Основания отмены административного правонарушения

Полезное по теме: "Основания отмены административного правонарушения" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Отсутствие состава административного правонарушения

Кодекс РФ об административных правонарушениях закрепляет, что отсутствие состава административного правонарушения означает прекращение дела. Не всегда лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, добивается прекращения дела до его рассмотрения. Дело может дойти и до Верховного суда РФ. То есть когда обжалование постановления по делу об административном правонарушении уже находится в последней инстанции. Поэтому юристы рекомендуют не отчаиваться. И доказывать в судах свою правовую позицию.

Что такое отсутствие состава административного правонарушения в КоАП РФ

Среди оснований прекращения административного производства есть отсутствие события административного правонарушения и отсутствие состава правонарушения. И эти понятия не идентичны. Состав административного правонарушения – совокупность обязательных элементов. И отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из них позволяет лицу, в отношении которого начато производство, требовать освобождения от административной ответственности.

Таким образом, отсутствие хотя бы одного из элементов (объект, объективная сторона, субъект или субъективная сторона) и есть отсутствие состава административного правонарушения. Каждый элемент конкретного административного правонарушения характеризуют свои особенности. Поэтому при наличии затруднений мы рекомендуем обратиться к дежурному юристу сайта.

Состав административного правонарушения от события отличается следующим. В первом случае (состав) – противоправное деяние было. Но один из обязательных элементов отсутствует. А во втором (событие) – это когда отсутствует сам противоправное деяние. Или факт его наличия уполномоченный орган не доказал.

Судебная практика

Постановлением мирового судьи судебного участка № 288 района Новогиреево г. Москвы от 03.04.2018 года М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей. Решением судьи Перовского районного суда г. Москвы от 14.06.2018 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба М. — без удовлетворения.

Постановлением Московского городского суда от 29.01.2019 года решение судьи Перовского районного суда г. Москвы от 14.06.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении М. — отменено. Дело возвращено на новое рассмотрение в Перовский районный суд города Москвы по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 14.06.2018 года судья районного суда рассмотрел жалобу М. на постановление мирового судьи судебного участка № 288 района Новогиреево г. Москвы от 03.04.2018 года в отсутствие М. и ее защитника и вынес решение, в котором указал, что М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Между тем в жалобе М. ссылается на то, что 14.06.2018 года в 09 час. 11 мин. прибыла вместе со своим защитником в Перовский районный суд г. Москвы, однако до 09 час. 32 мин. они простояли на крыльце Перовского районного суда г. Москвы в очереди на контрольно-пропускной пункт, в 09 час. 37 мин. стояли у кабинета судьи, однако судья Александрова С.А. лично сообщила, что дела, назначенные на 09 час. 15 мин. и 09 час. 30 мин., уже рассмотрены, в связи с чем отказалась забрать у них ходатайства и предложила сдать их в экспедицию, после чего вернула их письмом, сославшись на то, что данные ходатайства поступили после судебного заседания.

Согласно результатам проведенной по данным обстоятельствам служебной проверки М. и ее защитник 14.06.2018 года действительно находились в здании Перовского районного суда г. Москвы, что подтверждается копией книги учета посетителей суда. При этом однозначных сведений о времени прибытия указанных лиц в здание суда материалы проверки не содержат и доводы жалобы не опровергают.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, что повлекло нарушение его права на судебную защиту.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Прекращение административного дела

Практически каждый человек хоть раз в своей жизни нарушал те или иные требования российского законодательства. Некоторые совершали мелкие проступки вполне осознанно, а другие граждане действовали по незнанию, состоянию здоровья, а также из-за сложившихся обстоятельств, которые они не в силах были предотвратить своими действиями. Любому гражданину РФ будет полезно узнать, на каких основаниях можно говорить о прекращении административного дела по малозначительности и как отстоять свои права в суде в случае непричастности к возникшей неприятной ситуации, в т. ч. при примирении сторон.

Ходатайство о прекращении административного дела – образец

  • наименование судебного органа;
  • данные о заявителе;
  • номер и дату постановления;
  • обоснованную просьбу об отмене решения;
  • подпись, дату и список приложений.

Образец документа можно скачать по ссылке.

