Основания применения мер административных наказаний

Полезное по теме: "Основания применения мер административных наказаний" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Основания применения мер административных наказаний

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Административное наказание по КоАП РФ. Понятие, виды, условия назначения
    1. Понятие административного наказания и условия его назначения
    2. Виды административных наказаний
    3. Административное наказание, применяемое к физическому лицу
    4. Административное наказание, применяемое к юридическому лицу
    5. Основные и дополнительные административные наказания
    6. Какие административные наказания вправе устанавливать субъекты Федерации?
    7. Назначение наказания, не предусмотренного санкцией статьи, либо ниже низшего предела КоАП РФ не допускается

    1. Понятие административного наказания и условия его назначения

    Административное наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения; применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

    Исходя из данного определения административное наказание может назначаться при наличии следующих условий:

    1. мера ответственности устанавливается исключительно государством (КоАП РФ предусматривает возможность устанавливать меру административной ответственности как на федеральном, так и на региональном уровне (субъектами РФ в региональных законах), но в рамках, установленных федеральным законодательством);
    2. назначается только за совершение административного правонарушения. Перечисленные в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ административные наказания применяются только к лицам, совершившим административные правонарушения. Совершение иных правонарушений и проступков (преступлений; гражданских правонарушений; дисциплинарных проступков; налоговых правонарушений, влекущих применение налоговых санкций) не может повлечь назначение административного наказания.
    3. назначение административного наказания должно преследовать цель предупредить совершение новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами;
    4. административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    6. Какие административные наказания
    вправе устанавливать субъекты Федерации?

    Часть 3 ст. 3.2 КоАП РФ конкретизирует положения о разграничении предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ, с учетом того, что установление перечня видов административных наказаний и правил их применения относится к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (п. 2 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ).

    Субъекты РФ при установлении региональных норм, назначающих меры административной ответственности, могут предусматривать в качестве таких мер только предупреждение и административный штраф. Соответственно, только Кодексом РФ об административных правонарушениях могут быть установлены все остальные виды административных наказаний

    7. Назначение наказания, не предусмотренного санкцией статьи,
    либо ниже низшего предела КоАП РФ не допускается

    В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя — физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 — 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.

    Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием..

    Основания для наложения административного наказания

    Дополнительные.

    Основные

    Понятие и виды административных наказаний.

    Административное наказание

    является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

    Административное наказание имеет ряд отличительных признаков:

    — Административное наказание устанавливается КоАП и является исчерпывающим.

    — Административное наказание устанавливается КоАП и не применяется в момент совершения АП, а применяется всегда после совершения АП.

    — Административное наказание устанавливается КоАП и назначается в том случае, когда АП причинен вред.

    — Административное наказание устанавливается КоАП и назначается уполномоченным органом, должностным лицом, когда собраны, закреплены, исследованы доказательства по делу об АП и установлена вина правонарушителя.

    Виды административного наказания:

    2. административный штраф;

    3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета

    4. конфискация орудия совершения или предмета административного

    5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

    6. административный арест;

    7. административное выдворение за пределы Российской Федерации

    иностранного гражданина или лица без гражданства;

    9. административное приостановление деятельности. (Данный вид

    наказания введен Законом № 45 и применяется только к ЮЛ и ИП).

    В отношении юридического лица могут применяться только:

    2. административный штраф;

    3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    Все административные наказания подразделяются на:

    Только в качестве основных наказаний могут выступать:

    2. административный штраф;

    3. лишение специальных прав, представляемых физическому лицу;

    4. административный арест;

    административное приостановление деятельности

    Лицо, совершившее АП, подлежит ответственности на основе закона действующего во время и по месту совершения АП.

    Круг административных правонарушений, за которые указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности на общих основания:

    — нарушение законодательства о выборах и референдумах;

    — нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения;

    — нарушение правил дорожного движения;

    — нарушение требований пожарной безопасности вне места службы;

    — нарушение законодательства об охране окружающей природной среды;

    — нарушение таможенных правил;

    — нарушение правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

    — административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов;

    Читайте так же:  Протокол об административном правонарушении административное право

    — невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

    Тема: Преступления против личности.

