Мониторинг источников загрязнения окружающей среды

Полезное по теме: "Мониторинг источников загрязнения окружающей среды" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Мониторинг источников загрязнения окружающей среды

В случае необходимости поисков решения задач, связанных с экологией и выявлением степени загрязнения, все чаще привлекают специалистов, способных не только найти источники загрязнения, но и разработать технологию решения сложившихся проблем.

В число таких специалистов входят сотрудники компании АНО «Центр экологических экспертиз». Являясь профессионалами высокой квалификации, они осуществляют качественный мониторинг источников загрязнения окружающей среды. При этом основная работа будет заключаться в использовании системы и методов выявления источников загрязнения. При этом основной уклон делается на изучение проблемы экологии объекта в целом, а не по частям.

Что представляет собой мониторинг

Проведение мониторинг источников загрязнения окружающей среды, использует специальные условия, при которых осуществляется проверка качества таких важных элементов, как воздух, вода, земля. В результате анализа полученной информации удается составить полную картину сложившейся на объекте обстановки. Это особенно важно в тех случаях, когда имеет место техническое загрязнение обширной части территории.

Весь этот комплекс работ проводится командой специалистов при использовании точного современного лабораторного оборудования. При этом качество работы непосредственно будет зависеть от того, как грамотно поставлена задача заказчиком. Чаще всего, это будет анализ экологического состояния промышленных, спальных и бизнес районов. Могут выезжать для осуществления контроля в различные регионы страны.

Проведение мониторинга источников загрязнения окружающей среды включает в себя такие виды исследований, как работа с водными ресурсами, как надземными, так и подземными. Изучение всех видов почв, вне зависимости от их целевого назначения. Могут проходить проверку состояние лесов и в частности флора и фауна.

Какие цели ставятся при проведении мониторинга

Мониторинг источников загрязнения окружающей среды рассматривает в комплексе, различные параметры, согласно поставленных перед исследователями задач:

  • проведение наблюдения за экологическими особенностями местности. Особенно необходимо экологическое исследование в тех районах, где особенно остро будет ощущаться воздействия различных антропогенных факторов;
  • оценочные действия относительно состояния и прогнозирование дальнейшего развития ситуации относительно ее дальнейшего развития;
  • предоставление информации для всех заинтересованных физических лиц и организаций всех форм собственности.

При проведении мониторинга источников загрязнения окружающей среды всех этих процессов, используются разнообразные способы наблюдения и контроля. Все они образуют сложную систему, разобраться в которой могут только профессионалы высокой квалификации, имеющие лицензию экспертов.

Мониторинг источника загрязнения

Лекция

Органические персистентные вещества.

Природные органические вещества

Наличие растительной и животной жизни на Земле основная причина присутствия в воздухе небольших по количеству, но важных по следствиям органических веществ. Часть из них (СН4) ответственные за климатические изменения, благодаря своему парниковому эффекту. Другая часть участвует в реакциях смога, а так же в важнейших атмосферных радикальных процессах.

Концентрации углеводородов в воздухе.

Углеводород Лесной возд. Другие районы
Метан Этан Этилен Ацетилен Пропан Н-бутан А-пинен ———- 2,5 0.05 0.4 1.6 0.6 0.035 1600 (фон) 0.05 (арктика) ———- 0.1 (в чистых районах) ———— 0.07 (арктика) 0.2 (хвойные леса США)

Концентрация СН4 подвержена сезонным изменениям. Максимальн. Приходится на весну и осень, минимальн. На зиму и лето. Кроме того наблюдается существенно пространственное (географическое) неоднородное содержание СН4 в атмосфере. Наиболее высокое содержание СН4 в атмосфере достигшее 5000 млрд-1 обнаружено в воздухе над нефтяными, газовыми и каменно-угольными провинциями, а так же над сейсмически и тектонически активными районами. Самые низкие концентрации в воздухе высокогорных районов.

