Итоговая проверка стройнадзора привлечение к административной ответственности

Полезное по теме: "Итоговая проверка стройнадзора привлечение к административной ответственности" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Споры по строительному надзору

Когда речь заходит о государственном строительном надзоре все понимают, что это надзор, связанный с деятельностью по строительству. В чем заключается данный надзор?

Прежде всего, строительный надзор является государственным и осуществляется только соответствующими госорганами: федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ — например, в Свердловской области таким органом является Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области. Строительный надзор связан с выявлением, предупреждением и пресечением действий, нарушающих законодательство, регулирующее градостроительную деятельность.

Содержание статьи

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по строительным делам разъяснит Вам процедуру строительного надзора, поможет обжаловать принятые решения со стороны контролирующего органа: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Пишите вопрос в комментариях ролика с советами адвоката:

Что проверяется при строительном надзоре?

При осуществлении строительного надзора, что и кого проверяет?

Госстройнадзор осуществляется не всегда. Соответствующий надзор проводится в обязательном порядке при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства (читайте также по вопросу реконструкция дома с увеличением площади по ссылке), в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и др. характеристики надежности и безопасности указанных объектов, проектная документация которых должна пройти экспертизу согласно статье 49 Градостроительного кодекса РФ.

При обращении граждан, юрлиц, органов госвласти, органов местного самоуправления, информации в СМИ о том, что произошла авария или допущены нарушения нормативных правовых актов (далее – НПА), проектной документации и т.д., и соответствующие нарушения в ходе строительства создают угрозу для жизни людей и их здоровья, безопасности государства, причинение вреда окружающей среде, имуществу лиц, организаций, органов или такой вред уже причинен, проводится выездная проверка органами, осуществляющими стройнадзор.

При проведении стройнадзора проверяют застройщиков, заказчиков, подрядчиков (далее – надзорные лица). При выявлении нарушений не стоит надеяться, что к ответственности привлекут только подрядчика или только заказчика, поскольку могут привлечь обоих.

При госстройнадзоре в отношении объектов капстроительства проверяют:

  • Соответствуют ли выполняемые работы, применяемые материалы, результат работ проектной документации, которая прошла экспертизу, техническим регламентам, иным НПА, строительным нормам и правилам и т.д.
  • Имеется ли разрешение на строительство.
  • Выполнены ли требования, касающиеся членства в СРО.
  • Иные вопросы соблюдения градостроительного законодательства.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Госстройнадзор начинает осуществляться соответствующими органами с даты получения извещения о начале работ, и продолжается до момента выдачи заключения о том, что построенный или реконструируемый объект капстроительства соответствует требованиям техрегламентов и иным НПА и документам, т.е. заключения о соответствии.

Осуществляя госстройнадзор, уполномоченный орган формирует дело, в которое включаются все составленные и полученные документы в ходе надзора.

Основания для проведения проверки Госстройнадзора

поступившее извещение от надзорного лица о начале работ или об устранении нарушений, а также об окончании строительства;

►если в соответствующий орган обратились физлица или юрлица, органы госвласти или местного самоуправления, или из СМИ стала известной информация о том, что произошла авария, нарушены техрегламенты, иные НПА и проектная документация в ходе строительства или реконструкции соответствующего объекта капстроительства, если нарушения угрожают причинением вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу тех или иных лиц или органов, или же вред уже причинен;

►если информация получена от лиц и источников, указанных в предыдущем пункте, о том, что деньги граждан для долевого строительства привлекаются с нарушением законодательства, регулирующего участие в долевом строительстве;

►программа проверок, которая разработана органом госстройнадзора;

►если ИП или юрлицу было выдано предписание об устранении нарушений и срок его исполнения истек;

►если руководителем органа стройнадзора издан приказ, в связи с поручением Президента РФ или Правительства РФ или требования прокурора, о том, чтобы провести проверку.

В ходе проверки должностное лицо органа госстройнадзора:

  • Изучает представленные документы, касающиеся выполнения работ;
  • Визуально осматривает выполненные работы и строительные материалы, которые применяются;
  • Оформляет результаты проверки;
  • Если в ходе проверки выявлены нарушения, производит действия по привлечению к административной ответственности лиц, которые совершили правонарушение.

ПОЛЕЗНО: наши адвокаты ни только активно участвуют в защите прав застройщиков или лиц, чьи права нарушаются в сфере строительства, но готовы решать строительный спор между участниками строительной отрасли, например в части исполнения сроков застройки, оплаты услуг и материалов, а также качества строительства.

Обжалование результатов строительного надзора

Можно ли обжаловать результаты государственного строительного надзора?

