Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания

Полезное по теме: "Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 3.11. Дисквалификация

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ статья 3.11 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 3.11. Дисквалификация

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3.11 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 27 июля 2020 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 219-ФЗ

Часть 1 изменена с 29 марта 2019 г. — Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 26-ФЗ

2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 27 июля 2020 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 219-ФЗ

Часть 3 изменена с 29 марта 2019 г. — Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 26-ФЗ

Дисквалификация — новый вид административного наказания

«Финансовая газета. Региональный выпуск», N 42, 2002

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), введенным в действие с 1 июля текущего года, или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Статьей 3.2 КоАП РФ определены виды административного наказания, в том числе и новый вид — дисквалификация.

Как предусмотрено ст.3.11 КоАП РФ, дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация может быть применена к лицам, выполняющим организационно — распорядительные или административно — хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч.3 ст.3.2 КоАП РФ дисквалификация может устанавливаться только этим Кодексом и только в качестве основного административного наказания (ст.3.3 КоАП РФ предусматривает, что административное наказание может быть как основным, так и дополнительным видом наказания). Кроме того, в части дисквалификации следует иметь в виду, что срок назначения данного наказания — от шести месяцев до трех лет (ст.3.11); за административные правонарушения, влекущие применение дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения (ст.4.5).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Административное наказание в виде дисквалификации применяется в следующих случаях.

В соответствии со ст.5.27 гл.5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Глава 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» КоАП РФ также содержит ряд статей, предусматривающих в качестве наказания дисквалификацию. Так, согласно ст.14.12 «Фиктивное или преднамеренное банкротство» фиктивное банкротство (т.е. заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме) влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет, преднамеренное банкротство (т.е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя) — наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 14.13 «Неправомерные действия при банкротстве» предусматривает различные составы правонарушения (например, сокрытие имущества или имущественных обязательств, неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд и др.) и ответственность за них, в том числе в виде дисквалификации.

Дисквалификация возможна также в случаях:

ненадлежащего управления юридическим лицом, т.е. использования полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, повлекшего уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков (ст.14.21);

заключения лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершения им иных действий, выходящих за пределы его полномочий (ст.14.22);

предоставления в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч.4 ст.14.25).

Особое внимание следует обратить на ст.14.23 КоАП РФ, предусматривающую ответственность в виде административного штрафа за осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом, а также за заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действий.

Статьей 28.3 КоАП РФ определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях. Так, применительно к ч.2 ст.5.27 протоколы составляют должностные лица федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда.

Должностные лица органов внутренних дел (милиции) составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.14.12 и 14.13 КоАП РФ. По этим же статьям, а также по ст.ст.14.21 — 14.23 протоколы составляют должностные лица органов, уполномоченных в области банкротства и финансового оздоровления.

Читайте так же:  Курение в общественных местах узбекистан

Должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.4 ст.14.25.

Дела об административных правонарушениях по ст.ст.5.27, 14.12, 14.13, 14.21 — 14.23 и ч.4 ст.14.25 рассматривают судьи, а по ст.ст.14.21 — 14.23 также судьи арбитражных судов (ст.23.1 КоАП РФ).

Глава 32 КоАП РФ определяет порядок исполнения отдельных видов административных наказаний. В соответствии со ст.32.11 этой главы постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом — прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом. Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо его территориальный орган. Как предусмотрено указанной статьей, органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, должен быть сформирован реестр дисквалифицированных лиц. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления (за соответствующую плату). В связи с этим при заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.

Статья 3.11. Дисквалификация

1. Правила ч. 1 ст. 3.11 посвящены дисквалификации. Это новелла в отечественном законодательстве об административном правонарушении: нормы КоАП РСФСР такого института не содержали. Этот вид административного наказания применяется:

1) только к физическим лицам, которые:

— занимают руководящие должности в органах различных юридических лиц. Напомним, что для целей КоАП эти лица приравниваются к должностным (см. коммент. к ст. 2.4). После вступления (с 22.08.09) в силу новой редакции ст. 3.11 (она введена Законом N 160 от 17.07.09) ее положения распространены также на ФЛ, замещающих должности государственной гражданской службы (федеральной или субъекта РФ), а также должности муниципальной службы;

— осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, Законом о банкротстве);

— осуществляют управление юридическим лицом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, если лицо назначено руководителем финансируемого собственником учреждения, если лицо возглавляет некоммерческое партнерство);

2) только судьей.

