Факт привлечения к административной ответственности

Полезное по теме: "Факт привлечения к административной ответственности" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

ГАРАНТ:

См. справку о сроках давности привлечения к административной ответственности

См. комментарии к статье 4.5 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 18 марта 2019 г. — Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 27-ФЗ

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле части 1 статьи 4.5 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2019 г. N 3-П

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 26 июля 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 220-ФЗ

3. Если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, — со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении — не позднее одного года со дня его обнаружения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 316-ФЗ часть 4 статьи 4.5 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 413-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 5.1

5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 250-ФЗ (в редакции Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ) в часть 6 статьи 4.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 6.1

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 51-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 7

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Порядок привлечения к административной ответственности

Сотрудники органов власти обязаны соблюдать порядок привлечения к административной ответственности. А его нарушение вполне может привести к отмене административного наказания. И самой административной ответственности. Конечно, для этого правонарушитель должен обнаружить факт нарушения порядка и подать жалобу в государственный орган (вышестоящий). А в ряде случаев – в суд. Последний способ, кстати, гораздо эффективнее, но обычно более длительный.

Начало процедуры привлечения к административной ответственности по КоАП РФ

Конечно, любое производство начинается с фиксации факта совершения административного правонарушения. То есть совершения (или не совершения) действий, которые устанавливает Особенная часть КоАП РФ (раздел II). В некоторых случаях – закон субъекта РФ. Который в любом случае не может противоречить КоАП РФ. Подробная информация о том, как именно проходит возбуждение дела об административном правонарушении, на сайте представлена. Повод для возбуждения дела и начинает процедуру привлечения к административной ответственности.

На начальной стадии правонарушитель (пока только предполагаемый) должен обратить внимание на полномочия лица, которое оформляет процессуальный документ. Кстати, самый распространенный документ, который фиксирует возбуждение дела – протокол. Редко – сразу выносят постановление о привлечении к ответственности. Могут быть и иные документы. Итак, кто именно составляет документ?

В России огромное количество органов власти. И в составе их есть разные по должности (званию) сотрудники. Во-первых, сначала следует обратиться к ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. И главе 23 Кодекса. И убедиться, что сотрудник уполномочен составлять документы и начинать дело. Во-вторых, уже на этой стадии должны быть разъяснены права (право на защитника или представителя возникает сразу). В-третьих, если не согласны – пишите несогласии и делайте соответствующие отметки в документах.

Читайте так же:  Как оплатить штраф за безбилетный проезд фмс

Особенности привлечения к ответственности физлиц

Физлица обладают особым статусом, наличие которого предполагает их особое психическое отношение к совершенному деянию, наличие специальных видов ответственности, которые могут быть наложены только на граждан.

Приведем основные особенности привлечения физлиц к ответственности:

Таким образом, административная ответственность физического лица достаточно специфична. Наличие особенностей обусловлено специальным правовым статусом граждан, иностранцев, лиц без гражданства, что отличает их от должностных лиц и организаций.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Понятие привлечения к административной ответственности

Что понимается в законе под понятием «привлечение к административной ответственности»?

Если человек совершил АП, на него составили в тот же день протокол, соответственно на рассмотрение дела он будет вызван значительно позже, как постановление вступит в законную силу ещё на 10 дней позже — когда считать его привлеченным к административной ответственности? Каким числом?

С момента вступления в законную силу.

А где найти это определение?

КоАП РФ, Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Если в контексте определения наличия отягчающих обстоятельств, то да, синоним.

привлечен это не когда решение обвинительное а с момента начала производста по делу об ап — или применения мер обеспечения . привлеченный и подвергнутый разные вещи.

анологично привлеченный по уо не значит судимый.

o001mo98
привлечен это не когда решение обвинительное а с момента начала производста по делу об ап

o001mo98
анологично привлеченный по уо не значит судимый.

Никто не знает ответа, но все играют в угадайку.

Привлечен с момента административного протокола, с момента получения постановления, с момента вступления в законную силу? Неизвестно.

TIR
Привлечен с момента административного протокола, с момента получения постановления, с момента вступления в законную силу? Неизвестно.