В ходе проверок должностным лицом могут быть установлены те или иные нарушения в ходе строительства и составлен соответствующий акт проверки с выдачей предписания, чтобы выявленные нарушения были устранены, или направлено уведомление о выявлении самовольной постройки.

Если же надзорное лицо не согласно с результатами проверки, предписанием, то оно вправе обжаловать данные документы в судебном порядке.

Также на акт и предписание надзорные лица вправе направить свои возражения в уполномоченный орган.

ВНИМАНИЕ: когда при проверке присутствуют представители надзорных лиц, при ознакомлении с актом и не согласии с чем-то, зафиксируйте это непосредственно в самом акте, что не согласны с выводами должностного лица, укажите замечания и объяснения.

НО! в любом случае, если лицо не согласно с предписанием, следует его обжаловать в судебном порядке, иначе предписание будет обязательным к исполнению, а в случае неисполнения предписания лицо может быть привлечено за это к административной ответственности, при условии, что предписание является исполнимым.

Имеется судебная практика, согласно которой, если предписание неисполнимо, то и событие административного правонарушение такое неисполнение не образует, однако, судебная практика изменчива. Довольно часто суды, привлекая к административной ответственности за неисполнение предписания, указывают на то, что предписание не было обжаловано и соответственно нарушения должны были быть устранены в установленные сроки.

Как подготовиться к государственному строительному надзору?

Можно ли подготовиться к госстройнадзору заранее? В данном случае ответить на данный вопрос нельзя, поскольку, наверное, он не совсем корректный, так как рассматриваемый надзор, как правило, осуществляется не в виде какой-то разовой проверки, а он проводится на протяжении всего строительства или реконструкции объекта капстроительства. Таким образом, надо быть всегда готовым к проверке со стороны органов госстройнадзора, если соответствующий объект попадает под такой надзор.

Более того, разработанная программа проверок вручается застройщику или техническому заказчику, в которой указан предмет каждой проверки и примерная дата соответствующей проверки и иные сведения. Информацию о проверках застройщик (техзаказчик) обязан довести до подрядчика. НО! не следует забывать о проверках по иным основаниям.

Перед началом проверки должностное лицо уведомляет застройщика или техзаказчика, направляя приказ о проведении проверки, за исключением случаев проведения выездных проверок по обращениям лиц или информации СМИ о нарушениях, создающих угрозу причинения вреда или уже повлекших вред.

Читайте так же:  Административное выдворение в форме принудительного

Для того, чтобы быть всегда готовым в проверке, необходимо выполнять работы в соответствии с проектной документацией, требованиями соответствующих НПА, устранять недостатки, выявленные в ходе надзора, правильно заполнять и составлять различные документы в ходе строительства, и тогда надзорные органы, осуществляя свои функции, смогут убедиться, что той или иной организацией (ИП) выполняются все требования, какие-либо нарушения не допускаются. В результате будет выдано заключение о соответствии в отношении объекта капстроительства.

Проверка Госстройнадзора

На что обращают внимание при проведении строительного надзора

С учетом того, что проверяют органы госстройнадзора, соответствующие надзорные органы обращают внимание:

  • на выполнение требований технических регламентов, норм и правил, а также требований иных НПА и проектной документации;
  • на то, как проводится строительный контроль, как ведутся соответствующие журналы, исполнительная документация, как составляются акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения и др.;
  • устранены ли нарушения, которые были выявлены при стройконтроле и госстройнадзоре;
  • соблюдаются ли иные требования при выполнении работ.

Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора

Проверки проводятся уполномоченными распоряжением или приказом должностными лицами соответствующего органа. Для проведения проверок разрабатывается программа проверок с учетом особенностей объекта капстроительства и категории риска, в соответствии с которой и производится соответствующий надзор, за исключением отдельных случаев, в том числе связанных с обращением тех или иных лиц и органов.

Например, если строящийся объект отнесен к категории высокого риска, то региональный госстройнадзор осуществляется с проведением не более 12 проверок. В определенных случаях количество проверок может быть увеличено.

Проверка может быть связана с проведением соответствующим органом экспертизы, обследований, испытаний выполненных работ и примененных строительных материалов.

Помощь строительного адвоката

Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок и составлении актов могут не учитывать какие-то обстоятельства и пояснения представителей надзорных лиц, могут выдавать предписания, которые являются неисполнимыми и т.д., то есть не всегда надзорные органы являются правыми, и для того, чтобы доказать это требуется пройти через суды. Наши адвокаты, являющиеся высококвалифицированными специалистами, всегда готовы помочь лицам, которые оказались в зоне внимания каких-либо госорганов, в том числе органов госстройнадзора.

