Ликвидация несанкционированных свалок региональным оператором

Полезное по теме: "Ликвидация несанкционированных свалок региональным оператором" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Новости

04.07.2019

Администрация Очерского муниципального района разъясняет о порядке ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее – ТКО)

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

При выявлении свалки, расположенной на земельном участке, находящимся в частной собственности, администрация Очерского муниципального района направляет уведомление собственнику земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО, а также в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю либо в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края. Собственник земельного участка обязан заключить договор на ликвидацию обнаруженной свалки.

При выявлении свалок, расположенных на землях лесного фонда, уведомление о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО направляется в адрес администрации Очерского муниципального района или в адрес соответствующего лесничества и Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.

В случае обнаружения места складирования ТКО (информация о несанкционированных местах размещения ТКО поступает в адрес ПКГУП «Теплоэнерго» от граждан, органов местного самоуправления, контрольно-надзорных органов Пермского края), объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор в течение 5 рабочих дней должен:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственнику земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО.

В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

За несоблюдение требований законодательства в части несанкционированного размещения ТКО предусмотрено привлечение к административной ответственности:

— по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

— по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей;

— по статье 8.31 загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ликвидация несанкционированных свалок региональным оператором

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В августе 2019 года на территории городского поселения выявлена несанкционированная свалка. Земельный участок, на котором она находится, не разграничен, не сформирован. В чьи обязанности входит ликвидация свалки — регионального оператора, муниципалитета или органа исполнительной власти области?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

3 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

По закону: Ликвидацией дворовых свалок из «крупногабарита» должен заниматься региональный оператор

Не так давно портал Caravan.su рассказал о том, кто и как должен убирать мусор, который остается после выгрузки контейнеров.

Им оказался региональный оператор, в лице Государственного предприятия «Единая система обращения с отходами» (генеральный директор Алексей Хряпченко — прим. авт.), который никак не хотел считать это своей обязанностью. Опираясь на букву закона, журналисты портала постарались убедить его в этом.

Читайте так же:  Какой срок давности по административным делам

И вот новый повод расставить все точки над «i», точнее, над ситуацией с вывозом крупногабаритного мусора.

Если с вывозом мелких бытовых отходов в Калининграде сейчас ситуация более-менее стабилизировалась, то со старыми холодильниками, мебелью, бытовой техникой, а так же коврами и дорожками, во множестве наваленными рядом с мусорными контейнерами, не все так просто.

Они по-прежнему ежедневно захламляют территорию рядом с контейнерными площадками. Копится такой «мусор» уже даже не неделями.

Не так давно региональный министр экологии Олег Ступин заявил по этому поводу заявил следующее:

«Вывоз крупногабаритного мусора входит в обязанности компаний, которые выиграли конкурс по вывозу бытовых отходов… если есть мусор на контейнерной площадке, они обязаны его забрать. С крупногабаритным мусором проблема объективно существует уже давно. Жители просто выбрасывают на обычную площадку электротехническое оборудование… Но позиция министерства — они должны его собирать».

Удивительно, что г-н министр Ступин как-то очень деликатно обходит в этом вопросе момент с региональным оператором. Типа он здесь вообще ни при чем. На самом деле, очень даже причем, господин экологический министр.

РАЗБЕРЕМСЯ, А ЗАКОНЫ НАМ В ПОМОЩЬ

Здесь надо отметить, что, согласно примечанию к ст. 8.2 Закона № 104-ЗСО, место нахождения отходов производства и потребления площадью более 2 квадратных метров, не обустроенное в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды в ч. 4 настоящей статьи признается несанкционированной свалкой отходов!

Под организацией несанкционированной свалки отходов в ч. 4 настоящей статьи понимается сброс, складирование отходов производства и потребления в местах общего пользования вне специально отведенных мест.

Для примера подойдет любая контейнерная площадка в Калининграде, рядом с которой в беспорядке складируется выброшенная мебель, бытовая техника и даже строительный мусор.

А это уже, согласитесь, совсем другой поворот! Думаю, что министр экологии Олег Ступин в курсе, но углубляться так далеко ему почему-то не хочется. Между тем!

Согласно закону, несанкционированные свалки — тоже зона компетенции регионального оператора.

Именно региональный оператор, обнаружив такой несанкционированный «клондайк сэконд-хэнда», обязан в течение 5 рабочих дней, во-первых, уведомить об обнаружении места несанкционированной свалки собственника земельного участка, муниципалитет и орган, осуществляющий государственный экологический надзор.

