Этапы административного правонарушения

Полезное по теме: "Этапы административного правонарушения" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Стадии производства по делам об административных правонарушений.

Существует 2 подхода по данному вопросу. Основной вопрос состоит в том, входит ли исполнение как составная част в производство, либо выделяется как составная часть производства.

Первую точку зрения представляют Бахрах, Козлов и другие, они выделяют 4 стадии:

1. возбуждение дела;

2. рассмотрение дела;

3. пересмотр вынесенного решения по делу;

4. исполнение постановления по делу.

Некоторые авторы выделяют 5 стадий: исполнение постановления по делу они разделяют на рассмотрение дела и вынесение решения.

Вторая позиция, которой придерживаются Агапов и Панова, предполагает следующие стадии:

1. возбуждение дела;

2. рассмотрение дела;

3. пересмотр вынесенного решения по делу.

1. Возбуждение дела об административном правонарушении. Данная стадия состоит из двух этапов: предварительной проверки поступившего сообщения о правонарушении и принятия решения о возбуждении дела. На данной стадии даётся первичная правовая квалификация действий лица. В зависимости от того, насколько правильно дана классификация, будет зависеть решение по делу. Данная стадия начинается при наличии поводов и оснований возбуждения по делу.

1) непосредственно обнаружение должностными лицами, уполномоченными на составление протоколов, данных признаков составов правонарушений;

2) поступившие материалы из правоохранительных органов и иных органов, содержащие данные о наличии в действиях лиц признаков составов административных правонарушений;

3) сообщение и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ.

Основанием для возбуждения дела являются данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении может возбуждаться несколькими способами:

1) с момента составления протокола об административном правонарушении – это те ситуации, когда лицо непосредственно обнаруживает правонарушение;

2) когда лицо вправе вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и отправить данное постановление в подведомственность (ст.28.2 КоАП);

3) вынесение решение об административном правонарушении и проведение административного расследования.

1) составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения.

2) составление первого протокола о применении мер процессуального обеспечения по производству по делу мер административном правонарушении (ст.27.1. КоАП РФ). Например, административное задержание.

3) оформление предупреждения на месте или постановление-квитанция о штрафе.

2. Административное расследование. Данная стадия может совпадать со стадией возбуждения дела.

Дана стадия состоит из этапов:

1) принятие решения о проведении административного расследования;

2) Установление обстоятельств по делу;

3) Процессуальное оформление результатов расследования;

4) Направление протокола лицу, уполномоченному рассматривать дело;

5) Факультативными этапами могут быть: приостановление, дополнительное расследование и повторное рассмотрение материалов.

Ст.28.7 КоАП — основание для проведения административного расследования. Срок составляет 1 месяц и может быть продлен также не более, чем на 1 месяц. по окончанию административного расследования составляется протокол, который фиксирует итоги, либо постановление о прекращении производства по делу в тех случаях, когда будет установлено отсутствие признаков состава правонарушения или иные признаки.

Протокол – это всегда документ, который содержит правовою квалификацию деяния. Требования к составлению протокола содержатся в ст.28.2 Эти же требования предъявляются и при вынесении прокурором соответствующего постановления

3. Рассмотрение дела. Состоит из нескольких этапов:

1) подготовка материалов к рассмотрению;

2) анализ собранных материалов и обстоятельств дела;

3) установление причин и условий совершения правонарушения;

4) вынесение постановления.

Даётся квалификация виновного. На данной стадии происходит окончательное рассмотрение дела. Постановление не может быть вынесено с момента установления правонарушения. Факт вынесения постановления носит правопрекращающий характер.

На данной стадии фактически то лицо, которое уполномочено, выясняет все обстоятельства: устанавливается факт наличия правонарушения; устанавливается лицо, совершившее данное противоправное деяние; устанавливается виновность данного лица; определяются обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность; устанавливается характер и размер материального ущерба, причиненного деянием; выявляются обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также иные юридически значимые обстоятельства. Установление обстоятельств производится путём доказательств – т.е. любых фактических данных.

К числу доказательств по делу относятся: протоколы по делу об административном правонарушении; объяснения лица, по которому ведется производство по делу; показания потерпевшего; показания свидетелей; заключение эксперта; показания специальных технических средств; вещественные доказательства; и иные документы (письменные доказательства).

