Кто выносит административное наказание

Полезное по теме: "Кто выносит административное наказание" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Что такое административный штраф?

Административный штраф является наиболее распространенным видом санкций по КоАП РФ и предусмотрен практически каждым составом правонарушений. Данная форма воздействия применяется к любым категориям нарушителей – гражданам, ИП, должностным лицам, предприятиям. В этом материале рассмотрим, в каких формах назначается штраф, и как происходит исполнения данного вида санкций.

Что это такое

Основным вариантом административного воздействия на правонарушителей является штраф в денежной форме. Его характеристика определена статьей 3.5 КоАП РФ:

  • назначить санкцию может не только суд, но и должностное лицо или уполномоченный орган, рассматривающий административное дело;
  • закон предусматривает минимальную сумму штрафа – 100 руб., а за нарушение ПДД наказание не может быть менее 500 руб.;
  • максимально возможная сумма штрафа будет зависеть от конкретного состава Особенной части КоАП РФ, а также статуса правонарушителя.

В ст. 3.5 КоАП РФ зафиксирован предельный размер денежной суммы, которая может быть взыскана с нарушителя. Он не может превышать 5000 руб. (для частных лиц), 50 тыс. руб. (для должностных лиц), 1 млн. руб. (на юр.лицо и ИП). В этой же статье указаны исключения, позволяющие назначить штраф в существенно большей сумме – они соответствуют отдельным составам правонарушений.

От характера допущенного правонарушения зависит и порядок определения суммы санкции:

  • штраф в виде фиксированной суммы – является базовым вариантом наказания;
  • в сумме, кратной неуплаченных налогов, сборов, пошлины и иных обязательных платежей в бюджеты;
  • кратно стоимости государственного или муниципального контракта;
  • исходя из размера неисполненных обязательств по договорам (например, за нарушение прав потребителей);
  • в кратном размере от кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • иные варианты кратного исчисления, указанные в ст. 3.5 КоАП РФ.

Например, если статьей КоАП РФ предусмотрена возможность наложения штрафа за нарушение правил дорожного движения, он будет исчисляться всегда в твердой фиксированной сумме (минимальный и максимальный предел будет указан в конкретной статье кодекса). Если речь идет о нарушения порядка оплаты налогов, либо представления отчетности, для расчета санкции устанавливается размер ущерба.

В ст. 3.5 КоАП РФ указана единственная категория граждан, которым не может устанавливаться штраф – призывники, проходящие службы в рядах ВС РФ, а также курсанты военных ВУЗов до заключения первого контракта о прохождении службы.

Кто назначает штраф

При выявлении правонарушений составляется процессуальный протокол. Он является основанием для рассмотрения дела по существу и назначения наказания для виновных лиц. Штраф может назначаться следующим образом:

  • судом – при рассмотрении материала, поступившего от должностных лиц и уполномоченных органов;
  • должностными лицами федерального, регионального или муниципального уровня, если такие полномочия предоставлены КоАП РФ (например, по отдельным составам нарушений штраф могут назначать должностные лица ГИБДД);
  • органы, уполномоченные на рассмотрение административных дел и применения санкций – учреждения ФНС, таможенные органы, МВД и т.д.

В статье КоАП РФ может быть указано несколько видов основных санкций (например, штраф, обязательные работы, арест, лишения права и т.д.). Органом или лицом, рассматривающим дело, может быть выбран только один вид основного наказания. Например, одновременное назначение штрафа и обязательных работ не допускается.

В постановлении суда или иного органа должна быть зафиксирована конкретная сумма, подлежащая уплате в бюджет. Если она будет превышать максимально допустимый предел, постановление может быть оспорено и отменено в вышестоящих инстанциях. При рассмотрении жалоб в вышестоящих инстанциях сумма штрафа может быть только снижена, поскольку усиление ответственности при пересмотре дел не допускается.

Как исполняется штраф

Для добровольного исполнения наказания в форме штрафа КоАП РФ предусматривает специальный срок – не более 60 дней с момента вступления в силу постановления суда, либо иного органа. Вступление в силу связано с истечения срока на обжалование, либо с датой рассмотрения жалобы в вышестоящей инстанции. Если в течение 60 дней штраф не уплачен в бюджет, возникают следующие последствия:

  • исполнительные документы направляются в службу ФССП – принудительное взыскание происходит с зарплаты должника, его имущества и т.д.;
  • по факту несвоевременной оплаты штрафа может составляться административный протокол – нарушителю грозят дополнительные санкции в виде нового штрафа, обязательных работ или ареста;
  • правонарушитель может подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по оплате санкции – ходатайство будет рассматривать орган, назначивший наказание;
  • для субъектов малого и среднего бизнеса допускается замена штрафа на предупреждение – если санкция была назначена по итогам контрольных или надзорных проверок, а нарушение не повлекло вреда или ущерба.

