Особенности административной ответственности юридических лиц кратко

Полезное по теме: "Особенности административной ответственности юридических лиц кратко" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Особенности административной ответственности юридических лиц кратко

    • Авторское право (4)
    • Аграрное право (3)
    • Адвокатура (13)
    • Административное право (20)
    • Арбитражный процесс (7)
    • Банковское право (6)
    • Бюджетное право (1)
    • Водное право (1)
    • Военное право (1)
    • Гражданский процесс (16)
    • Гражданское право (22)
    • Договорное право (8)
    • Жилищное право (12)
    • Зарубежное право (5)
    • Земельное право (7)
    • Избирательное право (2)
    • Инвестиционное право (1)
    • Информационное право (3)
    • История государства и права (18)
    • Кодексы, комментарии (11)
    • Коммерческое право (8)
    • Конкурсное право (1)
    • КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ (32)
    • Конституционное право (20)
    • Корпоративное право (4)
    • Криминалистика (5)
    • Криминология (5)
    • Международное право (16)
    • Муниципальное право (5)
    • Налоговое право (7)
    • Наследственное право (7)
    • Новости законодательства (1 011)
    • Основы права (2)
    • Право Евросоюза (1)
    • Право интеллектуальной собственности (1)
    • Право социального обеспечения (1)
    • Правоведение (1)
    • Правоохранительные органы Российской Федерации (3)
    • Предпринимательское право (5)
    • Прокурорский надзор (2)
    • Римское право (9)
    • Семейное право (4)
    • Словари / Справочники (30)
    • Страховое право (3)
    • Таможенное право (5)
    • Теория государства и права (11)
    • Торговое право (1)
    • Трудовое право (9)
    • Уголовно-исполнительное право (3)
    • Уголовное право (27)
    • Уголовный процесс (11)
    • Финансовое право (13)
    • ШПАРГАЛКИ (78)
    • Экологическое право (5)
    • ЯИнтересное (0)

Вопрос о возможности привлечения юридических лиц (государственных и негосударственных организаций) к административной ответственности регулируется законами, принятыми после введения в действие КоАП (т. е. после 1 января 1985 г.) и не включенными в него.
1. Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»* установлено, что предприятия, учреждения, организации, виновные в совершении экологических правонарушений (загрязнение окружающей среды, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и др.), подвергаются штрафу с учетом размера причиненного экологии ущерба.

Особенности административной ответственности юридических лиц

Особое значение для рассмотрения дел о земленарушениях имеет принятое Правительством РФ Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации .

Применение мер административной ответственности в сфере строительства и производства стройматериалов. Административная ответственность юридических лиц, в сфере строительной индустрии и производства строительных материалов установлена нормами Кодекса об административных правонарушениях. Так, в соответствии со ст. 9.4 КоАП административная ответственность юридических лиц наступает за нарушение обязательных требований государственных стандартов, строительных норм и правил, технологических условий, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении различных видов работ и при производстве стройматериалов, конструкций и изделий, в соответствии со ст. 9.5 за строительство без разрешения; нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий. Дела об административных правонарушениях в области строительства рассматриваются органами Госархстройнадзора России.

Административная ответственность юридических лиц за нарушения таможенных правил (предусмотрена гл. 16 КоАП РФ). За нарушение таможенных правил юридическими лицами предусмотрена административная ответственность в виде следующих наказаний: 1) предупреждение; 2) штраф в сумме до 400 минимальных размеров оплаты труда либо штраф в размере от одной десятой до трехкратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения; 3) конфискация товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения либо предметами административного правонарушения.

Административная ответственность юридических лиц за нарушения антимонопольного законодательства. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях юридические лица несут административную ответственность в виде штрафа от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального или территориального антимонопольного органа. Непредставление либо представление заведомо недостоверных сведений (информации), предусмотренной антимонопольным законодательством, в антимонопольный орган влечет наложение на юридическое лицо административного штрафа от 500 до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Административная ответственность юридических лиц за нарушение пожарной безопасности. Статья 20.4 КоАП РФ предусматривает ряд составов административных правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц. Это: нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами; те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима; нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий; выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен; продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия; несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники.

За совершение названных правонарушений в зависимости от степени их общественной опасности юридические лица наказываются административным штрафом от 50 до 400 минимальных размеров оплаты труда.