    Эта группа преступлений рассматривается в разделе № 7 особенной части УК РФ.

    Родовым объектом таких преступлений является сама по себе личность.

    1) Преступление против жизни и здоровья (Глава 16, статьи 105-125)

    2) Преступления против свободы, чести и достоинства (Глава 17, статьи 126-130)

    3) Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (Глава 18, статьи 131-135)

    4) Преступления против конституционных прав и свобод человека и граждан (Глава 19, статьи 136-149)

    5) Преступления против семьи и несовершеннолетних (Глава 20, статьи 150-157)

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9754 —

    | 7578 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

    Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

    1. Применяя правила ч. 1 ст. 1.6, нужно учесть, что:

    1) лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь на основании:

    а) положений самого КоАП (т.е. в случаях, прямо предусмотренных в нормах Особенной части);

    б) положений законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (см. коммент. к ст. 1.1, 1.3). В практике возникает вопрос: может ли лицо быть привлечено к административной ответственности по основаниям, предусмотренным в других федеральных законах (иных нормативных правовых актах)? Нет, не может, дело в том, что основания административной ответственности устанавливаются только в самом КоАП (в т.ч. и за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами) либо в законах субъектов Российской Федерации: иной вывод противоречил бы императивным правилам п. 3 ч. 1 ст. 1.3 (см. коммент. к ней);

    2) лицо может быть подвергнуто административному наказанию:

    а) если соблюдены общие правила его назначения (см. об этом подробный коммент. к ст. 3.2, 4.1-4.7);

    б) в порядке, предусмотренном непосредственно самим КоАП (но не иными федеральными законами);

    3) лицо может быть подвергнуто мерам по обеспечению производства по делу только по основаниям и в порядке, предусмотренных в КоАП и в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом нужно учесть, что:

    а) эти меры исчерпывающим образом (доставление, привод, арест товаров и т.п.) указаны в п. 1-9 ч. 1 ст. 27.1;

    б) основаниями применения этих мер являются необходимость пресечь административное правонарушение, установить личность правонарушителя, составить протокол об административном правонарушении и другие обстоятельства, указанные в ст. 27.1 (см. коммент. к ней).

    2. Анализ правил ч. 2 ст. 1.6 показывает, что:

    1) уполномоченным органом или должностным лицом (упомянутыми в ч. 2 ст. 1.6) являются:

    а) суд (в т.ч. районный, военный);

    б) судья (в т.ч. мировой);

    в) органы, перечисленные в ст. 23.2-23.65;

    г) должностные лица упомянутых органов.

    См. подробный коммент. к ст. 23.1-23.65;

    2) в любом случае органы и должностные лица, упомянутые выше, вправе применять административное наказание или меры по обеспечению производства по делу, если:

    а) это прямо предусмотрено КоАП;

    б) это входит в круг компетенции уполномоченных органов и должностных лиц. Указанная компетенция обычно очерчивается в федеральных законах (либо в законах субъектов Российской Федерации).

    3. Характеризуя правила ч. 3 ст. 1.6, нужно иметь в виду, что:

    1) меры административного принуждения (упомянутые в ст. 1.6) включают:

    а) меры административного наказания (т.е. указанные в ст. 3.2);

    б) меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (т.е. указанные в ст. 27.1);

    2) органы и должностное лицо, применяющие меры административного принуждения:

    а) не вправе выносить решения, унижающие человеческое достоинство;

    б) не могут также совершать действия (либо, наоборот, бездействие), унижающие человеческое достоинство. Речь идет не только о недопустимости насилия, физического принуждения, нанесения побоев, запугивания, угроз, шантажа, но и любых иных действий (бездействия), которые имеют целью унизить (оскорбить, причинить нравственные страдания, вызвать стресс, иные психологические страдания) достоинство человека. Если доказательство по делу об административном правонарушении получено в результате совершения таких действий (бездействия), то оно не отвечает требованиям допустимости доказательства.

