Конспект на тему загрязнение окружающей среды

Полезное по теме: "Конспект на тему загрязнение окружающей среды" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Загрязнение окружающей среды

Глобальной проблемой нашего времени стали огромные свалки мусора, которые все захламляют и засоряют.

Природа – это дом родной

Планета Земля крутится по своей орбите 4 миллиарда лет. Человек существует в сотни раз меньше. Люди гости в этом доме, а ведут себя как вредители. Питаются дарами природы. Пьют воду из чистых ключей. А взамен – загрязняют окружающую среду: оставляют мусор, жгут леса и производят ядерные взрывы.

Социальная проблематика данного вопроса обозначена следующими позициями:

  • рост численности населения планеты;
  • развитие науки и техники, которые загрязняют природу;
  • добыча сырья и энергетических ресурсов без дальнейшего обогащения.

Это губительно для недр Земли. Человек загрязняет природу разными способами, вмешивается в структуры и процессы. В зарождении городов люди сыграли решающую роль.

Улучшая жизненные условия – увеличивалось влияние на ландшафт, почву, растения и животных. Уменьшается количество кислорода в воздухе. Изменяется гидрологическая структура.

Продукты жизнедеятельности города в виде мусора и канализационных стоков, необходимо утилизировать без ущерба природе. Они являются главным фактором загрязнения окружающей среды мегаполисов и маленьких городов. Вред планете, который оставляет после себя человечество носит много направлений. Основные виды загрязнения природы:

  • атмосферное;
  • гидросферное;
  • загрязнение почв.

Рассмотрим каждый из них по отдельности.

Атмосфера

Из-за прямого или косвенного влияния человека на обстановку, ежедневно погибает людей — больше 10 тыс., а количество живых существ – превышает 20 тыс. Всемирная организация здравоохранения пытается донести всевозможными методами, что причиной уменьшения продолжительности жизни и появления онкологических болезней определено загрязнение воздуха.

Источники засорения атмосферы бывают:

  • Искусственное. Влияние на природные процессы прямо или косвенно. Загрязнения воздуха, воды непосредственно руками человека – относится к первому. Открыв баллон с газом метаном – напрямую вредит окружающей среде. Если производит мотоцикл на бензине – наносит такой же вред, только косвенно.
  • Естественное загрязнение – результат извержения вулкана, цунами, бурь, пожара, урагана, естественного разложения организма. В 99% случаев человек не может повлиять на процесс. Становится заложником ситуации.

Причинно-следственная связь в изменениях атмосферы начинается с момента овладения человеком новых профессий. До этого задействована только добыча руд и изготовление снаряжений для их обработки. С развитием промышленности – появилась нужда в новых механизмах, материалах и способах. Человечество шагнуло вперед, а с этим движением – произошел прорыв в развитии. Сильно пострадала атмосфера.

Когда появилось первые транспортные средства – никакой угрозы не было. Эти гужевые повозки, запряженные лошадьми, не представляли экологической проблемы. Но с изобретением автомобиля – обстановка изменилась, появилось много вредящих факторов. Авто обустроены двигателями, заправленными топливом. Сырье перерабатывалось и выбрасывало в воздух вредные вещества. Машины охватили весь мир.

Промышленность стремительно сверлит дыры в озоновом шаре. Каждая труба фабрики, без использования очистительных технологий, ежедневно выбрасывает переработанные газы и пыль. Атмосфера меняет структуру. Появляются кислотные дожди. Это носит губительный характер для флоры и фауны. Теплоэлектростанции – гениальное изобретение, но одновременно и бомба замедленного действия. На фоне полученной дешевой энергии, воздух обогащается углекислым газом и пылью. Сущность загрязнения в компонентах, которыми наполняется сфера. Данные вещества вызывают у человека онкологию, облучают радиацией.

Сельское хозяйство признано главным вредителем в разрушении атмосферного слоя. Все дело в удобрениях, которые обогащены азотом и естественными отходами животных.

В процессе горения эти вещества выделяют мелкие частицы, которые наносят вред здоровью живых существ. Признаны гиперопасными для вдыхания человеком.