2. Применяя правила ч. 2 и 3 ст. 3.11, нужно обратить внимание на то, что дисквалификация (как вид административного наказания):

1) устанавливается на определенный срок. При этом:

а) минимальный срок назначения дисквалификации — 6 календарных месяцев. Отсчет начинается со следующего дня (после дня назначения административного наказания) и заканчивается в 24 часа последнего дня 6-го месяца;

б) максимальный срок назначения дисквалификации — 3 года;

2) назначается лицам, указанным в ч. 3 ст. 3.11. В практике возникают вопросы:

допустима ли дисквалификация лица, выполняющего организационно-распорядительные функции в органе иностранного юридического лица? Да, допустима: правила ст. 3.11 этому не препятствуют;

допустима ли дисквалификация иностранного гражданина, назначенного в совет директоров российско-германского ОАО по предложению германского участника юридического лица? Да, допустима: правила ст. 3.11 относятся как к гражданам Российской Федерации, так и к иностранным гражданам, лицам без гражданства (см. также коммент. к ст. 2.6);

3) назначается только в качестве основного административного наказания. При этом дисквалификация может сочетаться и с дополнительным административным наказанием (см. об этом коммент. к ст. 3.3).

3. Необходимо также иметь в виду, что судья, назначая дисквалификацию (как вид административного наказания), должен:

1) исходить из общих правил назначения административного наказания (они установлены в ст. 4.1, см. коммент. к ней);

2) учитывать обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.2, 4.3);

3) иметь в виду, что за административное правонарушение, влекущее применение дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — в пределах одного года со дня его обнаружения (см. коммент. к ст. 4.5).

В практике возникает вопрос: вправе ли лицо, которому судья назначил дисквалификацию, обжаловать его постановление в вышестоящий суд? Да, вправе: это прямо предусмотрено в ст. 30.1 (см. коммент. к ней).

63.Административное приостановление деятельности или административная дисквалификация как вид административного наказания

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация — новый вид административного наказания, которого не было в ранее действовавшем КоАП РСФСР. Ее следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ). Дисквалификация применяется за нарушение административно-правовых запретов только к субъектам, обладающим особым правовым статусом, — определенному кругу лиц, управляющих юридическим лицом, а также к индивидуальным предпринимателям.

Административное наказание в виде дисквалификации может быть назначено, согласно КоАП РФ:

лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;

членам совета директоров;

лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

Дисквалификация устанавливается и применяется только в качестве основного наказания за совершение следующих административных правонарушений:

нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27);

фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);

неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);

Читайте так же:  Осп по взысканию административных штрафов г казани

ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21);

заключение лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершение им иных действий, выходящих за пределы его полномочий (ст. 14.22);

предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 4 ст. 14.25).

Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей.

64. Лишение специального права предоставленного физическому лицу как вид административного наказания.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

В ст. 3.8 КоАП РФ, определяющей лишение специального права как вид административного наказания, в отличие от аналогичной ст. 30 ранее действовавшего КоАП РСФСР, не уточняется содержание специальных прав, которых может быть лишен гражданин. В Особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение права охоты; права на управление транспортным средством, самоходной машиной или другими видами техники; права на управление воздушным судном; права на управление судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном; права на управление автомототранспортными средствами.

Следует отметить, что в ст. 32.5 и 32.6 КоАП РФ упоминается лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Однако в статьях Особенной части Кодекса не установлены правонарушения, предусматривающие лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Таким образом, сейчас законодательством реально предусмотрены административные наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, только в отношении права охоты и права управления транспортными средствами.

Применить данный вид административного наказания можно лишь к физическому лицу, которому специальное право было ранее предоставлено и которое этого права не лишено или не утратило его по иным основаниям. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права фактически означает для него запрет заниматься соответствующим видом деятельности на определенный срок.

Подчеркнем, что лишение специального права устанавливается лишь за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Так, например, лишение права управления автомототранспортными средствами может быть назначено (причем только как наказание, альтернативное административному штрафу) за самые опасные нарушения Правил дорожного движения.

К ним относятся:

управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, или передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час;

пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде;

Кроме того, лишение права управления транспортными средствами предусмотрено в качестве альтернативного наказания административному штрафу или административному аресту за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Так, в соответствии со ст. 8.37 КоАП РФ нарушение правил охоты влечет в качестве возможного альтернативного наказания лишение права охоты на срок до двух лет. Установленные же в настоящее время статьями Особенной части КоАП РФ сроки лишения права управления транспортными средствами находятся в пределах от одного месяца до одного года.

