Что входит в нарушение общественного порядка

Полезное по теме: "Что входит в нарушение общественного порядка" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, —

влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 20.1 КоАП РФ

1. Основным объектом данного правонарушения является общественный порядок — установленные нормативными правовыми актами, общепринятыми нормами морали, обычаями и традициями правила поведения граждан в общественных местах. Дополнительными объектами правонарушения могут выступать личность, чужое имущество, установленный порядок управления.

Понятие «общественное место» не имеет законодательной регламентации и определяется исходя из содержания правовых норм различных отраслей права, устанавливающих перечень общественных мест применительно к конкретным статьям (см., напр.: ч. ч. 2, 3 ст. 20.20 КоАП РФ). К общественным местам, помимо мест значительного скопления граждан (улицы, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, парки) относятся любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц, в которых есть или могут появиться люди (подъезды, подземные переходы, лестничные площадки, территории садовых товариществ и др.).

Субъектами правонарушения являются вменяемые граждане, достигшие 16 лет. С учетом того, что санкциями статьи предусмотрено альтернативное наказание в виде административного ареста, привлечение к ответственности отдельных категорий нарушителей осуществляется с учетом положений ч. 1 ст. 2.5, ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ.

Субъективной стороной правонарушения является вина в форме прямого умысла.

Особенностью объективной стороны мелкого хулиганства является обязательная совокупность двух признаков — основного (нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу) и одного из трех факультативных — названное нарушение должно сопровождаться либо нецензурной бранью, либо оскорбительным приставанием к гражданам, либо уничтожением или повреждением чужого имущества.

Действующая конструкция состава мелкого хулиганства претерпела существенные изменения по сравнению со ст. 158 КоАП РСФСР, действовавшей до 1 июля 2002 года, которой под мелким хулиганством понимались сами по себе нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.

Явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним (см. п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений»). Примером может быть демонстративное выяснение личных неприязненных отношений в общественном месте и др.

Нецензурная брань является оценочным понятием, отнесение выражений к ненормативной лексике определяется исходя из принципа общеизвестности их значения.

Оскорбительное приставание к гражданам следует отличать от назойливого приставания, например, с целью знакомства, попрошайничества, гадания. Подобные действия могут быть квалифицированы по законодательству субъектов РФ об административных правонарушениях (см. ст. 3.8 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

Уничтожение или повреждение чужого имущества может выражаться в совершении из хулиганских побуждений порчи одежды и личных вещей в процессе драки, поломке деревьев, сооружений, торговых палаток и др. При этом подобные действия, совершаемые из хулиганских побуждений, следует отличать от умышленного уничтожения и повреждения чужого имущества, которое, в зависимости от размера ущерба, квалифицируется по ст. 7.17 КоАП РФ или ст. 167 УК РФ.

Примером противоправного действия, квалифицируемого как мелкое хулиганство, является справление лицом естественных надобностей в неотведенных для этого общественных местах, сопровождаемое нецензурной бранью в отношении граждан, делающих замечания нарушителю общественного порядка.

Следует особо отметить, что наличие в действии только основного признака объективной стороны либо одного из факультативных (драка в общественном месте, равно как и нецензурная брань в общественном месте) состава мелкого хулиганства не образуют.

Также не образуют состава мелкого хулиганства действия (ссоры, драки, сопровождающиеся нецензурной бранью и повреждением имущества), совершенные из личных неприязненных отношений в квартире, другом жилом помещении, в отношении родственников либо знакомых, если отсутствует умысел лица на нарушение общественного порядка и выражение явного неуважения к обществу. Составление в этих случаев протоколов об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи впоследствии влечет прекращение судом дела об административном правонарушении за отсутствием состава правонарушения (см., напр.: Постановление заместителя председателя Алтайского краевого суда по делу N 4а-260/2012; Обобщение судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.1 КоАП, утверждено Президиумом Челябинского областного суда 16.05.2012). Подобные действия могут быть квалифицированы по законодательству субъектов Российской Федерации, например, как нарушение тишины и покоя граждан в ночное время (см. ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 N 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»).

Читайте так же:  Минимальный штраф за административное правонарушение

Смежным составом к мелкому хулиганству является уголовно наказуемое хулиганство, ответственность за которое предусмотрена ст. 213 УК РФ — грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с квалифицирующими признаками — с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (ч. 1); либо те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанные с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка (ч. 2).