Ответчик составляет ходатайство для суда

Порядок прекращения административного производства

Решение о том, чтобы прекратить разбирательство, принимает должностное лицо, ответственное за принятие решения по административному делу, либо судья по одному из известных оснований. При этом выносится соответствующее постановление о том, чтобы прекратить дело, еще на стадии возбуждения, т. е. до передачи в суд.

Обратите внимание! Если дело уже передано судье, то у нарушителя есть право не прекращать действовать и направить в суд документ с просьбой прекратить разбирательство. Необходимо доказать отсутствие вины.

Отсутствие состава преступления

Отсутствие состава административного правонарушения и малозначительность

Установить, что состав административного правонарушения отсутствует, уполномоченное должностное лицо может только в отношении конкретного лица. То есть после установления личности лица, которому вменяется нарушение. И это обстоятельство – безусловное основание для прекращения дела.

Малозначительность административного правонарушения означает, что все элементы состава правонарушения установлены. Но по той причине, что вред (угроза) вреда оказалась незначительной, ответственность не возлагается.

Как показывает практика рассмотрения дел по административным нарушениям, отсутствие состава административного правонарушения нередко приходится доказывать в суде.

КоАП РФ. Статья 28.9. С комментариями. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

1. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.

2. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 24.5 настоящего Кодекса, со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

Комментируемая статья устанавливает правило, согласно которому орган или должностное лицо, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении, обязаны прекратить его и вынести постановление об этом с соблюдением требований к постановлению. В постановлении обязательно должны быть указаны обстоятельства, по которым прекращается производство дела об административном правонарушении. Эти обстоятельства перечислены в ст. 24.5 КоАП РФ. Данный перечень закрыт и не подлежит расширительному толкованию. Для прекращения производства по делу достаточно наличия одного из указанных обстоятельств.

Читайте так же:  Максимальный срок административного задержания составляет

Рассмотрим эти обстоятельства.

1. Отсутствие события административного правонарушения. Событие административного правонарушения — это реальный факт совершения физическим, должностным или юридическим лицом деяния (действия, бездействия), предусмотренного конкретной статьей или частью статьи КоАП РФ. То есть если не было самого правонарушения, то не может быть и наказания за него. Например, такая ситуация может возникнуть, когда вы, предположим, поставили автомобиль вечером на место его ночной стоянки и решили выпить на месте бутылку пива. Вдруг появляется инспектор ГИБДД и намеревается наказать вас по ст. 12.8 КоАП РФ. В данном случае нет события административного правонарушения, так как вы не управляли автомобилем, а за то, что вы пили пиво в неподвижном автомобиле, никакого наказания не предусмотрено.

2. Отсутствие состава административного правонарушения. Состав административного правонарушения образуют четыре элемента:

объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает;

объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями;

субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее.определенного (в России — 16-летнего) возраста, или юридическое лицо;

субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности.

Если отсутствует хоть один из элементов состава административного правонарушения, то не может быть и производства по делу. Здесь нужно обратить внимание на то, что при производстве по делу об административном правонарушении должностные лица не мотивируют должным образом, а то и вовсе не отражают субъективную сторону состава правонарушения. А между прочим, если умысел, к примеру, был направлен не на то, что вменяется в вину, то речь должна идти или об освобождении от ответственности, или о переквалификации действий.

Основание прекращения производства по делу об административном правонарушении дополнено и такой причиной, как невменяемость физического лица, которое совершило противоправное действие (бездействие). В этом случае дело также подлежит прекращению.

3. Действия лица в состоянии крайней необходимости. О том, в каких ситуациях речь может идти о наступлении состояния крайней необходимости, мы уже говорили в комментарии к ст. 2.7 КоАП РФ. Если будет доказано, что ваши действия продиктованы именно крайней необходимостью, ни о каком привлечении к административной ответственности не может быть и речи.

4. Издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания. Акт об амнистии может принять Государственная Дума РФ, он должен быть одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ. Акт амнистии применяется только к тем деяниям, которые были совершены и признаны оконченными до его принятия. Акт амнистии обязательно должен содержать положения о том, что он устраняет применение административного наказания.

