Чем административное задержание отличается от задержания

Полезное по теме: "Чем административное задержание отличается от задержания" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 27.3. Административное задержание

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 27.3 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное (но только для целей КоАП) определение административного задержания — самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

2) административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов, см. об этом коммент. к ст. 27.5) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность (см. коммент. к ст. 2.3);

3) цели административного задержания — обеспечить:

правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 29.1-29.11);

исполнение постановления об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 31.1-32.1).

В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо. В практике возникает вопрос: не противоречат ли правила ч. 1 ст. 27.3 (о целях административного задержания) правилам ч. 1 ст. 27.1 (о том, что целями мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении являются также пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя)? Безусловно, противоречие налицо. Конечно, в ходе административного задержания прежде всего устанавливается личность правонарушителя (см. также коммент. к ст. 27.5);

4) административное задержание — исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной — по ст. 301 УК, см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);

5) административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3 (см. об их отличиях от должностных лиц коммент. к ст. 2.4, 2.5). Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также (с 01.07.2003) должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нужно учитывать, что п. 9 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 57 от 29.04.06 и вступил в силу с 15.05.06; п. 10 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 78 от 03.06.07 (в ред. от 02.10.07) и вступил в силу с 19.06.06 (с 06.10.07 — в отношении задержания судебными приставами лиц, совершивших АП, предусмотренные в ст. 17.9, 17.14, 17.15);

6) перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами ФОИВ. См. например, о перечнях таких лиц: приказ МВД от 02.06.05 N 444 (в ред. от 16.06.08); приказ ФСБ от 06.09.07 N 453; приказ ФТС от 15.03.05 N 198 (в ред. 23.04.07), приказ ФСКН от 07.02.06 N 44; о том, что ч. 1 ст. 27.3 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

2. Применяя правила ч. 3-5 ст. 27.3, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) по просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к ст. 25.6), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника (см. о том, кто может быть защитником для целей КоАП, коммент. к ст. 25.5);

2) об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, ст. 21 ГК) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.);

3) должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

4) часть 4.1 введена в ст. 27.3 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07.

О задержании транспортного средства см. коммент. к ст. 27.13. Как отмечалось выше различные федеральные органы исполнительной власти издали нормативные правовые акты в целях правильного применения ст. 27.3 (см. например, приказы МВД от 02.06.05 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД РФ и ФМС РФ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»; ФТС от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»; Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации отдельных положений КоАП» и др.). Эти акты подлежат применению поскольку не противоречат нормам КоАП.

Статья 27.3. Административное задержание

Статья 27.3. Административное задержание

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27.3 КоАП РФ

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 27.3 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

Читайте так же:  Управление загрязнением окружающей среды

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 4 мая 2018 г. — Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 92-ФЗ

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 198-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

Информация об изменениях:

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Информация об изменениях:

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 10 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 309-ФЗ

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 11 с 29 октября 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 235-ФЗ

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в часть 4.1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ статья 27.3 настоящего Кодекса дополнена частью 4.2, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Статья 14. Задержание

Статья 14. Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

Читайте так же:  Привлечение к административной ответственности последует за

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в пункт 6 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 17 февраля 2020 г. — Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 12-ФЗ

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 17 февраля 2020 г. — Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 12-ФЗ

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Информация об изменениях:

Часть 14 изменена с 17 февраля 2020 г. — Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 12-ФЗ

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Порядок применения административного задержания

Административное задержание – это мера процессуального обеспечения, которая направлена на содействие расследованию административного правонарушения. О порядке применения задержания узнаете из статьи.

Читайте так же:  Права потерпевшего в уголовном процессе упк рф

Что такое административное задержание

Под административным задержанием КоАП РФ понимает временное ограничение свободы гражданина.

Кто может осуществлять административное задержание?

Должностные лица ВАИ.

Сотрудники вневедомственной охраны МВД.

Должностные лица, которые осуществляют контртеррористическую операцию.


Сотрудники органов, отвечающие за контроль за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Список должностных лиц установлен в статье 27.3 КоАП и не может толковаться расширительно. Служащие иных органов таким правом не обладают.

По просьбе гражданина о мере пресечения уведомляются его родственники и защитник. Но если гражданин не достиг 18 лет, родителям должны сообщить о его задержании обязательно.

Если гражданин является сотрудником органов внутренних дел, УИС и иных государственных служб, о применении к нему административного задержания докладывается по месту работы.

