На каких стадиях применяют административное задержание

Полезное по теме: "На каких стадиях применяют административное задержание" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 27.3. Административное задержание

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 27.3 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное (но только для целей КоАП) определение административного задержания — самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

2) административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов, см. об этом коммент. к ст. 27.5) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность (см. коммент. к ст. 2.3);

3) цели административного задержания — обеспечить:

правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 29.1-29.11);

исполнение постановления об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 31.1-32.1).

В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо. В практике возникает вопрос: не противоречат ли правила ч. 1 ст. 27.3 (о целях административного задержания) правилам ч. 1 ст. 27.1 (о том, что целями мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении являются также пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя)? Безусловно, противоречие налицо. Конечно, в ходе административного задержания прежде всего устанавливается личность правонарушителя (см. также коммент. к ст. 27.5);

4) административное задержание — исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной — по ст. 301 УК, см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);

5) административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3 (см. об их отличиях от должностных лиц коммент. к ст. 2.4, 2.5). Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также (с 01.07.2003) должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нужно учитывать, что п. 9 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 57 от 29.04.06 и вступил в силу с 15.05.06; п. 10 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 78 от 03.06.07 (в ред. от 02.10.07) и вступил в силу с 19.06.06 (с 06.10.07 — в отношении задержания судебными приставами лиц, совершивших АП, предусмотренные в ст. 17.9, 17.14, 17.15);

6) перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами ФОИВ. См. например, о перечнях таких лиц: приказ МВД от 02.06.05 N 444 (в ред. от 16.06.08); приказ ФСБ от 06.09.07 N 453; приказ ФТС от 15.03.05 N 198 (в ред. 23.04.07), приказ ФСКН от 07.02.06 N 44; о том, что ч. 1 ст. 27.3 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

2. Применяя правила ч. 3-5 ст. 27.3, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) по просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к ст. 25.6), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника (см. о том, кто может быть защитником для целей КоАП, коммент. к ст. 25.5);

2) об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, ст. 21 ГК) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.);

3) должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

4) часть 4.1 введена в ст. 27.3 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07.

О задержании транспортного средства см. коммент. к ст. 27.13. Как отмечалось выше различные федеральные органы исполнительной власти издали нормативные правовые акты в целях правильного применения ст. 27.3 (см. например, приказы МВД от 02.06.05 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД РФ и ФМС РФ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»; ФТС от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»; Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации отдельных положений КоАП» и др.). Эти акты подлежат применению поскольку не противоречат нормам КоАП.

На каких стадиях применяют административное задержание

На каких стадиях применяют административное задержание

1. Доставление — это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая состоит в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения. Данная мера связана с кратковременным ограничением свободы действий и передвижения физического лица, которое доставляется в специальное служебное помещение .

Согласно ч. 1 ст. 27.3 КоАП административное задержание, т.е.

кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об правонарушении.

В отличие от большинства других мер пресечения, определенных ст.

Потребность в лайках — признак закомплексованности

Переговоры, переписка задержанных лиц с лицами, содержащимися в других камерах (помещениях), а также передача ими каких-либо предметов запрещаются.

Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел (ч. 2 ст.32.8 КоАП РФ).

Помимо стандартных случаев задержания, на основании статьи 27.5 КоАП, срок административного задержания может быть продлен вплоть до 48 часов.

Читайте так же:  Уплата административного штрафа косгу

Задержание рассматривается как исключительная мера воздействия, которая носит временный характер – до фактического рассмотрения дела.

2.Административное задержание.

В рамках исполнения положений ч.1 ст. 27.3 КоАП РФ, задержание и доставление служат мерой, обеспечивающей делопроизводство по административному проступку.

Административное задержание сопряжено с мерами физического принуждения физического лица. Указанное лицо доставляется в специально предназначенное для этого служебное помещение органов, указанных в п. 1 — 8 ч. 1 комментируемой статьи, либо в специальные учреждения, создаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.

Медицинские вытрезвители являются специализированными медицинскими учреждениями при органах внутренних дел.

Ограничения прав и свобод граждан при административном задержании обусловлены сроком применения данной меры обеспечения производства по делу (см. комментарий к ст. 27.5).

Медицинские вытрезвители являются специализированными медицинскими учреждениями при органах внутренних дел.

Однако такой срок не может превышать времени которое требуется чтобы доставить лицо в соответствующие служебное помещение и составить там протокол об административном правонарушении. О доставлении составляется протокол или делается запись в протоколе об административном правонарушении протоколе об административном задержании. Протокол подписывается составившим его должностным лицом и доставленным.