5. Отмена закона, установившего административную ответственность. Если вас не успели наказать по определенной статье Кодекса, а ее отменили, то ваше дело должно быть прекращено. Здесь стоит обратить пристальное внимание на сроки, когда именно вступает в действие отменяющая ответственность норма закона. Такие сведения содержатся в самом принятом законе. Это может быть немедленное вступление в силу, либо вступление в силу по истечении какого-либо срока с момента официального опубликования закона, либо законодатель устанавливает какой-нибудь конкретный день, когда закон вступит в силу.

6. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения такого правонарушения. Но если в результате совершения административного правонарушения был причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, то срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.

Если вы ходатайствовали о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства, то срок давности приостанавливается до момента поступления материалов дела к судье, должностному лицу, которые будут рассматривать дело уже по месту вашего жительства.

7. Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела. Речь идет о том, что никто не может быть подвергнут наказанию за одно и то же правонарушение дважды, а также если это деяние является не административным правонарушением, а преступлением, то наказание за него должно быть уголовным.

8. Смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При наличии одного из перечисленных оснований производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Процессуальные нарушения для отмены постановления по КоАП РФ

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

Процессуальные нарушения для отмены постановления по КоАП РФ

В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Читайте так же:  Доказательства по административному правонарушению

На стадии рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление и (или) решение по делу об административном правонарушении судья в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ должен выяснить причину неявки в судебное заседание лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, и принять решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанного лица либо об отложении рассмотрения жалобы.

Содержание приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении как дела об административном правонарушении, так и жалобы на постановление о судебном разбирательстве в суде второй инстанции.

Комментарий к статье 31.7. КоАП РФ:

1. В комментируемой статье установлены основания прекращения исполнительного производства. Их перечень более узкий по сравнению с обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 24.5).

2. Содержащийся в настоящей статье перечень оснований прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания включает следующее: издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение наказания; отмена или признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное (см. комментарий к ст. 1.7); смерть лица, привлеченного к административной ответственности, или объявление его умершим в соответствии со статьей 45 ГК РФ; истечение сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания (см. комментарий к ст. 31.9); отмена постановления по результатам рассмотрения жалобы или протеста на постановление и (или) последующего решения (см. комментарий к ст. ст. 30.7, 30.9, 30.12); вынесение постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания (см. комментарий к ст. 32.12).

3. Прекращение исполнения постановления осуществляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими данное постановление. При отсутствии судьи, должностного лица, вынесших постановление, решение о прекращении исполнительного производства принимается лицом, которое в официальном порядке замещает соответствующую должность или исполняет соответствующие обязанности.

Указанное решение выносится в виде постановления (см. комментарий к ст. 31.8).

4. Если прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, а также отмену других ограничений, связанных с вынесенным постановлением, то это осуществляется в установленном законодательством порядке.

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1 — 30.19)

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. схему «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях»

>
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 30.7 КоАП РФ. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении (действующая редакция)

1. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

2. Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.

3. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Основания для прекращения дела

В соответствии с положениями ст. 24.5 Кодекса, производство по судебному разбирательству прекращается, если имеет место одно из нижеуказанных обстоятельств:

  • невыявление в ходе следственных мероприятий события правонарушения;
  • отсутствие законодательно установленного состава, предусмотренного для данного рода правонарушений. Сюда входит деяние лицом, не достигшим 18 лет, а также наличие факта психических отклонений у гражданина на момент наступления правонарушения – его невменяемость, повлекшая за собой противоправные действия, либо бездействие;
  • в случае, если у лица не было иного выбора – при крайней необходимости;
  • при наличии амнистии;
  • при изменении положений закона, предусматривающих наказание за данного рода нарушения;
  • при истечении установленных на законодательном уровне сроков исковой давности;
  • в случае смерти виновного лица;
  • если лицо уже амнистировано или осуждено по тому же преступлению при попытке повторного привлечения по делу;
  • прочие случаи, которые устанавливаются на основании законодательных актов.

Человек действовал в силу крайней необходимости

Под крайней необходимостью понимаются ситуации, при которых согласно ст. 27.7 Кодекса опасность угрожала здоровью и жизни как самого гражданина, так и других людей, либо интересам России и общества. При этом предотвращенный ущерб должен быть меньше, чем причиненный, и иных способов действий не должно было быть в критической ситуации.