К кому и за что применяется дисквалификация, как вид административного наказания?

Дисквалификация, как вид административного наказания, заключается в установлении временного запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Указанное ограничение устанавливается в качестве санкции за нарушение регламентированных правил, утвержденных на законодательном уровне. В этом материале рассмотрим, как происходит назначение и исполнение данной санкции.

Дисквалификация как вид административной ответственности

Что такое административная ответственность? Это вид юридической ответственности, которую применяют к лицу, совершившему правонарушение. Основанием для административной ответственности является наличие административного правонарушения, которое согласно ст. 2.1 КоАП РФ является противоправным виновным действием (бездействием) физического или юридического лица.

Реестр дисквалифицированных лиц

Согласно п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ компания, прежде чем принять на работу руководителя, должна запросить в МВД России информацию о том, не является ли кандидат на вакантную должность дисквалифицированным лицом. Такая возможность появилась с 1 апреля 2007 г. (Приказ МВД России от 22.11.2006 N 957). Реестр дисквалифицированных лиц формируют и ведут МВД России и министерства внутренних дел, управления (главные управления) внутренних дел субъектов РФ. Получение информации из реестра обойдется в 1 МРОТ (100 руб.). Так сказано в п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отметим, что юридическое лицо за заключение с дисквалифицированным лицом договора может быть подвергнуто административному штрафу в размере до 100 000 руб. (основание — ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).

Что это такое

Для определенных должностей и видов деятельности устанавливается особый состав требований и правил, нарушение которых имеет повышенную общественную опасность. Чтобы наказать гражданина или должностное лицо за нарушение указанных правил, а также предотвратить повторные проступки, в 2009 году законодателем была введена статья 3.11 КоАП РФ. Дисквалификация, как административная санкция, заключается в следующих правовых последствиях:

  • правонарушитель лишается права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, указанными в судебном акте;
  • выбор должности или вида деятельности, на который распространяется запрет, зависит от характера правонарушения (например, за проступок в сфере государственного управления не может назначаться дисквалификация на занятие частной практикой);
  • запрет реализуется не только путем прекращения трудовых отношений или изменением места работы, но и включением в специальный реестр дисквалифицированных лиц – сведения из указанной базы данных препятствуют нарушения режима санкции.
Читайте так же:  Постановление по административному делу бланк

Какие сведения хранятся в реестре

Реестр состоит из поступающих из судов общей юрисдикции и арбитражных судов постановлений судей о дисквалификации должностных лиц. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой.

В реестре содержатся следующие сведения о дисквалифицированном лице:

  • фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ);
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации.

После внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице в десятидневный срок управление МВД направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с КоАП РФ уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях. В частности, в Федеральную инспекцию труда, органы внутренних дел (милицию), Федеральную налоговую службу.


Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет пять дней с даты получения соответствующего запроса.

Как исполняется

Правила исполнения данного вида санкций зафиксированы в ст. 32.11 КоАП РФ. Выделим наиболее важные моменты, которые связаны с реализацией наказания в виде дисквалификации:

  • судебный акт подлежит немедленному исполнению после вступления в силу – трудовой договор или контракт подлежит расторжению в одностороннем порядке;
  • сведения о дисквалифицированном лице полежат включению в специальный реестр – сведения из указанной базы данных должен запрашивать работодатель при приеме на работу специалистов (правило о запросе информации из реестра распространяется только в отношении специального перечня должностей и видов деятельности).

Копия постановления также направляется приставам сразу после вступления документа в силу.

Как назначается санкция

Основанием для введения режима дисквалификации является постановление по административному делу. Назначение указанной санкции входит в исключительную компетенцию суда – иные ведомства не обладают полномочиями по дисквалификации. Процедура привлечения к ответственности выглядит следующим образом:

  • по факту выявленного нарушения составляется процессуальный протокол – оформлением документов могут заниматься различные ведомства, в зависимости от предоставленных полномочий;
  • на период рассмотрения дела потенциальный правонарушитель не лишается права занимать должность или осуществлять определенную деятельность, так как дисквалификация вступает в силу только по судебному акту;
  • административный материал направляется для рассмотрения в судебные инстанции;
  • рассмотрение дела может происходить без участия гражданина, если в материалах имеются доказательства надлежащего уведомления о месте и времени судебного заседания;
  • суд может, но не обязан, применять санкцию в виде дисквалификации – данная мера воздействия относится к дополнительным видам наказания, поэтому суд может ограничиться штрафом, арестом или обязательными работами (в зависимости от рассматриваемой статьи КоАП РФ).