Человеческая деятельность породила целый ряд ксенобиотиков (т.е. чуждых биоте веществ), которые трудно разлагаются в природной среде под действием химических, фотохимических и биохимических процессов. Это свойство называется персистентностью, благодаря большому времени жизни достигающему иногда десятков лет, такие вещества оказываются во всех географических зонах и во всех средах, опасность супертоксикантов для человека определяется прежде всего способностью к аккумуляции жировых тканей, при этом разные болезненные состояния развиваются не сразу, а спустя время достаточное для накопления критических доз. В этом отношении органические персистемные супертоксиканты наполняют радиоактивные вещества.

Мониторинг источника загрязнения окруж.среды представляет собой постоянное или эпизодическое наблюдение за конкретным объектом – источником реального или потенциального загрязнения и фиксирования количественных параметров окружающей среды в точке первичного контакта среды с источником. Фактически мониторинг источника загрязнения вплотную смыкается с производным контролем технологических или других антропогенных процессов «открытых» во внешнюю среду, а так же соответствующих объектов наблюдения (объектовый «точечный» контроль). Мониторинг источника загрязнения может включать в себя только элементы объектового производственного контроля, практически полностью замкнутого на технологию, ее процессы и аппараты. Организации экологического мониторинга источников загрязнения на объектах осуществляется с целью получения оперативной и системной информации о состоянии среды, прежде всего для обеспечения технологической и экологической безопасности самих контролируемых объектов с приоритетом вопросов безопасности и комфортности условий труда, работающего на них персонала.

По данным мониторинга источника загрязнения можно оценивать не только параметры окр.среды, но и косвенно судить по их характерам о работоспособности, а так же о характере режима функционирования ( штатный или аварийный) технологического оборудования на объекте являющимся главным источником опасности для его персонала и проживающего вокруг населения.

Читайте так же:  Апк рф обжалование ненормативных правовых актов

Организация точечных подсистем мониторинга загрязнения и решаемых ими задач наиболее наглядно может быть показано на примерах традиционно наиболее оснащенных в этом отношении особоопасных промышленных объектов, и таковым в первую очередь могут быть отнесены объекты связанные с производством, хранением, переработкой и уничтожением сильнодействующих ядовитых веществ, высокотоксичных промышленных отходов и боевых отравляющих веществ. Прежде чем характеризовать системы мониторинга источников загрязнений особо опасных объектов необходимо уяснить критерии их категорирования и иметь представление о нормативно-правовых документах, на основании которых осуществляется и как связана с этим периодичность контроля.

В наст. Время статус решений, принимаемых по этому поводу и нормативных документов соответствует ведомственному уровню, что означает ограниченное применение разработанных критериев, категорирования, опасн. Промышленных объектов рамками соотв. Министерства или ведомства.

1. федеральный горный и промышленный надзор (ГОСКОРТЕХ Надзор России) в первую очередь ведущую разработку мероприятий о обеспечивающий надзор за безопасностью ведения работ а промышленности, а так же за предупреждением и устранением их вредного воздействия на людей и прежде всего на работающий персонал. Однако к мониторингу источников загрязнения окружающей среды ГОСКОРТЕХ надзор РФ имеет лишь косвенное отношение и занимается не количественными объективными измерениями параметров среды на объектах, а скорее только визуальным наблюдением (надзором) за наличием и работоспособностью технических средств очистки и средств контроля. Исключения составляют горные выработки, горно-обогатительные и горно-перерабатывающие производства, на которых несколькими аналитическими подразделениями ГОСКОРТЕХ Надзора проводится контроль проверки и количественные измерения параметров окр.среды в местах возможного выделения вредных и опасных примесей (рудничный газ, рудная и угольная пыль.)

2. министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

Занимается категорией объектов по степени их опасности в случае аварий, в том числе при военных действиях. С точки зрения задач МЧС в области мониторинга оно специализируется на оперативном контроле предаварийных объектов, о риске источников и границ опасного аварийного загрязнения окр.среды, а так же для контроля полноты ликвидации последствий аварий и катастроф.

3. Гос комитет РФ по охране окр.среды (ГосКом Экология РФ) Главный координатор и инициатор разработки критериев именно экологической опасности промышленных и других объектов, а так же организатор и исполнитель государственного экологического контроля и мониторинга их безопасности. Говоря о деятельности ГосКомЭкологии РФ, следует отметить роль и значимость ГосКомСанЭпидНадзора РФ. Именно в недрах этого ведомства зарождались использованные сегодня принципы нормирования и категорирования технологических объектов по степени их опасности для здоровья человека.

