К техногенным чс вызывающим загрязнение окружающей среды

Полезное по теме: "К техногенным чс вызывающим загрязнение окружающей среды" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Вопрос 1. Техногенные чрезвычайные ситуации связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды

Техногенные чрезвычайные ситуации связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды. Наибольшую опасность в техногенной сфере представляют транспортные аварии, взрывы и пожары, радиационные аварии, аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ и др.

Основные причины возникновения ЧС техногенного характера

Под источником чрезвычайной ситуации понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широкораспространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Основными причинами крупных техногенных аварий являются:

-отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений режимов эксплуатации; многие современные потенциально опасные производства спроектированы так, что вероятность крупной аварии на них весьма высока и оценивается величиной риска 10 и более;

-ошибочные действия операторов технических систем; статистические данные показывают, что более 60% аварий произошло в результате ошибок обслуживающего персонала;

-высокий энергетический уровень технических систем;

-внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др.

-некачественное строительство или отступление от проекта;

-непродуманное размещение производства;

К техногенным чрезвычайным ситуациям относятся:

1. Транспортные аварии и катастрофы, включающие: крушение и аварии товарных и пассажирских поездов, поездов метрополитенов; аварии грузовых и пассажирских судов; авиационные катастрофы вне аэропортов и населенных пунктов; крупные автомобильные катастрофы; аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах и туннелях; аварии на магистральных трубопроводах.

2. Пожары и взрывы в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов; на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ; на различных видах транспорта; в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах; жилых и общественных зданиях; в местах падения неразорвавшихся боеприпасов и взрывчатых веществ; подземные пожары и взрывы горючих ископаемых.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) и распространением облака сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) при их производстве, переработке или хранении (захоронении), транспортировке, в процессе протекания химических реакций, начавшихся в результате аварии; аварии с химическими боеприпасами.

4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ при авариях на АЭС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения и других предприятиях ядерно-топливного цикла; аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками; аварии при промышленных и испытательных взрывах ядерных боеприпасов с выбросом РВ; аварии с ядерными боеприпасами при хранении и техническом обслуживании.

5. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ): на предприятиях промышленности и в научно-исследовательских учреждениях; на транспорте, а также при хранении и обслуживании биологических боеприпасов.

6. Внезапное обрушение жилых, промышленных и общественных зданий и сооружений элементов транспортных коммуникаций.

7. Аварии на электроэнергетических объектах: электростанциях, ЛЭП, трансформаторных, распределительных и преобразовательных подстанций с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий; выход из строя транспортных электрических контактных сетей.

8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, в том числе: на канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ; системах водоснабжения населения питьевой водой; сетях теплоснабжения и на коммунальных газопроводах.

9. Аварии на очистных сооружениях сточных вод городов (районов) промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ и промышленных газов.

10. Гидродинамические аварии с прорывом плотин (дамб, шлюзов, перемычек и т.д.), образованием волн прорыва и зон катастрофического затопления и подтопления, с образованием прорывного паводка и смывом плодородных почв или образованием наносов на обширных территориях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Первый учебный вопрос
Общая характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1.1. Общая характеристика ЧС техногенного характера

Техногенные ЧС наносят значительный ущерб экологии в результате масштабного загрязнения поверхностных и подземных вод, почвы и атмосферного воздуха опасными для окружающей среды веществами, что влечёт за собой гибель животных и растений, деградацию экосистем.

Техногенная чрезвычайная ситуация – вид ЧС, следствие случайных или преднамеренных внешних воздействий, приведших к выходу из строя, повреждению или разрушению технических устройств, транспортных средств, зданий, сооружений.

Техногенная ЧС может стать следствием аварии или техногенной катастрофы.

Авария – опасное техногенное происшествие, создающее угрозу жизни людей и среде обитания.

Техногенная катастрофа – авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде.

1.2. Классификация ЧС техногенного характера

Чрезвычайные ситуации техногенного характера классифицируются по различным признакам, основными среди которых являются следующие (рис. 1.1):

  1. Объекты возникновения чрезвычайной ситуации.
  2. Наличие или отсутствие загрязнения окружающей среды вследствие аварии или техногенной катастрофы.
  3. Масштаб чрезвычайной ситуации и её последствия.
Рис. 1.1. Общая классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Далее мы более подробно рассмотрим классификацию техногенных ЧС по данным признакам.