Тесты — административное право

Вопрос 6. На какой срок применяется арест за совершение отдельных видов административных правонарушений совершенных в условиях чрезвычайных обстоятельств?

Ответ: арест за отдельные виды правонарушений совершенных в условиях чрезвычайных обстоятельств, применяется на срок до 30 дней.

Ответ: Административный штраф следует оплатить в течение тридцать дней после вступления в законную силу постановления о наложении права.

Главная особенность этой группы мер пресечения в том, что они применяются с целью обеспечить нормальный ход производства по делу, носят обеспечительный характер.

По содержанию принудительного воздействия среди мер процессуального принуждения следует различать, во-первых, меры ограничения личных неимущественных прав (доставление, задержание, привод, принудительное освидетельствование, личный досмотр), во-вторых, меры ограничения имущественных прав (изъятие, арест, досмотр вещей, задержание транспортных средств и другого имущества, принудительное исполнение постановления о наложении штрафа, отстранение от управления транспортным средством).

На каких стадиях применяют административное задержание

Размещение в специальных помещениях подчиняется определенным правилам о раздельном размещении мужчин и женщин, несовершеннолетних и совершеннолетних, здоровых и больных и др.

Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту работы (учебы), а также защитник. О задержании н/летнего в обязат. порядке уведомляются его родители или закон. представители.

Что представляет собой административный арест

Административный арест заключается в помещении правонарушителя под стражу и содержание в условиях общественной изоляции. Избрание такой меры наказания – исключительная компетенция суда.

Как правило, административный арест устанавливается на срок до 15 суток. Но за некоторые правонарушения возможный максимальный срок увеличен до 30 суток:

  • нарушение правил организации и проведения собраний, митингов, шествий и т.п. мероприятий;
  • нарушение условий режима ЧС или контеррористической операции;
  • незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ.

Арест – самое суровое наказание по КоАП РФ. Его назначение – исключительная мера. Она возможна, если санкция соответствующей статьи предусматривает такой вид ответственности. Однако в любом случае административный арест не может применяться к следующим категориям лиц:

  • беременные;
  • женщины, имеющие малолетних детей (до 14 лет);
  • несовершеннолетние;
  • инвалиды 1 и 2 групп;
  • военнослужащие и призывники на военные сборы;
  • действующие сотрудники СК, МВД, ФСИН, Нацгвардии, ГПС МЧС и ФТС рядового, сержантского и офицерского состава.

Если человек совершил два и более нарушения, за которые суд назначил ему административный арест, сроки не суммируются, не замещают друг друга, а считаются параллельно:

  1. Если несколько дел (правонарушений) рассмотрены судом одновременно, и по каждому назначен арест, то начало каждого срока – дата вынесения судебного решения или дата задержания. Здесь в любом случае наказание не будет отбываться более 15 или 30 суток.
  2. Если арест назначен в период отбывания ареста по другому делу, то арест завершится по истечении нового срока. Например, по одному делу назначили 10 суток, а в период отбывания 10 суток назначили еще один арест на 10 суток. В этом случае арестованного освободят, как только истечет срок ареста по второму делу. В результате фактически сидеть можно гораздо больший срок, чем 15 или 30 суток. Общий фактический срок будет исчисляться от момента задержания или первого ареста до момента истечения срока последнего ареста.

Отличия ареста, доставления и задержания

В административном процессе (КоАП РФ) предусмотрено несколько видов ограничений свободы, которые, так или иначе, лишают свободы передвижения. К ним относятся доставление, задержание и арест.

Доставление (ст. 27.2 КоАП) – задержание и незамедлительное принудительное препровождение гражданина для составления административного протокола. Такая мера применяется, если составление протокола обязательно, а составить его на месте невозможно. По факту доставления либо составляется отдельный протокол, либо делается отметка в протоколе об административном правонарушении. После осуществления процессуальных действий доставленный освобождается или задерживается в административном порядке.

Административное задержание (ст. 27.3 КоАП) – кратковременное ограничение свободы, которое может применяться только в целях обеспечения рассмотрения дела и (или) исполнения административного постановления. По факту задержания составляется протокол. Максимальный срок задержания – 3 часа с момента доставления, которое было осуществлено по правилам ст. 27.2 КоАП. Для граждан, которые были задержаны в состоянии опьянения, 3-часовой срок считается с момента вытрезвления, но не может превышать 48 часов с момента доставления. На срок до 48 часов также могут быть задержаны граждане, совершившие правонарушение, предусматривающее административный арест. На аналогичный срок могут быть задержаны нарушители госграницы и миграционного законодательства, если необходимо установление их личности и (или) выяснение всех обстоятельств совершения правонарушения.

