Дела об административных правонарушениях рассматриваемые арбитражным судом

Полезное по теме: "Дела об административных правонарушениях рассматриваемые арбитражным судом" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражном процессе

Критерии отнесения дел об административных правонарушениях к подведомственности арбитражных судов определены в ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) и в ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Дела о привлечении лиц к административной ответственности подведомственны арбитражному суду в случаях, если:

— административные правонарушения совершены предпринимателями либо юридическими лицами при реализации ими предпринимательской или иной экономической деятельности;

— составы административных правонарушений отнесены федеральным законодательством к компетенции арбитражных судов.

Из этого следует, что административные правонарушения, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности к компетенции арбитражных судов не относятся.

Правила подсудности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности определены в ст. 203 АПК РФ.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Особенности определения подсудности дел об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом и связанных с деятельностью его филиалов или представительств, в АПК РФ нормативно не закреплены. Однако на практике суды руководствуются разъяснениями постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», согласно которым дела о привлечении к административной ответственности юридического лица в связи с нарушением, связанным с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, подлежат рассмотрению по месту совершения нарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Кроме того, судебная практика арбитражных судов определила, что дела о привлечении к административной ответственности юридического лица за нарушение, связанное с деятельностью подразделения, не являющегося филиалом или представительством, расположенного вне места нахождения юридического лица, также рассматриваются по месту совершения нарушения.

Следует иметь в виду, что если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей, или в виде предупреждения, дело подлежит рассмотрению арбитражным судом в порядке упрощенного производства.

Дело в порядке упрощенного производства рассматривается судом без вызова сторон после представления сторонами доказательств и иных необходимых документов.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для физических лиц пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только в случаях рассмотрения дела арбитражным судом в незаконном составе; рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле; нарушения правил о языке при рассмотрении дела; принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; неподписания решения судьей; отсутствия в деле протокола судебного заседания или подписание его ненадлежащими лицами и нарушения правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Особенности рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях

Данная категория дел рассматривается по общим правилам искового производства с некоторыми особенностя­ми. Важное значение имеют разъяснения, содержащиеся в постанов­лении Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. № 2 о некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ.

Производство по делам о привлечении к административной ответ­ственности возбуждается на основании заявлений органов и долж­ностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об админист­ративных правонарушениях. Перечень этих органов и должностных лиц содержится в ст. 28.3 КоАП РФ. Это могут быть должностные лица налоговых органов; антимонопольных органов; таможенных органов и др. Кроме того, право составлять протокол имеет прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ). В заявлении должно содержаться требование ор­гана, должностного лица о привлечении организации, индивидуаль­ного предпринимателя к административной ответственности.

Заявление подается

по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя, в отношении которых состав­лен протокол об административной ответственности. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административ­ном правонарушении, привлекается за административное правона­рушение, совершенное вне места его нахождения или места его жи­тельства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

С учетом правил, изложенных в ст. 29.5 КоАП РФ, в случае со­вершения административного правонарушения обособленным под­разделением юридического лица заявление о привлечении к адми­нистративной ответственности подается по месту нахождения этого обособленного подразделения.

Помимо общих требований, предъявляемых к содержанию и фор­ме (ст. 125 АПК), а также приложениям к нему (ст. 126 АПК) заявле­ние должно соответствовать требованиям, указанным в ст. 204 АПК (дата и место совершения, данные о составителе протокола, лица в отношении которого составлен протокол, нормы, требование).

Заявление о привлечении лица к административной ответствен­ности направляется в арбитражный суд в течение 3 суток с момента составления протокола (ст. 28.8 КоАП РФ). Несоблюдение требо­ваний по оформлению заявления влечет последствия, предусмот­ренные ст. 128, 129 АПК. Поданное с соблюдением всех требований заявление принимается судьей к производству, о чем выносится со­ответствующее определение, копии которого не позднее следующего дня направляются лицам, участвующим в деле.

