Чрезвычайные ситуации без загрязнения окружающей среды

Полезное по теме: "Чрезвычайные ситуации без загрязнения окружающей среды" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Чрезвычайные ситуации без загрязнения окружающей среды.

К чрезвычайным ситуациям без загрязнения окружающей среды относят аварии, сопровождаемые взрывами, пожарами, обрушениями зданий (сооружений), нарушением систем жизнеобеспечения, разрушением гидротехнических систем, нарушением транспортных коммуникаций и т.п.

Аварии на объектах коммунального хозяйства. Наиболее распространенными являются аварии в системах водоснабжения, канализации, газо -, энерго- и теплоснабжения.

Ежегодно, как правило, отмечается низкий уровень подготовки систем жизнеобеспечения к эксплуатации в холодный период года (на уровне 70-80%), Особую тревогу вызывает недостаточное обеспечение запасами топлива котельных, дизельных электростанций и других коммунальных объектов (в отдельных регионах от 1,5 до 20% от необходимого минимального 100-дневного запаса).

Такое положение дел негативно сказывается на безаварийном

функционировании систем жизнеобеспечения. Отмечаемое в последние годы увеличение аварийности связано прежде всего со значительным физическим износом основных фондов коммунальной инженерной инфраструктуры городов.

К нарушениям в работе жизненно важных инженерных систем и аварийным ситуациям нередко приводят стихийные бедствия.

Коммунальные службы не всегда готовы противостоять сильным морозам, в результате многие инженерные системы размораживаются. Большое количество жилых домов, школ, больниц, детских садов остаются без тепла и света.

Во многих регионах не созданы достаточные запасы материально-технических средств для оперативного устранения аварийных ситуаций на системах жизнеобеспечения (насосного оборудования, труб с утеплителем, установок для отогрева сооружений, замороженных коммуникаций и др.).

Главной причиной недостаточной готовности является устаревшая материально-техническая база, нехватка финансовых средств.

Аварии на транспорте. Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.

Транспортная авария — авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.

Транспортные аварии (ТА) различают по видам транспорта:

· дорожно-транспортное происшествие (ДТП);

· аварии на водном транспорте;

· авария на магистральном трубопроводе и др.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Поражающие факторы, сопровождающие все транспортные аварии, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.

Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает транспорт, который обеспечивает до 4l%’пассажирских перевозок, а также до 50%ранспортировки грузов, в том числе большого количества опасных грузов. Поэтому железнодорожный транспорт является отраслью народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций. Аварии и катастрофы

железных дорогах Российской Федерации происходят ежегодно.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте

· поломки подвижного состава;

· выход из строя средств сигнализации и блокировки;

· невнимательность и халатность машинистов;

· сход подвижного состава с рельсов;

· наезды на препятствия на переездах;

· пожары и взрывы непосредственно в вагонах;

· повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;

· изношенность технических средств.

Благодаря внедрению комплекса профилактических и организационно — технических мероприятий число происшествий на железных дорогах в последние годы существенно сократилось.

В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов.

Среди причин авиакатастроф следует выделить:

· ликвидацию централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полётов;

· распад единой государственной системы аэрофлота;

· рост числа мелких коммерческих организаций-перевозчиков;

· снижение дисциплины, надзора и контроля за безопасностью полетов в целом;

· ошибки диспетчерских служб;

· неисправности авиационной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды);

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.

Статистика крупных автомобильных катастроф (автомобильные

катастрофы, в которых погибли четыре человека и более) показывает, что, несмотря на некоторое снижение их количества, продолжает оставаться высокой тяжесть катастроф (численность потерь населения и,ущер6, связанные с ними),

По данным Минтранса России, ежегодно происходит около 230 тыс. ДТП. Более 280 тыс. человек ежегодно получают травмы и увечья. Смертность в результате ДТП в 15 раз выше, чем в странах Европы или в США. Только за последние десять лет на российских дорогах погибли более 300 тыс. человек.

Данное положение связано:

· с неудовлетворительным техническим состоянием автомобильных дорог и подвижного состава;

· большим количеством пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорогами;

· многократно возросшим количеством личного автомобильного транспорта;

· неконтролируемым нарастанием объемов грузовых перевозок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с нагрузками и ось, превышающими допустимые;

· нарушением водителями правил дорожного движения;

· плохой подготовкой водителей;

· превышением скорости на опасных участках дорог;

· выездами на полосу встречного движения;

· управлением автотранспортом в нетрезвом состоянии.