    Статья 3.2. Виды административных наказаний

    Статья 3.2. Виды административных наказаний

    1. Анализ правил ст. 3.2 позволяет сделать ряд важных выводов:

    1) они исчерпывающим образом устанавливают перечень видов административного наказания;

    2) административные наказания (указанные в ч. 1 ст. 3.2) могут устанавливаться только за административные правонарушения. Совершение других проступков не может повлечь административного наказания. Так, совершение:

    — дисциплинарных проступков влечет применение мер дисциплинарного взыскания (т.е. замечание, выговор, увольнение, ст. 192 ТК);

    — преступлений влечет применение тех или иных видов уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы и т.п.), указанных в ст. 44 УК;

    — налоговых правонарушений влечет применение налоговых санкций (ст. 114 НК).

    Нарушение норм ГК влечет применение пеней, неустоек, штрафов, необходимость возмещения убытков и т.д. См. об этом подробнее в книгах: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Изд. 4-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006; Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 4-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006; Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Т. 1. М.: Изд-во «Экзамен», 2005;

    3) административные наказания применяются лишь постольку, поскольку будет установлен состав административного правонарушения (см. коммент. к ст. 2.1). Отсутствие хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения (т.е. субъекта или объекта, субъективной или объективной стороны) исключает возможность применения административного наказания;

    4) административное наказание может назначаться как физическому, так и юридическому лицу (см. об этом коммент. к ст. 2.10).

    2. Видами административного наказания являются:

    1) предупреждение, т.е. официальное порицание лица, которое выносится в письменной форме (см. об этом коммент. к ст. 3.4);

    2) административный штраф, т.е. денежное взыскание, которое до 08.07.07 обычно выражалось в величине, кратной нескольким МРОТ, а после 08.08.07 — в определенной сумме в рублях (см. коммент. к ст. 3.5);

    Читайте так же:  Обжалование постановления о привлечении в качестве обвиняемого

    3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, т.е. принудительное изъятие и последующая реализация упомянутого имущества с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов, указанных в ст. 3.6 (см. коммент. к ней);

    4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, т.е. принудительное и безвозмездное обращение в федеральную собственность не изъятых из оборота вещей (см. коммент. к ст. 3.7);

    5) лишение специального права и документов, удостоверяющих это право (например, водительского удостоверения, охотничьего билета), т.е. прекращение возможности пользоваться ранее предоставленным правом (см. коммент. к ст. 3.8);

    6) административный арест, т.е. содержание лица в изоляции от общества на определенный срок (см. коммент. к ст. 3.9);

    7) административное выдворение за пределы Российской Федерации. Оно может быть применено только к иностранным гражданам и лицам без гражданства (см. коммент. к ст. 3.10);

    Видео (кликните для воспроизведения).

    8) дисквалификация, т.е. лишение физического лица прав занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридическим лицом, входить в другие руководящие его органы и т.д. (см. коммент. к ст. 3.11);

    9) административное приостановление деятельности. Данный вид наказания введен Законом N 45 и применяется только к ЮЛ и ИП (см. коммент. к ст. 3.12)

    3. Нормы ч. 2 ст. 3.2 предусматривают, что в отношении юридического лица могут быть применены лишь следующие виды административного наказания:

    — предупреждение (в письменной форме);

    — административный штраф (в более высоких размерах, чем в отношении физического лица, см. ст. 3.5);

    — возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    — конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    — административное приостановление деятельности.

    Упомянутые выше административные наказания применяются лишь с учетом правил ч. 2 ст. 2.1, ст. 2.10 (см. коммент. к ним).

