Несколько штрафов за одно продолжающееся административное правонарушение

Полезное по теме: "Несколько штрафов за одно продолжающееся административное правонарушение" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Суд: за несколько нарушений требований охраны труда по результатам одной проверки в отношении конкретного работника можно выписать только один штраф

yurchello_108 / Depositphotos.com

В ходе проведения проверки трудовой инспекции были выявлены следующие нарушения со стороны работодателя: водитель был допущен к работе без прохождения обязательного периодического медосмотра и психиатрического освидетельствования, а также ему не были выданы средства индивидуальный защиты. Инспектор ГИТ расценил это как три самостоятельных нарушения, предусмотренных ч. 3 и ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП, и наложил на работодателя три штрафа.

В каких ситуациях происходит суммирование штрафов за нарушения в сфере труда, узнайте в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4.1 КоАП РФ

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 345-ФЗ в часть 2.1 статьи 4.1 настоящего Кодекса внесены изменения

2.1. При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, судья может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 2.2

2.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 2.3

2.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ в часть 3.1 статьи 4.1 настоящего Кодекса внесены изменения

3.1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.2

3.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.3

3.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Факт привлечения к административной ответственности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.4

3.4. В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 316-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.5

3.5. Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. N 78-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.6

3.6. В случае, если при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 или 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса, суд, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от одного года до семи лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. N 78-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.7

3.7. За административное правонарушение, предусмотренное частью 4 или 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае, если такое административное правонарушение совершено при проведении официальных международных спортивных соревнований.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Двойной штраф за неуплату основного штрафа в срок могут убрать из КоАП

Сейчас на оплату штрафа даётся 70 дней (если не обжаловать). По истечении этого срока за просрочку могут назначить штраф в двойном размере от неоплаченного или даже арест. Но эту норму санкции хотя убрать из КоАП новым изменением Кодекса – такое предложение сразу 5 депутатов Госдумы обсуждается в первом чтении.

Как сейчас?

На 2018 год на после вынесения постановления со штрафом водителю даётся 10 дней на обжалование. Если последний не оспаривает наказание, то оно вступает в законную силу. Если оспаривает, то срок обжалования продляется до следующего решения суда или руководства ГИБДД, рассматривающего дело.

Далее начинается 60 дней, выделенных на оплату штрафа. Вы обязаны полностью заплатить в этот срок. И по истечении в общей сложности 70 дней (10 дней на обжалование + 60 на оплату), образуется состав нового правонарушения. Здесь нужно понимать, что просрочка оплаты – это тоже отдельное нарушение.

Речь идёт о статье 20.25 КоАП, которая предусматривает, что за просроченный штраф выписывают новый в двойном размере, а в тяжких случаях назначают административный арест до 15 суток.

1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Дела по 20.25 рассматриваются только в судах, поэтому что конкретно будет назначено, решает судья. Арест только нельзя применять за просроченные штрафы, зафиксированные на камеры автофиксации.

Что это такое

Основным вариантом административного воздействия на правонарушителей является штраф в денежной форме. Его характеристика определена статьей 3.5 КоАП РФ:

  • назначить санкцию может не только суд, но и должностное лицо или уполномоченный орган, рассматривающий административное дело;
  • закон предусматривает минимальную сумму штрафа – 100 руб., а за нарушение ПДД наказание не может быть менее 500 руб.;
  • максимально возможная сумма штрафа будет зависеть от конкретного состава Особенной части КоАП РФ, а также статуса правонарушителя.

В ст. 3.5 КоАП РФ зафиксирован предельный размер денежной суммы, которая может быть взыскана с нарушителя. Он не может превышать 5000 руб. (для частных лиц), 50 тыс. руб. (для должностных лиц), 1 млн. руб. (на юр.лицо и ИП). В этой же статье указаны исключения, позволяющие назначить штраф в существенно большей сумме – они соответствуют отдельным составам правонарушений.