Аэрозольным загрязнениям экологии отводится третье место в таблице главных природных вредителей. Распыляя флакончик дезодоранта берите на себя ответ за украденную жизнь.
Извержения вулканов – природные явления, влекущие выброс газов: угарного, метана, сероводорода, азота. Такой коктейль прожигает дыры в атмосферном слое, вызывает кислотные дожди, убивающие природу. Последствия могут длиться несколько десятилетий.

Парниковый эффект – невозможность выхода солнечных лучей из атмосферы. Вредные газы создали прочную оболочку. Отбиваясь от поверхности планеты, они не выходят в космос. Земля нагревается сильнее, в результате создается парниковый эффект. Опасность его в том, что за последние десятилетия происходит глобальное потепление.

  • таяние ледников;
  • поднятие уровня мирового океана;
  • усиление природных катаклизмов: цунами, ураганов, наводнений, тайфунов.

Ежегодно уровень мирового океана повышается на 3 мм. К концу столетия, этот показатель составит 3,5 м. Затопленные острова, части материков, государства – результат халатного отношения человека к природе. Атмосферное загрязнение окружающей среды можно уменьшить, но нельзя полностью исключить.

Для этого необходимо выполнять несложные правила:

  1. Сократить использование автомобилей с бензиновыми, дизельными и гибридными двигателями.
  2. Отказаться от аэрозолей. Заменить на дезодоранты, муссы, гели с твердой текстурой.
  3. Запретить сожжение отходов животноводства и удобрений.

Природа сразу отплатит человечеству, если загрязнение мира станет меньше.

Загрязнение почв

Земля – это губка, которая впитывает: влагу, удобрения, мусор. Статистика говорит о значительных цифрах. Треть всей суши нашей планеты разрушается. Причина – пагубное отношение человека.

Виды загрязнений почв:

  1. Вырубка лесов. На смену сухостою люди не считают нужным высаживать молодые деревья. Таким образом, меняется структура грунтов.
  2. Попадание токсичных веществ. Обусловлено выбросами заводов вредных элементов в воздух и оседание на суше.
  3. Остатки сожженного мусора выпадают в виде пепла на землю. Состоящие из тяжелых металлов и токсичных соединений, они покрывают прочным слоем наши поля и сады.
  4. Выбросы автомобилей. Характерны присутствием метана и угарного газа в своем составе.
  5. Атомная промышленность. Низкая по стоимости, но дорогая в причинении вреда природе. Выбросы отработанных частиц в воздух, воду.
Читайте так же:  Неисполнение решения суда администрацией города

Меры предотвращения грунтовых загрязнений:

  • отказ от ядерной энергетики;
  • использование в промышленности только безотходные технологии;
  • запрет на беспричинное разрушение леса;
  • контроль за бытовым сельскохозяйственным и транспортным мусором;
  • щадящая для экологии переработка отходов;
  • максимальное насыщение земель полезными компонентами.

Загрязнение почвы — это проблема, заложником которой стали люди. В грунтах прорастают продукты питания, которые самим же человеком были загрязнены. Халатное отношение к земле чревато проблемами, расстройствами и болезнями.

Как помочь природе

Решить глобальные вопросы самостоятельно почти невозможно. Необходимо вмешательство на законодательном уровне в мировом масштабе. Пути решения положения:

  1. Внедрение очистительных систем, которые будут препятствовать попаданию вредных химических веществ в природу.
  2. Инспектирование выбросов вредных газов, металлов, отходов на международном уровне.
  3. Контроль за вырубкой леса. Деревья растут много лет, а уничтожают их за несколько минут. Растения – это дыхательная система планеты. Сохранить каждый кустик, травинку – основная задача.
  4. Разделение и утилизация отходов. Как человек в отдельности, так и целые предприятия должны ответственно относиться к уничтожению мусора. Сортировка – первый шаг к безвредной утилизации остатков.
  5. Охрана природы и система штрафов за несоблюдение экологического законодательства.
  6. Отказ от вредных удобрений в сельском хозяйстве. Переход на натуральные компоненты.

