Лица не подлежащие административному наказанию

Полезное по теме: "Лица не подлежащие административному наказанию" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Комментарий к Ст. 2.4 КоАП РФ

1. Комментируемая статья предусматривает случаи, когда физическое лицо привлекается к административной ответственности в качестве должностного лица. Обязательное условие для этого — совершение таким лицом административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание к комментируемой статье дает определение понятию «должностное лицо», а также некоторые разъяснения, позволяющие определить статус должностного лица при наложении на него мер административного взыскания в качестве такового.

Под должностным лицом в Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. К должностным лицам также следует относить:

1) лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, руководителей и других работников иных организаций, арбитражных управляющих, а также совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьями:

13.25 — Нарушение требований законодательства о хранении документов;

14.24 — Нарушение законодательства об организованных торгах;

14.55 — Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа;

15.17 — Недобросовестная эмиссия ценных бумаг;

15.18 — Незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами;

15.19 — Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках;

15.20 — Воспрепятствование осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

15.21 — Неправомерное использование инсайдерской информации;

15.22 — Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг;

15.23.1 — Нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов;

15.24.1 — Незаконные выдача либо обращение документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства;

15.29 — Нарушение требований законодательства РФ, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций, лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов,

15.30 — Манипулирование рынком;

15.31 — Незаконное использование слов «инвестиционный фонд» либо образованных на их основе словосочетаний;

15.37 — Грубое нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности;

19.7.3 — Непредставление информации в Банк России.

При этом к должностным лицам относятся члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций;

2) лиц, осуществляющих функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактных управляющих, работников контрактной службы, совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьями:

7.29 — Несоблюдение требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях;

7.29.1 — Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа;

7.29.2 — Отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу;

7.30 — Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7.31 — Нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

7.31.1 — Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника закупки, порядка ведения реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, правил документооборота при проведении электронного аукциона, разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки информации об участнике закупки до подведения результатов электронного аукциона;

7.32 — Нарушение порядка заключения, изменения контракта;

ч. ч. 7, 7.1 статьи 19.5 — Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, и невыполнение в установленный срок законного предписания или требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, либо его территориального органа;

19.7.2 — Непредставление информации или представление заведомо недостоверной информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

3) лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершивших административные правонарушения. При этом следует учитывать, что привлечение таких лиц к административной ответственности как должностных лиц допускается только по правонарушениям, совершенным ими в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Читайте так же:  Оскорбление личности статья 130 казахстан

Правоприменительная практика сталкивается со множеством вопросов при определении субъекта административной ответственности — привлекать к ответственности за совершенное деяние в качестве должностного лица или как гражданина. На сегодняшний день существует ряд ведомственных нормативных актов, дающих соответствующие разъяснения.

Следует отметить, что Федеральным законом от 05.05.2014 N 122-ФЗ примечание к комментируемой статье 2.4 дополнено новым четвертым предложением следующего содержания: «Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5 КоАП, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица».

Методические рекомендации по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России, утвержденные ФССП России, от 04.06.2012 N 07-12, дают определения соответствующих понятий.

Субъект административного правонарушения — лицо, совершившее административное правонарушение.

Физическое лицо — лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Должностное лицо — лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. К этой же категории относятся и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст. 2.4 КоАП РФ).

Статья 2.4. КоАП РФ. Административная ответственность должностных лиц

Ст 2.4 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Комментарий к статье 2.4. КоАП РФ:

1. Статья посвящена должностным лицам как специальным субъектам административных правонарушений. В большинстве статей КоАП РФ в числе возможных субъектов административной ответственности названы должностные лица.

2. Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении. Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Такая установка КоАП РФ никоим образом не ставит знак равенства между дисциплинарным и административным правонарушением, между дисциплинарной и административной ответственностью. КоАП РФ лишь презюмирует, что невыполнение должностными лицами обязанностей по службе может быть не только дисциплинарным проступком, но и административным правонарушением. Причем не любой дисциплинарный проступок, если он совершен должностным лицом, может автоматически считаться административным правонарушением. Для признания его таковым необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Законодатель при формулировании составов со специальным субъектом ответственности руководствовался определенным ограничителем: административным правонарушением признается нарушение лишь таких служебных правил (обязанностей), которые имеют надведомственный характер и охраняют государственный интерес.

