Можно ли определить эффективность административных наказаний

Полезное по теме: "Можно ли определить эффективность административных наказаний" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Назначение административного наказания. Эффективность административных наказаний.

Важнейшими принципами назначения административного наказания являются принципы законности и индивидуализации.

Принцип законности назначения административного наказания состоит в том, что за совершение административного правонарушения административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП. Кроме того, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Вместе с тем назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Принцип индивидуализации назначения административного наказания выражается в том, что при его назначении физическим и юридическим лицам орган государственной власти или должностное лицо должны учитывать ряд факторов, предусмотренных КоАП. Так, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Если виновное лицо подвергнуто основному и дополнительному наказанию, то срок погашения исчисляется со дня окончания исполнения того наказания, которое по времени было исполнено последним.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, является также сроком погашения данного наказания. Он выполняет определенную воспитательную и профилактическую роль в предупреждении совершения новых административных правонарушений. Признание лица подвергнутым административному наказанию влечет для него правовые последствия. Наличие административного наказания, по которому не истек срок, в определенных случаях может рассматриваться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Течение срока давности начинается со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания: в случае наложения административного наказания в виде предупреждения начало погашения годичного давностного срока совпадает с днем назначения наказания; срок окончания исполнения административного наказания при назначении штрафа, административного ареста, лишения специального права, дисквалификации совпадает соответственно с выплатой штрафа, со сроком окончания фактического отбывания административного ареста или с истечением срока, на который гражданин был лишен специального права, а также с истечением срока дисквалификации должностного лица; давностный срок принудительного административного выдворения исчисляется с момента фактического выдворения.

Совершение нового административного правонарушения прерывает течение давностного срока для погашения административного наказания.

При назначении административного наказания учитываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Так, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, в КоАП признаются:

— раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

— предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

— совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

— совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

— совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и другие обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

— продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

— повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок;

— вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

— совершение административного правонарушения группой лиц;

— совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

— совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

В то же время они не правомочны расширять предусмотренный КоАП перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Необходимо отметить, что указанные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения (например, ст. 12.8 КоАП «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения»).

КоАП определяются правила назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений. Так, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Однако если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

В КоАП определяется и давность привлечения к административной ответственности. Под давностью привлечения к административной ответственности понимаются сроки, после истечения которых исключается возможность привлечения к административной ответственности (назначения административного наказания). Сроки давности, установленные в КоАП, зависят от вида и характера административного правонарушения.

Так, по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения.

Однако за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе постановление по делу может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Читайте так же:  Статья 12 запрет курения табака

Следует отметить, что при длящемся (т.е. неоконченном) административном правонарушении исчисление срока для назначения наказания и привлечения к административной ответственности определяется не моментом совершения административного правонарушения, а моментом его обнаружения, что обусловлено тем, что длящимся административным правонарушениям присущ непрерывный характер их совершения во времени.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения, административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

С назначением административного наказания связаны вопросы возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением. Так, согласно КоАП судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

Вместе с тем споры о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства. Только судом в порядке гражданского судопроизводства разрешаются споры о возмещении имущественного ущерба по делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, а также споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением.

http://lektsia.com/2x9ac7.html

Административное наказание

№ п/пНовое понятиеСодержание1Административная деликтоспособностьспособность физического или юридического лица нести административную ответственность за совершенное им административное правонарушение2Административная ответственностьразновидность административного принуждения, вид

Административное наказание

Юриспруденция, право, государство

Другие дипломы по предмету

Сущность наказания как меры административной ответственности проявляется в его целях, сформулированных в ст. 3.1 КоАП РФ: предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция). А его содержание состоит в лишении либо ограничении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются.

Наличие специфических черт, присущих определенным группам административных наказаний, дает возможность классифицировать их по тем или иным критериям (признакам) в целях более глубокого понимания их сущности, назначения и механизма воздействия на правонарушителя.