Статьей 8.32 КоАП установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Эти правила обусловливаются характером выполняемых юридическими лицами в лесах тех или иных видов работ, например, рубка леса, торфодобыча, эксплуатация трубопроводов, проходящих через лесные массивы, нефтегазодобыча и др.

Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных названными статьями Кодекса, вправе сотрудники противопожарной службы МЧС России, осуществляющие государственный пожарный надзор.

Административная ответственность юридических лиц за нарушение санитарных и природоохранных правил. Кодекс об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность юридических лиц за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и организации питания населения в столовых, ресторанах, барах и других местах, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.

Предприятия и организации, допустившие загрязнение окружающей природной среды, выпуск и (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обязаны по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя уплатить штраф в доход местного бюджета, а также возместить дополнительные расходы лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений за оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В случае отказа от добровольного возмещения расходов и уплаты штрафов спор разрешается в судебном порядке.

Читайте так же:  Административное наказание за шум

Конкретные статьи гл. 8 КоАП «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» предусматривают административную ответственность юридических лиц за данные правонарушения в виде штрафных санкций от 50 до 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда, а также конфискацию орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Особенности административной ответственности юридических лиц

Вопрос о возможности привлечения юридических лиц (государст­венных и негосударственных организаций) к административной ответ­ственности регулируется законами, принятыми после введения в дей­ствие КоАП (т. е. после 1 января 1985 г.) и не включенными в него.

1. Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»* установлено, что предприятия, учреждения, орга­низации, виновные в совершении экологических правонарушений (за­грязнение окружающей среды, невыполнение обязанностей по прове­дению государственной экологической экспертизы и др.), подвергают­ся штрафу с учетом размера причиненного экологии ущерба.

* Ведомости РФ. 1992. № 10. Ст. 457.

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»* установлена административная ответственность не только граждан, индивидуальных предпринимате­лей, должностных лиц, но и юридических лиц в виде штрафа в размере до 400 минимальных размеров оплаты труда за различные правонару­шения в этой области, в частности за нарушение требований, предъяв­ляемых к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабже­нию населения, атмосферному воздуху, почвам, содержанию террито­рий городских, сельских поселений и промышленных площадок.

* СЗ РФ. 1999. №14. Ст. 1650.

2. В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»* (с последующими изме­нениями и дополнениями) налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, несет административную ответственность в виде:

а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (при­были) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же, а в определенных случаях и большей суммы;

б) штрафа за отсутствие или нарушение порядка учета объектов налогообложения — в размере 10% причитающихся к уплате сумм на­лога.

* Ведомости РФ. 1992. №11. Ст. 527.

3. Закон РФ от 17 декабря 1992 г. «Об административной ответст­венности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства»* предусматривает наложе­ние штрафов за нарушения обязательных требований нормативных актов в области строительства при выполнении проектных, стро­ительно-монтажных работ, при производстве строительных материа­лов, конструкций и изделий, влекущих снижение параметров прочнос­ти, устойчивости, надежности зданий, строений и другие нарушения в области строительства.

* Ведомости РФ. 1993. №2. Ст. 58.

4. Согласно Таможенному кодексу, к юридическим лицам за нару­шение таможенных правил могут применяться такие виды администра­тивных взысканий, как: предупреждение; штраф в сумме до 500-крат­ного минимального размера месячной оплаты труда; конфискация то­варов и транспортных средств, являющихся непосредственными объ­ектами нарушения таможенных правил; конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары; взыскание стоимости неза­конно перемещаемых товаров через таможенную границу; отзыв ли­цензии или квалификационного аттестата.

5. Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопас­ности»* установлена административная ответственность предприятий за различные нарушения требований пожарной безопасности. Они уп­лачивают штраф в размере до двух процентов соответствующих фондов оплаты труда, а иные субъекты предпринимательской деятельности — в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

* СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649.

6. Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополисти­ческой деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 25 мая 1995 г. и 6 мая 1998 г)* предусмотрено, что коммерческие и некоммер­ческие организации несут ответственность за неисполнение законных требований федерального антимонопольного органа (территориально­го органа) в виде штрафа в размере до 8 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

* Ведомости РФ. 1991. № 16. Ст. 499; 1992. № 32. Ст. 1882; № 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977; 1998. № 19. Ст. 2066; 1999. № 26. Ст. 3174; 2000. № 2. Ст. 124.

