Меры предварительной защиты по административному делу

Полезное по теме: "Меры предварительной защиты по административному делу" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 89. Отмена мер предварительной защиты по административному иску

Статья 89. Отмена мер предварительной защиты по административному иску

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 89 настоящего Кодекса

1. Меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле.

2. Заявление лиц, участвующих в деле, об отмене мер предварительной защиты по административному иску разрешается в судебном заседании в пятидневный срок со дня поступления заявления в суд. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению вопроса об отмене мер предварительной защиты по административному иску.

3. В случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако суд одновременно с принятием такого решения или после этого может вынести определение об отмене мер предварительной защиты по административному иску. В случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

4. По результатам рассмотрения заявления об отмене мер предварительной защиты по административному иску выносится определение, копии которого незамедлительно направляются лицам, участвующим в деле.

Меры предварительной защиты по административному делу

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ:

Статья 91 КАС РФ. Замена мер предварительной защиты по административному иску

Замена мер предварительной защиты по административному иску допускается по заявлению лица, участвующего в деле, в порядке, установленном настоящей главой.

Комментарии к статье 91 КАС РФ, судебная практика применения

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ» даны следующие разъяснения:

Замена мер предварительной защиты по административному иску

По смыслу статьи 91 КАС РФ, замена мер предварительной защиты по административному иску допускается по заявлению лица, участвующего в деле, в порядке, установленном статьями 86 — 88 Кодекса. Поскольку такое заявление рассматривается судом без извещения лиц, участвующих в деле, для его рассмотрения не требуется проведение судебного заседания

Глава 7. Меры предварительной защиты по административному иску (ст.ст. 85 — 91)

Глава 7. Меры предварительной защиты по административному иску

ГАРАНТ:

О некоторых вопросах применения судами норм настоящего Кодекса о мерах предварительной защиты по административному иску см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36

>
Применение мер предварительной защиты по административному иску
Содержание
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 211. Меры предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта

Статья 211. Меры предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 211 настоящего Кодекса

По административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается.

>
Объединение в одно производство административных дел об оспаривании нормативных правовых актов
Содержание
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Меры предварительной защиты по административному делу

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 89 КАС РФ. Отмена мер предварительной защиты по административному иску

    Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ:

    Статья 89 КАС РФ. Отмена мер предварительной защиты по административному иску

    1. Меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле.

    2. Заявление лиц, участвующих в деле, об отмене мер предварительной защиты по административному иску разрешается в судебном заседании в пятидневный срок со дня поступления заявления в суд. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению вопроса об отмене мер предварительной защиты по административному иску.

    3. В случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако суд одновременно с принятием такого решения или после этого может вынести определение об отмене мер предварительной защиты по административному иску. В случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.

    Читайте так же:  Нарушение тишины кто составляет протокол

    4. По результатам рассмотрения заявления об отмене мер предварительной защиты по административному иску выносится определение, копии которого незамедлительно направляются лицам, участвующим в деле.

    Статья 85. Применение мер предварительной защиты по административному иску

    Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ) 21-ФЗ

    • проверено сегодня
    • кодекс от 27.01.2020
    • вступила в силу 15.09.2015

    Ст. 85 КАС РФ в последней действующей редакции от 25 октября 2019 года.

    Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

    Раздел I общие положения

    Глава 7. Меры предварительной защиты по административному иску

    Статья 85. Применение мер предварительной защиты по административному иску

    1. По заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску, в том числе в случае приостановления производства по административному делу в целях урегулирования спора, если:

    • 1) до принятия судом решения по административному делу или примирения сторон существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
    • 2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

    2. Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определённым категориям административных дел.

    3. К мерам предварительной защиты по административному иску не относится приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий.

    4. Меры предварительной защиты по административному иску должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему.

    Статья 91 КАС РФ. Замена мер предварительной защиты по административному иску

    Замена мер предварительной защиты по административному иску допускается по заявлению лица, участвующего в деле, в порядке, установленном настоящей главой.

    Задайте вопрос юристу:

    Популярные материалы

    Комментарий к ст. 223 КАС РФ

    Мерами предварительной защиты по делам о признании незаконными решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть приостановление действия оспариваемого решения в отношении административного истца или приостановление совершения оспариваемого действия. По делам о признании незаконным бездействия КАС не предусматривает специальной меры предварительной защиты.

