Борьба с административными правонарушениями

Полезное по теме: "Борьба с административными правонарушениями" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Новости

Борьба с административными правонарушениями

Борьба таможенных органов с административными правонарушениями в области таможенного дела, нарушениями таможенных правил – одно из важнейших направлений в правоохранительной деятельности государства. Совершение административных правонарушений в области таможенного законодательства представляет повышенную общественную опасность, что выражается в нарушении экономических интересов РФ, в угрозе ее экономической безопасности. Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза сопряжено также с уклонением от уплаты таможенных платежей, что влечет за собой недополучение федеральным бюджетом страны большого объема денежных средств.

В Тверской таможне задачи производства по делам об административных правонарушениях, методического руководства и контроля за производством, задачи выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, достойно выполняет отдел административных расследований. О результатах работы и о перспективах развития Тверской таможни в этом направлении рассказывает начальник отдела административных расследований Сергей Николаевич Пономарев.

— Сергей Николаевич, расскажите об основных итогах работы возглавляемого вами отдела.

С начала 2014 года Тверской таможней возбуждено 161 дело об административных правонарушениях. По результатам производства по делам об административных правонарушениях, возбужденных Тверской таможней, накладывались значительные административные штрафы, сумма которых с каждым годом увеличивается. Так, в 2014 году наложено административных штрафов на сумму почти 7 млн. рублей. По сравнению с аналогичными периодами прошлых лет сумма увеличилась в несколько раз: за 7 месяцев 2012 г. наложено административных штрафов на сумму более 1 млн. 482 тыс. рублей, за 7 месяцев 2013 г. – более 2 млн. 869 тыс. рублей (диаграмма 1).

С начала 2014 года было конфисковано товаров на сумму 1 млн. 925 тысяч рублей. Взыскано административных штрафов на сумму 3 млн. 120 тысяч рублей.

— Какие административные правонарушения в области таможенного дела в Тверской таможне с начала 2014 года рассматривались чаще всего?

Если говорить в общем, то в последние годы количество административных правонарушений в таможенной сфере остается значительным и имеет тенденцию к росту. Как показывает анализ правоприменительной практики по рассматриваемому направлению деятельности, в структуре дел об административных правонарушениях в течение 2010-2014 годов преобладали правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 16.2, 16.6, 16.9, 16.10, 16.11, 16.13, 16.18 КоАП РФ, производство по которым сопровождалось проведением административного расследования.

Что касается 2014 года, то наиболее характерными административными правонарушениями в области таможенного дела в Тверской таможне явились правонарушения, квалифицируемые по:

— ч.1 и ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ — недекларирование и недостоверное декларирование товаров, общее количество возбужденных дел об АП – 38;

— по ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ по факту невывоза транспортных средств физическими лицами, общее количество возбужденных дел об АП – 20;

— по ст. 16.10 КоАП РФ по факту несоблюдения перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенного транзита, общее количество возбужденных дел об АП – 15;

— по ст. 16.11 КоАП РФ по факту уничтожения, удаления, изменения либо замены средств идентификации, общее количество возбужденных дел об АП – 10.

Тверской таможней также было возбуждено 20 дел об административных правонарушениях по факту нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Следует отметить, что наблюдается положительная динамика и рост выявляемых административных правонарушений по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет (диаграмма 2).

— В чем Вы видите причины названных административных правонарушений?

Как правило, основная причина — это нежелание, экономия времени на реализацию декларантом своих прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством (например, нежелание осматривать и измерять подлежащие таможенному декларированию товары, в том числе до подачи таможенной декларации). Это и невнимательность, отсутствие опыта работы декларантов по заполнению граф деклараций на товары.

К причинам административных правонарушений относится также и незнание перевозчиками, водителями транспортных средств, осуществляющими перевозки товаров, своих прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством. Сюда входит, например, необходимость своевременно уведомлять таможенный орган о предстоящей замене транспортного средства, перевозящего товары и находящегося под таможенным контролем либо несообщение об обстоятельствах, препятствующих доставке товара в таможенный орган. Но бывают случаи, когда лица осознанно идут на совершение административного правонарушения, надеясь на невнимательность таможенных инспекторов, а также стремясь получить экономическую выгоду от незаконных действий или бездействий.