Сложная правовая природа таких служебных обязанностей обусловила то обстоятельство, что государство, во-первых, охраняет их с помощью не одного, а нескольких видов ответственности и, во-вторых, учредило соответствующие контрольно-надзорные органы, призванные следить за выполнением этих правил.

3. В комментируемой статье впервые в законодательстве об административных правонарушениях закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. В своей основе оно совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ, если принять во внимание обобщающую формулировку ст. ст. 201, 285, 318 УК РФ (см. комментарий к ст. 19.28 КоАП РФ).

Прежде всего, данная статья относит к должностным лицам представителей власти, т.е. лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Речь идет о должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов. Функции представителя власти могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).

В качестве должностных лиц (кроме должностных лиц, являющихся государственными или муниципальными служащими, служащими государственных учреждений и организаций) рассматриваются также руководители и иные работники иных (т.е. негосударственных) организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Ныне перечень таких лиц дополнительно конкретизирован применительно к ряду статей Особенной части КоАП РФ. Речь идет об ответственности членов советов директоров, коллегиальных исполнительных органов, счетных, ревизионных, ликвидационных комиссий юридических лиц и руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, за нарушение требований законодательства о хранении документов (ст. 13.25), за нарушение законодательства о биржах и биржевой торговле (ст. 14.24), за нарушения законодательства о ценных бумагах (ст. ст. 15.17 — 15.22), а также за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, ч. 9 ст. 19.5 и рядом других статей КоАП РФ.

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ к числу должностных лиц отнесены также лица, осуществляющие функции члена конкурсной комиссии, котировочной комиссии или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32 КоАП РФ.

Читайте так же:  Расчет безучетного потребления электроэнергии по 354 постановлению

По ответственности приравнены к должностным лицам и индивидуальные предприниматели, т.е. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это общее правило, но из него законом может быть сделано исключение. Такое исключение установлено, например, в примечании к ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, где говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

4. Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

5. Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу.

6. Тот факт, что административное правонарушение должностного лица одновременно является и нарушением служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, обусловливает вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух мер наказания: и административного наказания, и дисциплинарного взыскания. В КоАП РФ общего решения этого вопроса нет. Однако исходя из того что меры и дисциплинарной, и административной ответственности имеют характер наказания, вряд ли целесообразно обязательное одновременное применение к должностному лицу за совершение им противоправного деяния, содержащего признаки и дисциплинарного, и административного правонарушения, двойного наказания. Такое наказание допустимо, во-первых, лишь за отдельные виды правонарушений, социальная вредность которых достаточно велика, и, во-вторых, если об этом есть специальное указание в законе.

В случае причинения нарушителем еще и материального ущерба возможно одновременное применение за одно и то же деяние и административной, и материальной ответственности, поскольку последняя, в отличие от первой, выполняет лишь правовосстановительную функцию.

7. Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ существенно расширен круг государственных и муниципальных учреждений (бюджетных учреждений), на которые распространяются порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, и оказание услуг, установленный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (с изм. и доп.). В связи с этим служащие бюджетных учреждений, на которых возложены функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии бюджетного учреждения — заказчика, также приравниваются к должностным лицам и, следовательно, несут ответственность, предусмотренную ст. ст. 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса.

Административные наказания: общие правила назначения и особые условия их применения

Административные наказания назначают органы или должностные лица, которые имеют право рассматривать дела о нарушениях административного законодательства. Наказания назначаются в соответствии с установленными КоАП общими правилами.

Общие правила назначения административного наказания формулируются следующим образом:

Нормы федерального законодательства закрепляют факторы и условия, которые могут как смягчать или отягчать административную ответственность, так и освобождают от нее. Обстоятельства, которые исключают административную ответственность за совершение административного правонарушения также прописаны в КоАП.