В отличие от административного задержания арест – это наказание, связанное с лишением свободы, а не мера принуждения (доставление) и ограничения свободы (задержание). Доставление и задержание возможны и в тех случаях, когда арест санкцией соответствующий статьи не предусмотрен. Применимы они и к тем лицам, к кому не может применяться административный арест.

Читайте так же:  Борьба с курением в подъезде

Все об административном аресте

Знания об административном аресте, к счастью, пригодятся далеко не каждому, но тот, кто сталкивался с этим хотя бы однажды, знает, какими ценными могут быть такие знания в нужный момент. Потому что огромную роль играет поведение человека в момент административного задержания.

Необходимо понимать, в чем заключается различие между задержанием и арестом. Существуют особенности, которые отличают административное задержание и задержание по уголовному делу.

Последнее время в средствах массовой информации много говорят про такой вид наказания как арест за административное правонарушения в области дорожного движения.

Действительно, с 1 января 2008 года вступила в законную силу очередная часть Федерального закона от 24 июля 2007 N 210-ФЗ о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об правонарушениях.

Процедура административного ареста

Возможны различные варианты процедуры:

  1. Доставление – задержание – арест.
  2. Задержание – арест.
  3. Арест и помещение под стражу в зале суда.
  4. Вынесение судебного решения и последующее задержание с арестом.

От того, какие этапы прошел нарушитель, зависит процессуальное оформление. Сам арест оформляется судебным решением. Проще говоря, судья рассматривает конкретное административное дело, выносит постановление и в нем, назначая наказание, определяет административный арест. Срок ареста устанавливается также судьей.

Если аресту предшествовало задержание, его срок включается в срок ареста. То есть, если человек был задержан, скажем, на 48 часов, а затем арестован на 3 суток, то фактически под арестом ему предстоит пробыть 1 сутки.

Порядок отбывания наказания регулируется Законом о порядке отбывания административного ареста. Условия содержания арестованных, питание и медобслуживание определены Постановлением Правительства от 15.10.2013 N627, а правила внутреннего распорядка – Приказом МВД РФ № 83 от 10.02.2014.

Что важно знать:

Еще по теме § 2. Доставление. Административное задержание. Привод:

Наибольшими полномочиями по применению рассматриваемой меры пресечения наделены должностные лица системы МВД России: милиции, в том числе должностные лица ведомственной или вневедомственной охраны при ОВД, а также внутренних войск МВД России (п. 2 ч. 1 данной статьи).

Лица, допустившие правонарушения в сфере дорожного движения, могут быть подвергнуты административному задержанию начальниками и заместителями начальников, дежурными подразделений ГИБДД, командирами строевых подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД, государственными инспекторами безопасности дорожного движения, инспекторами дорожно-патрульной службы и другими сотрудниками милиции.

Основанием для административного задержания может стать только совершенное правонарушение, никакой другой довод для задержания на законных основаниях не может быть применен.
Срок задержания лица исчисляется с момента фактического ограничения свободы его передвижения и не может быть более 48 часов.

Что такое административное задержание по КоАП РФ

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста подается судье, которым вынесено постановление по делу и который обязан направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий суд в день получения жалобы (ч.2 ст.30.2 КоАП РФ).

Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента её подачи, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест (ч.3 ст.30.5 КоАП РФ).

Личный обыск и досмотр вещей производятся в соответствии с требованиями законодательства для обнаружения и изъятия у задержанных лиц запрещенных предметов. Изъятие запрещенных к хранению в камере (помещении) предметов осуществляется в соответствии с требованиями законодательства. Запрещенные предметы, обнаруженные во время личного обыска и досмотра вещей, изымаются.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

В случае административного задержания обязательно составление протокола. В нем указывают дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Должностные лица и уполномоченные органы не могут произвольно устанавливать сроки ограничения свободы.

Административное задержание — мера процессуального обеспечения, заключающаяся в кратковременном лишении свободы физического лица, совершившего административное правонарушение.

Лица, доставленные в медицинский вытрезвитель в легкой степени опьянения, по заключению фельдшера немедленно освобождаются или в случае совершения ими правонарушения — подлежат направлению в ОВД для принятия соответствующих мер административного воздействия.

Задержание отличается коротким сроком, не позволяющим ограничивать свободу человека более, чем на 3 часа.

Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления (ч.2 ст.31.6 КоАП РФ).