— С какими правоохранительными органами Вы работаете по направлению деятельности отдела административных расследований?

Одним из приоритетных направлений деятельности отдела административных расследований является выявление и пресечение административных правонарушений, связанных с незаконной эксплуатацией на таможенной территории Таможенного союза временно ввезенных транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах. По этому направлению мы активно сотрудничаем с УГИБДД УМВД России по Тверской области.

С июня 2014 года в Тверской таможне осуществлены круглосуточные дежурства сотрудников оперативных подразделений, разработан порядок взаимодействия Тверской таможни с УГИБДД УМВД России по Тверской области.

В случае приостановления нарядом ДПС УГИБДД для проверки документов транспортного средства, зарегистрированного на территории иностранного государства, и возникновения обоснованных предположений о возможном нарушении законодательства, в рамках информационного обмена сотрудник таможни на основании сведений, содержащихся в АС «Авто-Транспорт», предоставляет наряду ДПС необходимую информацию в отношении данного транспортного средства и лица, переместившего его на таможенную территорию Таможенного союза.

При установлении административного правонарушения, сотрудник отдела административных расследований выезжает на место, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об Административных Правонарушениях, изымает данное транспортное средство и помещает его на склад временного хранения.

Читайте так же:  Выявление безучетного потребления электроэнергии

— Это только легковые автомобили? Как обстоят дела с грузовыми?

Что касается грузовых транспортных средств, то по факту их незаконного нахождения на таможенной территории Таможенного союза, за тот же период Тверской таможней было возбуждено 6 дел об административных правонарушениях. В настоящее время по одному из дел Пролетарским районным судом г. Твери вынесено решение о назначении наказания в виде административного штрафа на сумму более 500 тысяч рублей с конфискацией грузового транспортного средства.

— Из каких стран чаще всего ввозятся транспортные средства, зарегистрированные в иностранных государствах?

Автомобили ввозятся из таких стран как Латвия, Литва, Эстония, Молдова, где их стоимость в несколько раз меньше, чем на российском рынке. Например, в Латвии такой автомобиль будет стоить около 50 тысяч рублей, а на территории Российской Федерации около 300 тысяч рублей.

— Сергей Николаевич, что Вы можете сказать про информационное обеспечение, необходимое для работы отдела административных расследований?

Информационное обеспечение позволяет с максимальной полнотой и объективностью выяснить обстоятельства дела об административном правонарушении, значительно сократить сроки проводимого расследования, что дает возможность избежать излишних экономических затрат, минимизировать процессуальные ошибки и противодействие расследованию.

Необходимо сказать и о том, что внедрение новейших информационных технологий и систем в деятельность таможенных органов приводит к тому, что участники внешнеэкономической деятельности ищут новые способы, чтобы обойти таможенное законодательство, например, в сфере электронного декларирования, предварительного информирования, декларирования при помощи Интернета.

— Расскажите, пожалуйста, о перспективных направлениях.

Перспективными направлениями развития информационного обеспечения расследования административных правонарушений в области таможенного дела являются: использование баз данных и информационно-коммуникационных сетей таможенной системы (ЕАИС, АИСТ-РТ21, АИСТ-М и др.); взаимодействие с другими правоохранительными органами по использованию имеющихся баз данных и массивов информации; использование современных информационных таможенных технологий и информационных систем (в том числе электронного документооборота, электронного декларирования, предварительного информирования, декларирования с помощью Интернета и др.); внедрение автоматизированного рабочего места (АРМ) должностного лица, осуществляющего административное расследование нарушений таможенных правил; ведение и использование информационных учетов в сфере административного производства для целей проводимого таможенными органами административного расследования.

— Какие цели, задачи стоят перед отделом административных расследований на ближайшую перспективу? Какие планы на будущее?

В первую очередь мы должны идти «в ногу» со Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Правительством РФ, а, следовательно, общими для всех задачами являются: совершенствование методической работы по применению административного законодательства Российской Федерации; совершенствование внутриведомственного, межведомственного и международного взаимодействия по борьбе с правонарушениями, отнесенными к компетенции таможенных органов, незаконным оборотом объектов интеллектуальной собственности, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и через государственную границу Российской Федерации; повышение качества административного производства по делам об административных правонарушениях.