Согласно ему от административной ответственности освобождаются:

  • несовершеннолетние, которым не исполнилось 16 лет;
  • психически больные лица или лица, которые действовали в невменяемом состоянии;
  • лица, которых нельзя привлечь к ответственности по сроку давности;
  • физические лица и юридические организации, которые устранили опасность, угрожавшей личности, группе лиц, обществу или государству. При этом вред должен быть незначителен по сравнению с предотвращенной опасностью. Например, проводить аварийные или спасательные работы без соответствующего разрешения;
  • юридические лица, нарушившие пункт закона, согласно которому за конкретное деяние может отвечать только физическое лицо.

В данных случаях нарушителям выносится устное замечание. Если совершенное нарушение незначительно, виновному лицу также делают устное замечание и освобождают от ответственности. Если правонарушение совершило лицо 16-18 лет, дело рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних. От административной ответственности нарушитель освобождается, но к нему применяются меры воздействия, предусмотренные ФЗ о правах несовершеннолетних.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства

Смягчающие обстоятельства установлены в КоАП. В соответствии с ним приняты факторы и условия, с учетом которых к виновному применяются менее строгие меры административной ответственности.

К смягчающим обстоятельствам относится:

  • раскаяние;
  • добровольная явка с повинной;
  • добровольная компенсация или устранение причиненного ущерба;
  • профилактика последствий;
  • невменяемое состояние, трудная личная или семейная ситуация;
  • несовершеннолетие;
  • беременность или уход за малолетним ребенком.

Данный список является открытым, поскольку судебный орган может признать смягчающими факторы, не прописанные в действующем законодательстве. В любом случае обстоятельства, признанные смягчающими, будут соответствовать КоАП.

Отягчающими обстоятельствами являются факторы и условия, при которых назначается более строгое наказание за административное правонарушение. Так происходит, если данные условия не являются квалифицированным признаком нарушения административного законодательства.

Они представляют собой законодательно закрепленный список, который не подлежит расширительному толкованию:

  • лицо продолжает совершать противоправные действия, несмотря на требования должностных лиц прекратить их;
  • лицо совершает повторное нарушение, за которое оно уже подвергалось административному наказанию до истечения срока;
  • нарушитель вовлек несовершеннолетнего в незаконную деятельность;
  • противоправные действия совершены группой лиц;
  • административное правонарушение совершено в условиях чрезвычайной ситуации;
  • правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения.

В отдельных случаях КоАП предусматривает другие обстоятельства, которые отягчают вину нарушителя. Тогда наказание назначается с учетом всех обстоятельств произошедшего.

Порядок применения административной ответственности

К члену Совета Федерации, депутату Гос.Думы или депутату городского собрания субъекта РФ применяются особые меры ответственности за административные правонарушения. Прокурор привлекается к ответственности на основе проверки соответствующего органа прокуратуры. Действует определенный порядок по привлечению судьи к административной ответственности.

Читайте так же:  Максимальные административные штрафы за нарушение обучения

Генеральный прокурор РФ назначает судебную комиссию, состоящую из трех судей. Ее состав различается, в зависимости от статуса судьи. Если предстоит вынести вердикт судье Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда, членами комиссии станут судьи Верховного Суда РФ. Если нужно возбудить дело в отношении судьи иного суда, привлекаются судьи верховного суда республики, краевого, областного суда. В любом случае, судья привлекается к ответственности в течение 10 дней. Мировые судьи пользуются статусом неприкосновенности.

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность (ст.ст. 2.1 — 2.10)

Видео (кликните для воспроизведения).

