Нужен ли протокол об административном правонарушении

Полезное по теме: "Нужен ли протокол об административном правонарушении" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1, 2 ст. 28.5 показывает, что:

1) по общему правилу протокол об административных правонарушениях должен быть составлен немедленно после выявления (должностным лицом, которое вправе составить протокол, см. коммент. к ст. 28.3) административного правонарушения. См. об этом также письмо ГТК от 17.05.02 N 01-06/19136;

2) в изъятие из этого правила протокол составляется в течение 2-х календарных суток (т.е. и нерабочие дни из подсчета не исключаются) с момента выявления правонарушения. Отсчет этих суток начинается не со следующей даты после дня, когда административное правонарушение было выявлено, а именно с момента выявления (например, если административное правонарушение выявлено в 13.00, то протокол должен быть составлен в течение 48 часов) в случае, если требуется дополнительно выяснить:

а) обстоятельства дела (т.е. имеющихся фактов, доказательств, обстоятельств недостаточно, чтобы решить вопрос о наличии или отсутствии события административного правонарушения);

б) данные о физическом лице (в отношении которого возбуждено дело);

в) сведения о юридическом лице (место его реального нахождения, состав учредителей, наличие у него лицензии и т.п.).

ВС разъяснил, что нарушение сроков, установленных в ст. 28.5 и 28.8 — являются несущественными недостатками составления протокола об АП (п. 4 Пост. N 5).

2. Применяя правила ч. 3 ст. 28.5, необходимо обратить внимание на следующее:

1) сроки, упомянутые в ч. 1 ст. 28.5, не применяются, если по делу об административном правонарушении проводится расследование (см. коммент. к ст. 28.7);

2) в этих случаях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после того, как выявлен факт совершения административного правонарушения (но этот факт выявляется именно в результате расследования). Срок проведения административного расследования по общему правилу не может превышать одного месяца со дня возбуждения дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 5.6 и 28.7);

3) правила о сроках составления данного протокола полностью применимы и к постановлению прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 28.4).

Нужен ли протокол об административном правонарушении

Автострахование

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 29.8 КоАП РФ. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

    Кодекс РФ об административных правонарушениях:

    Статья 29.8 КоАП РФ. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

    1. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.

    2. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:

    1) дата и место рассмотрения дела;

    2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;

    3) событие рассматриваемого административного правонарушения;

    4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;

    5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

    6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;

    7) документы, исследованные при рассмотрении дела.

    3. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

    Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

    Комментарии к статье 29.8 КоАП РФ, судебная практика применения

    В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

    Протокол ведется при рассмотрении дела коллегиальным органом

    В соответствии со статьей 29.8 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, в котором закрепляются проведенные процессуальные действия, объяснения, показания и заключения участвующих в деле лиц и указываются исследованные документы.

    Ведение протокола при рассмотрении дела судьей

    Учитывая, что КоАП РФ не содержит запрета на ведение протокола при рассмотрении дела судьей, в необходимых случаях возможность ведения такого протокола не исключается.

    Ходатайство о ведении протокола

    Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство о ведении протокола, которое подлежит обязательному рассмотрению на основании части 1 статьи 24.4 КоАП РФ. Отказ в удовлетворении такого ходатайства в силу части 2 статьи 24.4 и статьи 29.12 КоАП РФ оформляется мотивированным определением.

    Право на ознакомление с протоколом судебного заседания

    Участники производства по делу об административном правонарушении вправе знакомиться с протоколом судебного заседания (в случае его ведения). При несогласии с содержанием протокола указанные лица вправе изложить свои замечания в жалобе на принятое по делу постановление.

    В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 года (в ред. от 04.07.2012) содержатся следующие разъяснения:

    «Вопрос 19: Обязательно ли при рассмотрении дела об административном правонарушении участие секретаря и составление протокола?

    Ответ: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен только один случай, когда ведение протокола и участие секретаря при рассмотрении дела об административном правонарушении обязательно: при рассмотрении дела коллегиальным органом (ст. 29.8 Кодекса).

    В остальных случаях Кодекс не требует обязательного ведения протокола об административном правонарушении.

    Вместе с тем и запрета на ведение протокола нет. Поэтому судьей или секретарем может вестись протокол. Указание на это содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

    При этом протокол подписывается только судьей, замечания на протокол не приносятся, а возражения могут быть указаны в жалобе на постановление (решение) по делу».

    Нарушение процедуры освобождает от ответственности

    Иногда административное правонарушение сходит с рук. Например, когда нарушена процедура привлечения к ответственности на стадии составления протокола об административном правонарушении. В каких случаях арбитражные суды отказывают в привлечении к ответственности из-за недостатков протокола?