    Мера предварительной защиты по административному иску о признании незаконными решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, применяется только по заявлению административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц. Мера может быть применена, если до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, в защиту прав, свобод и законных интересов которого подано административное исковое заявление; защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер. При удовлетворении заявления суд также должен прийти к выводу о том, что мера предварительной защиты по административному иску соотносима с заявленным требованием и соразмерна ему.

    Статья 85. Применение мер предварительной защиты по административному иску

    Ст. 85 КАС РФ в последней действующей редакции от 25 октября 2019 года.

    Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

    Статья 85. Применение мер предварительной защиты по административному иску

    1. По заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску, в том числе в случае приостановления производства по административному делу в целях урегулирования спора, если:

    • 1) до принятия судом решения по административному делу или примирения сторон существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
    • 2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

    2. Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определённым категориям административных дел.

    3. К мерам предварительной защиты по административному иску не относится приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий.

    4. Меры предварительной защиты по административному иску должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему.

    Статья 85 КАС РФ. Применение мер предварительной защиты по административному иску (действующая редакция)

    1. По заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску, в том числе в случае приостановления производства по административному делу в целях урегулирования спора, если:

    1) до принятия судом решения по административному делу или примирения сторон существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;

    2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

    2. Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

    Читайте так же:  Куда подать заявление об оскорблении личности

    3. К мерам предварительной защиты по административному иску не относится приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий.

    4. Меры предварительной защиты по административному иску должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему.

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по КАС РФ

    «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2020 год»

    «Об утверждении требований к форматам исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа»

    Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по КАС РФ

    «Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 25.09.2019 N АКПИ19-557, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 13 перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587»

    «Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 21.10.2019 N АКПИ19-662, которым удовлетворено заявление о признании не действующим со дня принятия письма ФАС РФ от 31.05.2011 N ИА/16692 «О разъяснении пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»»

    Статья 85 КАС РФ. Применение мер предварительной защиты по административному иску

    1. По заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску, в том числе в случае приостановления производства по административному делу в целях урегулирования спора, если:

    1) до принятия судом решения по административному делу или примирения сторон существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;

    2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

    2. Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

    3. К мерам предварительной защиты по административному иску не относится приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий.

    4. Меры предварительной защиты по административному иску должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему.

    Статья 223 КАС РФ. Меры предварительной защиты по административному иску о признании незаконными решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (действующая редакция)

    По административным делам об оспаривании решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в порядке, предусмотренном главой 7 настоящего Кодекса, вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    Законы Российской Федерации по КАС РФ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Документы Пленума и Президиума Верховного суда по КАС РФ

    «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза»

    «О некоторых вопросах, возникающих в связи с рассмотрением судами административных дел о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке»

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

    Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по КАС РФ

    «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2020 год»

    «Об утверждении требований к форматам исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа»

    Кодексы РФ

    Комментарий к ст. 85 КАС РФ

    1. Меры предварительной защиты по административному иску являются аналогом мер обеспечения иска (гл. 8 АПК, гл. 13 ГПК). Их значение заключается в защите прав административного истца от действия оспариваемого акта, от продолжения нарушения его прав в период рассмотрения административного иска, в том числе в защите его имущественных интересов. Институт предварительной защиты по административному иску является также средством, гарантирующим исполнение будущего судебного решения. Сам механизм предварительной защиты заключается в принятии мер, с помощью которых гарантируется в дальнейшем исполнение судебных решений и обеспечивается защита административного истца на период рассмотрения дела.

    Как отмечено в п. 2.1 Определения КС РФ от 25 сентября 2014 г. N 2182-О, «положения части 2 статьи 90 и части 3 статьи 93 АПК РФ, устанавливающие, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, и в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю, а при отсутствии таких оснований в обеспечении иска может быть отказано, направлены — во взаимосвязи с другими предписаниями главы 8 АПК РФ — на недопущение неисполнения судебного акта и тем самым выступают правовой гарантией исполнимости судебных решений. «. Указанная правовая позиция КС РФ распространяется на дела как гражданского, так и административного судопроизводства.