Органами природной охраны в 1990 году (отдел контроля атмосферы) в НИИ природоголовного ведомственного исследовательского центра ГосКомЭкологии РФ были разработаны рекомендации по выявлению источников опасного загрязнения атмосферного воздуха. В этом документе дается вариант регулирования предприятий по категории экологической опасности на основе санитарно-гигиенической концепции нормирования выбросов. Метод регулирования предприятий по величинам критерия опасности выбрасываемого вещества (КОВ) зависит от величины годового выброса, среднесуточная величина ПДК и класса опасности вещества. С точки зрения мониторинга это самый интересный вариант регулирования экологически опасных объектов, так как в этом случае предприятия делятся на категории и по индексам приоритетности контроля с возможным учетом медицинской статистики.

Загрязнении атмосферного воздуха КосКомЭкологии России принимается экстремально высоким, если содержание 1 или нескольких веществ превышает ПДК (с нормированием учета времени от момента возникновении экстренно высок.загрзнения до момента его обнаружения):

1) в 20-29 раз при сохранение этого уровня более 2-х суток

2) в 30-49 раз при сохранение этого уровня не менее 8 часов

3) в 50 и более раз без учета времени сохранения экстремально высокого загрязнения.

Фиксируемыми органы чувств признаками экстремально высокого загрязнения служат:

А)появление устойчивого, несвойственного данной местности или сезону запаха.

Б)обнаружения влияние воздуха на органы чувств человека (резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затрудненное дыхание, покраснение, рвота и т.д. одновременно у десятков человек)

В) выпадение окрашенных дождей и других атмосферных осадков

Г) появление у осадков специфических запахов или несвойственного привкуса.

Если на предприятии возможна, или когда-нибудь отмечалось создание такого экстремально высокого загрязнения, то оно попадает под категорию «экологически опасное». Также делались попытки определить экологическую опасность проектируемых народно-хозяйственных объектов и комплексов при возможных авариях в связи с наличием на них больших количеств опасных веществ. Оценка опасности осуществлялась по критериям ГосКом ТехНадзора при наличии у них 4-х групп веществ:

Каждая группа подразделялась на классы в зависимости от агрегатного состояния веществ (жидкость, пар. Газ и т.д.), а так же условий их хранения переработки и транспортировки (всего 11 классов). Вещества каждого класса еще подразделялись по степени опасности (7 степеней опасности, от 1 – (очень низкой) до 7- (чрезвычайно высокой), характеризующей интенсивность развития опасного процесса и силу воздействия поражающих факторов.

4) Федеральная служба России по Гидрометеорологии и мониторингу окр. Среды.(ГосГидроМет). ГосКомГидроМет определил, что контролю подлежат опасные предприятия для выбросов в атмосферу, которых выполняется неравенство

M / ПДКм.р. *Hср >0.01 (при Нср>10м) (1)

М / ПДКм.р. * Нср > 0.1 (при Нср 1 млн

2)опасные 1млн> КОП > 10 тыс

3) малоопасные 10 тыс >КОП>1тыс

4) практически безопасн. 10 тыс> КОП> 1 тыс

Категории опасности предприятия в трактовке РосГидроМета имеют первостепенные значения для организации мониторинга источников загрязнения и во многом определяют его задачи. Предприятия 1-ой категории опасности малочисленны , но имеют высокие значения валовых выбросов и выбросы загрязн-щих вещ-в 1-го класса опасности.

Читайте так же:  Административный штраф за алкогольное опьянение

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1369 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Мониторинг источников загрязнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:14, контрольная работа

Краткое описание

Ответственность человека за судьбу биосферы, а следовательно, и за будущее человечества родилась в качестве альтернативы воззрению на мир как на безграничную кладовую ресурсов.
Сегодня нет острой необходимости доказывать, что принцип потребительства, точнее, условия природно-материальной жизни общества, послужившее его основанием, по существу уже исчерпаны.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Мониторинг источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. 4
Глава 2. Мониторинг сосредоточенных и диффузных источников сброса загрязняющих веществ в поверхностные воды. 10
Глава 3. Мониторинг мест размещения отходов. 14
Глава 4. Мониторинг состояния загрязнения подземных вод. 17
Глава 5. Мониторинг состояния загрязнения почв. 19
Заключение. 21
Список литературы

