Незаконный административный арест

Полезное по теме: "Незаконный административный арест" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Порядок проведения административного задержания

Статья 27.3 КоАП РФ определяет административное задержание как временное ограничение свободы гражданина, применяемое либо для обеспечения надлежащего рассмотрения дела по совершенному правонарушению, либо во исполнение постановления по уже рассмотренному делу. Хотя такая мера влечет за собой менее тяжкие последствия, чем уголовное задержание, требования по соблюдению процедуры достаточно жесткие.

Основания для административного задержания

Административное задержание представляет собой ограничение закрепленных в Конституции РФ прав гражданина на личную свободу и свободу передвижения.

Поэтому эта мера применяется в отдельных случаях:

  • с целью предотвращения возможного преступления;
  • для возможности рассмотрения дела в установленный срок;
  • для составления административного протокола;
  • с целью исполнения вынесенного решения суда.

По закону нельзя задержать гражданина, совершившего правонарушение, если наказанием за деяние являются штраф или устное предупреждение. Полицейский может ограничить свободу гражданина для оформления протокола, если это невозможно сделать на месте совершения проступка.

Порядок проведения задержания

Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.

Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.

По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Составление протокола

В основе законности дальнейших процедур лежит правильно составленный протокол об административном задержании. Во многих случаях на основании сведений, зафиксированных в этом документе, судья выносит решение. Поэтому содержащаяся в нем информация должна быть точной, полной и достоверной.

Стандартные формы протокола разработаны ведомствами, сотрудники которых могут проводить задержание. Следует различать протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении. В последнем фиксируется информация о совершенном деянии и его обстоятельствах. В протоколе о задержании эти сведения не дублируются. Полицейский указывает статью КоАП, согласно которой задерживает гражданина.

Протокол об административном задержании считается действительным, если в нем указаны:

  • место составления документа и точная дата;
  • ФИО сотрудника ведомства, составившего документ, а также его должность;
  • имя задержанного и адрес его проживания (в некоторых случаях в документе фиксируют место работы и должность гражданина на основании документальных подтверждений);
  • обоснование мотивов ограничения свободы гражданина;
  • время проведения задержания с точностью до минут;
  • отметка об уведомлении родственников о задержании;
  • пояснения задерживаемого о совершенном им правонарушении;
  • сведения о психологическом и физическом состоянии гражданина на момент задержания;
  • замечания задержанного о содержании протокола (может удостоверить правильность внесенных в него сведений или выразить протест, а также указать свидетелей, которых можно опросить в ходе судебного разбирательства);
  • подписи составителя протокола и задержанного (только добровольная; принуждение к подписанию документа не допускается).

При отсутствии одного из этих элементов судья может признать незаконным факт задержания гражданина. Исключение — отказ лица подписать документ. Об этом делается отметка в протоколе.

Особенно внимательно суд относится к указанию точного времени ареста, так как без этой информации невозможно установить верхний предел пребывания задержанного в камере. Основанием для признания протокола недействительным может стать отсутствие сообщения о случившемся родственникам или адвокату и разъяснения причин ограничения свободы гражданина. В этих случаях речь идет о нарушении конституционного права человека на свободу, и к сотруднику полиции могут быть применены санкции.

Что такое административный арест?

Такой вид наказания многих пугает, создавая иллюзию аналогии в их головах с уголовным лишением свободы. Данные меры воздействия на нарушителей, на самом деле, имеет мало общего.

Здесь имеют место быть и ощутимая разница в сроках, и место отбывания наказания, и количество прав арестантов.

Административный арест – это вид административного наказания, заключающийся в изолировании нарушителя от общества на непродолжительное время.

Административный арест может быть назначен только судом.