Судебное постановление может быть обжаловано правонарушителем в течение семи суток с момента получения копии документа. Пока не истек указанный срок на обжалование, либо пока жалоба не рассмотрена по существу в вышестоящей инстанции, наказание не вступает в силу.

Типичный пример дисквалификации связан с ненадлежащим исполнением организационно-распорядительных или хозяйственных функций в государственном учреждении. Если должностное лицо, в полномочия которого входило обеспечение правил охраны труда, допустило административное правонарушение, дополнительной санкцией может назначаться дисквалификация – запрет на занятие указанной должности.

Срок действия санкции

В статье 3.11 КоАП РФ регламентирован минимальный и максимальный период дисквалификации, который может грозить правонарушителю – санкция устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. Конкретный размер санкции определит суд, однако выйти за пределы статьи КоАП РФ, по которой рассматривается правонарушение, нельзя. Например, если за проступок грозит не более полутора лет дисквалификации, суд не может произвольно увеличить этот срок до трех лет.

Протокол об административном правонарушении

Основным документом, на основании которого принимают решение по делу об административных правонарушениях, является протокол. В нем фиксируют сведения о совершенном правонарушении и данные лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Протокол составляют в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ. В частности, в нем должны быть указаны:

  • дата и место составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения.

Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Также свою подпись должен поставить законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа в протоколе делается соответствующая запись.

Решение суда о дисквалификации

Административное наказание в виде дисквалификации может назначить только суд. Об этом говорится в ст. 3.11 КоАП РФ.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, обязано направить его судье в течение суток (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья выносит постановление (решение) о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Примечание. Что считать длящимся нарушением

В ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ указано, что должностное лицо могут дисквалифицировать не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — не позднее одного года со дня его обнаружения. Например, в случае нарушения законодательства о труде и охране труда длящимся нарушением считается непрерывное осуществление единого состава противоправного деяния. Например, невыплата компенсации за неиспользованный отпуск сопряжена с длительным невыполнением организацией возложенных на нее обязанностей, следовательно, такое нарушение является длящимся. Исполнение этой обязанности работодателем прекращает правонарушение.

Кого можно привлечь к административной ответственности?

Кроме граждан и организаций к административной ответственности может быть привлечено должностное лицо. Его ответственность наступает в случае неисполнения своих служебных обязанностей.

Читайте так же:  Административный штраф на руководителя за сзв м

Кто относится к должностным лицам применительно к административным правонарушениям, определено в ст. 2.4 КоАП РФ. Это руководители, главные бухгалтеры (бухгалтеры), индивидуальные предприниматели и другие лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях (независимо от формы собственности).

К должностным лицам применяют различные виды административных наказаний, но наиболее серьезным является дисквалификация. Этот вид ответственности впервые был предусмотрен в новом КоАП РФ, вступившем в силу с 1 июля 2002 г.

На кого распространяется дисквалификация

В ст. 3.11 КоАП РФ зафиксированы категории должностей и видов деятельности, по которым может применяться режим дисквалификации:

  • граждане, занимающие должности федеральной, региональной или муниципальной службы;
  • лица, возглавляющие юридическое лицо, либо входящие в коллегиальные органы управления предприятия;
  • субъекты, осуществляющие деятельность по оказанию государственных или муниципальных услуг;
  • граждане, занятые в сфере проведение экспертизы промбезопасности, оценки пожарного риска, медицинской или фармацевтической деятельности.

Для должностей государственной или муниципальной службы существуют специальные реестры, утверждаемые органами власти. Дисквалификационный запрет распространяется на должности, указанные в таком реестре или перечне. Если в государственном или муниципальном учреждении существует штатная должность, не включенная в указанный реестр, дисквалификация на нее не распространяется.

Описание процедуры

Для назначения наказания в виде дисквалификации необходимо соблюсти определенные правила.

