарушающих действующие правила, то есть не соответствующие им.
  • За невыполнение возложенных на них обязанностей, в том числе по осуществлению контроля за подчиненными лицами.
  • За превышение полномочий. Возложенные на сотрудников полиции обязанности отражены в нормативной документации и должностных инструкциях.

Основанием для наложения ответственности является состав выявленного правонарушения.

Материальная ответственность

Она наступает за ущерб, который был причинен сотрудником органам внутренних дел. Этот вопрос регулируется не только ФЗ «О полиции», но и Трудовым кодексом. Согласно этим документам, сотрудник обязан в полной мере возместить нанесенный ущерб. Материальная ответственность наступает и при совершении нарушений по отношению к рядовым гражданам.

В заключение

Сотрудники полиции — это государственные служащие, которые, независимо от занимаемой должности, должны нести наказания за совершенные проступки. По отношении к ним может применяться любой из видов ответственности: административная, материальная, дисциплинарная, уголовная. Мера пресечения избирается в соответствии с тяжестью проступка.

Статья 15. Ответственность сотрудника органов внутренних дел

Статья 15 . Ответственность сотрудника органов внутренних дел

1. За совершение преступления сотрудник органов внутренних дел несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 300-ФЗ в часть 2 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. За совершение административного правонарушения сотрудник органов внутренних дел несет дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. За нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьями 47, 49 — 51 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.

4. Утратила силу с 1 января 2015 г.

Информация об изменениях:

5. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника органов внутренних дел при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудника, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику в размере выплаченного возмещения, для чего федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел может обратиться в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением.

6. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

Особенности привлечения к административной ответственности сотрудников овд

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Меры наказания

Этот вопрос регламентируется КоАП, Конституцией РФ и дисциплинарным уставом. Привлекают к административной ответственности сотрудников полиции, деяния которых носят противоправный характер.

Основные меры наказания:

  • Предупреждение. Это самый мягкий способ воздействия на нарушителя. Согласно механизму правоотношений административного характера, государство не стремится сразу жестко воздействовать на провинившееся уполномоченное лицо. Естественно, при этом учитывается такой фактор, как социальная опасность проступка. Если полицейский совершил мелкое нарушение, оно не создало угрозу для окружающих людей и среды, и это деяние было осуществлено впервые, это считается смягчающими обстоятельствами. Сотрудник получает предупреждение в письменной форме.
  • Административный штраф. Размер его зависит от совершенного нарушения. Согласно КоАП, штраф накладывается на сотрудников, совершивших деяния средней степени тяжести, но при этом серьезной угрозы для окружающих людей не возникло.
  • Дисквалификация. Как правило, основанием для увольнения полицейского является деяние, которое порочит честь и достоинство сотрудника. Ярким примером является управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Важно знать о том, что за совершенные правонарушения может быть наложена дисциплинарная ответственность. Сотруднику полиции, например, добавят количество дежурств. Административный арест в отношении государственных служащих не применяется.

Читайте так же:  Административные штрафы в налоговом учете

Приказ МВД РФ от 15 августа 2011 г. № 942 «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей возложенных на полицию»

В целях реализации статьи 32 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»* — приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.

2. Признать утратившим силу приказ МВД России от 27 июня 2005 г. № 505**.

Министр
генерал армии
Р. Нургалиев

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900.

** Зарегистрирован в Минюсте России 29 июля 2005 г., регистрационный № 6845.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 октября 2011 г.

Порядок
привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию

1. Настоящий Порядок определяет правила привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.

2. Привлечение сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, осуществляется по решению руководителя подразделения центрального аппарата МВД России, территориального органа МВД России, образовательного учреждения, научно-исследовательской организации, а также иной организации и подразделения, созданной для выполнения обязанностей, возложенных на органы внутренних дел, в состав которой входят подразделения полиции, имеющего право назначать на соответствующую должность.

3. Решение о привлечении сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, принимается в отношении конкретного сотрудника или стажера и оформляется правовым актом (приказом, распоряжением) руководителя, принявшего решение.