Нормативная база

Административный арест строго регламентирован большим числом нормативно-правовых актов. В частности, к ним относятся:
  • КоАП РФ – ст. 3.9;
  • ФЗ-67 от 24.06.2013 года «О порядке отбывания административного ареста»;
  • Постановление Правительства РФ № 627 об условия содержания лиц, нормах их питания и медицинского обслуживания;
  • Правила внутреннего распорядка в местах отбывания ареста (Приказ МВД № 83).

Также некоторые вопросы исполнения административного ареста отражены в Постановлении Пленума ВС РФ №5, которым разъяснены правила толкования КоАП РФ.

Тот факт, что порядок отбывания административного ареста определяется Правительством, вызывал немало вопросов со сторону Уполномоченного по правам человека.

Однако, в 2004 году Конституционный суд дал на этот счет точные разъяснения, отражающие отсутствие противоречий с Конституцией РФ.

Как проходит судебное разбирательство?

Подготовленный материал сотрудники полиции доставляют в здание суда. Если нарушитель был задержан, он также доставляется на рассмотрение материала принудительно. Если же он не был задержан, он самостоятельно обязан явиться с здание суда.

Его явка обязательна. Без него судья не сможет вынести административный арест потому, что сразу же нарушителя обязаны доставить сотрудники в спецприемник.

Если материалы дела оформлены неправильно, судья имеет право отправить его на доработку.

Рассматривается административное дело по месту его совершения, а по ходатайству нарушителя – по месту его проживания.

По общему правилу поступившие в суд административные материалы должны быть рассмотрены в тот же день. Исключение составляют лишь те дела, по которым нарушитель был задержан. Тогда на разбирательство отводится 48 часов.

По итогам рассмотрения дела выносится постановление об административном правонарушении, копия которого выдается арестованному, сотруднику полиции и для передачи в спецприемник. Оно может быть обжаловано, но уже из места исполнения наказания.

Читайте так же:  Срок оплаты административного штрафа после обжалования

Срок административного задержания

Гражданина можно лишить свободы на срок от 3 до 48 часов. Верхний предел превышать нельзя. Столь длительное удерживание человека применяется при особо тяжких правонарушениях. К таковым, например, относится нарушение государственной границы или режима пребывания в РФ. Представители соответствующих органов могут задерживать граждан за нарушение закона в особых зонах страны, например, во внутренних водах или на континентальном шельфе.

Лишиться свободы на 2 суток могут также лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении. Задержание осуществляется, если судья вынес постановление, предусматривающее в качестве наказания лишение свободы.

К числу спорных вопросов законодательства относится проблема определения выхода из наркотического или алкогольного опьянения. По закону срок задержания начинается с момента вытрезвления, но при этом не указаны критерии такого состояния и способы определения. На практике сотрудники полиции выжидают 6 часов, пока задержанный придет в состояние адекватно воспринимать происходящее. Но порядок применения этого принципа никак не регламентируется, что вызывает сомнения в его законности.

За какие нарушения применяется арест?

Большую долю статей в КоАП РФ, по которым нарушитель может быть подвергнут аресту, составляют проступки за нарушение ПДД. За оставление места ДТП нарушитель может быть подвергнут административному аресту.

Кроме того, оказаться в спецприемнике можно и за следующие проступки:

  • Хранение наркотиков;
  • Мелкое хулиганство;
  • Неуплата штрафа;
  • Употребление алкоголя в общественных местах;
  • Проявление неуважения к суду и полиции;
  • Управление автомобилем будучи лишенным этого права;
  • Управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;
  • Отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения и др.
  • Рассмотрение административного материала, по результатам которого может быть назначен арест нарушителя, невозможно без участия его самого.

    Многие из них, зная эти сведения, пользуются ими и не являются в судебные заседания или сбегают из суда. Это приводит к тому, что процесс рассмотрения дела затягивается.

    К кому не применяется административный арест?

