Гражданское дело в порядке административного судопроизводства

Полезное по теме: "Гражданское дело в порядке административного судопроизводства" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 33.1 ГПК РФ. Переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства

(официальная действующая редакция ст. 33.1 ГПК РФ, полный текст статьи)

1. При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие — в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

2. При предъявлении в суд искового заявления, содержащего несколько требований, одни из которых подлежат рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства, а другие — по правилам административного судопроизводства, если возможно их раздельное рассмотрение, судья разрешает вопрос о принятии требований, подлежащих рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Если иные предъявленные в суд требования, подлежащие рассмотрению в порядке административного судопроизводства, подсудны данному суду, вопрос об их принятии к производству разрешается судьей в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве на основании засвидетельствованных им копий искового заявления и соответствующих приложенных к нему документов.

Если иные предъявленные в суд требования, подлежащие рассмотрению в порядке административного судопроизводства, не подсудны данному суду, судья возвращает исковое заявление в части таких требований в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 135 настоящего Кодекса.

3. Суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Комментарий к действующей редакции статьи 33.1 ГПК РФ

Кодекс дополнен новой статьей 33.1, которая вступила в действие с 1 октября 2019 года. Дополнение ГПК РФ этой статьей обусловлено необходимостью регулирования правоотношений на стыке применения норм ГПК РФ и КАС РФ. Ранее положения, закрепленные в этой статье регулировались только разъяснениями Верховного Суда РФ, сейчас они обрели уже официальное значение.

Часть 1 статьи 33.1 ГПК РФ устанавливает приоритет гражданского судопроизводства над административным, а именно: при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие — в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

В части 2 статьи 33.1 ГПК РФ установлено, что судья должен самостоятельно, на стадии принятия заявления, определить какие требования подсудны в порядке гражданского, а какие в порядке административного производства, выделить такие требования в отдельное производство и принять исковое заявление к своему рассмотрению. Требования, подлежащие рассмотрению в порядке административного производства, либо принимаются к производству этого же суда, либо возвращаются заявителю с разъяснением, в какой суд их необходимо будет подать в дальнейшем.

Часть 3 статьи 33.1 ГПК РФ упрощает процесс перехода от гражданского судопроизводства к административному. Теперь, при установлении, что заявление было принято не в том порядке, судья просто выносит определение о переходе от гражданского у административному судопроизводству и продолжает рассмотрение дела, руководствуясь уже иными положениями закона.

Введение статьи 33.1 ГПК РФ позволит упростить и ускорить рассмотрение гражданских дел и связанных с ними дел административного судопроизводства. Избавляет суды и истцов от излишней «тягомотины», связанной с возвращением (прекращением) гражданских дел, схожих по правоотношениям с делами административными.

КАС РФ ввел обязанность для представителей иметь высшее юридическое образование

Введение такой нормы вызвало жаркие споры в юридическом сообществе. Возможно, это первый шаг к реформе юридического рынка, направленной на ограничение круга лиц, имеющих право заниматься представительством в судах. Эти предположения обусловлены тем, что до настоящего времени такого рода ограничений для представителей по гражданским и административным судебным делам не существовало. Вместе с тем законодатель не устанавливает такого обязательного требования к представителю, как наличие статуса адвоката (которое, в свою очередь, устанавливает уголовно-процессуальный закон).

Полагаем, что требование о предъявлении диплома о высшем юридическом образовании представителя участника административного разбирательства является чем-то средним между нормами ГПК РФ и Уголовно-процессуального кодекса, регламентирующих институт представительства.

КАС РФ расширил меры процессуального принуждения

Таким образом, если суд сочтет рассмотрение конкретного дела невозможным без явки сторон, то они могут быть доставлены в зал судебного заседания посредством привода.

Иными мерами процессуального принуждения, предусмотренными КАС РФ, являются ограничение судом выступления или лишение участника процесса слова, удаление из зала судебного заседания и штрафы (ст. 118, 119, 122 КАС РФ).

КАС РФ сократил сроки апелляционного обжалования

  • о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении;
  • об административном надзоре;
  • о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;
  • о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке;
  • о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.