4. В правовом акте о привлечении сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, указываются основания привлечения сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, конкретные задачи, возлагаемые на них, сроки привлечения к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.

5. Настоящий порядок не распространяется на сотрудников, временно замещающих должности в подразделениях полиции в соответствии с частью 12 статьи 54 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»*.

6. Сотрудники и стажеры, привлекаемые к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность полиции, и настоящим Порядком.

7. Сотрудники в рамках служебно-боевой подготовки изучают нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность полиции по защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных посягательств, порядок применения в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами в этих целях мер принуждения, в том числе физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также формируют соответствующие умения и навыки.

8. Стажеры до привлечения к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, проходят индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного начальника и наставника, в ходе которого изучают нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность полиции.

9. Перед выполнением обязанностей, возложенных на полицию, сотрудники проходят проверку знаний, умений и навыков в установленном порядке, а стажеры — проверку знания нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции.

Не прошедшие проверку сотрудники и стажеры к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, не допускаются.

10. При привлечении стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, запрещается:

поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, регулирование дорожного движения, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, составление протоколов об административных правонарушениях;

привлекать стажера к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в случаях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав и свобод человека и гражданина;

знакомить стажера с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.

Запрещается ношение и хранение стажерами огнестрельного оружия и специальных средств, за исключением средств индивидуальной защиты.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900.

Приказ МВД РФ от 15 августа 2011 г. N 942 «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей возложенных на полицию»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 октября 2011 г.

Регистрационный N 22158

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 9 ноября 2011 г. N 251

Административная ответственность госслужащих: понятие

Под этим термином понимается применение к сотрудникам полиции санкций, которые накладываются непосредственно за нарушение их профессиональных обязанностей. Все возможные меры наказания указаны в КоАП.

Привлечение сотрудников полиции к ответственности происходит в том случае, если их действие соответствует сразу трем критериям. Признаки административного правонарушения:

  1. Противоправность. Этот критерий является основополагающим. Его суть заключается в совершении сотрудником полиции деяния, которое запрещено на уровне действующего законодательства.
  2. Виновность. Это такая характеристика, которая подтверждает необходимость наложения ответственности. Уполномоченными лицами проводятся мероприятия, результатом которых является подтверждение или исключение вины.
  3. Наказуемость. Последний признак совершенного нарушения. Под этим термином понимается возможность определения меры наказания для государственного служащего.

Таким образом, административная ответственность на сотрудников полиции накладывается в том случае, если выявлено нарушение и доказана вина уполномоченного лица. При этом за совершенное деяние должна быть определена мера наказания.

Уголовная ответственность

Согласно действующему законодательству, она наступает при совершении проступков, которые представляют опасность для общества. Предусмотрена уголовная ответственность сотрудников полиции за нарушения, которые расцениваются как преступления против государства. К ним можно отнести взяточничество, злоупотребление полномочиями, служебный подлог, игнорирование приказов начальства. В подобных ситуациях регламентирующим документом является Уголовный кодекс.

Читайте так же:  Следственный комитет административное дело

Этот вид ответственности наступает и тогда, когда сотрудник посягает на свободу и права граждан. Например, он нарушает тайну телефонных переговоров, неприкосновенность частной жизни, отказывает в предоставлении информации.

За совершение тяжких преступлений, например, за убийство, совершение ДТП со смертельным исходом, воровство и пр. сотрудников полиции судят так же, как и рядовых граждан. Должность лица не является смягчающим обстоятельством при выносе приговора.

Обзор документа

Установлен порядок привлечения сотрудников ОВД, которые не являются полицейскими, и стажеров к выполнению обязанностей полиции.

Основание для этого — решение руководителей ОВД, соответствующих организаций и их подразделений. В приказе (распоряжении) указываются причины и сроки привлечения названных лиц, а также конкретные задачи, возложенные на них.