Что касается Тверской таможни и отдела административных расследований, то первоочередными задачами выступают:

— своевременное выявление административных правонарушений в области таможенного дела не только сотрудниками ОАР, но и должностными лицами таможенных постов и функциональными подразделениями таможни;

— обеспечение качества и полноты составления первоначальных процессуальных действий по делам об административных правонарушений, поскольку от этого зависит и последующая судьба дела;

— обеспечение качества и полноты проводимого административного расследования по делам об административных правонарушениях;

— исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, перечисление средств, полученных в результате наложения административных штрафов, в федеральный бюджет, поскольку это является «результатом работы» сотрудника отдела административных расследований;

— не менее важная задача — минимизировать прекращение дел об административных правонарушениях, в том числе отмену постановлений о назначении административных наказаний судебными органами и достойно выполнять контрольный показатель, установленный Федеральной таможенной службой.

Важно понимать, что выполнение показателей эффективности правоохранительной деятельности таможни лежит не только на сотрудниках правоохранительных подразделений. Без осознания каждым должностным лицом таможни личной ответственности не только за свой участок работы, но и за стабильную работу всего коллектива таможни невозможно выполнение задач, которые стоят сегодня перед таможенной службой и направлены на защиту экономических интересов государства.

Актуальные проблемы борьбы с административными правонарушениями, подведомственными органам внутренних дел

Костенников Михаил Валерьевич — доктор юридических наук, профессор Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, полковник милиции.

Вступление с 1 июля 2002 г. в законную силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось знаковым событием для административной практики органов внутренних дел. Положения данного законодательного акта позволили органам внутренних дел повысить уровень борьбы с административными правонарушениями на современном этапе. Достаточно сказать, что органам внутренних дел подведомственны дела об административных правонарушениях, содержащихся в 10 из 16 глав Особенной части КоАП Российской Федерации. Правоприменителями КоАП являются практически все должностные лица органов внутренних дел, так или иначе участвующие в обеспечении правопорядка — от постового милиционера до министра внутренних дел.

Реализация положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет органам внутренних дел предупреждать и пресекать значительное количество административных правонарушений в различных сферах социальной действительности. Отмечено, что согласно данным Главного информационно-аналитического центра (ГИАЦ) МВД России в 90-х годах прошлого столетия имел место стабильный рост административных правонарушений, выявленных органами внутренних дел.

Для сравнения, как нам кажется, уместно привести некоторые статистические данные.

Так, в 1989 г. органами внутренних дел было выявлено более 40,5 млн. административных правонарушений, в 1993 г. — свыше 60 млн., причем увеличение числа привлеченных к административной ответственности почти в девять раз превысило прирост населения Российской Федерации .

Читайте так же:  Закон запрещающий курение в подъездах жилых домов

См.: Лобзяков В.П. Криминология и административная юрисдикция милиции. М., 1998. С. 15.

А в конце 90-х годов число привлеченных к административной ответственности составило около 72 млн. человек, что дает возможность увидеть явную тенденцию роста числа административных правонарушений, и в настоящее время рост количества административных правонарушений имеет заметный ежегодный прирост.

Согласно данным ГИЦ Министерства внутренних дел России органами внутренних дел в 2005 г. было выявлено порядка 60 млн. административных правонарушений, за первое полугодие 2006 г. выявлено уже свыше 40 млн. Из данных цифровых показателей можно сделать вывод о том, что к административной ответственности привлекается каждый четвертый, а то и каждый третий житель России. Такое количество административных правонарушений самым непосредственным образом влияет на уровень правопорядка в стране, создает реальную угрозу безопасности личности и государства.


Кроме того, административные правонарушения находятся в диалектической взаимосвязи с уровнем преступности. Данная аксиома находит свое непосредственное подтверждение в практической деятельности органов внутренних дел. Каждый пятый привлекаемый к уголовной ответственности ранее систематически совершал административные правонарушения.

Это особенно характерно для правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, правонарушений, посягающих на собственность, общественный порядок и общественную безопасность.