В ч. 2 ст 3.2 КоАП РФ законодатель зафиксировал виды административных наказаний, которые могут применяться в отношении юридических лиц это предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также конфискация такого орудия или предмета. А в ч. 3 этой статьи положение о том, что все виды наказаний, кроме административного штрафа и предупреждения, могут устанавливаться только КоАП РФ, т. е. на федеральном уровне. Иными словами, поскольку административное и административно-процессуальное законодательство отнесено Конституцией РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, то в силу положений ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ на региональном уровне допускается установление мер административной ответственности только в виде предупреждения либо административного штрафа.

Санкцией административно-правовой нормы может быть предусмотрено несколько вариантов назначения административного наказания. В этой связи ст. 3.3 КоАП РФ классифицирует административные наказания на основные и дополнительные и в ч. 3 закрепляет положение о том, что за одно административное правонарушение может быть назначено либо основное, либо основное и дополнительное наказание из указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

К категории основных (т. е. которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний) закон относит: предупреждение; административный штраф; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест и дисквалификацию. Все остальные виды административных наказаний могут назначаться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания , (т. е. присоединяться к основным мерам наказания). Необходимость применения дополнительного наказания обусловлена как характером самого правонарушения, так и личностью виновного, и назначено оно может быть только в том случае, если это прямо предусмотрено санкцией применяемой нормы. На практике это выглядит так: если в санкции нормы после указания на основной вид административного наказания указан предлог «с», а дальше указан вид дополнительного наказания, то его применение носит обязательный характер, а если после указания дополнительного вида наказания содержится фраза «или без таковой» («или безтакового»), то дополнительное наказание в таком случае носит альтернативный характер (может быть назначено или не назначено по усмотрению правоприменительного органа или должностного лица). Примером первой может служить санкция ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ, а второй ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.

Классифицировать административные наказания можно и по другому: среди них выделяют наказания морального характера (предупреждение), наказания имущественного характера (это штраф, конфискация и возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения) и наказания, обращенные наличность нарушителя (административный арест, лишение специального права, административное выдворение за пределы России и дисквалификация).

Выделяют также административные наказания, которые могут назначаться только в судебном порядке, а также те, которые могут назначаться как судьями, так и иными субъектами административной юрисдикции. К первой группе относятся возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация такого орудия или предмета, лишение специального права, административный арест и дисквалификация, ко второй все остальные виды административных наказаний.

Читайте так же:  Административный штраф несовершеннолетних по коап рф

1.2 Цели административных наказаний и их эффективность

Административное наказание, выражая отрицательную оценку государством совершенного правонарушения, имеет предупредительную и профилактическую направленность, о чем сказано в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ: «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами». При этом воспитание лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов Российской Федерации и уважения к правопорядку (в отличие от прежнего закона ст. 23 КоАП РСФСР) теперь напрямую не провозглашается в качестве самостоятельной цели наказания, подразумевая его в опосредованном виде (через штраф, лишение специального права и пр.).

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (и это прямо подчеркнуто далее в ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ).

Данная норма впервые нашла свое отражение в Кодексе об административных правонарушениях и имеет под собой конституционную основу: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2 Конституции РФ), «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ), «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ). Кроме того, данная норма (ее можно было бы назвать нормой-принципом) находит свое отражение и в других статьях КоАП РФ. Например, согласно положениям ст. 27.7 КоАП РФ, личный досмотр физического лица как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении должен в обязательном порядке производиться лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в специально отведенных помещениях, отвечающих требованиям санитарии и гигиены. При личном досмотре должны быть обеспечены безопасность и здоровье, личное достоинство, а также сохранность полученных сведений, касающихся личности досматриваемого.

Запрет на нанесение вреда деловой репутации юридическому лицу как цели административного наказания означает, что данное лицо вправе требовать опровержения порочащих его деловую репутацию сведений (посредством обжалования в административном или судебном порядке), а также возмещения причиненного в связи с посягательством на деловую репутацию имущественного вреда в соответствии с правилами гражданского судопроизводства.

Понятие «цели административного наказания» тесно связано с его эффективностью. Связь этих понятий проявляется через результат: чем выше результат от применения наказания в соотношении с целью, для достижения которой оно применялось, тем выше и его эффективность. И наоборот. Причем без уяснения понятия эффективности исследуемых санкций и определения показателей, с помощью которых мы можем судить об их результативности, довольно трудно рассуждать о действенности административных наказаний.