Дополнительный комментарий

Статья 154 ГПК РФ дополнена новыми частями, определяющими, что: в случае перехода к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства в порядке, установленном ст. 33.1 ГПК РФ, течение срока рассмотрения и разрешения дела начинается сначала; срок, на который исковое заявление было оставлено без движения в случаях, предусмотренных Кодексом, не включается в срок рассмотрения дела, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства; в зависимости от сложности дела срок его рассмотрения может быть продлен председателем суда, заместителем председателя суда, председателем судебного состава не более чем на один месяц.

Читайте так же:  Коап обжалование вступивших в силу постановлений

ГПК РФ и КАС РФ дополнены новыми статьями, предусматривающими возможность перехода к рассмотрению по правилам административного судопроизводства, и наоборот — по правилам гражданского (ст. 33.1 ГПК РФ и ст. 16.1 КАС РФ). Устанавливается следующий механизм:

  1. при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие — в порядке административного судопроизводства; если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства;
  2. при предъявлении в суд искового заявления, содержащего несколько требований, одни из которых подлежат рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства, а другие — по правилам административного судопроизводства, если возможно их раздельное рассмотрение, судья разрешает вопрос о принятии требований, подлежащих рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Если иные предъявленные в суд требования, подлежащие рассмотрению в порядке административного судопроизводства, подсудны данному суду, вопрос об их принятии к производству разрешается судьей в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве на основании засвидетельствованных им копий искового заявления и соответствующих приложенных к нему документов.

Если иные предъявленные в суд требования, подлежащие рассмотрению в порядке административного судопроизводства, не подсудны данному суду, судья возвращает исковое заявление в части таких требований.

Если в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства суд установит, что дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, то он выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Таким образом, законодатель признал, что требования, подлежащие разрешению в порядке административного судопроизводства, могут быть разрешены без всяких проблем в порядке гражданского судопроизводства (ст. 33.1 ГПК РФ, ст. 16.1 КАС РФ). Такое понимание «особенностей» административного судопроизводства уже было заложено при разработке проекта КАС РФ, приняты во внимание не потребовавшие существенной переработки такие устоявшиеся институты гражданского судопроизводства, как возбуждение производства по делу, возвращение искового заявления, оставление его без движения, отказ в принятии искового заявления, прекращение производства по делу, оставление заявления без рассмотрения, а подробная регламентация всего судебного процесса по административным делам включает и фактическое повторение некоторых общих положений других процессуальных законов вместо использования отсылочных норм.

Следствие такого подхода — отсутствие каких-либо фундаментальных расхождений между правилами судопроизводства, предусмотренными КАС РФ, и правилами, установленными ГПК РФ.

КАС РФ: отличия от Гражданского процессуального кодекса РФ

В прошлом году был введен в действие Кодекс административного судопроизводства. Во многом он имеет сходство с Гражданским процессуальным кодексом. Однако некоторые нормы КАС РФ по праву можно считать новеллами. Рассмотрим их в статье.

Cуды будут рассматривать административные дела по административным искам административного истца к административному ответчику (ст. 38 КАС РФ). Процессуальное положение указанных участников дела практически совпадает с положением сторон в гражданском процессе. Однако Кодекс административного судопроизводства расширяет понятие института соучастия. Теперь наряду с предусмотренным ГПК РФ процессуальным соучастием введено понятие коллективных административных исков граждан в защиту прав и законных интересов группы лиц (ст. 42 КАС РФ). Подобные дела будут рассматриваться в случаях, когда ко дню обращения лица в суд к его требованию присоединилось не менее 20 лиц путем подписания административного иска либо подачи отдельного заявления о присоединении к нему.

Введен механизм замены упраздненных органов

В заключение отметим, что пока сложно сделать однозначные выводы о том, нужен ли был КАС РФ российской судебной системе и как его новеллы повлияют на разрешение административных дел. Однако совершенно ясно одно: новшества практически не коснутся предпринимательства, так как его дела по-прежнему будут рассматриваться в соответствии с ГПК РФ.