От характера допущенного правонарушения зависит и порядок определения суммы санкции:

  • штраф в виде фиксированной суммы – является базовым вариантом наказания;
  • в сумме, кратной неуплаченных налогов, сборов, пошлины и иных обязательных платежей в бюджеты;
  • кратно стоимости государственного или муниципального контракта;
  • исходя из размера неисполненных обязательств по договорам (например, за нарушение прав потребителей);
  • в кратном размере от кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • иные варианты кратного исчисления, указанные в ст. 3.5 КоАП РФ.
Читайте так же:  Административный штраф не может быть менее

Например, если статьей КоАП РФ предусмотрена возможность наложения штрафа за нарушение правил дорожного движения, он будет исчисляться всегда в твердой фиксированной сумме (минимальный и максимальный предел будет указан в конкретной статье кодекса). Если речь идет о нарушения порядка оплаты налогов, либо представления отчетности, для расчета санкции устанавливается размер ущерба.

В ст. 3.5 КоАП РФ указана единственная категория граждан, которым не может устанавливаться штраф – призывники, проходящие службы в рядах ВС РФ, а также курсанты военных ВУЗов до заключения первого контракта о прохождении службы.

Как исполняется штраф

Для добровольного исполнения наказания в форме штрафа КоАП РФ предусматривает специальный срок – не более 60 дней с момента вступления в силу постановления суда, либо иного органа. Вступление в силу связано с истечения срока на обжалование, либо с датой рассмотрения жалобы в вышестоящей инстанции. Если в течение 60 дней штраф не уплачен в бюджет, возникают следующие последствия:

  • исполнительные документы направляются в службу ФССП – принудительное взыскание происходит с зарплаты должника, его имущества и т.д.;
  • по факту несвоевременной оплаты штрафа может составляться административный протокол – нарушителю грозят дополнительные санкции в виде нового штрафа, обязательных работ или ареста;
  • правонарушитель может подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по оплате санкции – ходатайство будет рассматривать орган, назначивший наказание;
  • для субъектов малого и среднего бизнеса допускается замена штрафа на предупреждение – если санкция была назначена по итогам контрольных или надзорных проверок, а нарушение не повлекло вреда или ущерба.

Выявление фактов несвоевременной оплаты штрафных санкций входит в компетенцию приставов, сотрудников ГИБДД, налоговых инспекторов, иных должностных лиц и органов. Обязанность по исполнению наказания считается исполненной, когда деньги фактически поступят в бюджет.

Выбор штрафа из нескольких статей КоАП

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о выборе административного наказания за нарушение, которое одновременно попадает под несколько статей кодекса об административных правонарушениях.

Когда вступит в законную силу?

Данное изменение по упразднению двойного штрафа за просрочку основной санкции было предложено уже давно – ещё в августе 2017 года. А вступление в силу предлагалось с 1 января 2018 года. Однако, законопроект так пока и не прошёл проверку целесообразности в Государственной думе и не принят.

На данный момент идёт его первое чтение.

Также не следует забывать важный факт: даже если закон примут, то обязанность по уплате основного штрафа никуда не денется. Приставы занимаются принудительным исполнением постановления, и это не имеет никакого отношения к двойному штрафу за просрочку.

КС запретил дважды привлекать к ответственности за одно нарушение

Индивидуальный предприниматель Ульмесхан Эркенова представила сведения о работающих у нее застрахованных лицах за сентябрь 2017 года лишь в ноябре того же года. За это ее привлекли к ответственности, но не один раз, а два: сперва по закону «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а потом и к административной — по 15.33.2 КоАП.

В ходе заседания по второму штрафу Эркенова и ее защитник заявляли: предпринимателя нельзя привлечь к административной ответственности, потому что ее уже оштрафовали за несвоевременное представление тех же сведений за тот же период. Суды не согласились: они заявили, что по профильному ФЗ ее привлекли как страхователя, а по КоАП — как должностное лицо, ответственное за свое предприятие и наемных работников. А потому, решили суды, нельзя говорить о наличии двойной ответственности за содеянное.

Эркенова пожаловалась в Конституционный суд и напомнила о ст. 50 основного закона, которая гласит: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление».

Согласно ч. 5 ст. 4.1 КоАП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, напомнил КС. А это значит, что статья 15.33.2 КоАП, по которой Эркенову привлекли к административной ответственности, не соответствует основному закону, потому что допускает «двойное» наказание.