Другой вопрос для какой вам это цели? Чтобы написать в анкете «привлекался/не привлекался» или для чего-то более специфического?

TIR
Или смысл понятия меняется от целей? Для одних целей — так, для других — иначе?

В общем то да. Буквальный смысл конечно не меняется, но отвечать в разным местах можно по разному.
Если тупо вопрос в анкете при приеме на работу в ЧОП или в другое место без особых претензий, то можно писать «не привлекался», если не было «обвинительного» постановления, вступившего в законную силу, либо с момента его исполнения, например уплаты штрафа, прошел год.
А есть более придирчивые конторы, например Квалификационная коллегия судей, в которые лучше написать, что привлекался, даже если год прошел, или в последствии постановление было отменено, не вступив в законную силу, при этом описав все эти моменты, что ты чист.
Поэтому и спрашиваю для каких целей и где писать «привлекался/не привлекался», если речь не о сугубо академическом интересе.

o001mo98
привлечен это не когда решение обвинительное а с момента начала производста по делу об ап — или применения мер обеспечения . привлеченный и подвергнутый разные вещи.

Мое имхо, что «привлеченный к административной ответственности», это все таки после вступления постановления в законную силу. И здесь понятия «привлеченный» и «подвергнутый» тождественны. Потому что «привлеченный к ответственности» это и есть подвергнутый наказанию, а в описываемой вами ситуации с момента начала производства по делу об ап или применения мер обеспечения, лицо находится в статусе «лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении», то есть к ответственности он еще не привлечен.

Cazador
при приеме на работу в ЧОП или в другое место без особых претензий, то можно писать «не привлекался»

Cazador
Квалификационная коллегия судей, в которые лучше написать, что привлекался, даже если год прошел

Cazador
Поэтому и спрашиваю для каких целей и где писать «привлекался/не привлекался», если речь не о сугубо академическом интересе.

Никто не знает ответа, но все играют в угадайку.

Привлечен с момента административного протокола, с момента получения постановления, с момента вступления в законную силу? Неизвестно.

Факт привлечения к административной ответственности

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основы административного права ›
  • Привлечение к административной ответственности ›
  • Что такое привлечение к административной ответственности?

«РОСТЮРИСТ» на страже вашего покоя

Наша компания предлагает правовую помощь в сфере оспаривания факта совершения налогового правонарушения. Опытные юристы:

  1. проанализируют заключение налоговой о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  2. подготовят и подадут заявление об оспаривании такого решения;
  3. соберут и обработают доказательства;
  4. примут участие в досудебном разбирательстве;
  5. сопроводят дело в судах любой инстанции;
  6. составят замечания на протокол заседания.

Мы ценим каждого клиента и работаем на принципах юридической чистоты, высокого профессионализма и безупречной честности.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Правила ч. 1 ст. 4.5 устанавливают сроки давности привлечения к административному правонарушению:

1) общие. Предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня, когда было совершено административное правонарушение. При этом:

— речь идет о календарных месяцах;

— отсчет срока начинается со следующего дня (после дня совершения противоправного деяния);

2) специальные. При этом нужно учесть, что такие сроки применяются лишь в случаях, прямо и исчерпывающим образом указанных в ч. 1 ст. 4.5.

Важно знать, что днем совершения административного правонарушения считается день, когда то или иное противоправное деяние (исходя из анализа его объективной стороны) окончено.

Например, днем подделки документов, удостоверяющих личность, является день, когда правонарушитель подделал этот документ (см. коммент. к ст. 19.23). Начиная со следующего дня, следует отсчитывать срок давности по этому административному правонарушению.