Согласно Федеральному закону от 18 июля 1995 г. «О рекламе»*, на рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей за нарушение законодательства о рекламе может быть наложен штраф в размере до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

* СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2864.

7. На субъектов естественных монополий, согласно Федеральному закону о них от 17 августа 1995 г.*, может быть наложен штраф в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда за непредставление в срок требуемых документов или иной информации, необходимой для регу­лирования деятельности естественных монополий.

* СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.

8. Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР»* предусматривает административную ответственность за осуществление без лицензии банковской деятельности. Такое нарушение влечет за собой взыскание всей суммы, полученной в результате осу­ществления банковских операций без лицензии, а также штрафа в дву­кратном размере этой суммы.

* СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; Российская газета. 1999. 14 июля.

9. 8 июля 1999 г. принят Федеральный закон «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборо­та этилового спирта (курсив мой. —Д.О.), алкогольной и спиртосодержащей продукции»*. Деятельность юридического лица в этой области без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа в размере до 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда с конфискацией продукции, оборудования и сырья.

* СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3476.

10. Федеральным законом от 18 июля 1999 г. «Об экспортном кон­троле»* установлена административная ответственность организаций за нарушение законодательства РФ в области экспортного контроля. Например, за осуществление внешнеэкономических операций с това­рами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельнос­ти без лицензий или разрешений предусмотрено наложение штрафа в размере стократного минимального размера оплаты труда, а в случае правонарушения, повлекшего за собой причинение существенного ущерба интересам государства, организация может быть лишена права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности на срок до трех лет.

Читайте так же:  Минимальный административный штраф составляет

* СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3774.

11. 6 декабря 1999 г. принят Федеральный закон «Об администра­тивной ответственности юридических лиц за нарушение законодатель­ства Российской Федерации о выборах и референдумах»*. В случае на­рушения избирательным блоком или политическим общественным объединением законодательства о выборах и референдумах на них может быть наложен штраф в размере от двухсот до пятисот минималь­ных размеров оплаты труда.

* СЗ РФ. 1999. № 49. Ст. 5906

Таким образом, в перечисленных и аналогичных случаях основани­ем привлечения юридических лиц к административной ответственнос­ти является неисполнение или ненадлежащее исполнение ими опреде­ленных правил, норм, стандартов и иные нарушения законности и государственной дисциплины. К юридическим лицам применяются не только меры взыскания, указанные в ст. 24 КоАП (предупреждение, конфискация), но и иные меры: штраф в особо крупных размерах; отзыв лицензии; лишение права заниматься отдельными видами дея­тельности на определенный срок и др.

Хотя субъектом административной ответственности официально обозначается юридическое лицо, но разумеется, что фактически винов­ны в совершении административного правонарушения должностные лица либо представители организации. Поэтому наложение админи­стративного взыскания на юридическое лицо не освобождает от ответ­ственности виновных должностных лиц либо представителей органи­зации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11014 —

| 7447 — или читать все.

Административная ответственность юридических лиц

В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных указанным Кодексом. Административным же правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Таким образом, признаками административного правонарушения являются антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость. Что касается таких признаков, как антиобщественность (законодательством определено, какое деяние является антиобщественным в рамках института административной ответственности, а какое ‑ нет), противоправность (заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административной и других отраслей права, охраняемые мерами административной ответственности) и наказуемость (административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность), то их применение оправданно относится к деяниям, совершенным как физическими лицами, так и юридическими лицами.

В соответствии со ст. Ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, особенно совершенном организацией (юридическим лицом), факт виновности в совершении правонарушения подлежит выяснению и обязательному доказыванию вместе с другими обстоятельствами. При этом в ст. 2.1 КоАП РФ содержится специальное определение: «Организация (юридическое лицо) признается виновной в совершении административно — правового нарушения, в том случае если будет установлено, что у данной организации имелись возможности для соблюдения правил и норм… но ей не были приняты все необходимые и зависящие от нее меры по их соблюдению».

Также Налоговый кодекс РФ в своей первой части содержит достаточно ясное определение вины организации (юридического лица) при нарушении законодательства о налогах и сборах РФ (п. 4 ст. 110 НК РФ): виновность организации (юридического лица) в совершении правонарушения в сфере налогового законодательства определяется, беря за основу вину его должностных лиц, либо вину представителей данной организации (юридического лица), действия (бездействие) которых обусловили совершение данного правонарушения в сфере налогового законодательства.