    Основные различия мер предварительной защиты по административному иску и обеспечительных мер по гл. 8 АПК и гл. 13 ГПК заключаются в следующем. Во-первых, в арбитражном процессе обеспечительные меры подразделяются на меры обеспечения иска и предварительные обеспечительные меры, применяемые до предъявления иска. В гражданском процессе также имеются предварительные обеспечительные меры по одной категории дел (ст. 144.1 ГПК). Что касается гл. 7 КАС, то здесь допускаются только меры предварительной защиты по поданному административному иску, до обращения в суд применение таких мер невозможно.

    Читайте так же:  Сроки давности по административным делам в суде

    Во-вторых, более узким является круг мер предварительной защиты по сравнению с мерами, предусмотренными в гл. 8 АПК и гл. 13 ГПК.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В-третьих, установлены нормативные запреты на возможность использования некоторых мер предварительной защиты по отдельным видам административных исков. Например, принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается, кроме запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца (ст. 211 КАС).

    То же самое касается административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. При их рассмотрении и разрешении в период избирательной кампании, кампании референдума суд до дня опубликования результатов выборов, референдума не может применять меры предварительной защиты к административному исковому заявлению в виде:

    1) наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия;

    2) приостановления деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;

    3) запрета избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума (ч. 5 ст. 243 КАС).

    В АПК и ГПК не установлено нормативных запретов на применение тех или иных обеспечительных мер, однако они выводятся из судебной практики и были сформулированы, в частности, в постановлениях пленумов высших судов.

    В-четвертых, есть некоторые различия процедурного характера. Например, в отдельных случаях (ст. 225.6 АПК) допускается рассмотрение заявления о применении обеспечительных мер в судебном заседании с вызовом сторон, в то время как заявление о применении мер предварительной защиты рассматривается судьей во всех случаях без извещения лиц, участвующих в деле (ч. 3 ст. 87 КАС).

    Остальные вопросы процессуально-процедурного характера схожи с регулированием в ГПК и АПК и не имеют признаков, которые бы отличали их от обеспечительных мер в гражданском и арбитражном процессах. В частности, меры предварительной защиты по административному иску также по смыслу гл. 7 КАС имеют срочный и временный характер. Срочность означает безотлагательность разрешения заявления о мерах предварительной защиты, а также процедурную упрощенность разрешения данного вопроса. Временный характер мер заключается в ограниченности их действия периодом рассмотрения административного дела, а также тем обстоятельством, был удовлетворен административный иск или нет.

    2. Какими могут меры предварительной защиты по административному иску? В отличие от ст. 140 ГПК и ст. 91 АПК в КАС не содержится такого относительно исчерпывающего перечня. Из ч. 2 комментируемой статьи следует, что в качестве мер предварительной защиты могут применяться:

    — приостановление полностью или в части действия оспариваемого решения;

    — запрет на совершение определенных действий.

    Согласно ч. 2 рассматриваемой статьи этот перечень не является закрытым, поскольку суд вправе принять иные меры предварительной защиты по административному иску либо в КАС имеет место конкретизация общих мер, указанных в ч. 2 данной статьи, в частности:

    — по административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца (ст. 211 КАС);

    — по административным делам об оспаривании решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия (ст. 223 КАС);

    — по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации суд может применить меры предварительной защиты по административному исковому заявлению о приостановлении деятельности в виде:

    1) приостановления деятельности соответствующих организации и объединения, средства массовой информации;

    2) приостановления выпуска и (или) реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов;

    3) наложения ареста на имущество соответствующих организации, объединения;

    4) запрещения совершения определенных действий, связанных с деятельностью соответствующих организации, объединения, средства массовой информации (ч. 2 ст. 263 КАС);

    — по административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций суд вправе наложить арест на имущество административного ответчика в размере, не превышающем объема заявленных требований (ст. 288 КАС).

    Как указано в ч. 2 комментируемой статьи, суд может принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных ч. 1 данной статьи. Следовательно, перечень мер предварительной защиты в административном судопроизводстве не является исчерпывающим и может быть дополнен как другими федеральными законами, так и, скорее всего, по усмотрению судьи в зависимости от характера административного дела и требований административного истца.