В связи с этим суд предписал федеральному законодателю изменить норму КоАП так, чтобы исключить подобные случаи. А суды должны пересмотреть свои решения по делу Эркеновой.

Что такое административный штраф?

Административный штраф является наиболее распространенным видом санкций по КоАП РФ и предусмотрен практически каждым составом правонарушений. Данная форма воздействия применяется к любым категориям нарушителей – гражданам, ИП, должностным лицам, предприятиям. В этом материале рассмотрим, в каких формах назначается штраф, и как происходит исполнения данного вида санкций.

Как может стать?

Теперь же депутаты предлагают изменить примечания к данной статье так, что лицо не может быть привлечено к ответственности с двойным штрафом или арестом, если просроченный штраф ему назначен за нарушения в области дорожного движения.

В пояснительной записке к этому изменению штрафа ГИБДД говорится о целесообразности нововведения в двух аспектах:

  • сокращение издержек на содержание административно задержанных лиц,
  • негуманность такого жёсткого наказания, как арест, в то время как человек мог даже не знать о штрафе и, соответственно, его просрочке, так как не получал копию постановления, к примеру.

Зачастую, гражданин, управляющий автотранспортным средством, перемещается из одного субъекта Российской Федерации в другой и, совершив административное правонарушение в области дорожного движения в одном субъекте Российской Федерации, может даже не знать об указанном правонарушении и привлечении его к административной ответственности. Впоследствии в отношении такого гражданина составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ и материалы направляются в суд.

Применяемые меры ответственности в таком случае не являются адекватными и гуманными, поскольку штраф не уплачен не в результате злостного уклонения гражданина от уплаты штрафа, а в связи с его возможной неосведомленностью. Более того, на применение меры ответственности в виде административного ареста государство тратит существенные денежные средства.

Читайте так же:  Справка является ли лицо подвергнутым административному наказанию

Предлагаемый законопроект направлен на защиту прав автовладельцев и на оптимизацию средств, затрачиваемых государством на содержание граждан, находящихся под административным арестом.

Примеры нарушений, за которые возможны несколько наказаний

Самый распространенные пример — это нарушение нескольких правил парковки:

На рисунке выше водитель белого автомобиля:

  • Остановился в зоне действия знака 3.27 «Остановка запрещена».
  • Остановился на остановке маршрутных транспортных средств.
Видео (кликните для воспроизведения).

Первое нарушение наказывается по части 4 статьи 12.16 КоАП и влечет штраф в размере 1 500 рублей. Второе нарушение попадает под часть 3 1 статьи 12.19 и влечет штраф в размере 1 000 рублей. Какое наказание в данном случае получит водитель?

Еще один похожий пример. Водитель белого автомобиля:

  • Остановился в зоне действия знака 3.27 «Остановка запрещена».
  • Остановился на пешеходном переходе.

Наказания за данные нарушения также различаются (1 500 и 1 000 рублей).

Кто назначает штраф

При выявлении правонарушений составляется процессуальный протокол. Он является основанием для рассмотрения дела по существу и назначения наказания для виновных лиц. Штраф может назначаться следующим образом:

  • судом – при рассмотрении материала, поступившего от должностных лиц и уполномоченных органов;
  • должностными лицами федерального, регионального или муниципального уровня, если такие полномочия предоставлены КоАП РФ (например, по отдельным составам нарушений штраф могут назначать должностные лица ГИБДД);
  • органы, уполномоченные на рассмотрение административных дел и применения санкций – учреждения ФНС, таможенные органы, МВД и т.д.

В статье КоАП РФ может быть указано несколько видов основных санкций (например, штраф, обязательные работы, арест, лишения права и т.д.). Органом или лицом, рассматривающим дело, может быть выбран только один вид основного наказания. Например, одновременное назначение штрафа и обязательных работ не допускается.

В постановлении суда или иного органа должна быть зафиксирована конкретная сумма, подлежащая уплате в бюджет. Если она будет превышать максимально допустимый предел, постановление может быть оспорено и отменено в вышестоящих инстанциях. При рассмотрении жалоб в вышестоящих инстанциях сумма штрафа может быть только снижена, поскольку усиление ответственности при пересмотре дел не допускается.