Выявление фактов несвоевременной оплаты штрафных санкций входит в компетенцию приставов, сотрудников ГИБДД, налоговых инспекторов, иных должностных лиц и органов. Обязанность по исполнению наказания считается исполненной, когда деньги фактически поступят в бюджет.

Административный арест: когда и за что?

Административный арест рассматривается как исключительный вид санкций, который назначается в строго ограниченных случаях. Исполнение указанного вида наказания связано с временной изоляцией от общества. В этой статье разберем, кем назначается арест административного характера, и к кому может применяться указанная санкция.

Что это такое

Основным видом наказания по КоАП РФ (“Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”) является штраф в виде денежной суммы. Поэтому арест, как вид административного наказания, является исключительной мерой воздействия – он может применяться только по отдельным составам проступков. Выделим ключевые характеристики ареста, зафиксированные в ст. 3.9 КоАП РФ:

  • арест заключается в изоляции правонарушителя от общества – исполнение наказания происходит путем помещения виновного лица в спецучреждение под надзор правоохранительных органов;
  • указанная санкция может назначаться только в судебном порядке – если наказание по статье КоАП РФ назначается должностными лицами уполномоченных ведомств, санкция в виде ареста не применяется;
  • законом определен круг лиц, к которым не может применяться изоляция от общества;
  • в стандартных условиях арест применяется на срок до 15 суток, а по отдельным составам проступков он может составить до 30 суток.

Задержание может применяться на срок до 48 часов, если рассматриваемый состав проступка может повлечь арест. Срок задержания будет включен в продолжительность административного ареста, если суд назначит такую меру наказания. Для задержания не требуется вынесения судебного акта – такое решение может принимать должностное лицо, составляющее протокол о правонарушении.

Где отбывается наказание в виде ареста?

Конкретное место содержания арестованных лиц определяет орган МВД в соответствие с Федеральным законом № 63-ФЗ, Постановлением Правительства РФ № 627 и приказом МВД 83. Для размещения указанных лиц используются спецприемники МВД. Выделим ключевые правила содержания граждан под административным арестом:

  • изоляция от общества заключается в помещении правонарушителя в общем помещении или помещении одиночного содержания;
  • органы МВД обязаны обеспечить раздельное размещение мужчин и женщин, а при наличии возможности и курящих/некурящих граждан;
  • отдельно размещаются лица, страдающие инфекционными заболеваниями, либо нуждающиеся в наблюдении медицинскими специалистами;
  • на законодательном уровне утверждены нормы обеспечения арестованных питанием, спальными местами и постельными принадлежностями;
  • у арестованного лица изымается паспорт или иной документ. удостоверяющий личность (изъятые вещи и документы помещаются на ответственное хранение у администрации спецприемника МВД);
  • арестованные лица обязаны подчиняться режиму дня и отдыха, совершения прогулок;
  • на период изоляции устраняется возможность телефонной или компьютерной связи.
Читайте так же:  Наказание за курение в подъезде жилого дома

В период нахождения под арестом гражданин имеет право на общение и консультации с защитником (адвокатом). Такие встречи проводятся на территории спецприемника МВД с соблюдением режима отбывания наказания. Адвокат вправе подавать жалобы на неправомерный отказ от встречи с клиентом, либо по факту нарушения прав гражданина при отбывании наказания.

По факту помещения под арест будут направлены сведения по месту работы гражданина. Незамедлительно после истечения срока ареста происходит освобождение из спецприемника. Исключение составляют случаи, когда лицу назначено аналогичное наказание за самовольное оставление места отбывания ареста. Об освобождении из-под ареста выдается справка, которую можно предъявить по месту работы, либо в иные инстанции.

Порядок назначения санкции в виде ареста

Согласно статье 3.9 КоАП РФ арест, как мера наказания, устанавливается только по отдельным составам административных правонарушений:

  • оставление водителем места ДТП в нарушение Правил дорожного движения (наказание не последует, если водитель действовал в рамках закона – например, доставлял пострадавшего в больницу);
  • отказ подчиниться законному требованию или распоряжению представителя власти (сотрудника МВД, УИК или ВС РФ);
  • мелкое хулиганство;
  • невыполнение обязанностей, предусмотренных законом для граждан, освобожденных от отбывания тюремного заключения;
  • нарушение правил организации и проведения митингов или иных публичных мероприятий;
  • нарушение режима ЧС, введенного государственными властями;
  • самовольное оставление места отбывания административного ареста, либо неуплата ранее назначенного штрафа (арест за неуплату штрафа применяется только в случае, если правонарушитель уклонялся от внесения денежных средств без уважительных причин)..