Если Вам понадобилась юридическая помощь, обратившись к нам, Вы можете быть уверены:

  • в получении юридической консультации по сложившейся ситуации;
  • в подготовке плана действий по защите Ваших прав;
  • в представлении Ваших интересов с органами госвласти, при рассмотрении административных материалов;
  • в подготовке различных процессуальных документов в соответствии с требованиями норм права.
  • оказании иной юридической помощи по заявке Доверителя.

Наши адвокаты по сложным ситуациям работают одной командой, что позволяет рассматривать спорные моменты с различных точек зрения, формируя наиболее выгодную для доверителя тактику действий, и прилагая максимум усилий при защите интересов, обратившегося к нам лица.

Инспектор разъясняет: Как и когда проводится итоговая проверка?

Ответ: После получения Инспекцией извещения об окончании строительства, реконструкции объекта капитального строительства, направленного застройщиком (техническим заказчиком) (см. предыдущий выпуск «Инспектор разъясняет») должностное лицо ответственное за осуществление надзора на объекте, организует (назначает) в течение 7 рабочих дней итоговую проверку соответствия построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее – итоговая проверка) и осуществляет проверку в соответствии с административной процедурой «осуществление проверок с применением соответствующих административных мер в случае выявления правонарушений».

Должностные лица проводят итоговую проверку, представляют свои замечания по выявленным нарушениям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации посредством внесения их в акт итоговой проверки за своей подписью.

Акт итоговой проверки готовится и подписывается должностными лицами, проводившими итоговую проверку в двух экземплярах (один экземпляр выдаётся застройщику (техническому заказчику), второй экземпляр остается в деле органа государственного строительного надзора).

Акт итоговой проверки с замечаниями (в случае наличия) и предписание об устранении нарушений направляется должностным лицом ответственным за осуществление надзора на объекте застройщику (техническому заказчику) в порядке.

После получения акта итоговой проверки и устранения замечаний застройщик (технический заказчик) направляет в Инспекцию извещение об устранении выявленных нарушений, извещение об окончании строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Акт итоговой проверки (не содержащий замечаний) является основанием для обращения застройщика или технического заказчика за выдачей заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее – ЗОС).

Акт итоговой проверки с замечаниями в случае обращения застройщика или технического заказчика за выдачей ЗОС является основанием для принятия решения об отказе в выдаче ЗОС.

Примечание: С архивом ответов на часто задаваемые вопросы о деятельности Инспекции можно ознакомиться в разделе «Пресс-служба. Инспектор разъясняет». Информация доступна на русском и татарском языках.

Проведена комплексная проверка Ростехнадзора. Компания решила оспорить более 100 нарушений

Автор: Туренкова Анна Александровна

Регион: Новосибирская область, г. Новосибирск

Должность: ведущий юрисконсульт, ЗАО «Производственно-ремонтное предприятие»

Область права: Административные отношения

Порядок решения проблемы: Судебный № дела 12-376/2009, 2-205/2009

Суть дела

В ходе проверки Ростехнадзор выявил 239 нарушений требований законодательства в области промышленной и энергетической безопасности. По результатам проверки компания была привлечена к административной ответственности. После длительной переписки с Ростехнадзором и судебного обжалования юристу удалось оспорить большинство нарушений, с которыми компания была не согласна.

Задача и ее решение

В период с 26.01.2009 по 09.02.2009 в Закрытом акционерном обществе «Производственно-ремонтное предприятие» (далее – ЗАО «ПРП» или Общество) проходило комплексное мероприятие (проверка) уполномоченными лицами (комиссией) Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Сибирскому федеральному округу (далее – МТУ Ростехнадзора) общей численностью 19 человек.

В ходе проверки было выявлено 239 нарушений Обществом и его должностными лицами требований действующего законодательства в области промышленной и энергетической безопасности (нарушения отражены в соответствующих предписаниях). По результатам проверки ЗАО «ПРП» привлекли к административной ответственности, и я, как юрист Общества, была вынуждена принимать все меры для доказывания невиновности ЗАО «ПРП», в том числе путем ведения переписки с МТУ Ростехнадзора и обращения в суд с обжалованием постановлений о привлечении ЗАО «ПРП» к административной ответственности в виде штрафов. Мною оспаривалось 117 не признанных Обществом нарушений, отраженных в протоколах и постановлениях о привлечении к административной ответственности. Итог: отменено по особым мнениям на предписания 43 замечания; по ходатайству в Москву – 20; по решениям судов – 17.

Итоговая проверка ЗАО «ПРП» на предмет выполнения предписаний инспекторов МТУ Ростехнадзора (в период комплексной проверки ЗАО «ПРП»), состоялась 28.12.2009. Результат проверки – ЗАО «ПРП» добилось отмены постановлений, предписаний инспекторов, кроме одного – предписания, переписка по исполнению которого длится до настоящего времени.