Выбор наказания из нескольких статей КоАП

Ситуация регламентируется частями 2 и 3 статьи 4.4 КоАП РФ:

2. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

3. В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:

1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;

2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

Таким образом, если нарушение попадает под несколько статей КоАП, то водитель будет наказан по той статье, в которой наказание более строгое.

В рассмотренных выше примерах парковки водитель белого автомобиля будет наказан за остановку взоне действия запрещающего знака, т.к. штраф в этом случае больше.

В части 3 статьи 4.4 рассматриваются особенности выбора наказания, а именно:

1. Если одна из статей КоАП предусматривает наказание в виде предупреждения, а другая не предусматривает, то выбирается наказание по второй статье.

Статья 1 предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 3 000 рублей.

Статья 2 предусматривает наказание в виде штрафа в размере 1 000 — 1 500 рублей.

В этом случае водитель будет наказан по статье 2, несмотря на то, что максимальное наказание по этой статье меньше.

2. Если обе статьи предусматривают штрафы, то наказание выбирается по той статье, по которой максимальный штраф больше.

Статья 1 предусматривает наказание в виде штрафа в размере 500 — 2 500 рублей.

Статья 2 предусматривает наказание в виде штрафа в размере 1 000 — 1 500 рублей.

В этом случае водитель будет наказан по статье 1, т.к. максимальный размер по этой статье больше. Однако наказание выбирается в пределах санкции, т.е. может быть наложен минимальный штраф в размере 500 рублей.

В заключение хочу заметить, что наказание по нескольким статьям чаще всего возможно именно при нарушении правил парковки. Однако если Вам известны другие ситуации, при которых возникает такое же противоречие, то опишите их в комментариях ниже.

Множественные правонарушения или сложное событие одного нарушения: как отстоять свои интересы в споре с органами валютного контроля?

Положения законодательства о валютном контроле выдвигают достаточно жесткие требования к компаниям и гражданам, ведущим свою хозяйственную деятельность с нерезидентами. В свою очередь, органы валютного контроля в процессе применения этих норм нередко ужесточают требования еще сильнее. И тогда компания вместо одного штрафа за небольшое правонарушение может получить сразу несколько, а порой и несколько десятков штрафов. О том, как просрочка подачи в уполномоченный банк подтверждающих исполнение контракта с нерезидентом документов обернулась для одной компании штрафом в 1 млн руб. и какая логика помогла «отбить» требования налоговой инспекции в вышестоящем налоговом органе, читайте в материале.

Статьей 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и п. 8.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее — Инструкция № 181-И) установлена обязанность резидентов при исполнении обязательств по контракту с нерезидентом предоставлять в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах, а также сами подтверждающие исполнение контракта документы.

Читайте так же:  Порядок ликвидации несанкционированных свалок

Согласно п. 8.2.2 Инструкции № 181-И справка о подтверждающих документах и документы должны быть представлены в уполномоченный банк в срок не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Ответственность за нарушение установленных сроков представления отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на 30 дней влечет, согласно ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, наложение административного штрафа:

на граждан — в размере от 2500 до 3000 руб.;

на должностных лиц — в размере от 4000 до 5000 руб.;

на юридических лиц — в размере от 40 000 до 50 000 руб.

Меньшие штрафы предусмотрены ч. 6.1 и 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ за соответственно меньшие периоды просрочки: для юридических лиц до 15 000 руб. за просрочку подачи справки и подтверждающих документов до 10 дней и до 30 000 руб. за просрочку до 30 дней соответственно.

На первый взгляд, штрафы даже для юридических лиц, просрочивших подачу документов более чем на 30 дней, не выглядят слишком существенными. Однако на практике итоговая сумма штрафа может оказаться в разы больше в связи с тем, что по, казалось бы, единичному правонарушению органы валютного контроля могут привлечь компанию к ответственности сразу по нескольким эпизодам.

Когда нарушение может обернуться большим количеством штрафов

На практике компания может оказаться в ситуации, когда задержку подачи подтверждающих исполнение контракта документов налоговый орган квалифицирует как множественное правонарушение.