Каждый житель имеет свое отношение к загрязнению. Если человек, страна и весь мир возьмутся за уборку территорий, посадку деревьев и охрану окружающей среды – можно изменить обстановку. Кушать полезную еду, пить чистую воду и вдыхать обогащенный кислородом воздух – векторы в решении глобальной проблемы загрязнения. В противном случае – человечество ожидают неблагоприятные последствия.

Тема урока: «Загрязнение и охрана окружающей среды»

« Загрязнение и охрана окружающей среды»

— сформировать представление о проблемах антропогенного загрязне­ ния окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидро­ сферы, литосферы;

— рассмотреть и определить главные пути решения проблем охра­ ны окружающей среды;

— научиться работать с текстом, добывая нужную информацию,

— научиться высказывать свою точку зрения;

— воспитывать в себе чувство ответственности за окружающий их мир, чистоту природы своей планеты

Оборудование: учебники экологии, дополнительные источники информации, интернет- ресурсы, рабочие тетради.

Тип урока: урок с элементами интерактивной методики.

1. Вводное слово учителя.

Мы летим в космическом пространстве на космическом ко­ рабле. Корабль этот мы привыкли называть — планета Земля. Если на корабле нарушается система жизнеобеспечения, то космонавты обрече­ ны на гибель. Мы хотим жить, жить долго и счастливо. Мы хотим, чтобы жили и наши дети. Но на нашем корабле уже возникли проблемы и нам необходимо их решать.

Тема сегодняшнего урока: «Загрязнение и охрана окружающей среды».

Сегодня мы выясним, какие проблемы угрожают жизни на Земле и как их можно решить.

Попробуйте дать определение: загрязнение, охрана окружающей среды.

(Ученики предлагают свои варианты)

Посмотрим, что предлагают нам авторы учебника.

Загрязнение окружающей среды — это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гид­росферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания и мате­ риалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

Скажите, что на ваш взгляд является главным источником загрязнения?

Охрана окружающей среды – система мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности человека.

Назовите важнейшие факторы окружающей среды.

Задание: Используя текст, выясните, что является главным источником загрязнения окружающей среды. Какие виды загрязнения существуют?

Ответ ученика: Главным источником загрязнения окружающей среды явля­ ются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. В 1970 г. они составили 40 млрд тонн, а к концу XX века возросли до 100 млрд тонн.

Различают количественное и качественное загрязнение среды.

Учитель: Найдем с вами информацию об этом в учебнике.

Ответы учеников: Коли­чественное загрязнение окружающей среды возникает в результате воз­ вращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соедине­ ния железа, древесина и т.д.).

Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и со­единений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, хи­ мические волокна, резина и т.д.).

2. Интерактивное задание. Работа с текстом.

1) Задание. Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Зем­ ли.

На каждую пару я выдам текст. Получив из него информацию вам необходимо заполнить таблицу в рабочей тетради под названием «Загрязнение оболочек Земли ». Сначала каждый из вас заполняет свою колонку. При обмене информацией, слушая друг друга, мы заполним таблицу до конца.

2) Ученики выполняют работу с текстом. Записывают кратко основную информацию по своему вопросу в таблицу.

3) Далее в классе происходит обмен информацией которую ученики выбрали из текста, приэтом отстальные невыстыпающие ученики заполняют до конца таблицу.

Урок №58. Загрязнение окружающей среды

Тип урока — комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

— осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Предметные: знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Загрязнение окружающей среды.

Один из ведущих экологов России Н. Ф. Реймерс определяет загрязнение так:

«. привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, ин­формационных или биологических факторов или превышение естественного среднего уровня содержания данных факторов в среде, приводящее к негативным последствиям».