Доказательства должны отвечать двум требованиям: требованию относимости и требованию допустимости. Относимость – доказательства должны иметь отношения к тем обстоятельствам, которые непосредственно возникают по делу. Те обстоятельства, которое не имеют отношения к делу, не могут признаваться доказательствами по делу. Допустимость – это доказательства, которые получены с соблюдением требований законодательства и должен быть известен источник данных доказательств.

Дело должно быть рассмотрено по общему правилу в 15-тидневный срок, если рассмотрение дела в указанный срок является возможным, то лицо, рассматривающее дело, вправе продлить срок, но не более, чем на 1 мес.

Существует ряд категорий дел, который имеет более короткие сроки (напр., административное приостановление деятельности – 5 суток; когда в отношении лица применено административное задержание и правонарушение, которое предусматривает административный арест, то срок рассмотрения сокращается до 1 суток.).

Дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту их совершения, вместе с тем по ходатайству лица, которое обвиняется в совершении правонарушения, рассмотрение дела может быть перенесено по месту жительства.

Читайте так же:  Грубое нарушение общественного порядка выражающее явное

Важнейшей гарантией деля является непосредственное исследование всех доказательств по делу лицом, уполномоченным на вынесение соответствующего решения. Принцип непосредственности означает, что орган или суд самостоятельно выявляет все обстоятельства по делу.

КоАП РФ предусматривает открытое разбирательство дел об административных правонарушениях. Вместе тем, может быть и закрытое заседание.

КоАП РФ не предусматривает обязательное участие в разбирательстве дела лица, привлекаемого к ответственности. В любом случае это лицо должно быть извещено и времени и месте разбирательства. Имеется ряд ситуаций, когда без участия правонарушителя не может рассмотрено дела, тогда явка лица является обязательной.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два основных решения:

1. о назначении административного наказания;

2. о прекращении производства по делу.

В тех случаях, когда выясняется, что дело принято с нарушением требований подведомственности, либо когда лицо, осуществляющее рассмотрение дело, придёт к выводу, что необходимо применять ту меру наказания, которое оно не вправе применять, в таких случаях происходит передача дела по подведомственности: в мировой (к физ. лицам) или арбитражный суд (к юр. лицам).

По результатам рассмотрения дела о назначении административного наказания выносится Постановление, в котором указывается лицо, которое вынесло данное постановление, и лицо, которому вынесено данное постановление, а также нормы, в которых предусмотрено данное наказание.

4. Пересмотр вынесенного Постановления по делу.

Данная стадия является факультативной (лицо может обжаловать Постановление, а может и не обжаловать).

Обжалование происходит в течение 10 дней с момента вручения гражданину копии Постановления. Постановление обжалуется либо в вышестоящий орган, либо в суд. В том случае, если срок на подачу жалобы пропущен гражданином по уважительным причинам, то этот срок может быть восстановлен тем лицом, которое рассматривало данное дело.

По результатам рассмотрения заявления о пересмотре возможно несколько варрантов решения:

1. Оставление жалобы без удовлетворения а Постановлении без изменения

2. об изменении Постановления (только в том случае, если не превышает первоначальное решение);

3. об отмене Постановления; прекращение производства по делу.

4. об отмене Постановления; возвращении дела на повторное рассмотрение.

5. принято решение о приостановление и направлении дела по подведомственности.

То решение, которое вынесено по жалобе или протесту, окончательным не является и оно может быть обжаловано в вышестоящий суд. Решение о назначении административного наказания может быть оспорено в порядке надзора (круг лиц, имеющих право на принесение протеста, установлен процессуальным законодательством).

Лекция 9. Производство по делам об административных правонарушениях

9.4. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает последовательное осуществление процессуальных действий на определенных стадиях. Каждая стадия завершается принятием по делу соответствующего акта, ей присущи свой круг участников, свои процессуальные документы.

Различают следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях:

1. Возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ), его этапы не так четко различаются, как на последующих стадиях производства. На данной стадии количество этапов зависит от формы производства: упрощенной, общей, особой. Эти формы различаются по полноте процессуальных действий. Для каждой из них присущ этап возбуждения административного дела; составление протокола об административном правонарушении отсутствует при упрощенной форме производства; административное расследование характерно для особой формы производства.

2. Рассмотрение административного дела компетентным органом и принятие соответствующего решения (гл. 29 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

— подготовка к рассмотрению дела;

— анализ обстоятельств дела и его правовая оценка;

— принятие и оформление решения (постановления) по делу;

— доведение принятого решения до сведения.