    КоАП РФ содержит исчерпывающий список тех категорий граждан, которые не могут быть подвергнуты аресту. К ним относятся:

  • Беременные женщины;
  • Женщины, имеющие на иждивении малолетних детей;
  • Несовершеннолетние нарушители;
  • I и II группа инвалидности;
  • Граждане, находящиеся на военных сборах;
  • Военнослужащие;
  • Сотрудники органов внутренних дел, следственного комитета, уголовно-исполнительной системы;
  • Сотрудники противопожарной и таможенной службы;
  • Военные национальной гвардии РФ.
  • Суды по своему усмотрению также могут не применять административный арест в отношении мужчин, самостоятельно воспитывающих малолетних детей.

    Как проходит отбывание ареста?

    Как и где сидят 15 суток административного ареста? Для ареста созданы специальные приемники. Главная цель административного ареста – изоляция нарушителя от общества.

    Остановимся подробно на правилах о порядке отбывания ареста по КоАП РФ. Порядок и условия содержания арестантов строго регламентированы.

    Обязательными для исполнения являются следующие требования:

    • Отдельно должны содержаться лица, нуждающиеся в медицинском наблюдении, и те, кто на момент задержания болеет инфекционным заболеванием;
    • Отдельно содержатся мужчины и женщины;
    • Разделение осужденных на курящих и некурящих.

    Последнее требование, к слову, соблюдается крайне редко. Иногда для такой роскоши просто нет нужного количества комнат в спецприемнике.

    Арестованные должны быть обеспечены спальными местами и постельными принадлежностями.

    Нарушители могут содержаться, как в групповых камерах, так и индивидуально в случаях, когда требуется их полная изоляция.

    В обязательном порядке у каждого осужденного должно быть в распоряжении следующее имущество:

  • Стол и стул;
  • Шкаф для хранения продуктов и личных вещей;
  • Вешалка для верхней одежды;
  • Общий санузел с умывальником, в котором имеется холодная и горячая вода;
  • Емкость с питьевой водой;
  • Урна;
  • Освещение, вентиляция и система отопления.
  • Осужденные имеют право на часовую прогулку на свежем воздухе в дневное время один раз в сутки.

    Для этого в спецприемниках есть оборудованные для прогулок места. На прогулках запрещено шуметь, портить имущество и конфликтовать с другими арестантами.

    В сутки 15 минут нарушители могут разговаривать бесплатно по телефону. Им обеспечивается трехразовое питание и не менее 8 часов сна ночью.

    Кого не имеют право задерживать?

    Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

    Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

    Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

    Права задержанного лица

    Права гражданина, задержанного в административном порядке, определяются Конституцией РФ. Так как никто не может лишиться свободы в произвольном порядке, гражданин вправе требовать от сотрудника полиции разъяснения, на основании чего к нему применяется такая мера. Сообщения о номере статьи кодекса будет недостаточно: гражданин имеет право знать содержание обвинения.

    Гражданин может потребовать от полицейского сообщить о произошедшем его родственникам и адвокату (при наличии). Задержанному следует воспользоваться законным правом на получение копии протокола: сотрудники правоохранительных органов не обязаны предоставлять этот документ, если гражданин сам не потребовал.

    Важным правом гражданина является требование о проведении прокурорской проверки. Оно заявляется во время задержания в устной или письменной форме. По закону полицейский не может проигнорировать такое требование и должен незамедлительно сообщить в прокуратуру. Поскольку это соблюдается далеко не всегда, лучше подстраховаться и направить письменное прошение.

    Читайте так же:  Если не платить административный штраф последствия

    Все действия полиции в момент задержания и препровождения в камеру предварительного заключения при наличии достаточных оснований могут быть обжалованы. Особенно это касается случаев, когда сотрудники полиции не предоставляют задержанному возможность пользоваться телефоном. В законе нет запрета на применение мобильной связи.

    Статья 20.25. Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста

    Статья 20.25. Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста

    1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 20.25, являются общественный порядок и общественная безопасность.