Обращаем ваше внимание на то, что разъяснение задержанному его прав – это обязанность должностного лица. В случае ее неисполнения административное задержание может быть признано незаконным.

Гражданину должны быть разъяснены следующие права:

воспользоваться помощью защитника;

знать, почему его задержали;

давать показания по факту задержания или отказаться от дачи пояснений и т. д.

Срок административного задержания

Срок административного задержания не должен длиться более 3 часов подряд.

Однако законодатель предусмотрел несколько случаев, когда данная мера пресечения может осуществляться на 48 часов. К таковым относятся ситуации, когда дело об административном проступке возбуждено по следующим фактам:

посягательство на границу РФ или нарушение порядка пребывания в РФ;

совершение правонарушения во внутренних водах или территориальном море и иных особых международных зонах;

нарушение таможенных правил;

применение к лицу наказания в виде административного ареста.

Видео (кликните для воспроизведения).

Срок административного задержания начинает течь с момента привода лица в уполномоченный на задержание орган; а если гражданин находится в состоянии алкогольного опьянения – с момента его вытрезвления.

Административное задержание: основания и порядок применения

Задержание может быть использовано с целью обеспечить расследование в рамках возбужденного административного производства или исполнение уже вынесенного постановления по делу.

То есть административное задержание может быть применено только к лицу, в отношении которого возбуждено административное производство, то есть к тому, которое совершило проступок. Никакие иные доводы основаниями для этой меры быть не могут.

После того как лицо, подвергшееся административному задержанию, доставляется в уполномоченный орган, в течение не более 3 часов должен быть составлен протокол, который заполняется должностным лицом и подписывается задержанным.

В документе указываются:

данные о должностном лице, которое заполняет документ;

информация о гражданине;

данные об административном задержании;

Если гражданин отказывается ставить подпись в протоколе, об этом должна быть сделана запись.

По просьбе задержанного ему может быть выдан экземпляр документа.

Задержание в уголовном праве

Административное задержание отличается от задержания лица при подозрении в совершении преступления.

Последнее возможно при следующих обстоятельствах:

лицо застигнуто на месте правонарушения;

на личных вещах обнаружены следы преступления;

на гражданина указали свидетели, видевшие, как он совершил преступление;

при наличии иных сведений, которые позволяют подозревать лицо в совершении преступления.

Такое задержание допускается на срок до 2 суток с возможностью дальнейшего продления на 72 часа по решению суда.

Как защитить свои права при административном задержании

Одной из самых распространенных ситуаций, связанных с превышением полномочий должностными лицами при осуществлении административного задержания, является нанесение телесных повреждений гражданину.

В этом случае задержанному после того, как его отпустили, необходимо обратиться в учреждение здравоохранения и снять побои.

Составляется акт медицинского освидетельствования, в котором отражается информация о наличии телесных повреждений и предполагаемых способах их получения.

Желательно, чтобы физическое состояние до административного задержания смогли подтвердить свидетели. Это необходимо для доказательства факта нанесения побоев непосредственно в ходе осуществления процессуальных действий.

Далее с заявлением можно обратиться в прокуратуру или в суд.

Что еще нужно знать?

Административное задержание ни в коем случае не может применяться, если за данный состав правонарушения можно применить в качестве наказания штраф или предупреждение.

Кроме того, в случае когда личность гражданина можно установить на месте (например, он предоставил паспорт), задержание также применять нецелесообразно.

Если сотрудник полиции, например, просит пройти вас в отделение, не соглашайтесь сразу. Сначала выясните причины и основания задержания и сообщите об этом родственникам.

Обращаем ваше внимание на то, что при административном задержании лицо может быть подвергнуто досмотру. Данные следственные действия проводятся с участием понятых. О результатах составляется протокол или информация вписывается в протокол о задержании.

А вот снимать отпечатки пальцев и регистрировать задержанных сотрудники полиции не имеют права. Такая процедура в административном законодательстве предусмотрена только для случаев ареста или при установлении личности.

И, наконец, лицо, подвергшееся административному задержанию, вправе обжаловать действия уполномоченных лиц в прокуратуру или суд.

Что такое задержание лица

Задержание — это процессуальная мера, используемая для доставки в полицию и недолговременного пребывания подозреваемого под стражей без постановления суда, с целью проведения следственных действий по совершенному преступлению или — в редких случаях — при административном правонарушении.