По каким критериям суд определил в каком порядке (гражданском или административном судопроизводстве)

должно рассматриваться дело заявителя? Мое дело перевели с админимтративного на гражданское.

Здравствуйте, читайте положения КАС РФ и ГПК РФ относительно предмета регулирования.

КАС РФ, Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса

1. Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также — суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 103-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

1.1) об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 18-ФЗ)

2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

Читайте так же:  Статья 1810 административный штраф

3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;

5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также — экзаменационные комиссии);

6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

3. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:

1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

2) о прекращении деятельности средств массовой информации;

2.1) об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 01.05.2017 N 87-ФЗ)

3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее — административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);

4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее — иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее — специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее — административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении);

5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также — административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);

6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

8) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке;

9) о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.

(п. 9 введен Федеральным законом от 28.06.2016 N 223-ФЗ)

Видео (кликните для воспроизведения).

3.1. Заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, установленном настоящим Кодексом.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 05.04.2016 N 103-ФЗ)

4. Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

5. Положения настоящего Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Административное судопроизводство.

Административное судопроизводство — это самостоятельный вид правосудия по рассмотрению и разрешению в особом процессуальном порядке административно-правовых споров между гражданами, организациями и органами публичной власти в целях защиты прав, свобод и законных интересов частных лиц от нарушений со стороны органов публичной власти.

Признаки административного судопроизводства: 1. В рамках административного судопроизводства рассматриваются и разрешаются споры граждан, организаций с органами власти. Наименование таких споров — административные дела

2. Основной функцией административного судопроизводства является судебный контроль за органами власти. При осуществлении административного судопроизводства суды проверяют на соответствие закону решения, акты, действия других органов власти, в отличие от гражданского и арбитражного процесса, где споры не связаны с деятельностью государственных органов или органов местного самоуправления и не затрагивают публичные интересы.

3. Особый субъектный состав — частное лицо и субъект публичного права. В административном судопроизводстве это, с одной стороны, гражданин, организация, права которых нарушены, а с другой — орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо.

4. Особый процессуальный порядок, позволяющий совместить частные и публичные интересы при соблюдении основных правил и принципов осуществления правосудия.

5. Целью и основным назначением административного судопроизводства является защита прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц от незаконных действий, решений со стороны органов публичной администрации.

Читайте так же:  Обжалование постановления верховного суда по административному делу

Виды административного судопроизводства: административное судопроизводство в арбитражных судах (в соответствии с нормами АПК РФ); административное судопроизводство в судах общей юрисдикции (в соответствии с нормами КАС РФ).

Задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

Задачами административного судопроизводства являются:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Законное и обоснованное решение (определение, постановление) по административному делу является важнейшим средством реализации задачи административного судопроизводства по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций.

Особенности административного судопроизводства: 1) Административное судопроизводство, наряду с конституционным, гражданским и уголовным судопроизводством, закреплено в Конституции РФ в качестве базового судебного процесса, определяющего содержание судебной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст.118 Конституции РФ). 2) Административное судопроизводство носит публично-правовой характер. 3) Основной функцией административного судопроизводства является рассмотрение и разрешение административных дел. 4) Административное судопроизводство, так же как любое другое судопроизводство, имеет единую конституционную цель – защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций.

В числе процессуальных особенностей рассмотрения административных дел в порядке административного судопроизводства учеными называются: во-первых, бремя доказывания, как правило, возлагается на орган публичной власти; во-вторых, активная роль суда на всех стадиях судебного разбирательства; в-третьих, основная тяжесть бремени доказывания возлагается на административного ответчика, а гражданин освобождается от обязанности доказывать противоправность, незаконность обжалуемого акта (решения, действия, бездействия); в-четвертых, установление жестких пресекательных сроков для подачи жалобы (административного иска) по административному делу; сроков подготовки дела к слушанию и непосредственного его рассмотрения судом; в-пятых, наличие возможности пересмотра принятого по административному делу решения суда вышестоящим судом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9237 —

| 7346 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Административное судопроизводство в системе судебной власти

Административное судопроизводство, являясь важнейшим административно-правовым средством обеспечения и защиты публичных интересов, до настоящего времени не определено нормативно, что вызывает постоянные споры и двусмысленно­сти в теории. Развитие в течение последних лет в России про­цессуального права и законодательства заставляет ученых вновь задуматься над термином «административное судопроизводст­во», который содержится в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ.