А далее в течение 30 дней донести до собственника земельного участка необходимость ликвидации свалки. От регионального оператора собственник также получит проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.

Выбор у собственника следующий: либо ликвидировать свалку самостоятельно, либо поручить эту работу региональному оператору на возмездной основе, то есть за денежку.

Если по истечении срока свалка находится на прежнем месте, а собственник земельного участка не предпринял никаких шагов, то региональный оператор кучу мусора вывезет, но, вместе с тем, он обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Теперь о собственнике. Его так же устанавливает региональный оператор. Для это нужно всего лишь знать законодательство. А оно говорит следующее.

Если собственник отходов не установлен, то собственником свалки является местный орган власти, следовательно, в его обязанности входит и уборка территории.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

В соответствии с пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В силу примечания к указанному пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Калининградский региональный оператор, в лице директора Алексея Хряпченко, считайте это нашим подарком. Остается только прочитать, наконец, законы, понять, что по-другому никак и взять на вооружение.

И еще, как любит выражаться губернатор-технократ Антон Алиханов, «вишенка на торт».

Складировать крупногабаритный мусор необходимо в специальные контейнеры (бункеры-накопители) объемом от 8 до 32 квадратных метров. Такие накопители должны быть установлены во дворах обслуживаемых компанией округов. И это тоже зона ответственности регионального оператора!

Новое в российском законодательстве (ежедневно)

28 января 2019 года

Когда возможен суд?

На протяжении месяца с момента получения соответствующего уведомления от оператора владелец участка должен обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки или подписать с региональным оператором договор, предусматривающий оказание таких услуг.

В противном случае оператор самостоятельно ликвидирует несанкционированную свалку без заключения договора с владельцем земли, после чего будет вправе взыскать понесенные расходы в судебном порядке.

ОНФ обвинил челябинского оператора ТКО в игнорировании сотен тонн мусора на нелегальных свалках. ЦКС заявил об отсутствии жалоб населения

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Собственники ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО

Минприроды России подготовлена информация по наиболее часто встречающимся вопросам, касающимся обращения с твердыми коммунальными отходами.

В частности, сообщается, что:

— в случае ненаправления потребителем заявки на заключение договора с региональным оператором по обращению с ТКО, такой договор считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации договора на официальном сайте регионального оператора по обращению с ТКО;

— плата за услугу по обращению с ТКО будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкими доходами (малоимущим);

Читайте так же:  Срок давности по 159 статье ук

— на управляющие организации возлагается обязанность убирать контейнерные площадки, а также, в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников, заключить от их имени договоры с региональным оператором по обращению с ТКО;

— заключить договор с региональным оператором на вывоз ТКО должны все организации, у которых образуются ТКО, в том числе, садоводческие товарищества;

— региональный оператор обязан заниматься ликвидацией несанкционированных свалок: составить акт о ее обнаружении, сфотографировать, определить координаты и направить соответствующее уведомление собственнику участка; в случае неликвидации свалки собственником — убрать ее самостоятельно и обратиться за взысканием расходов в суд;

— региональный оператор по обращению с ТКО вправе обеспечить вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений, но данная услуга не охватывается понятием вывоза ТКО, и ее оплата осуществляется за рамками регулируемых цен на услугу по обращению с ТКО.

Коммуналка | Кто должен убрать свалки?

Дмитрий Валерьевич Герасимов

Заместитель начальника Управления ЖКХ и ГЗН Пензенской области

Гражданин | 06.09.2019 16:33

На сайте нашего регионального оператора указано, что за свалки, образованные в Пензенской области до начала деятельности регоператора (до 1 января 2019 года), он ответственности не несет. Почему? Согласно пунктам 16 и 17 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 региональный оператор обязан принять меры по устранению несанкционированного места размещения ТКО: либо заставить убрать отходы самого собственника земельного участка, либо ликвидировать их в течение 35 дней своими силами. И кто тогда их должен убрать? Опять обман с этой мусорной реформой?

Ответ: Здравствуйте. Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» отдельные законодательные акты Российской Федерации о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором с 01.01.2019. Обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов для регионального оператора наступает с 01.01.2019 и в отношении мест, которые были организованы после установленного срока.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, используя земельные участки, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Порядок ликвидации несанкционированных свалок мусора установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156.