    Правильно оформленный протокол об административном правонарушении, как отмечают судьи, — процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица; необходимо правовое основание для вынесения постановления о привлечении этого лица к ответственности (постановления ФАС Московского округа от 16.09.2010 № КА-А40/10688-10, Северо-Западного округа от 25.01.2010 по делу № А56-34904/2009 и Дальневосточного округа от 28.12.2009 № Ф03-7094/2009).

    Читайте так же:  Приказ дисциплинарное взыскание за неисполнение должностных обязанностей

    Оспорить протокол — значит оспорить доказательства, подтверждающие виновность юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (далее — правонарушитель). Несоблюдение административными органами требований к составлению протокола служит основанием для отказа в привлечении к ответственности по КоАП РФ.

    Требования к составлению протокола определены в ст. 28.2 КоАП РФ. Первое из них — обязательное участие правонарушителя при составлении протокола. Административный орган должен надлежащим образом известить правонарушителя о времени и месте составления протокола.

    Конкретных способов извещения в КоАП РФ не предусмотрено. Поэтому уведомить правонарушителя можно лично под роспись, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, телеграммой, телефонограммой или по факсу. Любой названный способ, по мнению Пленума ВАС РФ, является надлежащим извещением (п. 24.1 постановления от 20.11.2008 № 60).

    Суды признают извещение ненадлежащим в зависимости от того, что указано в уведомлении и кому оно вручено.

    Текст уведомления должен содержать сведения о том, куда, когда, на какое время и для чего приглашается правонарушитель (в данном случае для составления протокола). При отсутствии одного из этих сведений извещение признается ненадлежащим, даже если правонарушитель его получил (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 22.10.2009 по делу № А45-11307/2009, Волго-Вятского округа от 14.05.2009 по делу № А29-10046/2008 и Восточно-Сибирского округа от 26.02.2009 № А33-12721/08-Ф02-527/09).

    Если в отношении правонарушителя планируется составить несколько протоколов, в уведомлении должны быть указаны все. Иначе надлежаще извещенным правонарушитель будет считаться только по одному протоколу (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.04.2009 № А19-13964/08-28-Ф02-1499/09).

    Как правило, административный орган направляет уведомление по почте или телеграммой по адресу, имеющемуся в деле.

    Если письмо (телеграмма) вернется с отметкой почты (телеграфа) «адресат по данному адресу не находится», «нет такого адресата» и т.д., протокол может быть составлен без участия правонарушителя. Но если правонарушитель представит доказательства (в частности, выписку из ЕГРЮЛ), что он находится по другому адресу или у него другой почтовый адрес, то оформленный протокол не будет служить доказательством, подтверждающим его вину, и может повлечь отмену постановления о привлечения к ответственности. Уведомление с отметкой на письме «истек срок хранения» суд может признать ненадлежащим извещением, если административный орган не предпринял иных способов извещения правонарушителя, например не попытался вручить уведомление лично. В этих случаях судебная практика складывается в пользу организаций (постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.09.2010 по делу № А05-2476/2010, Северо-Кавказского округа от 04.06.2010 по делу № А18-35/2010 и от 05.03.2010 по делу № А63-9783/2009).

    Подтверждением получения правонарушителем уведомления является почтовое (телеграфное) уведомление о вручении с подписью законного представителя правонарушителя или сотрудника, уполномоченного на получение почтовой корреспонденции.

    Во вручении письма и телеграммы важную роль играют работники почты и телеграфа. Если они вручат письмо (телеграмму) в нарушение действующих правил оказания услуг почтовой и телеграфной связи неуполномоченному лицу, например не сотруднику правонарушителя или сотруднику, не имеющему доверенности, то такое извещение суды тоже обычно признают ненадлежащим (постановления ФАС Поволжского округа от 31.08.2010 по делу № А57-3557/2010 и от 19.01.2010 по делу № А12-16851/2009), за исключением ФАС Северо-Кавказского округа. Он допускает вручение извещения любому сотруднику правонарушителя, даже впоследствии уволенному (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 02.03.2009 по делу № А32-22929/2008-12/209-40АЖ, от 05.09.2007 № Ф08-4913/2007-2108А и от 18.02.2008 № Ф08-357/2008-121А).