Читайте так же:  Протокол об административном правонарушении несовершеннолетнего

Следует учитывать что вступили в силу изменения, внесенные в ч. 1 ст. 4.5:

— Законом N 130 — с 02.11.02 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма);

— Законом N 94 — с 18.07.03 (годичный срок давности был установлен за нарушения законодательства о референдумах);

— Федеральным законом N 138 от 11.11.2003 «О лотереях» — с 01.01.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о лотереях);

— Законом N 118 — с 01.10.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение актов органов валютного регулирования);

— Законом N 214 — с 01.04.2005 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов);

— Законом от 27.12.05 — с 09.01.2006 (годичный срок давности был установлен за нарушение патентного законодательства, а также законодательства об авторском праве и смежных правах»);

— Законом от 02.02.06 — с 09.02.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд);

— Федеральным законом N 65 от 08.05.06 «О внесении изменений в КоАП» — с 22.05.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об экспортном контроле);

— Федеральным законом N 139 от 27.07.06 «О внесении изменений в КоАП РФ» — с 09.08.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве);

— Федеральным законом N 189 от 05.11.06 «О внесении изменений в КоАП РФ (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства» — с 09.11.06 (и при совершении этих правонарушений был установлен годичный срок давности);

— Федеральным законом N 262 от 29.12.06 «О внесении изменений в ст. 4.5 КоАП РФ» — с 21.01.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение иммиграционных правил, а также правил пребывания (проживания) в РФ и правил привлечения иностранных работников);

— Федеральным законом N 19 от 09.02.07 «О внесении изменения в ст. 4.5 КоАП РФ» — с 25.02.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение бюджетного законодательства);

— Законом N 141 от 19.07.07 — с 01.01.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках);

— Законом N 210 от 24.07.07 — с 01.07.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение ПДД повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).

— Законом N 280 от 25.12.08 — с 10.01.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии коррупции);

— Законом N 281 от 25.12.08 — с 30.12.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса);

— Законом N 9 от 09.02.09 — с 13.04.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об АО, ООО, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах);

— Законом N 160 от 17.07.07 — с 22.08.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об электроэнергетике). Этим же Законом ст. 4.5 дополнена ч. 6. С 22.08.09 установлено, что срок давности привлечения к ответственности за правонарушения в области ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке (они предусмотрены в ст. 14.9, 14.31-14.33 КоАП, см. комментарий к ним) — начинает исчисляться со дня следующего за датой вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа.

— Законом N 261 от 23.11.09 — с 23.05.2010 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности;

— Законом N 380 от 28.12.09 — с 28.03.10 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия);

2. Специфика правил ч. 2 ст. 4.5 состоит в том, что:

1) они посвящены давности привлечения к ответственности при длящемся административном правонарушении (примером может служить непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения, переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли, см. коммент. к ст. 10.14);

2) по таким административным наказаниям сроки давности (как общие, так и специальные), указанные в ч. 1 ст. 4.5, необходимо исчислять со дня обнаружения административного правонарушения. Речь идет не только о фактическом обнаружении, но и о составлении соответствующих документов (см. например, коммент. к ст. 28.1-28.3), скажем, протокола об административном правонарушении.

3. Особенности правил ч. 3 ст. 4.5 состоят в том, что они:

1) касаются лишь таких административных правонарушений, которые влекут назначение такого вида административного наказания, как дисквалификация (последняя заключается в лишении физических лиц прав занимать руководящие должности в исполнительном органе ЮЛ, входить в состав совета директоров (наблюдательного совета), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению ЮЛ в иных случаях, см. коммент. к ст. 3.11);

2) устанавливают, что физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее:

— одного календарного года со дня совершения административного правонарушения (если административное правонарушение не относится к длящимся);

— одного календарного года со дня обнаружения (если административное правонарушение относится к длящимся).

4. Правила ч. 4 ст. 4.5 подлежат применению, поскольку:

1) против лица (совершившего административное правонарушение) было возбуждено уголовное дело, но впоследствии его прекратили (по любому из обстоятельств, предусмотренных в нормах УПК);

2) в возбуждении уголовного дела было отказано в порядке, предусмотренном нормами УПК.

В соответствии с ними сроки давности (как общие, так и специальные) привлечения к административной ответственности исчисляются, начиная со дня принятия постановления:

— об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;

— о прекращении уголовного дела, уголовного преследования;

Видео (кликните для воспроизведения).

— о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения. Все указанные постановления должны соответствовать (по содержанию и форме) приложениям к УПК.