Последствия дисквалификации

Запрет на занятие определенных должностей или осуществление деятельности должен исполняться в течение всего срока санкции. Чтобы избежать злоупотреблений или умышленных нарушений режима наказания, предусмотрено ведение федерального реестра дисквалифицированных лиц. Применение этой базы данных имеет следующие особенности:

  • сведения реестра являются открытыми и общедоступными – информацию можно получить бесплатно через официальный сайт, либо в форме письменной выписки (за плату);
  • в реестре фиксируются личные данные правонарушителя, наименование и ИНН организации по месту предыдущей работы, занимаемая должность, нарушенная статья КоАП РФ, срок дисквалификации;
  • внесение сведений в указанный реестр происходит в течение трех рабочих дней после вступления судебного акта в силу.

Последствия включения в федеральный реестр дисквалифицированных лиц могут наступать не только для правонарушителя, но и для работодателей.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. Анализ правил ст. 3.2 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) они исчерпывающим образом устанавливают перечень видов административного наказания;

2) административные наказания (указанные в ч. 1 ст. 3.2) могут устанавливаться только за административные правонарушения. Совершение других проступков не может повлечь административного наказания. Так, совершение:

— дисциплинарных проступков влечет применение мер дисциплинарного взыскания (т.е. замечание, выговор, увольнение, ст. 192 ТК);

— преступлений влечет применение тех или иных видов уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы и т.п.), указанных в ст. 44 УК;

— налоговых правонарушений влечет применение налоговых санкций (ст. 114 НК).

Нарушение норм ГК влечет применение пеней, неустоек, штрафов, необходимость возмещения убытков и т.д. См. об этом подробнее в книгах: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Изд. 4-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006; Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 4-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006; Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Т. 1. М.: Изд-во «Экзамен», 2005;

3) административные наказания применяются лишь постольку, поскольку будет установлен состав административного правонарушения (см. коммент. к ст. 2.1). Отсутствие хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения (т.е. субъекта или объекта, субъективной или объективной стороны) исключает возможность применения административного наказания;

4) административное наказание может назначаться как физическому, так и юридическому лицу (см. об этом коммент. к ст. 2.10).

2. Видами административного наказания являются:

1) предупреждение, т.е. официальное порицание лица, которое выносится в письменной форме (см. об этом коммент. к ст. 3.4);

2) административный штраф, т.е. денежное взыскание, которое до 08.07.07 обычно выражалось в величине, кратной нескольким МРОТ, а после 08.08.07 — в определенной сумме в рублях (см. коммент. к ст. 3.5);

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, т.е. принудительное изъятие и последующая реализация упомянутого имущества с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов, указанных в ст. 3.6 (см. коммент. к ней);

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, т.е. принудительное и безвозмездное обращение в федеральную собственность не изъятых из оборота вещей (см. коммент. к ст. 3.7);

5) лишение специального права и документов, удостоверяющих это право (например, водительского удостоверения, охотничьего билета), т.е. прекращение возможности пользоваться ранее предоставленным правом (см. коммент. к ст. 3.8);

6) административный арест, т.е. содержание лица в изоляции от общества на определенный срок (см. коммент. к ст. 3.9);

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации. Оно может быть применено только к иностранным гражданам и лицам без гражданства (см. коммент. к ст. 3.10);

8) дисквалификация, т.е. лишение физического лица прав занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридическим лицом, входить в другие руководящие его органы и т.д. (см. коммент. к ст. 3.11);

9) административное приостановление деятельности. Данный вид наказания введен Законом N 45 и применяется только к ЮЛ и ИП (см. коммент. к ст. 3.12)

3. Нормы ч. 2 ст. 3.2 предусматривают, что в отношении юридического лица могут быть применены лишь следующие виды административного наказания:

— предупреждение (в письменной форме);

— административный штраф (в более высоких размерах, чем в отношении физического лица, см. ст. 3.5);

— возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

Читайте так же:  Преступления без срока давности

— административное приостановление деятельности.

Упомянутые выше административные наказания применяются лишь с учетом правил ч. 2 ст. 2.1, ст. 2.10 (см. коммент. к ним).

4. Характеризуя правила ч. 3 ст. 3.2, нужно учесть, что они:

1) позволяют разграничить полномочия Российской Федерации и ее субъектов по вопросу об установлении административного наказания;

2) императивно предусматривают, что только Российская Федерация устанавливает следующие виды административных наказаний:

— возмездное изъятие орудия совершения или предмета совершения административного правонарушения;

— конфискацию орудия совершения или предмета совершения административного правонарушения;

— лишение специального права;

— административное выдворение за пределы Российской Федерации;

— административное приостановление деятельности;

3) исходят из того, что иные виды административного наказания (а именно предупреждение и административный штраф) могут быть установлены и законами субъектов Российской Федерации;

4) исходят из того, что Российская Федерация реализует свои полномочия в установлении видов административного наказания только путем введения соответствующих норм в КоАП.