2. Частью 2 комментируемой статьи 20.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение квалифицированного мелкого хулиганства, сопряженного с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.

В данном случае неповиновение должно находиться в прямой причинной связи с попыткой представителей власти или иных лиц пресечь хулиганские действия. Например, не могут быть квалифицированы по ч. 2 действия лица, доставленного в дежурную часть органов внутренних дел за совершение мелкого хулиганства, связанные с отказом выполнить законное требование сотрудников полиции о личном досмотре. Подобные действия представляют собой совокупность составов, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи и ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Под представителем власти следует понимать лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него (ст. 2.4 КоАП РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

К иным лицам применительно к данной норме относятся лица, которые законом или иными нормативными правовыми актами наделены полномочиями, в том числе временными, по исполнению обязанностей по охране общественного порядка. При этом следует учитывать, что наличие у данных лиц полномочий по охране общественного порядка и пресечению правонарушений не подразумевает наличие у них юрисдикционных полномочий по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях данной категории.

В частности, полномочия должностных лиц внутренних войск МВД России, к задачам которых относится участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД России»), ограничены только доставлением лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, в служебное помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения (п. 3 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).

Должностные лица частных охранных организаций наделены полномочиями по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий и содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка (п. 5 ч. 3, ч. 4 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»), но не наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (ч. 1 ст. 23.3, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Полномочия должностных лиц конкретных служб и подразделений органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, регламентированы Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию».

С учетом того, что санкциями комментируемой статьи предусмотрены альтернативные виды наказания — штраф или административный арест, а назначение административного ареста относится к исключительной компетенции судей (ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ), законодателем установлена и альтернативная подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории — судьи (ст. 23.1 КоАП РФ) и органы внутренних дел (ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ).

Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в тех случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, дела по данной статье рассматриваются только судьями районных судов.

Несоблюдение данного требования влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении.

Так, были отменены постановления мирового судьи судебного участка N 65 г. Сосновый Бор Ленинградской области, решение судьи Сосновоборского городского суда Ленинградской области и постановление заместителя председателя Ленинградского областного суда, вынесенные по делу об административном правонарушении в отношении Шишкина А.А. по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ на основании нарушения требований подсудности, ч. 3 ст. 23.1, ст. 29.1, п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, в соответствии с которыми дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (см. подробнее: Постановление Верховного Суда РФ от 23.09.2013 по делу N 33-АД13-5).

От имени органов внутренних дел (полиции) дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей 20.1 КоАП России, могут рассматривать начальники территориальных органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции и их заместители; начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители; начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции; старшие участковые и участковые уполномоченные полиции (п. п. 1 — 3, 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Читайте так же:  Копии материалов дела об административном правонарушении

Вы просматриваете раздел: Гражданский порядок

В процессе сосуществования, между людьми установились взаимоприемлемые нормы поведения, которые удовлетворяют большинство индивидов, не нарушая чьи-либо права, в том числе наименее защищенных слоев населения с ограниченной дееспособностью, обусловленной возрастом или физическим благосостоянием. Установившееся естественное равновесие, обеспечивающее моральный комфорт для людей и гарантирующее их физическую неприкосновенность, наряду с сохранностью частной и общественной собственности является основой нормального существования социальных групп, в том числе в рамках государств, характеризующихся едиными законами в отношении общественного порядка.

Что такое мелкое хулиганство по ст. 20.1 КоАП РФ

Статья 20.1 КоАП РФ называет мелких хулиганством нарушение общественного порядка, которое выражает явное неуважением к обществу, сопровождается нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Есть и специальные составы:

  • действия сопровождались неповиновением законному требованию представителя власти или лица, обеспечивающего охрану общественного порядка
  • распространение в сети Интернет сведений в неприличной форме, выражающих неуважение к обществу, государству, государственным символам, органам власти, оскорбляющих человеческое достоинство и общественную нравственность
  • повторное совершение действий, образующих состав административного правонарушения “мелкое хулиганство”
  • совершение правонарушения в сети Интернет более 2 раз.

От того, как уполномоченный орган власти (подведомственность административных дел) квалифицирует действия, зависит вид административного наказания и его размер. Санкция статьи предусматривает ответственность в виде административного штрафа и административного ареста.