Читайте так же:  Срок наказания по административному правонарушению

Из интересных судебных дел необходимо выделить два, в которых мне пришлось доказывать в суде невозможность выполнить требования инспекторов не только из-за субъективной трактовки ими норм законов и текста договора, но и потому, что некоторые их предписания не являлись по своей сути требованиями исправить обнаруженное нарушение либо предписывали выполнить то мероприятие, от согласования которого впоследствии отказались вышестоящие должностные лица МТУ Ростехнадзора (из-за отсутствия полномочий согласовывать мероприятие).

Одно из моих обращений в суд связано с протоколом об административном правонарушении, составленным в отношении ЗАО «ПРП» инспектором межрегионального отдела по горному и металлургическому надзору МТУ Ростехнадзора. В указанном документе инспектором сделан вывод о наличии в действиях ЗАО «ПРП» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5. КоАП РФ: невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. В Протоколе инспектор отразил невыполнение ЗАО «ПРП» некоторых пунктов Предписания.

Я обратилась в районный суд для отмены вынесенного на основании указанного выше протокола Постановления судьи мирового суда о привлечении ЗАО «ПРП» к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 рублей. Защиту интересов Общества в суде я выстраивала следующим образом:

В Предписании инспектор указывал на отсутствие договора на обслуживание опасных производственных объектов с аварийно-спасательной службой, ссылаясь на нарушение ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», хотя ЗАО «ПРП» предъявило инспектору договор с ЗАО «Новосибирская служба спасения» на оказание аварийно-спасательных услуг. Инспектор в судебном процессе пояснил, что считает договор ЗАО «ПРП» незаключенным (хотя в предписании говорилось об отсутствии договора) на том основании, что ЗАО «Новосибирская служба спасения» не вправе выполнять аварийно-спасательные работы на объектах по производству чугуна и стали (в ЗАО «ПРП» инспектором проверялся литейный участок). Мне, в свою очередь, пришлось настаивать на том, что, во-первых, инспектор не вправе признавать договор незаключенным (это прерогатива суда), основываясь на своем убеждении в том, что у ЗАО «Новосибирская служба спасения» отсутствует право выполнять аварийно-спасательные работы на объектах по производству чугуна и стали. И, во-вторых, указанный договор представлялся в МТУ Ростехнадзора при получении лицензии ЗАО «ПРП»; замечаний у инспекторов по нему не возникло, и соответствующая лицензия Обществу была выдана.

Так же в Предписании инспектор указывал на следующее: отсутствие аттестации по правилам безопасности в металлургии специалистов, проводивших контроль цапф металлоразливочных ковшей, что явилось нарушением п.7.3. Правил аттестации персонала в области неразрушающего контроля (ПБ 11-493-02); отсутствие актов ежегодной проверки цапф ковшей методом неразрушающего контроля, проведенного специалистами в области деятельности на объектах металлургической промышленности, что явилось нарушением п. 2.10.72 Общих правил безопасности для металлургических и коксохимических предприятий и производств» (ПБ 11-493-02). По указанным пунктам инспектор обязал Общество разработать и направить на согласование в МТУ Ростехнадзора план мероприятий по устранению нарушений. Общество разработало план мероприятий и направило письмом на согласование в МТУ Ростехнадзора. На письмо ЗАО «ПРП» от февраля 2009 г. только в апреле 2009 г. поступил ответ МТУ Ростехнадзора, в котором говорилось о том, что МТУ Ростехнадзора не осуществляет согласование планов мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок.

Таким образом, у меня были все основания считать, что заявленное инспектором в Протоколе мнение о невыполнении требований Предписания, не обосновано, так как ЗАО «ПРП» выполнило все требования, предписанные инспектором и с момента направления письма с разработанным планом мероприятий (т.е. с момента устранения выявленных нарушений) до момента составления Протокола прошел месяц, за который именно МТУ Ростехнадзора не составил ответ, и план мероприятий не утвердил, а в апреле в своем письме объявил, что не согласовывает планы мероприятий.

Таким образом, ни один из пунктов Протокола не свидетельствовал о нарушении ЗАО «ПРП» обязательных требований в части исполнения Предписания. Суд принял нашу позицию и отменил Постановление мирового судьи о привлечении Общества к административной ответственности (дело № 12-376/2009, Решение судьи Ленинского районного суда г. Новосибирска вступило в силу 13.12.2009).