Вулканическая деятельность как пример природного загрязнения окружающей среды

Иначе говоря, это все то, что не в том месте, не в то время и не в том количестве, как естественно для природы, что выводит ее из состояния равновесия. Обычно, говоря о загрязнении, име ют в виду загрязнения, вызванные деятельностью человека (антро­погенные), но загрязнение возникает иногда и вследствие естест­венных причин. Ярким примером природного загрязнения может служить деятельность вулканой, когда в атмосферу поступают ты­сячи тонн различных веществ. Основные загрязнители окружаю­щей среды

Основные загрязнители окружающей среды

ВОЗМОЖНОЕ ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРЫ

Оксид серы (IV), сернистый газ 8О2

Сжигание топлива, металлургия

Изменение климата, обра­зование «кислотных осад­ков», обострение респира­торных заболеваний у че­ловека, вред растениям, разъедание строительных материалов и некоторых тканей, усиление коррозии металлических конструк­ций

Взвешенные части­цы, содержащие тя­желые металлы

Разработка полезных ископаемых, вспаш­ка почвы, металлур­гия

Изменение климата, со­стояния озонового слоя, увеличение концентрации тяжелых металлов в цепях питания

Фотохимические ре­акции в атмосфере

Изменение климата, нега­тивное влияние на здоровье человека

Сжигание топлива, транспорт, азотсо­держащие минераль­ные удобрения, авиа­ция

Изменение климата, со­стояния озонового слоя, образование «кислотных осадков», увеличение кон­центрации нитратов (нит­ритов) в пищевых цепях, усиление коррозии, созда­ние смога и др.

Оксид углерода (IV), углекислый газ СОг

Сжигание топлива, транспорт

Изменение климата, «пар­никовый эффект»

Разработка ртутьсо­держащих руд, про­изводство хлора, со­ды, ряда пестици­дов, свалки

Накопление в организмах по пищевым цепям

Накопление в организмах по пищевым цепям

Кадмий СД, цинк 2п, медь Си и др. тяжелые металлы

Видео (кликните для воспроизведения).

Химическая про­мышленность, ме­таллургия

Гибель обитателей водо­емов за счет накопления по пищевым цепям

Оксид углерода (И), угарный газ СО

Сжигание топлива, транспорт

Изменение климата, нару­шение теплового баланса верхней атмосферы

Влияние на здоровье человека

Нефтех имическая промышленность

Нарушение теплообмена гидросферы с атмосферой. Гибель морских организмов

Химическая про­мышленность, сжи­гание топлива, тра­нспорт, курение

Изменение климата, со­стояния озонового слоя, негативное влияние на здо­ровье человека

Химическая про­мышленность, про­изводство фосфор­ных удобрений

Экологическое состояние вод в реках и озерах

Химическая промы­шленность, произ­водство пестицидов

Накопление в организмах по пищевым цепям

Фторхлорпроизвод- ные углеводородов 1фреоны)

Холодильная про­мышленность, про­изводство аэрозоль­ных упаковок

Разрушение озонового слоя Планеты, изменение климата

Естественный (в ос­новном, радоновый фон) и искусствен­ный фон (меди­цинское обслужива­ние, испытание ядер­ного горючего, АЭС)

Злокачественные новообра­зования и генетические мутации

Человек ежегодно извлекает из недр Земли свыше 100 млрд. т полезных ископаемых (сегодня известно около 250 их видов), вы­плавляет 800 млн. т различных металлов, рассеивает на поля свы­ше 500 млн. т минеральных удобрений. Ежегодно сжигается около 9 млрд. т условного топлива, что приводит к выбросу в окружаю­щую среду более 20 млрд. т углекислого газа и более 700 млн. т других соединений, около 3 млрд. т нефти и нефтепродуктов сжи­гается в качестве моторного топлива и для получения электроэнер­гии. Каменного угля сжигается ежегодно еще большее количесТолько 2% сырья, извлекаемого из недр планеты, превраща­ется в готовую продукцию, а остальные 98% — отходы, загряз­няющие биосферу. А ведь объем добычи полезных ископаемых в мире удваивается каждые 15 лет (объем промышленной продук­ции на планете удваивается каждые 8-10 лет!).