Читайте так же:  Протокол фнс об административном правонарушении

5. Применяя правила ч. 5 ст. 4.5, нужно учесть, что:

1) ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (упомянутое в ч. 5 ст. 4.5):

а) может быть подано как в устной форме, так и в виде письменного заявления;

б) должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, в протоколе судебного заседания и т.п. документах, ведение которых необходимо по закону при производстве дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.8);

в) подается лишь постольку, поскольку дело об административном правонарушении рассматривается вне места жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу (при этом место жительства определяется по правилам ст. 20 ГК);


2) они предписывают приостановить течение срока давности (как общего, так и специального по данному делу):

а) с момента удовлетворения упомянутого ходатайства судьей, органом, должностным лицом (о чем выносится соответствующее определение);

б) до момента поступления материалов дела судье (в орган, должностному лицу) по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Момент этот определяется исходя из данных, указанных в постановлениях и определениях, составляемых (выносимых) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.9).

6. Верховный Суд (в п. 14 Пост. N 5) обратил внимание на следующие особенности применения ст. 4.5:

1) сроки давности указанные в ст. 4.5:

являются безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. При этом не может быть удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по существу;

исчисляются по общим правилам исчисления сроков — со дня следующего за днем совершения деяния (за днем обнаружения правонарушения). Если правонарушение выразилось в бездействии — со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности;

начинают течь с момента наступления указанного в нормативном акте срока (если обязанность не была выполнена к установленному этим актом сроку);

текут без приостановления. Единственный случай их приостановления предусмотрен в ч. 5 ст. 4.5. При этом, удовлетворяя ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства лица, судья не должен выносить процессуальный документ о приостановлении течения срока давности;

1) длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающимся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением;

2) днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения;

3) КоАП не предусматривает возможности перерыва срока давности привлечения к административной ответственности.

О практике арбитражных судов по применению ст. 4.5 (а также ст. 24.5) см. пункты 18-20 Пост. N 2 и п. 21 Пост. N 10.

Срок давности привлечения к административной ответственности

Каждое выявленное правонарушение влечет наказание, если срок давности привлечения к административной ответственности не истек. С одной стороны, для нарушителя установление такого срока несомненный плюс. В случае его истечения закон прямо предусматривает прекращение административного производства. С другой стороны, по “серьезным” проступкам КоАП РФ устанавливает достаточно длительный срок давности привлечения к административной ответственности. Общие правила исчисления и особенности срока давности мы рассмотрим здесь. Нюансы и дополнительные вопросы можно уточнить у дежурного юриста сайта.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Государственный орган или суд извещают участника дела о дате и времени его рассмотрения. Если лицо по какой-то причине не может явиться, подайте ходатайство об отложении. Обязательно в письменном виде и до даты заседания.

Лицо, которого привлекают к административной ответственности, по закону не должно доказывать свою невиновность. Это должен был сделать сотрудник на стадии до рассмотрения дела. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу. Но в любом случае не лишним будет не только давать объяснения, но и представлять свои доказательства. Права участника производства перечисляет ст. 25.1 КоАП РФ.

Гражданин или организация вправе заявить отвод. Основания – ст. 25.12, 25.13 КоАП РФ.

Результатом рассмотрения дела станет вынесение постановления. И назначение административного наказания. Но никто не считается виновным в совершении правонарушения, пока эти документы не вступят в силу. А это 10 дней. Которыми лицо, признанное виновным, может воспользоваться для подачи жалобы.

Таким образом, порядок привлечения к административной ответственности выглядит следующим образом:

  • возбуждение дела: применение мер обеспечения, вынесение протокола об административном правонарушении, вынесение определения о возбуждении дела и проведении расследования, вынесения постановления на месте.
  • подготовка дела (направление материалов уполномоченным органам власти, проверка материалов)
  • рассмотрение дела после получения извещения о дате и времени заседания.
  • вынесение постановления
  • производство по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности.