Содержимое работы — 1 файл

Мониторинг источников загрязнения.doc

Глава 1. Мониторинг источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух . . . . 4

Глава 2. Мониторинг сосредоточенных и диффузных источников сброса загрязняющих веществ в поверхностные воды . . . 10

Глава 3. Мониторинг мест размещения отходов . . . 14

Глава 4. Мониторинг состояния загрязнения подземных вод . . . . . 17

Глава 5. Мониторинг состояния загрязнения почв . . . 19

Список литературы . . . . . 22

Мы не унаследовали Землю у наших отцов. Мы взяли ее в долг у наших детей.

Ответственность человека за судьбу биосферы, а следовательно, и за будущее человечества родилась в качестве альтернативы воззрению на мир как на безграничную кладовую ресурсов.

Сегодня нет острой необходимости доказывать, что принцип потребительства, точнее, условия природно-материальной жизни общества, послужившее его основанием, по существу уже исчерпаны. Изменения в биосфере, являющаяся активной человеческой деятельностью в нынешнем столетии (повышение температуры поверхности Земли, глобальное загрязнение воды, воздуха и почвы, опустынивание планеты, загрязнение Мирового океана, разрушение озонного слоя), известны сейчас каждому человеку. Поэтому современные концепции природопользования должны базироваться на принципах гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой.

Качество окружающей среды и анализ потенциальных возможностей ее основных экологических составляющих предполагают четкую организацию мониторинга системы наблюдений и контроля за ее состоянием. При этом токсикологические аспекты всестороннего анализа окружающей среды в условиях современного экологического кризиса приобретают особую значимость.

Жизнь заставляет общество создать систему внешнего регулирования – в систему норм прав, охраняемых силой государства. Среди мероприятий по стабилизации и дальнейшему улучшению экологической обстановки в России особое место отводится формированию системы экологического мониторинга, основной задачей которого являются информационное обеспечение и поддержка процедур принятия решений в области природоохранной деятельности и экологической безопасности.

В Российской Федерации функционирует несколько ведомственных систем мониторинга:

• служба наблюдения за загрязнением окружающей среды Росгидромета;

• служба мониторинга лесного фонда Рослесхоза;

• служба мониторинга водных ресурсов Роскомвода;

• служба агрохимических наблюдений и мониторинга загрязнения сельскохозяйственных земель Роскомзема;

• служба санитарно-гигиенического контроля среды обитания человека и его здоровья Госкомсанэпиднадзора России;

• контрольно-инспекционная служба Госкомэкологии России и др.

Перечисленные службы и системы мониторинга ориентированы на наблюдения и оценку состояния отдельных компонентов окружающей среды и природных ресурсов. Каждая из этих систем в настоящее время функционирует по самостоятельной программе.

Глава 1 Мониторинг источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Основными задачами мониторинга источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются:

  • оценка качественного и количественного состава выбросов непосредственно на источнике;
  • оценка воздействия на атмосферный воздух, связанная непосредственно с источником антропогенного воздействия (на границе санитарно-защитной зоны, в жилой застройке).

Для подготовки раздела необходимы следующие материалы:

  • Перечень измеряемых параметров в соответствии с ГОСТ 17.2.4.06-90 «Охрана природы. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения», ГОСТ 17.2.4.07-90 «Охрана природы. Методы определения давления и температуры газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения»;
  • Таблица «Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», составленная в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями» (М.: Изд-во стандартов, 1991). В программе может быть приведена только ссылка на документ, в котором имеется эта таблица;
  • Перечень измеряемых загрязняющих веществ в соответствии «Руководством по контролю источников загрязнения атмосферы. ОНД-90», Часть 1, С-Пб., 1992г., Типовая инструкция по организации контроля промвыбросовв атмосферу в отраслях промышленности, Ленинград, 1986г.; РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы».

В Перечень включаются основные загрязняющие вещества (углерода оксид, азота оксиды, серы диоксид и взвешенные вещества), специфические загрязняющие вещества, а также вещества, для которых по данным наблюдений на контролируемой территории зарегистрированы концентрации, превышающие ПДК.