Классификация ЧС техногенного характера по объектам возникновения:

  1. Аварии на химически опасных объектах.
  2. Аварии на радиационно-опасных объектах.
  3. Аварии на биологически опасных объектах.
  4. Аварии на пожароопасных и взрывоопасных объектах.
  5. Внезапное обрушение зданий и сооружений.
  6. Аварии на очистных сооружениях.
  7. Аварии на электроэнергетических системах.
  8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.
  9. Гидродинамические аварии.
  10. Транспортные аварии и катастрофы.
Рис. 1.2. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по объектам возникновения

Классификация ЧС техногенного характера по наличию загрязнения окружающей среды:

Техногенные ЧС, вызывающие загрязнения окружающей среды

  1. Аварии с выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ (в результате может возникнуть сильное радиационное загрязнение местности или акватории):
    • аварии на атомных электростанциях;
    • аварии на ядерных установках исследовательских центров;
    • аварии на судах с ЯЭУ;
    • аварии на предприятиях ядерно-топливного цикла;
    • аварии на предприятиях ядерного оружейного комплекса;
    • аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом радиоактивных веществ на борту;
    • утрата радиоактивных источников.
  2. Аварии с выбросом или угрозой выброса химически опасных веществ (в результате может возникнуть химическое загрязнение территорий за пределами санитарно-защитных зон, групповое поражение персонала и населения):
    • аварии на химически опасных объектах (производствах);
    • аварии на базах и складах временного хранения боевых химических отравляющих веществ;
    • аварии при транспортировке опасных химических веществ;
    • образование и распространение химически опасных веществ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;
    • утрата химически опасных источников.
  3. Аварии с выбросом или угрозой выброса биологически опасных веществ (в результате может возникнуть заражение территорий биологически опасными веществами):
    • аварии на производственных предприятиях;
    • аварии в исследовательских учреждениях;
    • аварии при транспортировке опасных бактериальных средств;
    • утрата биологически опасных веществ.
  4. Аварии на системах коммунального обеспечения:
    • в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ.
  5. Аварии на очистных сооружениях:
    • на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;
    • на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.
Читайте так же:  Административный штраф по делам несовершеннолетних

Техногенные ЧС без загрязнения окружающей среды

  1. Транспортные аварии и катастрофы:
    • аварии товарных и пассажирских поездов;
    • аварии поездов метрополитена;
    • аварии речных и морских грузовых и пассажирских судов;
    • авиакатастрофы;
    • автомобильные аварии (катастрофы);
    • аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах, в тоннелях;
    • аварии на магистральных трубопроводах.
  2. Пожары, взрывы:
    • на коммуникациях;
    • технологического оборудования промышленных объектов;
    • на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ;
    • в шахтах, на подземных и горных выработках;
    • в метрополитене;
    • на транспорте;
    • в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения;
    • обнаружение неразорвавшихся боеприпасов;
    • утрата взрывчатых веществ (боеприпасов).
  3. Внезапное обрушение зданий (сооружений):
    • обрушение элементов транспортных коммуникаций;
    • обрушение производственных зданий и сооружений;
    • обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения.
  4. Аварии на электроэнергетических сооружениях:
    • на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;
    • на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий;
    • выход из строя транспортных электроконтактных сетей.
  5. Аварии на системах коммунального обеспечения:
    • на тепловых сетях в холодное время года;
    • в системах снабжения населения питьевой водой;
    • на коммунальных газопроводах.
  6. Гидродинамические аварии:
    • прорыв дамб, плотин, шлюзов, перемычек и др. гидротехнических сооружений.

Классификация ЧС техногенного характера по масштабу и последствиям.

В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций», в зависимости от масштабов ЧС и их последствий чрезвычайные ситуации, происходящие и локализующиеся на территории РФ, подразделяются на ЧС (рис. 1.3):

  1. Локального характера.
  2. Муниципального характера.
  3. Межмуниципального характера.
  4. Регионального характера.
  5. Межрегионального характера.
  6. Федерального характера.