Читайте так же:  Как не обращать внимания на оскорбления

Принимая во внимание сокращенные сроки рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, необходимо учи­тывать следующее:

• в определении может быть указано на действия по подготовке к судебному разбирательству, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, сроки их совершения, а также на время и место проведения судебного разбирательства;

• извещение участников арбитражного процесса допускается по правилам ст. 121 АПК телефонограммой, телеграммой, по факси­мильной связи, электронной почтой и т.п.

Порядок рассмотрения дела об административном правонару­шении предусмотрен ст. 29.7 КоАП РФ и очень детально регламенти­рован. После поступления заявления вместе с протоколом при соблю­дении всех требований судья арбитражного суда выносит определение о принятии дела об административном правонарушении к производ­ству, подготовке его к рассмотрению и назначении дела к судебному разбирательству.

На данной стадии судья выясняет следующие вопросы:

• относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела (ст. 23.1 КоАП РФ);

• имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение дан­ного дела этим судьей;

• правильно ли составлен протокол об административном право­нарушении и оформлены иные материалы дела;

• имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ);достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмот­рения по существу;

• имеются ли ходатайства и отводы.

Кроме того, судья арбитражного суда:

1) назначает время и место

рассмотрения дела;

2) определяет круг лиц

, участвующих в деле, и вызывает их в за­седание.

3) извещает лиц

, участвующих в деле, о времени и месте судеб­ного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела. Арбит­ражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отноше­нии которого составлен протокол об административном правона­рушении, и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа;

4) определяет предмет доказывания

и круг необходимых дока­зательств, рассматривает вопрос о назначении экспертизы. Предмет доказывания определен в ст. 26.1 КоАП РФ и является обязательным по всем делам об административных правонарушениях. Арбитраж­ный суд наделен правом истребовать доказательства от административного органа по собственной инициативе.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основа­нием для составления протокола об административном правонару­шении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к ответст­венности.

Дело об административном правонарушении рассматривается в 2-месячный срок со дня получения судьей заявления, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

По результатам рассмотрения заявления о привлечении к адми­нистративной ответственности арбитражный суд принимает одно из двух видов решений:

• о привлечении к административной ответственности;

• об отказе в удовлетворении заявления о привлечении к адми­нистративной ответственности.

В удовлетворении заявления должно быть отказано при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также в случае объявления устного замечания (ст. 2.9 КоАП РФ).

Требования к форме и содержанию решения содержаться в ст. 206 АПК. Решение по делу о привлечении к административной ответственности подписывается судьей арбитражного суда, объ­является немедленно по окончании рассмотрения дела и вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение (если оно не отменено или не изменено) вступает в законную силу со дня принятия постановления судом апелляци­онной инстанции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9655 —

| 7397 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Круг административных дел, подведомственный Арбитражным судам.

В соответствии с действующим АПК РФ от 24.07.2002, а конкретно ст. 29, Арбитражные суды в порядке административного судопроизводства рассматривают экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

1.дела об оспаривании нормативно-правовых актов;

Предусмотрено Гл. 23 АПК РФ.

В соответствии со ст. 192 АПК РФ арбитражный суд рассматривает спор о признании недействующим нормативно-правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, если указанный акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают законные права и интересы граждан, организаций или иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления экономической деятельности.

Указанные споры носят исключительно публично-правовой характер. Предметом судебного разбирательства является правовой конфликт в сфере нормотворчества.

Арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативно-правовых актов только тогда, когда это отнесено к компетенции арбитражного суда Федеральным законом.

Напр., к ведению арбитражных судов относится рассмотрение дел об оспаривании нормативно-правовых актов налоговых органов (ч. 2 ст. 138 НК РФ), органов местного самоуправления (ст. 78 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”), нормативных актов, принятых по вопросам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (ст. 23.1 ФЗ “Об электроэнергетике”).

2.дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц (гл. 24 АПК РФ).