Как отмечали Л.Л. Попов и А.П. Шергин, «определение эффективности в различных отраслях права по своей сути должно быть одноплановым, однозначным и в то же время учитывать специфику регулируемых отношений, особенности отдельных видов правонарушений и т. д.». Большинство же авторов считает, что эффективность правовой нормы определяется тем, насколько применение этой нормы способствует достижению целей, поставленных перед правовым регулированием в той или иной отрасли или сфере.

Так, например, если целями наказания, сформулированными в ст. 3.1 КоАП РФ, являются общее (т. е. другими лицами) и частное (т. е. лицами, подвергнутыми административным наказаниям) предупреждение совершения новых правонарушений, то во втором случае рассчитать эффективность довольно просто, взяв за основу такой показатель, как рецидив административных правонарушений. Так, если взять за основу сто человек, подвергнутых тому или иному административному наказанию, и если никто из них в течение года (срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию) повторно не совершил нового административного правонарушения, то коэффициент эффективности будет равен единице. Если 10 человек все же совершили повторное правонарушение, то коэффициент будет уже 0,9, а если их 50 то 0,5. Такие цифры позволяют делать определенного рода выводы. Причем за основу для расчета эффективности можно взять и другие критерии. Например, совершение преступлений лицами, ранее совершившими смежные с ними административные правонарушения и подвергнутые административному наказанию. Результаты эффективности будут уже иные, но и «плоскость» выводов об эффективности административных наказаний тоже.

Аналогичным образом можно рассматривать эффективность административных наказаний и с точки зрения их общепревентивной цели, т. е. цели предупреждения совершения новых правонарушений другими лицами. Но здесь также необходимо выбрать определенные критерии для ее расчета и анализа (например, систематизацию законодательства об административной ответственности или его стабильность, информированность субъектов права о с

http://www.studsell.com/view/6871/?page=2

Воспитательная роль административного наказания

Дата публикации: 28.02.2014 2014-02-28

Статья просмотрена: 1583 раза

Библиографическое описание:

Кудрявая А. А. Воспитательная роль административного наказания // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 653-655. — URL https://moluch.ru/archive/62/9494/ (дата обращения: 16.02.2020).

Цель статьи рассмотреть суть и содержание административного наказания, исследовать административное наказание как механизм воспитания, который способствует поддержанию легитимности, а также предупреждению совершения новых правонарушений в стране.

Ключевые слова:административное наказание; виды административного наказания; предупреждение.

Актуальность данной статьи заключается в том, что вопрос борьбы с административными правонарушениями имеет особую значимость во все времена, учитывая их внушительный массив в общем объёме противоправных проявлений. Представляется, что одним из существенных факторов, влияющих на состояние законности и правопорядка в стране, является широкий спектр административных наказаний.

Административное наказание, как известно, представляет собой «меру юридической ответственности, назначаемую государством или от имени государства за совершенное административное правонарушение, которое применяется, прежде всего, в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение. Оно выполняет также функцию предупреждения совершения правонарушения как лицом, привлекающийся к административной ответственности, так и другими лицами». [4]

Читайте так же:  Проверка штрафов административных правонарушений по фамилии
Видео (кликните для воспроизведения).

Важно отметить то, что механизм влияния административного наказания на различных лиц неодинаковый, так как существует зависимость от морального и культурного уровня населения, от уровня общественного правосознания, полноты реализации принципа неотвратимости административного наказания и т. п. Соответственно, как мы полагаем, адресатами предупреждения правонарушений (субъектами воспитания) являются не только потенциальные правонарушители, но и все без исключения физические и юридические лица.

Административные наказания представлены в нескольких видах, круг которых строго очерчен Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. [1, ст. 3.1] К ним относятся:

1) Предупреждение, которое представляет собой меру административного наказания, выражающейся в официальном порицании физического или юридического лица, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера. Предупреждение выносится в письменной форме. От предупреждения необходимо отличать устное замечание. Так как устное замечание не является наказанием. Это мера морального воздействия.

2) Административный штраф — это основной и самый распространённый вид наказания. Назначается нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

На мой взгляд, это самый действенный вид наказания. Так как в современном обществе важную роль играет материальное положение различных субъектов, все стремятся к повышению собственного благосостояния и благополучия. А обязательство уплатить административный штраф, в результате правонарушения, воспринимается как ущерб материальному состоянию и, как следствие, приводит снижению его уровня. В таком случае, как правило, субъект будет стараться избегать совершения правонарушений, предусматривающих наказание в виде денежного штрафа.

3) Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения представляет собой принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

4) Лишение специального права заключается в лишении физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права. Устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение специального права также назначается судьей.

5) Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток. Данный вид административного наказания назначается судьей. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп.

6) Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства представляет собой принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц через Государственную границу Российской Федерации за её пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами органов, определённых Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. [1]

7) Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

8) Административное приостановление деятельности состоит в временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Данный вид наказания применяется в случае угрозы жизни, возникновении опасности, посягающей на здоровье людей.

Важно отметить, что законодательство об административных правонарушениях достаточно динамично. Федеральным Законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ с 2013 года введен новый вид административного наказания в виде обязательных работ на срок до 200 часов. Нарушители, которым суд вынесет такое наказание, будут обязаны в свободное время выполнять общественно полезную работу. [2]

Такой вид административного наказания назначается за неуплату штрафа. По мнению председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой, общественные работы являются эффективной и рабочей мерой.

Я также считаю, что обязательные работы являются профилактической мерой, так как они воздействуют на психическое состояние человека и на его психологию в целом, а в некоторых случаях на его статус и положение в обществе. Таким образом, страх быть привлечённым к обязательным работам становится не только состоянием, но и средством воспитательного процесса и мерой профилактики правонарушений.

Административное наказание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Оно, являясь принудительной мерой, в то же время содержит в себе воспитательную цель и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

Административное наказание не может унижать человеческое достоинство физического лица и причинять ему физические страдания, а для юридического лица наносить вред его деловой репутации. Но правильно ли это и так ли это?

Нельзя, не согласиться с мнениями Л. Л. Попова и А. П. Шергина, которые отмечали, что «ограничения и лишения связанные с применением этих санкции, безусловно, оказывает воспитательной воздействие на правонарушителей, заставляют задуматься над своим поведением и добросовестно выполнять правовые предписания». [3]

Читайте так же:  Порядок подачи надзорной жалобы по административному делу

Если государственное и общественное осуждение заложено в сути административной ответственности, то оно в любом случае отражается на деловой репутации статусного лица. По нашему мнению, административная ответственность может превратиться в простую формальность не выполняющую функции предотвращения совершения правонарушений в случае отсутствия осуждений обществом противоправных деяний правонарушителя. Кроме того, для руководства юридического лица быть привлеченным к административной ответственности должно означать определенную нечистоплотность их деятельности и плохой деловой репутации. А для физического лица привлечение к административной ответственности должно быть постыдным явлением. Боязнь быть вновь подвергнутым наказанию будет удерживать его от повторного совершения правонарушения. Только в таком случае воспитательная роль административных наказаний может быть эффективной, и они действительно будут способствовать предупреждению правонарушений. [3]

Подводя итог, хотелось бы отметить, что административные наказания, являясь охранительными для многих отраслей права (например, таких как административное, конституционное, гражданское, трудовое, уголовно-процессуальное и других), по сути выражают отрицательную оценку данную государством по отношению к совершенным правонарушениям. Их назначение ограничивает права и возлагает дополнительные обязанности на виновного. Административное наказание выполняет не только карательную функцию, но и воспитательную, которая направленна на развитие у субъекта уважения к закону, и на соблюдение правопорядка. Конечной целью практики применения административных наказаний является частная и общая превенция административных и иных правонарушений.

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. -М.: Юрайт, 2005.

2. Федеральный Закон от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”

3. Л. Л. Попов, А. П. Шергин. Управление. Гражданин. Ответственность. Сущность, применение и эффективность административных взысканий. Л., ¨Наука¨, 1975, 251 с.:

4. Четвериков B. C. Административное право. Серия «Высшее образование». Ростов -на -Дону: Феникс, 2004. — 512 с.

5. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. — 816 с.

http://moluch.ru/archive/62/9494/

научная статья по теме К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ»

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

Большое количество совершаемых в стране административных правонарушений оказывает существенное влияние на уровень защищенности личности, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, охрану здоровья населения и общественную безопасность. В современных условиях изучение эффективности административных наказаний, исследование форм их воздействия на общественные отношения продолжает оставаться одной из главных задач юридической науки. Как подчеркнули И.И. Веремеенко, Л.Л. Попов, А.П. Шергин, эффективность санкций прямо зависит от их реального исполнения1. Л.Л. Попов также отметил, что эффективность административных санкций снижается из-за ряда недостатков нормативного регулирования и практики их применения2.

Таким образом, решая вопрос об эффективности применения конкретного административного наказания, следует учитывать, какие цели оно преследует и какими средствами они могут быть достигнуты. При определении эффективности административных наказаний следует учитывать не только те результаты, которые достигнуты при их применении, но и те побочные обстоятельства, которые оказались с ними непосредственно связаны. По мнению ряда ученых, понятие эффективности включает не только решение поставленных задач, но

1 Веремеенко И.И., Попов Л.Л., Шергин А.П. Понятие и условия эффективности административных санкций // Правоведение. 1972. № 5. С. 37.

2 Попов Л.Л. О роли мер административного воздействия в предупреждении преступлений // Труды Всесоюзного научно-исследовательского института МВД СССР. № 29. М., 1974. С. 110.

и выполнение их с минимальными затратами материальных средств, человеческой энергии и времени3. В связи с этим побочные обстоятельства, связанные с эффективностью наказаний, могут быть как положительными, так и отрицательными.

Наиболее ярко подобные обстоятельства прослеживаются при анализе административной юрисдикции органов внутренних дел, т.к. большинство дел об административных правонарушениях регистрируется и рассматривается ими. Например, за 2003 год их число составило почти 58 млн. из 70 млн. зарегистрированных правонарушений (из них правонарушения в области дорожного движения составили 32 млн., нарушения в сфере общественного порядка и общественной безопасности — 9,7 млн., в сфере паспортно-визовых правил -6,8 млн.)4.

На первый взгляд, несомненно, большой массив выявленных правонарушений подтверждает положительные результаты деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений. Однако при исполнении административных наказаний отмечаются и отрицательные побочные факторы, снижающие эффективность их воздействия. Рассмотрим указанную проблему на примере исполнения административного штрафа, предупреждения и административного выдворения иностранных граж-

3 Шмаров И.В. Критерии и показатели эффективности наказаний // Сов. гос. и право. 1968. № 6. С. 57; Фаткулин Ф.Н., Чулюкин Л.Д. Социальная ценность и эффективность правовой нормы. Казань, 1977. С. 26.

4 Доклад Генерального прокурора Российской Федерации: О состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации в 2003 г. М., 2004. С. 90.

дан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.

Самым распространенным административным наказанием (по действующему Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации) является административный штраф. Комментируя КоАП РФ, А. П. Шергин отмечает, что штраф «предусмотрен в санкциях всех статей Особенной части Кодекса, а также в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Он широко применяется и в административной практике, ежегодно подвергаются штрафу за совершение административных правонарушений десятки миллионов лиц. Причем во многих статьях (например, ст. 5.1 — 5.26) и даже главах (см. гл. 10) административный штраф является единственным видом административного наказания»1.

Так, по данным ГИЦ МВД России, в 2003 г. органами внутренних дел были назначены наказания в виде административного штрафа в отношении 32 530 122 человек (в 2002 г. — в отношении 38 080 519 чел.). Сумма штрафа составила в 2003 г. 6 461 274 руб. (в 2002 г. — 3 402 147 руб.), однако взыскано было 3 996 543 руб., что составило 61,8% от суммы наложенных штрафов (в 2002 г. — 2 440 880 руб. -71,7%). Аналогичная ситуация проявлялась в период 2002-2003 гг. в отношении административных штрафов, назначенных судом. Например, в 2002 г. судами было подвергнуто наказаниям в виде штрафа 942,6 тыс. человек. Сумма наложенных штрафов составила 326 721 тыс. руб. В суды поступили сведения о реально взысканных штрафах в размере 170 455 тыс. руб., что составило 52,2% от суммы наложенных штрафов2.