Значительная часть смертей после ДТП происходит вследствие не оказанной вовремя помощи и в том числе из-за удаленности от трасс медицинских учреждений, нехватки специального медицинского оборудования и квалифицированных врачей, а также разобщенности действий различных служб при обнаружении ДТП. Врачи всего мира уже давно признали, что самым важным после ДТП является первый час. Отсутствие помощи в течение этого часа увеличивает количество летальных исходов на 30 % до трёх часов – на 60%, а до шести часов — на 90%. Кроме того в России и3-3а позднего прибытия

скорой помощи почти 60% из общего числа погибших в ДТП умирают еще до поступления в клинику. При этом только 6% пострадавших доставляются в лечебные учреждения в специализированном санитарном автотранспорте. Ведь транспортные происшествия, как правило, сопровождаются травмами, часто крайне тяжёлыми, требующими незамедлительной медицинской помощи,

помощи квалифицированной, с применением сложного оборудования. Поэтому нет ничего удивительного, что число погибших на российских дорогах постоянно растёт. Если об этом не заботиться число жертв дорожных аварий будет еще больше. Данная проблема требует незамедлительного решения. С 2008 г. борьба за снижение уровня смертности на дорогах стала одним из приоритетов государственной политики. В рамках национального проекта начинает действовать программа совершенствования медицинской помощи при ДТП. В настоящее время уже подготовлены первоочередные мероприятия по развитию отечественной медпомощи при авариях. Они рассчитаны на период 2008-2010 гг.

Читайте так же:  Мелкое хулиганство украина

В последние годы имеют место кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте.

Основными причинами этих аварий являются:

· нарушения правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплуатации;

· износ материальной части и оборудования судов, портов и других объектов морских и речных пароходств;

· погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т.д.);

· ошибки капитанов, лоцманов и членов экипажа;

· ошибки при проектировании и строительстве судов;

· столкновения и опрокидывания судов;

· посадка на мель;

· взрывы и, пожары на борту;

· неправильное размещение и плохое закрепление грузов;

· низкая обновляемость парка за счет судов нового поколения.

Распространённым способом транспортирования опасных химических веществ (ОХВ) и нефтепродуктов является трубопроводный

нефтегазопроводов более 200 тыс. км, промысловых трубопроводов

— 350 тыс. км). Магистральный трубопровод – аммиакопровод Тольятти-Одесса имеет протяженность 2,1 тыс. км и пропускную

способность 3 млн. т/год.

Основными причинами аварий на трубопроводах являются:

· отсутствие должного технического контроля за состоянием магистральных трубопроводов;

· интенсификация экспортных поставок и поставок внутри страны по трубопроводам, сроки, эксплуатации которых достигли 35-40 лет.

Аварии на гидротехнических сооружениях — объектах, создаваемых с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в технологических процессах, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы;, забора воды для водоснабжения и орошения, рыбозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлюзы).

Гидротехнические сооружениянапорного типа — это плотины,

создающие подъем и, следовательно, напор воды, который затем

используется для вращения механизмов (турбин, лопастей мельниц).

Здесь следует различать три термина: запруда, плотина, гидроузел.

3апруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока или он весьма ограничен.

Плотина — сооружение, создающее напор воды, но почти с постоянным ее стоком.

Гидроузел — система сооружений и водохранилища, связанных единым режимом водоперетока. В горных районах в результате земле-

трясений, обвалов, оползней образуются естественные плотины (запруды), которые почти всегда представляют опасность для нижерасположенных населенных пунктов, объектов промышленности

и сельского хозяйства.

Весьма опасно разрушение плотин. В таких случаях действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления каждый из которых имеет свою характеристику и представляет опасность для людей. Прорыв может произойти из-за воздействия сил природы (землетрясения, урагана, обвала, оползня), конструктивных дефектов, нарушения правил эксплуатации, воздействия паводков, разрушения

основания, недостаточности водосбросов, а в военное время — в результате воздействия средств поражения.

При прорыве в плотине или в другом сооружении образуется проран, от размеров которого зависят объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва — основного поражающего фактора этого вида аварий.

Разрушительное действие волны прорыва заключается, главным образом, в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемещается вместе с водой (камни, доски, бревна, различные конструкции). Высота и скорость волны прорыва зависят от гидрологических и топографических условий реки. Например, для равнинных районов скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, а для горных и предгорных мест имеет величину порядка 100 км/ч. Лесистые участки замедляют скорость

ют высоту волны.