Таким образом, к доказыванию по делу об административном правонарушении относится момент привлечения правонарушителя к ответственности: до или после реорганизации. В том случае если привлечение к ответственности предприятия (юридического лица) произошло после окончания процедуры его реорганизации, то тогда соответственно административный штраф за нарушение в сфере законодательства о налогах и сборах исключается. По той причине, что организация, которая является правонарушителем, перестает к этому моменту существовать как юридическое лицо, и в результате чего все ее права и обязанности переходят к одному или нескольким правопреемникам, в отличие от ответственности, которая всегда индивидуальна. Если же юридическое лицо привлекли к имущественной административной ответственности до реорганизации, но по факту ни какого исполнения не произошло, то в таком случае возможно применение взыскания на имущество правопреемникa, но без привлечения правопреемникa к ответственности за правонарушение, которое было содеяно его предшественником, так как у приемника вина отсутствует. За исключением тех некоторых случаев когда присутствуют умышленные согласованные действия, направленные на то чтобы уклонится от уплаты налогов и сборов.

1) вина предприятия (юридического лица) в совершении данного административно – правового нарушения есть субъективное отношение к неправомерному действию (бездействию) коллектива этой организации (юридического лица), но которое определяется по доминирующему желанию, под которым прежде всего понимается воля администрации (органов управления) данного предприятия, ее уполномоченных должностных лиц, а также тех лиц, которые имеют право давать указания обязательные к исполнению в пределах структуры этой организации (юридического лица). В данном случае виновность организации (юридического лица), подобает рассматривать путем субъективного подхода, как факт высоких умозаключений людей. Она (виновность предприятия) должна пониматься, как выявление вины должностных лиц в администрации этого предприятия и считаться доказанной только когда будет установлена и доказана вина должностного лица;

2) вина организации (юридического лица) может быть также подвергнута анализу с объективной стороны, как виновность юридического лица с позиции органа государственной власти, который осуществляет наложение административного взыскания. Только государственный орган, который осуществляет надзорные действия над данным предприятием, имеет возможность и должен решать, была ли у данного предприятия (юридического лица) объективная возможность выполнять необходимые действия (бездействия) чтобы не допустить совершения административного правонарушения.

Иностранное юридическое лицо – это юридическое лицо, созданное на территории иностранного государства. Под юридическими лицами в отличие от физических лиц понимаются обычно такие субъекты права, имущество которых обособлено от имущества его создателей (учредителей, участников). В международном частном праве в отношении юридических лиц применяется понятие личного закона юридического лица. Таким образом понятие иностранного юридического лица раскрывается через понятие личного закона юридического лица.

Читайте так же:  Дело об административном правонарушении предусмотренном статьей

Согласно третьей части ГК РФ, на основе личного закона юридического лица определяются, в частности, следующие вопросы:

– правовой статус организации в качестве юридического лица;

– организационно-правовая форма юридического лица;

– требования к наименованию юридического лица;

Видео (кликните для воспроизведения).

– вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

– содержание правоспособности юридического лица;

– порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

– отношения внутри юридического лица, включая отношения юридического лица с его участниками;

– способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

Из этого перечня видно, какое значение придается личному закону (иногда применяют термин «личный статут») юридического лица

Каким образом можно определить, закон какой страны будет рассматриваться в качестве личного закона? Это определяется так называемой национальностью юридического лица. Термин «национальность», как и многие термины в области международного частного права, применяется к юридическим лицам условно, в ином смысле, чем он применяется к гражданам. Речь идет об установлении принадлежности юридического лица к определенному государству. В международной практике наряду с определением личного закона юридического лица государственную принадлежность юридического лица («национальность») необходимо установить для того, чтобы знать, какое государство может оказывать дипломатическую защиту таким лицам. Кроме того, без определения «национальности» юридического лица нельзя будет установить, на какие юридические лица распространяется национальный режим или режим наибольшего благоприятствования, предусмотренный двусторонними договорами о правовой помощи, например, по договорам РФ с Латвией и Эстонией, соглашениями о торгово-экономическом сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, действующими для России в отношении большого числа государств.

Вопрос о критериях определения «национальности» юридических лиц решается по-разному в различных государствах.