Сравнение конституционных положений о формах осущест­вления судебной власти в России необходимо главным образом для установления тождества понятий «конституционное, граж­данское, административное и уголовное судопроизводство» терминологии, содержащейся в самих законах, определяющих порядок такого судопроизводства. Посредством сравнения этих понятий можно прийти к выводу о том, что, например, уголов­ным процессом считается «уголовное судопроизводство», граж­данским процессом — «гражданское судопроизводство», кон­ституционной юстицией — «конституционное правосудие» или «конституционное судопроизводство», а административным процессом должно быть именно «административное судопроиз­водство».

Конституция РФ и ГПК РФ используют такие термины, как «гражданское судопроизводство», «порядок гражданского судо­производства», «правосудие по гражданским делам», «судебное разбирательство», в рамках которого и осуществляется граж­данский процесс, т. е. сущность гражданского процесса заклю­чается также в осуществлении судами (например, судами об­щей юрисдикции) правосудия, в том числе и по делам, возни­кающим из административно-правовых отношений.

ГПК РФ не содержит понятия «административное судопро­изводство». Сразу же заметим, что практически одинаковые нормы, относящиеся, например, к предмету оспаривания адми­нистративных актов, в арбитражном процессе называются ад­министративным судопроизводством, а в гражданском процес­се таковыми не считаются. Статья 5 ГПК РФ определяет, что правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве. В соответствии с п. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, ус­тановив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы ак­та, имеющего наибольшую юридическую силу.

Статья 22 ГПК РФ определяет подведомственность граждан­ских дел судам. Среди них дела, возникающие из публичных правоотношений (они перечислены в ст. 245 ГПК РФ): по заяв­лениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нор­мативных правовых актов полностью или в части, если рас­смотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании реше­ний и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государ­ственных и муниципальных служащих; по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граж­дан РФ; иные дела, возникающие из публичных правоотноше­ний и отнесенные федеральным законом к ведению суда. Под­раздел III ГПК РФ называется «Производство по делам, возни­кающим из публичных правоотношений». Таким образом, законодатель не использует традиционно применяемый в рос­сийской науке и в законодательстве термин «дела, возникаю­щие из административных правоотношений». Следует заметить, что термин «публичные правоотношения» в ГПК РФ не опре­деляется.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что ос­париваемый нормативный правовой акт или его часть противо­речит федеральному закону либо другому нормативному право­вому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом време­ни. Прокурор вправе принести представление в суд второй или надзорной инстанции на судебное постановление лишь в слу­чае, если он участвует в деле (ч. 2 ст. 320, ч. 1 ст. 331, ст. 336, ч. 1 ст. 371, ч. 3 ст. 376).

Читайте так же:  Как загрязнение окружающей среды сказывается на человечестве

КоАП РФ устанавливает во многих статьях термин «произ­водство по делам об административных правонарушениях». И здесь мы не найдем термина «административное судопроиз­водство». Да и задачи как законодательства об административ­ных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ), так и производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ) существенно отличаются от задач судопроизводства и сводятся в основном к всестороннему, полному, объективно­му и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела об административном правонарушении, разрешению его в точ­ном соответствии с законом, обеспечению исполнения выне­сенного постановления, а также к выявлению причин и усло­вий, способствующих совершению административных правона­рушений.

Статья 23.1 КоАП РФ устанавливает, что судьи (гарнизон­ных военных судов, районных судов, арбитражных судов, ми­ровые судьи) рассматривают дела об административных право­нарушениях.