Прорыв плотин приводит к затоплению местности и всего того,

на ней находится, поэтому строить жилые и производственные

в этой зоне запрещено.

Причины крупных аварий гидротехнических сооружений различны, но чаще всего они происходят вследствие разрушения основания. Процентное соотношение различных причин приведено в табл. 4.1.

http://poisk-ru.ru/s40040t4.html

Чрезвычайные ситуации экологического характера. ЧС техногенного характера

ЧС техногенного характера

Техногенные, чрезвычайные ситуации, связанные с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды.

Загрязнения окружающей среды могут происходить при авариях на промышленных предприятиях с выбросом радиоактивных, химически опасных и биологически опасных веществ.

К авариям с выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ относятся аварии, происходящие на атомных станциях, ядерных установках исследовательских центров, атомных судах и при падении летательных аппаратов с ядерными энергетическими установками на борту, а также на предприятиях ядерно-оружейного комплекса. В результате таких аварий может возникнуть сильное радиоактивное загрязнение местности или акватории.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ, случаются на химических объектах страны, на базах и. складах временного хранения боевых химических отравляющих веществ (БХОВ) и вызывают химическое загрязнение территорий, за пределами их санитарно-защитных зон, поражение персонала и населения.

К авариям с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ относят аварии, повлекшие заражение обширных территорий биологически опасными веществами при выбросе их производственными предприятиями и исследовательскими учреждениями, осуществляющими разработку, изготовление, переработку и транспортировку бактериальных средств.

К ЧС без загрязнения окружающей среды относят аварии, сопровождаемые взрывами, пожарами, обрушением заданий (сооружений), нарушением систем жизнеобеспечения и транспортных коммуникаций, разрушением гидротехнических систем и т.п.

ЧС техногенного характера разнообразны, как по причинам их возникновения, так и по масштабам. По характеру явлений их можно подразделить на 6 групп:

— аварии на химически опасных объектах;

. аварии на радиационно-опасных объектах;

— аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах;

— аварии на транспорте (железнодорожном, автомобильном, воздушном, водном, метро;

— аварии на гидродинамически опасных объектах;

— аварии на коммунально — энергетических сетях.

К чрезвычайным ситуациям природного характера, относятся: геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары, массовые заболевания людей (эпидемии), животных (эпизоотии), растений (эпифитотии).

Состояние окружающей среды в России крайне неблагополучно, а в некоторых регионах даже приобрело характер экологического бедствия. Если в 1970 г. общий объем загрязняющих природную среду отходов производства составлял 40 млрд. тони, то в 2000 г., по экспертным оценкам, он увеличился до 100 млрд. тонн, то есть в 2,5 раза. Объем загрязненной воды возрос за это время в 10 раз. Суммарная площадь территорий с острой экологической ситуацией в настоящее время в 17 раз превосходит площадь природных заповедников и заказников. Экономический ущерб от загрязнения природы равен примерно половине национального дохода России.

Читайте так же:  Гражданский кодекс административных правонарушений

Особое место в процессах загрязнения атмосферного воздуха, воды, почвы, всей окружающей человека природной среды занимает радиоактивное загрязнение. По оценке специалистов, Россия — самая загрязненная радиоактивными веществами страна в мире. Это результат ряда крупных аварий (Чернобыльская АЭС, ПО «Маяк» и других), сбрасывания радиоактивных отходов в окружающую среду и создания свалок радиоактивных отходов.

Многолетние усилия по оздоровлению экологической обстановки в каком-либо регионе сводятся на нет периодическими авариями на производствах или на магистральных нефтепроводах. Подобные ситуации приобрели катастрофические масштабы, например, в районе городов Уфы и Стерлитамака, где за последние годы произошло более 10 крупных аварий с выбросами отравляющих веществ.

Однако, наиболее остро проблема усугубления последствий возникает при природно-техногенных чрезвычайных ситуациях. Это прежде всего касается районов, подвергающихся периодическим затоплениям — Среднее Поволжье, Читинская область, Хабаровский край.

Над промышленными центрами или крупными городами образуется загрязненный слой воздуха, так называемый «смог», который условно можно разделить на три яруса: нижний, залегающий между домами, связан с выделением выхлопных газов транспортом и поднятой пылью; второй — питаемый дымом отопительных систем, располагается над домами на высоте около 20 — 30 м; третий — на высоте 50 —100 м, питается в основном выделениями промышленных предприятий.