Каждый из перечисленных составов КоАП РФ содержит предельный срок ареста. Конкретную продолжительность наказания определит суд при рассмотрении дела. Для этого учитывается характер выявленного нарушения, личные характеристики нарушителя, общественная опасность проступка и иные факторы.

Порядок назначения санкции выглядит следующим образом:

  • по факту выявленного правонарушения составляется протокол – полномочия по составлению протокола принадлежат должностным лицам, указанным в КоАП РФ;
  • если на период рассмотрения дела применяется задержание, этот факт также оформляется в виде протокола – срок задержания исчисляется с момента доставления в дежурную часть МВД или иное государственное учреждения;
  • на период задержания гражданин помещается в специзолятор МВД, где за ним устанавливает надзор до момента рассмотрения дела по существу;
  • административный материал направляется в суд, а рассмотрение дела происходит в течение суток с момента поступления протокола;
  • рассмотрение дел, по которым может назначаться арест, происходит только с участием правонарушителя – в 2012 году Верховный суд РФ установил запрет на заочное назначение административного ареста;
  • после вынесения судебного постановления правонарушитель незамедлительно направляется к месту отбывания наказания – срок ареста начинается немедленно после оглашения постановления, даже если оно не вступило в силу.

Если статья КоАП РФ, по которой составлен протокол, содержит санкцию в виде временного ограничения свободы, материалы направляются в суд немедленно, т.е. в тот же день. Суд обязан рассмотреть дело в день получения процессуальных документов, а если потенциальный нарушитель был задержан – не позднее 48 часов с момента начала задержания.

При рассмотрении дела и назначении наказания суд вправе выбрать одну из предусмотренных санкций. В каждой статье КоАП РФ, допускающей назначение ареста, предусмотрена альтернативная санкция – денежный штраф. Если правонарушитель подпадает под категорию лиц, которым не может назначаться арест, суд выносит постановление о наложении штрафа. Не допускается временное ограничение свободы, если такой вид санкций отсутствует в статье КоАП РФ.

Обжалование судебных актов с назначенным арестом проходит по общим правилам КоАП РФ. Подать жалобу можно в пределах 7 суток после вручения нарушителю постановления суда. Если для рассмотрения жалобы необходимо личное участие арестованного гражданина, его доставку обеспечивают сотрудники МВД.

На весь период обжалования нарушитель содержится под арестом. Поэтому может сложиться ситуация, когда к моменту рассмотрения жалобы по существу срок ареста уже будет завершен. При отмене постановления и полном оправдании, гражданин сможет взыскать денежную компенсацию за неправомерное ограничение свободы.

Как исполняется наказание в виде ареста

Сразу после оглашения судебного акта о назначении наказания, гражданин помещается под арест. Исчисление сроков отбывания наказания происходит по следующим правилам:

  • если на период рассмотрения дела гражданин был задержан, в срок ареста включается все время задержания (начиная с момента доставления в служебное помещение уполномоченного органа);
  • если лицо не подвергалось задержанию, срок наказания начинает течь с момента провозглашения вердикта и взятия под арест;
  • исчисление сроков ареста происходит не только в сутках, но и в часах;
  • если в процессе отбывания наказания происходит отмена или изменение постановления, гражданин немедленно освобождается из-под ареста.

К кому применяется арест

В ст. 3.9 КоАП РФ зафиксирован круг лиц, которым не может быть назначена указанная санкция. По судебному постановлению арест может применяться к любым правонарушителям, за исключением:

  • беременных женщин, а также женщин с детьми до 14 лет;
  • несовершеннолетним гражданам, т.е. не достигшим возраста 18 лет;
  • лицам, имеющим инвалидность I или II групп;
  • гражданам, проходящим военную службу в ВС РФ, либо призванным на военные сборы;
  • сотрудникам государственных ведомств, имеющим спецзвания – Следственный комитет РФ, МВД, Нацгвардия, УИК и т.д.

На практике, возможны ситуации, когда уже при фактическом отбывании наказания выявляются указанные выше основания. Например, арестованная женщина может получить справку о беременности после помещения в спецприемник МВД. В этом случае следует незамедлительное освобождение от отбывания назначенного наказания.

Подтверждение указанного статуса происходит при составлении протокола о правонарушении, а также в судебном процессе. Для этого используются следующие документы:

  • справка о беременности, выданная женской консультацией или иным медучреждением;
  • свидетельство о рождении;
  • справка об установлении инвалидности I или II групп – этот документ выдают учреждения МСЭК;
  • военный билет или документ о привлечении граждан на военные сборы;
  • документ, подтверждающий наличие звания в специальных государственных ведомствах.