Истечение срока давности

В соответствии с перечнем, указанным в ч. 1 ст. 4.5. Кодекса об административных правонарушениях, предусмотрены разные сроки подачи иска. Так, при нарушениях, связанных с исполнением условий контрактов на предоставление услуг, оказание работ и поставке товаров в пользу государственных органов и муниципалитетов, лимит времени для подачи иска составляет 1 год. Такие правонарушения приводят к дисквалификации виновного лица.

Важно! Общий лимит времени для подачи иска составляет 2 месяца, по окончании которого лицо освобождается от ответственности. В случае, если дело находится на рассмотрении в суде – 3 месяца.

За ряд нарушений установлен срок в 1 год, например, при неисполнении требований законодательства об:

  • экспортном контроле;
  • охране природы;
  • здоровья граждан;
  • о рекламе;
  • авторском праве и т. д.

Двухлетний срок установлен для нарушений, связанных с:

  • нарушениями требований таможенных законодательных актов ЕврАзЭС;
  • прочими нарушениями, связанными с таможней;
  • нарушениями ведения бухгалтерского учета;
  • положениями, указанными в 5.35.1 и 6.1.1 КоАП;
  • правонарушениями в сфере регулирования и законодательства (валютного);
  • неисполнением требований бюджетного законодательства РФ.

Лимит времени, установленный КоАП

3 года установлено за противоправные деяния в сфере:

  • деятельности политических организаций согласно ст. 5.64 и 5.68 КоАП;
  • неисполнения требования закона о банкротстве.

6 лет исковой давности предусмотрено за:

  • нарушения положений 15.27.1 Кодекса – терроризм;
  • неисполнение требований закона о коррупции.

За отсутствием состава

Важно! В данном случае административное дело будет закрыто по причине непричастности гражданина к совершению неправомерного поступка, либо при недостижении им возраста, установленного для ответственности за данный вид преступления – т. е. 18 лет, либо это может быть связано с его невменяемостью.

Читайте так же:  Куда обжаловать дело об административном правонарушении

По малозначительности

Согласно ст. 2.9. КоАП РФ, лицу будет вынесено только замечание в устной форме. Пояснения дал ВАС в Постановлении от 2 июня 2004 г. №10, согласно которому критерий «малозначительного» выставляется в соответствии с оценкой обстоятельств, которые повлекли за собой нарушение, а именно – отсутствие в вине человека существенного вреда для общества и порядка. При этом требуется мотивировка принятого решения, а также установлена социальная значимость содеянного. Данное положение применяется крайне редко на практике.

Постановление о прекращении административного дела

Согласно ст. 28.9, ответственным за прекращение разбирательства является должностное лицо, которое выносит постановление согласно порядку, установленному в ст. 29.10 Кодекса.

Документ содержит следующие сведения:

  • анкетные данные о должностном лице;
  • место и дату заключения;
  • обстоятельства и факты содеянного;
  • ссылку на законодательство;
  • мотивированное решение;
  • срок и порядок его аннулирования.
Видео (кликните для воспроизведения).

Такое постановление направляется в течения одного дня в соответствующую инстанцию.

Таким образом, есть определенные ситуации, при которых виновные действия лица не повлекут за собой наказания, а именно: его малый возраст, особенности психики, отсутствие события деяния, наличие крайней необходимости и прочие основания, которые легко можно доказать судье. Доказывать свою правоту должен уметь каждый человек: если гражданина обвинили незаслуженно в правонарушении, которого он не совершал, у него всегда есть возможность обжаловать постановление в судебном порядке. Для того, чтобы отстоять честное имя, необходимо будет предоставить свидетельские показания и подтверждающие отсутствие вины документы. Для того, чтобы ускорить данный процесс, а именно – составить ходатайство быстро и без ошибок, и передать его в суд, рекомендуется воспользоваться услугами практикующего юриста.

Статья 31.7. КоАП РФ. Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания

Ст 31.7 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае:

Практическое применение

Отсутствие объекта административного правонарушения, как правило, само по себе не встречается. Потому что каждая статья Особенной части КоАП РФ сгруппирована именно по видам объектов. На которые посягает то или иное нарушение. Поэтому это основание встречается вместе с отсутствием объективной стороны.