Согласно вышеуказанным правилам собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

В 2019 году из 88 обнаруженных на территории Пензенской области крупных несанкционированных свалок органами местного самоуправления ликвидирована 71 свалка ТКО, 1 свалка была ликвидирована региональным оператором южной зоны в Белинском районе.

Ликвидация несанкционированных свалок в зоне действия регионального оператора по обращению с ТКО

В Карелии с 1 мая 2018 года приступает к осуществлению своей деятельности регоператор ООО «АВТОСПЕЦТРАНС». В зону его ответственности будет входить, в том числе и ликвидация несанкционированных свалок.

По данным Министерства природы и экологии РК, и в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами на начало деятельности регионального оператора в Карелии выявлено более 130 несанкционированных свалок. Общий объем находящегося на них мусора превышает 350 тыс.м³. Среди антилидеров Петрозаводск и Прионежский район (более 80 тыс. тыс.м³), Питкярантский район (более 80 тыс. тыс.м³), Пудожский район (более 70 тыс.м³), Олонецкий район (более 20 тыс.м³), Муезерский район (более 20 тыс. тыс.м³).

Так, в Олонецком районе свалку около деревни Судалица устроили сами жители близлежащих деревень, которые не хотят платить за вывоз мусора. А в Питкярантском районе в связи с жесткими требованиями природоохранного законодательства, не позволяющими зарегистрировать свалку поблизости от п. Хийденсельга, отходы, принимаемые от населения, вывозятся на зарегистрированный объект размещения в Сортавальском районе. При этом свалка в Хийденсельге продолжает эксплуатироваться компанией ООО «Спецтранс», которая принимает отходы из других населенных пунктов и даже из Ленинградской области.

По данным Росприроднадзора, лицензии на размещение отходов на участке в поселке Хийденсельга у предприятия нет, поэтому вести деятельность на этом участке компания не имеет права. В отношении указанной компании Росприроднадзором возбуждено административное расследование, сотрудники Росприроднадзора ежемесячно проводят рейдовые мероприятия и патрулируют территорию, выявляя факты незаконного транспортирования и размещения отходов.

В Пудожском, Беломорском, и Муезерском районах зарегистрированные объекты размещения отходов вообще отсутствуют, в связи с чем все традиционные свалки, участки под которые ранее были выделены местными администрациями, являются в соответствии с действующим законодательством несанкционированными.

— Новые правила обращения с ТКО предусматривают порядок ликвидации несанкционированных свалок. Так, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по его ликвидации с региональным оператором. Если в течение 30 дней со дня получения уведомления регоператора собственник не обеспечил ликвидацию несанкционированной свалки самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором, то регоператор должен ее ликвидировать. В этом случае мы вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов, — отмечает директор ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» Иван Новиков.

Отметим, что вводимые правила обращения с ТКО предполагают исключение новых несанкционированных свалок. Как сообщил Иван Новиков, автомобили компаний-операторов планируется оснастить системой спутниковой навигации. В случае, если машина не довезет ТКО до полигона, оператор не получит оплату за свою работу. По возникающим вопросам в отношении деятельности ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» можно обращаться по телефону горячей линии 8 800 550 60 26.

Ликвидация несанкционированных свалок региональным оператором

Прошло почти пять месяцев с момента старта реформы по обращению с ТКО. Одна из основных задач реформы – ликвидация несанкционированных свалок. Региональный оператор по обращению с ТКО по Брянской области разъясняет – кто и как должен убирать места несанкционированного размещения отходов и какой срок установлен для уборки?

С начала этого года на территории Брянской области региональный оператор уже ликвидировал 372 несанкционированные свалки. Сегодня эта работа продолжается. В частности, в ближайшее время очищать от мусора будут Навлинский район.

По словам генерального директора ОАО «Чистая планета» Владимира Чашникова, реформа отрасли стимулирует не только ликвидацию, но и предотвращение новых несанкционированных свалок. Собственникам земли, будь то юридическое лицо или муниципалитет, становится крайне невыгодно иметь свалки на своей территории, ведь теперь их уборку они будут обязаны производить за свой счет и в сжатые сроки:

Читайте так же:  Сроки давности возмещения судебных расходов

– Жители, управляющие компании и предприниматели должны понимать, что организуя свалки бытовых отходов – порой в 50-200 метрах от обустроенной контейнерной площадки – они тем самым обеспечивают дополнительную нагрузку на бюджет УК или муниципалитета, которые вынуждены будут оплатить уборку, – говорит Владимир Чашников. – А ведь средства, которые будут потрачены на ликвидацию такой свалки, могли бы быть направлены на другие работы по благоустройству населенного пункта или придомовой территории.