Внедрение новых технологических процессов, рост мощностей оборудования, появление мощных средств наземного, воздушного и водного транспорта привели к тому, что человек постоянно подвергается воздействию шума высоких уровней. Это способствует появлению и развитию неврологических, сердечно-сосудистых и иных заболеваний.

По характеру загрязнение может быть биологическим, механическим и физическим (нагрев, радиационное воздействие). В любом случае это приводит к обеднению флоры и фауны.

Надо помнить, что загрязнение источников питьевой воды, ухудшение ее качества представляет большую опасность для здоровья населения, нередко является причиной возникновения инфекционных заболеваний.

Изменениясостояния биосферы

Биосфера — это зона Земли (включая верхнюю литосферу и нижнюю часть атмосферы), являющаяся областью существования живого вещества или затронутая жизнедеятельностью живых организмов.

В завершающие годы XX века темпы исчезновения видов резко возросли и значительно превзошли темпы эволюционного образования новых видов. Это происходит в результате ускоренного расселения человека по прежде необитаемым зонам, широкого распространения токсичных химических веществ и безжалостной эксплуатации природы. По оценкам Международного союза охраны природы и природных ресурсов, в среднем исчезает ежегодно один вид. В общем около 1000 видов птиц и животных в настоящее время находятся под у грозой вымирания.

Видео (кликните для воспроизведения).

Исчезновение какого-либо вида растений может привести к вымиранию от 10 до 30 видов насекомых, высших животных или других растений.

Биосфера является объектом мониторинга, то есть системы слежения за природными процессами и явлениями. Помимо наблюдения, задачами мониторинга являются также оценка состояния среды и прогнозирование ее изменений.

На разработке проблем изучения сложного комплекса взаимосвязей в биосфере и приспособления деятельности человеческого общества к задачам поддержания ее стабильности сосредоточены усилия многих стран на международном и региональном уровнях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/3_46885_chrezvichaynie-situatsii-ekologicheskogo-haraktera.html

Нужно ответить («правильно или «Неправильно») .

1. ЧС техногенного характера подразделяются на ЧС без загрязнения и с загрязнением окружающей среды.

2. При автомобильной аварии необходимо как можно быстрее выскочить из машины на ходу,

3. При автомобильной аварии необходимо управлять машиной до последней возможности.

4. При температуре воды около 0″ потеря сознания от переохлаждения наступает через 1-2 ч.

5. После того как произошла автомобильная авария, попытайтесь сориентироваться, в каком месте машины и в каком положении вы находитесь.

6. Если в результате аварии в автомобиле появились раненые, их надо вытащить, оттуда как можно скорее.

7. Если в результате аварии автомобиль упал в воду, помните, что он практически сразу пойдет ко дну.

8. При погружении в воду автомобиля с закрытыми дверями и окнами воздух в салоне будет держаться несколько минут

9. Наиболее опасно ехать в первых вагонах железнодорожного состава, именно они сильнее всего подвергаются разрушению при столкновении.

10. Аварийные выходы из вагона обычно расположены в первом и последнем купе

11. Новейшее радиолокационное и другое навигационное оборудование делает путешествие на водном транспорте практически безопасным.

12. Статистика указывает, что человеческий фактор чаще всего является причиной аварий на водном транспорте,

http://urokam.net/obzh/4881049.html

Техногенные ЧС, вызывающие загрязнения окружающей среды

Классификация ЧС техногенного характера по масштабу и последствиям.

По масштабу распространения и с учетом тяжести последствий все чрезвычайные ситуации техногенного характера бывают локальными (объектовыми), местными, территориальными, региональными

Химически опасный объект (ХОО) — это объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества, при аварии на котором или при разрушении которого может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды.

К ХОО относятся предприятия химической, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и других родственных им отраслей промышленности; предприятия, имеющие промышленные холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак; водопроводные и очистные сооружения, на которых применяется хлор и другие предприятия.

Загрязнение атмосферы,гидросферы,земли.

Атмосфера: Атмосф. воздух содержит, некоторое кол-во примесей поступающих от естественных и антропогенных источников.Естеств.источники могут быть распределенными или локализованными.Основное антпроген.загрязнение создают автотранспорт,заводы и тд.Каждой отрасли промыш. Присущ характер.состав и масса вещ-в поступающих в атмосферу.Высокая концентрация примесей в воздухе стимулирует их взаимодействие с образованием более токсичных вещ-в.