В данном случае предметом оспаривания являются:

а) индивидуальные правовые акты различных органов и должностных лиц, содержащие предписания, направленные на установление изменений или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Читайте так же:  Без административного выдворения за пределы рф

б) действия или бездействия, а также решения государственных и муниципальных органов и их должностных лиц. В качестве таковых рассматриваются и действия судебных приставов-исполнителей по исполнению документов, выданных Арбитражным судом.

Все упомянутые акты, решения, действия могут быть оспорены лишь тогда, когда они противоречат закону и нарушают права, свободы и законные интересы заявителя.

3.дела, возникающие из административных правонарушений;

Они подсудны Арбитражному суду в соответствии с Гл. 25 АПК РФ.

Дела об административных правонарушениях АПК РФ разделяет на 2 группы:

а) дела о привлечении к административной ответственности

Круг этих дел указан в ч. 3 п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ. В настоящее время это 29 составов правонарушений, совершённых юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями (ст. 14. 1 — незаконное получение кредита, ст. 14.12 – фиктивное или преднамеренное банкротство и др.). Мерами ответственности по данным правонарушениям кроме штрафов выступает конфискация и дисквалификация.

б) дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности;

При этом, в соответствии со ст. 211 АПК РФ решения Арбитражного суда РФ первой инстанции по делу, если размер административного штрафа не превышает 5 тыс. руб. для ИП и 100 тыс. руб. для юридических лиц может быть обжаловано в Арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и принятое по делу постановление могут быть обжалованы в Арбитражный суд кассационной инстанции.

Вступившие в законную силу судебные акты Арбитражных судов могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным судом РФ.

4.дела о взыскании обязательных платежей и санкций;

Производство по ним предусмотрено Гл. 26 АПК РФ.

Обязательные платежи по общему правилу взыскиваются во внесудебном порядке. Вместе с тем, законами предусмотрены случаи, когда взыскание налогов, сборов, пошлин, пеней осуществляется в порядке административного судопроизводства. Напр., в соответствии с ч. 2 ст. 150 ФЗ “О таможенном регулировании в РФ” принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится в судебном порядке.

Дела о взыскании санкций относятся к взысканию санкций за правонарушения, не подпадающие под административные. Это, например, штрафы, взыскиваемые за нарушения законодательства о налогах и сборах (Гл. 16 НК РФ, предусматривающая ответственность за налоговые правонарушения)

Круг административных дел, подведомственный Конституционному Суду РФ.

В соответствии со ст. 1 ФКЗ “О Конституционном суде РФ” конституционный суд выступает судебным органом конституционного контроля. Напрямую он не уполномочен разрешать дела в порядке административного судопроизводства

Вместе с тем, в числе его полномочий перечислены в ст. 3 упомянутого закона можно выделить также рассмотрение дел, имеющих административно-правовой характер.

1.дела по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан;

В соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ Конституционный суд РФ по жалобам граждан проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.

Согласно ч. 1 ст. 96 Закона “О конституционном суде РФ” правом на обращение в суд обладают граждане только в том случае, если:

а) оспариваемым законом затрагивают не какие-либо права вообще, а основные права и свободы, предусмотренные в Конституции РФ.

При этом речь должна идти в отношении закона, а не какого-то иного подзаконного нормативного акта (напр., Указа Президента РФ, Постановления Правительства РФ)

б) нарушающая права норма должна быть применена в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон;

Положения Гл. 18 Закона “О конституционном суде РФ” устанавливают пределы проверки соответствия норм закона Конституции РФ. При этом, объём проверки связан как с оценкой содержания норм, так и с оценкой конституционности закона с точки зрения его формальной стороны, в том числе порядка принятия, подписания, опубликования и других моментов.

Видео (кликните для воспроизведения).

2.дела по спорам о компетенции в системе органов исполнительной власти;

В основном эти споры гасятся согласительными процедурами (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). С другой стороны, если согласованное решение не достигнуто, то Президент РФ вправе передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции РФ Президент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ до решения данного вопроса соответствующим (т.е. Конституционным) судом.