3. Пересмотр постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ), этапы данной стадии:

— обжалование, опротестование постановления;

— подготовка к рассмотрению жалобы (протеста прокурора) на постановление;

— рассмотрение жалобы (протеста);

— решение по жалобе (протесту) и его оглашение;

— пересмотр решения, вынесенного по жалобе (протесту) на постановление по делу.

4. Исполнение постановления (гл. 31 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

— обращение постановления к исполнению;

— реальное исполнение наказания, установленного постановлением (решением);

— окончание производства по исполнению постановления (решения).

Стадии производства по делам об административных правонарушениях. Возбуждение дела. Протокол.

КоАП РФ наиболее полно регламентирует административно-юрисдикционную деятельность, осуществляемую как во внесудебном, так и в судебном порядке. Общие правила:

1) производство ведется на государственном языке РФ, лицу, не владеющему языком производства, обеспечивается право выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика;

2) рассмотрение дела осуществляется на началах равенства перед законом всех граждан, независимо от социальной и имущественной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии и т.д.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто. В производстве по делам об административных правонарушениях выделяют 4 стадии:

1) возбуждение дела;

2) рассмотрение и разрешение дела;

3) обжалование и опротестование;

4) исполнение постановления по делу.

При возбуждении дела об административном правонарушении необходимо различать поводы и основания для возбуждения.

Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении являются:

1) обнаружение правонарушения лицами, уполномоченными составлять протокол;

2) поступление из государственных органов, органов МСУ и других учреждений сообщения, указывающего на наличие события административного правонарушения;

3) сообщение и заявление физических и юридических лиц;

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения автоматическими, техническими средствами.

Читайте так же:  Привлечение к административной ответственности физических лиц

Основания для возбуждения является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения. Дело считается возбужденным с:

1) составления протокола осмотра места происшествия;

2) составления протокола о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке гл. 27 КоАП;

3) с момента составления протокола об административном правонарушении, либо вынесении прокурором постановления о возбуждении административного дела;

4) вынесения определения о необходимости проведения детального расследования;

5) вынесения постановления по делу, если протокол не составлялся и правонарушитель согласен с совершенным правонарушением.

Основной документ по делу об административном правонарушении – это протокол об административном правонарушении. Он составляется уполномоченными должностными лицами, перечисленными в ст. 28.3 КоАП РФ.

В протоколе в обязательном порядке д б отражено:

1) дата и место составления;

3) ФИО составителя;

4) сведения о лице, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении;

5) ФИО и адреса свидетелей и потерпевших;

Видео (кликните для воспроизведения).

6) время и место совершения правонарушения, его суть;

7) статьи НА, предусматривающие ответственность;

8) объяснения физического или юридического лица, в отношении которого возбуждено дело.

В случает отказа лица от подписи протокола в нем ставится соответствующая запись, которая удостоверяется 2мя подписями свидетелей (от подписи отказался).

Протокол составляется немедленно после выявления правонарушения, но если немедленно составить протокол невозможно, он д б составлен в течение 2х суток.

После составления протокол направляется в орган, уполномоченному лицу или в суд для вынесения постановления.

Протокол по делу не составляется и выносится сразу постановление при соблюдении 2х условий:

1) наказание в виде предупреждения или штрафа;

2) правонарушитель д б согласен с правонарушением.

При невозможности в течение 3х суток выяснить все обстоятельства по делу, а также в случае нарушения законодательства о рекламе, выборах и референдуме, о налогах и сборах проводится административное расследование. В этом случае должностное лицо, уполномоченное составлять протокол, выносит определение о проведении административного расследования. Копия этого определения в течение суток направляется правонарушителю.

Срок расследования административного правонарушения – 1 месяц, но м б продлен еще на месяц. Срок расследования за нарушение таможенных правил, за ДТП, повлекшее легкий или средней тяжести вред здоровью – 6 месяцев.

После составления протокол вместе с иными документами дела передается в орган, должностному лицу или судье для вынесения постановления по делу.

Если правонарушение влечет административный арест, дело передается на рассмотрение судье немедленно. Также немедленно дело передается судье, если правонарушитель был подвергнут административному задержанию.