Компания — поставщик сельскохозяйственной продукции с некоторыми из своих покупателей заключает договоры, в которых прописано условие о поставке товара до склада покупателя. Чтобы организовать бесперебойную поставку продукции по таким договорам и не искать всякий раз нового перевозчика, компания-поставщик заключила рамочный договор с одной компанией-перевозчиком, по условиям которого в течение календарного года перевозчик по заблаговременному запросу поставщика оказывает ему услуги по транспортировке продукции покупателям на согласованных в договоре условиях по срокам и оплате. Договор составлен таким образом, что на каждую перевозку оформляется сначала отдельная заявка-спецификация, в которой оговариваются условия конкретного рейса, а по факту доставки продукции стороны оформляют акт оказанных услуг.

Однако в этих отношениях есть один нюанс: перевозчик — иностранная компания, нерезидент. А это значит, что к договору об оказании услуг по перевозке в данном случае применяются правила о валютном контроле — договор необходимо поставить на учет в банке и оформлять справки о подтверждающих документах, а также представлять сами подтверждающие документы. В соответствии с п. 1.8.3 Инструкции № 181-И по контракту об оказании услуг нерезидентом к подтверждающим исполнение такого контракта документам относятся: акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта, и (или) документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.

В результате в рамках заключенного контракта перевозчик выполнил 30 рейсов, после каждого из которых стороны составляли и подписывали акты оказания услуг — всего 30 актов. По истечении года (срок действия договора) акты, составленные за этот период, были единовременно переданы одним пакетом в уполномоченный банк вместе со справкой о подтверждающих документах. Здесь следует отметить, что дата на составленных актах проставлялась по факту оказания услуг, то есть некоторые акты были составлены задолго до окончания срока действия договора и, соответственно, подачи пакета документов в уполномоченный банк, а некоторые — незадолго до подачи.

Спустя некоторое время компания — заказчик услуг получила из налоговой приглашение явиться на составление протокола об административном правонарушении, а точнее — на составление 30 протоколов по каждому факту просрочки представления подтверждающих исполнение сделки с нерезидентом документов. Правда, в зависимости от продолжительности просрочки различались составы нарушений (ч. 6.1, 6.2 и 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ соответственно) и размеры штрафов по каждому из 30 событий. В общей сложности налоговики оштрафовали компанию — заказчика услуг на сумму около 1 млн руб.

В приведенном примере можно выделить два аспекта, на основании которых возможно оспаривание действия налогового органа. Первый аспект сводится к спору о том, было ли нарушение в принципе. Второй аспект — можно ли в данном случае говорить о 30 фактах административных правонарушений или это все же было одно правонарушение со сложным событием?

В данной статье рассматривать подробно первый аспект мы не будем, а остановимся на втором.

Можно ли считать количество правонарушений по числу непредставленных вовремя актов?

Прежде всего, отметим, что компания — заказчик услуг по перевозке направила в отношении всех 30 актов одну справку о подтверждающих документах, а сами документы подавались одномоментно вместе со справкой. Кроме того, в рассматриваемом случае действия компании являлись однородными, осуществлялись в рамках одного контракта, были объединены общим хозяйственным содержанием и осуществлялись последовательно и непрерывно во времени. Перечисленные обстоятельства указывают на то, что действия компании образовали одно, а не 30 событий административного правонарушения. Этот вывод находит поддержку и в судебной практике (см. постановление Президиума ВАС РФ от 06.04.2010 № 17039/09 по делу № А40-12550/09-2-65). Если исходить из этой точки зрения, то квалификация налоговым органом действий компании — заказчика услуг в качестве 30 самостоятельных нарушений, а затем признание компании виновной в совершении 30 однородных нарушений валютного законодательства означает повторное привлечение компании к административной ответственности, что противоречит ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которой никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Читайте так же:  Административный арест срок давности

Но как мотивировал свою позицию налоговый орган, издавший 30 постановлений о назначении административного наказания в приведенном примере?

В соответствии с п. 8.2.2 Инструкции № 181-И резидент должен представить в уполномоченный банк подтверждающие документы и один экземпляр справки о подтверждающих документах в срок не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы. И по логике налоговиков, именно по мере составления актов оказанных услуг компания — заказчик услуг должна была подавать эти акты в уполномоченный банк, не дожидаясь окончания срока действия договора. На этом основании, руководствуясь положениями ст. 4.4 КоАП РФ, налоговики назначили 30 штрафов — за каждое административное правонарушение.