Оспаривание факта привлечения к налоговой административной ответственности налогоплательщика

Налоговая ответственность не может наступать без установления факта правонарушения. При этом в налоговом праве существует презумпция невиновности – физическое или юридическое лицо считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана. Бремя доказательства вины налогоплательщика лежит на плечах налоговых органов. Лицо, которое обвиняется в нарушении норм налогового права, имеет возможность оспорить принятое налоговиками решение.

Привлечение к ответственности за налоговые правонарушения

Существует всего два основания для привлечения нарушителя к ответственности:

  • установление факта нарушения;
  • решение налоговой по такому нарушению, которое уже вступило в силу.

Под фактом нарушения понимается событие налогового правонарушения, которое обязательно должно иметь место. Факт не имеет никакого значения, если решение по нему со стороны налогового органа не вступило в силу. Именно налоговая является первым звеном в цепочке инстанций, которые рассматривают дела о налоговых нарушениях. Если налогоплательщик не согласен с принятым решением, он имеет право обратиться в суд.

В случае юридических лиц ответственность наступает не только для предприятия, учреждения или организации, но также для их должностных лиц, которые допустили нарушение. При этом юридическое лицо несет налоговую ответственность, а ответственные лица – административную и/или уголовную.

Читайте так же:  Можно ли оплатить административный штраф через госуслуги

Оспаривание факта привлечения к налоговой ответственности лучше доверить профессионалам в области налогового права.

Исчисление сроков давности по КоАП РФ

Срок давности начинает исчисляться со дня совершения правонарушения. То есть совершения деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения. Исключения касаются длящегося административного правонарушения. В таких случаях значение имеет факт обнаружения правонарушения. Дополнительные нюансы исчисления срока устанавливает ч. 5.1, 6, 6.1, 7 ст. 4.5. КоАП РФ. Это специальные составы нарушений. Например, ограничение конкуренции. Или правонарушение, совершенное в Антарктике и т.п.

Долгое время юристы вели споры, когда начинать считать срок давности в случае, если сначала начато уголовное расследование. К примеру, поступил материал и полиция приняла решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Или дело было прекращено. А в деянии есть признаки состава административного правонарушения. В 2010 г. Конституционным судом положен конец в спорах. Срок давности течет по общим правилам. Со дня совершения административного правонарушения, а для длящегося – со дня его обнаружения. И это правило прямо закрепляет ч. 4 ст. 4.5. КоАП РФ.

Истечение срока давности исключает производство по делу. Этот срок прерывается в единственном случае – когда поступило ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства правонарушителя. Срок приостанавливается с того момента, когда уполномоченный орган удовлетворит соответствующее ходатайство. И до поступления материалов дела на рассмотрение по месту жительства правонарушителя.

Когда наступает административная ответственность физического лица

Статья 2.1 КоАП РФ определяет, что правонарушение — это обладающее признаками противоправности и виновности деяние, за которое кодексом предусмотрена ответственность. Для привлечения любого субъекта к ответственности необходимо, чтобы после рассмотрения дела было доказано наличие состава нарушения. Он состоит из нескольких элементов, одним из которых является субъект нарушения.

Субъектами могут быть физические лица, должностные лица, юридические лица, ИП. Привлечение каждого из упомянутых субъектов к ответственности характеризуется определенной процедурой и особенностями.

Административная ответственность физического лица может наступить в случае достижения им 16 лет. При этом могут назначаться различные наказания, предусмотренные статьей 3.2 КоАП РФ. Целью наказаний является предупреждение совершения новых нарушений.

Нарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности, в форме действия либо бездействия. Составы нарушений содержатся в особенной части КоАП РФ (раздел II). Наказание назначается в пределах, которые указаны в конкретной статье данного кодекса.

Для наступления ответственности помимо установления субъекта нарушения подлежат выяснению остальные элементы его состава, а именно: объект, субъективная сторона, объективная сторона. Если все четыре элемента имеют место, это основание для того, чтобы сделать вывод о виновности нарушителя и назначить ему наказание.