Если судом будет назначен арест для перечисленных категорий граждан, постановление будет отменено по жалобе правонарушителя или на основании протеста прокурора.

Последствия ареста

Арест по нормам КоАП РФ является только ограничением, а не лишением свободы. Назначение указанной санкции не влечет судимости и связанных с ней негативных последствий. Выделим наиболее важные последствия, которые влечет применение временного ограничения свободы:

  • помещение под административный арест не рассматривается как основанием для увольнения с места постоянной или временной работы – после полного отбытия наказания гражданин должен представить по месту работы соответствующую справку, подтверждающую причины отсутствия на рабочем месте;
  • на период содержания под арестом прекращается начисление зарплаты по основному или временному месту трудоустройства, однако рабочее место сохраняется;
  • факт отбывания наказания в виде ареста не влечет автоматического увеличения аналогичной санкции при последующих правонарушениях.
Читайте так же:  Протокол судебного заседания по административному делу образец

Кто выносит административное наказание

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Постановление по делу об административном правонарушении
    1. Постановление по делу об административном правонарушении — это .
    2. Кто рассматривает дела об административных правонарушениях и выносит постановления?
    3. Если при рассмотрении дела выясняется, что дело не подлежит рассмотрению данным органом, должностным лицом или судьей?
    4. Если дело об административном правонарушении рассмотрено неуполномоченным должностным лицом, органом или судьей и вынесено постановление?
    5. Доказательства по делу об административном правонарушении
    6. Когда протокол об административном правонарушении не составляется, а сразу выносится постановление с назначением наказания?
    7. Образец постановления по делу об административном правонарушении
    8. Образцы жалоб по делам об административных правонарушениях

    1. Постановление по делу об административном правонарушении — процессуальный документ, в котором разрешается вопрос о применении административной ответственности к правонарушителю на стадиях рассмотрения дела и пересмотра. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два вида постановлений:

    1) постановление о назначении административного наказания;

    2) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (статья 29.9 КоАП РФ).

    Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

    Требования к содержанию постановления об административном правонарушении содержатся в статье 29.10 КоАП РФ.

    2. Кто рассматривает дела об административных правонарушениях и выносит постановления?

    Рассматривают дела и выносят постановления об административных правонарушениях органы власти (например, органы внутренних дел (полиции), таможенные органы, органы экспортного контроля, пограничные органы, военные комиссариаты и т.д.; см. ст.ст. 23.2 — 23.84 КоАП РФ) и судьи (ст. 23.1 КоАП РФ).

    3. Если при рассмотрении дела выясняется, что дело не подлежит рассмотрению данным органом, должностным лицом или судьей?

    В этом случае, на основании ч. 2 статьи 29.9 КоАП РФ, выносится определение:

    1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

    4. Если дело об административном правонарушении рассмотрено неуполномоченным должностным лицом, органом или судьей и вынесено постановление?

    В этом случае по жалобе лица, привлеченного к административной ответственности вынесенное неуполномоченным лицом (или судом) постановление подлежит отмене.

    При этом, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случае, если истек двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (или иной срок давности, предусмотренный статьей 4.5. КоАП РФ), поскольку истечение указанного срока препятствует направлению дела на новое рассмотрение.

    Если же срок давности привлечения к административной ответственности не истек, обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело об административном правонарушении направлению на рассмотрение уполномоченному должностному лицу, органу, судье по подведомственности (ст. 30.7 КоАП РФ).

    5. Доказательства по делу об административном правонарушении

    Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении должны установить наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

    Доказательствами по делу об административном правонарушении, согласно статье 26.2 КоАП РФ, являются:

    • протокол об административном правонарушении;
    • иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ;
    • объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
    • показания потерпевшего;
    • показания свидетелей;
    • заключения эксперта;
    • показаниями специальных технических средств;
    • вещественными доказательствами;
    • иными документами.

    6. Когда протокол об административном правонарушении не составляется, а сразу выносится постановление с назначением наказания?

    КоАП РФ предусматривает случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится сразу постановление об административном правонарушении с назначением наказания. Это, прежде всего, случай, когда правонарушение фиксируется должностным лицом на месте совершения и привлекаемое лицо не оспаривает вины. Протокол не составляется (а выносится постановление) также в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств. Подробнее об этом рекомендуем статью «Протокол об административном правонарушении. Образцы. Обжалование».