Что такое задержание и виды

Понятие «Задержание» можно трактовать как временное следственное действие, призванное ограничить свободу лица, подозреваемого в совершении преступных действий или совершившего их. Это кратковременный арест, имеющий целью пресечь противоправную деятельность лица или выявить причастность гражданина к совершению расследуемого преступления (см. ст. 91-96 УПК РФ).

Правом проводить задержание наделены ограниченные, четко обозначенные действием ст. 91 УПК лица. Это орган дознания, дознаватель и следователь. Также им наделен руководитель следственного отдела, так как согласно ст. 39 УПК он может принять дело в производстве, провести предварительное следствие на правах следователя или начальника следственной группы.

В редких случаях для обеспечения быстрого и правильного расследования правонарушения (ст. 27.1 КоАП), подлежащего административному наказанию, проводится административное задержание. Срок его не может превышать 3 часов с момента доставки в ОВД. За мелкое хулиганство по распоряжению начальника ОВД или его заместителя устанавливается срок 24 часа. Лица, виновные в нарушении порядка при проведении митингов, собраний, задерживаются сроком до 3 суток.

Читайте так же:  Сроки давности возмещения судебных расходов

Существует несколько видов задержания, которые зависят от некоторых факторов:

числа задержанных — одиночные и групповые;

места выполнения — квартирные, по месту работы, на транспорте (городском, водном, ж/дорожном, воздушном), уличные, в общественных местах;

с предварительной подготовкой и без подготовки;

наличия оружия у подозреваемых — вооруженные и невооруженные.

Порядок проведения мероприятия

Полицейский обязан предоставить документ, подтверждающий его полномочия, назвать причину применения меры процессуального принуждения, назвать свою фамилию, имя, звание.

После этого разъясняются права и обязанности задержанного. Составляется протокол задержания. В течение 3 часов после ареста о нем уведомляются: адвокат, близкие родственники, руководство с места работы. Такие же права гарантирует закон несовершеннолетнему, но после проведения задержания ставятся в известность один из родителей или законный представитель. В течение 12 часов о применении меры принуждения уведомляется надзирающий прокурор.

Основания и порядок освобождения задержанного

Освобождение из-под стражи проходит в случаях, если причастность к совершению преступления не нашла подтверждения, отсутствуют мотивы для применения меры заключения под стражу, при производстве задержания были нарушены пункты ст. 91 УПК РФ, после истечения 48 часов не был продлен срок задержания.

Чем отличается арест от задержания?

Бывает, вижу в фильмах ситуацию:

— Нет, вы задержаны.

А потом про этого же «задержанного» уже говорят «арестованный».

В чём юридическая разница?

Задержание — это кратковременное лишение свободы, по подозрению в совершении преступления не более чем 48 часов, с содержанием в изоляторе временного содержания, это решение принимает орган дознания или следствия, в соответствии со ст. ст. 91 — 92 УПК РФ. Далее по решению Суда, может быть избрана мера пресечения, как заключение под стражу, которое обычно и называют арестом. Также Суд может продлить и задержание ещё на 72 часа.

Арест — как вид уголовного наказания, когда осуждённого изолируют от общества сроком от 1 до 6 месяцев. Арест — как вид административного наказания назначается за совершение административного правонарушения, по решению Суда, сроком до 15 суток.

Какие права есть у человека при задержании сотрудниками полиции

Необходимость знания о том, какие права предоставляются задержанному полицией сложно переоценить, т.к. для того, чтобы провести арест человека, решение суда полицейскому не требуется, поэтому задержать могут практически любого человека.

Срок и цели применения меры

Основными мотивами обоснования задержания могут быть одно или несколько опасений, что подозреваемый, находясь на свободе, станет препятствовать следствию. Это могут быть намерения скрыться, представление опасности для общества, возможность продолжения преступной деятельности или тот момент, когда, находясь на свободе, преступник может повлиять на ход расследования, воздействовав угрозами на свидетелей, уничтожив доказательства.

Задержание подозреваемого, лишение его свободы без судебного постановления составляет 48 часов. Этот срок связан с п. 2 ст. 22 Конституции РФ. Его можно продлить только через суд. Для этого судебный орган должен признать задержание законным. Следствию нужно представить дополнительную информацию и обосновать необходимость продления срока. В заседании присутствует адвокат, который приводит свои доводы о необоснованности продления.

Судебным постановлением могут быть вынесены три решения:

освобождение подозреваемого за недоказанностью правомерности задержания или по истечении срока задержания;

продление срока на 72 часа (с момента вынесения решения суда);

применение меры пресечения «заключение под стражу».