Однако в ходе реализации предписаний КоАП Российской Федерации в деятельности органов внутренних дел имеется ряд проблем как объективного, так и субъективного порядка, которые не позволяют пока реализовать весь его правоохранительный потенциал в полном объеме. Так, имеется ряд проблем при квалификации административных правонарушений, посягающих на собственность. Есть и другие составы административных правонарушений, привлечение к ответственности за которые в ряде случаев вызывает затруднение:

ст. 5.35 «Невыполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»;

ст. 6.9 «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача»;

ст. 6.11 «Занятие проституцией»;

ст. 6.13 «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров»;

ст. 6.14 «Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам»;

ст. 7.17 «Уничтожение или повреждение чужого имущества»;

ст. 7.27 «Мелкое хищение»;

ст. 20.1 «Мелкое хулиганство» и др.

В этой связи явно назрела необходимость принятия новых законодательных решений, которые позволили бы наиболее эффективно реализовать предписания Особенной части КоАП Российской Федерации в деятельности органов внутренних дел.

Следует сказать, что ряд проблем, связанных с реализацией КоАП Российской Федерации, нашел свое позитивное разрешение в Постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП Российской Федерации» и от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП Российской Федерации» . Однако названные Постановления не решают всех вопросов реализации КоАП Российской Федерации.

Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. N 6.
Российская газета. 2006. 8 ноября.

Следует сказать, что нуждаются в совершенствовании не только предписания КоАП Российской Федерации, но и практика его реализации в деятельности органов внутренних дел.

Данные органов прокуратуры указывают на следующие нарушения, наиболее часто допускаемые сотрудниками милиции.

См.: письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 февраля 2004 г. N 36-12-2004 «Организация работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях».

К числу наиболее распространенных из них относятся:

Все эти и ряд других нарушений существенно затрагивают права и свободы граждан, привлекаемых к административной ответственности, дискредитируют органы внутренних дел и, как следствие этого, ослабляют работу в сфере борьбы с административными правонарушениями.

По нашему мнению, для повышения эффективности и совершенствования организации борьбы с административными правонарушениями, которые подведомственны органам внутренних дел, необходимо систематически проводить комплекс мероприятий, направленных на улучшение правовой подготовки сотрудников патрульно-постовой службы милиции, участковых уполномоченных милиции, дежурных по органам внутренних дел и др.

На данные занятия целесообразно приглашать судей, которые рассматривают дела об административных правонарушениях, а также прокурорских работников. Это дает возможность сотрудникам милиции приобрести необходимые практические навыки, избежать ошибок при квалификации административных правонарушениях, а также унифицировать правоприменительную практику в сфере реализации КоАП Российской Федерации. Предлагаемые мероприятия в какой-то степени должны помочь усовершенствовать правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с административными правонарушениями, а также обеспечить режим законности в административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. В настоящее время необходимы методические рекомендации по реализации общей части КоАП Российской Федерации: как показывает практика, сотрудники милиции не выявляют обстоятельства, как смягчающие, так отягчающие ответственность, что отражается на выборе меры административного наказания, которая не всегда адекватна совершенному административному правонарушению. Данное обстоятельство существенно снижает эффективность применения административных наказаний в деятельности органов внутренних дел.

Еще одна проблема, на которую необходимо обратить внимание, — это незнание сотрудниками милиции законодательства об административной ответственности, которое действует на уровне субъектов Российской Федерации до 01.01.08.

Так, в г. Москве до недавнего времени действовало порядка 10 таких законов , в настоящее время вступил в силу КоАП г. Москвы. Как показывает практика преподавания, сотрудники милиции, а также иные субъекты административной юрисдикции не знают о существовании законодательства об административной ответственности своего субъекта Федерации, в связи с чем ряд совершенных административных правонарушений остается без реакции со стороны сотрудников милиции, что самым негативным образом отражается на уровне правопорядка на обслуживаемой территории. Для решения этой проблемы необходимо обеспечить территориальные органы внутренних дел соответствующими законодательными актами.

Читайте так же:  Курение запрещено в подъездах многоквартирных домов плакат

См.: Закон г. Москвы от 12 июля 2002 г. «Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве» // Тверская 13. N 94. 2002; Закон г. Москвы от 30 октября 2002 г. «Об административной ответственности за нарушение правил пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве» // Вестник мэра и правительства Москвы. 2002. N 53.