    2. Объективная сторона правонарушения предусмотренного:

    1) в ч. 1 (она введена в ст. 20.25 Законом N 161 и вступила в силу с 16.12.2003 г.) состоит в том, виновный не уплачивает в срок, предусмотренный в ст. 32.2 КоАП, административный штраф, назначенный ему в качестве административного наказания. Данное правонарушения совершается путем бездействия. Оно считается совершенным с момента истечения срока уплаты штрафа. ВС разъяснил, что дело об АП предусмотренного в ч. 1 ст. 20.25, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, может быть возбуждено по истечении 30 дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) предусмотренных ст. 31.5. Эти дела рассматриваются судьей в сроки, установленные в ч. 4 ст. 29.6 (п. 11 Обзора от 07.03.07);

    2) предусмотренного в ч. 2 состоит в том, что виновный самовольно (т.е. без разрешения, полученного предварительно и в установленном порядке от уполномоченного госоргана) оставляет место отбывания административного ареста. Речь идет даже о кратковременном (например, на 1 час, 1,5 часа) оставлении упомянутого места. С другой стороны, данное административное правонарушение следует отличать от состава преступления, предусмотренного в ст. 313 УК (она устанавливает уголовную ответственность за побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, совершенный лицом, отбывающим наказание или находящимся в предварительном заключении). При совершении АП предусмотренного в ст. 20.25 виновный нарушает и нормы Положения о порядке отбывания административного ареста (утв. пост. Правительства РФ от 02.10.02 N 726). Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения. Оно совершается исключительно в форме действий.

    3. Субъектом анализируемого административного правонарушения являются только вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста, отбывающие административный арест.

    4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется лишь прямым умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

    5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.25, показывает, что:

    1) виновному в совершении правонарушения предусмотренного в ч. 1 назначается только штраф (в удвоенном размере), а предусмотренного в ч. 2 — административный арест сроком до 15 суток (см. коммент. к ст. 3.5, 3.9);

    2) и штраф, и административный арест назначаются судьей (см. коммент. к ст. 23.1).

    О судебной практике по ст. 20.25 см. п. 9 Пост. от 21.11.05. О практике применения ст. таможенными органами см. распоряжение ФТС от 21.02.07 N 56-р и письмо ФТС от 15.04.08 N 01-11/14890.

    Адвокат Беньяш отсудил 100 тысяч рублей за незаконный административный арест

    Первомайский суд Краснодара взыскал с федерального казначейства компенсацию морального вреда в пользу адвоката Михаила Беньяша в связи с его незаконным привлечением к административной ответственности, сообщил “Ъ” господин Беньяш. Суд установил сумму компенсации в пределах 100 тыс. руб. Михаил Беньяш заявлял иск на 500 тыс. руб., прокуратура оценила моральный вред адвокату в 50 тыс. руб.

    Иск адвоката связан с событиями 9 сентября прошлого года, когда он был задержан в Краснодаре за неповиновение сотрудникам полиции и отбыл 14 суток административного ареста. Сразу после окончания срока ареста против господина Беньяша было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 318 УК РФ (насилие в отношении сотрудников полиции), по версии следствия, при доставлении в райотдел адвокат напал на оперативников Дмитрия Юрченко и Егора Долгова. Краевой суд по обращению прокуратуры признал решение о привлечении Михаила Беньяша к административной ответственности незаконным, так как одни и те же события нельзя рассматривать и как административное правонарушение, и как уголовное преступление.

    Как ранее писал “Ъ-Юг”, в настоящее время Ленинский суд Краснодара слушает уголовное дело в отношении Михаила Беньяша, обвинение закончило представлять свои доказательства, завтра суд допросит гражданскую активистку Ирину Бархатову, которая была очевидцем задержания Михаила Беньяша.

    Об уголовном деле Михаила Беньяша — в публикации “Ъ” «»В машине буйный задержанный»».

    Административное задержание – что это? Разъяснение адвоката.

    Что такое административное задержание?

    Согласно статье 27.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица.