Второе судебное дело Общества связано с Предписанием инспектора межрегионального отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и тепловыми сетями МТУ Ростехнадзора. В отношении ЗАО «ПРП» был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о назначении административного наказания. Инспектор сделал вывод о наличии в действиях ЗАО «ПРП» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1. КоАП РФ: нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Я обратилась в районный суд для отмены вынесенного на основании указанного выше протокола Постановления инспектора о привлечении ЗАО «ПРП» к административной ответственности в виде штрафа в размере 20000 рублей. Защиту интересов Общества в суде по второму судебному делу я выстраивала следующим образом:

Пунктом Постановления установлено нарушение ЗАО «ПРП» требований промышленной безопасности, выразившееся в невыполнении предписания инспектора МТУ Ростехнадзора в части устранения нарушений, выявленных при осмотре опасных производственных объектов.

Следующий вопрос, который оспаривался в суде – выявленное инспектором отсутствие заводской документации по эксплуатации сосудов и их отдельных элементов и непризнание действующими имеющихся дубликатов упомянутой документации. Действительно, на одном из этапов эксплуатации предыдущим владельцем объекта часть документации была утрачена. При приемке в эксплуатацию сосудов ЗАО «ПРП», передающая сторона не смогла представить вместе с техническими устройствами соответствующую документацию завода-изготовителя. Общество изготовило дубликаты недостающих документов (паспортов, инструкций) и провело их экспертизу в лицензированной организации с получением положительного заключения. Положительное заключение экспертизы документации, связанной с эксплуатацией сосудов, говорит о ее соответствии требованиям промышленной безопасности. Упомянутое заключение было утверждено и зарегистрировано в МТУ Ростехнадзора, что так же подтвердило ее соответствие всем требованиям промышленной безопасности.

Таким образом, по моему мнению, ни один из пунктов Протокола и Постановления не свидетельствовал о нарушении ЗАО «ПРП» обязательных требований в области промышленной безопасности, следовательно, наложение штрафа в размере 20000 рублей на ЗАО «ПРП, являлось необоснованным. Суд принял нашу позицию и отменил Постановление инспектора о привлечении Общества к административной ответственности (дело № 2-205/2009, Решение судьи Ленинского районного суда г. Новосибирска вступило в силу 29.07.2009).

В конечном итоге из 117 оспариваемых пунктов было отменено 80. 36 пунктов были признаны не нуждающимися в исполнении, так как за период оспаривания произошли изменения в действующем законодательстве, устранившие разночтения в актах. Но по одному оспариваемому пункту на настоящий момент не принято никакого решения (относительно разработанного Порядка работы с персоналом, в котором формы удостоверений для работников Общества ЗАО «ПРП» предлагало выпускать с фотографиями, что так и не было разрешено инспекторами). Переписка с МТУ Ростехнадзора переадресовалась в переписку с Министерством энергетики, которое заявило, что наша проблема вынесена на межотраслевую комиссию (т.к. вопрос затрагивал интересы нескольких органов исполнительной и законодательной власти). Общество ожидает соответствующего решения.

Читайте так же:  Статья оскорбление личности человека какой штраф

Чего удалось добиться

Видео (кликните для воспроизведения).

Из 117 не признанных компанией нарушений было отменено: 43 замечания — по особым мнениям на предписания, 20 замечаний — по ходатайству, направленному в Москву, и 17 замечаний — по решениям судов.

Если вам понравился этот кейс и вы хотите помочь автору победить во Всероссийской правовой премии «Юрист компании ‘2012» — вы можете проголосовать за него.

Государственный строительный надзор

Выполняемые строительными компаниями работы должны соответствовать требованиям технических регламентов и проектной документации. При проведении государственного строительного надзора выявляются и пресекаются допускаемые застройщиком нарушения. О том, как проводятся проверки, — в нашей статье.

Государственный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (подп. 1 п. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).

Государственная экспертиза проектной документации, согласно статье 49 Градостроительного кодекса РФ, не проводится, в частности:
— для жилых домов, высотой менее трех этажей (индивидуальных или блочных);
— для отдельно стоящих зданий высотой не более двух этажей и площадью не более 1500 квадратных метров, не предназначенных для жилья и производственной деятельности (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов);
— для объектов, не требующих получения разрешения на строительство.

Следовательно, на указанных объектах (при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте) государственный строительный надзор не проводится.

В то же время следует отметить, что не контролируется строительство индивидуальных жилых домов, высота которых не превышает трех этажей, только в том случае если они возводятся не по типовой проектной документации или ее модификации. Такое уточнение в подпункт «а» пункта 2 Положения, утвержденного постановлением № 54, внесено определением Верховного суда РФ от 8 июля 2008 г. № КАС08-309.

Контролирующие органы

В зависимости от статуса проверяемого объекта государственный строительный надзор осуществляется либо уполномоченными федеральными органами (Росатомом, Минобороны России), либо региональными органами исполнительной власти.