    7. Образец постановления по делу об административном правонарушении

    • Постановление по делу об административном правонарушении, утв. ФССП (Приложение N 125 к Приказу ФССП России от 11.07.2012 N 318 (в ред. Приказа ФССП России от 15.08.2013 N 268)
    • Постановление об административном правонарушении. Образец ФССП (Приложение N 7 к Методическим рекомендациям от 4 июня 2012 г.)
    • Постановление об административном правонарушении. Образец ФТС (Приложение к Письму ФТС РФ от 19.10.2005 N 01-06/36372)
    • Постановление об административном правонарушении (за нарушение ПДД) (Приложение N 8 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
    • Постановление судьи по делу об административном правонарушении по ст.ст. 20.18, 20.2 КоАП РФ (Приложение к Разъяснению порядка исполнения судебными приставами-исполнителями постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ)
    • Постановление по делу об административном правонарушении, утв. Приказом ГУВД Москвы (Приложение N 4 к Приказу ГУВД г. Москвы от 28 апреля 2006 г. N 261)
    • Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении (Приложение N 3 к Приказу МАП России от 25.02.2003 N 50)

    Постановление о прекращении дела. Образец

    • Постановление о прекращении дела об административном правонарушении (Приложение N 7 к Регламенту подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России)
    • Постановление по делу об административном правонарушении о прекращении дела (Приложение 24 к Письму ГТК РФ от 18 ноября 2002 г. N 01-06/45305)
    • Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Образец (Приложение N 8 к Методическим рекомендациям ФССП от 4 июня 2012 г.)

    8. Образцы жалоб по делам об административных правонарушениях

    • Жалоба на постановление об административном правонарушении (вынесено должностным лицом или полномочным органом), образец;
    • Жалоба на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, образец;
    • Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении по ст. 12.24 КоАП РФ (обжалуется в областном суде постановление о привлечении к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством, вынесенное районным судом);
    • Жалоба на постановление мирового судьи по административному делу (ст. 12.26 КоАП РФ);
    • Жалоба на постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности по статье 12.26 КоАП РФ (отказ от прохождения медицинского освидетельствования)
    • Жалоба на постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности по ч. 4 статьи 12.15 КоАП РФ (выезд на полосу встречного движения);
    • Жалоба на постановление об административном правонарушении (п. 9.10 ПДД — не выдержал необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения).
    Читайте так же:  Штраф за просроченный паспорт в кыргызстане

    Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск). 15.04.2015г.

    Особенности назначения административного наказания без составления протокола

    Название документа: Особенности назначения административного наказания без составления протокола
    Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья Опубликован: Материал подготовлен специально для систем Кодекс/Техэксперт Дата принятия: 26 декабря 2016

    Настоящий комментарий не носит официального характера и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

    Права на использование данного авторского материала принадлежат АО «Информационная компания «Кодекс». Без согласия автора или АО «Информационная компания «Кодекс» допускаются установленные частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации правомерные способы использования данного материала.

    Опубликование данного материала, а также изменение и (или) иная переработка его с целью опубликования осуществляется только с разрешения автора или обладателя права на использование данного материала — АО «Информационная компания «Кодекс».

    Глава 3. Административное наказание (ст.ст. 3.1 — 3.14)

    Глава 3. Административное наказание

    ГАРАНТ:

    См. схему «Административное наказание»

    >
    Цели административного наказания
    Содержание
    Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола

    Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 28.6 КоАП РФ

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    1. В случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае отказа от получения копии постановления она высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

    Информация об изменениях:

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 2 статьи 28.6 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    2. В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к вынесенному в соответствии с частью 1 настоящей статьи постановлению.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ часть 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ статья 28.6 настоящего Кодекса дополнена частью 4

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ статья 28.6 настоящего Кодекса дополнена частью 4

    5. В случае, если лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, не признало наличие события вменяемого административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении и дело об административном правонарушении рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 29.7 настоящего Кодекса.

    ГАРАНТ:

    См. схему «Упрощенный порядок производства по делам об административных правонарушениях»

    Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола

    Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола

    1. Анализ правил ч. 1 ст. 28.6 действовавших до 01.01.08 позволяет сделать ряд выводов:

    1) они применяются лишь постольку, поскольку за совершенное административное правонарушение назначается:

    а) предупреждение (см. коммент. к ст. 3.4);

    б) административный штраф, размер которого не превышает 100 руб.;

    в) административный штраф, размер которого не превышает 1000 руб. — по делам о нарушении таможенных правил;

    2) в упомянутых выше случаях протокол об административном правонарушении не составляется. Вместо этого должностное лицо (уполномоченное законом назначать административное наказание) оформляет (в месте совершения административного правонарушения) предупреждение (напомним, что оно выносится в письменной форме см. ст. 3.4) либо налагает и само же взимает административный штраф (о чем выносится постановление);

    3) особый порядок (в случаях, указанных в ч. 1 ст. 28.6) действует, если совершено административное правонарушение в области дорожного движения (т.е. предусмотренное в гл. 12 КоАП):

    а) постановление о наложении административного штрафа выносится в виде постановления-квитанции установленного образца, которое выдается нарушителю в месте совершения административного правонарушения (см. о реквизитах и порядке составления этого документа коммент. к ст. 32.3);

    Видео (кликните для воспроизведения).