ЭкоЛайн-Воскресенск ликвидировал более 25 несанкционированных свалок

Август 21, 2019

С начала 2019 года региональный оператор «ЭкоЛайн-Воскресенск» ликвидировал 25 несанкционированных свалок твердых коммунальных и строительных отходов. Общий объем вывезенных и обработанных отходов составил около 2 тысяч кубометров — это более 15 мусоровозов. Свалки устранили на территории г.о. Люберцы, Жуковский, Воскресенск, Егорьевск, Раменского района. В настоящее время работа идет еще на нескольких объектах.

Ликвидация несанкционированных свалок началась с первых дней работы регоператора. Пик их выявления и уборки пришелся на весенние месяцы. Помимо привычных ТКО специалисты столкнулись с экзотическими видами отходов. Например, 27 марта контролер территориального подразделения регионального оператора в Люберцах зафиксировал навал из 1000 упаковок клубники, которые выбросили недалеко от дачного поселка Красково. Общий объем свалки составил 30 кубометров, из них порядка 24 кубометров пластиковой упаковки отправили на сортировку.

Ответственность за порядок и чистоту территории несет собственник земельного участка. В случае обнаружения отходов, которые размещены вне установленного места накопления – на обочине дороги, в лесу, в поле или парке, у озера или реки, просим сообщить об этом региональному оператору. Это можно сделать по телефону горячей линии: +7 8005117672, заполнить специальную форму на сайте https://ecoline-voskresensk.ru/dump-alert/ или написать в социальные сети компании.

По регламенту на место направят контролера для проведения первичного обследования территории, фотосъемки и предварительной оценки морфологии и объема отходов. Специалист составит акт о выявлении несанкционированного места накопления, установит географические координаты объекта и собственника земли (на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости). Собственнику сообщают о необходимости ликвидации несанкционированной свалки в течение 30 дней после получения уведомления от регионального оператора, именно такой срок установлен действующим законодательством. Если собственник не примет меры, то все необходимые мероприятия проведет регоператор. В случае отказа владельца земли от оплаты проведенных работ регоператор может взыскать расходы через суд.

Работа по выявлению и ликвидации несанкционированных навалов мусора ведется в ежедневном режиме.

#включиЕТВ #Егорьевск #нашеподмосковье

Несанкционированные свалки – чья обязанность их убирать

С 1 апреля 2019 года вступили в силу новые правила сбора и утилизации твердых бытовых отходов. За несанкционированные свалки стали нести ответственность владельцы земельных участков. Подробнее – в материале информационного портала «Пронедра».

Четвертая часть статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает обязательство собственников твердых коммунальных отходов (ТКО) заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с региональными операторами, в зоне деятельности которых отходы образуются, а также располагаются места их накопления.

Такой документ стороны подписывают в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением российского правительства N 1156, датированного 12 ноября 2016 года.

Кто должен убирать несанкционированные свалки в России в 2019 году?

В правилах обращения с ТКО есть пункт 16, предусматривающий, что региональный оператор обязан сообщать владельцам земель о том, что выявлены несанкционированные свалки. При этом он должен направить им проект договора на оказание услуг по ликвидации обнаруженного места несанкционированного накопления отходов.

Прокуратура проверит мусороперегрузочные станции города

Челябинский ОНФ заявил о росте числа нелегальных свалок на территории области. Общественники уверены, что реформа ТКО не смогла стабилизировать ситуацию. Основываясь на данных регоператора ООО «Центр коммунального сервиса», эксперты Народного фронта заявляют, что порядка 140 тысяч тонн отходов, ежегодно образуемых в челябинском кластере, не довозятся до полигонов. Фактически тонны ТКО остаются в черте крупных городов и оседают на несанкционированных свалках. Ответственность за ликвидацию скоплений мусора лежит как на регоператоре ТКО, так и на администрации муниципалитетов. Однако стороны не координируют совместно эту работу, а перекладывают обязанности друг на друга и не признают существование незаконных свалок как таковое. Тем временем нелегальные скопления мусора разрастаются в муниципалитетах.

