Неповиновение сотруднику полиции действие

Полезное по теме: "Неповиновение сотруднику полиции действие" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Содержание

  • Приказ МВД РФ от 15 августа 2012 г. N 795 «О порядке принесения извинений гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции»

    Приказ МВД РФ от 15 августа 2012 г. N 795
    «О порядке принесения извинений гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции»

    Установить, что в соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»*(1):

    1. Извинения гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину и лицу без гражданства*(2), права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, приносятся сотрудником полиции*(3), нарушившим права и свободы гражданина, или вышестоящим по отношению к этому сотруднику руководителем (начальником)*(4).

    2. Извинения гражданину приносятся при установлении (подтверждении) руководителем (начальником) факта нарушения сотрудником полиции прав и свобод гражданина по итогам рассмотрения (проверки) жалобы гражданина на действия (бездействие) сотрудника полиции, а также при вступлении в законную силу решения суда, признавшего незаконными действия (бездействие) сотрудника полиции.

    ГАРАНТ:

    Решением Верховного Суда РФ от 24 декабря 2012 г. N АКПИ12-1492, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 19 марта 2013 г. N АПЛ13-79, пункт 3 настоящего приказа признан не противоречащим действующему законодательству

    3. Извинения гражданину приносятся в возможно короткий срок, но не позднее одного месяца со дня установления (подтверждения) факта нарушения прав и свобод гражданина сотрудником полиции или вступления в законную силу решения суда, признавшего незаконными действия (бездействие) сотрудника полиции, если иное не установлено судом.

    4. Извинения приносятся гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 августа 2012 г.

    Регистрационный N 25339

    *(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.

    *(2) Далее — «гражданин».

    *(3) Сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации (далее — сотрудник органов внутренних дел), имеющим специальное звание внутренней службы (юстиции), извинения приносятся гражданину в случае нарушения им его прав и свобод при исполнении в установленном порядке обязанностей по должности сотрудника полиции.

    *(4) В целях настоящего приказа под руководителем (начальником) понимаются руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместители, руководитель (начальник) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместители, руководитель (начальник) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместители, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместители, руководитель (начальник) подразделения, организации или службы и его заместители, сотрудник органов внутренних дел, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками, в том числе временно.

    Установлен порядок принесения извинений физлицу, права и свободы которого нарушил сотрудник полиции.

    Извинения приносит сотрудник либо вышестоящий по отношению к нему руководитель (начальник).

    Под сотрудником понимается работник органов внутренних дел, имеющий спецзвание внутренней службы (юстиции). Извинения приносятся в случае нарушения прав и свобод при исполнении обязанностей по должности сотрудника полиции.

    Под руководителем (начальником) понимаются руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители (начальники) территориальных органов, структурных подразделений, подразделений, организаций или служб, заместители данных лиц, сотрудники, наделенные полномочиями по руководству другими.

    Извинения приносятся при установлении (подтверждении) руководителем (начальником) факта нарушения по итогам рассмотрения (проверки) жалобы гражданина на действия (бездействие) сотрудника, а также при вступлении в законную силу решения суда, признавшего действия (бездействие) незаконными.

    Извинения приносятся в возможно короткий срок, но не позднее одного месяца, если иное не установлено судом. Это делается по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

    Приказ МВД РФ от 15 августа 2012 г. N 795 «О порядке принесения извинений гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции»

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 августа 2012 г.

    Регистрационный N 25339

    Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

    Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 5 сентября 2012 г. N 203

    Что-то пошло не так

    Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

    Сделано в Санкт-Петербурге

    © 1997 — 2020 PPT.RU
    Полное или частичное
    копирование материалов запрещено,
    при согласованном копировании
    ссылка на ресурс обязательна

    Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
    его функционирования в рамках Политики в отношении
    обработки персональных данных. Если вы не согласны,
    пожалуйста, покиньте сайт.

    Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

    Комментарии к СТ 19.3 КоАП РФ

    Статья 19.3 КоАП РФ. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы

    Комментарий к статье 19.3 КоАП РФ:

    1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения порядка управления, а также общественного порядка и общественной безопасности. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника уголовно-исполнительной системы и сотрудников некоторых других правоохранительных органов препятствует нормальной деятельности государственных органов, исполнению представителями власти своих служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

    2. Часть 1 данной статьи содержит два состава административного правонарушения: неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности; противодействие исполнению служебных обязанностей указанными лицами.