Н. В. Витрук различает три вида спора о компетенции:

а) споры о признании компетенции, в которых ходатайствующий орган считает, что принятие другим органом государственной власти нормативного или индивидуального акта либо совершение действий правового характера входит в компетенцию ходатайствующего органа;

б) споры об отрицании компетенции, в которых ходатайствующий орган считает, что спорные полномочия должны осуществляться другими органами государственной власти, но последние уклоняются от издания акта или совершения действий правового характера;

в) споры о присвоении компетенции, в которых ходатайствующий орган считает, что другой орган государственной власти присваивает не принадлежащие ему полномочия.

Тема 6. Участники рассмотрения административного дела в суде.

Понятие и система субъектов, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.

Органы, представляющие в процессе государственный интерес.

Субъекты, имеющие в процессе личный правовой интерес.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; Нарушение авторского права страницы

Статья 23.1. Судьи

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ в статью 23.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 23.1. Судьи

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 23.1 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 27 июля 2020 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 219-ФЗ

Часть 1 изменена с 1 июля 2020 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 451-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 484-ФЗ)

Часть 1 изменена с 1 июня 2020 г. — Федеральный закон от 16 октября 2019 г. N 338-ФЗ

Часть 1 изменена с 1 февраля 2020 г. — Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 443-ФЗ

Читайте так же:  Торговля в парках разрешение

Информация об изменениях:

Часть 1.1 изменена с 7 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 510-ФЗ

1.1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.32.6, 15.1, 15.14 — 15.15.16 и частью 20 статьи 19.5 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.

Информация об изменениях:

Статья 23.1 дополнена частью 1.2 с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 263-ФЗ

1.2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 8.1, 9.4, 9.5 и 9.5.1, частью 3 статьи 9.16, статьей 14.44, частью 6 статьи 19.5, частями 1, 2, 6 и 6.1 статьи 20.4 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено должностным лицом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Информация об изменениях:

Статья 23.1 дополнена частью 1.3 с 22 октября 2018 г. — Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 364-ФЗ

1.3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.8 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями, за исключением случаев, если дело о таком административном правонарушении возбуждено должностным лицом войск национальной гвардии Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 15 ноября 2019 г. — Федеральный закон от 4 ноября 2019 г. N 357-ФЗ

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 1 июля 2020 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 451-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 484-ФЗ)

Часть 3 изменена с 15 ноября 2019 г. — Федеральный закон от 4 ноября 2019 г. N 357-ФЗ

3. Дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 — 2 настоящей статьи и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 — 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.38, 7.13 — 7.16, частями 1 и 4 статьи 14.57, статьей 19.3, частями 18 и 19 статьи 19.5, статьей 19.28 (в части административных правонарушений, совершенных за пределами Российской Федерации), статьями 19.34, 20.1-20.3.1, 20.18, 20.29, 20.31, 20.34 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями районных судов.

Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.9, статьями 14.9.1, 14.12, частями 1 — 4.1, 5.1 — 8 статьи 14.13, статьями 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33, частями 2 и 3 статьи 14.57, 14.61 настоящего Кодекса.

В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 — 2 настоящей статьи, рассматриваются мировыми судьями.

Какие административные дела рассматривает исключительно арбитражный суд

Перечень дел об административных правонарушениях, рассматриваемых различными судами, содержится в ст. 23.1 КоАП РФ.

Согласно абзацу 4 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 — 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37,частью 2 статьи 14.38, статьями 14.43-14.49, 14.50, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, в законе содержится перечень составов правонарушений, которые, потенциально, при совершении их юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, могут быть рассмотрены в арбитражных судах.

Вместе с тем, в законе существует категория дел об административных правонарушениях, которые рассматривают исключительно арбитражные суды судебной системы РФ.

В соответствии с абзацем 5 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.32, 14.33 настоящего Кодекса.