В результате производственной деятельности человека в ок­ружающую среду выбрасывается около 100 тыс. наименований химических веществ. Это количество в десятки раз превосходит естественные поступления веществ при выветривании горных по­род и вулканической деятельности. Ежегодно производится 60 млн. т неизвестных ранее, новых синтетических материалов, в почвы сельскохозяйственных угодий вносится огромное количество минеральных удобрений и пестицидов

Количество железа, поступающего антропогенным путем в природную среду, составило за последние 150 лет около 6,5 млрд. т, а возможные последствия процесса металлизации биосферы пока полностью не изучены.

Антропогенное воздействие на биосферу (по Ю. И. Скурлатову, Г. Г. Дуке, А. Мизити)

Извлечение из биосферы в год

Поступление в биосферу в год

Ископаемые — 100 млрд. т Металлы — 800 млн. т

Химические вещества — 100 гыс. наименований

Синтетические материалы — 60 млн. т Минеральныеудобрения — 500 млн. т Пестициды — 5 млн. т Железо — 50 млн. т Жидкий сток — 500 млрд. м Твердый сток — 17,4 млрд. т СО2 — 20 млрд. т ЗОг — 150 млн. т

В результате строительства и горных разработок ежегодно перемещается более 4 тыс. км породы, сжигается 7 млрд. т топ­лива. Для ирригации*, промышленного производства, бытового снабжения отбирается более 13% речного стока и сбрасывается в водоемы ежегодно более 500 млрд, м’ промышленных и комму­нальных стоков. Их нейтрализация требует 5-10-кратного разбав­ления природной чистой водой. Не менее чем вдвое в последние годы увеличился твердый сток в океан. Только в водохранилищах накопление продуктов размыва суши составляет 13,4 млрд. т в год.

Говоря о загрязнении окружающей среды, следует сказать не­сколько слов о явлении ее естественного самоочищения.

Рас­смотрим этот процесс на примере самоочищения водоемов. В нормальных условиях (без антропогенного вмешательства) в во­доеме устанавливается экологическое равновесие, т. е. такое со­стояние системы, при котором обеспечивается ее стабильность, способность самовосстановления (гомеостаз) после негативных воздействий. Оно обеспечивается совокупной деятельностью на­селяющих экосистему организмов: бактерий, водорослей и выс­ших водных организмов, различных беспозвоночных животных. Поэтому одна из важнейших экологических задач состоит в том, чтобы поддерживать эту способность.

Факторы самоочищения водоемов можно разделить на три группы: физические, химические и биологические.

Среди физи­ческих факторов можно назвать хорошее перемешивание и сни­жение концентрации взвешенных частиц загрязнителя. Оседание (седиментация) в воде нерастворимых осадков, а также отстаива ние загрязненных вод способствуют самоочищению водоемов. Невысокая температура воды благоприятствует длительному со­хранению попадающих в водоемы бактерий, вирусов. Так, в уме­ренной зоне самоочистка происходит на участке 200-300 км от места загрязнения, а. на Крайнем Севере — до 2 тыс. км. Важным физическим фактором самоочищения водоемов является ультра фиолетовое излучение Солнца, благодаря которому происходит обеззараживание воды. Ультрафиолетовое излучение может воз­действовать не только на обычные бактерии, но и на споровые организмы и вирусы. Из химических факторов следует отметить окисление органических и неорганических веществ. Биологиче­ский фактор самоочищения заключается в способности живых организмов (микроорганизмов и др.) к разрушению загрязняющих соединений. Сегодня антропогенная нагрузка на водоемы в боль­шинстве случаев превышает их способности к самоочищению. Поэтому необходимо уделять внимание созданию современных малоотходных технологий и очистке выбросов, чтобы избежать необратимых процессов в природной среде.

Вопросы и задания

1.Дайте определение понятию «загрязнение».

2.Каков современный уровень загрязнения окружающей среды?

3.Какие факторы загрязнения водоемов вы знаете?

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Конспект урока и презентация в 10 классе!

Природные бедствия

Взрывы на атомной электростанции на Украине, в Японии забрали жизни людей, нанесли вред здоровью, уничтожили имущество. Наследие для экологии, которое осталось после катастроф, еще много лет будет доноситься в виде аномально больших растений и животных.