Несколько слов о понятии «общественный порядок» и его правовой трактовке

Поскольку уголовная или административную ответственность за нарушение общественного порядка – это основные меры воздействия на индивидов, преступивших закон, следует разобраться, какие деяния являются противоправными в рамках действия статьи о нарушении общественного порядка, а какие не могут быть квалифицированы таким образом.

Итак, если не обращаться к сложной юридической терминологии и объяснить простыми словами, то в каждом обществе есть свои нравственные ценности, воспитанные и сформированные у граждан изначально. Чтобы обеспечить моральный комфорт и физическую неприкосновенность, включая сохранность частной и общественной собственности, действуют единые правила, которые на законодательном уровне оформлены в виде отдельных положений законопроектов, направленные на защиту этого порядка.

Отличия правонарушения от преступления

Статья 213 Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Но при этом такие действия сопряжены с применением оружия или угрозой его применения. Либо на транспорте общего пользования. Или по мотивам расовой, национальной и иной вражды или ненависти. Либо по предварительному сговору, с сопротивлением представителю власти, с применением или угрозой применения взрывчатых веществ.

Как видно из состава преступления, хулиганство несет несет больший потенциальный вред охраняемым законам отношениям. Здесь имеет значение и умысел (применить оружие, взрывчатые вещества и т.п.). Именно по степени угрозы и различаются мелкое хулиганство и хулиганство.

Наказание и виды ответственности

В зависимости от тяжести совершаемых проступков, действия, являющиеся нарушением общественного порядка, могут быть квалифицированы как уголовно – наказуемые или административные преступления. В первом случае последствия наступившие или потенциальные должны быть достаточно опасными и способными при развитии или несвоевременном пресечении стать причиной более тяжких преступлений, в то время, как административное наказание устанавливается для действий, не имевших умысла или не нанесших серьёзного вреда окружающим.

Более подробно об административной ответственности за нарушение общественного порядка расскажет следующий раздел.

Административная

Ответственность за перечисленные нарушения общественного порядка преимущественно носит уголовный характер, за исключением хулиганства, в том числе телефонного, которое в силу низкого уровня социальной опасности может быть пресечено штрафом или заключением под стражу на срок до 15 суток. Ответственность за, так называемое, мелкое хулиганство предусмотрена как нарушение общественного порядка по статье 20.1 КоАП РФ, за исключением случаев:

  • применения оружия или его аналогов из подручных средств;
  • культивирования межнациональной, религиозной, межрасовой или идеологической непримиримости, или конфликтов, возникших вследствие указанных причин;
  • применения взрывчатки для нарушения порядка.

Уголовная

Все преступления против общественного порядка, за исключением мелкого хулиганства, рассматриваются в диспозиции Уголовного кодекса, в силу своей опасности не только для отдельных граждан или их общностей, но и для государства в целом.

Тяжесть наказаний зависит от конкретных последствий и может быть ограничена штрафом или достичь пятнадцати лет тюремного заключения, как, например, при организации массовых беспорядков, являющихся наиболее опасным деянием, способным привести к свержению действующего правительства или причинению массовых разрушений и смертей.

Об охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности и пресечении нарушений и преступлений против их расскажем напоследок.

Методика пресечений нарушений ОП

Охрана социальных ценностей и порядка является обязанностью каждого гражданина, так как неприятие мер к нарушителям внушает им мысль о безнаказанности и допустимости подобного поведения, что приводит к повторению подобных действий и усугублению их последствий. Однако противодействие хулиганам может быть сопряжено с риском для здоровья и жизни, поэтому следует соблюдать осмотрительность, проявляя социальную активность к нарушителям общественного порядка.

Обращение в правоохранительные органы является оптимальным, если просьбы граждан о соблюдении норм и правил поведения на людях игнорируются отдельными индивидами или их общностями. Полиция вправе произвести арест нарушителя и завести уголовное дело по каждому факту, а степень наказания установит суд.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 20.1, является общественный порядок. Новая редакция ст. 20.1 вступила в силу с 16.12.2003 г.

2. Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный совершает мелкое хулиганство. В ст. 20.1 дается легальное определение мелкого хулиганства. Оно существенно отличается от состава уголовного преступления, предусмотренного в ст. 213 УК, которая устанавливает, что хулиганство есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия. Строже наказывается то же деяние, если оно:

Читайте так же:  Исполнение постановления об административном штрафе

а) совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу (например, военнослужащему, судебному приставу и др.), исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка. В отличие от этого в ч. 2 ст. 20.1 предусмотрена более строгая административная ответственность за неповиновение представителям власти. Отличия между ст. 213 УК и ст. 20.1 можно показать в виде таблицы.