Под местом нахождения юридического лица понимается то место, где находится его центр управления (совет директоров, правление и т.д.). Такой принцип принят, в частности, во Франции, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Испании. Так, в Латвии, где продолжает действовать Гражданский закон 1937 г. правоспособность и дееспособность юридического лица определяется законом места нахождения его органа управления, а в соседней Эстонии (Закон 1994 г. об общих принципах Гражданского кодекса) предусмотрены более подробные правила.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8621 —

| 8180 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Административная ответственность юридических лиц

Общая характеристика административной ответственности юридических лиц в РФ

Действующим российским административным законодательством в ст. 2.10 КоАП РФ, установлена возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности, в том случае, когда с их стороны имеет место совершение административных правонарушений, установленных КоАП.

Концепция о возможности привлечения юридических лиц к административной ответственности нашла свое отражение и в воспринятом законодательством понятии административного правонарушения под которых понимается: виновное противоправное общественно вредное деяние физического или юридического лица, запрещенное под угрозой применения мер административной ответственности.

Анализ содержания приведенной выше дефиниции, позволяет сделать вывод о наличии трех основных признаком административного правонарушения, одинаково справедливых как в отношении правонарушителя – физического лица, так и в отношении лица юридического:

  • Противоправность, то есть совершенное деяние нарушает нормы действующего российского законодательства, охрана которых возложена, в свою очередь, на административное право;
  • Антиобщественность, под которой следует понимать то, что совершение любого правонарушения имеет своим результатом определенные негативные, общественно вредные последствия для общества последствия;
  • Наказуемость: совершение административного правонарушения влечет привлечение к установленной законом ответственности, в порядке, размере и на условиях, включенных законодателем в нормы КоАП РФ.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особенности административной ответственности юридических лиц

Названные выше три из четырех основных признака административного правонарушения, по характеру своего содержания одинаково применимы как к физическим, так и к юридическим лицам, потому на практике не возникает проблем с их выявлением и обнаружением в процессе расследования административного правонарушения.

В свою очередь четвертый признак – виновность, традиционно раскрываемый в отечественной правовой науке, через призму внутреннего психического отношения лица к совершенному правонарушению и вызванным им последствиям, постоянно становился предметом дискуссий ученых исследователей административного права.

Строилась названная выше дискуссия преимущественно вокруг одного основного вопроса: «Каким образом может быть выявлено и оценено психическое отношение организации к вменяемому ему административному правонарушению?»

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Поиски ответа на данный вопрос, приводили, в частности, к предложению о понимании вины юридического лица, через сумму виновных действий физических и должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению действий от имени конкретного юридического лица.

Иными словами, виновность, как психологическое отношение к содеянному, юридического лица следует оценивать исходя из психологического отношения к правонарушению и наступившим последствиям сотрудников данного юридического лица – коллектива, где основное внимание должно уделяться руководящим должностным лицам, в известной степени формирующих волю всей организации.

Законодательно вопрос о виновности юридического лица был решен несколько иначе. Так, в ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ, закреплено правило о том, что юридическое лицо является виновным в совершении административного правонарушения тогда, когда имеет место невыполнение возложенной на него обязанности, при условии что оно должно было и могло ее выполнить, однако не предприняло все зависящие от него меры по исполнению соответствующей обязанности.

При этом определенные особенности административной ответственности обнаруживаются и при анализе тех мер воздействия, которые в соответствии с законом могут быть применены в отношении юридических лиц. Так, из десяти установленных ст.3.2 КоАП РФ санкций, в отношении юридических лиц могут применяться только:

  • Предупреждение.
  • Административный штраф.
  • Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
  • Административное приостановление деятельности.
Читайте так же:  Административное правонарушение статья 25 1 какой штраф

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Особенности института административной ответственности

Юридические лица как субъекты административной ответственности

Впервые институт административной ответственности юридических лиц был закреплен в 1993 г. в Таможенном кодексе РФ, в ст. 230 которого содержалось определение понятия нарушения таможенных правил, являющегося по своей юридической природе разновидностью административного правонарушения. Причем, формулируя это понятие, законодатель сознательно не указывал такого важнейшего признака правонарушения, как вина, при этом в следующей статье (ст. 231) оговаривая, что физические лица и должностные лица несут ответственность за нарушение таможенных правил, если они совершили противоправное действие или бездействие умышленно или по неосторожности, т. е. виновно, а предприятия, учреждения и организации, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, несут ответственность за нарушение таможенных правил, за исключением случаев, когда правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы, т. е. вина (по сути субъективная сторона правонарушения) юридического лица здесь роли не играла и доказыванию в процессе производства по делу не подлежала. Позже институт административной ответственности был введен в налоговом и ином отраслевом законодательстве.