Работники ОВД проходят служебно-боевую подготовку. В ее рамках они изучают акты о деятельности полиции по защите прав человека от различных посягательств и порядок применения мер принуждения (в частности, физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия). Сотрудники правоохранительных органов вырабатывают соответствующие навыки и умения.

Стажеры проходят индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного начальника и наставника. Они знакомятся лишь с актами, регламентирующими деятельность полиции.

И те, и другие приступают к исполнению обязанностей полицейских только после проверки полученных ими знаний (умений).

Стажерам не разрешается носить огнестрельное оружие и спецсредства, кроме СИЗ. Они не могут самостоятельно проводить следственные действия, регулировать дорожное движение, составлять протоколы о ДТП и административных правонарушениях. Их запрещается привлекать к выполнению обязанностей полицейских, если в результате этого могут возникнуть угроза их жизни или наступить последствия, нарушающие права других лиц. Стажеров нельзя знакомить со сведениями, составляющими гостайну.

Установленный порядок не распространяется на работников, временно замещающих должности в полиции.

Особенности привлечения к административной ответственности сотрудников милиции и военнослужащих.

Ответственность сотрудника милиции выражается в применении к нему в установленном порядке мер наказания (санкций), предусмотренных законом. Основанием ответственности является совершение правонарушения.

Правонарушение сотрудника милиции — это его виновное действие или бездействие, которые не соответствуют требованиям нормативных актов, противоречат им. Напротив, любые действия сотрудника, соответствующие требованиям закона, являются правомерными и не могут быть квалифицированы как правонарушения.

Отмена или изменение решения, принятого сотрудником милиции при осуществлении служебных обязанностей, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренного нарушения закона.

Все правонарушения, совершаемые сотрудниками милиции, можно разделить на две большие группы: совершенные вне службы и совершенные в связи со служебной деятельностью.

Видео (кликните для воспроизведения).

За правонарушения, совершенные вне службы, сотрудники милиции несут ответственность на общих основаниях с другими гражданами. На них в этом случае распространяются все виды юридической ответственности в полном объеме, за исключением административной ответственности.

В соответствии КоАП ПМР сотрудники органов внутренних дел за административные правонарушения несут ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения их службы. На общих основаниях административная ответственность к ним применяется в следующих случаях: 1) за нарушение законодательства о выборах и референдумах; 2) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 3) за нарушение правил дорожного движения; 4) за нарушение требований пожарной безопасности вне места службы; 5) за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды; 6) за нарушение таможенных правил; 7) за нарушение правил режима Государственной границы ПМР, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу ПМР; 8) за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, 9) за невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Правонарушения, совершаемые сотрудниками милиции на службе (по службе), представляют собой противоправные деяния (действия либо бездействие), выражающиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих служебных (должностных) обязанностей. За эти деяния сотрудники милиции подвергаются дисциплинарной, уголовной и материальной ответственности.

Дисциплинарная ответственность является основным видом ответственности сотрудника милиции. Она наступает за совершение должностных проступков (дисциплинарных правонарушений) и заключается в наложении на него властью прямых начальников дисциплинарных взысканий.

Основные аспекты дисциплинарной ответственности сотрудника милиции, порядок ее применения регламентированы Положением о службе в органах внутренних.

Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками установленных законодательством ПМР, присягой, контрактом о службе, а также приказами министра внутренних дел, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществления имеющихся у них правомочий.

За нарушение служебной дисциплины на сотрудников милиции могут налагаться следующие виды дисциплинарных взысканий:

· предупреждение о неполном служебном соответствии;

· понижение в должности;

· снижение в специальном звании на одну ступень;

· лишение нагрудного знака;

· увольнение из органов внутренних дел.

В образовательных учреждениях кроме перечисленных видов взысканий применяются взыскания в виде назначения вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисление из учебного заведения.

Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение виновного, признание им своей вины, его отношение к службе, время нахождения на службе и знание правил ее несения и др.

При нарушении дисциплины несколькими лицами совместно дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение.

Дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав.

Дисциплинарные права, предоставленные нижестоящим начальникам, принадлежат и вышестоящим начальникам.

Дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Выговор, назначение вне очереди в наряд могут быть объявлены и устно. Взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно.

Читайте так же:  Сроки давности совершения административного правонарушения

До наложения взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ о применении дисциплинарного взыскании с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику органов внутренних дел, подвергнутому взысканию, под роспись.

Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудника либо в период его нахождения в отпуске или командировке, а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — более двух лет со дня его совершения.

В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.

Права начальников по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий устанавливаются министром внутренних дел Российской Федерации.

Сотрудник милиции вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до министра внутренних дел ПМР и в суд.

Следует отметить, что не каждое нарушение служебной дисциплины должно в обязательном порядке повлечь за собой дисциплинарное взыскание или меры общественного воздействия (суд чести). Дело в том, что принцип неотвратимости ответственности не должен сводиться лишь к дисциплинарным взысканиям, а может быть реализован также путем применения иных мер воздействия (внушение, разъяснение, лишение премий, перенос очереди на получение жилой площади и др.).

Применение мер взыскания, не предусмотренных действующим законодательством, недопустимо. В частности, нельзя применять к нарушителям служебной дисциплины такие меры взыскания, как лишение компенсации за продовольственный паек, различного рода льгот и т.д., объявлять замечание с предупреждением, выговор с предупреждением и т.п.

Особенности административной ответственности военнослужащих, прежде всего, определяются КоАП ПМР. Кроме того, вопросы административной ответственности военнослужащих в определенной степени также регулируются законом «О статусе военнослужащих» и общевоинскими уставами Вооруженных Сил ПМР. При этом в последние годы законодательство об административной ответственности военнослужащих существенно изменялось.

Наиболее существенные отличия ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения состоят в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, для военнослужащих наступает административная ответственность.

Административная ответственность военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, на общих основаниях согласно КоАП наступает за следующие правонарушения:

· административные правонарушения, посягающие на отдельные права граждан (Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума; Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях и др.);

· за нарушение законодательства о выборах и референдумах;

· за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

· за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования;

· за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);

· за административные правонарушения в области дорожного движения;

· за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;

· за административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил);

· за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;

· за некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы ПМР и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории ПМР;

· за нарушение требований пожарной безопасности (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).

В случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим или лицом, призванным на военные сборы, за исключением вышеперечисленных случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В указанном случае, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В остальных случаях военнослужащие могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, но с отдельными особенностями применения к ним административных наказаний.

Административный арест не может быть применен ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы. В то же время к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, за совершение административных правонарушений, в соответствующий случаях, может быть применен дисциплинарный арест, предусмотренный Дисциплинарным уставом ВС ПМР. Назначение дисциплинарного ареста за совершенное административное правонарушение также осуществляется с рядом особенностей.

Если совершенным военнослужащим грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом ПМР об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. В этом случае срок дисциплинарного ареста назначается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение КоАП ПМР.

Читайте так же:  Обжалование приговора и постановления мирового судьи

В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.

Однако дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.

Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

Статья 15.

Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение административных правонарушений

Военнослужащие, а также лица, приравненные по статусу к ним и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел и иных правоохранительных органов несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил дорожного движения, правил пользования природными ресурсами, таможенных правил и за контрабанду эти лица несут административную ответственность на общих основаниях.

К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест. Другие, кроме указанных в части первой настоящей статьи, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — административную ответственность на общих основаниях.

В случаях, указанных в части первой настоящей статьи, органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения взысканий передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Виды ответственности сотрудника органов внутренних дел

Ответственность сотрудника органов внутренних дел в Российской Федерации закреплена в статье 15 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011г. № 342-ФЗ.