    К сотрудникам полиции относятся граждане РФ, осуществляющие служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которым присвоены специальные звания, к военнослужащим — лица рядового, сержантского и офицерского состава Вооруженных Сил РФ, внутренних войск, иных воинских формирований.

    Права военнослужащих внутренних войск по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности установлены Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп.).

    3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность гражданина за неповиновение законному распоряжению или законному требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы. Речь идет о гражданах, не находящихся в связи с осуждением или привлечением к уголовной ответственности в соответствующих учреждениях.

    Читайте так же:  Особенности административной ответственности юридических лиц кратко

    К сотрудникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, указанные в Уголовно-исполнительном кодексе РФ и других федеральных законах (см. ст. 24 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания» в ред. от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ). Ныне это сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний.

    4. Часть 3 данной статьи предусматривает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. Согласно Положению об указанной Службе, утвержденному Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976 (с изм. и доп.) сотрудники ФСКН России вправе производить дознание и следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности ФСКН России; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях; проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотиков; выдавать в установленном порядке предписания и заключения. Согласно КоАП РФ должностные лица органов ФСКН России вправе осуществлять доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств и иные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (гл. 27).

    Положение о Федеральной миграционной службе (ФМС России), утвержденное Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928 (с изм. и доп.), устанавливает функции указанной Службы по контролю и надзору в сфере миграции, осуществляемые должностными лицами, имеющими специальные звания. В соответствии с КоАП РФ эти лица вправе осуществлять доставление, личный досмотр, изъятие вещей и документов (ст. ст. 27.2, 27.7, 27.10), составлять протоколы об административных правонарушениях миграционного законодательства (ч. 1 и п. 15 ч. 2 ст. 28.3), рассматривать соответствующие дела (ст. 23.67).

    5. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 238 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в комментируемую статью введена новая часть — четвертая. В ней устанавливается ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов государственной безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно за воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.

    Обязанности и полномочия сотрудников органов ФСБ определены Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (с изм. и доп.), в том числе ст. 13 указанного Закона.

    В примечании к комментируемой статье имеется специальная оговорка: положения ч. 4 данной статьи не распространяются на граждан в случае применения в отношении них мер профилактики в соответствии с упомянутым выше Законом. Эти меры предусмотрены ст. 13.1 данного Закона (имеется в виду объявление физическому лицу официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органов ФСБ, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности).

    6. Исполняя обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной и государственной безопасности, указанные в статье лица вправе отдавать гражданам и соответствующим должностным лицам обязательные распоряжения и предъявлять необходимые требования для поддержания правопорядка.

    7. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего, а также сотрудника уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, ФСБ России, ФМС России, образует состав правонарушения, предусмотренного данной статьей, лишь в тех случаях, когда неповиновение проявляется в преднамеренном отказе от обязательного исполнения неоднократно повторенных распоряжений указанных лиц либо в неповиновении, выраженном в дерзкой форме, свидетельствующей о проявлении явного неуважения к органам и лицам, охраняющим общественный порядок.

    8. Привлечение к ответственности по настоящей статье возможно, если распоряжения или требования указанных в статье лиц были законными.

    О нахождении сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний, ФСКН России, ФМС России, ФСБ России при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности должны свидетельствовать наличие установленной формы одежды, нагрудный знак или предъявление соответствующего удостоверения.

    9. Нередко неповиновение следует за другим нарушением общественного порядка, за которое по закону предусмотрена административная или уголовная ответственность. Если же эти действия фактически образуют элементы одного правонарушения, их следует квалифицировать по той статье данного Кодекса или УК РФ, которая предусматривает ответственность за наиболее серьезное правонарушение из числа совершенных.

    По совокупности нескольких административных правонарушений подобные деяния должны квалифицироваться тогда, когда они были совершены разновременно и не охватывались единым намерением. В этих случаях назначение административных наказаний производится в соответствии со ст. 4.4 настоящего Кодекса.