Указанный перечень содержит следующие правонарушения: ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления, злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов, манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности), заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности и недобросовестная конкуренция.

При этом совершенно не важно какой субъект совершил данное правонарушение, рассматривать подобные дела будет арбитражный суд. Это относится к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и, даже, должностным лицам.

Эту позицию закрепляет и Верховный суд РФ в своем Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

О рассматриваемой ситуации разъяснения Верховного суда РФ даются в подпункте д. пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5.

Арбитражный процесс

Понятие и значение производства по рассмотрению арбитражным судом дел об административных правонарушениях

Арбитражный суд рассматривает дела об административных правонарушениях, которые совершены юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской, а также иной экономической деятельности и которые отнесены к подведомственности арбитражного суда.

Перечень дел об административных правонарушениях, подведомственных арбитражному суду, определен Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Согласно ст. 23.1 КоАП РФ арбитражному суду подведомственны дела о следующих административных правонарушениях:

Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах

Арбитражные суды рассматривают возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела:

1. Об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл. 23 АПК РФ).

Читайте так же:  Неисполнение решения суда росреестром

2. Об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (гл. 24 АПК РФ).

3. Об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл. 25 АПК РФ).

4. О взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (гл. 26 АПК РФ).

Другие дела, вытекающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Возбуждение дел данной категории осуществляется не путем подачи иска (искового заявления), а путем обжалования, т.е. подачей жалобы или заявления.

Лица, участвующие в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, именуются не сторонами, а заявителями, лицами, подающими жалобу, лицами, отвечающими по жалобе, заинтересованными лицами.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В случаях, предусмотренных АПК, с таким же заявлением могут обратиться в арбитражный суд прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы (ч. ч. 1, 2 ст. 192 АПК).

Законом предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (ч. 1 ст. 194, ч. 1 ст. 200, ч. 1 ст. 205, ч. 1 ст. 210, ч. 1 ст. 215 АПК РФ).

Заявления по рассматриваемой категории дел подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если не установлено другое.

Особые правила подсудности установлены для подачи заявлений о привлечении к административной ответственности (ст. 203 АПК РФ) и об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ст. 208 АПК РФ).

Одной из существенных особенностей данной категории дел является то, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие) (ч. 3 ст. 189 АПК).

Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным АПК, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом (ст. 190 АПК).

Специфика процессуального регулирования рассмотрения и разрешения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, заключается в том, что эти дела рассматриваются по общим правилам искового производства, с использованием арбитражной процессуальной формы, с учетом ряда норм, содержащихся в общих положениях АПК РФ, процессуальных особенностей, которые установлены в разд. III АПК РФ, и особенностей административного судопроизводства, предусмотренных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

К общим правилам искового производства относятся правила о письменной форме обращения в суд (ст. 125 АПК РФ), рассмотрении вопроса о принятии заявления (ст. ст. 128, 129 АПК РФ), правила подготовки дела к судебному разбирательству и судебного разбирательства (гл. 14, 19 АПК РФ), правила, регулирующие примирительные процедуры (гл. 15 АПК РФ), правила принятия решений и определений арбитражного суда (гл. 20, 21 АПК РФ), правила приостановления производства по делу (гл. 16 АПК РФ), окончания производства по делу без вынесения решения (гл. 17, 18 АПК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Административные дела в арбитражном суде

Административные дела заключаются в рассмотрении арбитражным судом заявления уполномоченного государственного органа о привлечении индивидуального предпринимателя либо юридического лица к административной ответственности.

Заявление о привлечении к административной ответственности рассматривается арбитражным судом по общим правилам искового производства, что дает право привлекаемому лицу в полной мере защищать свои интересы посредством приведения доводов, представления доказательств, опровержения аргументов представителя гос. органа.

Заявление об оспаривании постановления об административном правонарушении в арбитражный суд

Заявление об оспаривании решения подается по месту нахождения заявителя или месту нахождения должного лица или административного органа, вынесшего данное решение.