1. Обычно выражается в нецензурной брани, сквернословии в общественном месте.

1. Характеризуется и другими проявлениями явного неуважения к обществу, попранию общественного порядка.

2. Виновный пристает к гражданам, но насилия при этом нет.

2. Виновный угрожает гражданам и должностным лицам насилием либо фактически его применяет.

3. Виновный демонстрирует неуважение к обществу.

3. Неуважение к обществу сопровождается реальными действиями по применению оружия и т.п.

4. Виновный нарушает спокойствие граждан именно сквернословием, бранью, приставанием к гражданам, допуская иногда неповиновение представителям власти.

4. Виновный при этом оказывает также сопротивление представителям власти, которые пресекают нарушение общественного порядка.

5. Не играет роли, что хулиганство совершается несколькими лицами.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Если хулиганство совершено группой лиц, оно более опасно и карается строже.

6. Налицо также уничтожение чужого имущества.

6. Может и не сопровождаться уничтожением чужого имущества.

7. Не сопровождается применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия.

7. Совершается с применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия.

Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается исключительно в форме действий.

3. Субъектом анализируемого правонарушения могут быть только граждане, т.е. вменяемые физические лица, достигшие 16 лет.

4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется прямым умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.1, показывает, что:

1) виновному назначается или административный штраф, или административный арест;

2) административный штраф может быть назначен и судьей, и органом внутренних дел (см. коммент. к ст. 23.1, 23.3);

3) административный арест — только судьей. Причем судья рассматривает дело данной категории лишь в том случае, если орган внутренних дел сочтет нужным передать его судье (см. ч. 2 ст. 23.1).

Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (ст.ст. 20.1 — 20.35)

Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на
общественный порядок и общественную безопасность

>
Мелкое хулиганство
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Состав правонарушения “мелкое хулиганство”

Объектом мелкого хулиганства выступает общественный порядок. То есть система отношений между людьми, правила поведения, в том числе установленные моралью, обычаями и традициями, обеспечивающие нормальное функционирование общества и государства.

Объективная сторона – это только действия. Причем совершенные в определенных местах, именуемых – общественные места. Что это такое, закон не расшифровывает. Судебная практика идет по тому пути, что это такие участки местности, сооружения, здания и т.п., предназначенные для свободного (или за плату) посещения гражданами. Поэтому жилье, индивидуальная застройка не будет общественным местом. А офисное здание, где гражданам оказываются услуги, – будет.

Такие действия связаны с явным неуважением к обществу. То есть нарушение установленных в обществе правил носит демонстративный характер. “Разборки” с соседом, основанные на личных неприязненных отношениях, не будет мелким хулиганством. А вот если правонарушитель преследовал цель нарушить общественный порядок, это уже мелкое хулиганство.

Субъект – гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16 лет.

Субъективная сторона правонарушения имеет свои отличительные особенности. Мотив совершения таких действий, как мелкое хулиганство, имеет первостепенное значение. И такие действия могут быть только умышленными (явное неуважение к обществу).

Какие нарушения встречаются?

Нарушение общественного порядка регулируется статьей 20.1 КОАП РФ. В указанном положении прописаны не только виды нарушений, но и меры воздействия на граждан. Кроме того, в статье рассматриваются ситуации, когда речь идет о случайном деянии, которое не имело умысла и о грубом нарушении общественного порядка с явным неуважением к окружающим и закону. Если говорить о конкретных действиях, то здесь вполне можно указать такие поступки и преступления, как:

  1. Обращение с животными с особой жестокостью, которое встречается у людей с садистскими наклонностями и в юном возрасте.
  2. Вандализм, выражается в порче имущества, например, в поджоге, разрушении, нанесении надписей и рисунков.
  3. Ведение пропагандисткой деятельности запрещенного характера, например, распространение сведений, приводящих к формированию иных ценностей у граждан и тем самым ведущих к нарушению общественного порядка.
  4. Принятие участия в массовых беспорядках или призыв к таким действиям, что уже квалифицируется как уголовное преступление, поскольку является деянием повышенной опасности для окружающих и носит групповой характер.
  5. Прохождение спецподготовки для принятия участия в бесчинствах, что также является уголовным преступлением.
  6. Хулиганство, может выражаться в нецензурной брани, нападении на прохожих, применение оружия.