Норма статьи КоАП РФ содержит описание и объективной стороны. К примеру, мелкое хулиганство. Для него важно, чтобы человек действовал в общественном месте. А он, к примеру, “хулиганил” в чужой квартире, пусть и с причинением ущерба. Такие действия не свидетельствуют о наличии состава правонарушения мелкое хулиганство и т.п.

Отсутствие субъекта в КоАП РФ означает, что по каким-то причинам он не подлежит ответственности. Это недостижение возраста (16 лет), невменяемость физического лица. Причем не обязательно недееспособность, установленная приговором суда. А именно невозможность на момент совершения правонарушения отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

Самое популярное, безусловно, средство прекратить дело – доказать отсутствие субъективной стороны. Все сомнения трактуются в пользу лица, которое привлекается к административной ответственности (ч. 4 ст. 1.5. КоАП РФ). Установить вину должен тот, кто составляет протокол об административном правонарушении.

Законодательная база по КоАП РФ

Законом предусмотрены случаи, когда дело по административному правонарушению может быть прекращено. Перечень обстоятельств и основания для того, чтобы следователь мог прекратить или приостановить разбирательство, указан в ст. 28.9 и 24.5 КоАП РФ.

Прекращение административного дела

Дело по административному правонарушению может быть прекращено только при наличии хотя бы одного основания, указанного в КоАП и КАС РФ. При этом решение о том, наказывать лицо или нет, принимается на стадии возбуждения дела и вынесения определения должностным лицом. В случае, если человек не согласен с постановлением, доказать свою правоту придется через суд: существует определенный механизм подачи ходатайства и требования по содержанию данного документа.

Когда прекращаются дела

Важно! Для того, чтобы прекратили разбирательство, обвиняемому достаточно будет привлечь свидетелей правонарушения и доказать отсутствие причинно-следственной связи между наступившим событием и деянием заявителя. Помочь в сборе доказательной базы сможет юрист.

Комментарий к ст. 30.7 КоАП РФ

1. Согласно ч. 1 данной статьи по результатам рассмотрения жалобы может быть вынесено решение по конкретному постановлению о назначении административного наказания или по постановлению о прекращении производства по делу.

Судья, должностное лицо при рассмотрении жалобы не вправе вынести новое постановление по делу. На стадии обжалования может быть принято одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления по делу в соответствии с п. 2 ч. 1 комментируемой статьи; об отмене постановления по делу согласно п. 3 — 5 ч. 1 комментируемой статьи.

Порядок обжалования решения по делу об административном правонарушении, вынесенного судьей арбитражного суда в соответствии с подведомственностью, установленной абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП определяется § 2 гл. 25 АПК (см. также п. 4 комментария к ст. 30.1).

Согласно ст. 211 АПК решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным гл. 20 АПК.

В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должны содержаться:

1) название, номер, дата и место принятия, другие необходимые сведения об оспариваемом решении;

2) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

3) указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Копия решения направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.

В соответствии с п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК, ч. 1 ст. 30.7 КоАП).

Читайте так же:  Срок давности привлечения к ответственности коап

В этом случае суду необходимо учитывать положения п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП, в силу которых не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности (см. также п. 1 комментария к ст. 29.1).

2. Решение об отмене постановления о назначении административного наказания и о прекращении производства по делу выносится при возможности освобождения от административной ответственности вследствие малозначительности совершенного административного правонарушения (см. комментарий к ст. 2.9), при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 24.5), а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление (об обстоятельствах, подлежащих выяснению по делу, см. комментарий к ст. 26.1). Решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при малозначительности совершенного административного правонарушения выносится в отношении лица, вина которого была установлена при рассмотрении дела и подтверждена при обжаловании постановления о назначении административного наказания. Вынесение указанного решения означает освобождение лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности.

3. По смыслу ч. 1 комментируемой статьи решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, может быть вынесено по результатам рассмотрения жалобы на постановление о назначении административного наказания и жалобы о прекращении производства по делу. Решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого наказания, выносится только при обжаловании постановления о назначении административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания. При этом по результатам нового рассмотрения может быть вынесено постановление о назначении административного наказания, усиливающего меры административной ответственности, поскольку предписания п. 2 ч. 1 рассматриваемой статьи, не допускающие применение более сурового административного наказания, применяются только в случае обжалования постановления по делу.

4. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями, органами, должностными лицами в соответствии с их компетенцией, определенной ст. 23.1 — 23.63 КоАП. Если по результатам рассмотрения жалобы (заявления) будет установлен факт нарушения подведомственности, судьей, должностным лицом выносится решение об отмене постановления по делу и о направлении дела по подведомственности.

В случае нарушения порядка обжалования, предусмотренного ст. 30.1 КоАП, по результатам рассмотрения жалобы выносится определение о передаче жалобы уполномоченному судье, должностному лицу (см. п. 3 — 6 комментария к ст. 30.1).

5. По смыслу п. 3 ч. 1 комментируемой статьи в вынесенном решении о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП, должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия (см. ч. 3 ст. 29.10 КоАП).

6. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором (см. комментарий к ст. 30.10). Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором в соответствии со ст. 30.11 КоАП (см. комментарий к указанной статье).

Основания отмены административного правонарушения

Телефоны номеров юридической помощи

Консультации бесплатные в соответствии с действующим законодательством РФ

(доб. 693, звонок по РФ бесплатный)

Москва и область

Санкт-Петербург и область

Порядок обжалования и отмены постановления ГИБДД

Ежедневно на дорогах страны выявляются десятки тысяч нарушений Правил дорожного движения, каждое из которых оформляется сотрудниками ГИБДД МВД России в виде постановления. Действующий Кодекс об административных правонарушениях – КРФ об АП, определяет круг лиц, имеющих право на обжалование постановления ГИБДД, порядок обжалования постановления ГИБДД, стадии и сроки рассмотрения жалобы.

Содержание статьи:

Виды постановлений ГИБДД, подлежащие обжалованию

Любое нарушение правил дорожного движения РФ может повлечь за собой наступление того или иного вида ответственности. В зависимости от степени тяжести наступивших последствий и вида причиненного вреда, разделяют уголовную, административную, а также гражданско-правовую ответственность.

Например, когда при нарушении ПДД РФ произошло дорожно-транспортное происшествие, не повлекшее последствий, предусмотренных статьей 264 Уголовного кодекса РФ, то возбуждается дело об административном правонарушении. Производство по такому делу выполняется по правилам, предусмотренным КОАП РФ.

Должностные лица органов ГИБДД осуществляют контроль за соблюдением норм и Правил дорожного движения и при выявлении нарушений, перечисленных в главе 12 Кодекса, в установленном порядке выносят постановления по делам об административных правонарушениях.

При выявлении факта нарушения ПДД РФ, сотрудники ГИБДД возбуждают производство по делу об административном правонарушении. По каждому из возбужденных дел, ими принимается решение. Все решения выносятся в форме постановления, которые в свою очередь бывают двух видов.

  • Постановления о привлечении к административной ответственности и назначении наказания в порядке части 1 пункта 1 статьи 29.9 Кодекса.
  • Постановления о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих такое производства, в случаях, предусмотренных статьей 24.5 КОАП или при передаче дела прокурору, следователю, дознавателя для принятия решения о возбуждении уголовного дела в порядке части 1 пункта 2 статьи 29.9 Кодекса.

Применительно к постановлениям, указанным в пункте первом, отметим, что такие акты обжалуются наиболее часто, так как в них содержатся выводы о вине и определяется наказание.

Постановления, названные во втором пункте настоящей статьи, не всегда обжалуются. Происходит это потому, что перечисленные акты не предусматривают наказания, однако при внимательном изучении, в них всегда содержится формулировка о вине. Лица, в отношении которых выносятся постановления о прекращении дела, в большинстве случаев, из-за отсутствия опыта и юридической неосведомленности, не обжалуют такие постановления в установленный срок, что в дальнейшем влечет за собой наступление гражданской ответственности, невыплату страхового возмещения по ОГАГО и иные неблагоприятные последствия.