    10. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 данной статьи, рассматривают мировые судьи (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1).

    Протоколы об административных правонарушениях составляют по ч. 1 данной статьи должностные лица органов внутренних дел (полиции), подразделения воинской части, органа управления внутренних войск МВД России, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (п. п. 1 и 78 ч. 2 ст. 28.3, п. 5 ч. 5 ст. 28.3). Протоколы по ч. 3 данной статьи составляют должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 83 ч. 2 ст. 28.3), органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (п. 15 ч. 2 ст. 28.3). Протоколы по ч. 4 данной статьи составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов (п. 56 ч. 2 ст. 28.3).

    11. Из числа субъектов административной ответственности по ч. 2 данной статьи исключены осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений и содержащиеся под стражей в иных учреждениях. Эти лица, виновные в совершении правонарушений, указанных в ч. 2 данной статьи, несут ответственность по УИК РФ и УК РФ.

    С объективной стороны состав правонарушения, указанного в ч. 2 комментируемой статьи, состоит в неповиновении законному распоряжению или требованию упомянутых в этой части статьи лиц, а также других лиц при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране перечисленных в ч. 2 учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых и обвиняемых).

    С субъективной стороны правонарушение, указанное в ч. 2 данной статьи, как и предусмотренные в ч. 1, может совершаться умышленно.

    12. Дела об административных правонарушениях по ч. 2 данной статьи рассматривают должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (ст. 23.4), а при необходимости решения вопроса об административном аресте — мировые судьи (ч. 2 ст. 23.1).

    Протоколы об административных правонарушениях по ч. 2 составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (ч. 1, п. 1 ч. 2, п. 5 ч. 5 ст. 28.3).

    Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации

    Информация об изменениях:

    Федеральными законами от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ и N 305-ФЗ в наименование статьи 19.3 внесены изменения

    Читайте так же:  Административный арест за тонировку

    Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 19.3 КоАП РФ

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ в часть 1 статьи 19.3 настоящего Кодекса внесены изменения

    1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей —

    влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ статья 19.3 настоящего Кодекса дополнена частью 1.1

    1.1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —

    влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    2. Неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) —

    влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    Информация об изменениях:

    4. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ статья 19.3 настоящего Кодекса дополнена частью 5

    5. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов государственной охраны в связи с исполнением им служебных обязанностей по осуществлению государственной охраны и (или) поддержанию общественного порядка либо воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 258-ФЗ статья 19.3 настоящего Кодекса дополнена частью 6

    6. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 4 или 5 настоящей статьи, если оно совершено организатором или участником собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в связи с проведением указанного мероприятия, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    Примечание. Положения части 4 настоящей статьи не распространяются на граждан в случае применения в отношении их мер профилактики в соответствии с Федеральным законом «О федеральной службе безопасности».

    За неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, за публичное оскорбление представителя власти или применение к нему насилия предусмотрена ответственность

    Государство своими законами и подзаконными актами закрепляет систему прав и свобод, а также устанавливает обязанности и силами своих органов обеспечивает их исполнение.

    Однако в последнее время, всё чаще возникают ситуации, когда защиты требуют сами сотрудники правоохранительных и контролирующих органов, которые наталкиваются на выраженную агрессию со стороны нарушителей правопорядка.

    Чувствуя себя всесильными, не отдавая отчет своим действиям, нарушители нецензурно выражаются, оскорбляют полицейских, и зачастую оказывают активное физическое сопротивление, срывают погоны, портят имущество и даже применяют насилие.

    Вместе с тем, законодателем за такие действия предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

    За неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей установлена административная ответственность.

    Наказание — штраф в размере от 500 до 1 тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток (ст.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

    Привлечение к административной ответственности за данное правонарушение происходит в связи с совершением лицом другого правонарушения или в связи с воспрепятствованием в применении к нему меры процессуального обеспечения по делу об административном правонарушении: например, воспрепятствование в доставлении, в административном задержании, в личном досмотре и т.д.

    Неповиновение может выражаться в совершении, как активных действий, так и бездействия. При этом не имеет значения наступление каких-либо последствий.