В завершение необходимо отметить, что эффективность деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с административными правонарушениями зависит от уровня взаимодействия с другими органами административной юрисдикции. На сегодняшний день говорить о должном уровне такого взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами борьбы с административными правонарушениями не представляется возможным. В этой связи, видимо, необходим комплекс решений, направленных на усиление взаимодействия различных органов исполнительной власти в механизме борьбы с административными правонарушениями.

Административные правонарушения, борьба государства с данной проблемой

Похожие материалы

Административные правонарушения в Российской Федерации очень частые явления, они совершаются из-за социальной нестабильности общества. В сознании граждан не всегда вложено осознание того, что за определенные действия может быть наказание со стороны государства,данные люди могут совершать административные правонарушения, и государство применяет к таким лицам меры в зависимости от проступка, который они совершили.

Государство применяет административный штраф, предупреждение, административный арест, конфискацию, дисквалификацию, лишение специального права, административное приостановление деятельность и другие виды наказания для того, чтобы лица, совершившие административный проступок осознавали, что их действия наказуемы и могут привести к не желаемым последствиям.

Рассматривают административные правонарушения по Кодексу Российской Федерации об Административных Правонарушениях:

  1. Суд;
  2. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Суд рассматривает дела об административных правонарушениях в том случае, если виновное лицо совершило проступок в сторону общества или государства, примерами такого проступка является хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нарушение правил торговли, появление в общественном месте в нетрезвом виде и другие. Суд может вынести любой вид наказания, предусмотренные за административные проступки.

Органом уполномоченным рассматривать административные правонарушения является административная комиссия, которая рассматривает поступившие готовые протоколы по делам административных проступков, её полномочия позволяют вынести наказание по определенным делам, но в виде штрафа или предупреждение о грозящем последующем штрафе при повторном административном нарушении.

Протоколы имеют право составлять по КоАП РФ, статья 28.3, уполномоченные лица, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

Составление протокола об административном правонарушении происходит после обнаружения противоправного действия совершенного физическим или юридическим лицом. В протоколе фиксируются данные: обстоятельства дела, которые смягчают или отяготеют последствия проступка, сведения о физическом или юридическом лице в чью сторону составляется протокол об административном правонарушении.

Виновное юридическое или физическое лицо обязано оплатить административный штраф, в течение 60 дней после получения уведомления административного наказания в виде определенной суммы в рублевом эквиваленте.

В случаях, когда виновное лицо уклоняется от любого административного наказания установленного КоАП РФ, государство применяет:

  1. Наложение административного штрафа в двукратном размере от суммы предыдущего штрафа;
  2. Привлечение виновного лица к отбыванию административного ареста до пятнадцати суток включительно;
  3. Наказание в виде обязательных работ до пятидесяти часов;
  4. Административное выдворение за пределы Российской Федерации для иностранных граждан или лиц без гражданства

Административные наказания введенные государством являются мерой для предотвращения нежелательных действий со стороны граждан, для поддержания социального порядка в стране и создания баланса общества в целом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если посмотреть глубже в административные наказания, то можно сделать небольшие выводы:

  1. При административном нарушении, государство с экономической стороны получает дополнительные средства в государственную казну, так как за определенные проступки полагается штраф;
  2. Государство с социальной стороны воспитывает нарушителей;
  3. Производится наказание в сторону виновного лица;
  4. Происходит сокращение повторных попыток административных нарушений;
  5. Полученные денежные средства за административные правонарушения используются для улучшения жизни населения, научно-исследовательскую деятельность, изменения экологического состояния территории и других полезных действий в государстве.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: административные правонарушения в государстве пресекаются статьями Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях, за каждый вид проступка идет статья КоАП РФ которая имеет свой вид административного наказания, поддержание порядка в стране производится специальными уполномоченными органами и лицами имеющими право составлять протоколы об административных правонарушениях, за попытки уклонения от административного наказания государство производит устрожение условий данного наказания, наше государство активно борется с административными нарушителями и поддерживает социальный порядок на улицах любого города и улучшает условия жизни населения всей страны.