Вид ЧС, в соответствии с Постановлением, определяется на основе анализа показателей ущерба, к которым относятся:

  • территория охвата ЧС;
  • количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью;
  • размер материального ущерба, руб.
Рис. 1.3. Показатели чрезвычайных ситуаций, определяющие их масштаб в соответствии с законодательством Российской Федерации

Кроме того, существуют трансграничные (произошли на территории одного государства, однако зона действия поражающих факторов ЧС распространилась в том числе и на территории других государств) и глобальные (последствия ЧС оказали влияние на экосистему континента или на биосферу Земли в целом) чрезвычайные ситуации (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабам и последствиям

Выводы по первому учебному вопросу

1. Созданная человеком техносфера является потенциально опасной как для человеческого сообщества, так и для планеты в целом. Чем более сложной и плотной является инфраструктура, тем большую опасность она несёт и большей разрушительной силой обладает. Опасные происшествия в техносфере создают угрозу жизни и здоровью людей, материальным ценностям и природной среде, а нередко приводят к трагедиям. В результате аварий и техногенных катастроф на территории, подвергшейся действию опасных факторов, может сложиться неблагоприятная обстановка, именуемая чрезвычайной ситуацией техногенного характера.

2. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера может быть произведена по различным признакам. Основными признаками классификации являются объекты, на которых возникла авария или техногенная катастрофа, факт загрязнения окружающей среды, размах (масштаб) чрезвычайной ситуации и тяжесть её последствий. Основным нормативным правовым документом, определяющим вид чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Российской Федерации, в зависимости от её масштабов и последствий, является Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций».

Чрезвычайные ситуации без загрязнения окружающей среды.

К чрезвычайным ситуациям без загрязнения окружающей среды относят аварии, сопровождаемые взрывами, пожарами, обрушениями зданий (сооружений), нарушением систем жизнеобеспечения, разрушением гидротехнических систем, нарушением транспортных коммуникаций и т.п.

Аварии на объектах коммунального хозяйства. Наиболее распространенными являются аварии в системах водоснабжения, канализации, газо -, энерго- и теплоснабжения.

Ежегодно, как правило, отмечается низкий уровень подготовки систем жизнеобеспечения к эксплуатации в холодный период года (на уровне 70-80%), Особую тревогу вызывает недостаточное обеспечение запасами топлива котельных, дизельных электростанций и других коммунальных объектов (в отдельных регионах от 1,5 до 20% от необходимого минимального 100-дневного запаса).

Такое положение дел негативно сказывается на безаварийном

функционировании систем жизнеобеспечения. Отмечаемое в последние годы увеличение аварийности связано прежде всего со значительным физическим износом основных фондов коммунальной инженерной инфраструктуры городов.

К нарушениям в работе жизненно важных инженерных систем и аварийным ситуациям нередко приводят стихийные бедствия.

Коммунальные службы не всегда готовы противостоять сильным морозам, в результате многие инженерные системы размораживаются. Большое количество жилых домов, школ, больниц, детских садов остаются без тепла и света.

Во многих регионах не созданы достаточные запасы материально-технических средств для оперативного устранения аварийных ситуаций на системах жизнеобеспечения (насосного оборудования, труб с утеплителем, установок для отогрева сооружений, замороженных коммуникаций и др.).

Главной причиной недостаточной готовности является устаревшая материально-техническая база, нехватка финансовых средств.

Аварии на транспорте. Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.

Читайте так же:  Понятие и виды административных наказаний кратко

Транспортная авария — авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.

Транспортные аварии (ТА) различают по видам транспорта:

· дорожно-транспортное происшествие (ДТП);

· аварии на водном транспорте;

· авария на магистральном трубопроводе и др.

Поражающие факторы, сопровождающие все транспортные аварии, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.

Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает транспорт, который обеспечивает до 4l%’пассажирских перевозок, а также до 50%ранспортировки грузов, в том числе большого количества опасных грузов. Поэтому железнодорожный транспорт является отраслью народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций. Аварии и катастрофы

железных дорогах Российской Федерации происходят ежегодно.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте

· поломки подвижного состава;

· выход из строя средств сигнализации и блокировки;

· невнимательность и халатность машинистов;

· сход подвижного состава с рельсов;

· наезды на препятствия на переездах;

· пожары и взрывы непосредственно в вагонах;

· повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;

· изношенность технических средств.

Благодаря внедрению комплекса профилактических и организационно — технических мероприятий число происшествий на железных дорогах в последние годы существенно сократилось.

В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов.

Среди причин авиакатастроф следует выделить:

· ликвидацию централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полётов;

· распад единой государственной системы аэрофлота;

· рост числа мелких коммерческих организаций-перевозчиков;

· снижение дисциплины, надзора и контроля за безопасностью полетов в целом;

· ошибки диспетчерских служб;

· неисправности авиационной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды);

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.