Представители челябинского регионального отделения ОНФ заявляют о росте несанкционированных свалок в черте крупных городов и в небольших муниципалитетах. Сообщения о скоплениях мусора поступают от местных жителей с конца 2018 года. В частности, по данным ОНФ, крупная несанкционированная свалка возникла в поселке Петровский Красноармейского района. Площадь территории, где нелегально складируются отходы, составляет порядка 300 кв. м. Ситуация осложняется тем, что к ТКО добавляются канализационные стоки. «Фронтовики» уже обратились в администрацию муниципалитета, прокуратуру и Министерство экологии, однако ситуация не изменилась.

«По дороге к поселку идет вереница машин, которые вывозят мусор. Сюда же едут ассенизаторы. Мы озвучили в Минэкологии номера двух автомобилей. Однако свалка по-прежнему функционирует», – рассказал изданию эксперт ОНФ Виталий Вороной.

В Сосновском районе, по сообщениям жителей, из нескольких поселков не вывозится мусор, причем при их обращении к регоператору ООО «Центр коммунального сервиса» последний данные факты отрицал. Помимо этого, жители указывают на нелегальные свалки на территории муниципального образования. И ОНФ предоставил географические координаты чиновникам администрации района. Однако муниципалы потребовали также прислать кадастровые номера земельных участков, что, по мнению «фронтовиков», вызвано желанием намеренно затянуть процесс.

По словам Виталия Вороного, количество нелегальных свалок, а также объем размещенных отходов продолжает расти. На основании данных, ранее предоставленных в прокуратуру региональным оператором ООО «ЦКС», объем вывозимых из челябинского кластера ТКО существенно ниже накапливаемых отходов.

«ЦКС предоставил в прокуратуру данные по мусоросбору в челябинском кластере за неделю. Мы пересчитали эти данные, и выяснилось, что порядка 140 тысяч тонн образуемого мусора в год не довозится до полигонов. Для сравнения, 140 тысяч тонн ТКО – это годовой объем мусора в Магнитогорске. Вся эта масса оседает где-то на нелегальных свалках», – считает Виталий Вороной.

Контроль за несанкционированными свалками сейчас, по сути, делят региональный оператор и администрации муниципалитетов. Соответственно, в спорных случаях возможно перекладывание ответственности.

«До Нового года была проведена инвентаризация – все нелегальные свалки, выявленные до 1 января 2019, должно ликвидировать руководство муниципалитетов. После 1 января, если выявляется несанкционированное место скопления отходов, его убирает регоператор, после чего выставляет счет собственнику земельного участка. У регоператора есть соответствующая задача, он занимается выявлением незаконных свалок», – рассказал «Правде УрФО» начальник управления экологического просвещения Министерства экологии Челябинской области Виталий Безруков.

Читайте так же:  Правовой статус административного дела

По данным директора ООО «Центр коммунального сервиса» Алексея Бубнова, на данный момент факты нелегального складирования отходов не выявлены. Сейчас регоператор работает с обращениями граждан и проводит собственные проверки территории и, в случае обнаружения нелегальных свалок, составляет акт. При этом глава компании подчеркивает, что часто мусор остается складированным в непосредственной близости от контейнерных площадок, что не является свалкой, и ответственность за ее ликвидацию несет муниципалитет.

«В течение пяти дней после поступления информации о нелегальной свалке мы должны заактировать ее, а также направить собственнику уведомление о необходимости ликвидации мусора в течение 30 дней. Через месяц мы вывозим мусор самостоятельно, а стоимость работ предъявляем собственнику. На данный момент к нам ни одного сообщения о нелегальных свалках не поступало. Однако не надо путать несанкционированные свалки со складированием мусора на контейнерных площадках. Последнее – это некачественная работа дворников. Есть, конечно, общественники, которые ведут свой учет несанкционированных свалок, однако почему-то к нам они не обращаются», – пояснил Алексей Бубнов.

Отметим, сегодня ОНФ также направил повторное обращение в прокуратуру области с просьбой проверить законность размещения мусороперегрузочных станций в Челябинске. На данных точках мусороперевозчики выгружают отходы из специализированной техники, после чего мусор загружается в машины большей вместимости. По словам Алексея Бубнова, в Челябинске находится 3 мусороперегрузочных станции. Они созданы для минимизации расходов перевозчиков, которые могут на указанных площадках загрузить отходы в обычные КамАЗы, и они уже повезут ТКО на полигон, в то время как дорогостоящая техника останется на территории города и продолжит работу. В ЦКС подчеркивают, что мусор на данных площадках должен быть обработан в течение суток.

