Нарушение запрета курения табака

Полезное по теме: "Нарушение запрета курения табака" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Содержание

Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 6.24 КоАП РФ

1. Территории, помещения и объекты, на которых запрещается курение, указаны в ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

2. Ответственность, предусмотренная комментируемой статьей, распространяется только на физических лиц. Ответственность юридических лиц в данной сфере наступает за несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (см. подробнее ст. 6.25 КоАП РФ и комментарий к ней).

Нарушение запрета курения табака

Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

(введена Федеральным законом от 21.10.2013 N 274-ФЗ)

1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках —

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья 6.25. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака

СТ 6.25 КоАП РФ. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

2. Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, —

влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 6.25 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объект правонарушения — здоровье населения.

2. Объективная сторона по ч. 1 комментируемой статьи выражается в бездействии — несоблюдении установленных требований к знаку о запрете курения.

Знак о запрете курения размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено (у транспортных средств — на двери с внешней стороны), а также в местах общего пользования, в том числе туалетах. В помещениях, предназначенных для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, знак о запрете курения дополнительно размещается возле места регистрации (службы приема).

Дополнительный знак о запрете курения размещается по решению собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, на территориях и в помещениях, используемых для осуществления деятельности, в том числе:

— на двери номера или в номере (для помещений, предназначенных для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания);

— возле барной стойки, в залах, включая банкетные залы, кабины и кабинеты (для помещений, предназначенных для предоставления услуг торговли, общественного питания, помещений рынков);

— в тамбуре (для поездов);

— в салоне (для воздушных судов).

3. Объективная сторона по ч. 2 комментируемой статьи выражается в бездействии — несоблюдении установленных требований. Так, согласно Требованиям к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака, утвержденным Приказом Минрегиона России и Минздрава России от 31.07.2013 N 321, специальные места на открытом воздухе для курения табака и изолированные помещения для курения табака выделяются в местах, которые не являются территориями, помещениями и объектами, где курение табака запрещено, и соответствуют гигиеническим нормативам содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, установленным в соответствии с санитарным законодательством РФ.

Читайте так же:  Другие лица административного правонарушения

Специальные места на открытом воздухе для курения табака оснащаются: знаком «Место для курения»; пепельницами; искусственным освещением (в темное время суток); информационными материалами о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.

Изолированные помещения для курения табака оборудуются: дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения, с внешней стороны которой размещен знак «Место для курения»; пепельницами; искусственным освещением; огнетушителем; приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения; информационными материалами о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.

4. Объективная сторона по ч. 3 комментируемой статьи выражается в бездействии — неисполнении обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом для осуществления своей деятельности. Данная обязанность возложена на перечисленных лиц п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

5. Субъективная сторона может выражаться как в форме умысла, так и по неосторожности.

6. Субъекты правонарушения — должностное лицо, юридическое лицо (по ч. ч. 1, 2 комментируемой статьи), индивидуальный предприниматель, юридическое лицо (по ч. 3 комментируемой статьи).

7. Дела рассматривают органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор (ст. 23.34 КоАП РФ), органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13 КоАП РФ), органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. 23.36 КоАП РФ).

8. Протоколы составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов, уполномоченных рассматривать данные дела об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Статья 6.23. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака

СТ 6.23 КоАП РФ

1. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 6.23 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объект правонарушения — здоровье населения.

2. Одной из обязанностей граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака является забота о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака (ст. 9 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»). При этом под потреблением табака понимается курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий.

Одновременно ст. 20 указанного Закона установлен запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечения детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. При этом продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен. Потребление табака несовершеннолетними не допускается.

Таким образом, объективная сторона по данному правонарушению выражается в совершении действий по вовлечению несовершеннолетнего в процесс потребления табака вышеуказанными способами.

3. Субъективная сторона выражается в форме умысла.

4. Субъектами правонарушения являются гражданин, т.е. вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста (ч. 1 комментируемой статьи), родители или иные законные представители несовершеннолетнего (опекуны, попечители и т.д.) (ч. 2 комментируемой статьи). Установление повышенной административной ответственности для последних вполне оправданно, поскольку именно родители (законные представители) должны закладывать негативное отношение детей к потреблению табака.