    Достаточно неповиновения законному распоряжению или требованию следующих уполномоченных должностных лиц:

    — сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы;

    — сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации;

    — сотрудника органов внутренних дел, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    — сотрудника органов федеральной службы безопасности;

    — сотрудника органов государственной охраны.

    При этом распоряжения и требования уполномоченных лиц должны быть законными и должны быть связаны исключительно с исполнением обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

    Также состав правонарушения образуется, если происходит воспрепятствование исполнению должностными лицами служебных обязанностей в целом.

    Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое действует умышленно.

    Рассматриваются такие дела судьями районных судов. Протоколы составляют должностные лица полиции, органов государственной охраны, федеральной службы безопасности, федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений уголовно-исполнительной системы.

    Читайте так же:  Вступление в силу постановления при обжаловании

    Если не исполняются требования и распоряжения других должностных лиц, например, контролирующих органов, за это также предусмотрена административная ответственность.

    Так статьёй 19.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль.

    Это может быть должностное лицо органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации, выдвигающие требование об остановке судна, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и т.д.

    Статьёй 9.4.1. КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля.

    Статьёй 19.4.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, или должностных лиц его территориальных органов и т.д.

    За 9 мес. 2017 г. в городе Севастополе по ст.19.3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудников полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно за воспрепятствование исполнению ими

    служебных обязанностей привлечено к административной ответственности 64 лица.

    Уголовная ответственность предусмотрена за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением по ст. 319 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ).

    Наказание за данное преступление — штраф в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года.

    Так, например, если гражданин в присутствии иных лиц выражается в адрес сотрудника полиции в момент несения им службы нецензурной бранью – это является уголовно-наказуемым деянием.

    Если же нарушитель осмелится применить в отношении сотрудника полиции насилие или станет угрожать применением насилия, то за такое преступление придётся заплатить штраф в размере до 200 тысяч рублей или лишиться свободы на срок до 5 лет (ч. 1 ст. 318 УК РФ), а если применённое насилие будет, к тому же, опасно для жизни или здоровья, то срок наказания составит до 10 лет лишения свободы (ч. 2 ст. 318 УК РФ).

    В тех же случаях, когда нарушитель окончательно теряет чувство меры и посягает на жизнь сотрудника полиции, то за это он может отправиться за решётку пожизненно (ст. 317 УК РФ). (Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа – от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо пожизненное лишение свободы).

    В городе Севастополе за 9 мес. 2017 года по ст.318 УК РФ (за применение насилия в отношении представителя власти) возбуждено 40 уголовных дел. По ст.319 УК РФ (за оскорбление представителя власти) — 83 уголовных дела.

    Такого рода правонарушения и преступления подрывают основы управления в государстве, правопорядок и общественную безопасность, а также препятствуют исполнению возложенных на представителей власти нормативными правовыми актами полномочий и предусмотренных законом обязанностей в отношении граждан, общества и государства, поэтому каждый, кто посягает на порядок управления, допускает вольности по отношению к представителям власти будет строго наказываться.

    Неповиновение сотруднику полиции действие

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
    В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

    Обзор документа

    Постановление Верховного Суда РФ от 1 марта 2017 г. N 69-АД17-1 Вынесенные по делу об административном правонарушении судебные акты оставлены без изменения, поскольку факт совершения заявителем административного правонарушения в виде неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника полиции подтверждается материалами дела, порядок привлечения к ответственности соблюден

    Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,

    рассмотрев жалобу Кеберле О.И. на постановление судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 09.01.2016, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 02.03.2016 N 12-117/2016 и постановление заместителя председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 21.07.2016 N 4А-624/2016, вынесенные в отношении Кеберле О.И. (далее — Кеберле О.И.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

    постановлением судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 09.01.2016, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 02.03.2016 N 12- 117/2016 и постановлением заместителя председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 21.07.2016 N 4А-624/2016, Кеберле О.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

    В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Кеберле О.И. просит об отмене обжалуемых актов, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении.

    Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

    Пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее — Правила дорожного движения), установлено, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки, в частности, водительское удостоверение; регистрационные документы на данное транспортное средство; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

    Согласно частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

    Пунктом 26 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185, определено, что документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки и приобщаемые к составленным материалам, принимаются сотрудниками без обложек.