    4. Характеризуя правила ч. 3 ст. 3.2, нужно учесть, что они:

    1) позволяют разграничить полномочия Российской Федерации и ее субъектов по вопросу об установлении административного наказания;

    2) императивно предусматривают, что только Российская Федерация устанавливает следующие виды административных наказаний:

    — возмездное изъятие орудия совершения или предмета совершения административного правонарушения;

    — конфискацию орудия совершения или предмета совершения административного правонарушения;

    — лишение специального права;

    — административное выдворение за пределы Российской Федерации;

    — административное приостановление деятельности;

    3) исходят из того, что иные виды административного наказания (а именно предупреждение и административный штраф) могут быть установлены и законами субъектов Российской Федерации;

    4) исходят из того, что Российская Федерация реализует свои полномочия в установлении видов административного наказания только путем введения соответствующих норм в КоАП.

    В то же время, если в соответствии с нормами международного договора или международного права (действующих для Российской Федерации) предусмотрены другие виды административного наказания, то они подлежат применению (см. коммент. к ст. 1.1).

    Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

    Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

    1. Согласно правилам ч. 1 ст. 4.1 административное наказание должно назначаться судьей, органом, должностным лицом в пределах, установленных:

    1) нормами Особенной части КоАП (например, ст. 5.1 предусматривает наложение штрафа в размере от 1000 до 15 рублей, т.е. устанавливает верхний и нижний пределы административного наказания);

    2) законами субъектов Российской Федерации (напомним, что в соответствии со ст. 1.1 и 3.2 они могут устанавливать только такие виды административного наказания, как предупреждение и административный штраф). При этом законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать КоАП.

    Судья, орган, должностное лицо должны четко установить вид административного наказания, его конкретную меру, предусмотренную нормой закона, пределы административной ответственности и, наконец, соответствие тяжести правонарушения и назначенного наказания (в указанных выше пределах).

    2. Анализ правил ч. 2 ст. 4.1 позволяет сделать ряд выводов:

    1) они императивны. Иначе говоря, судья, орган, должностное лицо обязаны (а не вправе) учитывать обстоятельства, прямо указанные в ч. 2 ст. 4.1. При этом в мотивировочной части постановления по делу об административном правонарушении необходимо указать мотивы отклонения (или, наоборот, учета) тех или иных (из числа указанных) обстоятельств;

    2) они применимы, когда наказание назначается физическому лицу: нет оснований руководствоваться правилами ч. 2 ст. 4.1, назначая административное наказание организации.

    В практике возникает вопрос: учитываются ли обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 4.1, когда административное наказание назначается должностному лицу? Безусловно, учитываются;

    3) они устанавливают, что при назначении административного наказания должны учитываться:

    а) характер совершенного физическим лицом административного правонарушения (т.е. относится ли оно к малозначительным или нет, причинило ли оно существенный вред или иные неблагоприятные последствия, посягает ли административное правонарушение на такие важнейшие блага, как жизнь, здоровье, имущество и т.п.);

    б) личность виновного (склонен ли он к совершению административного правонарушения или это явилось для него делом случайным, занимается ли трудом или ведет антиобщественный образ жизни и т.п.);

    в) имущественное положение правонарушителя (работает ли он, имеет ли средства к существованию);

    г) обстоятельства, смягчающие административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.2);

    д) обстоятельства, отягчающие административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.3). При этом в отличие от смягчающих обстоятельств (перечень которых закон оставил открытым) какие-либо иные обстоятельства (прямо не упомянутые в ст. 4.3) судья, орган, должностное лицо признавать отягчающими не могут.

    3. Специфика правил ч. 3 ст. 4.1 состоит в том, что они:

    1) касаются только юридических лиц (в т.ч. и иностранных);

    2) не обязывают судью, орган, должностное лицо учитывать (при назначении административного наказания) личность виновного, поскольку это понятие неприменимо к юридическим лицам;

    3) предписывают учитывать не только имущественное, но и финансовое положение юридического лица. Речь идет о том, имеет ли оно необходимые денежные средства (на счетах в банках, наличными), в т.ч. и в иностранной валюте, для того, чтобы исполнить административное наказание; о том, не повлечет ли административное наказание ликвидацию ЮЛ, неуплату налогов и сборов, невыплату зарплаты работникам и т.п. последствия.