Учеными традиционно подчеркивается, что законодатель не определяет содержание и пределы административного судопро­изводства. Можно поставить вопрос о том, что имел в виду за­конодатель в 1993 г., когда принималась Конституция РФ, под термином «административное судопроизводство»? Может быть, это делалось в соответствии с его далеко идущими планами и он уже тогда понимал необходимость судебного рассмотрения административно-правовых споров? Получается, что в 1993 г. предвидели полезность административно-процессуальной фор­мы, которой в России до того времени не существовало. Ана­лизируя специальную литературу, можно констатировать, что «новая» теория административной юстиции и административ­ного судопроизводства в постсоветской России стала склады­ваться лишь лет пять назад, т. е. именно тогда специалисты ак­туализировали эту терминологию.

Следовательно, в начале 90-х гг. прошлого столетия под «ад­министративным судопроизводством» понимали либо произ­водство по делам об административных правонарушениях, либо иной процессуальный институт, определяющий правосудие по административным делам, хотя сам термин «административные дела» вовсе не устанавливался. Точнее говоря, в ст. 126 Консти­туции РФ содержится термин «административные дела, подсуд­ные судам общей юрисдикции». Однако и в данном случае, с нашей точки зрения, под ним понимаются дела об администра­тивных правонарушениях. Хотя в конечном счете весьма труд­но предполагать, что имел в виду законодатель, закрепляя в конституционно-правовых нормах термины «административное судопроизводство» и «административные дела».

Представляется, что российский законодатель 10 лет назад в ст. 118 Конституции РФ назвал административным судопроиз­водством производство по делам об административных право­нарушениях. Но поскольку отраслевое административно-про­цессуальное законодательство не содержало такого термина (и, следовательно, тогда было трудно понять его содержание), можно предположить и то, что законодатель под термином «ад­министративное судопроизводство» имел в виду производство по делам, возникающим из административно-правовых споров (публично-правовых отношений).

Конституционный Суд РФ использует термин «администра­тивное судопроизводство», связывая его с проверкой законно­сти нормативных правовых актов, в том числе конституций и уставов субъектов РФ. В постановлении Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Россий­ской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О про­куратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государст­венного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, Го­сударственного Совета Республики Татарстан и Верховного Су­да Республики Татарстан» воспроизводятся положения приня­тых ранее Конституционным Судом РФ постановлений о том, что проверка актов, определяющих конституционный статус субъектов РФ, может быть осуществлена только в порядке кон­ституционного, а не административного или гражданского, су­допроизводства и что Конституция РФ не допускает проверку судами общей юрисдикции конституций и уставов субъек­тов РФ. Таким образом, административное судопроизводство напрямую связывается только с процессом судебной проверки нормативных правовых актов, т. е. с процедурой оспаривания норм этих актов в суде.

Развитие института административного судопроизводства находится во взаимосвязи с проведением судебной реформы. Однако следует отметить «неопределенность этапов» проведе­ния судебной реформы, которая, как известно, началась в 1991 г. и продолжается до настоящего времени. Установлены перспективы проведения этой реформы до 2006 г. Понимая и соглашаясь с тем, что нынешнее государство не может на долж­ном уровне быстро провести судебную реформу, вместе с тем нужно отметить и неопределенность конечных целей реформи­рования судебной власти. Вряд ли судебная реформа должна длиться целые десятилетия.

Судебная статистика Верховного Суда РФ выделяет среди рассмотренных дел уголовные, гражданские и административ­ные дела, причем последние считаются делами об администра­тивных правонарушениях. В некоторых случаях можно наблю­дать путаницу с определением характера дел: иногда говорят, что мировые судьи рассматривают гражданские, уголовные дела и дела об административных правонарушениях; районные су­ды — гражданские, уголовные и административные дела; суды уровня субъекта РФ — гражданские, уголовные и администра­тивные дела; военные суды — гражданские, уголовные, адми­нистративные дела и дела об административных правонаруше­ниях. Однако ни в одном из перечисленных случаев авторы не указывают принципиальных различий понятий «администра­тивные дела» и «дела об административных правонарушениях».