    В соответствии с частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    Читайте так же:  Новый закон о запрете курения

    Как следует из материалов дела, 08.01.2016 в 21 час 20 минут около дома 29 по улице Попова в городе Югорске Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Кеберле О.И. не выполнил законное требование сотрудников полиции передать для проверки перечисленные в пункте 2.1.1 Правил дорожного движения документы, тем самым оказал неповиновение законным требованиям сотрудников полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

    Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5), рапортом инспектора ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по городу Югорску К., из которого следует, что Кеберле О.И. был остановлен в ходе рейдового мероприятия, на требование предъявить водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства и страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства Кеберле О.И. передал зажатые фиксатором закрепленные на цепочке документы, сложенные друг за другом, снять фиксатор отказался (л.д. 7, 8), фотоматериалом (л.д. 10), показаниями, данными в судебном заседании по рассмотрению дела судьей районного суда лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, возражавшим против привлечения его к административной ответственности, и сотрудником ОГИБДД ОМВД России по городу Югорску, подтвердившим обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Собранные по делу доказательства получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и обоснованно признаны судебными инстанциями достоверными относительно события правонарушения.

    Факт неповиновения законному требованию сотрудников полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и воспрепятствования исполнению ими служебных обязанностей объективно подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств, и сомнений не вызывает. Следует учесть, что Кеберле О.И. при рассмотрении дела в судебном заседании не отрицал факт передачи документов с применением фиксатора и цепочки (л.д. 22).

    На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судебными инстанциями установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами судов, не опровергают наличие в действиях Кеберле О.И. объективной стороны состава вменяемого ему административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений. Вышеописанные обстоятельства, послужившие основанием для привлечения названного лица к административной ответственности по настоящему делу, не свидетельствуют о том, что законное требование сотрудников ГИБДД о передаче документов для проверки привлекаемым лицом было выполнено.

    Таким образом, Кеберле О.И. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Постановление о привлечении Кеберле О.И. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

    Административное наказание назначено Кеберле О.И. в пределах санкции части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящих жалоб не установлено.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:

    постановление судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 09.01.2016, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 02.03.2016 N 12-117/2016 и постановление заместителя председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 21.07.2016 N 4А-624/2016, вынесенные в отношении Кеберле О.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Кеберле О.И. — без удовлетворения.

    Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П. Меркулов

    Всегда ли законны требования полицейского

    Зачастую встречаются ситуации, когда сотрудники полиции не вполне правомерно действуют в отношении лица, к которому потом предъявляется обвинение в неповиновении.

    Самым ярким примером может послужить просьба предоставить документы без разъяснения причин. А на вопрос гражданина, почему его документы требуют проверки, полицейские отвечают доставкой последнего в отделение и наложением административной ответственности.

    Какие условия должны быть соблюдены, чтобы предъявление вопросов к гражданину со стороны полицейского считалось законным? Сотрудник полиции должен:
    1. Быть одет в соответствующую форму.
    2. Представиться и предоставить остановленному гражданину удостоверение сотрудника правоохранительных органов.
    3. Объяснить цель проверки документов или выполнения гражданином других требований.

    Целью подобной остановки может быть:

    • cходство с нарушителем, разыскиваемым полицией;
    • cовершение гражданином противоправных действий;
    • отказ последовать в специализированное медицинское учреждение;
    • пресечение попытки самоубийства;
    • наличие явного психического расстройства у гражданина;
    • поиск лица, совершившего побег из психиатрической клиники.

    Таким образом, если полицейский отказывается давать какие-либо комментарии задержанному гражданину, он действует незаконно. А значит при обнаружении этого факта, лицу, обвиненному в неповиновении полиции, возможно, удастся избежать наказания.

    Обзор документа

    Согласно ПДД водитель обязан по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки определенные документы (водительское удостоверение; регистрационные документы на транспорт, полис ОСАГО).

    По Административному регламенту МВД России документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек.

    Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, а равно воспрепятствование исполнению служебных обязанностей влечет штраф по КоАП РФ (или административный арест).

    Так, в рассматриваемом деле ВС РФ согласился с наличием оснований для подобного штрафа.