Гидросфера:при использовании воду как правило загрязняют,а потом сбрасывают в водоемы.Основные источники загрязн. Промышленность и сельск.хоз-во.Загрязнители делятся на:

Читайте так же:  Давность исполнения постановления о назначении административного наказания

1.Биологические(органич.микроорганизмы вызыв.брожение воды).Поподают с бытовыми и промыш.отходами.Предприятия пищевой и мед-биолог.промыш.

2.Химические(изменяют хим.состав воды).Попадают с бытов. И промыш. стоками в виде нефтепродуктов,тяж метал. и их соединен.

3.физические(изменяют ее Т,прозарчность и тд).при сбросах из выработок шахт,карьеров,рудников и тд.

Антропогенное возд.на гидросферу приводит к сл.негативным последствиям:снижаются запасы питьевой воды,изменяется состояние и развитие фауны и флоры.

Земля:Натбольшую опасность представляет предприятия цвет. и черной металлургии.Внесение удобрений компенсирует изъятия растениями из почвы К,Р и др.вещ-в однако вместе с удобрениями содержащими эти вещ-в в почву вносится тяжел.метал.и их соедин.

Антропогенное воздействие оказывает:уменьшение пахотных земель и их плодородия,нарушение биоциноза в следствии гибели насекомых,птиц и тд.,загрязнение грунтовых вод в зоне свалок и сброса сточных вод.

Общие положения СиДНР

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы – это, прежде всего комплекс организационных мероприятий, направленных на всестороннюю подготовку сил и средств, а также выполнение задач по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий или нападения противника.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ условно можно разделить на три этапа:

I этап — Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств ГО к выполнению АСДНР.

II этап — собственно проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, районах ЧС.

III этап — частичная ликвидация последствий применения противником средств поражения, последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Радиационно-опасный объект (РОО) — предприятие, на котором при авариях могут произойти массовые радиационные поражения. Радиационная авария — происшествие, приведшее к выходу (выбросу) радиоактивных продуктов и ионизирующих излучений за предусмотренные проектом пределы (границы) в количествах, превышающих установленные нормы безопасности.

Радиационные аварии подразделяются на три типа:

— Локальная — нарушение в работе РОО, при котором не произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующих излучений за предусмотренные границы оборудования, технологических систем, зданий и сооружений в количествах, превышающих установленные для нормальной эксплуатации предприятия значения.

— Местная — нарушение в работе РОО. при котором произошел выход радиоактивных продуктов в пределах санитарно-защитной зоны и в количествах, превышающих установленные нормы для данного предприятия.

— Общая — нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радиоактивных продуктов за границу санитарно-защитной зоны и в количествах, приводящих к радиоактивному загрязнению прилегающей территории и возможному облучению проживающего на ней населения выше установленных норм.

9. Классификация производств по взрывной, пожарной и взрывопожарной опасности

Производства подразделяются по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности на шесть категорий (категории производств А, Б, В, Г, Д и Е).

Категории производств А и Б — взрыво-, пожароопасные производства. Производства категории А характеризуется применением, хранением или образованием в процессе производства горючих газов, нижний предел взрываемости которых 10% и менее к объему воздуха; жидкости с температурой вспышки паров до 28° С включительно.

Производства категории Б характеризуются наличием горючих газов, нижний предел взрываемости которых более 10% к объему воздуха; жидкости с температурой вспышки паров выше 28 до 61° С включительно

Производства категории В, Г и Д — пожароопасные.

Производства категории В характеризуются наличием жидкости с температурой вспышки паров выше 61° С; горючей пыли или волокон, нижний предел взрываемости которых более 65 г/м3 к объему воздуха

Производства категории Г характеризуются наличием веществ и материалов в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистого тепла, искр и пламени; твердых, жидких и газообразных веществ, которые сжигаются или утилизируются в качестве топлива.

Производства категории Д характеризуются наличием несгораемых веществ и материалов в холодном состоянии.

Производства категории Е—взрывоопасные. Они характеризуются наличием горючих газов без жидкой фазы и взрывоопасной пыли в таком количестве, что они могут образовать взрывоопасные смеси в объеме, превышающем 5% объема помещения.

При классификации производств следует учитывать, что к категориям А, Б и В не могут быть отнесены производства, в которых твердые, жидкие и газообразные горючие вещества сжигаются в качестве топлива или утилизируются путем сжигания, а также производства, в которых технологический процесс протекает с применением открытого огня.