    Для правонарушителей лучше, если уведомление будет направлено телефонограммой или по факсимильной связи. Дело в том, что проверить полномочия лица, принявшего телефонограмму либо факс, административному органу сложно, он может ограничиться только устными ответами. А если в суде выяснится, что данное лицо не является сотрудником правонарушителя или не имеет полномочий на прием корреспонденции, в привлечении к ответственности будет отказано (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.03.2010 по делу № А69-2354/2009, Северо-Западного округа от 13.10.2008 по делу № А56-6031/2008 и Поволжского округа от 06.02.2008 по делу № А12-15818/07-С1).

    Судьи рекомендуют административным органам пользоваться телефонограммами и факсом в случаях, не терпящих отлагательств (постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2010 по делу № А56-93269/2009 и Дальневосточного округа от 05.05.2009 № Ф03-1771/2009).

    Протокол составляется после того, как административный орган получил доказательства о вручении правонарушителю извещения, в частности после получения почтового или телеграфного уведомления о вручении письма или телеграммы (постановление ФАС Московского округа от 30.04.2010 № КА-А41/4029-10). Если нарушитель, извещенный надлежащим образом, не явился для составления протокола, согласно п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ протокол оформляется в его отсутствие. Высшие арбитры разрешают составлять протоколы и в случае, если правонарушитель отказался получать уведомление или не явился за ним в почтовое (телеграфное) отделение связи несмотря на полученное почтовое (телеграфное) извещение (п. 24.1 постановления Пленума ВАС РФ № 60).

    Сведения, которые должен содержать протокол, перечислены в п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. При отсутствии хотя бы одного из них суды отказывают в привлечении к ответственности (постановления ФАС Поволжского округа от 31.08.2010 по делу № А55-6854/2010, Центрального округа от 07.06.2010 по делу № А64-2813/09, Уральского округа от 27.05.2010 № Ф09-3986/10-С1 и Северо-Западного округа от 30.03.2010 по делу № А05-17242/2009). Однако даже при наличии всех сведений иногда можно избежать ответственности.

    Протокол подписан неуполномоченным лицом

    Из статьи 28.2 КоАП РФ следует, что протокол подписывает сам правонарушитель или его законный представитель. Законным представителем юридического лица считается его руководитель (п. 2 ст. 25.4 КоАП РФ).

    По мнению высших арбитров, подписать протокол может иное лицо на основании выданной законным представителем доверенности. Такое лицо пользуется всеми процессуальными правами законного представителя, включая предусмотренное ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола (Определение ВАС РФ от 25.04.2008 № 3016/08 и п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).

    Доверенность на участие в составлении протокола содержит конкретные полномочия (функции) лица, которому она выдана, в конкретном административном деле и дату выдачи, а также подписывается руководителем юрлица (законным представителем). Участие лица на основании общей доверенности или доверенности, подписанной неуполномоченным должностным лицом организации (например, заместителем руководителя), не допускается. Такую доверенность судьи расценивают как ненадлежащее извещение правонарушителя (постановления ФАС Поволжского округа от 10.09.2010 по делу № А55-2473/2010, Северо-Кавказского округа от 22.07.2010 по делу № А53-730/2010 и Северо-Западного округа от 11.09.2009 по делу № А56-14965/2009).

    Нарушен срок составления

    Сроки составления протокола определены в ст. 28.5 КоАП РФ. Они не являются пресекательными. Если протокол оформлен в пределах сроков давности привлечения к ответственности, указанных в ст. 4.5 КоАП РФ, избежать ответственности не удастся (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 04.06.2010 по делу № А17-9937/2009, Дальневосточного округа от 16.03.2010 № Ф03-1361/2010, Поволжского округа от 05.05.2009 по делу № А55-19073/2008 и Северо-Западного округа от 03.09.2009 по делу № А21-1389/2009).

    Читайте так же:  Возбуждение производства по административному делу

    К сведению

    Согласно п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если они участвуют), место, время совершения и событие правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая ответственность за данное правонарушение, объяснение физлица или законного представителя юрлица, в отношении которого возбуждено дело.

    Для правонарушителя подобная ошибка имеет как положительные, так и отрицательные стороны в зависимости от того, сможет ли суд на основании имеющихся доказательств определить надлежащую квалификацию.

    Если сможет, то правонарушитель будет привлечен к административной ответственности по другой статье КоАП РФ, а если не сможет — откажет в привлечении к ответственности (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2010 по делу № А19-5053/10).