Часть 1 статьи 15 Закона № 342-ФЗ указывает на несение сотрудником ОВД уголовной ответственности за совершение преступления. В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) устанавливается, что совершение преступления сотрудником ОВД является обстоятельством, отягчающим наказание (п. «о» в ч. 1 ст. 63). Одновременно УК РФ содержит ст. 286.1, устанавливающую уголовную ответственность сотрудника ОВД за неисполнение приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, в результате чего был причинен существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

В части 2 статьи 15 Закона № 342-ФЗ регламентирована ответственность сотрудника ОВД за совершение административного правонарушения.В случае совершения административного правонарушения сотрудник ОВД несет дисциплинарную ответственность в соответствии с положениями Федерального закона № 342-ФЗ, Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник ОВД подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Изложенное регулирование соответствует нормам статьи 2.5 КоАП РФ «Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания». Так, согласно ч. 1 указанной статьи за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 данной статьи, сотрудники ОВД, имеющие специальные звания, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение службы указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность (т.е. в соответствии с КоАП РФ). В части 2 указанной статьи установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 3 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 — 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, сотрудники ОВД, несут административную ответственность на общих основаниях.

Часть 3 статьи 15 Закона № 342-ФЗ предусматривает, что за нарушения служебной дисциплины на сотрудника ОВД налагаются дисциплинарные взыскания. При этом в рамках регламентации наложения дисциплинарных взысканий сделана отсылка к следующим статьям Закона № 342-ФЗ: ст. 47, содержащей общие положения о служебной дисциплине; ст. 49, определяющей понятия нарушения служебной дисциплины и грубого нарушения служебной дисциплины; ст. 50, предусматривающей виды дисциплинарных взысканий; статей 51, 51.1 устанавливающей порядок наложения на сотрудников ОВД дисциплинарных взысканий.

Часть 5 статьи 15 Закона № 342-ФЗ предусматривает, что вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника ОВД при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством РФ.

В основе данного регулирования лежат нормы статьи 52 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом и что государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, а также статьи 53 Конституции Российской Федерации, предусматривающей право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В развитие данных конституционных норм в статье 16 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) закреплено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Россией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Читайте так же:  Постановление верховного суда сроки исковой давности

В статье 1069 главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» части второй ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же предусмотрено, что вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статья 1070 ГК РФ регламентирует ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. В соответствии с частью 1 указанной статьи вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В части 2 статьи 1070 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных ч. 1 данной статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 1069 ГК РФ.

Предъявление иска о возмещении на основании ст. 1069 ГК РФ вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц этих органов, и рассмотрение этого иска судом общей юрисдикции или арбитражным судом осуществляются в соответствии с подведомственностью по общим правилам искового производства.

Согласно ст. 1082 части второй ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (ч. 2 ст. 15 части первой ГК РФ). Как определено в норме, к которой сделана отсылка (ч. 2 ст. 15 части первой ГК РФ), под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц этих органов, регламентировано положениями гл. 24.1 «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Часть 5 статьи 15 Закона № 342-ФЗ также устанавливает, что в случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудника ОВД, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику ОВД в размере выплаченного возмещения. При этом предусмотрено, что данное право реализуется путем обращения указанного федерального органа в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением.

Изложенное основано на норме ч. 1 ст. 1081 ГК РФ, согласно которой лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Соответственно, судебная практика исходила из того, что в случае, если вред, причиненный ненадлежащим исполнением служебных обязанностей сотрудниками ОВД, возмещен за счет казны Российской Федерации, прокурор в интересах Российской Федерации вправе в порядке регресса обратиться в суд с иском к тем сотрудникам ОВД, по чьей вине причинен вред.

В части 6 статьи 15 Закона № 342-ФЗ предусмотрено, что сотрудник ОВД несет материальную ответственность за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению. В отношении порядка и случаев несения такой ответственности данная норма отсылает к трудовому законодательству.

Материальная ответственность работника регламентирована главой 39 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), которую открывает статья 238, предусматривающая следующее:

работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ч. 1);

под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ч. 2).

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует также отметить, что в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 16 ноября 2006г. № 52 (в ред. от 28.09.2010г.) «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» даны разъяснения по применению норм главы 39 ТК РФ.

Источники

Особенности привлечения к административной ответственности сотрудников овд
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here