Статистика крупных автомобильных катастроф (автомобильные

катастрофы, в которых погибли четыре человека и более) показывает, что, несмотря на некоторое снижение их количества, продолжает оставаться высокой тяжесть катастроф (численность потерь населения и,ущер6, связанные с ними),

По данным Минтранса России, ежегодно происходит около 230 тыс. ДТП. Более 280 тыс. человек ежегодно получают травмы и увечья. Смертность в результате ДТП в 15 раз выше, чем в странах Европы или в США. Только за последние десять лет на российских дорогах погибли более 300 тыс. человек.

Данное положение связано:

· с неудовлетворительным техническим состоянием автомобильных дорог и подвижного состава;

· большим количеством пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорогами;

· многократно возросшим количеством личного автомобильного транспорта;

· неконтролируемым нарастанием объемов грузовых перевозок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с нагрузками и ось, превышающими допустимые;

· нарушением водителями правил дорожного движения;

· плохой подготовкой водителей;

· превышением скорости на опасных участках дорог;

· выездами на полосу встречного движения;

· управлением автотранспортом в нетрезвом состоянии.

Значительная часть смертей после ДТП происходит вследствие не оказанной вовремя помощи и в том числе из-за удаленности от трасс медицинских учреждений, нехватки специального медицинского оборудования и квалифицированных врачей, а также разобщенности действий различных служб при обнаружении ДТП. Врачи всего мира уже давно признали, что самым важным после ДТП является первый час. Отсутствие помощи в течение этого часа увеличивает количество летальных исходов на 30 % до трёх часов – на 60%, а до шести часов — на 90%. Кроме того в России и3-3а позднего прибытия

скорой помощи почти 60% из общего числа погибших в ДТП умирают еще до поступления в клинику. При этом только 6% пострадавших доставляются в лечебные учреждения в специализированном санитарном автотранспорте. Ведь транспортные происшествия, как правило, сопровождаются травмами, часто крайне тяжёлыми, требующими незамедлительной медицинской помощи,

помощи квалифицированной, с применением сложного оборудования. Поэтому нет ничего удивительного, что число погибших на российских дорогах постоянно растёт. Если об этом не заботиться число жертв дорожных аварий будет еще больше. Данная проблема требует незамедлительного решения. С 2008 г. борьба за снижение уровня смертности на дорогах стала одним из приоритетов государственной политики. В рамках национального проекта начинает действовать программа совершенствования медицинской помощи при ДТП. В настоящее время уже подготовлены первоочередные мероприятия по развитию отечественной медпомощи при авариях. Они рассчитаны на период 2008-2010 гг.

В последние годы имеют место кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте.

Основными причинами этих аварий являются:

· нарушения правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплуатации;

· износ материальной части и оборудования судов, портов и других объектов морских и речных пароходств;

· погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т.д.);

· ошибки капитанов, лоцманов и членов экипажа;

· ошибки при проектировании и строительстве судов;

· столкновения и опрокидывания судов;

· посадка на мель;

· взрывы и, пожары на борту;

· неправильное размещение и плохое закрепление грузов;

· низкая обновляемость парка за счет судов нового поколения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Распространённым способом транспортирования опасных химических веществ (ОХВ) и нефтепродуктов является трубопроводный

нефтегазопроводов более 200 тыс. км, промысловых трубопроводов

— 350 тыс. км). Магистральный трубопровод – аммиакопровод Тольятти-Одесса имеет протяженность 2,1 тыс. км и пропускную

способность 3 млн. т/год.

Основными причинами аварий на трубопроводах являются:

· отсутствие должного технического контроля за состоянием магистральных трубопроводов;

· интенсификация экспортных поставок и поставок внутри страны по трубопроводам, сроки, эксплуатации которых достигли 35-40 лет.

Аварии на гидротехнических сооружениях — объектах, создаваемых с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в технологических процессах, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы;, забора воды для водоснабжения и орошения, рыбозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлюзы).

Читайте так же:  Невыполнение административного наказания

Гидротехнические сооружениянапорного типа — это плотины,

создающие подъем и, следовательно, напор воды, который затем

используется для вращения механизмов (турбин, лопастей мельниц).

Здесь следует различать три термина: запруда, плотина, гидроузел.

3апруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока или он весьма ограничен.

Плотина — сооружение, создающее напор воды, но почти с постоянным ее стоком.

Гидроузел — система сооружений и водохранилища, связанных единым режимом водоперетока. В горных районах в результате земле-

трясений, обвалов, оползней образуются естественные плотины (запруды), которые почти всегда представляют опасность для нижерасположенных населенных пунктов, объектов промышленности

и сельского хозяйства.