  • План-график контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Перечень загрязняющих веществ и источников выброса, подлежащих контролю, частота контроля определяются в соответствии с требованиями «Руководства по контролю источников загрязнения атмосферы. ОНД-90.» Части 1 и 2 (С.-П., 1992) или другого, не противоречащего ему документа, согласованного с органами государственного экологического контроля.
  • Карта-схема.
  • Кадастр источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включающий удельные показатели выбросов и составленный в соответствии с указаниями раздела 4.2.
  • Свидетельство об оценке состояния измерений или аккредитации с соответствующими приложениями к ним.
  • Сведения о наличии и частоте внешнего и внутреннего метрологического контроля измерений в соответствии с ГОСТ 8.563-96 (с дополнениями № 1 и 2 2001 и 2002гг). «ГСИ. Методики выполнения измерений» и МИ 2335-2003 «ГСИ. Внутренний контроль качества результатов количественного химического анализа», Екатеринбург, 2003г.;
Читайте так же:  Биологическое загрязнение окружающей среды презентация

При организации мониторинга источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу субъекты хозяйственной деятельности осуществляют:

  • Создание базы данных (БД) по источникам выбросов загрязняющих веществ для проведения расчетов рассеивания и определения величин приземных концентраций загрязняющих веществ.

Структура баз данных по источникам антропогенного воздействия соответствует инвентаризационной ведомости (форма «Параметры источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», а также структуре и форматам БД программы УПРЗА «Эколог», «Эколог-Город»). При необходимости в БД оперативно вводятся новые источники выбросов, а также исключаются временно или постоянно неработающие. Использование унифицированных программ расчета рассеивания загрязнения атмосферы (УПРЗА) и баз данных для них исключает необходимость формирования новых баз данных. Базы данных хранятся на магнитных носителях. В БД вводится дополнительная информация:

  • кодификатор предприятия;
  • координаты источников выбросов в городской системе координат;
  • кодификатор загрязняющих веществ;
  • п.д.к.м.р., п.д.к.с.с., обув.
  • Создание карты-схемы.
  • Выполнение расчетов концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для выполнения расчетов концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы используется любая сертифицированная программа, реализующая алгоритм методического документа ОНД-86 – Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД-86. Ленинград, Гидрометеоиздат, 1987 г. Расчетная сетка должна охватывать всю исследуемую территорию (город, район, участок и др.) Плотность сетки (шаг расчетов по оси Х и оси Y) определяется рекомендациями ОНД-86. Полученные в результате расчетов данные (в виде dat. или dbf файлов) используются при дальнейшем анализе*.
* По опыту расчетов оптимальным является выбор шага расчетной сетки 250-300 м для индивидуальных компонент взвешенных веществ и 400-500 м для газообразных примесей. При необходимости более детальной оценки загрязнения воздуха в районе отдельных предприятий шаг расчетной сетки может быть уменьшен.
При уточненном расчете распределений приземных концентраций примесей для задания расчетных скоростей ветра рекомендуется использовать блоки перебора скоростей и направлений ветра, действующие по умолчанию, которые во многих случаях обеспечивают более точный расчет максимальных концентраций, чем при использовании режима, указанного в ОНД-86.

  • Нанесение расчетной сетки на векторную карту территории и выбор точек мониторинга. Каждая точка расчетной сетки характеризуется совокупностью концентраций загрязняющих веществ.

Точка мониторинга должна соответствовать следующим критериям:

    • гарантированно характеризовать зону загрязнения (зона загрязнения определяется по результатам расчетов рассеивания и последующего анализа);
    • характеризовать уровень воздействия в границах установленной зоны на здоровье населения и окружающую среду в целом;
    • позволять характеризовать вклады основных источников загрязнения.
    • Выполнение наблюдений в выбранных точках мониторинга и на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В тех случаях, когда по результатам расчета загрязнения атмосферного воздуха каким-либо загрязняющим веществом выясняется, что преобладающий вклад в значения приземных концентраций этого вещества в жилой застройке или вне территории СЗЗ или экозащитных зон вносят неорганизованные источники или совокупности мелких источников, для которых контроль их выбросов затруднен, целесообразно осуществлять наблюдения по этим веществам с помощью измерения приземных концентраций на специально выбранных контрольных точках или с помощью подфакельных наблюдений**. При этом можно использовать следующее правило выбора загрязняющих веществ для проведения измерений: результаты расчетных оценок их приземных концентраций удовлетворяют (одновременно) следующим условиям:

      • Максимальные расчетные концентрации таких ЗВ (с учетом фона), qжj >0,8 ПДКj;
      • Площадь S0,5 зоны превышения указанными концентрациями уровня 0,5 ПДК в жилой застройке превышает 5 км2, S0,5>5км2;
      • Вклад неорганизованных выбросов рассматриваемого предприятия, qнеорг., в концентрации qжj в точках зоны превышения указанными концентрациями уровня 0,5 ПДК в жилой застройке составляет не менее 50%, qнеорг.? 0,5qжj. При одновременном выполнении вышеуказанных условий, исходя из результатов расчетов загрязнения атмосферы, выбираются несколько контрольных точек таким образом, чтобы наблюдаемые в них уровни концентраций в максимально возможной степени характеризовали воздействие конкретного источника (или группы источников) на атмосферный воздух при определенных метеоусловиях. Для этого вида контроля периодичность контроля определяется так же категорией источника выбросов в разрезе контролируемого вещества и может корректироваться органами государственного экологического контроля в зависимости от экологической обстановки. Измерения на границе ближайшей жилой застройки следует выполнять при тех же метеоусловиях, которым соответствую значения расчетных концентраций в контрольных точках.

Фоновое загрязнение окружающей среды. Косвенные методы фонового мониторинга. Мониторинг факторов воздействия

Формирование фонового загрязнения ОС обусловлено природными и антропогенными источниками ЗВ.

Из природных источников загрязняющих веществ наибольшую роль играют выветривание, выщелачивание и вынос морской соли с поверхности Мирового океана, действующие постоянно, хотя их мощность может изменяться в зависимости от гидрометеорологических условий, а также извержения вулканов, частота и мощность которых пока не поддаются предсказанию.

Антропогенные источники загрязняющих веществ весьма многообразны. Это промышленность, энергетика, транспорт, сельское хозяйство и т.д. При этом промышленность, например, в свою очередь делится на металлургическую, химическую, нефтехимическую, машиностроительную, радиоэлектронную, пищевую, легкую и др.

Методы фонового мониторинга обычно подразделяют на прямые и косвенные

Прямые методы заключаются в отборе проб среды и аналитическом определении в них конкретных загрязняющих веществ.

Читайте так же:  Порядок подачи надзорной жалобы по административному делу

Косвенные методы основаны на измерении неспецифических свойств среды, сравнении данных определенным образом подобранных фоновых станций, расчете переноса загрязняющих веществ и т.п.

Косвенные методы фонового мониторинга:.

Метод, основанный на измерении ослабления солнечной радиации.Ослабление солнечной радиации определяется при длине волны 0,5 мкм и выражается через коэффициент мутности Шюппа (В), непосредственно измеряемый приборами. По данным наблюдений в 1972 г. в Северной Америке В = 0,125, в Евразии В = 0,136, в СССР В = 0,104. в Англии, Ирландии, на Тайване и Филиппинах В = 0,138, в горной местности на высоте 1000 м над уровнем моря В = 0,052 (во всех случаях приведены средние значения коэффициента В по соответствующей территории) В то же время в СССР на региональных фоновых станциях коэффициент Шюппа лежал в пределах 0,02-0,17, а на Кавказе — 0,01-0,04. Величина В характеризует среднюю фоновую загрязненность атмосферного воздуха

Мониторинг факторов воздействия – мониторинг различных химических загрязнителей (ингредиентный мониторинг) и разнообразных природных и физических факторов воздействия (электромагнитное излучение, солнечная радиация, шумовые вибрации).

В первую очередь мониторингу должны быть подвергнуты наиболее вредные факторы (токсичные вещества).

Среди источников воздействия, и в первую очередь загрязнений, следует выделить:

· точечные стационарные (заводские трубы);

· точечные подвижные (транспорт);

· пространственные (города, поля с внесенными химическим веществами).