    3. Применение мер предварительной защиты производится по общему правилу по заявлению административного истца. Также с таким заявлением вправе обратиться согласно ч. 1 комментируемой статьи прокурор и субъекты, указанные в ст. 40 КАС, обратившиеся за защитой прав других лиц либо неопределенного круга лиц.

    4. В ч. ч. 1 и 3 комментируемой статьи указаны условия доказывания и удовлетворения заявления о применении мер предварительной защиты. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 86 КАС заявитель должен указать причину обращения с заявлением о применении мер предварительной защиты по административному иску и ее обоснование. В данном случае можно говорить о локальном предмете доказывания, который, в отличие от общего предмета доказывания по делу, образуют факты, необходимые для разрешения заявленного ходатайства о применении мер предварительной защиты.

    В предмет доказывания для решения вопроса о применении мер предварительной защиты административного иска включаются следующие фактические обстоятельства:

    1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление (ч. 1 комментируемой статьи);

    Читайте так же:  Обжалование постановления верховного суда по административному делу

    2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер (ч. 1 анализируемой статьи);

    3) соразмерность и сопоставимость мер предварительной защиты по административному иску заявленному административным истцом требованию (ч. 4 рассматриваемой статьи).

    КАС не определяет круг доказательств, которые могут использоваться для доказывания административным истцом, обратившимся с заявлением о применении мер предварительной защиты, указанных выше фактических обстоятельств. Законодательство также не установило здесь специальных правил допустимости средств доказывания. Исходя из ст. 59 КАС доказательствами будут являться любые сведения о фактах, которые смогут подтвердить явную опасность нарушения прав, свобод и законных интересов истца или неопределенного круга лиц, необходимость принятия таких мер для защиты прав истца, а также их соразмерность и сопоставимость с заявленным требованием. Следует также учитывать оценочный характер всех приведенных фактических обстоятельств. Поэтому истец вправе приводить любые фактические данные, свидетельствующие о возможной недобросовестности ответчика.

    Как распределяется бремя доказывания при рассмотрении заявления о применении мер предварительной защиты? Полагаем, что бремя доказывания фактов, свидетельствующих о необходимости применения указанных мер, возлагается на заявителя без выслушивания другой стороны. Если заявитель не сможет привести убедительные доказательства наличия оснований для применения мер предварительной защиты, то согласно ч. 4 ст. 87 КАС в удовлетворении заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть отказано.

    Статья 85. Применение мер предварительной защиты по административному иску

    1. По заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если:
    1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
    2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

    2. Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

    3. К мерам предварительной защиты по административному иску не относится приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий.

    4. Меры предварительной защиты по административному иску должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему.

    Кодексы РФ

    Документы Пленума и Президиума Верховного суда по КАС РФ

    «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза»

    «О некоторых вопросах, возникающих в связи с рассмотрением судами административных дел о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке»

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

    Популярные материалы

    Законы Российской Федерации по КАС РФ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Комментарий к статье 85 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

    Комментируемой статьей определен порядок применения мер предварительной защиты по административному иску.

    Под мерами предварительной защиты по административному иску следует понимать принятые судом запреты и (или) ограничения, соотносимые и соразмерные заявленным требованиям, необходимые для недопущения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц.

    Меры предварительной защиты по административному иску могут быть приняты по соответствующему заявлению административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц.

    Условиями применения мер предварительной защиты являются:

    — существование до принятия судом решения по административному делу явной опасности нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;

    — невозможность или затруднительность защиты прав, свобод и законных интересов административного истца без принятия таких мер.

    Отметим, что согласно ч. 3 ст. 178 Кодекса при принятии решения суд в числе прочих также решает вопрос о сохранении или об отмене действия мер предварительной защиты по административному иску.

    В качестве мер предварительной защиты по административному иску судом могут быть приняты:

    — приостановление полностью или в части действия оспариваемого решения;

    — запрет на совершение определенного действия;

    — иные меры предварительной защиты по административному иску, соответствующие указанным выше условиям.

    Например, в соответствии со ст. 211 Кодекса по административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца.