Если строго анализировать ст. 118 Конституции РФ, прихо­дится сделать вывод о том, что именно в Конституции РФ за­ложена идея формирования административного судопроизвод­ства как формы осуществления судебной власти в стране. Если бы законодатель, формулируя содержание ч. 2 ст. 118 Консти­туции РФ, понимал бы под «административным судопроизвод­ством» «производство по делам об административных правона­рушениях», то тогда нужно было бы данную статью дополнить термином «производство по делам об административных право­нарушениях». Думается, законодатель целенаправленно («соз­нательно») сформулировал ч. 2 ст. 118 Конституции РФ таким образом, что под «административным судопроизводством» нуж­но понимать рассмотрение судом дел, возникающих из адми­нистративно-правовых и иных публично-правовых отношений.

Читайте так же:  Административное дело допрос свидетель

Анализируя нормы АПК РФ по распределению подведомст­венности дел арбитражным судам, можно констатировать нали­чие нескольких важнейших положений, относящихся к адми­нистративному судопроизводству.

Во-первых, законодатель в ст. 29 АПК РФ устанавливает подведомственность арбитражным судам экономических споров и иных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Во-вторых, используется термин «административное судо­производство» или «порядок административного судопроизвод­ства».

В-третьих, административное судопроизводство является формой разрешения возникающих из административных и иных публичных правоотношений экономических споров и иных дел, связанных с осуществлением организациями и граж­данами предпринимательской и иной экономической деятель­ности.

В-четвертых, административным судопроизводством зако­нодатель считает рассмотрение арбитражными судами указан­ных споров и иных дел:

а) об оспаривании нормативных правовых актов, затраги­вающих права и законные интересы заявителя в сфере пред­принимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетен­ции арбитражного суда (п. 1 ст. 29, ст. 189—196 АПК РФ);

б) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов мест­ного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затра­гивающих права и законные интересы заявителя в сфере пред­принимательской и иной экономической деятельности (п. 2 ст. 29, ст. 197-201 АПК РФ);

в) об административных правонарушениях, если федераль­ным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбит­ражного суда (п. 3 ст. 29, ст. 202—211 АПК РФ; ч. 3 п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);

г) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (п. 4 ст. 29, ст. 212-216 АПК РФ);

д) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 5 ст. 29 АПК РФ).

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных пра­вовых актов, решений и действий (бездействия) государствен­ных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании: 1) осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдель­ных положений, оспариваемых решений и действий (бездейст­вия); 2) определяет их соответствие закону или иному норма­тивному правовому акту; 3) устанавливает наличие полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших действия (бездействие); 4) выявляет, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 4 ст. 200 АПК РФ). Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненорматив­ный правовой акт, решение и действия (бездействие) государ­ственных органов, органов местного самоуправления, иных ор­ганов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной эко­номической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Глава 25 АПК РФ содержит правила рассмотрения дел об административных правонарушениях. Причем законодатель предусмотрел два вида такого административного судопроиз­водства: 1) порядок рассмотрения дел о привлечении к админи­стративной ответственности юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей в связи с осуществлением ими пред­принимательской и иной экономической деятельности, отнесенных федеральным законом к подведомственности ар­битражных судов; 2) порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к админи­стративной ответственности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Порядке административного судопроизводства

Советы юристов:

1.1. [/quote]КАС РФ Статья 46. Изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска, заключение сторонами соглашения о примирении

1. Административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.[quote]

4.1. Согласно статье 189 КАС РФ,

1. Суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
2. Указанные в части 1 настоящей статьи заявления рассматриваются в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению и разрешению поставленного перед судом вопроса об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка его исполнения.
3. На определение суда об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка его исполнения может быть подана частная жалоба.

13.3. В какой суд подается заявление об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по делу о взыскании задолженности с физического лица по коммунальным платежам? В порядке какого судопроизводства ГПК или административного? Каков размер госпошлины?

Ответ: в суд общей юрисдикции подается, ГПК тут не применяется вообще.

28.1. Что имели в виду под порядком взыскания?

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 22. Подача административного искового заявления по месту жительства, месту нахождения административного ответчика

Источники

Гражданское дело в порядке административного судопроизводства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here