Мониторинг источников загрязнений. Химический мониторинг

Мониторинг источников загрязнения – мониторинг точечных стационарных источников (заводсике трубы), точечных подвижных (транспорт), пространственных(города, поля с внесенными химическими веществами) источников.

Последним в иерархии единой системы мониторинга, самым «низким», следующим за локальным уровнем, является мониторинг источника загрязнения окружающей среды (ОС). Он представляет собой постоянное или эпизодическое наблюдение за конкретным объектомисточником реального или потенциального загрязнения и фиксирование количественных параметров ОС в точке (зоне) первичного контакта среды с источником. Фактически мониторинг источника загрязнения вплотную смыкается с производственным (техническим) контролем технологических или других антропогенных процессов, «открытых» во внешнюю среду, а также соответствующих объектов наблюдения (объектовый «точечный» контроль).

Мониторинг источника загрязнения (МИЗ) может являться составной частью подсистемы локального мониторинга окружающей среды, а может (намного чаще) включать в себя только элементы объектового производственного контроля, практически полностью замкнутого на технологию, её процессы и аппараты. Информационная связь между этими двумя подсистемами в рамках формируемой Государственной системы экологического мониторинга в настоящее время только устанавливается. Наиболее отчетливо и многообразно эта связь проявляется в случае особо опасных, в экологическом отношении, техногенных объектов. Такие объекты в силу своей опасности должны наиболее жестко и постоянно контролироваться изнутри и снаружи. Поэтому именно на примере этих объектов целесообразно рассматривать задачи и организацию мониторинга источников загрязнения.

Цель экологического мониторинга источников загрязнения:

– получение оперативной и систематической информации о состоянии среды на объектах;

– обеспечение технологиче­ской и экологической безопасности контролируемых объектов;

– выделение в качестве приоритета вопросов безопасности и комфортности условий труда работающего на них персонала.

По данным МИЗ можно оценивать не только собственно параметры окружающей среды, но и косвенно судить по их характеристикам о работоспособности, о характере режима функционирования технологического оборудования на объекте, являющегося главным источником опасности для его персонала и проживающего вокруг населения. Режим функционирования определяется как «штатный» или «аварийный».

Организация точечных (объектовых) подсистем МИЗ и решаемых ими задач наглядно может быть показана на примерах наиболее хорошо оснащенных в этом отношении особо опасных промышленных объектов (ООПО). К таковым, в первую очередь, могут быть отнесены объекты, связанные с производством, хранением, переработкой и уничтожением сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), высокотоксичных промышленных отходов (ВТПО) и боевых отравляющих веществ (ОВ).

Предприятия 1й категории опасности относительно малочисленны, но имеют или высокие значения валовых выбросов или выбросы загрязняющихвеществ 1го класса опасности. Поэтому они являются «особоопасными» источниками загрязнения ОС и должны находиться под наиболее пристальным контролем. К этой категории относятся типы промышленных предприятий и других объектов, связанных с высокотоксичными отходами или химическим оружием (ХО). Такие объекты в первую очередь должны оснащаться самыми совершенными системами и автоматическими приборами экологического мониторинга, подлежать постоянному и оперативному экологическому контролю.

Предприятия более многочисленной 2й категории опасности также нуждаются, хотя и в менее частом и уже эпизодическом, контроле, так как характеризуются несколько меньшими суммарными объемами выбросов или выбросами загрязняющих веществ в основном 2гокласса опасности. Такие предприятия определяют как «опасные».

Предприятия 3й категории опасностиотносятся к самой многочисленной группе, однако на их долю, как правило, приходится не более 10 % всех выбросов. Выбрасываемые вещества относятся к 3–му классу«малоопасных» ЗВ, также как и сами предприятия.

Предприятия 4й категории – это мелкие предприятия без выбросов, или с очень малыми объемами выбросов (обычно ниже ПДВ), или же с выбросами безопасных веществ (для которых ПДК обоснованно не устанавливаются).

Устанавливается плановая периодичность эколо­гического контроля предприятий:

для 1–й категории – 1 раз в 6 месяцев;

для 2–й категории – 1 раз в год;

для 3–й категории – 1 раз в 3 года.