    Вправе ли сам административный орган исправлять квалификацию правонарушения? Вопрос спорный. Одни суды полагают, что он может провести переквалификацию правонарушения и при этом исправить ошибку в постановлении о привлечении к ответственности либо составить новый протокол (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25.08.2010 по делу № А45-5993/2010 и Восточно-Сибирского округа от 28.05.2010 по делу № А33-16324/2009). Другие считают, что это прерогатива суда (постановления ФАС Дальневосточного округа от 28.03.2007, 21.03.2007 № Ф03-А51/07-2/261 и Московского округа от 04.09.2006 № КА-А40/8092-06).

    обратите внимание

    Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности составляет два месяца (по делам, рассматриваемым судами, — три месяца) со дня совершения правонарушения, а за правонарушения, перечисленные в ч. 1 данной статьи или влекущие дисквалификацию, — в течение одного года. При длящемся правонарушении указанные сроки исчисляются со дня обнаружения административного правонарушения (вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении).

    Составление протокола об административном правонарушении: порядок, место. Сроки составления протокола об административном правонарушении

    Составление протокола об административном правонарушении – главное действие, которое возлагается на должностное лицо, выявившее соответствующий факт. Законом перечислен ряд обязательных требований к документу.

    Образцы определений о возвращении протокола

    • Определение о возвращении протокола об административном правонарушении (Приложение 21 к Письму ГТК РФ от 18 ноября 2002 г. No. 01-06/45305)
    • Определение о возвращении протокола об административном правонарушении. Образец ФАС (Приложение N 14 к Регламенту подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России)

    Что такое протокол

    Составление протокола об административном правонарушении — написание документа уполномоченным должностным лицом. Он описывает правонарушение, допущенное по мнению должностного лица гражданином.

    Как он формируется? Ответственное лицо (полицейский или чиновник) обязаны описать все согласно пунктам закона, иначе в суде протокол признают непригодным, и дело прекратится. Если гражданин проявляет смекалку и знания, а также не отказывается от жалоб в прокуратуру или иные вышестоящие органы, в зависимости от того, в какой сфере рассматривается дело, то материалы имеют шанс вообще не дойти до суда или органа, выносящего решение по протоколу.

    Как производится процедура

    Порядок составления протокола об административном правонарушении обязывают уполномоченных лиц действовать немедленно. Его написание законом отмечено как один из моментов начала производства по делу.

    В качестве поводов кодекс указывает заявления граждан и организаций, выявление нарушений другими органами, должностными лицами, сообщения, полученные, в частности, из СМИ. Не так давно в список добавилась съемка с камер, расположенных вдоль дорог.

    В большинстве случаев документы составляются на месте происшествия, в противном случае протокол должен отсылаться виновному лицу по почте.

    Всегда ли составляется протокол

    Составление протокола по делу об административном правонарушении обязательно за исключением ситуаций, если:

    • нарушение не несет большой опасности;
    • выносится предупреждение или штраф, и гражданин с ним согласен;
    • по делу выносится сразу же постановление.

    Если привлекаемое лицо не соглашается с претензиями, составляется протокол и формируется дело в общем порядке.

    В каких случаях составляется протокол об административном правонарушении?

    142. Основаниями составления протокола об административном правонарушении являются:

    • выявление административного правонарушения в случае, если рассмотрение дела о данном административном правонарушении не находится в компетенции сотрудника;
    • оспаривание лицом, в отношении которого в соответствии с частью 1 статьи 28.6 Кодекса возбуждено дело об административном правонарушении, наличия события административного правонарушения и (или) назначенного ему административного наказания либо отказ от соответствующей подписи в постановлении по делу об административном правонарушении;
    • выявление административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, достигшим возраста шестнадцати лет;
    • выявление административного правонарушения, не влекущего предупреждения, совершенного сержантом, старшиной, солдатом, матросом, проходящими военную службу по призыву, либо курсантом военного образовательного учреждения профессионального образования до заключения с ним контракта о прохождении военной службы.

    Протокол должен быть составлен в следующих случаях:

    1. Если дело о нарушении правил дорожного движения не может быть рассмотрено сотрудником полиции. Например, дела по нарушениям, предусматривающим лишение прав, рассматриваются только судьями. Соответственно, они требуют обязательного составления протокола.

    2. Несогласие водителя с нарушением ПДД. Это еще одна популярная ситуация. Если водитель не согласен с инспектором, то вместо постановления (либо вместе с ним) составляется протокол.

    Важное отличие протокола от постановления — наличие поля «объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело». В протоколе Вы можете указать собственное видение ситуации. При этом нужно использовать ссылки на пункты правил дорожного движения и других нормативных правовых документов.

    Поскольку итоговое решение о наложении наказания будет приниматься именно на основании протокола, нужно внимательно заполнить поле «объяснение лица».