    Административное задержание применяется в исключительных случаях, если это необходимо:

    1. для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении;
    2. исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

    Например, исключительными случаями можно признать следующие:

    • если лицо, совершившее правонарушение, не имеет документов, удостоверяющих личность;
    • лицо отказывается сообщить сведения о себе;
    • лицо игнорирует законное требование уполномоченного должностного лица о прекращении правонарушения;
    • лицо совершило правонарушение, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста, и есть достаточные основания полагать, что оно будет уклоняться от его исполнения.

    По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник (адвокат).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Задержанному лицу должны быть разъяснены его права и обязанности, в том числе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться услугами защитника (адвоката).

    Об административном задержании составляется протокол , в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

    Когда защитник (адвокат) имеет право участвовать в деле?

    Защитник (адвокат) имеет право оказывать юридическую помощь лицу с момента возбуждения дела об административном правонарушении:

    • составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
    • составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
    • составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
    • вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
    • вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае назначения предупреждения или штрафа непосредственно на месте совершения лицом правонарушения или фиксации его противоправных действий с помощью специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме.
    Читайте так же:  Срок обжалования апелляционного определения по административному делу

    Какой срок административного задержания?

    По общему правилу срок административного задержания не должен превышать три часа.

    В случаях, специально оговоренных в Кодексе РФ об административных правонарушениях, а также, если за совершенное правонарушение предусмотрено административное наказание в виде административного ареста, лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

    Например, за нарушения таможенных правил, порядка пребывания на территории РФ, в случае необходимости установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения лицо может быть задержано в административном порядке на срок не более 48 часов.

    Можно ли обжаловать административное задержание?

    Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит порядок обжалования незаконного задержания.

    Если же проанализировать действующее законодательство, то можно сделать вывод, что незаконное административное задержание можно обжаловать в вышестоящий орган ( вышестоящему должностному лицу) или в суд, изложив доводы об этом в жалобе на окончательное решение по делу. Например, в случае вынесения по делу постановления о назначении административного наказания в жалобе на данное решение наряду с доводами о невиновности можно изложить доводы о незаконном задержании.

    В случае, если производство по административному делу прекращено или дело об административном правонарушении не возбуждалось, то незаконное административное задержание можно обжаловать в суд в порядке гражданского судопроизводства (глава 25 ГПК РФ).

    При перепечатке ссылка на сайт и автора обязательна.

    (с) 2015 г. Адвокат Евгений Абраменко

    Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

    Административный арест без защитника незаконен

    Закон запрещает отказывать гражданам, задержанным по административным делам, в вызове защитника. Конституционный суд еще раз разъяснил, почему административный арест незаконен без участия защитника.

    Ситуация стандартная: судья отказал задержанному в ходатайстве об отложении судебного заседания для заключения соглашения с защитником. Отказ был мотивирован тем, что по закону рассмотрение такого дела должно быть завершено не позднее 48 часов с момента административного задержания. Судья еще указал на то, что сразу после составления протокола о нарушении сам задержанный вполне мог позвонить адвокату со своего мобильного.

    Тем не менее, как указал Конституционный суд (КС), отказывать задержанным по административным делам в праве на вызов себе адвоката незаконно.

    Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП, лицо не может быть подвергнуто административному аресту иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
    Кроме того закон (Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) в статье 25.5. «Защитник и представитель») устанавливает ряд обязательных правил: 1) для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется административное дело, защитник может участвовать в производстве по делу об административном правонарушении;
    2) в качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо;
    3) защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении;
    4) защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами.

    Значение конституционного права на квалифицированную юридическую помощь не может игнорироваться и при производстве по делам об административных правонарушениях. Тем более когда речь идет об административном аресте, и степень вторжения в права и свободы человека сопоставима с мерами уголовно-правового воздействия.