    б) административный штраф до 24.11.09 назначался в порядке, предусмотренном в ст. 32.2 (см. коммент. к ней). В практике возникает вопрос: допускалось ли с 1 июля 2002 г. взимание административного штрафа в размере 100 руб. должностным лицом органа ГИБДД в месте совершения административного правонарушения (например, предусмотренного в ст. 12.3)? Систематическое толкование ст. 28.6, 32.2, 32.3 позволил ответить на этот вопрос положительно.

    2. После 01.01.08 (в связи с вступлением в силу изменений внесенных в ч. 1 ст. 28.6 Законом N 210 от 24.07.07):

    1) протокол об административном правонарушении не составляется при условии, что административное наказание:

    а) назначается физическому лицу при совершении им административного правонарушения (любого, а не только предусмотренного главой 12 КоАП);

    б) выступает в виде предупреждения или штрафа (при этом предельный размер назначаемого штрафа — более не устанавливается!)

    2) должностное лицо (непосредственно на месте совершения административного правонарушения):

    а) либо оформляет назначение виновному предупреждение (в соответствии с ст. 32.1, см. коммент. к ней);

    б) либо выносит постановление о наложении административного штрафа. Последний уплачивается в соответствии с установленными правилами (т.е. путем перечисления суммы штрафа).

    3. Федеральным законом от 09.11.09 N 249-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ» в ч. 1 ст. 28.6 внесены существенные изменения (они вступили в силу с 24.11.09). Установлено, что в случаях указанных в ч. 1 протокол не составляется, а ДЛ:

    1) выносит постановление (о назначении предупреждения или штрафа) на месте совершения АП;

    2) обеспечивает при этом соблюдение порядка установленного в ст 29.10 (в т.ч. в постановлении указывает информацию о получателе штрафа в соответствии с приказом Минфина от 24.11.04 N 106н «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ» (в ред. от 01.10.09). См. об этом подробнее комментарий к ст. 29.10. Следует учесть, что с 24.11.09 ст. 32.3 — утратила силу, а в ст. 31.5, 32.2 — внесены соответствующие изменения (см. комментарий к ним);

    Читайте так же:  Ответственность за злостное неисполнение решения суда

    3) обязан (под расписку!) вручить копию постановления лицу в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему (если он об этом просит, в т.ч. и в устной форме).

    В связи с изложенным внесены изменения и в часть 2 ст. 28.6 (из нее исключены положения регулировавшие случаи, когда лицо отказывалось от уплаты штрафа на месте совершения АП, см. об этом ниже).

    4. Законом N 225 от 02.10.07 ст. 28.6 дополнена частью 1.1 (она вступила в силу с 01.02.08). Установлено, что:

    1) протокол об административном правонарушении не составляется, при нарушении законодательства об исполнительном производстве и неисполнении должником исполнительного документа (см. об этом коммент. к ст. 17.14, 17.15);

    2) в указанных случаях рассмотрение дел об административных правонарушениях, а также назначение наказания и его исполнение осуществляются с обязательным учетом особенностей предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

    5. Применяя правила ч. 2 ст. 28.6 (в т.ч. и пересмотре вступивших в законную силу судебных актов), нужно учесть, что:

    1) они действуют в случаях, когда лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает:

    а) наличие события административного правонарушения (так, по его словам, он вообще не совершал действий, за которые его собираются привлечь к административной ответственности);

    б) назначенное ему административное наказание (например, он не согласен, что ему назначили административный штраф, и полагает, что можно было ограничиться предупреждением);

    2) до 24.11.09 — также в случаях, когда лицо, которому был назначен административный штраф, не оспаривал справедливость его назначения, но отказался уплатить сумму штрафа на месте совершения правонарушения. О том, что это положение утратило силу с 24.11.09 — см. выше;

    3) они предписывают в упомянутой ситуации составлять протокол об административном правонарушении (несмотря на то, что размер административного штрафа не превышает 100 рублей);

    4) сумма административного штрафа в этих случаях до подлежит взысканию в порядке, предусмотренном в ст. 29.10 (а до 24.11.09 — в соответствии с ст. 32.2, см. коммент. к ней).