С принятием нового КоАП РФ, изменившем не только определение понятия административного правонарушения, прямо указав не только в качестве его возможных субъектов и юридическое лицо, но и что только виновно совершенное деяние может рассматриваться как административное правонарушение и повлечь административную ответственность, ситуация в этом вопросе не только стала единообразной в стране, но и отвечающей требованиям законности в ее широком смысле. В законодательстве определилось два подхода к определению виновности юридических лиц:

  • — объективный, сформулированный в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, когда вина юридического лица определяется с точки зрения государственного органа, назначающего административное наказание, если будет установлено, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению,
  • — субъективный, сформулированный в ч. З ст. 2.1 КоАП РФ, когда вина юридического лица определяется как отношение его администрации (конкретных должностных лиц) к совершенному противоправному деянию.

Такой подход, именуемый в юридической литературе как принцип двусубъектности ответственности, когда назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности заданное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности заданное правонарушение юридическое лицо, также был впервые сформулирован в Таможенном кодексе РФ1993г.(ч.ч.7и8 ст.231).

Исходя из смысла ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, вина юридического лица определяется через вину физических лиц, занимающих руководящие должности в органах управления юридического лица, входящих в совет директоров (наблюдательный совет) либо осуществляющих специальные полномочия, предусмотренные должностной инструкцией, и в силу этого ответственных за их выполнение. Так, например, вина отделения железной дороги как юридического лица за неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы (ст. 16.4 КоАП РФ) характеризуется тем, что представитель перевозчика — ответственное должностное лицо пограничной железнодорожной станции, зная о том, что действующим таможенным законодательством предусматривается обязательная подача в таможенный орган уведомления о пересечении таможенной границы или о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории Российской Федерации (ст. 139 ТК РФ), сознавая противоправный характер своего бездействия, не соблюдает и не желает соблюдать данное требование или в силу каких-либо субъективных причин безразлично относится к этому.

Характеризовать административную ответственность юридических лиц, исходя из общего понимания юридической ответственности как обязанности претерпевать неблагоприятные последствия виновно совершенного противоправного деяния, было бы несколько неточно, поскольку применение административного наказания в отношении юридического лица осуществляется не только с целью предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (как это отмечено в ст. 3.1 КоАП РФ), но также и с целью обеспечения выполнения юридическим лицом как своих обязанностей, так и законных требований государственных органов. Поэтому можно определить понятие административной ответственности юридических лиц следующим образом: административная ответственность юридических лиц — это применение к организациям, обладающим соответствующей административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей и предупреждения совершения новых правонарушений.10

Общие принципы административной ответственности юридических лиц сформулированы в ст. 2.10 КоАП РФ.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют как в отношении физического, так и в отношении юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Особенности ответственности физических, должностных и юридических лиц

В соответствии со ст.32 КоАП РК административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Особенности привлечения к административной ответственности различных субъектов нашли законодательное отражение в главе 4 КоАП РК «Административная ответственность» и зафиксированы в ст. 34, 35, 36, 37.

В зависимости от того, какими категориями лиц совершено административное правонарушение, административную ответственность можно классифицировать на следующие виды:

  • — административная ответственность должностных и иных лиц, выполняющих управленческие функции, и индивидуальных предпринимателей;
  • — административная ответственность военнослужащего, прокурора и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов либо специальных положений, за совершение административных правонарушений;

административная ответственность юридических лиц;

административная ответственность иностранцев, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства.

Читайте так же:  Административный штраф оплачивает организация

Должностное лицо привлекается к административной ответственности при условии совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им служебных обязанностей. При отсутствии этого обстоятельства должностное лицо, виновное в совершении административного правонарушения, подлежит ответственности на общих основаниях (ст. 34 КоАП).