Особые требования предъявляются к содержанию и форме заявления, помимо предусмотренных ст. ст. 125,126 АПК:

  1. заявителю обязательно нужно сообщить сведения об органе и вынесшем им постановлении
  2. описать, в чем именно проявляется нарушение прав
  3. обосновать свои требования

ВНИМАНИЕ: оплата государственной пошлины не предусмотрена при обжаловании привлечения к административной ответственности организации, должностного лица или индивидуального предпринимателя.

Суд самостоятельно может запросить доказательства от должностного лица, для получения объяснений осуществить обязательную явку заявителя или органа, вынесшего оспариваемое решение.

Обязанность доказывать факты, являющиеся основанием для привлечения к ответственности, принадлежит органу, принявшему оспариваемое постановление.

В ходе разбирательства суд устанавливает: обоснованно ли вынесено постановление, соблюдена ли процедура привлечения к ответственности, наличие необходимых полномочий у должностного лица, срок давности привлечения к ответственности.

Что прикладывать к жалобе на постановление об административном правонарушении?

При подаче заявления об оспаривании постановления к нему необходимо приложить:
  1. уведомление о вручении копии заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности органу, принявшему его;
  2. документы, на основании которых заявитель может подтвердить свои требования;
  3. копии правоустанавливающих документов: свидетельство ОГРН или свидетельство о регистрации в качестве ИП;
  4. выписка из ЕГРЮЛ или реестра предпринимателей;
  5. текст оспариваемого постановления.
  6. иные документы, которые на Ваш взгляд способны повлиять на суть принимаемого решения
Читайте так же:  Причины способствующие совершению административных правонарушений

Какие административные дела рассматривает арбитражный суд?

Арбитражные суды рассматривают дела о привлечении к ответственности индивидуальных предпринимателей или организаций за правонарушения в сфере их коммерческой деятельности, а также дела об оспаривании постановлений о привлечении их к подобной ответственности.

Участников экономической деятельности привлекают к административной ответственности за совершение нарушений, предусмотренных КоАП РФ (а именно ст. ст. 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.7, 14.10 — 14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 — 14.33, 15.10, ч. 2 ст. 17.14, ч. 6 ст. 19.5, ч. 1, 2 ст. 19.19).

Заявителями в данном случае являются уполномоченный государственный орган или должностное лицо, имеющее право оформлять протокол об административном правонарушении.

Решая вопрос о привлечении к ответственности, суд должен установить:

  • факт события нарушения
  • виновность
  • обоснованность составления протокола
  • факты, смягчающие или отягчающие ответственность
  • достаточно ли полномочий у лица, оформляющего протокол
  • возможность альтернативной ответственности.

Привлеченные к ответственности организации и ИП имеют право оспорить в арбитражном суде соответствующие решения.

Рассмотрение административных дел в арбитражных судах

Дела об административных правонарушениях рассматриваются по адресу места нахождения привлекаемого лица, коим является юридический адрес.

Обязанность доказывания факта совершения правонарушения в административных делах возлагается на заявителя. То есть, юридическое лицо не должно доказывать правомерность совей деятельности. В случае не представления достаточных надлежащих доказательств, подтверждающих незаконность действий предприятия, арбитражный суд отказывает в удовлетворении заявления. Арбитражный суд административные дела — запрос не новый, в настоящее время к нашим адвокатам не раз обращались по разрешению конфликтов с органами, в связи с чем, нами и разъясняются отдельные положения.

Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах:

В рамках дела необходимо установить состав административного правонарушения виновного, для этого суд выясняет, было ли:

  1. Событие правонарушения . В данном случае государственному органу надлежит доказать наличие действия или бездействия лица. Бездействие может быть признано противоправным, если будет установлена обязанность произведения какого-либо действия в конкретной ситуации. Такая обязанность закрепляется законом либо иными нормативными правовыми актами.
  2. Совершения действия либо бездействия именно привлекаемым лицом . Данное обстоятельство может быть доказано, если деяние было совершено представителем органа. Следовательно, в случае, когда конкретное лицо не имело права действовать от имени компании, последняя не может быть привлечена к ответственности.
  3. Полномочия заявителя. Право на составление протокола о факте правонарушения должно быть прямо предусмотрено исключительно федеральным законом. В случае отсутствия такого указания арбитражный суд отказывает в удовлетворении заявления оправлении к ответственности.
  4. Вина лица. На отсутствие вины может указывать отсутствие реальной возможности избежать допущенных нарушений. Например, возбуждение дела о несостоятельности.

Как смягчить административное наказание организации или ИП в арбитраже?

В судебном порядке возможно попробовать смягчить наказание за совершение административного правонарушения.

Например, можно снизить размер штрафа. Согласно положениям КоАП, суд может уменьшить размер штрафа, если размер наказания за правонарушение – минимум 100 тысяч рублей. Для этого организации нужно доказательно подтвердить в ходе судебного разбирательства:

  1. характер совершенного правонарушения не влияет на общественные отношения;
  2. правонарушение совершено впервые;
  3. возможное тяжелое финансовое состояние компании, которое вынудило ее совершить правонарушение;
  1. 4.организации произвела все возможные действия для быстрого прекращения последствий правонарушения;
  1. возможно наступление неблагоприятных последствий для фирмы (например, банкротство или вынужденная ликвидация), в случае если наказание в виде штрафа будет применено в полном объеме.

Нужно иметь в виду, что при снижении размера штрафа сумма, подлежащая выплате, не будет меньше половины того размера, который предусмотрен законом для данного правонарушения.

Также при некоторых обстоятельствах возможно и вовсе отменить штраф. Так при малозначительности нарушения, суд может ограничиться вынесением устного замечания в адрес организации. Под «малозначительностью» понимается минимальный риск или отсутствие угрозы отношениям, охраняемым Законом.

Адвокат по административным делам в Арбитражном суде Свердловской области

  1. Консультация . В рамках оказания данной услуги адвокат проанализирует Вашу проблему и предложит варианты ее решения.
  2. Подготовка письменного отзыва . Мы анализируем материалы дела (заявление о привлечении к ответственности с приложенными документами), действующее законодательство и сложившуюся судебную практику рассмотрения данных административных дел.
  3. Анализ . Итогом анализа всегда является выработка выгодной для Вас аргументированной правовой позиции.
  4. Представление интересов доверителя в суде . Необходимость защиты прав в ходе рассмотрения дела не вызывает сомнений, ибо зачастую в процессе заявителем представляются новые доказательства, приводятся новые доводы, на которые нужно реагировать незамедлительно, в противном случае, будет принято решение о привлечении к ответственности. Юридическая помощь — ведение дел в арбитражном суде, в том числе по Вашему вопросу мы готовы взять на себя, тем более, что положительный опыт в делах данной категории у нас есть. Вы озадачены вопросом как найти адвоката по вопросу противостояния привлечению к административной ответственности – звоните нам, у нас есть готовое решение!
  5. Подготовка апелляционной либо кассационной жалобы . Еще недавно процент отмененных решений составлял порядка 5 – 10 %. Сегодня же возрастает тенденция к отмене решений. Вышестоящие суды наиболее тщательно проверяют законность и обоснованность принятого акта. В этой связи, при удовлетворении заявления о привлечении к ответственности, рекомендуется обращаться с жалобой на принятое решение.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если Вас интересует юридическое обслуживание компаний, то данный вид юридической помощи включает все перечисленные адвокатские услуги по выгодной цене, что является самостоятельной причиной позвонить прямо сейчас, чтобы не только заказать помощь по защите в административном деле, но и решить иные вопросы своего бизнеса.

Источники

Дела об административных правонарушениях рассматриваемые арбитражным судом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here