    6. Часть 3 введена в ст. 28.6 Законом N 210 от 24.07.07 и вступила в силу с 01.07.08. Если виновный совершил административное правонарушение в области дорожного движения (см. об этом коммент. к ст. 12.1-12.37):

    1) при условии, что оно выявлено и зафиксировано с помощью работающих в автоматическом режиме СТС, имеющих функции фото-, киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. об этом коммент. к ст. 2.6.1) — протокол не составляется;

    2) участие лица в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении — не требуется: и без него постановление по делу может быть вынесено. Оно оформляется в соответствии с ст. 29.1 (см. коммент. к ней);

    3) в любом случае указанному лицу должны быть вручены копии постановления и материалов перечисленных в ч. 3 (путем направления их по почте, с нарочным, курьером и т.д.) не позднее 3 дней со дня составления постановления (отсчет начинается с следующего дня). Штраф уплачивается в порядке предусмотренном в ст. 29.10 (см. комментарий к ней).

    Какое наказание можно понести за административное правонарушение

    Размер и вид наказания за конкретное правонарушение определяют исключительно в пределах, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

    При этом смягчающие и отягчающие обстоятельства могут повлиять на изменение вида и размера наказания, но только в пределах, установленных статьей.

    Большинство правонарушений карается штрафом, однако закон предусматривает и иные виды наказаний. Также помимо основного наказания может быть назначено дополнительное (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

    Уклонение от исполнения наказания (в т. ч. от уплаты штрафа) само по себе является правонарушением, предусмотренным статьей 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. То есть за уклонение можно понести дополнительное наказание.

    Основные виды административного наказания

    За одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания из тех, что указаны в статье Кодекса РФ об административных правонарушениях или регионального закона об административной ответственности (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

    К основным видам наказания относятся следующие.

    Для физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

    • предупреждение,
    • административный штраф,
    • административное приостановление деятельности.

    Только для физических лиц:

    • лишение специального права,
    • дисквалификация (применяют только к лицам, указанным в ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ, в т. ч. к предпринимателям),
    • обязательные работы,
    • административный арест.

    Предупреждение. Это оформление документа, в котором выражено официальное порицание правонарушителю.

    Ограничиться таким наказанием можно, если нарушение:

    • совершено впервые,
    • не повлекло имущественный ущерб,
    • не создало угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    При одновременном соблюдении этих условий можно рассчитывать на предупреждение.

    Однако нередко компетентные органы не учитывают смягчающие обстоятельства, а сразу назначают более строгий вид наказания, например штраф. В таких случаях стоит добиваться изменения вида наказания со штрафа на предупреждение.

    Пример из практики: Суд изменил наказание со штрафа на предупреждение, поскольку административный орган не учел смягчающие обстоятельства

    Административный штраф. Он предусмотрен практически за все правонарушения и выражается в денежном взыскании.

    Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.

    Закон не дает четкий перечень прав, которых могут лишить. Однако из санкций, установленных за конкретные нарушения, можно сделать вывод, что это:

    • право управления транспортным средством (в т. ч. наземным, водным или воздушным),
    • право на приобретение, хранение и ношение оружия,
    • право осуществлять охоту.

    Лишение права назначают, когда лицо грубо или систематически нарушало порядок пользования им.

    Срок лишения составляет от одного месяца до трех лет (ч. 2 ст. 3.8 КоАП РФ). При этом лишить права может только суд, никакой иной орган не наделен такими полномочиями (ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ).

    В отдельных случаях это наказание не применяют.

    Административный арест. Его назначает только суд в исключительных случаях (ст. 3.9 КоАП РФ).

    Он предусматривает изоляцию от общества до 15 суток. Срок административного задержания входит в срок ареста (ч. 3 ст. 3.9, ст. 27.5 КоАП РФ).

    В двух случаях арест может длиться до 30 суток:

    • за нарушение требований режима чрезвычайного положения. Такой режим устанавливают Указом Президента РФ в соответствии со статьей 11 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ О чрезвычайном положении,
    • за нарушение требований правового режима контртеррористической операции.

    Такой режим устанавливают в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ О противодействии терроризму.

    Читайте так же:  Административный арест документов

    Арест не применяют в отношении:

    • беременных женщин,
    • женщин с детьми до 14 лет,
    • лиц, не достигших 18 лет,
    • инвалидов I и II групп,
    • военнослужащих,
    • граждан, призванных на военные сборы,
    • имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, таможенных органов.

    Судья обязан проверить, не относится ли привлекаемое лицо к этим категориям (абз. 2 п. 23 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

    Порядок отбывания определен в Федеральном законе от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ О порядке отбывания административного ареста.