    Правовая позиция КС по вопросу назначения административного ареста без защитника

    Любому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должны быть — независимо от совершенного административного правонарушения и предусмотренного за него административного наказания — разъяснены процессуальные права, предоставленные ему как участнику производства по делу, и без каких-либо необоснованных ограничений обеспечена действительная возможность пользоваться ими, в том числе прибегая к юридической помощи защитника (адвоката) с момента возбуждения дела об административном правонарушении (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 2392-0, от 16 июля 2013 года 1180-0 и др.).

    Соблюдение установленных частью 4 статьи 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено применение административного ареста или административного выдворения, не должно приводить к ограничению права лица, в отношении которого ведется производство по делу, пользоваться помощью защитника (адвоката). Судья (орган, должностное лицо), рассматривающие административное дело не вправе ссылаться на ограничение сроков (48 часов) как на безусловное обстоятельство, препятствующее реализации этого права.
    Иное не только лишало бы правового значения законодательное наделение задержанного правом на доступ к помощи защитника (адвоката) на любой стадии административного производства с момента возбуждения дела об административном правонарушении, но и вступало бы в противоречие с конституционными требованиями обоснованности, соразмерности и справедливости ограничений прав и свобод человека и гражданина.

    Разумное отступление от предусмотренных нормой сроков, если оно продиктовано необходимостью обеспечения доступа лица к помощи адвоката, не расходится с конституционным принципом неотвратимости ответственности. Поэтому судья не вправе ссылаться на сроки как на безусловное обстоятельство, препятствующее реализации права задержанного на помощь адвоката.

    ПОМНИМ

    Если у Вас остались вопросы, то Вы всегда можете получить консультацию у адвоката нашей коллегии

    КС: Административное задержание должно обосновываться

    Проект Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» продолжает серию публикаций на сайте «АГ», посвященных судебным актам, связанным с деятельностью правоохранительных органов в России и призванным защитить права граждан при взаимодействии с полицией.

    Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г. № 9-П рассмотрел вопрос о соответствии сразу нескольких положений закона Конституции РФ. Предметом рассмотрения стали нормы, регулирующие применение одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении – административного задержания, а также последующее возмещение вреда, в том числе морального, причиненного незаконными действиями органов публичной власти и их должностными лицами. КС РФ разъяснил, что задержание не может применяться автоматически при наличии оснований полагать, что гражданин совершил правонарушение, а вред в случае незаконного задержания подлежит взысканию независимо от вины органов власти и должностных лиц.

    Читайте так же:  Что значит административный штраф

    Кодекс РФ об административных правонарушениях предполагает различные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1), среди которых одной из наиболее посягающих на права и свободы человека является административное задержание – кратковременное ограничение свободы, максимальный срок которого составляет 48 часов (ст. 27.3, ч. 3 ст. 27.5). Вместе с тем даже незначительное по времени ограничение свободы является вмешательством в свободу и личную неприкосновенность, охраняемые положениями Конституции РФ (ст. 22). Этому корреспондирует и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская Конвенция).

    В первую очередь КС РФ рассмотрел вопрос о возможных ограничениях упомянутого конституционного права – учитывая его исключительную ценность. Суд обратил внимание на то, что оно может быть ограничено лишь при соблюдении общеправовых принципов и на основе конституционных критериев необходимости, разумности и соразмерности, дабы не допустить утраты самого существа данного права.

    Признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в сфере правоотношений, связанных с публичной, в том числе административной, ответственностью, КС РФ вновь подчеркнул, что законодательные механизмы, действующие в этой сфере, должны соответствовать вытекающим из Конституции РФ и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека.

    Для начала Суд обратил внимание на автономность значения термина «лишение свободы» в его конституционно-правовом смысле и признал, что административное задержание представляет собой, по сути, лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер.

    Опираясь на прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, КС РФ пришел к выводу, что законность применения задержания должна оцениваться не только с точки зрения соблюдения формальных правил, но и с учетом целей применения этой меры. Он признал, что любые меры, если они фактически влекут лишение свободы, должны отвечать критериям правомерности именно в контексте ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 Европейской Конвенции.