На самом деле, вариантов хулиганства очень много и здесь также стоит упомянуть о таких видах правонарушений, как телефонное хулиганство, оскорбления, пренебрежение требованиями и нормами действующего законодательства.

Его нарушение

Человек может нарушить принятые нормы поведения случайно без намерения причинить неудобства окружающим и ущемить их законные права и интересы, в таком случае, профилактической беседы, инициатором которой может быть любой социально – активный гражданин, оказывается достаточно для исправления ситуации. Неосведомленность человека может служить оправданием, а его взаимопонимание, при замечаниях со стороны, является показателем адекватной реакции на наличие норм общественного порядка и готовности их соблюдать.

Намеренное нарушение правил поведения и взаимодействия с окружающими, вне зависимости от причин, является социально – опасным явлением, так как подобные индивиды угрожают благосостоянию окружающих и общественной собственности.

Читайте так же:  Разрешение на торговлю цветами на 8 марта

О понятии и видах преступлений против общественного порядка поговорим далее.

Понятие и характеристика

Нарушением общественного порядка признается противоправное деяние, угрожающее принятой системе ценностей и правилам поведения в местах коллективного пребывания людей, закрепленное в законодательных актах определенного государства в подобном статусе. Поступки, осуждаемые отдельными социальными группами или принимаемые в качестве нормальных, но запрещенные государством проживания, не допустимы вне подобных общностей, среди граждан, не одобряющих аналогичное мировоззрение.

Права граждан могут попираться, как путем непосредственного воздействия на них самих и их собственность со стороны преступников, так и опосредованно, когда пострадавший вынужден наблюдать неприятные ему сцены или слушать, оскорбляющие его слова и звуки.

О грубых и мелких нарушениях общественного порядка читайте далее.

Виды злодеяний

Перечень действий, выполнение которых запрещено в отношении окружающих людей, в силу своей социальной опасности, достаточно обширен и включает в себя:

О штрафах и иных мерах наказания за нарушение общественного порядка читайте далее.

Что такое общественный порядок?

Нравственные ценности, формируемые в процессе воспитания ребенка и его социализации, наряду с принятыми в определенном государстве или национальном объединении граждан традициями и обычаями, закрепленные законодательно в виде правовых актов разного уровня, представляют собой общественной порядок. Нормативные параметры общественного порядка сформировались с течением времени, в процессе развития человеческих общностей и их укрупнения до государств по принципу единства территории, на которой проживают зачастую различные по национальности, вероисповеданию и расе общности, имеющие индивидуальные представления об отдельных вопросах поведения людей при общежитии.

Общественный порядок возможен лишь при мирном сосуществовании различных представлений отдельных социальных групп по принципу законности, контролируемому системой государственной охраны правопорядка. Именно установленные на уровне законов нормы поведения при общении людей в повседневной, личной, профессиональной и общественной жизни представляют основу общественного порядка, ограничивая границы допустимого, которые могут быть искажены у отдельных граждан в процессе воспитания или в силу личностных характеристик.

Реализуемая государственными и общественными организациями охрана социально – значимых норм поведения позволяет оградить одних людей – строго соблюдающих правила поведения, от других – склонных к осознанному или случайному пренебрежению существующими ограничениями поведения в среде других индивидов. Отсутствие регулирования общественных взаимоотношений путем контроля поведения отдельных граждан, делает общественный порядок невозможным, так как воспитания людей недостаточно для того, чтобы вести себя подобающим образом.

Административная ответственность за нарушение общественного порядка

Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение общественного порядка, потребление алкогольной продукции и курение в общественных местах, умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества.

Так, в соответствии со статьей 20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административного ареста на срок до 15 суток.

Статьей 20.20 КоАП РФ установлена ответственность за потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках. За данное правонарушение предусмотрен административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

За появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования и других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (ст. 20.21 КоАП РФ) может последовать административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Помимо указанных составов административных правонарушений, отнесенных законом к посягающим на общественный порядок и общественную безопасность, стоит обратить внимание на ряд других запрещенных деяний, ответственность за которые также установлена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

Статьей 6.24 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, в том числе в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов (часть 1), на детских площадках (часть 2). Данные деяния влекут за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей (по части 1), или в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (по части 2).

Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба (ст. 7.17 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Рассматривать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.24, 7.17, 20.1, 20.20, 20.21 КоАП РФ уполномочены должностные лица органов внутренних дел (полиции).