    Поводом для этого послужила следующая ситуация.

    Водитель был остановлен в ходе рейда. На требование предъявить водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспорта и полис ОСАГО он передал сотрудникам зажатые фиксатором, закрепленные на цепочке документы, сложенные друг за другом. При этом снять фиксатор он отказался.

    Как указал ВС РФ, подобные обстоятельства не свидетельствуют о том, что водителем было выполнено законное требование сотрудников ГИБДД о передаче документов для проверки.

    Строгое наказание за неповиновение сотруднику полиции

    Ни для кого не секрет, что граждане Российской Федерации должны подчиняться распоряжениям сотрудников полиции. Однако зачастую происходят ситуации, когда гражданин отказывается делать то, что просит полицейский. Чем же может обернуться неподчинение сотруднику полиции и какое наказание за это грозит?

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
    +7 (499) 450-39-61
    8 (800) 302-33-28

    Читайте так же:  Заявление оскорбление личности образец написать прокуратура

    Это быстро и бесплатно !

    Какие действия могут привести к ответственности

    Отказ выполнять распоряжения сотрудника полиции может быть выражен в разных формах:

    1. Игнорирование просьб и замечаний полицейского.
    2. Прямой отказ выполнить распоряжение сотрудника полиции.
    3. Создание каких-либо условий, мешающих полицейскому исполнять свои должностные обязанности.
    4. Использование оскорблений или применение физической силы в отношении сотрудника правоохранительных органов.

    В данном вопросе стоит четко разграничивать понятия неповиновения и сопротивления полиции.

    Неповиновение законному распоряжению заключается в отказе исполнять требования сотрудника полиции, то есть такое действие (бездействие) носит пассивный характер.

    Например, в случае, если водитель отказывается предоставить водительское удостоверение, или гражданин, подозреваемый в совершении преступления, отказывается проехать в отдел полиции для дальнейших разбирательств.

    Сопротивление же состоит в применении каких-либо активных действий, направленных на то, чтобы помешать сотруднику МВД нести службу. Примером может послужить использование физической силы или же угроз в адрес полицейского.

    Дело в том, что сопротивление сотруднику полиции уже будет рассматриваться как уголовное преступление и регулироваться в соответствии со статьей 318 УК РФ, которая предполагает гораздо более суровое наказание.

    В любом случае, лучше всего не игнорировать просьбы сотрудников полиции, а тем более не пытаться оказать какого-либо рода сопротивление. Ведь если гражданин уверен, что он не совершал противоправных действий и требования полиции безосновательны, это вскоре прояснится, и обе стороны мирно разойдутся.

    Права полицейского

    Безусловно, для того чтобы можно было наказать лицо, не подчинившееся полицейскому, нужно убедиться, что последний действовал в рамках своих полномочий.

    Круг полномочий сотрудника правоохранительных органов довольно обширен. Данные права предоставляются полицейским в соответствии с законом «О полиции». Там указано, что во время исполнения своих обязанностей, сотрудник полиции имеет право:

    1. Требовать предоставить удостоверение личности у граждан, которые проходят по подозрению на совершение того или иного правонарушения.
    2. Настаивать на прекращении нарушителем противоправных действий.
    3. Просить проехать в полицейский участок граждан, участвующих в уголовном разбирательстве, или же принудительно доставлять их туда.
    4. Требовать у физических лиц и организаций документы, необходимые следствию.
    5. Проводить допросы, обыски, досмотры в рамках административного и уголовно-процессуального законодательства.
    6. Доставлять граждан в алкогольном или наркотическом опьянении в медицинские учреждения.
    7. В целях самозащиты прибегать к использованию огнестрельного оружия или физической силы.
    8. А также осуществлять прочие действия, которые предписываются ему по закону.

    Соответственно, при попытке помешать полицейскому в осуществлении его прав и обязанностей, лицо, совершившее такую попытку, будет наказано за неповиновение сотруднику полиции. Существует статья КОАП РФ, которая подробно описывает, что грозит гражданину за подобные действия.

    Статья 19.3 КоАП

    По данной статье, прописанной в КОАП РФ, лицо, не подчинившееся полиции, будет привлечено к административной ответственности.