    3. Нарушение ПДД несовершеннолетним. Это возможно, например, при управлении транспортными средствами категории М или подкатегории А1.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    4. Если нарушение совершено сержантом, старшиной, солдатом, матросом, курсантом.

    Обращение с жалобой

    В обязанности прокуратуры входит обеспечивать надзор за деятельностью органов власти, в частности полиции и других контрольных органов. Жалобу в прокуратуру на нарушения КоАП при составлении протокола об административном правонарушени надо подавать как можно скорее, до того как протокол с материалами передадут в комиссию или суд. Данное учреждение вынуждено будет отреагировать.

    Если же ответа от него не будет, то после получения повестки в суд или на заседание комиссии направить все свои возражения надо еще и им, сообщив одновременно о жалобе в прокуратуру, на которую не было ответа.

    Читайте так же:  Как штрафуют за курение в подъезде

    Подача жалобы начальнику полиции или другому чиновнику, который может повлиять на дело, делается исключительно в письменной форме. Устные заявления, которые нигде не зафиксированы, никакого результата не принесут.

    Срок составления протокола об административном правонарушении

    Срок составления протокола регламентирован статьей 28.5 КоАП:

    1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

    2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

    3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

    На практике при нарушении правил дорожного движения обычно используется первый пункт статьи, т.е. протокол составляется немедленно. Однако в случае необходимости составление может быть отложено.

    Сведения, вписываемые в протокол

    В бланках протоколов строки для заполнения подписаны, и сотрудник знает, как их заполнять. Порядок составления протокола об административном правонарушении, предусматривает следующие пункты:

    • дата и место составления;
    • должность (звание), фамилия и инициалы сотрудника или чиновника;
    • паспортные данные привлекаемого человека (фамилия, имя, отчество);
    • регистрационные данные о предприятии или организации, которые привлекаются;
    • фамилии, имена, отчества свидетелей, их место жительства;
    • место и событие совершения нарушения, в чем именно оно заключается;
    • статья закона, служащая основанием для привлечения к ответственности;
    • объяснения привлеченного лица;
    • опись материалов дела;
    • отметка о разъяснении прав;
    • отметка о выдаче копии протокола;
    • подпись должностных лиц, составивших протокол;
    • подпись привлекаемого лица, объяснения о причинах отказа.

    Порядок составления протокола об административном правонарушении

    Протокол об административном правонарушении должен содержать следующие данные (статья 28.2 КоАП):

    2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    В протоколе должны быть указаны:

    • Дата и место составления.
    • Данные сотрудника ГИБДД.
    • Данные водителя.
    • Данные свидетелей и потерпевших.
    • Место и время нарушения правил дорожного движения.
    • Событие административного правонарушения и статья нормативного документа, предусматривающая ответственность.
    • Объяснение водителя.

    Текст протокола заполняется сотрудником ГИБДД (кроме поля «объяснение водителя»). После составления документа водитель должен получить возможность с ним ознакомиться:

    4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

    Кроме того, водитель может дополнить протокол собственными замечаниями, которые должны быть приложены. Обратите внимание, если в протоколе остались незаполненными какие-то поля или строки, то поставьте в них прочерки. Это убережет Вас от внесения в документ данных не в Вашу пользу.

    После завершения составления протокола он должен быть подписан водителем и сотрудником ГИБДД.

    Обратите внимание. Водителю нужно обязательно заполнить поле объяснение, а затем подписать протокол. Почему-то на практике многие водители отказываются от подписи документа. Не знаю, о чем они думают в этот момент. Однако отсутствие даже элементарного объяснения приводит к тому, что дело решается не в их пользу.

    Если водитель отказывается от подписания протокола, то в документе делается соответствующая отметка. Протокол от этого не становится недействительным. Просто объяснения и подписи водителя в нем нет.

    После составления документа водитель получает его копию (статья 28.2 КоАП):

    6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

    Обжалование протокола об административном правонарушении

    Составление протокола об административном правонарушении изначально предусматривает возможность его обжалования.

    Однако, если Вы собираетесь обжаловать документ, беритесь за дело сразу же:

    Во-первых, собирайте доказательства собственной невиновности. Проводите аудио и видеозапись общения с сотрудником ГИБДД. Сделайте фотографии места нарушения, включающие объекты дорожной инфраструктуры (знаки, разметку), Ваш автомобиль, автомобиль ГИБДД и другие важные детали. Подробнее про сбор доказательств Вы можете узнать, прослушав аудиокурс «Секреты общения с ГИБДД».