    4. Часть 3.1 введена в ст. 4.1 Законом N 210 от 24.07.07 и вступила в силу с 1 июля 2008 г. Она устанавливает, что при назначении административного наказания без составления протокола (см. об этом коммент. к ст. 28.6) может быть назначен лишь административный штраф (а не арест, не лишение специального права и т.д.). При этом назначается штраф в наименьшем размере (в пределах, предусмотренных соответствующей статьей КоАП).

    Читайте так же:  Ответ на жалобу о нарушении тишины

    5. Характеризуя правила ч. 4 и 5 ст. 4.1, нужно обратить внимание на то, что:

    1) назначение административного наказания (с учетом положений ч. 1-3 ст. 4.1) само по себе не освобождает лицо от необходимости исполнить те обязанности, за неисполнение которых оно было подвергнуто административному наказанию. Речь идет как о физическом лице, так и о юридическом;

    2) закон императивно запрещает привлекать лицо (в т.ч. и юридическое) к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение. Иначе говоря, если лицо уже было привлечено к административной ответственности за данное административное правонарушение, то повторно (второй, третий, пятый раз и т.п.) нельзя его привлекать к административной ответственности.

    От этой ситуации следует отличать:

    а) возможность применения к лицу наряду с основным административным наказанием также и дополнительное (см. коммент. к ст. 3.3);

    б) административное наказание, которое наступает при совершении нескольких самостоятельных административных правонарушений (см. коммент. к ст. 4.4).

    6. О судебной практике см. п. 18, 19 Пост. N 10; п. 21 Пост. N 5.

    Понятие, цели и основания назначения административного наказания

    Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

    Цели административного наказания:

    1) специальное предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений самим правонарушителем);

    2) общее предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений другими лицами).

    Основания назначения :

    Наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за конкретное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

    При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие ее.

    В случае назначения административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

    Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

    В случае совершения административного правонарушения в области дорожного движения и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ [45. Ст. 4.1].

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10788 —

    | 8070 — или читать все.

    Основание и порядок применения мер административного пресечения

    Дата публикации: 04.11.2019 2019-11-04

    Статья просмотрена: 480 раз

    Библиографическое описание:

    Карпенко Н. А. Основание и порядок применения мер административного пресечения // Молодой ученый. — 2019. — №44. — С. 205-207. — URL https://moluch.ru/archive/282/63633/ (дата обращения: 16.02.2020).

    В статье 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях является защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений [1].

    Одной из функций административного права является — правоохранительная функция. Именно административное право регламентирует правила привлечения лиц к административной ответственности, назначает наказания.

    Правоохранительная функция осуществляется через методы государственного управления — убеждение и принуждение. Если метод убеждения только стимулирует должное поведение участников правоотношений, то методу принуждения характерно привлечение к административной ответственности и т. д.

    В свою очередь, меры административное принуждение также принято разделять на четыре группы: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры административной ответственности и меры административно-процессуального обеспечения.

    В рамках настоящей статьи рассмотрим основание и порядок применения мер административного пресечения.

    Под мерами административного пресечения понимаются средства и способы административно-правового характера, используемые соответствующими субъектами государственного управления в целях принудительного прекращения противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок [6].

    Основанием для применения мер административного пресечения являются реальные правонарушения, которые представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. В целях защиты их интересов требуется незамедлительное принятие соответствующих мер органами исполнительной власти и должностными лицами.

    Среди других мер административного принуждения меры административного пресечения наиболее многочисленны и разнообразны. Это обусловлено тем, что в различных условиях, в отношении различных объектов, различные органы государственной власти должны применять наиболее эффективные средства воздействия для прекращения противоправных действий. В связи с этим в разное время, разными авторами проводились попытки классифицировать и систематизировать эти меры.

    В настоящее время принято считать более точной, лаконичной и практичной классификацию мер административного пресечения, данную А. П. Кореневым.

    А. П. Коренев предложил классификацию мер административного пресечения исходя из их целей, характера и объекта воздействия:

    − меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя;

    − меры имущественного характера;

    − меры технического характера;

    − меры санитарно-эпидемиологического характера;

    − меры финансово-кредитного характера [7].