Так, федеральные органы проверяют ведение строительных работ на атомных объектах, линиях связи, объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, опасных и особо опасных, а также технически сложных и уникальных объектах, на объектах военной инфраструктуры Вооруженных сил РФ и т. д. (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 54). Все другие объекты контролируют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Порядок проведения проверок

Для всех уполномоченных органов (как федеральных, так и региональных) приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1129 утвержден единый порядок проведения проверок. Расскажем о нем подробнее. Контроль ведется с даты получения органом государственного строительного надзора извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта капитального строительства установленным требованиям.

Осуществление государственного строительного надзора за построенными и сданными в эксплуатацию объектами законодательством не предусмотрено (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 апреля 2008 г. № Ф03-А51/08-2/1216).

Форма контроля — проверки. Они проводятся должностными лицами органа госстройнадзора на основании соответствующего распоряжения (приказа).

Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое уполномоченным органом.

КОГДА ЖДАТЬ ПРОВЕРЯЮЩИХ

Проверки осуществляются в соответствии с программой проверок, а также в следующих случаях:
— при получении извещения от застройщика (заказчика) о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
— при получении извещений от застройщика (заказчика) о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;
— при обращениях граждан и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления и др.

ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ

Получив извещение о начале работ, контролирующий орган в течение семи рабочих дней должен разработать программу проведения проверок по данному объекту. В ней указываются следующие сведения:
— наименование работ, подлежащих проверке, определяемых в соответствии с проектом организации строительства;
— предмет и примерная дата проведения каждой проверки;
— ориентировочные затраты времени на проведение каждой проверки;
— иные сведения, необходимые для проведения проверок.

Программа составляется в двух экземплярах: первый остается в деле органа госстройнадзора, второй — направляется (вручается) застройщику или заказчику.

ЧТО ПРОВЕРЯЮТ

Предметом контроля является соответствие выполняемых строительных работ установленным требованиям и проектной документации.

При строительстве проверяют соблюдение требований по подготовке земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.

При реконструкции — соблюдение требований по подготовке объекта для реконструкции, выполнению работ по усилению или монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения.

При капитальном ремонте — соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта для ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных систем и оборудования.

КАК ПРОВЕРЯЮТ

Полномочия проверяющих определены в пункте 24 Положения, утвержденного постановлением № 54.

Основные права — это беспрепятственный доступ к объектам во время исполнения служебных обязанностей и совершение необходимых для проведения проверки действий.

Так, в ходе проверки должностное лицо:
— рассматривает представленные компанией, ведущей строительство, документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения), а также применением строительных материалов или изделий;
— проводит визуальный осмотр выполненных работ и примененных строительных материалов;
— оформляет результаты проведенной проверки;
— осуществляет действия, направленные на привлечение к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.

Оформление результатов проверок

Проверки, проводимые в процессе выполнения строительных работ, в случае обнаружения нарушений заканчиваются составлением акта, который является основанием для выдачи организации предписания об их устранении.

В акте указываются: вид нарушения, ссылка на документы (нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию), требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. В порядке, установленном определенном законодательством РФ, работы могут быть приостановлены на указанный срок (п. 6 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ). Акт и предписание выписываются в двух экземплярах. К акту прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры всех этих документов остаются в деле органа государственного строительного надзора.

В отсутствие нарушений результаты проверки заносятся проверяющим в общий или специальный журнал.

Порядок устранения нарушений

Об устранении нарушений компания обязана известить орган госстройнадзора. Если строительная организация не устранит в установленный срок предписание, она может быть привлечена к административной ответственности.

Пример тому постановление ФАС Московского округа от 12 февраля 2008 г. № КА-А40/139-08. Главгосстройнадзор Московской области вынес в отношении строительной организации предписание о необходимости представления в установленный срок сертификатов соответствия и паспорта на применяемые при выполнении отделочных работ на объекте строительных материалов — дверных блоков, мраморных плит, изделий для облицовки парадной лестницы и др. В установленный срок организация не представила требуемые документы.

Читайте так же:  Обжалование постановления о взыскании исполнительного сбора

По факту неисполнения предписания Главгосстройнадзор Московской области составил протокол и обратился в суд с заявлением о привлечении организации к административной ответственности. Рассматривая заявленное требование, судьи признали доказанным факт невыполнения в установленный срок предписания административного органа, в связи с чем организация была привлечена к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб. Но есть и примеры судебных решений, в которых арбитры поддерживают организации.

Так, Управлением госстройнадзора департамента градостроительства администрации Приморского края была проведена проверка строительства жилого дома.