Таким образом, в рамках производства по делу об административном правонарушении, при наличии оснований для обжалования, следует обжаловать любое постановление ГИБДД. Порядок обжалования постановлений ГИБДД определен главой 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Почему необходимо обжаловать постановление ГИБДД

Согласно норм Гражданского кодекса РФ, регулирующих вопросы возмещения вреда, вина в совершении противных действий, в том числе и нарушений ПДД РФ, является основанием для привлечения лица к гражданско-правовой ответственности. Применительно к рассматриваемой теме, административные наказания, определяемые водителям транспортных средств постановлениями сотрудников ГИБДД, а также иные постановления содержащие выводы о нарушении ими норм Правил дорожного движения РФ, влекут за собой наступление гражданско-правовой ответственности.

То есть, водитель транспортного средства в отношении которого вынесено постановление о нарушении ПДД РФ, состоящем в причинно-следственной связи с событием ДТП, обязан полностью возместить вред (материальный и моральный), причиненный потерпевшему.

Таким образом, даже несущественное по сути административное наказание в виде предупреждения или штрафа, может повлечь за собой далеко идущие неблагоприятные последствия.

Читайте так же:  Административные правонарушения в сфере деятельности

В любой, даже самой безобидной на первый взгляд ситуации, когда участник ДТП, привлеченный к административной ответственности не согласен с вмененным ему нарушением ПДД РФ, необходимо обжаловать постановление ГИБДД. Важно понимать, что обжалуется прежде всего вина, на не вид и размер административного наказания.

Данное правило также относится и к потерпевшему.

Если потерпевший не согласен с постановлением, вынесенным сотрудником ГИБДД в отношении виновного лица, он должен его обжаловать.

О том, как правильно составить и оформить жалобу читайте в статье:

Порядок обжалования постановления ГИБДД

Процедура обжалования постановления ГИБДД определена в главе 30 Кодекса.

Закон называет лиц, которые вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, устанавливает порядок, срок, процедуру, основания и порядок обжалования решений, вынесенных по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении. Нарушение установленного законодательством порядка обжалования, влечет за собой отказ в принятии и рассмотрении жалобы, по существу.

Круг лиц – субъектов обжалования определен в статьях 25.1 — 25.5 Кодекса. К ним относятся: лицо, в отношении которого возбуждено производство об административном правонарушении и его защитник, потерпевший и его представитель, законные представители физического или юридического лица.

Полномочия защитника — адвоката и представителя потерпевшего должны быть оформлены соответствующими документами – ордер, доверенность.

Порядок обжалования постановлений, вынесенных сотрудниками ДПС ГИБДД определяет: жалоба подается в вышестоящий орган – управление ГИБДД, вышестоящему должностному лицу – начальнику территориального подразделения ГИБДД либо в районный суд по месту рассмотрения дела пункт (3 части 1 статьи 30.1 КРФ об АП). Место рассмотрения дела, как правило, тождественно понятию место вынесения постановления.

В случае одновременной подачи жалобы в суд и вышестоящий орган ГИБДД, рассмотрение жалобы будет произведено судом. Податель жалобы не облагается государственной пошлиной, что делает процесс обжалования доступным и не затратным.

Если нарушитель или потерпевший являются «иногородними», могут возникнуть трудности адресами дислокации органов, в которые надлежит предъявлять жалобу. По этой причине адреса и реквизиты организаций, в которые обжалуется постановление ГИБДД, необходимо выяснять при вынесении (вручении) постановления по делу. Как вариант, определить место нахождения подразделения ГИБДД МВД России или федерального суда, можно при помощи любой поисковой системы Интернет сети.

В постановлении по делу об АПН, сотрудник ДПС ГИБДД указывает и разъяснить дублирует в устной форме сроки и порядок обжалования. В копии экземпляра постановления, предназначенного для потерпевшего, также разъясняется порядок и срок его обжалования. Необходимо помнить, что в соответствии со статьей 29.11 часть 2 Кодекса, потерпевшему копия постановления ГИБДД вручается исключительно по его просьбе.

Порядок обжалования постановления ГИБДД устанавливает срок для реализации права на обжалование. Любое постановление, вынесенное в рамках дела об АПН сотрудником ДПС или иным должностным лицом государственной автомобильной инспекции, обжалуется в десятидневный срок, исчисляемый с даты его вынесения или вручения (статья 30.3 КРФ об АП).

Таким образом, не имеет значение, когда было вынесено постановление по делу, если лицо, имеющее право обжалования, не присутствовало при его вынесении. Закон гарантирует право обжалования в течение указанного срока.