5. Дела рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2 КоАП РФ).

6. Протоколы составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (п. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).

Ответственность несовершеннолетних за нарушение запрета курения табака

Прокуратура Калининского района г. Челябинска разъясняет административную ответственность несовершеннолетних за нарушение запрета курения табака, а также лиц, вовлекших несовершеннолетних в процесс потребления табака (на основании письма Прокуратуры Калининского района г. Челябинска от 22.05.2014 № 28-2014 «О разъяснении среди обучающихся законодательства за нарушение запрета курения табака»).

С 15.11.2013 года вступили в законную силу изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях РФ /далее КоАП РФ/.

Глава 6 КоАП РФ дополнена следующими статьями:

Статья 6.23. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака

1. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Читайте так же:  Жалоба на бездействие пристава исполнителя по алиментам

Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Кроме того, с 03.01.2014 существенно увеличены размеры штрафов за совершение несовершеннолетними лицами административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ.

— Статья 20.20 КоАП РФ — потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

1. Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом , —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей /ранее от ста до трехсот рублей/.

2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток /ранее от пятисот до семисот рублей/.

3. Действия, указанные в части 2 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

— Статья 20.21 КоАП РФ — появление в общественных местах в состоянии опьянения.

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток /ранее от ста до пятисот рублей/.

— Статья 20.22 КоАП РФ — нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ.

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ —

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей /ранее от трехсот до пятисот рублей/.

Статья 6.24 КоАП РФ. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (действующая редакция)

1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках —

Видео (кликните для воспроизведения).

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

СТ 6.24 КоАП РФ

1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 6.24 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объект правонарушения — здоровье населения.

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» курение табака — использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления.

Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 м от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

Читайте так же:  Подвергнутым административному наказанию коап рф

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

2. Объективная сторона по ч. 1 комментируемой статьи 6.24 КоАП РФ выражается в осуществлении действий по курению табака на вышеперечисленных территориях, помещениях и объектах, за исключением детских площадок, поскольку курение табака на последних охватывается объективной стороной ч. 2 комментируемой статьи и влечет более суровое административное наказание.

3. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины: лицо осознает негативное воздействие окружающего табачного дыма на здоровье человека и желает этого или сознательно допускает либо относится безразлично.

4. Субъект правонарушения — физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Дела рассматривают органы внутренних дел (полиция) (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах) (ст. 23.3 КоАП РФ), органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13 КоАП РФ), органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор (ст. 23.34 КоАП РФ), органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта (по ч. 1 комментируемой статьи 6.24) (ст. 23.36 КоАП РФ), органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов) (ст. 23.55 КоАП РФ).

6. Протоколы составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (в части курения табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг) (п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов, уполномоченных рассматривать данные дела об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

О вступивших в силу с 1 июня 2014 года отдельных положениях антитабачного законодательства

Перечень запрещенных для курения территорий закреплен в ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ. Так, помимо территорий и помещений образовательных, спортивных, медицинских учреждений и организаций, помещений социальных служб и занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления; рабочих мест и рабочих зон; лифтов и помещений общего пользования многоквартирных домов; детских площадок, общественного транспорта и др. курение с 01.06.2014 запрещено на следующих территориях :

— в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

— в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

— в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

— на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении.

Употребление табачной продукции на вышеперечисленных территориях влечет наложение на гражданина административного штрафа в размере от 500 руб. до 1,5 тыс. руб в соответствии со ст. 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Исключение составляет курение на детских площадках – в таком случае предусмотрен штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. рублей.

Еще одним значимым изменением в «антитабачном» законодательстве является обязанность вещателя или организатора демонстрации при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения или программы.

Кроме того, в действие вступили положения, касающиеся ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется только в магазинах и павильонах. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не относящихся к магазинам и павильонам, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами. Исключением является отсутствие в населенном пункте магазинов и павильонов – в таком случае допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

Вместе с тем расширен перечень территорий, на которых запрещается розничная торговля табачной продукцией. С 01.06.2014 торговля запрещается также на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, портов, на станциях метрополитенов, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

Важным нововведением является запрет на торговлю табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте. Информация о табачной продукции доводится продавцом до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков.

Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой продукции с учетом запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним, установленного ст. 20 Федерального закона № 15-ФЗ.

За нарушение перечисленных ограничений и запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями предусмотрена ответственность. Так, за демонстрацию табачной продукции в торговом зале владельцы магазинов и павильонов могут быть привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа в размере от 30 до 50 тыс. руб. За продажу табачных изделий дистанционным способом (например, через сеть Интернет) гражданин должен будет заплатить штраф в размере от 2 до 3 тыс. руб. Указанные размеры штрафов предусмотрены ст. 14.53 КоАП РФ.

Читайте так же:  Порядок назначения и исполнения административных наказаний

К вопросу о роли органов внутренних дел в борьбе с нарушениями Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая (в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью), административная ответственность.

Различные составы правонарушений «антитабачного» законодательства и ответственность за их нарушение предусмотрены КоАП РФ. Правом рассматривать дела об административных правонарушениях, связанные с потреблением табачной продукции и правилами ее продажи, наделены различные органы власти в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии со ст. 23.3, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ сотрудники органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.24 КоАП РФ (нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах), в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах.

Кроме того, органы внутренних дел правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.3.1 КоАП РФ (спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака), в части привлечения к административной ответственности за распространение табачной продукции или табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков.

Не смотря на то, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.23 КоАП РФ (вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака) рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, согласно п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ органы внутренних дел наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей КоАП РФ.

Согласно приказу МВД России от 05.05.2012 № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» протоколы по вышеуказанным составам административных правонарушений вправе составлять следующие категории должностных лиц: начальники территориальных органов МВД России; заместители начальников территориальных органов МВД России – начальники полиции; заместители начальника полиции; оперуполномоченные всех наименований; начальник подразделения по организации деятельности участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних и его заместитель; старший участковый уполномоченный полиции, участковый уполномоченный полиции; должностные лица подразделений по организации применения административного законодательства; начальник дежурной части; заместитель начальника дежурной части; начальник дежурной смены; старший оперативный дежурный; оперативный дежурный; должностные лица подразделений организации дознания.

С сообщениями о совершенных правонарушениях граждане могут обратиться в дежурную часть любого территориального органа внутренних дел.

Таким образом, вступившие в силу изменения значительно расширили сферу действия Федерального закона № 15-ФЗ и установили дополнительные запреты и ограничения в целях охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табачной продукции. Органами внутренних дел в пределах своей компетенции принимаются все возможные меры по выявлению и реагированию на сообщения о совершенных административных правонарушениях в установленном законом порядке.

Запрет на курение на рабочих местах и в рабочих зонах

С 1 июня 2013 г. установлен запрет не только на курение на рабочих местах, но и в рабочих зонах, организованных в помещениях (п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Поскольку речь идет о запрете курения в закрытых помещениях и зонах, получается, что курить, например, на своем рабочем месте или в рабочей зоне на открытой строительной площадке работник вправе.

Рабочее место — Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 Трудового кодекса РФ);

участок помещения, на котором в течение рабочей смены или части ее осуществляется трудовая деятельность. Рабочим местом могут являться несколько участков производственного помещения. Если эти участки расположены по всему помещению, то рабочим местом считается вся площадь помещения (п. 3.2 СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4 «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы», утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 N 21).

При работе с компьютером минимальная площадь рабочего места пользователя составляет 4,5 кв. м (п. 3.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.2.2.2 «Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г.).

Рабочая зона — Пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на котором находятся места постоянного или временного (непостоянного) пребывания работников. На постоянном рабочем месте работник находится большую часть своего рабочего времени (более 50% или более 2 часов непрерывно). Если при этом работа осуществляется в разных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом является вся рабочая зона (п. 2.28 Санитарных норм и правил устройства и эксплуатации лазеров, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 31 июля 1991 г. N 5804-91, Приказ Роспотребнадзора от 22.12.2009 N 754 «Об утверждении Инструкции»)

С 1 июня 2013 г. работодатели вправе устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона N 15-ФЗ). В отношении юридических лиц прямо разрешено курение только на судах дальнего плавания в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции, но при условии наличия решения владельца судна или уполномоченного им на это лица (п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). При этом в Законе N 15-ФЗ нет прямого запрета на оборудование специальных курительных мест на работе в обычных организациях (ст. 10 Закона N 15-ФЗ).