    Во-вторых, заполните поле «Объяснения водителя». В первую очередь напишите в нем фразу «Не согласен». После этого напишите, как обстояло дело на самом деле. В завершение напишите, что Вы имеете фотографии, аудио и видеозаписи с места события.

    Кроме того, не забудьте прочеркнуть пустые места в протоколе, чтобы исключить несанкционированное добавление информации.

    В-третьих, подготовьтесь к разбору в ГИБДД (или к суду). Еще раз внимательно проанализируйте ситуацию. Распечатайте пункты нормативных документов, относящиеся к ней. Проверьте правильность составления протокола, поищите в нем возможные ошибки заполнения.

    Если Вы чувствуете, что самостоятельно обжаловать протокол не получится, то обратитесь за помощью к грамотному юристу или опишите ситуацию на форуме pddclub.ru. Возможно опытные люди смогут обратить внимание на те моменты, которые были упущены водителем.

    В завершение хочу отметить, что протокол не так уж и сложно оспорить. Главное быть готовым к такому развитию событий и своевременно начать сбор доказательств в свою защиту.

    Нужен ли протокол об административном правонарушении

    В словарях приводятся следующие определения понятия «протокол»:

    Протокол (фр. protocole, от гр. protokollon — первый лист манускрипта) — официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (ход собрания, процессуальные или следственные действия, судебное заседание). (Однотомный большой юридический словарь. 2012).

    Протокол об административном правонарушении – процессуальный документ, составляемый специально уполномоченным должностным лицом по делу об административном правонарушении на стадии возбуждения производства, имеющий силу доказательства по делу. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, и должностными лицами, предусмотренными в специальном перечне КоАП РФ (ст. 28.3). (Большой юридический словарь.- М.: Проспект. А. В. Малько. 2009.)

    Протокол об административном правонарушении — административно-процессуальный документ, фиксирующий факт совершения административного проступка и служащий основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении. Составляется уполномоченным на то должностным лицом государственного органа или органа общественной самодеятельности. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.)

    В каких случаях составляется протокол об административном правонарушении, а когда не составляется, а сразу назначается административное наказание?

    Читайте так же:  Оскорбление личности статья 130 ук рф наказание

    Общие правила, регулирующие порядок составления протокола об административном правонарушении и требования к его содержанию регламентированы статьей 28.2 КоАП РФ. В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

    Исключение из приведенного правила — дела об административных правонарушениях, которые возбуждаются прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ). В этом случае выносится постановление, которое должно содержать все те же сведения, указанные в статье 28.2. КоАП РФ, что и протокол.

    Другой случай, когда составляется не протокол, а сразу постановление по делу об административном правонарушении в порядке статьи 29.10 КоАП РФ — если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа. Правда, как следует из ч. 2 статьи 28.6. КоАП РФ, в случае, если лицо оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется все же протокол, а не постановление.

    И, наконец, в соответствии с ч. 3 статьи 28.6 КоАП РФ, протокол не составляется, в частности, в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи… Обращаем внимание, что речь идет об «автоматическом режиме» работы технических средств (стационарных видеокамерах). Радар в руках у сотрудника ГИБДД к таковым не относится. И если вы не признаете вину в превышении скорости, составляется протокол, а не постановление об административном правонарушении с наказанием. Впоследствии уполномоченное должностное лицо, рассмотрев материалы административного производства, в том числе и данный протокол, вынесет уже постановление.

    Отказ подписать протокол и дать свои объяснения. Последствия

    Как указывалось выше, требования к содержанию протокола регламентированы статьей 28.2 КоАП РФ, в соответствии с ч. 5 которой, протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись.

    Таким образом, отказ подписывать протокол об административном правонарушении к положительному результату для привлекаемого к ответственности лица не приведет, поскольку отметка должностного лица о вашем отказе будет свидетельствовать о соблюдении требований закона при составлении протокола.

    Кроме того, отказ от подписи и дачи своих объяснений в том случае, если вы не согласны с вменяемым вам правонарушением или наказанием, будет означать фактическое признание вины и согласие с размером штрафа. В этом случае, как указывалось выше должностное лицо составит не протокол, а постановление по делу с назначением наказания.

    Можно ли обжаловать протокол об административном правонарушении?

    В соответствии с положениями статьи 30.1 КоАП РФ обжалованию по делу об административном правонарушении подлежат постановление по делу об административном правонарушении либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

    Статьей 28.2 КоАП РФ не предусматривает обжалование протокола об административном правонарушении.