Дело об административном правонарушении подлежит прекращению при наличии следующих условий:

1) отсутствие события правонарушения;

2) отсутствие состава правонарушения;

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии;

5) отмена закона, устанавливающего ответственность;

6) истечение срока давности;

7) наличие по одному и тому же факту постановления по делу, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. 78.

Этапы рассмотрения дела об административном правонарушении

Специфические субъекты административного правонарушения

В ходе разбирательств по правонарушению, относящемуся к административной отрасли права фигурируют такие его субъекты как участники или соучастники, которых принято подразделять на:

  • Исполнителей, под которыми понимают физических лиц, совершающих правонарушения в области административного права непосредственно, либо совершающих правонарушение с помощью иных лиц, которые не несут ответственности за совершение данных действий.
  • Пособников, под которыми понимают физических лиц, которые участвовали в совершении правонарушения посредством указаний, советов, предоставлении орудий, снаряжения, информации и т.д.
  • Организаторов, под которыми понимают физических лиц, организовавших/руководивших исполнителями.

В юридической литературе соучастниками принято называть совместное участие в совершении правонарушения двух и более лиц, которое совершено умышленно.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрен специальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Началом рассмотрения дела судьей, органом или должностным лицом является выяснение обстоятельств, которые юридически значимы для корректного разрешения дела.

Затем следует огласить протокол об административном преступлении, а также другие материалы, если это необходимо. После необходимо произвести заслушивание объяснений физического лица или законного представителя юридического лица, по которым происходит производство по делу. Далее следует огласить показания иных участников производства, заслушать пояснения специалистов и заключения экспертов. Помимо этого важно помнить и об других доказательствах. Если в рассмотрении дела принимает участие прокурор, следует заслушать и его заключение.

Если дело рассматривается коллегиальным органом, то необходимо составить протокол. Требования к нему указаны в КоАП РФ.

После рассмотрения административного дела выносится постановление, которое отражается принятое решение по делу. Это может быть применение административного наказания или остановка рассмотрения дела. Вынести постановление о наложении административного наказания можно при нескольких условиях:

  • если при помощи материалов дела и во время слушаний по делу была доказана вину лица в совершении административного правонарушения;
  • при отсутствии обстоятельств, из которых не следует административная ответственность лица;
  • если нет оснований, позволяющих освободить лицо от административной ответственности.

Также есть несколько условий, позволяющих вынести постановление о прекращении производства по делу об административном преступлении:

  • если есть хотя бы одно обстоятельство, которое исключает производство по делу, которое предусмотрено в КоАП РФ;
  • если есть объявление устного замечания, предусмотренного КоАП РФ;
  • если действия или бездействия содержат признаки преступления, то прекращается производство по делу и материалы дела передаются в прокуратуру, орган дознания или орган предварительного следствия;
  • если совершенное административное правонарушение попадает под ряд статей КоАП РФ.
Читайте так же:  Мелкое хулиганство понятие и состав

Этапы и особенности рассмотрения административных дел

Выделяется несколько стадий рассмотрения дела об административном незаконном деянии. Речь идет:

  • об этапе, когда происходит подготовка к рассмотрению дела;
  • об этапе, на котором непосредственно происходит рассмотрение дела по существу;
  • об этапе, когда выносится и оглашается постановление по делу.

Во время подготовки дела к рассмотрению для судьи, органа или должностного лица важно выяснить ряд вопросов, которые важны в юридическом плане:

  • в их ли компетенции рассмотрение дела;
  • есть ли причины, по которым судья, член коллегиального органа, должностное лицо не могут рассмотреть дело;
  • корректно ли составлен протокол об административного незаконном деянии, а также ряд других протоколов, которые предусмотрены КОАП РФ. Помимо этого необходимо обратить внимание на то, как оформлены другие материалы дела;
  • есть ли место обстоятельствам, которые исключают производство дела;
  • в полной ли мере присутствуют материалы по делу, для того чтобы рассмотреть дело по существу;
  • определить наличие ходатайств и отводов.

Для ключевых лиц, которые рассматривают дело об административном правонарушении, не представляется возможным заниматься рассмотрением дела, при условии, что они или другие участники производства состоят в родственных связях. Помимо этого рассмотрение дела также не представляется возможным, если вышеупомянутые лица имеют прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела. Если же присутствует хотя бы одно из вышеупомянутых обстоятельств, которые предусмотрены КоАП РФ, то судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом в обязательном порядке заявляется самоотвод. Среди органов, которым подается заявление о самоотводе, выделяются председатель соответствующего суда, руководство коллегиального органа или должностное лицо более высокого ранга.