Весьма опасно разрушение плотин. В таких случаях действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления каждый из которых имеет свою характеристику и представляет опасность для людей. Прорыв может произойти из-за воздействия сил природы (землетрясения, урагана, обвала, оползня), конструктивных дефектов, нарушения правил эксплуатации, воздействия паводков, разрушения

основания, недостаточности водосбросов, а в военное время — в результате воздействия средств поражения.

При прорыве в плотине или в другом сооружении образуется проран, от размеров которого зависят объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва — основного поражающего фактора этого вида аварий.

Разрушительное действие волны прорыва заключается, главным образом, в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемещается вместе с водой (камни, доски, бревна, различные конструкции). Высота и скорость волны прорыва зависят от гидрологических и топографических условий реки. Например, для равнинных районов скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, а для горных и предгорных мест имеет величину порядка 100 км/ч. Лесистые участки замедляют скорость

ют высоту волны.

Прорыв плотин приводит к затоплению местности и всего того,

на ней находится, поэтому строить жилые и производственные

в этой зоне запрещено.

Причины крупных аварий гидротехнических сооружений различны, но чаще всего они происходят вследствие разрушения основания. Процентное соотношение различных причин приведено в табл. 4.1.

Характеристика и классификация ЧС техногенного происхождения

Техногенные чрезвычайные ситуации связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать загрязнением и без загрязнения окружающей среды.

Загрязнения окружающей среды могут происходить при авариях на промышленных предприятиях с выбросом радиоактивных, химически опасных и биологически опасных веществ.

К авариям с выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ относятся аварии, происходящие, на атомных станциях, ядерных установках исследовательских центров, атомных судах и при падении летательных аппаратов с ядерными энергетическими установками на борту, а также на предприятиях ядерно-оружейного комплекса. В результате таких аварий может возникнуть сильное радиоактивное загрязнение местности или акватории.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ случаются на химических объектах страны на базах и складах временного хранения боевых химических отравляющих веществ (БХОВ) и вызывают химическое загрязнение территорий за пределами их санитарно- защитных зон, поражение персонала и населения.

К авариям с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ относят аварии, повлекшие заражение обширных территорий биологически опасными веществами при выбросе их производственными предприятиями и исследовательскими учреждениями, осуществляющими разработку, изготовление, переработку и транспортировку бактериальных средств.

К ЧС без загрязнения окружающей среды относят аварии, сопровождаемые взрывами, пожарами, обрушением зданий (сооружений), нарушением систем жизнеобеспечения и транспортных коммуникаций, разрушением гидротехнических систем и т. п.

ЧС техногенного характера разнообразны как по причинам их возникновения, так и по масштабам. По характеру явлений их можно подразделить на 6 групп (рис. 24).

2.1. Аварии на химически опасных объектах

Широкое использование химических производств в экономике может привести к авариям с выбросом химически опасных веществ (ХОВ)и химическому загрязнению окружающей среды.

Безопасность функционирования химических предприятий зависит от физико-химических свойств сырья и продуктов, характера технологического процесса, конструкции и надежности оборудования, условий хранения и транспортировки ХОВ, состояния контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации, подготовленности и практических навыков персонала, эффективности средств противоаварийной защиты.

Химическое загрязнение как поражающий фактор выбросов химически опасных веществ. Утечка ХОВпроисходит вследствие взрывов, разрушений и повреждений резервуаров и технологических трубопроводов, что приводит к загрязнению воздушного и водного бассейнов, больших территорий и может вызвать гибель либо тяжелые заболевания людей и животных.

ХОВпроникают в организм человека через органы дыхания (ингаляционный путь) и кожу (резорбтивный путь), Возможно попадание ХОВ в организм через раневые поверхности и желудочно-кишечный тракт (перорально). ХОВ разносятся кровью ко всем органам и тканям, что может привести к патологическим изменениям, потере работоспособности и гибели человека.

Важнейшая характеристика ХОВ —токсичность.

Токсичность — степень ядовитости, характеризующаяся п роговой концентрацией, пределом переносимости, смертельной концентрацией или смертельной дозой.

Пороговая концентрация это количество вещества, которое может вызвать негативный физиологический эффект: ощущают лишь первичные признаки поражения, при этом работоспособность сохраняется.