    Во-первых, любое административное задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: (1) производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с (2) необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или (3) помешать ему скрыться после его совершения.

    Во-вторых, лишение свободы должно быть необходимым, а именно применяться исключительно с целью защиты конституционных интересов, быть способным обеспечить социально необходимый результат. Полиция не может ограничиться одним лишь упоминанием легитимной цели задержания в протоколе об административном задержании.

    В-третьих, задержание должно быть соразмерным (пропорциональным) преследуемым законным (формальным) целям – задача судов общей юрисдикции проверять, было ли задержание единственной разумной мерой в конкретных обстоятельствах и не имелось ли альтернативных средств, позволяющих достичь того же результата, но с меньшей степенью вмешательства в права гражданина.

    Для оценки законности задержания судам надлежит выяснять, располагает ли должностное лицо, осуществляющее задержание, фактами и сведениями, достаточными для объективно обоснованного подозрения в том, что задерживаемый мог совершить соответствующее правонарушение. КС РФ особо акцентировал внимание на том, что задержание во всяком случае не может быть признано обоснованным, если вменяемые задержанному действия в момент их совершения не могли расцениваться как правонарушение.

    Иными словами, ошибочно полагать, что сотрудники полиции могут автоматически задерживать граждан и держать их взаперти несколько часов, даже если они совершили правонарушение. Справедливо и обратное – само по себе то обстоятельство, что задержанный впоследствии не был привлечен к административной ответственности или вовсе не предстал перед судом, не обязательно означает, что его задержание было незаконным, поскольку, как пояснил КС РФ, «целью задержания является создание условий для проведения производства по делу об административном правонарушении, с тем чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда».

    Срок применения административного задержания также не может быть произвольным, и, хотя Основной закон позволяет лишать свободы без вынесения судебного решения в течение 48 часов, правоохранители обязаны каждый раз объяснять, почему длительность конкретного административного задержания была именно такой, а не иной.

    Что же касается доставления в полицейский участок – требования к этой процедуре абсолютно аналогичны. Так, закон позволяет доставлять гражданина для составления протокола об административном правонарушении только лишь при невозможности его составления на месте (ст. 27.2 КоАП РФ). Это означает, что полицейские должны объяснить, какие конкретно обстоятельства помешали составлению процессуального документа без поездки в отдел. Это объяснение должно быть адекватным образом мотивировано – к примеру, отсутствием у сотрудника «бланка» протокола вряд ли можно аргументировать правомерность доставления. Для иллюстрации – в подавляющем большинстве случаев сотрудники ДПС ГИБДД не везут автолюбителей в участок, так почему же патрульно-постовая служба часто поступает иначе?

    Особого внимания заслуживает правовая позиция КС РФ относительно возможности обжалования принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – Суд указал, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, а также по каким-либо иным основаниям не может служить препятствием для этого. Таким образом, гражданин, чье дело прекратили в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, тем не менее вправе отдельно потребовать признать незаконным, к примеру, доставление в отдел полиции.

    Читайте так же:  Приказ о запрете курения на предприятии образец

    Крайне важен и вывод КС РФ о компенсаторном механизме в случае незаконного административного задержания.

    Суд отметил прямое указание закона на то, что возмещение вреда в случае незаконного применения наказания в виде административного ареста производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 1070 и 1100 ГК РФ), то есть с исключением из общего правила.

    Однако тот факт, что административное задержание не является арестом как мерой административного наказания, еще не означает, что в случае незаконного задержания должен применяться иной механизм компенсации вреда, нежели при незаконном аресте.