    Согласно ч. 2 ст. 263 Кодекса по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации суд на основании соответствующего заявления (ходатайства) и в порядке, предусмотренном гл. 7 настоящего Кодекса, может применить меры предварительной защиты по административному исковому заявлению о приостановлении деятельности в виде:

    — приостановления деятельности соответствующих организации и объединения, средства массовой информации;

    — приостановления выпуска и (или) реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов;

    — наложения ареста на имущество соответствующих организации, объединения;

    — запрещения совершения определенных действий, связанных с деятельностью соответствующих организации, объединения, средства массовой информации.

    Читайте так же:  Неисполнение обязательств по решению суда

    Настоящим Кодексом может быть предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

    В той же ст. 211 Кодекса отмечается, что принятие иных мер предварительной защиты (помимо запрета применения оспариваемого нормативного правового акта) по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается.

    Или, например, из ч. 5 ст. 243 Кодекса следует, что при рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в период избирательной кампании, кампании референдума суд до дня опубликования результатов выборов, референдума не может применять меры предварительной защиты к административному исковому заявлению в виде:

    — наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия;

    — приостановления деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;

    — запрета избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

    В ч. 3 комментируемой статьи установлено, что приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий не относятся к мерам предварительной защиты по административному иску.

    Следует обратиться к практике применения гл. 13 ГПК РФ.

    Так, Пленумом Верховного Суда РФ в п. 28 Постановления от 31.03.2011 N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что положения гл. 13 ГПК РФ о мерах обеспечения иска распространяются на дела по заявлениям о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации с установленными ч. 3 ст. 260.1 ГПК РФ ограничениями на применение в период избирательной кампании, кампании референдума до дня опубликования результатов выборов, референдума таких мер, как наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или на их изъятие; запрещение избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

    Исходя из положений ст. 139 ГПК РФ суд вправе принять меры по обеспечению заявленных требований во всяком положении дела, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение решения. При этом указанные меры не должны приводить к необоснованному нарушению прав и свобод избирателей, создавать препятствия к осуществлению избирательными комиссиями своих полномочий, предоставленных законодательством .

    В п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» разъяснено, что вопрос о применении мер по обеспечению иска по гражданским делам, касающимся средств массовой информации, разрешается по правилам, установленным гл. 13 ГПК РФ.

    Часть 1 ст. 140 ГПК РФ содержит примерный перечень мер по обеспечению иска и предусматривает право судьи или суда в необходимых случаях принять иные меры по обеспечению иска, которые отвечают целям, указанным в ст. 139 этого Кодекса.

    Приостановление деятельности средства массовой информации является исключительной мерой по обеспечению иска и может применяться только по делам о прекращении деятельности средства массовой информации, поскольку по таким делам эта мера соответствует названным в ст. 139 ГПК РФ целям и прямо предусмотрена ч. 5 ст. 16 Закона РФ «О средствах массовой информации» и ч. 3 ст. 11 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

    По иным гражданским делам, касающимся деятельности средств массовой информации, в качестве мер по обеспечению иска не могут применяться приостановление деятельности средства массовой информации, а также запрет для средства массовой информации подготавливать и распространять новые материалы по определенной теме, поскольку по таким делам указанные меры не будут отвечать целям, названным в ст. 139 ГПК РФ, и не будут являться необходимыми для обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

    Для выполнения установленных ч. 3 ст. 140 ГПК РФ требований о соразмерности мер по обеспечению иска необходимо принимать во внимание характер допущенных нарушений (в частности, относятся ли они к случаям злоупотребления свободой массовой информации или являются иными нарушениями законодательства о средствах массовой информации), а также оценивать негативные последствия для свободы массовой информации, которые может повлечь применение таких мер .

    Комментарии и консультации юристов по ст 85 КАС РФ

    Если у вас возникли вопросы по статье 85 КАС РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

    Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

    Глава 7 КАС РФ. МЕРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ИСКУ

    [ действующая редакция ]

    Задайте вопрос юристу:

    Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ст. 91 КАС РФ

    «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

    Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по КАС РФ

    «Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 25.09.2019 N АКПИ19-557, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 13 перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587»

    Видео (кликните для воспроизведения).

    «Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 21.10.2019 N АКПИ19-662, которым удовлетворено заявление о признании не действующим со дня принятия письма ФАС РФ от 31.05.2011 N ИА/16692 «О разъяснении пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»»

    Источники

    Меры предварительной защиты по административному делу
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here