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность

>
Административное правонарушение
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

1. Анализ правил ст. 2.4 показывает, что:

1) они подлежат применению лишь постольку, поскольку административное правонарушение совершило должностное лицо. При этом нельзя забывать:

а) что должностное лицо — это физическое лицо. В связи с этим к административной ответственности этих лиц применяются правила:

— ч. 1 ст. 2.1 (о том, что считается административным правонарушением);

— ст. 2.2 (о формах вины при совершении административного правонарушения);

— ст. 2.8 (о том, что исключается ответственность должностного лица, если оно совершило административное правонарушение в состоянии невменяемости) и ряда других норм КоАП. См. коммент. к указанным статьям;

б) что по особым правилам несут административную ответственность должностные лица из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и некоторые другие категории должностных лиц (см. коммент. к ст. 2.5);

2) должностное лицо подлежит административной ответственности, когда совершенное им правонарушение связано:

а) с неисполнением своих служебных обязанностей. Последние чаще всего предусмотрены в федеральных законах (например, в Законе о госслужбе, Законе о муниципальной службе), законах субъектов Российской Федерации (например, в Уставе г. Москвы), а также в иных нормативных правовых актах (например, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ о полномочиях должностных лиц различных федеральных органов исполнительной власти), во всякого рода служебных, должностных инструкциях, правилах внутреннего распорядка, уставах о дисциплине работников, наставлениях и т.п. нормативных правовых актах. Поэтому в каждом случае привлечения должностного лица к административной ответственности необходимо изучить тот или иной нормативный правовой акт (из числа указанных выше) и убедиться, что должностное лицо не исполнило свои служебные обязанности;

б) с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

2. Примечание к ст. 2.4 дает легальное определение должностных лиц. Анализ этого определения показывает, что:

1) оно существенно отличается от содержащегося в УК (см. ниже);

2) должностное лицо:

а) осуществляет функции, упомянутые в Примечании:

— временно (например, во время отпуска руководителя);

— в соответствии со специальными полномочиями (они могут быть выражены в доверенности, в специальном удостоверении, в приказе, в учредительных документах организации и т.п.);

б) осуществляет функции представителя власти. Иначе говоря, это лицо наделено (в порядке, установленном законом, например, Законом о госслужбе, Законом о ФСБ, Законом о милиции) распорядительными полномочиями (т.е. его указания, приказы, распоряжения и т.п. обязательны к исполнению другими гражданами, организациями, должностным лицом) в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Так, распоряжения должностного лица милиции, отданные в соответствии со ст. 10-12 Закона о милиции, обязательны к исполнению всеми гражданами и организациями;

в) выполняет организационно-распорядительные функции (в т.ч. прием на работу, увольнение, издает обязательные для подчиненных приказы, дает распоряжения, осуществляет руководство подчиненными, планирует и направляет их работу, деятельность и т.п.) в государственных органах, органах местного самоуправления, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях (например, Железнодорожных войсках, формированиях МЧС России, Минюста России);

г) осуществляет (в упомянутых органах, войсках, организациях) также административно-хозяйственные функции (например, подписывает банковские документы, выдает доверенности, организует использование бюджетных средств, распоряжается имуществом в установленном порядке);

3) к упомянутым должностным лицам Примечание приравнивает также тех, кто совершил административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в организациях; т.е. от «классических» должностных лиц данная группа лиц отличается тем, что они никогда не осуществляют функции представителя власти; в связи с этим противоречат КоАП случаи создания, например, при государственных органах, органах местного самоуправления всякого рода коммерческих и полукоммерческих организаций, которые якобы выполняют чисто техническую работу (по подготовке документов, анализу представленных документов, оформлению их, регистрации и т.п.), но фактически осуществляют (на платной основе) функции, присущие только государственным органам, органам местного самоуправления и иным представителям власти (например, осуществляют государственную регистрацию прав, выдают свидетельство о государственной регистрации юридического лица, оформляют заграничные паспорта), а именно:

а) руководителей организаций (независимо от форм собственности);

б) работников организаций. При этом речь идет о тех из них, которые выполняют административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции:

— постоянно, в силу своего служебного положения (например, главный бухгалтер организации, коммерческий директор ОАО, первый заместитель генерального директора государственного унитарного предприятия). В практике возникает вопрос: относятся ли к числу таких работников руководители совета директоров АО, наблюдательного совета ООО и иных подобных органов юридических лиц? Да, если они состоят в трудовых (но не гражданско-правовых) отношениях с юридическим лицом, а также фактически (хотя в учредительных документах это и не отражено) осуществляют упомянутые выше функции;