    Таким образом, обжалование протокола об административном правонарушении в соответствии с действующим законодательством невозможно, т.к. действия по составлению протокола не влекут каких-либо негативных последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности на такое лицо протоколом не возложены какие-либо обязанности. В соответствии с ч. 2 статьи 26.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является одним из доказательств по делу.

    Постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по своей сути является протоколом об административном правонарушении, поэтому также не может быть предметом самостоятельного судебного обжалования.

    Обжалованию подлежит постановление по делу. Рекомендуем образцы жалоб на данную тему:

    • Жалоба на постановление об административном правонарушении (вынесено должностным лицом или полномочным органом), образец;
    • Жалоба на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, образец;
    • Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении по ст. 12.24 КоАП РФ (обжалуется в областном суде постановление о привлечении к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством, вынесенное районным судом);
    • Жалоба на постановление мирового судьи по административному делу (ст. 12.26 КоАП РФ);

    Возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол

    • В каком случае протокол должен быть возвращен должностному лицу, его составившему?;
    • Возвращение протокола возможно только на стадии подготовки дела к судебному разбирательству;
    • Если при рассмотрении дела по существу, суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом? Протокол – недопустимое доказательство?;
    • Давность привлечения к административной ответственности..

    Ответы на указанные вопросы см. в статье «Возвращение протокола об административном правонарушении и сроки давности привлечения»

    Место составления и рассмотрения

    Автовладельцы сталкиваются с тем, что живут в одном регионе, а протокол на них составляют в другом. Остальные граждане сталкиваются с подобными вещами, но не так часто.

    Не имея возможности задержаться в регионе пребывания, человек вправе просить направить дело в орган рассмотрения по месту его жительства. Судьи и чиновники почти никогда не отказывают в просьбе.

    За время, пока материалы передадут, гражданин сумеет подготовиться, в частности, найти юриста, который проконсультирует или представит его в суде.

    Нельзя забывать, что положения закона о месте составления протокола об административном правонарушении дают лишь выигрыш во времени. Ведь на время передачи материала течение сроков привлечения к ответственности приостанавливается.

    Ошибки при составлении

    Указанный перечень пунктов в ст. 28.2 КоАП является обязательным, неточности или нарушения в отношении их приводит к признанию протокола недопустимым доказательством.

    Например, документ составлен без присутствия виновного лица и нет достоверных сведений о разъяснении ему прав и обязанностей. Подобные вещи считаются существенным нарушением прав гражданина.

    При составлении должностными лицами протокола об административном правонарушении исправления удостоверяются их же подписями.

    Как писалось выше, гражданин вправе сделать замечания, изложив их отдельно.

    Все ошибки, не считающиеся существенными, не препятствуют дальнейшему ходу дела.

    Например, орфографические ошибки, за исключением написания фамилии и имени человека. Аналогично судебная практика оценивает и использование инициалов граждан, а не их полного имени и отчества.

    Заключение

    Протокол — главный документ в деле, не считая исключений, прямо обозначенных в законе, и то, как он составлен, влияет на исход дела. Активное участие гражданина — отказ его соглашаться с незаконными действиями, использование законных прав, заставит чиновников или полицейских отступиться или увеличит шансы на победу в суде. Полагаться лишь на их добрую волю или советы, в частности, сотрудников ГИБДД, не стоит.

    Читайте так же:  Укажите три признака административного правонарушения отмеченные

    Победы в ряде дел удается добиться лишь в Верховном Суде страны, пройдя все инстанции.

    Протокол ГИБДД об административном правонарушении

    Добрый день, уважаемый читатель.

    Протокол об административном правонарушении — это процессуальный документ, который может быть составлен сотрудником ГИБДД при выявлении нарушения правил дорожного движения.

    По сравнению с постановлением об адмнистративном правонарушении протокол является более сложным документом.

    В этой статье Вы узнаете:

    Некоторые нюансы

    Под событием подразумевается перечень действий, которые произвел нарушитель. Если нет достаточного описания, состав правонарушения не является доказанным. Копия протокола дополнительно удостоверяется должностным лицом, его подписью, в противном случае она считается недействительной.

    Привлекаемое лицо вправе не давать объяснения в отношении себя и близких лиц, кроме того, изложить свои замечания на отдельном листе бумаги. Об отдельных записях обязательно сделать отметку в протоколе. И полностью описать все нарушения, какие, по его мнению, имели место. Затем подставить свою подпись и дату. Свободное от записей место юристы советуют зачеркивать буквой Z, чтобы недобросовестные должностные лица не вписали свой текст.