На основании заключения фельдшера инспектор-дежурный принимает решение о помещении лица на вытрезвление. Результаты медицинского осмотра и досмотра вещей доставленного на вытрезвление фиксируются в протоколе, который составляется в трех экземплярах, подписывается дежурным фельдшером и понятыми.
При доставлении лица, находящегося в состоянии опьянения, принимаются меры, исключающие причинение вреда его здоровью, обеспечивающие сохранность имеющихся при нем вещей, документов и ценностей (деньги, часы, ювелирные изделия и т.д.).

Правом доставления физического лица наделены должност ные лица ряда федеральных органов исполнительной власти.

Административное задержание это

административно-процессуальная мера принуждения, состоящая в кратковременном ограничении личной свободы лица, совершившего административное правонарушение.

Видео (кликните для воспроизведения).

Применяется специально уполномоченными на это органами и должностными лицами (милицией, органами КГБ, органами рыбоохраны, лесного и охотничьего хозяйства и др.) в целях пресечения правонарушений, а также установления личности нарушителя, выяснения обстоятельств и мотивов его поведения и закрепления в протоколе (акте) факта совершения правонарушения.

В администрации состоялось очередное заседание антинаркотической комиссии

Когда правонарушение допускает военнослужащий, где невозможно привлечение военного патруля, закон разрешает производить задержание с дальнейшей передачей правонарушителя в руки военного коменданта, командира части с сопровождающими материалами, констатирующими совершенное правонарушение.

Административное задержание (ст. 27.3) – кратковременное ограничение свободы физического лица. Данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу.

Административное задержание, так же как и предшествующее ему доставление физического лица, не может быть применено к лицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения, в случаях, когда административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа назначается (налагается) без составления протокола (см. п. 4 комментария к ст. 27.2).

Читайте так же:  Как оплатить штраф за распитие спиртных напитков

Все что нужно знать про административный арест

Административный арест – это вид наказания, которое назначается за совершение административного правонарушения. Нормативно-правовая база – КоАП РФ и Закон «О порядке отбывания административного ареста» (№67-ФЗ от 26.04.2013).

За что могут назначить административный арест

Арест могут назначить за любое правонарушение, за которое санкция соответствующей статьи КоАП РФ предусматривает такое наказание.

Самые «популярные» нарушения, за которые может быть наложен административный арест:

  • побои;
  • мелкое хулиганство;
  • появление в состоянии опьянения в общественном месте;
  • управление ТС в состоянии опьянения или без прав;
  • неповиновение распоряжению сотрудника полиции;
  • употребление или незаконный оборот наркотиков;
  • мелкое хищение;
  • незаконный оборот оружия;
  • оставление места ДТП;
  • уклонение от исполнения (неисполнение) административного наказания.

Если санкция альтернативная, а нарушение совершено впервые, вполне вероятно назначат штраф или иное наказание, но не арест. В последнее время суды считают хорошей альтернативой аресту обязательные работы. Но если человек слишком часто попадается на одном и том же нарушении, административный арест назначается почти в 100% случаев.

Если нет установленных законом ограничений для назначения ареста, повлиять на решение суда могут другие уважительные причины:

  • наличие заболевания;
  • наличие на иждивении детей и невозможность их на время пристроить у родных;
  • наличие телесных повреждений, которые требуют медицинского наблюдения и (или) ухода;
  • заглаживание вреда и другие смягчающие обстоятельства.

Правила содержания при административном задержании

Часть 2 ст. 14 Закона «О полиции» Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» (ред. от 28.06.2013) // Собрание законодательства РФ. 2013. №26. ст. 3207. определяет исчерпывающий перечень лиц, которых сотрудники полиции имеют право задерживать.

Если задержан несовершеннолетний, необходимо в обязательном порядке уведомить его родителей или других законных представителей. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы).

На задержанного составляется протокол об административном задержании, копию которого могут ему вручить по его просьбе (ст. 27.4 КоАП РФ).

Порядок административного задержания

В ч. 3 ст. 14 Закона «О полиции» установлен алгоритм действий сотрудника полиции, намеревающегося осуществить задержание. Данная норма направлена на обеспечение отдельных конституционных прав граждан.

И. Задержание как мера государственного принуждения, применяемая полицией // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. №3. С. 41-44..

При этом следует учесть, что срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления лица в служебное помещение соответствующего органа, а лица, находящегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления (ч.4 ст.27.5 КоАП РФ).

Режим ограничения свободы будет действовать до момента рассмотрения дела, либо до истечения предельного срока задержания.

Прекращение и приостановление ареста

Общее правило – арест прекращается и арестованный освобождается после отбытия срока наказания.