Читайте так же:  После административного правонарушения

— по специальному полномочию (например, в силу разовой доверенности, выданной руководителем, в связи с временным исполнением функций руководителя на основании приказа по организации);

в) членов совета директоров, коллегиальных исполнительных органов иных руководителей и работников (прямо перечисленных во втором предложении примечания) организаций совершивших хотя бы одно из административных правонарушений, перечисленных в ст. 13.25, 14.24, 15.17-15.22, 15.24.1, 15.29-15.31, ч. 9 ст. 19.5, ст. 19.7.3 КоАП (см. комментарий к ним). Данное положение было введено в примечание к ст. 2.4 Законом N 9 от 09.02.09 и вступило в силу с 13.04.09. После вступления (с 22.08.09) изменений, внесенных в ст. 2.4 Законом N 160 от 17.07.09 должностными лицами (для целей КоАП) признаются также лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком (при совершении ими административных правонарушений, предусмотренных в ст. 7.29-7.32 КоАП, см. комментарий к ним);

4) для целей КоАП к должностным лицам приравниваются также индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Речь идет о физических лицах, которые прошли государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 23 ГК и Положением о регистрации предпринимателей (а после 01.07.2004 — в соответствии с Законом об ЮЛ). Однако Законом N 160 от 17.07.07 в примечание к ст. 2.4 внесено важное уточнение: установлено, что ИП приравниваются к должностным лицам, если только нормами КоАП не установлено иное.

В практике возникают вопросы:

приравниваются ли к должностным лицам частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (учитывая то, что в соответствии со ст. 11 НК эти лица приравниваются к индивидуальным предпринимателям)? Нет, КоАП не приравнивает этих лиц к должностным;

приравниваются ли к должностным лицам те индивидуальные предприниматели, которые не имеют работников (т.е. не являются работодателями, нет у них никого в подчинении)? Необходимо исходить из буквального текста примечания к ст. 2.4: в нем не делается исключений для ИП, которые не являются работодателями и не имеют подчиненных. Нет таких исключений и в других нормах КоАП. По-видимому, законодатель учитывал то, что ИП подписывает финансовые документы, заключает договоры, распоряжается имуществом и т.п., т.е. выполняет определенные организационно-распорядительные функции.

3. Для правильного применения ст. 2.4 необходимо также учесть:

1) положения ст. 2.5 об особенностях административной ответственности некоторых должностных лиц;

2) положения ст. 2.1 (о том, что привлечение к ответственности должностного лица не освобождает саму организацию от административной ответственности);

3) нормы ст. 2.9 о возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения. См. коммент. к указанным статьям.

Верховный Суд обратил внимание на то, что привлечение должностного лица к уголовной ответственности не освобождает ЮЛ от привлечения к административной ответственности (п. 15 Пост. N 5).

ВАС РФ разъяснил (в п. 22 пост. N 2), что ИП совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности несут административную ответственность, как должностные лица, если законом не установлено иное. Если правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью, то ИП несет ответственность как гражданин.

Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Особые обстоятельства применения административной ответственности

Особые обстоятельства устанавливает КоАП и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Они определяют обстоятельства, с учетом которых меры административной ответственности применяются в особом порядке.

Должные лица наказываются, если они не исполняют свои обязанности. Или исполняют, но в ненадлежащем порядке. Речь идет о физическом лице, которое является представителем власти на постоянной или временной основе. Иными словами, данное лицо имеет право распоряжаться широким кругом лиц, которые не зависят от него в служебном отношении. Физическое лицо также может выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в гос. органах, органах местного самоуправления, гос. и муниципальных организациях. Оно также может осуществлять данную деятельность в Вооруженных Силах и воинских формированиях РФ.

Должностными лицами, которые несут административную ответственность, являются:

  • руководители и сотрудники организаций;
  • члены советов директоров (наблюдательные советы), коллегиальных исполнительных органов (правления и дирекции), счетных, ревизионных и ликвидационных комиссий;
  • лица, занятые в конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, которую создал гос. или муниципальный заказчик;
  • ИП.