Предел переносимости — это максимальная концентрация, которую человек может выдержать определенное время без устойчивого поражения. В промышленности пределом переносимости является ПДК, регламентирующая допустимую степень загрязнения ХОВ воздуха рабочей зоны. ПДК — это максимально допустимая концентрация ХОВ, которая при постоянном воздействии на человека в течение рабочего дня не вызывает даже через длительный промежуток времени патологических изменений или заболеваний.

Количественно токсичность ХОВ оценивают дозой. Доза, вызывающая определенный токсический эффект, называется токсодозой. Средняя смертельная токсодоза (LDД) — это количество ХОВ, вызывающее при перорально поступлении смерть 50% пораженных, Средняя смертельная концентрация (LCД) — это количество ХОВ, вызывающее при ингаляционном поступлении смертельный исход 50% пораженных. Измеряются они соответственно мг/кг, мг/л и мг/м’. По степени воздействия на организм ХОВ подразделятся на четыре класса опасности: I — чрезвычайно, П — высокоопасные, III — умеренно опасные и IV— малоопасные вещества. Класс опасности ХОВ устанавливать по самому жесткому показателю, характерному для дан- ого вещества (табл. 11).

1) аварии в результате взрывов, вызывающих разрушение технологической схемы, инженерных сооружений и полностью или частично прекращение выпуска продукции, а для восстановления требуются специальные ассигнования от вышестоящих организаций;

Читайте так же:  Причины радиоактивного загрязнения окружающей среды

2) аварии, в результате которых повреждено основное или вспомогательное технологическое оборудование, полностью или частично прекращен выпуск продукции, но для восстановления производства не требуются специальные ассигнования вышестоящих инстанций.

Классификация аварий выглядит следующим образом:

+ частная — авария, либо не связанная с выбросом СДЯВ, либо произошла незначительная утечка ядовитых веществ;

+ объектовая — авария, связанная с утечкой СДЯВ из технологического оборудования или трубопроводов. Глубина пороговой зоны менее радиуса санитарно-защитной зоны вокруг предприятия;

+ местная — авария, связанная с разрушением большой единичной емкости или целого склада СДЯВ. Облако достигает зоны жилой застройки, проводится эвакуация из ближайших жилых районов и другие соответствующие мероприятия;

+ региональная — авария со значительным выбросом, СДЯВ, Наблюдается распространение облака в глубь жилых районов;

+ глобальная — авария с полным разрушением всех хранилищ со СДЯВ на крупных химически опасных пред, приятиях. Такое возможно в случае диверсии, время или в результате стихийного бедствия.

Характер воздействия химического загрязнения население и окружающую среду.

При авариях на химических производствах и при транспортировке ХОВ, а так же при применении химического оружия масштабы опасности будут определяться токсичностью вещества и размерами зоны его распространения. Размеры зоны распространения зависят от физико-химических свойств вещества, тоннажа (массы) разлитого вещества, степени разрушения емкости, метеорологических условий и характера местности.

Критерием для определения химической опасности объекта является количество населения, попадающего в зону возможного химического загрязнения (3BX3),которая представляет собой круг радиусом, равным наибольшей глубине распространения облака загрязненного воздуха с пороговой концентрацией.

Существует четыре степени химической опасности: 1 — в ЗВХЗпопадает более 75 тыс. человек, II — от 40 до 75 тыс. человек, Ш — менее 40 тыс. человек и IV— ЗВХЗне выходит за пределы территории объекта или его сани- тарно-защитной зоны.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8623 —

| 8181 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Техногенные опасности

Техногенная опасность – состояние, внутренне присущее технической системе, промышленному или транспортному объекту, реализуемое в виде поражающих воздействий источника техногенной чрезвычайной ситуации на человека и окружающую среду при его возникновении, либо в виде прямого или косвенного ущерба для человека и окружающей среды в процессе нормальной эксплуатации этих объектов.

К техногенным опасностям относятся чрезвычайные ситуации (ЧС), происхождение которых связано с производственно-хозяйственной деятельностью человека на объектах техносферы. Как правило, техногенные ЧС возникают вследствие аварий, сопровождающихся самопроизвольным выходом в окружающее пространство вещества и (или) энергии.

Базовая классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера строится по типам и видам чрезвычайных событий, инициирующих ЧС:

o транспортные аварии (катастрофы);

o пожары, взрывы, угроза взрывов;

o аварии с выбросом (угрозой выброса) высоко токсичных химических веществ;

o аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ;

o аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ;

o внезапное обрушение зданий, сооружений;

o аварии на электроэнергетических системах;

o аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения;

o аварии на очистных сооружениях;

o гидродинамические аварии.