Дети, рожденные позже, родятся с отставанием в развитии, с мутациями. Установлена прямая связь между ядерными испытаниями оружия и извержениями. Ученые утверждают, что факторы ядерного исследования вблизи вулкана Чанбайшань (Китай) приведут к возбуждению его сейсмической активности. Гибель животных, растений, начинается с вмешательства человека в естественные процессы.

Скачать:

Вложение Размер
Читайте так же:  Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
zagryaznenie_okruzhayushchey_sredy_i_ekologicheskie_problemy.docx 28.07 КБ zagryaznenie_okruzhayushchey_sredy_i_ekologicheskie_problemy.pptx 1.93 МБ

Гидросфера

Это артерия Земли. Каждодневная необходимость в воде живых организмов велика. Статистические исследования говорят о важности сохранения питьевой воды. Только 3% пресного запаса остались чистыми.

Различают следующие источники загрязнений:

  1. Промышленные. Предприятия экономят на установках очистительных систем и сбрасывают отработанные материалы в реки, озера, ставки.
  2. Нефтяные. При транспортировке складываются чрезвычайные ситуации. Утечки, поломки, дефекты суден. Нефть попадает в мировой океан.
  3. Ядерные. Во время взрыва высвобождается большое количество радиоактивных элементов. Они попадают в воду, на землю, в воздух.
  4. Канализационные. Люди сбрасывают в стоки абсолютно все: отходы пищевых продуктов, бытовые химические средства, мусор.

Происходит беспрерывное попадание вредных веществ в окружающую среду: с едой, питьем, вдыханием. Остановить этот процесс сложно, но минимизировать можно.

Стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • отказаться от ядерной индустрии;
  • внедрить на предприятиях фазу повторного использования сырья и воды;
  • сортировать, перерабатывать мусор без ущерба природе;
  • экономить воду.

Если вовремя не решить эту проблему – не останется питьевых источников, пострадает человек.

Предварительный просмотр:

Урок-семинар « Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы »

22.11.2016 г. по учебнику В.П. Максаковского

Цыганков Артём Сергеевич , учитель географии, МБОУ « Синицынская ОШ » с. Синицыно

1. Познакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы.

2. Рассмотреть три главных пути решения проблем охраны окружающей среды.

3. Осознать значимость проблемы загрязнения окружающей среды для общества и для себя лично.

ОБОРУДОВАНИЕ: политическая карта мира, атласы, учебники, схемы и таблицы по теме (наглядный материал), презентация.

ТИП УРОКА : урок-семинар

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

Тема нашего урока – « Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы ». Мы познакомимся с источниками загрязнения окружающей среды, последствиями и основными путями решения возникших проблем (слайд №1). К концу нашего урока вы должны будете заполнить таблицу (слайд №2).

Читайте так же:  Административный штраф военнослужащему

III. Изучение нового материала

« Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо » — говорит народная пословица. Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств. (слайд № 4).

Различают количественное и качественное загрязнение среды. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.). Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)

Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем сообщения и запишем в таблицу основные данные по источникам загрязнения, последствиям загрязнения, путям решения проблем.

2. Доклады учащихся

Отдельные учащиеся делают сообщения о загрязнении литосферы, атмосферы, гидросферы. Остальные ученики кратко, в виде таблицы, записывают основную информацию в тетради (приложение №2).

Обсуждение вопросов семинарского занятия после чтения сообщения о загрязнении гидросферы (слайд №7 – 12)

1. Расскажите, об опасности загрязнения вод Мирового океана нефтью и нефтепродуктами

Нефть – основной загрязняющий компонент, который попадает в воду с нефтеочистительных заводов, при разгрузке, очистке или аварии танкеров. В марте 1989г. американский танкер “Эксон Валдиз” сел на мель у побережья Аляски, разлив 240000 баррелей нефти (более 40000 тонн), которая уничтожила все живое на сотни километров вокруг. Основная опасность загрязнения нефтью заключается в том, что разливаясь на сотни километров маслянистой тонкой пленкой по поверхности воды, она перекрывает доступ кислорода в слои воды, снижает испарение, угнетает развитие планктона и это приводит к гибели живых организмов.