Иностранцы, проживающие на территории РФ, могут быть привлечены к административной ответственности на основании норм международного права. Дисциплинарная ответственность лиц, занятых на военной службе и лиц, имеющих специальное звание (сотрудники ОВД) регулируется нормативно-правовой базой, которая регламентирует прохождение военной службы. В ряде случаев административный арест и штраф не применяется.

Речь идет о солдатах-срочниках, которые еще не перешли на контрактную службу, и курсантах военных училищ. Иностранцы не могут быть выдворены за границы РФ. Мера административного ареста не применяется к женщинам в положении и матерям, чьи дети не достигли 14 лет. Запрещается арестовывать несовершеннолетних, а также люди с ограниченными возможностями I и II групп. Лица, которые добывают средства к существованию благодаря охоте и рыболовству, не лишаются права охотиться и ловить рыбу. Дозволенные орудия для данных видов деятельности не подлежат изъятию и конфискации.

Читайте так же:  Неверно составленный протокол об административном правонарушении

Инвалиды водительских прав не лишаются. Исключением являются случаи, если они сели за руль в состоянии опьянения, отказываются пройти на тест на алкоголь или покинули место ДТП. Допускается привлекать собственников автомобилей к ответственности на основе полученных записей с дорожной камеры, а также на основе фото- и видеоматериалов других участников дорожного движения. Исключением являются случаи, когда за рулем автомобиля был другой водитель, грубо нарушивший ПДД.

Комментарий к Ст. 2.1 КоАП РФ

1. Часть первая комментируемой статьи дает определение понятия «административное правонарушение». Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки административного правонарушения, совокупность которых позволяет определить наличие либо отсутствие такового:

1) противоправность действия (бездействия). Противоправность говорит о нарушении установленной законодательством нормы, регулирующей те или иные отношения;

2) наличие вины. Вина — субъективная сторона правонарушения. Она может характеризоваться умыслом или неосторожностью (формой вины). В соответствии со ст. 2.2 комментируемого Кодекса административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть;

3) наличие субъекта правонарушения — физическое или юридическое лицо. В отличие от привлечения к уголовной ответственности, где субъектом правонарушения может быть только физическое лицо, наказание за административное правонарушение может быть наложено на юридическое лицо. Физическое лицо привлекается к административной ответственности по достижении им шестнадцатилетнего возраста. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях;

4) за совершенное деяние (действие или бездействие) комментируемым законом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к административной ответственности за противоправное деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность, не допустимо.

В зависимости от объекта правонарушения все административные правонарушения подразделяются на несколько видов:

— административные правонарушения, посягающие на права граждан (глава 5);

— административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6);

— административные правонарушения в области охраны собственности (гл. 7);

— административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);

— административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9);

— административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10);

— административные правонарушения на транспорте (гл. 11);

— административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12);

— административные правонарушения в области связи и информации (гл. 13);

— административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (гл. 14);

— административные правонарушения в области финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);

— административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);

— административные правонарушения, посягающие на институты Государственной власти (гл. 17);

— административные правонарушения в области защиты государственной границы и обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории РФ (гл. 18);

— административные правонарушения против порядка управления (гл. 19);

— административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20);

— административные правонарушения в области воинского учета (гл. 21).

В зависимости от формы вины административные правонарушения подразделяются на совершенные умышлено и совершенные по неосторожности.

2. При привлечении к административной ответственности юридического лица комментируемый Кодекс не исключает из состава такого правонарушения наличие субъективной стороны. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Положения части 2 комментируемой статьи, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности, предусмотренной статьей 1.5 комментируемого Кодекса, и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Часть третья комментируемой статьи предусматривает возможность привлечения к административной ответственности по одному и тому же составу административного правонарушения одновременно и юридического лица, и должностного лица данного юридического лица, виновного в совершении правонарушения: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Источники

Лица не подлежащие административному наказанию
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here