юридические науки

  • Шумков Глеб Валерьевич , бакалавр, студент
  • Баш­кирс­кий го­су­дарст­вен­ный аг­рар­ный уни­вер­си­тет
  • ЗАКОН
  • ГОСУДАРСТВО
  • СУД
  • АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОМИССИЯ
  • ВИНОВНЫЕ ЛИЦА

Список литературы

  1. Консультант Плюс. [Электронный ресурс] / Кодекс об Административных правонарушениях. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
  2. Цечоев Хусен Ильясович. Административное правонарушение и административная ответственность [Электронный ресурс] Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnoe-pravonarushenie-i-administrativnaya-otvetstvennost
  3. Административное судопроизводство: Практикум: Учебное пособие / Под ред. В.В. Яркова, К.А. Малюшина. – М.: Статут, 2016.
  4. Мамедов Андрей Алиевич. Административная ответственность в национальном законодательстве. Журнал: Административное право и процесс Издательство: Издательская группа «Юрист» (Москва)
Читайте так же:  Статья 727 мелкое хищение

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Основные направления борьбы с правонарушениями. Причины, условия и повод правонарушения.

Под причиной понимается явление (или их совокупность) которое порождает другое явления, рассматриваемое как следствие. Причина создает возможность определенного следствия, для наступления которого необходимы дополнительные условия, сами по себе не порождающие данное следствие, но создающие соответствующую обстановку для реализации действия причины.

При объяснении правонарушений и их причины необходимо исходить из единства социального и биологического в природе и поведении человека.

Следует различать причины конкретного, индивидуального правонарушения; причины определенного вида правонарушения; причины правонарушений как массового явления.

Необходимо четко разграничивать причины, условия и поводы правонарушений. Причина правонарушений – это негативное явление, вызывающее их. Условия – отрицательные обстоятельства, формирующие причину, условия и поводы правонарушений. Поводы – отрицательные обстоятельства ситуативного характера (т.е. возникающие и существующие в определенной ситуации), являющиеся толчком, побудительным стимулом для действия причины. Поводы «провоцируют» правонарушение. Ими могут быть ревность, обида, вспышка ярости.

Условия правонарушений, формирующие причину, усиливающие или ослабляющие ее действие, крайне разнообразны, они зависят от конкретной социальной действительности того или иного общества.

Как отмечает В.К. Бабаев в числе основных условий правонарушений в современном российском обществе можно выделить следующие:

1. низкий уровень материальной жизни населения

2. низкий уровень правовой культуры граждан

3. кризис морали

4. алкоголизм, наркомания

5. несовершенство законодательства

6. недостаточно эффективная работа правоохранительных органов

Основные направления борьбы с правонарушениями предопределяются характером причин и условий, порождающих это явление.

Правоохранительные органы ведут активную последовательную борьбу с правонарушениями, однако только они не в состоянии значительно снизить масштабы их распространенности в обществе. Для этого необходимо проведение комплекса экономических, социально-политических, организационных мероприятий, направленных на укрепление экономической системы, повышение материального благосостояния, сознательности, информированности и культуры граждан, наведение порядка и стабильности в развитии общественных отношений.

Большая роль отводится правовоспитательной работе. Граждане должны быть информированы о правовых требованиях, предъявляемых к ним государством. Ведь иногда нарушение правовых предписаний связано не с антисоциальной установкой личности, а с незнанием содержания правовых актов (оформление некоторых документов, соблюдение последовательности действий и т.п.). Для устранения некоторых правонарушений важно проведение медико-биологических мероприятий против алкоголизма, наркомании.

Необходимо повысить результативность деятельности самих правоохранительных органов, улучшить их материально-техническое оснащение. Наказание за совершенное противоправное деяние должно быть как неотвратимым, так и справедливым, т.е. соответствовать тяжести содеянного и степени вины правонарушителя.

74. Юридическая ответственность: понятие, признаки, принципы и основания наступления.

Юридическая ответственность — это форма правового воздействия, свя­занная с возложением на субъектов права обязанности претерпевать опреде­ленные неблагоприятные последстви), предусмотренные санкция­ми юридических норм и обеспеченные мерами государственного принуждения.