По ее результатам составлен акт, которым установлен факт проведения строительных работ по проектной документации, не имеющей положительного заключения государственной экспертизы проекта. Кроме того, на объекте отсутствовал информационный щит. Управлением госстройнадзора было вынесено предписание, которым организации предлагалось устранить допущенные нарушения. По мнению чиновников, предписание не исполнено в установленный срок. Поэтому был составлен протокол по факту совершения правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Материалы проверки и заявление департамента о привлечении организации к административной ответственности были направлены в арбитражный суд.

Однако судьи с чиновниками госстройнадзора не согласились. Дело в том, что в соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, уже получившей положительное заключение госэкспертизы и применяемой повторно. А проект строящегося дома полностью повторял уже введенный в эксплуатацию аналогичный объект.

Кроме того, организацией принимались меры по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки. Так, согласно договору был сделан заказ на изготовление информационного щита установленного образца.

При таких обстоятельствах судьи пришли к выводу о том, что организация принимала все зависящие от нее меры, направленные на выполнение предписаний департамента по результатам проверки.

Итоговые проверки

После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится итоговая проверка. Она назначается в течение семи рабочих дней после получения от застройщика или заказчика извещения об окончании строительства (реконструкции, капитального ремонта).

При проведении проверки соблюдается общий порядок, но с учетом следующих особенностей:
— визуально осматривается весь объект (в полном объеме);
— проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.

О НАЧАЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НУЖНО СООБЩИТЬ

Если для планируемых работ предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченный орган извещение о начале таких работ (п. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).

Кроме того, обязательно требуется сообщать об изменении сроков окончания работ и о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

Нарушаем, но к ответственности не привлекаемся

Мы продолжаем цикл рассылки на тему ответственности за административные правонарушения в области ВЭД.
Поскольку за нарушения законодательства в сфере ВЭД ее участники чаще всего подвергаются административной ответственности, то сегодняшняя рассылка будет полезна не только для «валютных» нарушителей, но также и нарушителей таможенных правил, ответственность за деятельность которых предусмотрена главой 16 КоАП РФ. Для наглядности и применимости тех советов, которые прозвучат сегодня, именно для ВЭДовцев, мы продолжим рассматривать вопросы на примере валютных нарушений.

Сегодня мы остановимся на таких важных аспектах, как формально-процедурные нарушения в процессе производства по делу об административном правонарушении. Зачастую они могут свести на нет все претензии контролирующих органов.

1) Итак, прежде всего необходимо определиться, правомочно ли должностное лицо составлять протокол по вашему нарушению?

В судебной практике имеются прецеденты, связанные с определением должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ.
В частности, арбитражным судом рассматривался вопрос о правомочиях специалиста-эксперта (главного специалиста-эксперта) территориального органа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора составлять протоколы об административных правонарушениях.

Постановление ФАС ВВО от 22.04. 2005 г. по делу N А56-46348/04

Суд установил, что руководитель территориального органа Росфиннадзора вправе издавать приказы об утверждении перечня должностных лиц территориального органа, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях. В Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном в соответствии с ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574, предусмотрены в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти должности категории «специалисты»: главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт.
В связи с чем представляется, что указанные лица в соответствии с приказом руководителя территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора об утверждении перечня должностных лиц территориального органа, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, и утвержденным должностным регламентом вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

2) Далее, в процессе производства по делу, нужно четко следить за соблюдением должностными лицами процессуальных норм и требований.
Нарушение
административным органом при производстве по делу об АП процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление ФАС УО от 23 апреля 2008 г. N Ф09-2650/08-С1

По мнению общества, был нарушен порядок привлечения его к административной ответственности, поскольку протокол об АП составлен в отсутствие законного представителя общества и без надлежащего уведомления общества о времени и месте составления указанного протокола.
Между обществом и РУП заключен экспортный контракт на поставку продукции.

По условиям указанного контракта общество (продавец) обязуется поставить, а РУП (покупатель) принять и оплатить продукцию в соответствии со спецификациями, в которых определено, что оплата товара производится в течение 5 дней с момента поставки товара. Указанная поставка осуществляется на условиях FCA г. Челябинск, согласно которым обязательства общества считаются выполненными с момента передачи товара первому перевозчику либо другому лицу, названному РУП.