Поэтому с 1 июня 2013 г. работодатели имеют право (п. 3 ч. 1 ст. 10, п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ):

Читайте так же:  Правовой статус административного дела

— или полностью запретить курение табака на своей территории и в своих помещениях;

— или ограничить курение специально выделенными и оборудованными местами в изолированных помещениях и/или на открытом воздухе.

Принятый организацией порядок борьбы с курением должен быть зафиксирован в отдельном приказе, правилах внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актах (например, в положении об оплате труда и премировании).

Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака утв. совместным Приказом Минрегиона России и Минздрава России от 31.07.2013 N 321 (ч. 3 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).

Требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения утв. Приказом Минздрава России от 30.05.2013 N 340н (ч. 5 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Документ представлен на регистрацию в Минюст России (Письмо Минздрава России от 06.06.2013 N 09-01/6102).

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством РФ ( ст. 23 Закона N 15-ФЗ).

Дисциплинарная ответственность работников

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей организация вправе применить к нему дисциплинарные взыскания ( ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса РФ).

Значит, работодатель имеет право сделать замечание или объявить выговор работнику, который курит (при полном запрете курения), в т.ч. в неположенном месте или в неположенное время (при наличии специального места и установленного времени перекуров).

Что касается такого вида взыскания (ст. 192 Трудового кодекса РФ), как увольнение, то уволить работника можно только при наличии очень веских оснований, к которым сам факт наличия у работника вредной привычки не относится (ст. 192 Трудового кодекса РФ). Трудовой кодекс РФ не содержит непосредственно такого основания увольнения, как увольнение в связи с тем, что сотрудник курит. Ведь это личное пристрастие человека, не имеющее прямого отношения к трудовым обязанностям.

В то же время работника можно уволить за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка и/или грубое нарушение правил противопожарной безопасности.

При этом надо помнить, что ряд работников нельзя уволить за дисциплинарный проступок, даже если для этого есть соответствующие основания, в частности беременных женщин (ч. 1 ст. 261 Трудового кодекса РФ), члена профсоюза — без учета мнения профсоюза (ч. 2 ст. 82 Трудового кодекса РФ), несовершеннолетнего сотрудника — без согласия трудовой инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 269 Трудового кодекса РФ).

Административная ответственность организаций

и должностных лиц

Федеральным законом от 21.10.2013 N 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон N 274-ФЗ) в КоАП РФ внесены изменения, направленные на ужесточение борьбы с потреблением табака.

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введены новые ст. ст. 6.23, 6.24, 6.25, 14.3.1, 14.53, предусматривающие штрафы для граждан, должностных и юридических лиц за вовлечение несовершеннолетнего в процесс употребления табака, за курение табака на запрещенных отдельных территориях, в помещениях и объектах, за спонсорство, стимулирование продаж и рекламу табака, за нарушение ограничений и запретов при продаже табачных изделий.

Работодателей касаются нормы ст. 6.25 КоАП РФ. Так, по указанной статье к административной ответственности могут быть привлечены как организация, так и ее должностные лица. На них распространяется принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

Организация (ее должностное лицо) будет признана виновной (виновным) в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у нее (у него) была возможность для соблюдения норм Закона N 15-ФЗ, за нарушение которых ст. 6.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею (им) не были приняты все зависящие от нее (него) меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Срок давности для привлечения к административной ответственности составляет один год со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Течение этого срока начинается со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Это следует из норм ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ, п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». По истечении указанного срока ни работодатель, ни его должностные лица не могут быть привлечены к административной ответственности, административный штраф с них не взыскивается (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

По общему правилу административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

Неуплата административного штрафа по ст. 6.25 КоАП РФ в срок, установленный КоАП РФ, сама по себе также является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в 2-кратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 руб., либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Датой совершения административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ является следующий день после истечения установленного ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ срока для добровольной уплаты штрафа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Специалист-эксперт правового отделения УМВД России по г.Липецку В.А. Волкова

Источники

Нарушение запрета курения табака
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here