Помимо этого заявить отвод лицам, которые занимаются рассмотрением дела об административном незаконном деянии, представляется возможным и для иных участников производства.

Рассмотреть заявление об отводе может судья, орган или должностное лицо, которые занимаются производством дела. После того как заявление о самоотводе или об отводе рассмотрено, компетентный орган выносит решение удовлетворяющее заявление или отказывающее в его удовлетворении.

Во время подготовки дела к рассмотрению необходимо разрешить ряд вопросов, которые служат основой в определенных ситуациях для вынесения определения:

  • определение времени и места рассмотрения дела;
  • вопросы касательно вызова важных для рассмотрения дела лиц, о запросе важных дополнительных материалов по делу, о назначение проведения экспертизы;
  • вопросы отложения производства дела;
  • вопрос передачи обратно протокола об административном правонарушении и других важных материалов относительно дела органам или должностным лицам, которые занимались составлением протокола, в ситуациях, когда он был составлен и оформлен неправомочными лицами или некорректном составлении или при неполном представлении материалов, которое невозможно восполнить во время рассмотрения дела;
  • в ситуациях, когда рассмотрение дела не находится в компетенции ключевых органов и лиц, которые получили на рассмотрение протокол об административном преступлении и иные материалы дела, или вынесли определение касательно отвода судьи, члена коллегиального органа или должностного лица, рассматриваются вопросы о передаче протокола об административном преступлении и иных материалов дела к рассмотрению по подведомственности. Если есть место обстоятельствам, которые исключают производство по делу и предусмотрены КоАП РФ, то необходимо вынести постановление об остановке производства по делу.

Рассматривать дело об административном незаконном деянии необходимо по месту его совершения. При наличии ходатайства лица, по которому идет производство, представляется возможным рассмотреть дело по месту жительства указанного лица. Если по делу об административном незаконном деянии было осуществлено административное расследование, то его рассмотрение следует производить по месту нахождения органа, который занимался проведением данного расследования.

Если дело касается административного правонарушения несовершеннолетнего, родителей несовершеннолетнего и заменяющих их лиц, то такие дела следует рассматривать по месту жительства данных лиц.

Административные дела, после которых возможно применение мер в лишении прав управления транспортными средствами, следует рассматривать по местам, где было поставлено на учет данное транспортное средство.

В течение 15 дней со дня получения ключевых лиц и органов, которые имеют полномочия на рассмотрение дела, протокола об административном преступлении и иных материалов, необходимо провести рассмотрение дела об административном правонарушении.

В ситуациях, когда есть ходатайство от участников производства по делу или в ситуациях, когда необходимы дополнительные выяснения обстоятельств, время рассмотрения дела может продлить судья, орган или должностное лицо, которое рассматривает дело сроком на один месяц. Мотивированное определение – документ о продлении указанного срока, который выносится судьей, органом или должностным лицом, которые занимаются рассмотрение дела. В ситуациях, когда рассмотрению подлежат дела об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, рассмотреть дело необходимо в день получения протокола об административном преступлении и иных материалов.

Дела, которые касаются лиц, которые подвергнуты административному задержанию, необходимо рассмотреть не позже 4 часов с момента их задержания.

Состав постановления по делу об административном правонарушении

Ст. 29.10 КоАП РФ предусматривает требования к содержанию постановления по делу. В состав постановления по административному делу входит несколько блоков. Речь идет о вводной, описательной и резолютивной частях. Вводная часть содержит реквизиты постановления (речь идет о номере, дате, адресе его вынесения), должность, ФИО судьи или должностного лица, состав и название коллегиального органа, которые вынесли постановление, сведения о лицах, в отношении которых происходит рассмотрение дела.

Читайте так же:  Уголовные административные гражданские и иные дела

Описательная часть постановления содержит обстоятельства, которые были установлены во время рассмотрения дела, сюда же входят анализ и оценка доказательств, которые были исследованы во время рассмотрения дела.

Помимо этого в описательную часть входит статья КоАП РФ или же закона субъекта РФ, которые предусматривают административную ответственность за совершение административного преступления, или же основания для прекращения производства по делу. Также в описательной части содержатся обстоятельства, которые могут смягчить или отягчить ответственность обвиняемого.