Читайте так же:  Форма апелляционной жалобы по административному делу

2. Как можно решить проблему обеспечения пресной водой населения Земли?

Инженерами разработаны полуфантастические проекты перекачки пресной воды по трансокеанским трубопроводам из Гренландии и Антарктиды в Европу, от устья Амазонки – в Африку. Разработаны технические проекты транспортировки средних по размерам айсбергов (длина – 1000 м, ширина – 600 м, высота – 300 м). Для этого потребуется пять-шесть мощных буксиров. Защита поверхности айсберга пластиковым материалом должна предохранить его от таяния. Даже если за время такой транспортировки айсберг сильно “похудеет” и потеряет большую часть своей массы, она все же окажется экономически оправданной. Таяние же айсберга в месте назначения может продолжаться примерно год.

3. Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира

Проблема загрязнения окружающей среды касается всех оболочек земной поверхности. Поскольку в природе существуют круговороты веществ, поверхностных вод, циркуляционные процессы в атмосфере, невозможно ограничить загрязнение пределами одной страны или региона. Поэтому проблема загрязнения окружающей среды приобрела глобальный характер, ее решение требует совместных усилий всего мирового сообщества, которые координируются ООН и другими международными организациями.

После прослушивания сообщения о загрязнении атмосферы (слайд № 14 – 16) учащиеся отвечают на вопросы семинарского занятия, полученные заранее:

1. В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле? Воздух является важнейшим условием жизни на Земле, он влияет на человека, на растения, на животных, на здания, сооружения и др. Поэтому загрязнение атмосферы неблагоприятно влияет на окружающую среду. Основные загрязнители атмосферы – окись углерода (СО) и сернистый газ (SO 2 ). Из уроков химии мы знаем, что он образуется при сжигании минерального топлива.

Углекислый газ (СО 2 ) естественным образом входит в состав атмосферы Земли, но его концентрация постоянно увеличивается. Он попадает в атмосферу различными способами:

– транспорт выделяет 70,6% углекислого газа;

– сброс отходов, распыление химикатов и т.д. – 12,3%;

– сжигание топлива – 10,3%;

Сернистый газ служит главным источником кислотных дождей, которые особенно широко распространены в Европе и в Северной Америке. Химические вещества смешиваются в воздухе с водяными парами и кислородом. Так образуются губительные для всего живого кислотные дожди. Ветер быстро гонит облака, поэтому кислотный дождь может пролиться далеко от промышленной зоны. Существует огромное количество и других видов загрязнителей атмосферы. Циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема ее загрязнения приобрела глобальный характер.

  • Что значит термин “парниковый эффект”? Что является причиной этого явления?

В естественном составе атмосферы содержатся углекислый газ, метан и окись азота, играющие в жизни планеты важную роль. Задерживая часть теплового излучения Солнца, они нагревают земную поверхность. При отсутствии такого парникового эффекта температура у поверхности планеты в среднем была бы -20?С, и жизнь на Земле оказалась бы практически невозможна. Усиление парникового эффекта в виде увеличения количества задерживаемого тепла связано с повышением концентрации этих газов в атмосфере. За последние 150 лет она возросла на 25%. Главными причинами, скорее всего, стали сжигание промышленными предприятиями и транспортом огромного количества горючего топлива. Правда, у природы есть свои способы снижения концентрации углекислого газа в атмосфере. Во-первых, растения используют его в процессе фотосинтеза, производя питательные вещества для себя и кислород для атмосферы. Во-вторых, углекислый газ растворяется в водах Мирового океана. А вот справятся ли эти естественные регуляторы с повышенной нагрузкой, зависит от бережного отношения к ним людей.