Арест может быть прекращен досрочно, если:

  • болезнь, травма, увечье или в целом состояние здоровья арестованного препятствуют дальнейшему отбыванию наказания;
  • умер близкий родственник или близкий человек арестованного;
  • арестованный умер;
  • в результате ЧС (стихийное бедствие, пожар и др.) арестованному или его семье причинен значительный материальный ущерб.

Если причина может быть устранена относительно быстро (в течение 7 суток), то вместо прекращения наказания арест может быть приостановлен на время. Решение в любом случае принимает суд, вынесший решение об аресте, на основании письменного заявления арестованного. Досрочно освободившемуся лицу выдается справка.

Решение о приостановлении ареста не освобождает от дальнейшего исполнения наказания, срок приостановления в срок ареста не засчитывается. После того, как срок приостановления истек, арестованный обязан самостоятельно явиться к месту отбывания наказания. Если он этого не сделает, то подлежит задержанию и принудительному доставлению. Такая же процедура ждет тех, кто уклоняется от исполнения наказания, в том числе не явился в суд на рассмотрение административного дела и, следовательно, был арестован заочно.

Памятка родителям

Исходя из положений судебной практики, к таким основаниям может относиться пресечение правонарушения, имеющего повышенную общественную опасность, предотвращение дальнейших негативных последствий и т.д.
Задержанный вправе отказаться от подписания протокола; такая же возможность предусмотрена и для лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения при составлении соответствующего протокола.

Подчеркнем, что доставление лица, совершившего админи стративное правонарушение, в служебное помещение осущест вляется далеко не при каждом правонарушении, а лишь в тех случаях, когда протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления этого правонаруше ния. Составление такого протокола — единственная цель дос тавления физического лица в служебное помещение.

Доставление производится должностными лицами органов внутренних дел также в случае обращения к ним других должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, при выявлении этих правонарушений.

Последствия административного ареста

При назначении любого административного наказания человек в течение 1 года считается привлеченным к административной ответственности. В случае назначения ареста этот один год считается с момента освобождения.

Как таковых правовых последствий административный арест не влечет. То есть при отбывании административных наказаний не используются понятия «судимость» и «погашение судимости», как в уголовном праве.

В реальности административный арест – это, во-первых, длительное отсутствие человека на рабочем месте, а, во-вторых, порочащий репутацию факт. В то же время, судебная практика не относит административный арест к прогулу с точки зрения трудового законодательства. Из-за отсутствия на рабочем месте по указанной причине работника нельзя уволить – это будет незаконно.

Факты привлечения к административной ответственности, как правило, серьезно не сказываются на возможности трудоустройства. Но есть работодатели, которые щепетильны в этом вопросе. При желании, «пробить» нужные данные не составит труда, в том числе через знакомых сотрудников полиции. Поэтому стоит все-таки учитывать вероятность отказа в приеме на работу, правда, неофициально.

Административное задержание: основания, порядок применения

Административное задержание — кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП).

Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

Читайте так же:  Постановление о назначении административного наказания образец заполненный

Административное задержание применяется в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушит теля, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления в качестве процессуальной принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Процессуальный характер нормы об административном задержании подтверждается положениями ч. 4 ст. 27.5 КоАП о том, что срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

Административное задержание не допускается при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении, а также при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения:

Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»); без согласия прокурора субъекта РФ — депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и некоторые другие категории граждан Российской Федерации в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший! срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. При задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством РФ, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП,. о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

По общему правилу срок административного задержания не должен превышать три часа. Административному задержанию на срок не более 48 часов может быть подвергнуто лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения. Также на указанный срок может быть задержано лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущее в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Согласно позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 16.06.2009 № 9-П, административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста, а последующее прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения или отсутствием состава административного правонарушения не может служить основанием для отказа в обжаловании незаконного применения административного задержания как принудительной меры обеспечения производства по данному делу.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления, причем несовершеннолетние должны содержатся отдельно от взрослых лиц. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц».

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК.

Статья 27.3. Административное задержание

Статья 27.3. Административное задержание

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27.3 КоАП РФ

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 27.3 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П

Читайте так же:  Загадки про загрязнение окружающей среды

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 4 мая 2018 г. — Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 92-ФЗ

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 198-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

Информация об изменениях:

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Информация об изменениях:

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 10 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 309-ФЗ

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 11 с 29 октября 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 235-ФЗ

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в часть 4.1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ статья 27.3 настоящего Кодекса дополнена частью 4.2, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Источники

На каких стадиях применяют административное задержание
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here