Товар был принят перевозчиком 29.12.2006 к перевозке. И следует, что оплата за поставленный товар должна быть произведена РУП не позднее 03.01.2007. Денежные средства поступили на счет общества 24.01.2007, т.е. с нарушением срока на 21 день.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности АС в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Читайте так же:  Виды административных наказаний назначение административного наказания

Находящийся в материалах дела протокол об АП N 12/293 составлен инспекцией 22.06.2007 с участием представителя общества Гниенко М.В., действующей по доверенности от 09.02.2007 N 53, которой материалы дела не содержат.
Вместе с тем в материалах дела имеется доверенность от 09.02.2007 N 35, которой общество уполномочило Гниенко М.В. на участие в качестве представителя общества в инспекции с правом получения и подписания протокола об административном правонарушении, без указания на конкретное административное дело.

Представленное в материалы дела пояснение главного бухгалтера общества Гниенко М.В., в котором дается ее объяснение тому, что допущена ошибка при присвоении номера доверенности от 09.02.2007 (вместо N 53 необходимо считать N 35), не может быть признано надлежащим доказательством, как не соответствующее требованию ст. 68 АПК РФ.
Доказательств наличия у Гниенко М.В. надлежащих полномочий на представление общества при составлении протокола об административном правонарушении по данному делу, а также извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 22.06.2007 управлением в материалы дела не представлено. При этом имеющаяся в материалах дела телефонограмма инспекции о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не свидетельствует о надлежащем уведомлении общества, поскольку она была принята главным бухгалтером Гниенко М.В. и из ее содержания не видно, на составление протокола по какому конкретному административному делу приглашался руководитель общества.

Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности в силу ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ, о времени и месте составления протокола об АП является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, протоколом об административном правонарушении, на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола, дачу объяснений и представления доказательств, заявление ходатайств и отводов, пользование юридической помощью защитника (ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ; п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ «, п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об АП»).
Таким образом, ошибочные выводы судов об отсутствии нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности привели к принятию неправильного решения, в силу чего они на основании ст. 28.8 КоАП РФ подлежат отмене.

Вывод:Суд признал незаконным и отменил постановление управления о привлечении общества к административной ответственности за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, поскольку имеющаяся в материалах дела телефонограмма инспекции о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не свидетельствует о надлежащем уведомлении общества.

Постановление ФАС УО от 14.05.2007 N Ф09-3385/07-С1 по делу N А71-861/07

Общество заключило договор поставки с РУП. Согласно указанному договору оплата за импортируемый товар осуществляется путем 100-% предоплаты. Паспорт сделки оформлен в уполномоченном банке.
Доп.соглашением от 04.07.2006, заключенным между обществом и РУП, были изменены окончательная дата расчета и дата завершения исполнения обязательств по договору. Общество, по мнению управления, должно было представить в уполномоченный банк указанное доп.соглашение от 04.07.2006 и переоформить паспорт сделки, однако не сделало этого, чем нарушило установленные порядок и сроки предоставления форм учета и отчетности по совершенным валютным операциям.

Указанные документы были признаны надлежащими доказательствами (!) извещения общества о времени и месте составления протокола об АП и рассмотрения материалов дела об АП.
Такой вывод суда нельзя признать достаточно обоснованным, поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих факт регистрации факса N 8 (247) 2-57-50 именно за обществом. Общество, в свою очередь, факты принадлежности ему факса N 8 (247) 2-57-50 и получения факсограмм управления отрицает.

В силу п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об АП» нарушение административным органом при производстве по делу об АП процессуальных требований, установленных АПК РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким нарушением может являться ненадлежащее уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности, о дне и времени составления протокола об АП и рассмотрения дела административным органом.

3) Кроме того, может случиться так, что для привлечения Вас к ответственности уже истечет срок давности.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения АП.

Постановление ФАС УО от 06.03. 2008 г. по делу N 09-1127/08-С1 (дело N А47-1359/07

В соответствии с ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не приведено в исполнение в течение г. со дня его вступления в законную силу. Несмотря на то, что срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания не истек, надлежит соблюдать предусмотренные сроки направления для исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (п. 36 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ»).

Постановление ФАС УО от 14.10. 2008 г. N Ф09-7510/08-С1

. валютная выручка за поставленные товары на счет общества на момент проведения проверки не поступила.
В силу ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, в том числе, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования не может быть вынесено по истечении одного г. со дня совершения АП.

Судом установлено, материалами дела подтверждается и управлением в представленном им в ФАС УО отзыве на жалобу не оспаривается, что предельной датой поступления оставшихся 50% платежа является дата 14.05.2007 (5 банковских дней с даты выпуска ГТД — с 04.05.2007).
Судом установлено, что в платеж в установленный срок (то есть до 14.05.2007) на расчетный счет общества не поступил. Таким образом, днем совершения обществом вменяемого ему АП является 14.05.2007.

Видео (кликните для воспроизведения).

До встречи, и
Успехов Вам при реализации задуманных проектов!

Источники

Итоговая проверка стройнадзора привлечение к административной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here