В то же время, если в соответствии с нормами международного договора или международного права (действующих для Российской Федерации) предусмотрены другие виды административного наказания, то они подлежат применению (см. коммент. к ст. 1.1).

Дисквалификация должностных лиц

«Зарплата», 2007, N 8

В последнее время административное наказание в виде дисквалификации получило широкое применение. Что же такое дисквалификация и чем она грозит? Ответы на этот и многие другие вопросы вы найдете в статье.

Основания дисквалификации

Перечень нарушений, за которые можно дисквалифицировать, приведен в таблице на с. 133.

Рассмотрим подробно ст. 5.27 КоАП РФ, в которой установлена ответственность за нарушения законодательства о труде и охране труда.

Что считать аналогичным нарушением, за которое можно дисквалифицировать? КоАП РФ не раскрывает это понятие. Например, представители трудовой инспекции могут посчитать аналогичными такие нарушения, как неоплата листков нетрудоспособности и отсутствие трудового договора с совместителем.

Однако судьи не поддерживают контролеров. Об этом свидетельствует Постановление Верховного Суда РФ от 28.02.2006 N 59-ад06-1. Судьи сослались на п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5. В нем сказано, что под аналогичным правонарушением (в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ) следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда. Например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного работника, а позднее — при увольнении другого работника.

Что такое дисквалификация?

Определение дисквалификации приводится в ст. 3.11 КоАП РФ — это лишение физического лица следующих прав:

  • занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица;
  • входить в совет директоров (наблюдательный совет);
  • вести предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;
  • осуществлять управление юридическим лицом.

Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении

Вопрос о дисквалификации не возникает просто так. Существует несколько поводов к возбуждению дела об административном правонарушении. Они перечислены в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.

Во-первых, если должностные лица, уполномоченные составлять протоколы, обнаружили данные, которые указывают на наличие административного правонарушения. Например, протоколы за нарушение законодательства о труде и охране труда вправе составлять должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда. Об этом говорится в пп. 16 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

Во-вторых, при поступлении материалов из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, если такие материалы содержат данные, которые указывают на наличие административного правонарушения.

Третьим поводом для возбуждения дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации. Исключение из данного правила составляют административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Исполнение решения суда о дисквалификации

Дисквалификацию устанавливают на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). Постановление суда о дисквалификации, вступившее в законную силу, обязывает работодателя расторгнуть трудовой договор с дисквалифицированным лицом. Об этом говорится в п. 8 ст. 83 Трудового кодекса. Если работодатель не исполнит постановление суда и не расторгнет трудовой договор, его ждет уголовная ответственность в соответствии со ст. 315 Уголовного кодекса. Наказание ждет и само дисквалифицированное лицо в случае неисполнения судебного постановления. Если такой работник в течение срока дисквалификации занимается деятельностью по управлению юридическим лицом, это влечет наложение административного штрафа в размере 5000 руб. согласно ч. 1 ст. 14.23 Кодекса об административных правонарушениях.

Информация из реестра поможет избежать неблагоприятных налоговых последствий

Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, будет важна всем организациям как для проверки своих потенциальных руководителей, так и для руководителей организаций-контрагентов. И дело не только в штрафных санкциях, установленных КоАП РФ. В случае обнаружения налоговыми инспекторами договоров, подписанных генеральными директорами, срок дисквалификации которых не истек, у организации могут возникнуть проблемы, связанные с подтверждением обоснованности применения налоговых вычетов по НДС. Поскольку в данном случае счет-фактура будет подписан неуполномоченным лицом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговые органы могут усомниться в достоверности данных компаний и отказать в обоснованности расходов по налогу на прибыль. В обоих случаях то, что налогоплательщик не проявил достаточную степень осмотрительности при выборе контрагента, хотя должен был и имел возможность это сделать, будет аргументом налоговых органов в суде. Кроме того, сделки могут быть признаны недействительными в связи с подписанием неуполномоченным лицом. Последствия таких действий могут быть крайне неблагоприятными.

Источники

Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here