    Под порядком применения мер административного пресечения понимается законодательно установленная последовательность осуществления определенных действий, которыми должны руководствоваться уполномоченные должностные лица перед, в момент и после применения административно-пресекательных мер при возникновении условий, наличие которых позволяет им осуществить рассматриваемые меры.

    При этом говоря о порядке применения мер административного пресечения следует учитывать способ их принудительного воздействия, который закреплен диспозицией правовой нормы, ее устанавливающей, так например, проверка документов, требование прекратить противоправные действия, досмотр сотрудниками полиции граждан на предмет взрывоопасных предметов при посещении культурно-массовых мероприятий и другое, реализуется в процедурном порядке.

    Меры же административного пресечения, способ принудительного воздействия которых закреплен санкцией правовой нормы, ее устанавливающей, реализуются в порядке, включающем следующие действия:

    − документальная фиксация конкретной ситуации;

    Читайте так же:  Порядок отбывания административного ареста

    − рассмотрение уполномоченным должностным лицом данного конкретного дела и принятие по нему решения;

    − исполнение принятого по делу решения, т. е. реализация предусмотренного санкцией правовой нормы принудительного способа воздействия.

    Все эти действия составляют процессуальный порядок применения мер административного пресечения, способ принудительного воздействия которых закреплен санкцией правовой нормы.

    Следует также отметить, что рассмотрение и разрешение дел о применении некоторых мер административного пресечения осуществляется также и в порядке административного судопроизводства, например, о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке (п.6 ч.3 ст. 1 КАС РФ).

    Реализация ряда мер административного пресечения, уполномоченными на то органами и должностными лицами, происходит без обращения в суд. В то же время некоторые меры административного пресечения могут быть применены только судьями (административный арест, лишение водительских прав, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства и т. д.). Следовательно, все меры административного пресечения можно разделить на применяемые во внесудебном порядке и применяемые только по решению суда.

    В заключении необходимо отметить, что в настоящее время нет единого нормативного акта, закрепляющего систему мер административного пресечения и способов их применения, пресекательная деятельность в сфере государственного управления регламентируется многими законодательными актами, среди которых можно выделить: КоАП РФ, ГК РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, ФЗ № 3 от 7 февраля 2011 г. «О полиции», Закон РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав гражданина при ее оказании», ФЗ РФ от 30 марта 1995г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), ФЗ РФ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ РФ от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и др., что само собой создает определенные трудности в порядке применения этих мер. Поэтом в ближайшее время целесообразно было бы пересмотреть и систематизировать в одном нормативно-правовом акте меры административного пресечения и способы из применения.

    1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текст с изменениями и дополнениями на 17 марта 2019 г. — Москва: Эксмо, 2019. — 544 с.
    2. Административное право: учебник для бакалавриата /Н. М. Конин, Е. И. Маторина, — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 574 с.
    3. Административное право России: учеб. пособие /В. И. Кайнов. — Ростов н/Д: Феникс, 2018. — 332 с.
    4. Административное право. Учебное пособие для вузов/Н. В. Макарейко. –М.: Юрайт, 2016.-336с.
    5. Административное право Российской Федерации. Курс лекций. Учебное пособие/Л. А. Гречина.-М.: Проспект, 2017.-112с.
    6. Административно-процессуальное право. Словарь терминов и понятий. Орёл: Орловский юридический институт МВД России, 2010 г. — 172 с.
    7. Ковшевацкий В.И. Проблемы классификации отдельных мер административного пресечения. //Юридические науки. 2017. №2. С. 49.

    Административные наказания: общие правила назначения и особые условия их применения

    Административные наказания назначают органы или должностные лица, которые имеют право рассматривать дела о нарушениях административного законодательства. Наказания назначаются в соответствии с установленными КоАП общими правилами.

    Общие правила назначения административного наказания формулируются следующим образом:

    Нормы федерального законодательства закрепляют факторы и условия, которые могут как смягчать или отягчать административную ответственность, так и освобождают от нее. Обстоятельства, которые исключают административную ответственность за совершение административного правонарушения также прописаны в КоАП.