В примечании к ст. 34 КоАП РК дается следующее определение должностного лица: должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти (то есть наделенные в установленном законом порядке в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, правом издавать от имени государства или его органов юридически значимые акты или распорядительными полномочиями) либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение режима в пунктах пропуска через таможенную границу РК, таможенных правил вне места службы, несут административную ответственность на общих основаниях. В тоже время к ним не могут быть применены административные взыскания в виде лишения права ношения и хранения огнестрельного и холодного оружия и административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, курсантам (слушателям) военных и специальных учебных заведений также и в виде штрафа.

Лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут административную ответственность за совершение административных правонарушений на общих основаниях.

Таможенные органы (должностные лица таможенных органов), которым предоставлено право возлагать административные взыскания, могут вместо наложений взысканий передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Находящиеся на территории Республики Казахстан иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РК.

Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории РК иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Республики Казахстан, разрешается дипломатическим путем.

На протяжении довольно длительного времени сохраняется тенденция устойчивого внимания к проблемам административной ответственности юридических лиц, как в обосновании ее теоретических аспектов, так и в отношении ее практической реализации. Ответ на вопрос о причине столь обостренного и стабильного интереса к данной проблеме, очевидно, кроется в ее малоизученности и слабой освещенности в юридической литературе. Отдельные авторы ограничивались лишь изучением ее отдельных аспектов; целостных, фундаментальных исследований, создающих концептуальную модель административной ответственности юридических лиц, пока не существует. Проблема административной ответственности юридических лиц все более и более проявляет себя в современном законодательстве, отражающем рыночные отношения, требует своего методологического обоснования и концептуального определения.

В юридической литературе существуют различные воззрения, касающиеся правомерности привлечения к административной ответственности юридических лиц.

А.В. Брызгалин считает, что «субъектом, т.е. лицом, которое может нести ответственность за совершение административного проступка, может быть только физическое лицо (гражданин, индивидуальный предприниматель, должностное лицо предприятия)». Основным аргументом является цель наложения административного взыскания — воспитание лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Очевидно, что говорить о воспитании можно только применительно к физическому лицу.

В нормативных правовых актах, пишет Е.Ф. Мосин, понятие административной ответственности юридических лиц применяется обычно в сочетании с административной ответственностью руководителей юридических лиц. Основной, если не единственной, мерой административной ответственности юридических лиц в современной правоприменительной практике является штраф.

Характеризуя административную ответственность юридических лиц, Д.Н. Бахрах, подчеркивает, что одной из особенностей административной ответственности юридических лиц является то, что «наличие вины не является обязательным условием для привлечения организаций к административной ответственности». Во многих случаях сам факт противоправного поведения считается достаточным основанием для наложения административных взысканий, если причиной неправомерных действий не стала непреодолимая сила.

Исследуя проблемы административной ответственности юридических лиц, С.А. Шапинова приходит к выводу о том, что «административная ответственность юридических лиц не сводится только к применению штрафов. Новые социальные условия позволили усилить влияние административного штрафа на укрепление законности в деятельности юридических лиц, так как его крупные размеры призваны ощутимо отражаться на их имущественном положении. Не ограничившись санкцией в виде штрафа, законодатель установил и иные виды административных взысканий, налагаемых на юридических лиц в частности, лишение лицензии (патента) на определенный вид деятельности, конфискация части или всего имущества, приостановление или запрещение деятельности предпринимателя».

КоАП РК предусматривает следующие санкции в отношении юридических лиц: административный штраф; приостановление действия, лишение лицензии; конфискация.

В старой редакции п.3 ст. 34 КоАП РК законодатель ставит на один уровень юридические лица и индивидуальных предпринимателей, тем самым уравнивая их.

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» от 20.01.06 г. № 123-III в ст. 34 КоАП РК внесены изменения: в вопросе административной ответственности индивидуальных предпринимателей законодатель приравнял их к должностным лицам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Законом РК от 20.01.2006 N 123-III «О внесении изменений и дополнений в кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» введена дифференциация размеров штрафа налагаемого на юридических лиц в зависимости от характера их деятельности:

  • 1. индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся субъектами малого предпринимательства,
  • 2. юридические лица, являющиеся субъектами среднего предпринимательства,
  • 3. юридические лица, являющиеся субъектами крупного предпринимательства.

Критерии отнесения юридических лиц к субъектам малого, среднего и крупного предпринимательства закреплены ст. 6 Закона РК от 31.01.2006 N 124-III «О частном предпринимательстве».

Источники

Особенности административной ответственности юридических лиц кратко
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here