Основания и тактика

Любое следственное действие должно иметь законные основания. Регламентирует их ст. 92 УПК РФ.

Причинами для проведения процедуры задержания могут служить следующие обстоятельства:

Лицо застигается на месте совершения преступления или после него.

Потерпевшие или очевидцы указывают на лицо, совершившее преступное действие. Важно помнить, что следует учитывать только показания очевидцев, которые своими глазами видели преступление, и не принимать во внимание показания, основывающиеся на домыслах и догадках.

На теле или одежде данного лица имеются следы совершенного преступления — ссадины, кровоподтеки, раны, пятна крови на теле и одежде, следы использования технических средств для совершения преступных действий. У подозреваемого могут быть найдены орудия, с помощью которых совершены преступления — похищенные вещи, иные предметы и документы.

Задержание проводится и в том случае, если имеются иные основания предполагать, что данный гражданин причастен к совершению преступных действий. Они имеют менее существенное значение: сходство с описанием преступника, сделанным свидетелями, добровольное признание, показания лиц, которые не являются очевидцами.

В этом случае задержание проводится в случае, когда:

была предпринята попытка скрыться;

отсутствует место постоянного проживания;

не установлена личность;

следователь (по согласованию с начальником СО) или дознаватель (по согласованию с прокурором) направляет ходатайство в суд о назначении подозреваемому меры пресечения — нахождение под стражей. Это происходит в процессе следствия, и на руках у следственных органов имеются убедительные основания в виновности задержанного лица.

Задержание проводится оперативной группой захвата на основании постановления, выписанного лицом, уполномоченным законом проводить данное действие. Оно должно быть спланировано, чтобы не пострадали посторонние люди. Необходимо исключить возможность захвата заложника.

Как действовать при задержании.

Успех его будет зависеть от следующих моментов:

Подготовка к его проведению должна проходить тайно.

Разработка плана должна быть четкой и продуманной.

Задержание следует производить внезапно.

Основная задача членов группы захвата — не вызвать подозрений у задерживаемого лица, чтобы не спровоцировать его бегство, неадекватные действия, сопротивление. Для этого нужно максимально приблизиться к нему под видом прохожих, постараться вступить с ним разговор с вопросом или просьбой. Дальше следует мгновенный захват, ограничивающий свободу действия и блокирующий любую попытку бежать, сопротивляться, избавиться от улик, не допустить самоубийства. Следует быстро поместить его в спецтранспорт, чтобы изолировать от окружающих.

При нахождении подозреваемого в жилом помещении необходимо блокировать все выходы, включая подвалы, чердаки и балконы, незаметно подойти к двери и попросить открыть дверь под не вызывающим подозрение предлогом. Если подозреваемый не открывает дверь, то необходимо убедить его сделать это. Если переговоры не привели к успеху, то могут быть применены более жесткие меры — использование химических средств, взлом двери. После этого проводится захват.

При проведении задержания в отдельно стоящем здании, в полевых условиях необходима убедительная легенда, чтобы сблизиться с ним и одновременно блокировать пути к бегству. Для поимки подозреваемого устраиваются засады в местах возможного его появления. Если проводится операция по задержанию сразу нескольких лиц одновременно, то необходимо четко скоординировать действия групп захвата. Вся информация передается в дежурную часть.

Этапы задержания

При задержании выполняются следующие обязательные действия:

Читайте так же:  Доверенность на представление интересов по административному делу

проведение захвата лица;

изымание оружия, предметов и документов, уличающих гражданина в причастности к преступлению;

составление протокола изъятия;

проведение личного осмотра, снятие отпечатков пальцев, фотографирование;

допрос в присутствии адвоката.

После задержания проводится личный обыск (ст. 184 УПК) самого подозреваемого, а также одежды и вещей, которые были у него на момент проведения следственного действия в присутствии двух свидетелей или с применением видеосъемки. Если он невозможен в сложившихся условиях, то у подозреваемого лица изымаются оружие (если оно имеется), документы, подтверждающие личность, другие предметы, находящиеся у него в карманах одежды. Задержанного доставляют в отделение полиции, где проводится личный обыск.

В отделе полиции составляется протокол задержания. Эта процедура проводится в течение 3 часов со времени его совершения. В нем отражают дату, время и место написания.

Кроме этого, в нем указываются:

все данные о личности задержанного;

состояние физического и психического здоровья;

наличие признаков наркотического или алкогольного опьянения;

описание одежды и обуви;

перечень изъятых предметов с их описанием.