В состав резолютивной части постановления по административному делу входит мотивированное решение, признающее лицо, по которому ведется дело, виновным в совершении административного преступления. Далее указывается статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, согласно которым указанное лицо признается виновным, тип и размер административного наказания. После обязательно указывается время и правила обжалования постановления.

В ситуациях, когда назначенное судьей наказание предусматривает возмещение имущественного ущерба, то постановление должно содержать информацию о размере ущерба, который необходимо возместить, сроки и порядок его возмещения.

Важно отметить, что постановление должно объявляться сразу после того, как завершено рассмотрение дела.

Помимо этого есть ряд случаев, когда на основании результатов рассмотрения дела об административном преступлении выносится определение:

  • предполагающее передачу дела ключевым органам и лицам, которые имеют полномочия назначить административное наказание другого типа или размера или применить другие меры воздействия, основываясь на федеральном законодательстве. К примеру, согласно ст.2.5 КоАП РФ применение мер дисциплинарного воздействия;
  • предполагающее передачу дела на рассмотрение по подведомственности, в ситуациях, когда не установлен вопрос рассмотрения дела в рамках компетенции рассматривающих его судьи, должностного лица или органа. Речь об этом идет в ст. 29.9, ч.2.

Ключевыми лицами и органами, которые рассматривали административное дело, во время установления причин административного преступления и условий, которые способствовали его совершению, вносится в необходимые организации и необходимым должностным лицам представление о принятии мер по предотвращению данных причин и условий. Для последних важно произвести рассмотрение представления об предотвращении причин и условий, которые способствовали осуществлению административных правонарушений, сроком в месяц со дня его получения. После они должны сообщить о мерах, которые приняты, судье, должностному лицу или органу, которые вынесли постановление. Речь об этом идет в ст.29.13.

Вопрос 37: Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает последовательное осуществление процессуальных действий на определенных стадиях. Каждая стадия завершается принятием по делу соответствующего акта, ей присущи свой круг участников, свои процессуальные документы.

Различают следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях:

1. Возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ), его этапы не так четко различаются, как на последующих стадиях производства. На данной стадии количество этапов зависит от формы производства: упрощенной, общей, особой. Эти формы различаются по полноте процессуальных действий. Для каждой из них присущ этап возбуждения административного дела; составление протокола об административном правонарушении отсутствует при упрощенной форме производства; административное расследование характерно для особой формы производства.

2. Рассмотрение административного дела компетентным органом и принятие соответствующего решения (гл. 29 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

— подготовка к рассмотрению дела;

— анализ обстоятельств дела и его правовая оценка;

— принятие и оформление решения (постановления) по делу;

— доведение принятого решения до сведения.

3. Пересмотр постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ), этапы данной стадии:

— обжалование, опротестование постановления;

— подготовка к рассмотрению жалобы (протеста прокурора) на постановление;

— рассмотрение жалобы (протеста);

— решение по жалобе (протесту) и его оглашение;

— пересмотр решения, вынесенного по жалобе (протесту) на постановление по делу.

4. Исполнение постановления (гл. 31 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

— обращение постановления к исполнению;

— реальное исполнение наказания, установленного постановлением (решением);

— окончание производства по исполнению постановления (решения).

Понятие стадий административного правонарушения

В юридической науке под стадиями совершения административного правонарушения принято понимать определенные законодательством этапы развития правонарушения, совершенного умышленно.

Административное правонарушение можно разделить на следующие стадии его совершения:

  • покушение на совершение правонарушения;
  • окончание совершения правонарушения.

Рассматривая правонарушение, имеющее нематериальный состав, следует отметить, что его окончанием, в соответствии с современным законодательством, считается момент совершения действия.

Рассматривая правонарушение в области административного права, которое имеет материальный состав, считается оконченным, в соответствии с нормами современного законодательства, с момента наступления материальных последствий.

Под покушением на правонарушение в административной отрасли права, принято понимать, в соответствии с нормами современного законодательства, умышленное деяние лица/лиц, которое имело целью совершение правонарушения, но не было доведено до конца.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Вопрос 38: Возбуждение и расследование дела об административном правонарушении.

Возбуждение административного дела – первоначальная стадия административного производства. Следует различать его поводы и основания.

Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой информации.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения.

Читайте так же:  Пришел штраф за безбилетный проезд

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства.