  • Расскажите, каковы причины и возможные последствия разрушения озонового слоя
Читайте так же:  Какое наказание за клевету и оскорбление

Содержащийся в атмосфере озон концентрируется на высоте 20-30 км от Земли. Он задерживает и рассеивает большую часть жестокого космического излучения, гибельного для всего живого. Такое излучение вызывает рак кожи и уничтожает планктон – основу пищевой цепи моря. В 1970-х гг. над Антарктидой была обнаружена зона резкого уменьшения озонового слоя – озоновая дыра. Основной причиной этого считается выброс в атмосферу фреонов (хлорфторуглеродов), используемых в холодильниках и аэрозольных баллончиках. Эти соединения разрушают озон, превращая его в кислород. Одна молекула хлорпфторуглерода способна разрушить до 100 тыс. молекул озона. В 1990 году 92 страны подписали в Лондоне документ о полном прекращении производства фреонов к 2000 году. Но восстановление озонового слоя – длительный процесс, поскольку фреоны способны сохраняться в атмосфере 50-100 лет, и лишь через 5-10 лет они достигнут ее верхних слоев, где начнется их распад.

После чтения сообщения о загрязнении литосферы (слайд №17 – 22) , обсуждаются следующие вопросы семинарского занятия:

  • Какие « грязные » производства вы знаете?

Наиболее “грязными” отраслями промышленности являются – энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная. Еще более опасным является нарушение горными выработками земель площадью 12-15 млн. га. Страны, развивающие тяжелую индустрию, как правило, больше остальных загрязняют окружающую среду. Например, в Китае находятся пять самых загрязненных городов мира: Ланьчжоу, Гуанчжоу, Шанхай, Сиань и Шэньян. Подсчитано, что последствия загрязнения для здоровья населения обходятся этому государству в размере 3-8% валового внутреннего продукта (ВВП).

  • Объясните термин « мусорная цивилизация »

В связи с ростом численности населения Земли, ростом промышленного производства, более сложной становится проблема накопления бытового мусора. На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-350 кг мусора, на жителя стран Западной Европы – 150-300 кг, США – 500-600 кг. Каждый горожанин в США за год выбрасывает в среднем 80 кг бумаги, 250 металлических банок из-под напитков, 400 бутылок. Отходы на городских свалках, просачиваясь в почву, загрязняют грунтовые воды. В США ежегодно накапливается более 200 млн. тонн бытового мусора, половина которого вывозится на пригородные свалки. Американские ученые установили, что только в северной части Тихого океана в начале 80-х годов плавали миллионы пластиковых пакетов, 35 млн. пластиковых и 70 млн. стеклянных бутылок, разнообразные другие изделия из пластмассы, 5 млн. старых ботинок. Не случайно на Западе по отношению к нашему времени иногда применяют термин “мусорная цивилизация”. Переработку твердых отходов производят на мусороперерабатывающих заводах, отходы складируют в специально отведенных местах.

3. Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли

В 1986 году взорвался ядерный реактор на атомной электростанции, расположенной в городе Чернобыле на Украине. Тысячи людей погибли при ликвидации аварии и в результате радиоактивного заражения. Радиоактивные осадки привели к заражению земной поверхности, некоторые земли по-прежнему чересчур радиоактивны, чтобы можно было безопасно пользоваться ими.

В 1987 году в бразильском городе Гояния была случайно обнаружена поврежденная украденная емкость с радиоактивными материалами. Радиоактивному заражению подвергся обширный район, и многих людей пришлось госпитализировать. Это уже второй после чернобыльской катастрофы 1986 года крупный случай радиоактивного заражения в мирное время.

4. Расскажите об основных путях решения природоохранных проблем

Первый путь заключается в создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300м и более, рекультивации земель и др.

Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной ( « чистой ») технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды.

Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении так называемых “грязных” производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

IV. Закрепление изученного материала

Тестирование по изученному материалу (Приложение №1)

V. Подведение итогов

Мы рассмотрели основные источники загрязнения, последствия и пути решения проблем атмосферы, литосферы и гидросферы. Я надеюсь, что каждый из вас извлек урок из всего сказанного, осознал значимость проблем охраны окружающей среды как для земли и общества в целом, так и для себя лично. Пословица, записанная на доске, полностью соответствует истине.

Проверка заполнения таблицы (Приложение №2)

VI. Домашнее задание:

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Главным виновником химического загрязнения воды является:

Источники

Конспект на тему загрязнение окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here