    Определение о возбуждении дела,
    определение об отказе в возбуждении дела
    об административном правонарушении

    • Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (Приложение N 16 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
    • Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (Приложение N 17 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)

    Образцы протоколов об административном правонарушении

    • Протокол об административном правонарушении. Образец ФССП. (Приложение N 134 к Приказу ФССП России от 11.07.2012 N 318)
    • Образец протокола об административном правонарушении в области дорожного движения в г. Москве (Приложение 5 к Приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 12 мая 2011 г. N 61-02-63/1)
    • Протокол об административном правонарушении. Образец ФАС (Приложение N 6 к Регламенту подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России)
    • Протокол об административном правонарушении (нарушение избирательных прав) (Приложение 2 к Рекомендациям по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями)
    • Протокол об административном правонарушении в области дорожного движения (Приложение N 6 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
    • Протокол об административном правонарушении. Образец Ростехнадзора (Приложение N 1 к Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 сентября 2014 г. N 442)
    • Протокол об административном правонарушении. Образец ГУВД Москвы (Приложение N 1 к Приказу ГУВД г. Москвы от 28 апреля 2006 г. N 261)

    Нормативное регулирование

    Составление протокола об административном нарушении регулируется КоАП. Кроме него, в стране действует еще ряд актов, затрагивающих административное производство. И лишь КоАП описывает процедуры привлечения к ответственности, в частности и составление протокола. Все иные законы, принимаемы на федеральном или региональном уровне, не могут противоречить кодексу. В частности, положения о сроках составления протокола об административном правонарушении.

    Протокол — не единственный документ в деле, но занимает он в нем центральное место. Именно его наличие служит для судьи или органа, рассматривающего дело, ориентиром в том, как поступить.

    Определение того, чем является протокол, законом не дано. Основная статья, посвященная ему, – 28.2 КоАП.

    Форма протокола утверждается органами, имеющими отношение к административной практике. Сказать, что разработанные бланки ведомств серьезно отличаются между собой, нельзя.

    Значение имеет и Постановление Пленума от 2005 года № 5, его разъяснения изданы для помощи судам и гражданам, отстаивающим свои права.

    На подход к делам сказывается судебная практика, сложившаяся в конкретном регионе.

    Ограничены ли должностные лица во времени

    Что говорит закон о сроках составления протокола об административном правонарушении? Дается 3 варианта:

    • немедленно;
    • не позже 2 дней;
    • после завершения административного расследования.

    Первый вариант характерен для автомобилистов, других категорий граждан, действия которых не нуждаются в длительном процессе документирования. Например, нет нужды проводить экспертизу, оценку имущества, иные действия.

    Составление могут отложить на два дня для выяснения каких-то подробностей или сведений, имеющих значение.

    Расследование проводится, если об этом говорится в законе. Его проводит должностное лицо, готовящее документы для комиссии или суда.

    На него же возлагается и ответственность за направление уведомления о составлении протокола об административном правонарушении.

    Мероприятия проводятся в двухмесячный отрезок времени с момента выявления или совершения, включая разбирательство на комиссии. На дела, где решение принимает суд, дается 3 месяца.

    Выход за рамки срока давности делает составление материалов бессмысленным, и дело прекращается автоматически. На практике прекращение оформляется уже в комиссиях или судах.

    Кто отвечает за составление материалов

    В КоАП описывается, какие органы и лица имеют полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях.

    Как, например, действуют, если правонарушение зафиксировано полицейским, а протокол по закону составляется трудовым инспектором или сотрудником иной профильной организации, смотря какое нарушение выявлено? Лицо, считающее, что им обнаружено нарушение, составляет рапорт или иным образом направляет сообщение в компетентную организацию. Там уже и принимается решение о составлении протокола об административном правонарушении.

    Производством по делам занимается уполномоченное лицо. Его назначают по приказу вышестоящего чиновника или начальника. На некоторых должностных лиц имеется непосредственная ссылка в законе, в частности, на старших инспекторов ГИБДД и начальников отделов органов власти. Так, в отделах полиции формируются подразделения, ответственные за административную практику, в основном они работают с нарушениями ПДД.

    Если же документы составлены лицом, не назначенным на соответствующую должность, они считаются незаконными.

    Так что, если материалами начал заниматься один человек, а продолжил другой, хотя в документах имеется ссылка только на одного из них, это тоже считается нарушением. Поэтому на предложение составить новый документ лучше не соглашаться.

    Протоколы применения мер обеспечения производства
    по делу об административном правонарушении

    Наиболее популярные протоколы (их образцы) приведены в качестве приложений к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 15.04.2015

    Источники

    Нужен ли протокол об административном правонарушении
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here