    Стоит отметить, что статья 19.3 КОАП РФ говорит не только о сотрудниках полиции, но и о других службах, проводящих охранную и контрольную деятельность: ФСБ, нацгвардии, государственной охране, военнослужащих и т.д.

    Статья содержит две части, посвященные полиции, в первой из которых говорится наступлении ответственности в случае, когда гражданин своим неподчинением мешает сотруднику правоохранительных органов в исполнении его обязанностей по поддержанию общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

    Следующая часть содержит наказание за неподчинение полицейскому, который несет службу по поддержанию порядка в исправительных учреждениях.

    Отдельный подпункт регулирует неповиновение сотруднику полиции, осуществляющему миграционный контроль.

    Стороны конфликта и состав правонарушения

    Данная статья рассматривает сотрудников полиции в качестве представителей власти, а значит лицо, проходящее по данной статье, может быть обвинено и в преступлениях против власти.

    Ответственность по данной статье, как правило, наступает во время проведения другой операции по установлению правопорядка. Например, во время профилактики или пресечения тех или иных правонарушений, а также других действий, направленных на поддержание общественного порядка.

    Объектом правонарушения в данном случае будет неповиновение распоряжению сотрудника полиции. Полицейским считается лицо, которое осуществляет государственную службу в органах внутренних дел и имеет присвоенное звание (от рядового до генерала). К полицейским также могут приравниваться следующие категории лиц:

    1. Курсанты и научные работники, участвующие в образовательном процессе в рамках учебного учреждения, принадлежащего к системе органов МВД.
    2. Граждане, которые были прикомандированы к государственным органам и к организациям в установленном Президентом РФ порядке.
    3. Лица, которые являются сотрудниками федеральной службы, относимой к системе внутренних дел, или к другой организации, также находящимся в ведении МВД.

    Соответственно, сопротивление тем же сотрудникам ГИБДД обернется для нарушителя административной ответственностью, так как ГАИ относится к системе органов МВД,

    Что касается объективной стороны преступления, то она имеет сложную структуру. Главным составляющим является неповиновение вышеуказанным лицам, которое может проявляться как в действии, так и в бездействии. Наличие каких-либо последствий не является значимым.

    Кроме того, как уже отмечалось, требования полицейских должны быть законными. И наконец, лицо, вступившее в противоречие с полицейским, может понести наказание только в случае, если сотрудник полиции в данный момент находился при исполнении.

    Субъектом правонарушения может выступать физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.

    Субъективную сторону будет составлять умысел в отказе подчиняться сотрудникам правоохранительных органов, которые осуществляют деятельность по несению службы и охране общественных отношений и общественного порядка.

    Общественный порядок в данном случае подразумевает набор установленных в конкретном обществе правил поведения, а также моральные нормы, традиции и обычаи данного социума. Соответственно, охрана общественного порядка заключается в обеспечении возможности граждан осуществлять свои законные права, путем противодействия полицейскими возникновению всех видов правонарушений и преступлений.

    Обеспечение общественной безопасности состоит в поддержании необходимого уровня безопасности граждан и государства от всякого рода конфликтов и злодеяний, а также во время чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

    Ответственность за неповиновение

    Если неповиновение сотруднику внутренних органов все же имело место быть, правонарушителю грозит следующее наказание:

    1. В случае, если неповиновение помешало полицейскому исполнять его должностные обязанности во время несения службы, преступнику может быть назначен штраф в размере от 500 до 1 тысячи рублей или арест до 15 суток;
    2. Такое же наказание назначается за неповиновение в отношении сотрудника полиции, исполняющего миграционный контроль.
    3. Аналогичное наказание применяется и в случае, если было оказано неповиновение законному распоряжению или требованию полицейского, несущего службу в пенитенциарном учреждении.

    Заключение

    В заключение стоит отметить, что подобные дела чаще всего решаются именно в пользу сотрудника правоохранительных органов. Однако порядочному гражданину не сложно избежать возникновения подобной ситуации. Необходимо адекватно ответить на просьбу полицейского и не провоцировать дальнейшее разбирательство.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Не нашли ответа на свой вопрос?
    Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 450-39-61
    8 (800) 302-33-28

    Источники

    Неповиновение сотруднику полиции действие
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here