Последствия воздействия техногенных опасностей на природную среду. Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов, однако в течение длительного времени его деятельность не оказывала заметного влияния на биосферу. В конце прошлого столетия изменения биосферы под влиянием хозяйственной деятельности обратили на себя внимание ученых. К началу XXI века загрязнения окружающей среды отходами, выбросами, сточными водами всех видов промышленного производства, сельского хозяйства, коммунального хозяйства городов приобрели глобальный характер, что поставило человечество на грань экологической катастрофы. По статистическим данным, к концу XX века на нашей планете добывалось около 100 млрд. т различных руд, горючих ископаемых, строительных материалов. При этом в результате хозяйственной деятельности человека в биосферу поступило более 200 млн. т углекислого газа (CO 2 ), около 146 млн. т сернистого газа (SO 2 ), 53 млн. т оксидов азота и других химических соединений. Побочными продуктами деятельности промышленных предприятий явились также 32 млрд. м 3 неочищенных сточных вод и 250 млн. т пыли.

Неразумная хозяйственная деятельность человека привела к уничтожению плодородного слоя почвы, ее загрязнению, изменению состава. Кроме промышленности, транспорта и сельского хозяйства, источниками загрязнения почвы являются жилые дома и бытовые предприятия. Загрязняющими веществами являются бытовой мусор, пищевые отходы, фекалии, строительный мусор, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода, мусор и т. д.

Загрязнение атмосферы выражается в недостатке кислорода, высоком уровне шумов, кислотных осадках, разрушении озонового слоя (основного поглотителя ультрафиолетового излучения Солнца). Ежеминутно промышленные предприятия, тепловые электростанции (ТЭЦ), автотранспорт сжигают огромное количество топлива, что приводит к непрерывному повышению содержания двуокиси углерода в атмосфере, они же являются виновниками выбросов в атмосферу оксидов азота, соединений серы. По данным ЮНЕП, в атмосферу ежегодно выделяется до 25 млрд. т загрязняющих веществ: диоксид серы и частиц пыли – 200 млн. т/год; оксиды азота (NxОу) – 60 млн. т/год; оксиды углерода (СО и СО2) – 8000 млн. т/год; углеводороды (СхНу) – 80 млн. т/год.

С каждым годом значительно увеличивается количество химических препаратов, применяемых в промышленности, быту и сельском хозяйстве. Многие из них токсичны и вредны. При проливе или выбросе в окружающую среду они способны вызвать массовые поражения людей и животных с тяжелыми последствиями, приводят к загрязнению воздуха, воды, почвы, растений, и поэтому они называются высокотоксичные химические вещества (ВТХВ). В нормальных условиях хранения ВТХВ могут находиться в твердом, жидком и газообразном состояниях. В большинстве случаев они являются жидкостями или газами. При аварии емкостей, в которых находились ВТХВ в жидком стоянии при атмосферном давлении, происходит разлив жидкости с дальнейшим испарением, проникновением в глубокие слои почвы, подвалы, низкие участки местности, водоемы. В случаеповреждения емкостей с ВТХВ в виде сжатых жидкостей или газов последние выбрасываются в атмосферу, образуя пар, газ или аэрозоли. Ha организм человека ВТХВ воздействуют по-разному, проникая через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожу и слизистые оболочки.

Читайте так же:  Виды естественного загрязнения окружающей среды

Основными факторами возникновения опасностей и чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются:

• неустойчивое (напряженное) состояние объекта (личности, общества, государства, системы), при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и/или информации превышают максимально допустимые значения (это снижает способности предупреждения, ослабления, устранения и отражения опасностей);

• увеличение энергоемкости, внедрение новых технологий и материалов, опасных для природы и человека;

• несовершенство и устарелость оборудования, снижение технологической и трудовой дисциплины;

• накопление отходов производства и энергетики, в т. ч. химических и радиоактивных;

• недостатки контроля надзорных органов и государственных инспекций;
• нехватка квалифицированных кадров, обладающих культурой безопасности на производстве и в быту;

• недостаточный уровень предупредительных мероприятий по уменьшению масштабов и последствий чрезвычайных ситуаций, снижению риска их возникновения.