10.Аварии на железнодорожном,воздушном морсков,автомобильном тарнсопрте

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Действия пассажиров при авариях и катастрофах на железнодорожном транспорте:

при крушении или экстренном торможении — самое главное закрепиться- схватиться за поручни и упереться во что-нибудь ногами ( в стену или сиденье);

сразу после аварии необходимо действовать очень быстро: высока вероятность пожара, особенно, если произошло столкновение с товарным составом;

если поезд остался на рельсах, но есть запах дыма, а в коридоре толпятся другие пассажиры, разумнее использовать окна -аварийные выходы ( обычное расположение выходов в 3 и 6-м купе;

выбираясь из аварийного вагона не берите с собой вещи (исключение делается для документов, денег, одежды или одеял;

эвакуацию пассажиров при задымлении или пожаре следует проводить в безопасные вагоны или на полевую сторону железнодорожного пути;

Аварии на воздушном транспорте еще относительно часты, а из-за большой вместимости воздушных судов их жертвы многочисленны . Основными причинами авиационных происшествий, аварий и катастроф являются декомпрессия и пожары на борту авиалайнераДекомпрессия – разгерметизация воздушного транспорта , приводящая к уходу воздуха из салона. При декомпрессии немедленно наденьте кислородную маску, не дожидаясь команды, а тем более помощи экипажа. О том, где она находится и как ею пользоваться, вам расскажет стюардесса перед началом полета. Маску надо надеть, а не просто прижать к носу и рту, так как даже при уже поступившем кислороде вы можете потерять сознание и выронить маску.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажей. Много аварий происходит из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации (посадка на мель, столкновения, опрокидывания, взрывы и пожары на борту, плохое крепление).

Читайте так же:  Штраф за безбилетный проезд сгорает

общее руководство всеми работами по устранению последствий аварий и катастроф осуществляет капитан, как начальник ГО; среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить (желательно и пройти несколько раз) путь из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы из-за задымления и крена судна трудно ориентироваться; в первую очередь предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам;

11. Влияние ИИ на организм человека

В результате воздействия ионизирующих излучений на организм человека в тканях могут происходить сложные физические, химические и биохимические процессы. Ионизирующие излучения вызывают ионизацию атомов и молекул вещества, в результате чего молекулы и клетки ткани разрушаются.

Известно, что 2/3 общего состава ткани человека составляют вода и углерод. Вода под воздействием излучения расщепляется на водород Н и гидроксильную группу ОН, которые либо непосредственно, либо через цепь вторичных превращений образуют продукты с высокой химической активностью: гидратный окисел НО2 и перекись водорода Н2O2. Эти соединения взаимодействуют с молекулами органического вещества ткани, окисляя и разрушая ее.

В результате воздействия ионизирующих излучений нарушается нормальное течение биохимических процессов и обмен веществ в организме. В зависимости от величины поглощенной дозы излучения и от индивидуальных особенностей организма вызванные изменения могут быть обратимыми или необратимыми. При небольших дозах пораженная ткань восстанавливает свою функциональную деятельность. Большие дозы при длительном воздействии могут вызвать необратимое поражение отдельных органов или всего организма (лучевое заболевание).

Любой вид ионизирующих излучений вызывает биологические изменения в организме как при внешнем облучении, когда источник облучения находится вне организма, так и при внутреннем облучении, когда радиоактивные вещества попадают внутрь организма, например, ингаляционным путем — при вдыхании или при заглатывании с пищей или водой.

Биологическое действие ионизирующего излучения зависит от величины дозы и времени воздействия излучения, от вида радиации, размеров облучаемой поверхности и индивидуальных особенностей организма.

При Однократном облучении всего тела человека возможны следующие биологические нарушения в зависимости от дозы излучения:

0—25 рад 1 видимых нарушений нет;

25—50 рад . . . возможны изменения в крови;

50—100 рад . . . изменения в крови, нормальное состояние трудоспособности нарушается;

100—200 рад . . . нарушение нормального состояния, возможна потеря трудоспособности;

200—400 рад . . . потеря трудоспособности, возможен смертельный исход;

400—500 рад . . . смертельные случаи составляют 50% общего числа пострадавших

600 рад и более смертельный исход почти во всех случаях облучения.

При облучении дозами, в 100—1000 раз превышающими смертельную дозу, человек может погибнуть во время облучения.

Степень поражения организма зависит от размера облучаемой поверхности. С уменьшением облучаемой поверхности уменьшается и опасность поражения. Важным фактором при воздействии ионизирующего излучения на организм является время облучения. Чем более дробно излучение по времени, тем меньше его поражающее действие.