В связи с этим по фактам совершения лицами правонарушений, предусмотренных перечисленными статьями, необходимо обращаться в органы полиции.

Расскажите, пожалуйста, что входит в понятие «мелкое хулиганство» и какой вид административного наказания устанавливается?

В статье 20.1 КоАП РФ разъясняется понятие «мелкое хулиганство», а также предусмотрена административная ответственность за содеянное:

Мелкое хулиганство — это нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

За совершение данного административного правонарушения устанавливается административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Совершение данного правонарушения свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, других людей, об игнорировании правил приличия и благопристойности.

Мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями, являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества.

Читайте так же:  Протокол об административном правонарушении несовершеннолетнего

Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях; в любом месте нахождения людей — на улице, в лесу и т.д.

Обычно мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, ибо именно в такой обстановке нарушителю удается в большей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для наличия состава данного правонарушения наличие признака публичности в момент совершения правонарушения не обязательно. Например, мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на заборе в отсутствие людей.

Субъектом мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Дела о мелком хулиганстве рассматривают должностные лица органов внутренних дел, а в случае передачи дела на рассмотрение судьи в связи с возможностью применения административного ареста — мировые судьи. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел.

Юрисконсульт УМВД России по г. Липецку Л.В. Гончарова

Мелкое хулиганство

Ответственность за мелкое хулиганство устанавливает Кодекс РФ об административных правонарушениях. И Уголовный кодекс РФ содержит статью, предусматривающую уже уголовную ответственность за хулиганство. Соответственно, одни и те же действия при наличии определенных признаков влекут разный уровень ответственности. Что же такое мелкое хулиганство и в чем отличие от такого преступления, как хулиганство? Об этом речь пойдет ниже. Если требуется уточнить какие-то нюансы, можно воспользоваться помощью дежурного юриста.

Привлечение к административной ответственности по статье

Возбуждение дела об административном правонарушении начинают органы полиции. При этом в случае повторного нарушения, а также совершения действий в сети Интернет, в течение 24 часов они уведомляют органы прокуратуры РФ. Как раз изучить действия на предмет степени угрозы общественной опасности.

Практически всегда органы полиции применяют обеспечительные меры. Доставление, личный досмотр, административное задержание и т.п. Все потому, что действия правонарушителя необходимо в первую очередь пресечь.

Порядок привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения – общий. Срок давности – общий. Но по ч. 3, ч. 4 и ч. 5 ст. 20.1 КоАП РФ дело рассматривает суд. По части 1 и 2 статьи материалы рассматривает полиция.

Нарушение общественного порядка

Сосуществование отдельных граждан в общем социуме – это необходимое и даже обязательное условие для успешного развития любого общества. Общественный порядок и его поддержание это тот критерий, который позволяет определить, насколько воспитаны люди, умеют ли они взаимодействовать, ценят ли они окружающих.

Нарушение общественного порядка, это деяние со стороны конкретного гражданина или группы лиц, которое может квалифицироваться, как административное или как уголовное преступление. Сегодня мне бы хотелось поговорить о том, какие нарушения общественного порядка в общественных местах и не только могут являться преступлением, а также, какие меры по наказанию преступников применяются контролирующими ведомствами с учетом основных положений российского законодательства.

Статья 20.1 КоАП РФ в действующей редакции

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, –
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, –
влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети “Интернет”, информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, –
влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, –
влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, –
влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 – 5 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

Виды ответственности и меры наказания за совершенные действия

Меры наказания за совершенное правонарушение избираются с учетом степени тяжести совершенного правонарушения. Все виды преступления, будь то хулиганство или грубое нарушение общественного порядка, делятся на две группы:

Видео (кликните для воспроизведения).

С учетом приведенной классификации и определяется, отделается гражданин только штрафом за нарушение общественного порядка или его поместят под арест. Когда речь идет об административной ответственности, то, скорей всего, преступление было совершено без умысла, или не имеет высокой степени тяжести. В этом случае в качестве наказания выбирается стандартный штраф или помещение под арест на 15 суток.

Когда правонарушение уже квалифицируется как уголовное, то ограничиться штрафом, вряд ли удастся и гражданин может получить реальный срок до 15 лет. Например, речь о таком наказании может идти при совершении группового деяния, приведшего к возникновению массовых беспорядков.

Источники

Что входит в нарушение общественного порядка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here