Перечисленные факторы повышают риск возникновения опасных ситуаций, аварий и катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности. Деградация окружающей среды, прежде всего, сказалась на здоровье человека и генетическом фонде. Постоянное ухудшение экологической обстановки, особенно в больших городах, где на человека воздействует множество мутагенов (выбросы заводов, пестициды в продуктах сельского хозяйства, радиоактивное загрязнение, шумы и вибрации, стрессы и др.), ослабляет защитные силы организма. Мутагенез (изменение генов под воздействием окружающей среды) в условиях нарастающего загрязнения выходит из-под контроля природных механизмов. Вызывает тревогу функционирование предприятий нефте– и газодобывающей промышленности. Растущую опасность представляют тысячи «бесхозных» скважин – их 7500. В предаварийном состоянии находятся промысловые трубопроводные системы большинства нефтедобывающих предприятий. На них ежегодно происходит свыше 50 тыс. инцидентов с выбросом нефти, в т. ч. в водоемы.

Основными причинами возникновения техногенных опасностей являются:

• нерациональное размещение потенциально опасных объектов производственного назначения, хозяйственной и социальной инфраструктуры;

• технологическая отсталость производства, низкие темпы внедрения ресурсоэнергосберегающих и других технически совершенных и безопасных технологий;

• износ средств производства, достигающий в ряде случаев предаварийного уровня;

• увеличение объемов транспортировки, хранения, использования опасных или вредных веществ и материалов;

• снижение профессионального уровня работников, культуры труда, уход квалифицированных специалистов из производства, проектно-конструкторской службы, прикладной науки;

• низкая ответственность должностных лиц, снижение уровня производственной и технологической дисциплины;

• недостаточность контроля за состоянием потенциально опасных объектов; ненадежность системы контроля за опасными или вредными факторами;

• снижение уровня техники безопасности на производстве, транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве;

• отсутствие нормативно-правовой базы страхования техногенных рисков.

Комфортное состояние жизненного пространства помещений и территорий по показателям микроклимата и освещения достигается соблюдением нормативных требований. В качестве критериев комфортности устанавливают значения температуры воздуха в помещениях, его влажности и подвижности. Условия комфортности достигаются также соблюдением нормативных требований к естественному и искусственному освещению помещений и территорий. При этом нормируются значения освещённости и ряд других показателей систем освещения.

Экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны. Так, на производстве затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере производства (сокращение затрат на приобретение спецодежды, медицинское обслуживание и др.). При увеличении затрат на совершенствование оборудования технический риск снижается, но растёт социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферу. Это обстоятельство надо учитывать при выборе приемлемого риска. Подход к оценке приемлемого риска очень широк. В настоящее время по международной договорённости принято считать, что действие техногенных опасностей (технический риск) должно находиться в пределах 10 -7 – 10 -6 смертельных случаев, чел. -1 ∙год -1 , а величина 10 -6 является максимально приемлемым уровнем индивидуального риска. В национальных правилах эта величина используется для оценки пожарной и радиационной безопасности.

В случае аварий и пожаров, в целях спасения людей, пострадавших от этих бедствий, человеку приходится идти на риск. Обоснованность такого риска определяется необходимостью оказания помощи пострадавшим людям, желанием спасти от разрушения дорогостоящее оборудование или сооружения предприятий.

Нежелание участников событий руководствоваться действующими требованиями безопасности, неиспользование средств индивидуальной защиты и т.п. может сформировать необоснованный риск, как правило, приводящий к несчастным случаям.

Для интегральной оценки влияния опасностей на человека и среду обитания используют ряд показателей негативности. К ним относят численность пострадавших от воздействия травмирующих факторов. Для оценки травматизма в производственных условиях кроме абсолютных показателей используют относительные показатели частоты и тяжести травматизма: — показатель частоты травматизма определяет число несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за определённый период; — показатель тяжести травматизма характеризует среднюю длительность нетрудоспособности, приходящуюся на один несчастный случай; — показатель травматизма со смертельным исходом определяет число несчастных случаев из расчёта на 1000 работающих за определённый период времени (обычно год). Для оценки уровня нетрудоспособности введён показатель нетрудоспособности: — численность пострадавших, получивших профессиональные или региональные заболевания; — показатель сокращения продолжительности жизни (СПЖ) при воздействии вредного фактора или их совокупности. К показателям СПЖ относятсяабсолютные значения СПЖ в сутках и относительные показатели СПЖ; — младенческая смертность, определяемая числом смертей детей в возрасте до 1года на 1000 новорожденных; — материальный ущерб.

Видео (кликните для воспроизведения).

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с) .

Источники

К техногенным чс вызывающим загрязнение окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here