Тогда компания обратилась в вышестоящий налоговый орган за оспариванием вынесенного налоговой инспекцией решения.

Состав правонарушения важно разобрать по элементам

Вышестоящий налоговый орган с мнением инспекции не согласился. Но также он не согласился и с позицией компании, считавшей, что речь в данном случае идет лишь об одном нарушении. По мнению Управления ФНС России, в рассматриваемой ситуации имели место не одно и не 30, а три правонарушения. И вот почему.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению:

наличие события административного правонарушения;

лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

виновность лица в совершении административного правонарушения;

обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела;

причины и условия совершения административного правонарушения.

Событие административного правонарушения характеризует его внешнее проявление и состоит из:

деяния (действия или бездействия), предусмотренного Особенной частью КоАП РФ либо законами субъектов РФ, посягающего на охраняемые действующим административным законодательством общественные отношения;

наступившие в результате этого деяния негативные (вредные) последствия;

причинно-следственная связь между деянием и негативными последствиями.

При этом признаками, характеризующими событие правонарушения, являются место, время, способ и другие обстоятельства его совершения.

Как уже отмечалось, согласно ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Вместе с тем неисполнение в установленный срок обязанностей, предусмотренных законодательством, с разными моментами совершения административного правонарушения и истечения срока давности для привлечения к административной ответственности образует самостоятельные правонарушения.

Таким образом, при принятии решения о привлечении к административной ответственности органам валютного контроля необходимо исходить в том числе из наличия события административного правонарушения, характеризующего его внешнее проявление и состоящего из деяния (действия или бездействия), предусмотренного Особенной частью КоАП РФ, с учетом установления даты совершения правонарушения и порядка исчисления сроков давности в порядке, предусмотренном КоАП РФ. Отметим, что приведенная правовая позиция нашла свое закрепление в том числе в судебной практике (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 14.06.2011 № 140/10 по делу № А23-3609/09А-12-173, Верховного суда от 18.02.2016 № 310-АД15-19544 по делу № А62-2934/2015, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 № 20АП-5411/2015 по делу № А62-2934/2015).

С учетом приведенных норм и сложившейся судебно-арбитражной практики вышестоящий налоговый орган, в который компания оспорила постановления инспекции, пришел к выводу, что все случаи несвоевременной подачи подтверждающих исполнение контракта документов (30 актов оказания услуг) в действительности образуют лишь три события административного правонарушения — квалифицируемые по ч. 6.1 (нарушение срока подачи документов не более чем на 10 дней), по ч. 6.2 (нарушение срока подачи документов более чем на 10, но не более чем на 30 дней) и по ч. 6.3 (нарушение срока подачи документов более чем на 30 дней) ст. 15.25 КоАП РФ соответственно.

Вышестоящий налоговый орган отметил, что все нарушения в рамках приведенных составов имеют одни и те же существенные элементы, аналогичный набор обстоятельств, то есть тождественность фактов, наличие которых образует состав единого административного правонарушения.

Управление ФНС России, отменяя решение инспекции, также приняло во внимание то обстоятельство, что сведения о допущенных нарушениях налоговая инспекция выявила одномоментно.

В итоге общая сумма штрафа, который пришлось выплатить компании, составила 70 000 руб.

На практике подобные споры весьма распространены. И налоговые органы, и многие суды нередко применяют в них ту же логику, что и налоговая инспекция в приведенном примере, выписывая компаниям штрафы на огромные суммы. Безусловно, лучшим способом предотвратить спор будет скрупулезное соблюдение нормативных предписаний. Однако это возможно не всегда. В этом случае на помощь придет логика, которой придерживалось Управление ФНС России, рассматривая приведенный спор.

Глава 4. Назначение административного наказания (ст.ст. 4.1 — 4.8)

Глава 4. Назначение административного наказания

ГАРАНТ:

См. схему «Назначение административного наказания»

>
Общие правила назначения административного наказания
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
Видео (кликните для воспроизведения).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источники

Несколько штрафов за одно продолжающееся административное правонарушение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here