В Министерстве экологии поясняют, что мусороперегрузочные станции были обозначены в последних поправках в федеральном законодательстве «для облегчения работы регоператору». При этом данные территории отсутствуют в терсхеме ТКО. ОНФ настаивает на том, что данные территории несут угрозу эпидемиологическому благополучию населения и указывает на возможность «повторения мусорного коллапса».

«Осенью прошлого года мы обнаружили незаконные точки складирования мусора на территории города, которые были названы представителями Министерства экологии и регоператора некими «мусороперегрузочными станциями». Назвать их таковыми нельзя, ни о какой сортировке мусора речь не идет. Это обычные несанкционированные свалки. Размещение мусора таким способом влечет серьезные экологические и эпидемиологические риски для жителей города», – заявил Виталий Вороной.

Отметим, выездную проверку указанных площадок также проведет региональное Управление Роспотребнадзора.

О возмещении расходов по ликвидации несанкционированной свалки

Предмет спора: задолженность перед истцом в сумме расходов по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (свалки).

Суть спора

Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр», являясь региональным оператором в сфере обращения с отходами, обратилось в суд к Администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области о взыскании задолженности 601 992 руб. 73 коп., госпошлины в размере 15 040 руб.

Решение суда: удовлетворить иск полностью.

Фабула дела

ООО «ЭкоЦентр», в соответствии с заключенным с Министерством ЖКХ Астраханской области соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области, является региональным оператором в сфере обращения с отходами на территории города Астрахани и Астраханской области, за исключением муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области».

Региональным оператором выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалки), о чем составлен акт обследования земельного участка, на котором установлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (свалки). В акте указана площадь, на которой размещены отходы, — на момент обследования 1,5 га, объем отходов составляет 180 куб. м.

Истец направил в адрес ответчика письмо «Об обнаружении мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов» с предложением Администрации МО самостоятельно обеспечить ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Впоследствии истец ликвидировал собственными силами по указанному выше адресу несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалки), что подтверждается актом выполненных работ по ликвидации несанкционированной свалки и маршрутными листами транспортных средств с указанием объема ликвидированного несанкционированного размещения ТКО, времени работы техники, затраченного на ликвидацию.

Поскольку Администрация МО в добровольном порядке не компенсировала истцу расходы по ликвидации несанкционированной свалки, истец обратился в суд с настоящим иском.

Правовое обоснование

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Пп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения поселения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 указанного закона к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которых составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.

Согласно ст. 42 ЗК Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности:

  • использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
  • не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Читайте так же:  Какой порядок привлечения к административной ответственности

В силу п. 1 ст. 7 этого же закона к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 2 ст. 8 указанного закона).

Пункт 2.1.1 СанПиН 42−128−4690−88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее — СанПиН 42−128−4690−88) предусматривает, что объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Согласно п. 1.2 СанПиН 42−128−4690−88, система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из не канализационных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

На основании ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.

Согласно п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее — место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 1156, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Материалами дела подтверждается, что истцом проведены работы по ликвидации несанкционированной свалки.

Порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством Российской Федерации не урегулирован, а, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.

В соответствии с утвержденной ООО «ЭкоЦентр» методикой расчета затрат (составление калькуляции) по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (приказ № 37), ООО «ЭкоЦентр» рассчитаны понесенные затраты на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО, включающие в себя фактические затраты на оказание услуги по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО и отражающие фактическую себестоимость выполненных работ.

В соответствии с п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1156, собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Учитывая вышеизложенное и в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Закона № 131, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения, разрешение которых законодательством возложено на органы местного самоуправления, к которым относится Администрация МО «Приволжский район» Астраханской области, выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированных организаций, отраслевых (функциональных) органов администрации) не освобождает орган местного самоуправления от ответственности за неисполнение данных обязанностей.

Поскольку свалка расположена на земельных участках Администрации МО «Приволжский район» Астраханской области, то обязанность по организации устранения несанкционированных свалок лежит на указанном муниципальном образовании.

В соответствии с п. 1 ст. 322 ГК Российской Федерации, солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

Учитывая вышеизложенное, на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение вследствие неоплаты истцу работ по ликвидации несанкционированного размещения ТКО, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению, а доводы ответчика — отклонению как необоснованные.

Видео (кликните для воспроизведения).

В рамках настоящего дела истцом заявлено также требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами.

Источники

Ликвидация несанкционированных свалок региональным оператором
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here