Индивидуальные особенности организма человека проявляются лишь при небольших дозах облучения. Чем человек моложе, тем выше его чувствительность к облучению. Взрослый человек в возрасте 25 лет и старше наиболее устойчив к облучению.

Степень опасности поражения зависит также от скорости выведения радиоактивного вещества из организма. Не задерживаются на длительное время быстро обращающиеся в организме вещества (вода, натрий, хлор) и вещества, не усваиваемые организмом, а также не образующие соединений, входящих в состав тканей (аргон, ксенон, криптон и др.). Некоторые радиоактивные вещества почти не выводятся из организма и накапливаются в нем.

При этом одни из них (ниобий, рутений и др.) равномерно распределяются в организме, другие сосредоточиваются в определенных органах (лантан, актиний, торий — в печени, стронций, уран, радий — в костной ткани), приводя их к быстрому повреждению..

При оценке действия радиоактивных веществ следует также учитывать период их полураспада и вид излучения. Вещества с коротким периодом полураспада быстро теряют активность, α-излучатели, являясь почти безвредными для внутренних органов при наружном облучении, попадая внутрь, оказывают сильное биологическое действие вследствие создаваемой ими большой плотности ионизации; α- и β-излучатели, имея весьма малые пробеги испускаемых частиц, в процессе распада облучают лишь тот орган, где преимущественно накапливаются изотопы.

1 Рад — единица измерения поглощенной дозы излучения. Под поглощенной дозой излучения понимается энергия ионизирующего излучения, поглощенная в единице массы облучаемого вещества.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

http://infopedia.su/3x2fe0.html

Чрезвычайные ситуации экологического характера и их влияние на изменение состояния окружающей среды. (стр. 1 из 2)

I. Чрезвычайные ситуации экологического характера. Определение.

Чрезвычайная ситуация — это процесс возникновения в течение короткого периода времени экстремальных условий для человека, преодоление которых требует высокого персонального порога (уровня) физической, физиологической, психической, моральной адаптированности.

В данном определении установлена следующая связь: в чрезвычайных ситуациях возникают экстремальные условия для человека. Далее рассмотрим связь экстремальных условий с безопасностью личности.

Чрезвычайные ситуации можно сгруппировать на виды следующим образом:

чрезвычайные ситуации природного происхождения;

чрезвычайные ситуации техногенного характера;

чрезвычайные ситуации социального происхождения;

чрезвычайные ситуации экологического характера.

Чрезвычайные ситуации экологического характера – это экстремальные ситуации, связанные с изменением состояния суши, кризисные ситуации, связанные с изменением свойств атмосферы, водной среды.

Классификация чрезвычайных ситуаций экологического характера может быть представлена в виде таблицы:

Источник чрезвычайных ситуаций Характеристика проявления чрезвычайных ситуаций
Изменение состояния суши (почв, недр, ландшафтов) — Катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр — Наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций- Интенсивная деградация почв, опустынивание, засоление, заболачивание и др.- Кризисные ситуации, связанные с истощением природных ископаемых- Кризисные ситуации вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами.
Изменения состава и свойств атмосферы — Резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности- Превышение предельно допустимых концентраций вредных примесей в атмосфере- Значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума- Образование обширной зоны кислотных осадков- Температурные инверсии над городами
Изменение состояния гидросферы — Резкая нехватка питьевой воды- Истощение водных ресурсов- Загрязнение водных ресурсов
Изменение состояния биосферы — Исчезновение видов животных, растений- Резкое изменение способности биосферы к воспроизводству ресурсов- Массовая гибель животных
Читайте так же:  Курение в общественных местах в беларуси статья

Существуют критерии измерения последствий чрезвычайных ситуаций экологического характера

число пострадавших 15 чел. и более.

число погибших 4 чел. и более.

загрязнение окружающей среды, превышающее ПДК(ПДУ) в 50 и более раз или по радиоактивным веществам в 100 и более раз.

Загрязнение земель и недр токсикантами

По масштабу распространения с учетом тяжести последствий ЧС могут быть классифицированы на:

локальные — имеют последствия, не выходящие за пределы рабочего места, рабочего участка, усадьбы, квартиры;

объектовые — последствия ограничиваются пределами объекта экономики и могут быть устранены за счет его сил и средств;

местные — имеют масштаб распространения в пределах населенного пункта, в т.ч. крупного города, административного района, нескольких районов и могут быть устранены за счет сил и средств области;

региональные — последствия охватывают несколько областей и могут быть ликвидированы за счет сил и средств региона;

национальные — последствия, охватывающие несколько экономических районов(регионов), но не выходящие за пределы страны, ликвидируются силами и средствами государства;

глобальные — выходят за пределы страны и распространяются на другие государства, устраняются как силами каждого государства на своей территории, так и силами и средствами международного сообщества.