Где установлен срок давности привлечения к административной ответственности

Законодательство об административной ответственности состоит из федеральных и региональных актов. Порядок привлечения к административной ответственности устанавливает только Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Законы субъектов РФ устанавливают виды административных правонарушений и административные наказания за нарушение законов субъектов РФ и актов органов местного самоуправления.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности устанавливает только КоАП РФ. Статья 4.5. почти никогда прямо не называет конкретную статью Особенной части КоАП РФ. Только в качестве исключения. В основном, называют только группу отношений, на которые посягает правонарушение. Например, нарушение законодательства о теплоснабжении, в области дорожного движения и т.п. Поэтому объект посягательства и определяет продолжительность срока по тому или другому нарушению.

Меры обеспечения и порядок привлечения к административной ответственности

Иногда сотрудник органа власти не составляет протокол об административном правонарушении. А осуществляет мероприятия, которые в той или иной мере ограничивают свободу. Это доставление и даже задержание. Или за нарушение ПДД – отстранение от управления транспортным средством. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. И так далее. И многие граждане полагают, что на этой стадии привлечение к административной ответственности еще не началось. Никакого защитника и никаких особенных прав нет. Но это не так.

Первый протокол о применении любой из мер обеспечения – это уже возбуждение дела. И каждое такое действие сотрудник должен задокументировать. Либо отдельным протоколом. Либо в некоторых случаях сделать отметку в протоколе об административном правонарушении (о доставлении, к примеру). Подробную информацию про каждый вид меры обеспечения излагает глава 27 КоАП РФ.

И поскольку все эти меры означают, что дело об административном правонарушении возбуждено, значит, и права возникают сразу. А если уполномоченные сотрудники этого не понимают – пишите письменное ходатайство, делайте записи в протоколе о нарушениях. Это может пригодиться при обжаловании.

Вместо принятия мер обеспечения может быть начато административное расследование. Но об этом информацию мы разместили отдельно.

Порядок рассмотрения дела по КоАП РФ и привлечения к административной ответственности

Между составлением протокола об административном правонарушении и рассмотрением дела еще есть подготовка. Материалы поступают лицу, которое уполномочено рассматривать дело. Иногда – это только суд. И уже это лицо решает, вправе ли он рассматривать дело. Есть ли основания для отвода. Верно ли составлен протокол, есть ли основания прекращения дела (ст. 24.5). Наполненность материалов, доказательства. Он рассматривает ходатайства и разрешает их.

Как рассчитать срок давности привлечения к административной ответственности

Итак, общий срок давности – 2 месяца. Это касается любой сферы отношений, которая прямо не указаны в ч. 1 ст. 4.5. в качестве исключения. Для административных дел, которые рассматривают суды (подведомственность административных дел) – 3 месяца. В этот срок уполномоченный орган должен вынес постановление по делу об административном правонарушении.

Эти сроки – минимум. Специальные – 1 год, 2 года, 3 года и даже 6 лет. Максимальный срок 6 лет КоАП РФ установил за нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму и противодействия коррупции.

Чтобы определить срок давности по конкретному правонарушению после возбуждения дела об административном правонарушении необходимо обратиться к Особенной части КоАП РФ. Изучить состав правонарушения, которое уполномоченный орган вменяет субъекту административного правонарушения. И обратиться к ст. 4.5. КоАП РФ. Если за нарушение грозит наказание в виде дисквалификации, то срок давности привлечения к административной ответственности составляет не более 1 года.

Читайте так же:  Пропуск срока исковой давности по кредиту

Особенности привлечения к административной ответственности физических лиц

Что такое привлечение к административной ответственности?

Привлечение к административной ответственности возможно в отношении правонарушений, перечисленных в КоАП по решению:

1) суда (мировых судей);

2) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, территориальных органов и структурных подразделений территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ;

4) Банка России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;

5) органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

6) органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 КоАП;

7) государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ;

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Подсудность и подведомственность дел об административных правонарушениях установлены главой 23.1 КоАП РФ.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Решение о привлечении к административной ответственности в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Решение,

1) вынесенное судьей обжалуется в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Привлечение к ответственности происходит либо решением суда, либо решение соответствующего государственного органа (в этом случае составляется протокол). Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП.

Источники

Факт привлечения к административной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here