Читайте так же:  Порядок документов в административном деле

В связи с этим мы поддерживаем точку зрения ведущих ученых в области административного права — И.А. Галагана, Л.Л. Попова, Н.Г. Салищевой, А.П. Шергина в той части, что борьба с административными правонарушениями не должна ограничиваться только привлечением к ответствен-

1 См.: Шергин А.П. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002. С. 44.

2 О работе федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей // Росс. юстиция. 2003. № 8. С. 76-78.

ности за деяния, признаваемые действующим законодательством административными правонарушениями3. Лишь при реальном исполнении наложенного административного наказания происходит воздействие на сознание людей. Только таким образом можно достичь целей, которые определены в ст. 3.1 КоАП РФ, — «. предупреждение новых административных правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами», а также обеспечить соблюдение принципа неотвратимости наказания.

Неисполнение наказаний, наложенных за административные правонарушения, несомненно, является тем отрицательным побочным обстоятельством, которое делает всю предшествующую процедуру неэффективной, дискредитирует органы государственной власти как неспособные обеспечить реализацию административных наказаний, а у правонарушителей возникает чувство безнаказанности, вследствие чего они нередко совершают новые правонарушения. Как отмечал в свое время Д.Н. Бахрах, постановления о наложении административных наказаний, не будучи исполненными, остаются «пустыми бумажками»4. Указанное, к сожалению, подтверждается вышеприведенной судебной статистикой.

Среди отрицательных обстоятельств нередко проявляются факты, когда правоприменительные органы налагают чрезмерно жесткие для правонарушителей административные наказания, т.е. применяют санкции в максимально допустимом размере. В данной ситуации применение подобных санкций не вызывает у правонарушителей стремления к правомерному поведению. Следует разделить мнение авторов, полагающих, что чрезмерные взыскания лишь ожесточают правонарушителей, воспринимаются как несправедливые и не оказывают должного воспитательного воздействия5. Поэтому при назначе-

3 Галаган И.А. Административная ответственность в СССР / Процессуальное регулирование. Воронеж, 1976. С. 151; Андреев Е.М., Бертуш С.И., Зубов И.Н., Шергин А.П., Якимов А.Ю. Исполнение административных взысканий органами внутренних дел. М., 1990. С. 5 и др.

4 Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности. Пермь, 1969. С. 313.

5 Лазарев Б.М. Административные правонарушения и ответственность за их совершение // Сов. гос. и право. 1985. № 8. С. 33.

нии административного наказания необходимо учитывать характер каждого правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие ответственность.

Отрицательным обстоятельством при исполнении административного штрафа является и то, что имеются случаи его уплаты не самим правонарушителем, а его родственниками либо близкими людьми1, что ведет к несоблюдению принципа неотвратимости наказания и снижает эффективность индивидуального воздействия.

Отрадно, что в новой редакции ст. 20.25 КоАП РФ2 впервые предусмотрена административная ответственность за неуплату административного штрафа. Прежний порядок взыскания штрафа за административные правонарушения не обеспечивал реального исполнения административного наказания. Неуплата штрафа практически не влекла никаких правовых последствий. Механизм административной ответственности «крутился в холостую», т. к. большинство оштрафованных правонарушителей лично штраф не платили.

В настоящее время в случае неуплаты штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, в течение 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ, на правонарушителя можно (в соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ) наложить административный штраф в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток. Данное положение нормы позволяет воздействовать на нарушителей более высокими штрафными санкциями либо более «суровым» административным наказанием, что дает основание

1 Дугенец А.С. Некоторые проблемы уплаты административного штрафа / Адъюнктура ВНИИ МВД России — 30 лет: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции. М., 2000. С. 73.

2 Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ: «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Росс. газ. 2003. 16 дек.

полагать, что постановления о наложении административного штрафа перестанут быть для правонарушителей «пустыми бумажками». Однако подобная процедура все же требует дополнительных затрат, в том числе временных.

К тому же не все органы административной юрисдикции могут применять на практике ст. 20.25 КоАП РФ. Например, в письме Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25 февраля 2004 г. № 01-06/6847 «О внесении изменений в КоАП РФ» содержится мотивация невозможности ГТК РФ взыскивать административный штраф в двойном размере. Согласно

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://naukarus.com/k-voprosu-ob-effektivnosti-administrativnyh-nakazaniy

Можно ли определить эффективность административных наказаний
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here