Контрольная проверка для 4–й категории устанавливается с периодичностью 1 раз в 5 лет, причем выборочная, т.е. для конкретного предприятия вовсе не обязательная.

Читайте так же:  Ответственность за нецелевое использование денежных средств

Химический мониторинг — это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения) атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.

Глобальной задачей химического мониторинга является определение фактического уровня загрязнения ОС приоритетными высокотоксичными ингредиентами.

Впервые ПДК был определен в 1925 г. В 1949 г. Были установлены некоторые ПДК для атмосферного воздуха. В 1950для воды.

Примечание: И- импактный, Р — региональный, Б — базовый, Г – глобальный.

44. Система методов наблюдения и наземного обеспечения. Национальный мониторинг Республики Казахстан.

Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов (далее ЕГСМ ОС и ПР) — многоцелевая информационная система, включающая слежение за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также анализ данных фактического состояния окружающей среды и природных ресурсов для обеспечения экологической безопасности, сохранения, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов Республики Казахстан.

Целью ЕГСМ ОС и ПР является информационное обеспечение принятия управленческих и хозяйственных решений и контроль за использованием природных ресурсов, информирование населения о состоянии окружающей среды и воздействии факторов окружающей среды на здоровье населения.

Основными задачами ЕГСМ ОС и ПР являются:

— постоянное слежение за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также источниками антропогенного воздействия на них;

— анализ, оценка фактического состояния окружающей среды, природных ресурсов на всей территории республики и территории отдельных регионов, а также прогноз его изменений и влияния на здоровье населения;

— сохранение и накопление информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.

Рисунок 1 — Структура и функции ЕГСМ

Государственный экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды и природных ресурсов) — комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, природных ресурсов в целях оценки, прогноза и контроля изменений их состояния под воздействием природных и антропогенных факторов.

Объектами государственного экологического мониторинга являются атмосферный воздух, земля, поверхностные и подземные воды, недра, растительный и животный мир, а также климат и озоновый слой Земли, экологические системы, факторы воздействия окружающей среды на здоровье населения.

Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов — многоцелевая информационная система, включающая наблюдение за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также анализ данных об их фактическом состоянии для принятия управленческих и хозяйственных решений в целях обеспечения экологической безопасности, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов организуется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды совместно со специально уполномоченными государственными органами.

Принципами Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов являются:

1) функционирование на основе единого организационного, методологического, метрологического и информационного подхода;

2) максимальное использование возможностей существующих государственных и иных систем мониторинга.

Задачами Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов являются:

1) получение достоверной и сопоставимой информации о состоянии окружающей среды, биоразнообразия и экосистем, об источниках антропогенного воздействия, факторах среды обитания, влияющих на состояние здоровья населения;

2) оценка и прогноз состояния окружающей среды, уровней антропогенного воздействия, показателей состояния биосферы, функциональной целостности экосистем;

3) обеспечение данными для проведения анализа эффективности принимаемых управленческих решений и проводимых мероприятий по обеспечению экологической безопасности.

Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов формируется на базе действующих в Республике Казахстан систем и подсистем мониторинга, охватывающих прямо или косвенно вопросы охраны окружающей среды, включая среду обитания и здоровье населения.

Специально уполномоченные государственные органы в соответствии с их компетенцией обязаны проводить изучение природных объектов и организовывать виды (подсистемы) мониторинга.

Информационное обеспечение Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов основывается на передаваемых в сводный банк данных результатов государственного мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, выполняемого специально уполномоченными государственными органами, а также производственного мониторинга, осуществляемого природопользователями в рамках производственного экологического контроля.

Система программных средств должна позволять осуществлять накопление, обработку и хранение информации на единой методической основе, обеспечивая обмен информацией между различными уровнями, а также банками данных систем и подсистем Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов.

Обмен информацией в рамках Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов осуществляется на безвозмездной основе в соответствии с перечнями, формами и сроками, утвержденными уполномоченным органом в области охраны окружающей среды по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими мониторинг соответствующих видов природных ресурсов.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Видео (кликните для воспроизведения).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источники

Мониторинг источников загрязнения окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here