Если имеются повреждения на одежде, вещах, теле или лице, то их описания заносятся в протокол. В нем отражаются все детали задержания, в том числе попытка убежать, выбросить или проглотить уличающие его предметы.

Все сведения допроса отражаются в протоколе. Если у лица, подвергнутого задержанию, имеются признаки опьянения или приема наркотиков, то ему проводится медицинское освидетельствование. В течение двадцати четырех часов о проведении задержания письменно ставят в известность надзирающего прокурора.

Действия при нарушении прав человека

Каждый гражданин имеет гарантию на судебную защиту своих прав. Если человек уверен, что государство не стремится в полной мере осуществить все его правовые гарантии, то он может обратиться в межгосударственные органы защиты прав и свобод человека. Сначала необходимо написать заявление в местную прокуратуру.

Кого могут задержать полицейские

Задержать могут не только преступников, но и подозреваемых в преступлении, а также:

  • совершивших побег из-под стражи;
  • уклонившихся от административного ареста;
  • объявленных в розыск;
  • лиц, в отношении которых ведется дело об административных правонарушениях;
  • уклоняющихся от решения суда о принудительном лечении;
  • совершивших попытку проникновения, либо проникнувших на режимные объекты;
  • совершивших попытку самоубийства;
  • имеющие признаки психических заболеваний, угрожающих безопасности окружающих;
  • лиц, в отношении которых поступил запрос о выдаче от иностранного государства;
  • нарушивших комендантский час.

Виды и причины задержания

Существует несколько причин, по которым проводится задержание: пресечение преступной деятельности, предотвращение уклонения подозреваемого от следствия и суда, препятствие подозреваемым установлению истины в деле. Административное задержание отличается от уголовного тем, что не связано с совершением преступления, а вызывается необходимостью заключить под стражу тех, кто совершил административные правонарушения.

Задержания разделяются на несколько типов: по количеству задержанных, по месту задержания, по времени (без предварительной подготовки или тщательно спланированное заранее).

Кто в праве проводить задержание

Арестовывать правонарушителя имеют возможность сотрудники полиции, старшее в месте нарушения должностное лицо вневедомственной охраны, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудники ГИБДД, сотрудники ОМОН. Эти должностные лица имеют право доставлять задержанных для дальнейшего разбирательства в орган дознания или к следователю.

Права задержанного

Бесконфликтное поведение при аресте и доставлении в орган дознания является наиболее рациональным. За оказание сопротивления при задержании предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

По уголовному делу

Арестованному объясняется причина его задержания. В течение 3 часов после ареста гражданин имеет право совершить 1 телефонный звонок. Существует возможность в течение 12 часов уведомить родственников об аресте. Арестованный имеет все законные основания для встречи с адвокатом.

Обвиняемый огражден законом от жестокого обращения, пыток. При необходимости ему должна быть обеспечена медицинская помощь. Он не должен давать показания против себя и своих родных. Ему обязаны показать протоколы для ознакомления и внесения корректировок. Сроки заключения должны быть соблюдены.

По административному делу

Соблюдаются все те же права, что и при задержании по уголовному делу.

Сроки задержания

Полиция защищает свободу и личную неприкосновенность каждого человека. До судебного решения в случаях, установленных федеральными законами, допускается задержание на срок не более 48 часов.

По истечении этого времени арестованного должны отпустить в связи с неподтверждением подозрения в совершении преступления либо избрать меру пресечения в связи с решением суда.

Обязанности и права сотрудника полиции

Сотрудник полиции обязан соблюдать права задержанного. Существует ряд дисциплинарных мер, призванных привлекать сотрудников, превышающих полномочия, к ответственности.

Полицейские также защищены законом.

Они имеют право на:

  • обеспечение надлежащих условий для выполнения служебных обязанностей;
  • ознакомление с должностным регламентом;
  • отдых: выходные, праздничные дни, отпуск;
  • оплату труда;
  • получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей;
  • доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы;
  • ознакомление отзывов о работе до внесение их в личное дело;
  • защиту персональных данных;
  • профподготовку и переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  • рассмотрение служебного спора в соответствии с законом РФ;
  • защиту своих прав и законных интересов;
  • государственное пенсионное обеспечение.
Видео (кликните для воспроизведения).

Зная свои права, обязанности и правила поведения сотрудников правоохранительных органов, человек избежит трудностей, связанных с обоснованным или незаконным арестом.

Источники

Чем административное задержание отличается от задержания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here