Протокол об административном правонарушении – процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно). Его составляют уполномоченные должностные лица – представители тех органов, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях (например, должностные лица милиции, контрольно-надзорных органов и т.п.).

Установлены реквизиты протокола: дата и место составления; данные о его составителе; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и его существо; нормативный акт, предусматривающий административную ответственность за данное правонарушение; данные о потерпевших и свидетелях; объяснения нарушителя и иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица должны быть разъяснены их права и обязанности.

Протокол составляется сразу же после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, в том числе данных о. личности или сведений о юридическом лице, протокол составляется в течение суток с момента выявления правонарушения.

Затем протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Если правонарушение влечет за собой административный арест, протокол передается судье немедленно после его составления.

При невозможности составить протокол на месте совершения административного правонарушения, хотя его составление обязательно, нарушитель может быть доставлен в полицию.

Расследование дела, являясь начальной стадией производства по делам об административных нарушениях, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств нарушения, их фиксирование и квалификацию деликта. В этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к деликвенту предусмотренных законом мер воздействия.

Основанием возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного нарушения.

Началу административного расследования предшествует получение информации о деянии, имеющем признаки нарушения, т. е. наличие повода, ибо не обнаруженное нарушение нормы не вызывает административно-процессуальных отношений. Правовое значение повода к возбуждению и расследованию дела состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, требует, чтобы они соответствующим образом реагировали на сигнал об административном нарушении.

Поводами к возбуждению и расследованию административных дел могут быть заявления граждан, сообщения представителей общественности, учреждений, предприятий и организаций, печати и иных средств массовой информации, а также непосредственное обнаружение неправомерного деяния управомоченным лицом.

Исследование фактических обстоятельств может осуществляться и с помощью материальных носителей информации (вещественных доказательств и документов), получаемых в результате задержания деликвента, личного досмотра и досмотра вещей, изъятия предметов.

Процессуальным документом, фиксирующим окончание расследования по административному делу, является протокол, который составляется о каждом нарушении, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством.

Завершающим этапом первой стадии производства по делам об административных правонарушениях является направление материалов расследования на рассмотрение. Очевидно, что он имеет место лишь тогда, когда лицо, закончившее расследование и составившее протокол, само не вправе решить дело по существу или считает необходимым передать его в другие государственные органы.

Дело, по которому проведено расследование, направляется:

органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать соответствующую категорию административных нарушений;

в орган внутренних дел, прокуратуру, если будут выявлены признаки преступления;

на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива;

командиру воинской части, ректору вуза, соответствующему органу для решения вопроса о привлечении лица, совершившего административный проступок, к дисциплинарной ответственности.

Стадии административного правонарушения

Стадии производства по делам о правонарушениях в административной отрасли права

Исходя из юридической практики рассмотрения дел о правонарушениях в области административного права, принято выделять следующие четыре стадии:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • возбуждение дела о правонарушениях в административной отрасли права;
  • рассмотрение дела о правонарушениях в административной отрасли права;
  • пересмотр постановлений о правонарушениях в административной отрасли права;
  • исполнение постановлений о правонарушениях в административной отрасли права.

Все стадии производства представляют собой совокупность действий процессуального характера, которые решают конкретные задачи. Каждая стадия процесса отличается видом действий, составом участников, специальной документацией.

Первая стадия по возбуждению дела подразумевает решение о начале расследования правонарушения при наличии его признаков.

Вторую стадию по рассмотрению дела можно разделить на рад следующих этапов:

  • подготовка дела к рассмотрению;
  • анализ и оценка обстоятельств дела;
  • принятие постановления;
  • объявление постановления.

Третья стадия, связанная с пересмотром постановления может быть только при наличии опротестования предыдущего постановления или подачи жалобы. После этого происходит рассмотрение данных документов, а так же поэтапно выносится и оглашается решение.

В юридической литературе указано, что в зависимости от субъекта, который осуществляет рассмотрение жалобы/протеста, данная стадия может быть подразделена на два вида – рассмотрение в административном и в судебном порядке.

Четвертая стадия, связана с исполнением постановления делится на несколько этапов:

  • обращение постановления к исполнению;
  • приведение постановления в исполнение;
  • разрешение вопросов, связанных с исполнением;
  • окончание производства по исполнению постановления.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Видео (кликните для воспроизведения).

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники

Этапы административного правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here