Экологические чрезвычайные ситуации могут возникать не только при промышленных авариях, но и при резком изменении параметров окружающей среды в связи с критической массой изменений. Наиболее известные примеры этого — «желтые» дети на Алтае, массовое выпадение волос у детей в Черновцах, «пузырьковая» беременность во Вьетнаме и т.п. Для больших городов такие ситуации могут наступать при явлениях постоянного смога, массовой гибели деревьев, геологических процессов (провалы, оползни и т.д.).Оценивая экологическое состояние по разным компонентам и критичность тех или иных состояний, мы должны иметь ввиду закон эволюционно-экологической необратимости: экосистема, потерявшая часть своих элементов, не может вернуться в первоначальное состояние.

Отслеживая состояние окружающей среды различными системами мониторинга, основным с точки зрения экологической безопасности является выявление «критических» состояний, при достижении которых наступают необратимые изменения среды или социально — и экономически неприемлемые последствия для населения.

При оценке экологической безопасности необходимо иметь ввиду, что явление, удаленное во времени и в пространстве, кажется менее существенным. В природопользовании этот принцип особенно часто ставится основой неверных практических действий. То что сегодня кажется экономически и социально значимым и целесообразным, может привести к гораздо более существенным негативным экономическим и социальным последствиям.В ходе эксплуатации природных систем нельзя переходить некоторые пределы, позволяющие этим системам сохранять свойство самоподдержания (саморегуляции). Слабые воздействия могут не вызывать у природной системы ответных реакций до тех пор, пока, накопившись, они не приведут к развитию бурного динамического процесса.II. Влияние чрезвычайных экологических ситуаций на окружающую среду.

http://mirznanii.com/a/326776/chrezvychaynye-situatsii-ekologicheskogo-kharaktera-i-ikh-vliyanie-na-izmenenie-sostoyaniya-okruzhayushchey-sredy

Охрана труда

Природно-техногенной катастрофой называют разрушительный процесс, развивающийся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящий к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики и компонентов окружающей природной среды.

Достаточно часто применяется понятие «экологическое бедствие» (экологическая катастрофа) — чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, среду обитания, экономику или генофонд.

В ряде случаев экологическая катастрофа становится следствием опасных природных явлений. Например, в 1980 г. произошло извержение вулкана Св. Елены (США), повлекшее за собой уничтожение хвойного леса на площади в несколько десятков тысяч га.

Группа ЧС экологического характера включает события, связанные с изменением различных сред:

1. ЧС, связанные с изменением состояния суши (почвы, недр, ландшафта):

  1. катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;
  2. наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;
  3. интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв и др.;
  4. кризисные ситуации, связанные с истощением невозобновляемых природных ископаемых;
  5. критические ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды.

2. ЧС, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (воздушной среды):

  1. резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;
  2. превышение предельно допустимых концентраций вредных примесей в атмосфере;
  3. температурные инверсии над городами;
  4. «кислородный» голод в городах;
  5. значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;
  6. образование обширной зоны кислотных осадков; разрушение озонного слоя атмосферы;
  7. изменение прозрачности атмосферы.

3. ЧС, связанные с изменением состояния гидросферы (водной среды):

  1. резкая нехватка питьевой воды вследствие истощения водоисточников или их загрязнения,
  2. истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;
  3. нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения зон внутренних морей и Мирового океана.

4. ЧС, связанные с изменением состояния биосферы:

  1. исчезновение видов животных, растений, чувствительных к изменению условий среды обитания;
  2. гибель растительности на обширной территории;
  3. резкое изменение способности биосферы к воспроизводству возобновляемых ресурсов.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение чрезвычайной ситуации. Каковы ее источники?
2. Приведите классификацию ЧС. Какие признаки лежат в ее основе?
3. Что такое стихийное бедствие? Какие виды ЧС природного характера вы знаете?
4. Каковы социально-экономические последствия ЧС?
5. Чем объясняется быстрый рост числа техногенных ЧС в последние десятилетия?
6. Существует ли связь между ЧС природного и техногенного характера?

Видео (кликните для воспроизведения).

http://ohrana-bgd.ru/bgdobsh/bgdobsh1_34.html

Чрезвычайные ситуации без загрязнения окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here