    Так, задержание связано с принудительным пребыванием гражданина в ограниченном пространстве, временной изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных обязанностей, с невозможностью свободного передвижения и общения с другими лицами, поэтому представляет собой лишение свободы в смысле ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 § 1 (с) Европейской Конвенции. Следовательно, учитывая природу ограничений и последствий, не существует каких-либо причин, которые могли бы оправдать применение различающихся компенсаторных механизмов в случае административного задержания и административного ареста. Иное не соответствовало бы ни Конституции РФ, ни Европейской Конвенции.

    Таким образом, нормы п. 1 ст. 1070 и абз. 3 ст. 1100 ГК РФ не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения гражданину имущественного ущерба и компенсации морального вреда независимо от вины должностных лиц, являющихся причинителями вреда, в случае признания административного задержания на срок не более 48 часов незаконным, – резюмировал КС РФ.

    Наконец, КС РФ разъяснил, что отказ от административного преследования в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не может препятствовать реализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, совершенными при производстве по делу об административном правонарушении. По мнению Суда, в случае прекращения дела об административном правонарушении гражданин вправе инициировать гражданский спор и при причинении ему вреда получить соответствующую компенсацию.

    Административный арест

    Административный арест является одним из видов наказания, предусмотренных КоАП РФ.

    Применяется он либо при совершении самых общественно опасных проступков, либо при невозможности применения других видов наказания, например, штрафа.

    Где отбывается административный арест, и как проходит задержание нарушителя и исполнение наказания – поговорим далее.

    Кто имеет право задерживать?

    Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

    Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

    Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

    Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

    Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию».

    Сроки административного ареста

    По общему правилу административный арест применяется на срок до 15 суток. За что дают 15 суток? Такой срок дают за большую часть административных правонарушений.

    В КоАП РФ лишь предусмотрен перечень тех проступков, за которые грозит арест в 30 дней. К ним, в частности, относятся:

  • Нарушение порядка организации собрания;
  • Нарушение порядка проведения митинга, шествия, демонстрации или пикетирования;
  • Нарушение общественного порядка массового пребывания граждан;
  • Нарушение безопасности граждан при передвижении в общественных местах;
  • Нарушение режима ЧП;
  • Не соблюдение режима контртеррористической операции;
  • Совершение правонарушения в области законодательства о наркотических и психотропных веществах.
  • Таким образом, максимальный срок административного ареста не может превышать 30 суток.

    В срок административного ареста включается административное задержание нарушителя. При этом срок административного задержания начинает исчисляться с момента доставления нарушителя в служебное помещение задержавшего его органа.

    Если же задержанный находился в состоянии алкогольного опьянения, срок начинает идти с того момента, как он протрезвеет.

    Как избежать административного ареста?

    Лучший способ избегания содержания под стражей в спецприемнике является обжалование вынесенного судьей постановления.

    По общему правилу на все административные постановления установлен срок в 10 дней на их обжалование. Для этого даже не придется уплачивать государственную пошлину.

    Жалобы по административному аресту в 2020 году рассматриваются в течение 1 дня.

    Однако, сложно будет доказывать свою позицию суду, находясь на содержании в спецприемнике. Лучше обратиться за помощью к юристу.

    Если все же арест не будет обжалован, можно воспользоваться еще одним способом уклонения от ареста – наличие медицинских показаний.

    Если у Вас будет подтверждено хотя бы одно из ниже перечисленных заболеваний, Вас могут освободить:

    • Эпилепсия;
    • Рак на последней стадии;
    • Сахарный диабет;
    • Заразные инфекционные заболевания;
    • Обострение психических расстройств;
    • Проблемы со свертываемостью крови;
    • Слепота и др.

    Окончательное решение по данному вопросу все равно будет принимать единолично судья.

    Административный арест как вид административного наказания выступает крайней мерой привлечения к ответственности за совершение правонарушений.

    Применяется он только тогда, когда остальные методы наказания либо не могут быть применимы, либо не принесли желаемого результата.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Административные аресты защищают нас от субъектов, представляющих опасность для окружающих и для общественного порядка.

    Источники

    Незаконный административный арест
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here