    Согласно ему от административной ответственности освобождаются:

    • несовершеннолетние, которым не исполнилось 16 лет;
    • психически больные лица или лица, которые действовали в невменяемом состоянии;
    • лица, которых нельзя привлечь к ответственности по сроку давности;
    • физические лица и юридические организации, которые устранили опасность, угрожавшей личности, группе лиц, обществу или государству. При этом вред должен быть незначителен по сравнению с предотвращенной опасностью. Например, проводить аварийные или спасательные работы без соответствующего разрешения;
    • юридические лица, нарушившие пункт закона, согласно которому за конкретное деяние может отвечать только физическое лицо.

    В данных случаях нарушителям выносится устное замечание. Если совершенное нарушение незначительно, виновному лицу также делают устное замечание и освобождают от ответственности. Если правонарушение совершило лицо 16-18 лет, дело рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних. От административной ответственности нарушитель освобождается, но к нему применяются меры воздействия, предусмотренные ФЗ о правах несовершеннолетних.

    4. Административное наказание, применяемое к юридическому лицу

    В отношении юридического лица могут применяться лишь следующие административные наказания:

    • предупреждение;
    • административный штраф;
    • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • административное приостановление деятельности.

    5. Основные и дополнительные административные наказания

    Статья 3.3 КоАП РФ устанавливает основные и дополнительные меры административной ответственности, а также порядок их назначения.

    К основным административным наказаниям относятся:

    • предупреждение;
    • административный штраф;
    • лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида;
    • административный арест;
    • дисквалификация;
    • административное приостановление деятельности;
    • обязательные работы.

    Данные административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

    В качестве основных и дополнительных можно применять следующие виды мер административной ответственности:

    • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида (лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.7.1, частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ);
    • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
    • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

    Частью 3 статьи 3.3 КоАП РФ закреплено, что за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Данный принцип призван исключить возможность двойной ответственности за одно и то же правонарушение.

    Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 установлено, что при определении наказания за административное правонарушение необходимо учитывать положения ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ о допустимом сочетании видов административных наказаний за административное правонарушение, имея в виду, что за конкретное правонарушение может быть назначено только основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, предусмотренных санкцией применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ. Исходя из этого в качестве основного может назначаться только одно из основных наказаний, указанных в санкции статьи, а дополнительное административное наказание не может назначаться самостоятельно.

    Читайте так же:  Как оплатить административный штраф по номеру постановления

    Кроме того, при применении указанных норм необходимо иметь в виду, что, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.

    Особые обстоятельства применения административной ответственности

    Особые обстоятельства устанавливает КоАП и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Они определяют обстоятельства, с учетом которых меры административной ответственности применяются в особом порядке.

    Должные лица наказываются, если они не исполняют свои обязанности. Или исполняют, но в ненадлежащем порядке. Речь идет о физическом лице, которое является представителем власти на постоянной или временной основе. Иными словами, данное лицо имеет право распоряжаться широким кругом лиц, которые не зависят от него в служебном отношении. Физическое лицо также может выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в гос. органах, органах местного самоуправления, гос. и муниципальных организациях. Оно также может осуществлять данную деятельность в Вооруженных Силах и воинских формированиях РФ.

    Должностными лицами, которые несут административную ответственность, являются:

    • руководители и сотрудники организаций;
    • члены советов директоров (наблюдательные советы), коллегиальных исполнительных органов (правления и дирекции), счетных, ревизионных и ликвидационных комиссий;
    • лица, занятые в конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, которую создал гос. или муниципальный заказчик;
    • ИП.

    Иностранцы, проживающие на территории РФ, могут быть привлечены к административной ответственности на основании норм международного права. Дисциплинарная ответственность лиц, занятых на военной службе и лиц, имеющих специальное звание (сотрудники ОВД) регулируется нормативно-правовой базой, которая регламентирует прохождение военной службы. В ряде случаев административный арест и штраф не применяется.