В случаях пропуска срока, он может быть восстановлен судьей или лицом правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству предъявителя жалобы.

Для восстановления срока, заявителю ходатайства следует привести доводы, подтверждающие уважительность причин (болезнь, командировка, несвоевременное вручения копии постановления и приложить к заявлению соответствующие документы. Ходатайство подается одновременно с жалобой на постановление по делу.

Если в восстановлении срока было отказано, то отказ оформляется определением, которое может быть также, как и постановление по делу об АПН, обжаловано в установленном порядке.

К форме и содержанию жалобы, Закон не предъявляет каких-либо особенных требований. Вместе с тем, юридически обоснованная и мотивированная жалоба, подтвержденная доказательствами, имеет все основания быть удовлетворенной.

Содержательная часть жалобы должна включать в себя основания, по которым обжалуется постановление ГИБДД. Все ходатайства должны быть ясно и понятно сформулированы. При необходимости истребования доказательств, которые заявитель не мог самостоятельно получить, следует указать их местонахождения.

При необходимости привлечения к рассмотрению жалобы очевидцев, понятых, сотрудников ДПС, составитель жалобы обязан указать их фамилии, имена, отчества, адреса нахождения, контактные телефоны.

В процессе обжалования может возникнуть необходимость в назначении и проведении автотехнической, судебно-медицинской или иных экспертиз. Для этого следует инициировать ходатайство, оформить его письменно в соответствии с требованиями, предъявляемыми к письменным документам. Ходатайство о назначении экспертизы включает в себя вопросы, которые должен решить эксперт, предложение о поручении экспертизы конкретному лицу или экспертной организации, с указанием их места нахождения.

Подробности в статьях:

Основания для отмены постановления ГИБДД

При написании и оформлении жалобы, важно понимать, что предметом обжалования является само постановление. При этом, если форма постановления не соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса, то в ряде случаев этого будет достаточно для признания его незаконным и подлежащим отмене. Такие «мелочи» как несоответствие (ошибка) в установочных данных лица, автомобиля, даты и места составления документа, в определенных обстоятельствах делают документ ущербным.

Ещё более важными условиями, выполнение которых проверяется при рассмотрении жалобы и решении вопроса о законности постановления ГИБДД, являются соблюдение прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

Нарушение права на защиту, не разъяснение прав и обязанностей, предусмотренных статьей 25.1 Кодекса, статьей 51 Конституции РФ, является основанием для отмены постановления.
Разумеется, что для признания постановления законным, не достаточно только его грамотно оформить и соблюсти процессуальные формальности. Не менее важным является доказанность факта нарушения и правильная квалификация действия водителя, в отношении которого было возбуждено производство по делу об АПН. Виновность лица в совершении правонарушения и квалификация нарушения должны быть доказаны материалами дела и соответствовать его фактическим обстоятельствам.

Если нарушение конкретного пункта ПДД РФ не соответствует диспозиции правовой нормы статьи Кодекса, по которой вынесено постановление, то вне зависимости от факта нарушения, постановление является незаконным. Обязательным условием для признания рассматриваемого документа законным, является его точное соответствие протоколу об административном правонарушении ПДД. Если административный протокол имеет нарушения, то вынесенное на его основании постановление является незаконным и подлежит отмене.

Из рассмотренного нами материала и практического опыта автора статьи отмечу, что тактические приемы и меры обжалования постановления ГИБДД в каждом отдельно рассматриваемом случае специфичны. Нет и не может быть универсальных советов, которые бы гарантировали достижения поставленных целей. Однако, неоспоримо, что результат обжалования постановления ГИБДД напрямую зависит от квалификации и уровня подготовки лица, подготовившего жалобу и поддержавшего её при рассмотрении.

При возникновении вопросов, касающихся процедуры обжалования постановления ГИБДД и нуждаемости в юридической помощи, заполните форму записи для получения бесплатной консультации.

Наши юристы окажут бесплатную консультационную поддержку по данной тематике.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://femida-info.ru/konsultatsiya/avtomobilnoe-pravo/13-obzhalovanie-postanovleniya-gibdd

Источники

Основания отмены административного правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here