В соответствии с данным определением можно выделить основные при­знаки юридической ответственности:

69. юридическая ответственность применяется в случае совершения право­нарушения и носит персонифицированный характер;

70. вид и мера юридической ответственности устанавливаются санкцией юри­дической нормы;

71. юридическая ответственность обеспечивается мерами государственно­го принуждения;

72. реализация юридической ответственности осуществляется в форме пра­воприменительных отношений;

73. юридическая ответственность предполагает наступление негативных по­следствий (лишений) для правонарушителя: ущемление его прав (лише­ния свободы, родительских прав и др.), возложение на него новых до­полнительных обязанностей (выплата определенной суммы, совершение каких-либо действий и др.). Таким образом, юридическая ответствен­ность может наступать в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

Если фактическим основанием юридической ответственно­сти выступает правонарушение, характеризующееся совокуп­ностью признаков, образующих его состав, то юридическим ос­нованием — норма права и соответствующий правопримени­тельный акт, в котором компетентный орган устанавливает кон­кретный объем и форму принудительных мер к данному право­нарушителю. Подобным актом может являться приказ админи­страции, приговор или решение суда и т. п.

Цели юридической ответственности:

o защита правопорядка и личности от противоправных посягательств;

o восстановление нарушенного права;

o воспитание граждан в духе строгого соблюдения действующих законов;

o примирение правонарушителя с обществом;

o наказание (кара) правонарушителя.

Основными принципами юридической ответственности являются: закон­ность, справедливость, неотвратимость, своевременность, целесообразность,

Принцип законности означает реализацию юридической ответственности в четком соответствии с требованиями, закрепленными в действующем за­конодательстве. Главное требование законности заключается в том, чтобы ответственность имела место лишь за деяния, предусмотренные законом, и только в установленных законом пределах.

Принцип справедливости юридической ответственности проявляется в сле­дующей системе формальных требований:

а) закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не име­ет обратной силы;

б) за одно нарушение возможно лишь одно наказание;

в) ответственность несет лишь тот, кто совершил правонарушение;

г) вид и мера наказания зависят от тяжести правонарушения;

д) если вред, причиненный правонарушением, имеет обратимый характер, юридическая ответственность должна обеспечить его восполнение.

Принцип неотвратимости наказания означает его неизбежность. Если за совершение деяния предусмотрено наступление юридической ответствен­ности, то без законных оснований никто не может быть освобожден от этой ответственности ни под каким предлогом (общественное положение, род­ственные связи и т. д.).

Принцип своевременности означает, что наибольшую эффективность меры юридической ответственности, как правило, достигают в максимально корот­кие сроки после совершенного правонарушения. И наоборот — за деяния, утра­тившие свою социальную опасность в силу истечения сроков давности, при­влечение лица к юридической ответственности теряет свою значимость, так как не достигаются цели юридической ответственности.

Читайте так же:  Подать жалобу на работу судебных приставов

Принцип целесообразности предполагает соответствие избираемой в отно­шении нарушителя меры воздействия целям юридической ответственности.

В связи с этим особое значе­ние приобретает учет обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.

Под смягчающими наказание обстоятельствами понимаются обстоятель­ства, определенным образом характеризующие правонарушение и личность виновного и обязывающие назначать в пределах санкции статьи более мягкое наказание. Так, например, ст. 61 УК РФ к таким обстоятельствам относит:

— совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие слу­чайного стечения обстоятельств;

-беременность, наличие малолетних детей;

-совершение преступления в силу тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания и т. д.

Данный перечень законодатель оставляет открытым, т. е. допускает воз­можность распространительного толкования соответствующей статьи. При назначении наказания могут быть учтены и иные обстоятельства, не указан­ные в законе.

Кроме вышеизложенного, следует отметить, что принцип целесообразно­сти означает возможность замены юридической ответственности иными ме­рами воздействия, если цели юридической ответственности могут быть дос­тигнуты без ее осуществления. К числу альтернативных мер можно отнести, например, меры общественного воздействия, отсрочку от исполнения наказа­ния, освобождение от наказания вследствие амнистии и т. д.