    Речь идет о солдатах-срочниках, которые еще не перешли на контрактную службу, и курсантах военных училищ. Иностранцы не могут быть выдворены за границы РФ. Мера административного ареста не применяется к женщинам в положении и матерям, чьи дети не достигли 14 лет. Запрещается арестовывать несовершеннолетних, а также люди с ограниченными возможностями I и II групп. Лица, которые добывают средства к существованию благодаря охоте и рыболовству, не лишаются права охотиться и ловить рыбу. Дозволенные орудия для данных видов деятельности не подлежат изъятию и конфискации.

    Инвалиды водительских прав не лишаются. Исключением являются случаи, если они сели за руль в состоянии опьянения, отказываются пройти на тест на алкоголь или покинули место ДТП. Допускается привлекать собственников автомобилей к ответственности на основе полученных записей с дорожной камеры, а также на основе фото- и видеоматериалов других участников дорожного движения. Исключением являются случаи, когда за рулем автомобиля был другой водитель, грубо нарушивший ПДД.

    2. Виды административных наказаний

    Статья 3.2 КоАП РФ содержит закрытый перечень видов административных наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения, а также определяет основные условия их назначения. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

    • предупреждение;
    • административный штраф;
    • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
    • административный арест;
    • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
    • дисквалификация;
    • административное приостановление деятельности;
    • обязательные работы;
    • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

    Смягчающие и отягчающие обстоятельства

    Смягчающие обстоятельства установлены в КоАП. В соответствии с ним приняты факторы и условия, с учетом которых к виновному применяются менее строгие меры административной ответственности.

    К смягчающим обстоятельствам относится:

    • раскаяние;
    • добровольная явка с повинной;
    • добровольная компенсация или устранение причиненного ущерба;
    • профилактика последствий;
    • невменяемое состояние, трудная личная или семейная ситуация;
    • несовершеннолетие;
    • беременность или уход за малолетним ребенком.

    Данный список является открытым, поскольку судебный орган может признать смягчающими факторы, не прописанные в действующем законодательстве. В любом случае обстоятельства, признанные смягчающими, будут соответствовать КоАП.

    Отягчающими обстоятельствами являются факторы и условия, при которых назначается более строгое наказание за административное правонарушение. Так происходит, если данные условия не являются квалифицированным признаком нарушения административного законодательства.

    Они представляют собой законодательно закрепленный список, который не подлежит расширительному толкованию:

    • лицо продолжает совершать противоправные действия, несмотря на требования должностных лиц прекратить их;
    • лицо совершает повторное нарушение, за которое оно уже подвергалось административному наказанию до истечения срока;
    • нарушитель вовлек несовершеннолетнего в незаконную деятельность;
    • противоправные действия совершены группой лиц;
    • административное правонарушение совершено в условиях чрезвычайной ситуации;
    • правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения.

    В отдельных случаях КоАП предусматривает другие обстоятельства, которые отягчают вину нарушителя. Тогда наказание назначается с учетом всех обстоятельств произошедшего.

    3. Административное наказание, применяемое к физическому лицу

    К физическим лицам может применяться любое из перечисленных в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ административных наказаний. При этом административное наказание в виде административного приостановления деятельности применяется лишь в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    Порядок применения административной ответственности

    К члену Совета Федерации, депутату Гос.Думы или депутату городского собрания субъекта РФ применяются особые меры ответственности за административные правонарушения. Прокурор привлекается к ответственности на основе проверки соответствующего органа прокуратуры. Действует определенный порядок по привлечению судьи к административной ответственности.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Генеральный прокурор РФ назначает судебную комиссию, состоящую из трех судей. Ее состав различается, в зависимости от статуса судьи. Если предстоит вынести вердикт судье Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда, членами комиссии станут судьи Верховного Суда РФ. Если нужно возбудить дело в отношении судьи иного суда, привлекаются судьи верховного суда республики, краевого, областного суда. В любом случае, судья привлекается к ответственности в течение 10 дней. Мировые судьи пользуются статусом неприкосновенности.

    Источники

    Основания применения мер административных наказаний
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here