    Дисквалификация.

    Ее назначает только суд, она предусматривает лишение физического лица следующих прав на срок от шести месяцев до трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ):

    • замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы,
    • занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица,
    • входить в совет директоров (наблюдательный совет) юридического лица,
    • осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом,
    • осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ,
    • осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг,
    • осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий.

    Дисквалификацию могут применить к следующим лицам:

    • замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы,
    • осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица,
    • членам совета директоров (наблюдательного совета),
    • индивидуальным предпринимателям,
    • занимающимся частной практикой (например, нотариусам, оценщикам, патентным поверенным, адвокатам, частным детективам, частным охранникам, арбитражным управляющим),
    • сотрудникам многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг,
    • сотрудникам иных организаций, осуществляющих полномочия многофункциональных центров,
    • сотрудникам государственного учреждения, которое оказывает услуги по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастровому учету,
    • к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законом.

    Такие правила установлены в статье 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Административное приостановление деятельности. Это временное прекращение:

    • деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков,
    • эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений,
    • отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

    Назначает такое наказание только суд. Но есть исключение: за правонарушение по части 3 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (грубое нарушение требований промышленной безопасности) назначить наказание могут должностные лица Ростехнадзора.

    Такое правило установлено в части 1 статьи 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Срок приостановления деятельности может составлять до 90 суток (п. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

    Обязательные работы. Это выполнение неоплачиваемых общественно полезных работ в свободное от основной работы (службы или учебы) время (ст. 3.13 КоАП РФ). Срок их может составить от 20 до 200 часов, отработка не более 4 часов в день.

    Его не применяют к:

    • беременным женщинам,
    • женщинам с детьми до трех лет,
    • инвалидам I и II групп,
    • военнослужащим,
    • гражданам, призванным на военные сборы,
    • имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, таможенных органов.

    Такое наказание назначает только суд.

    Дополнительные виды административного наказания

    Такое наказание может стать как самостоятельной санкцией, так и дополнительной к одному из основных наказаний (ч. 2, 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

    К дополнительным наказаниям относят следующие.

    К физическим и юридическим лицам применяют конфискацию орудия совершения или предмета правонарушения.

    Только к физическим лицам применяют:

    • административное выдворение из страны иностранного гражданина или лица без гражданства,
    • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

    Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

    Орудия это предметы, с помощью которых совершено нарушение, а предметы это объекты, на которые оно направлено. При этом закон не раскрывает эти понятия, их можно вывести из судебной практики.

    Конфискацию назначает только суд. Это принудительное безвозмездное обращение в федеральную или региональную собственность указанных вещей (ст. 3.7 КоАП РФ).

    При этом для некоторых категорий вещей установлен особый порядок, отличный от конфискации (ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ):

    • имущество, изъятое из оборота, забирают и передают соответствующей организации либо уничтожают,
    • вещи, находящиеся во владении лица на законных основаниях, но подлежащие возвращению их собственнику, изымают и передают последнему. Если собственника установить не удается, имущество обращают в собственность государства,
    • вещи, находящиеся в противоправном владении, изымают и обращают в собственность государства либо уничтожают.

    Конституционный суд РФ отметил, что не допускается конфискация орудия правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к ответственности и не признанному виновным в совершении (п. 1 постановления Конституционного суда РФ от 25 апреля 2011 г. № 6-П).

    На это также указал Пленум ВАС РФ в пункте 15.2 постановления от 2 июня 2004 г. № 10 О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

    Пример из практики: Имущество, ставшее орудием правонарушения, не может быть конфисковано, если лицо владеет им на праве аренды, а его собственник другое лицо

    Конфискацию охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяют к лицам, для которых охота или рыболовство основные законные источники средств к существованию (ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ).

    Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Это принудительное перенаправление иностранных граждан через государственную границу РФ за ее пределы.

    В некоторых случаях таким лицам разрешают контролируемый самостоятельный выезд из страны.

    Такое наказание назначает только суд.

    Исключение если правонарушение совершено при въезде в страну. В таком случае наказание может назначить и применить сотрудник уполномоченного органа.

    Такие правила установлены в статье 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

    Это временный запрет зрителю на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

    Назначает только суд на срок от шести месяцев до семи лет.

    Основание для такого запрета нарушение правил поведения на мероприятии.

    За нарушение этого запрета зрителя могут привлечь к ответственности по части 5 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает штраф и арест.

    Такие правила установлены в статье 3.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Материал Юридической справочной системы Система Юрист

    Источники

    Кто выносит административное наказание
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here