Достижению целей юридической ответственности может способствовать не только ее смягчение, но и, наоборот, ужесточение. Обстоятельства, отягчающие наказание, — это обстоятельства, свиде­тельствующие о повышенной общественной опасности как правонарушения, так и самого правонарушителя. Перечень этих обстоятельств, как правило, фиксируется в нормативных актах, определяющих наказуемость деяний, и по общему правилу является исчерпывающим (закрытым), требующим адекват­ного толкования. Так, например, в ст. 63 УК РФ приводится следующий пе­речень обстоятельств, отягчающих наказание:

o неоднократность, рецидив преступлений;

o наступление тяжких последствий;

o особо активная роль в совершении преступления;

o совершение преступления с особой жестокостью и т. д.

75. Законность: понятие, сущность, признаки. Гарантии законности

Таким образом, «законность» является сложным системным понятием и в наиболее общем виде представ­ляет собой адаптированную к практике регулятивной и охранительной дея­тельности права теоретическую модель социального поведения, урегулирован­ного посредством законов и направленного на воплощение в реальной жизни законодательно закрепленных властных предписаний.

К основным принципам законности отно­сятся:

правовой характер. Законность является формой выражения и осуществ­ления правовых предписаний. При этом правовой характер законности предполагает непротиворечие общих прин­ципов права и законодательно закрепленных властных предписаний;

единство. Законность обеспечивает эффективную реализацию правовых предписаний на всей юрисдикционной территории государства.

всеобщность. Посредством законности обеспечивается исполнение за­конодательно закрепленных требований всеми субъектами права — го­сударственными органами, должностными лицами и гражданами;

гарантированность основных прав и свобод человека. Один из важнейших принципов не только законности, но и Права. Его роль в решении задачи по повышению уровня законности обусловлена значимостью личных и групповых интересов, их реализацией в повседневной действительности.

Основными требованиями законности являются:

ü верховенство закона;

ü равенство всех перед законом;

ü неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права;

ü обеспечение реализации прав и свобод;

ü надлежащее правильное и эффективное применение права;

ü последовательная борьба с правонарушениями;

ü недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факто­ры, а также специальные средства и методы, обеспечивающие практическое воплощение требований законности.

Среди гарантий законности нужно четко различать общие, к которым от­носятся социально-экономические, политические, духовные гарантии, и спе- циально-юридические гарантии.

Социально-экономические гарантии законности — это сложившиеся в обществе и санкционированные государством отношения, связанные с про­изводством и распределением материальных благ. Данная группа гарантий выступает в качестве материального основания законности. Применительно к современной России к числу социально-экономических гарантий законности следует отнести законодательное закрепление многообразия форм собственно­сти; единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Политические гарантии законности включают условия взаимоотношения государства, общества, личности в сфере социального управления. К числу по­литических гарантий относятся демократический политический режим; при­знание самоценности человеческой личности; формирование государственной власти путем свободных, альтернативных выборов; официальный статус поли­тической оппозиции; многопартийная система; недопустимость юридической ответственности за «инакомыслие»; свобода слова и собраний и т. д.

Духовные гарантии законности охватывают конституционно закреплен­ное идеологическое многообразие, свободу вероисповедания, систему общего и профессионального образования.

Говоря о собственно юридическом обеспечении законности, следует выде­лить следующие гарантии:

o конституционное закрепление основ политического, экономического, социального, правового устройства общества; определение основопола­гающих ценностных детерминант государственно-правового регулиро­вания и на этой основе выделение целей и принципов регулятивно-ох- ранительной деятельности;

o юридическое обеспечение соответствия текущего законодательства нор­мам конституции; верховенство законов по отношению ко всем иным ак­там государственных органов и общественных организаций;

o создание действенной государственной системы надзора и контроля за всеобщим соблюдением законов, единством их понимания и примене­ния на всей территории страны;

o создание действенного юридического механизма, посредством которого обеспечивается принятие «правовых» законов и вместе с тем оказыва­ется эффективное противодействие законам «противоправным»;

o признание правосудия высшей юридической гарантией прав граждан и подзаконности административной деятельности; закрепление права об­ращения граждан и организаций в суд при нарушении их прав и причи­нении ущерба их законным интересам со стороны должностных лиц;

Видео (кликните для воспроизведения).

o своевременное обнаружение и пресечение правонарушений, восстанов­ление нарушенного правопорядка; неотвратимость юридической ответ­ственности за совершение правонарушений; осуществление эффек­тивной профилактической деятельности, а также повышение уровня правовой культуры населения.

Источники

Борьба с административными правонарушениями
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here