Административный штраф за загрязнение

Полезное по теме: "Административный штраф за загрязнение" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 24.1. Загрязнение или засорение территорий общественных мест

Статья 24.1. Загрязнение или засорение территорий общественных мест

Загрязнение или засорение мест массового отдыха населения, территорий общего пользования поселений путем выброса (сброса) вне специально отведенных мест бытовых и промышленных отходов (в том числе бумаг, окурков, бутылок и иного мусора) — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

>
Сброс снега, бытовых отходов и иного мусора в неустановленных местах
Содержание
Закон Ханты-Мансийского АО от 30 апреля 2003 г. N 24-оз «Об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Законы природы. За какие экологические нарушения меня могут оштрафовать?

В конце июля глава Росприроднадзора Светлана Радионова предложила значительно увеличить штрафы за экологические нарушения. В частности, для физических лиц они должны варьироваться от 5 до 50 тысяч рублей.

Напоминаем, какие правила в этой сфере действуют в России сейчас, и рассказываем, чем они отличаются от норм других стран.

За что меня могут оштрафовать?

Вот основные нарушения, которые допускают люди, по данным Росприроднадзора:

Организация несанкционированных свалок. За это могут оштрафовать на 1000–7000 рублей.

Загрязнение водоемов. За незаконное отведение сточных вод или попытку помыть автомобиль в реке придется заплатить 1500–2000 рублей.

«Многие считают, что, условно, одно ведро воды не может навредить водоему. Однако при мытье машин со сточными водами на водосборную площадь, в водоемы поступают нефтепродукты, взвешенные вещества, тяжелые металлы. При использовании моющих средств — еще и синтетические поверхностно активные вещества, растворы солей», — утверждают в ведомстве, добавляя, что попадание этих веществ в воду приводит к гибели биоресурсов и самого водоема.

Самовольное ограничение доступа к водоему. Штраф — 3000–5000 рублей.

Нарушение правил охоты. Штраф за браконьерство может составить от 500 до 5000 рублей, возможна также конфискация оружия и запрет на охоту.

За разорение муравейника или птичьего гнезда вас имеют право оштрафовать на 300–500 рублей.

За уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений могут наложить штраф до 5 тысяч рублей. Причем понять, что животное — редкое, иногда бывает непросто. Например, в Красную книгу Московской области входят гадюка и сом. У многих регионов есть свои Красные книги.

Кандидат биологических наук, доцент кафедры публичного права и правового обеспечения Государственного университета управления Анастасия Питрюк предупреждает, что использование потенциально опасных способов рыбалки (с использованием взрывчатых и химических веществ, электротока — прим. ТАСС), уничтожение крайне редких видов животных и растений приводит к переквалификации деяния в преступление.

Базовые правила исчисления и уплаты платежей за НВОС

Для удобства восприятия базовые принципы расчета, внесения платежей за НВОС, а также представления отчетности по ним приведены в таблице.

Аспект

Конкретика

Порядок исчисления платежей за НВОС

Платежи исчисляются исходя из объемов и массы сбросов загрязняющих веществ (по каждому в отдельности).

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса сбросов в пределах нормативов допустимых (временно разрешенных) сбросов и сверх нормативов. Затем платежная база по каждому загрязняющему веществу (по классу опасности отходов производства) умножается на соответствующие ставки с применением установленных коэффициентов, после чего полученные величины суммируются (п. 1 – 4 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ, п. 8 Правил № 255*). Формулы расчета платы за НВОС приведены в п. 17 – 21 Правил № 255

Календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ)

Порядок и сроки их уплаты

В течение отчетного периода вносятся квартальные авансовые платежи (в размере 1/4 суммы платежа, уплаченного за предыдущий год) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

Платежи, исчисленные по итогам отчетного периода, вносятся не позднее 1 марта года, следующего за этим периодом. Годовой платеж определяется как разница между платой за НВОС, рассчитанной за год, и внесенными авансовыми платежами (п. 3, 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ)

Форма и порядок заполнения декларации о плате за НВОС, а также электронный формат

Утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3

Срок и периодичность представления декларации о плате за НВОС

Декларация представляется не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Расчеты по авансовым платежам не представляются (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, Письмо Росприроднадзора от 18.04.2016 № ОД-06-01-32/6777)**

Способ представления декларации о плате за НВОС

По выбору субъекта (п. 5, 6 Приказа Минприроды России № 3)***:

– либо на бумажном носителе (если у субъекта нет ЭП или технической возможности подключения к Интернету или годовая плата за предыдущий год была равна 25 000 руб. или менее) лично уполномоченным работником субъекта или по почте;
– либо в электронной форме по каналам ТКС

Место представления декларации о плате за НВОС

По месту учета объекта, негативно влияющего на окружающую среду (п. 7 Приказа Минприроды России Ф № 3).

Субъекты, использующие объекты, негативно влияющие на окружающую среду, должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Форма заявки по каждому такому объекту утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554

Читайте так же:  Срок привлечения к административной ответственности обжалование

* Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

** К декларации должны быть приложены следующие документы:

документ, который подтверждает полномочия лица, действующего от имени субъекта, на подписание и (или) представление декларации, если декларация подписывается и (или) представляется таким уполномоченным лицом;

перечень (реестр) документов, подтверждающих расходы на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению НВОС, включенных в планы снижения выбросов и сбросов, если в отчетном году была произведена корректировка размера платы.

*** Датой представления «электронной» декларации считается дата ее регистрации в Росприроднадзоре. Датой представления «бумажной» декларации считается отметка Росприроднадзора о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления (п. 9 Приказа Минприроды России № 3).

Как выявляют нарушителей?

В ходе рейдовых мероприятий или в рамках административного расследования.

Однако, по словам главы Росприроднадзора, сейчас ведомству не хватает техники и специалистов для мониторинга окружающей среды. Светлана Радионова подчеркнула, что одной из причин отсутствия достаточного количества сотрудников является зарплата инспекторов, которая «непозволительно мала». «Контролер — особый вид государственного служащего, у него огромный объем ответственной работы, и он не может получать, как сейчас, 18 тыс. рублей. Надо минимум 50 тыс. рублей», — сказала она.

Вместо заключения

Помимо вышеназванных штрафов, Законом № 141-ФЗ также установлена ответственность за нарушения, связанные с экологическим сбором. Прежде такие санкции не были установлены.

1. Новая ст. 8.5.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров и упаковки, подлежащих утилизации.

Напомним: декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации, обязаны подать до 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 17 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Начиная с отчетности за 2019 год субъектам грозят штрафы:

1) при непредставлении указанной отчетности или сдаче ее с опозданием – для должностных лиц от 3 000 до 6 000 руб., для ИП от 50 000 до 70 000 руб., для юридических лиц от 70 000 до 150 000 руб. (ч. 1);

2) при представлении обозначенной отчетности в неполном объеме либо указании в ней недостоверных сведений – для должностных лиц от 3 000 до 6 000 руб., для ИП двукратный размер суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 000 руб., для юридических лиц двукратный размер суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 000 руб.

2. Новая ст. 8.41.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату экологического сбора.

Напомним: экологический сбор уплачивается в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ). Теперь неуплата этого сбора в установленный срок повлечет штраф в следующих размерах:

для должностных лиц – от 5 000 до 7 000 руб.;

для ИП – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 000 руб.;

для юридических лиц – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 500 000 руб.

Штрафы за нарушения по экологии с 2019 года

Принят Госдумой РФ 30.05.19 г. и вступает в силу с момента публикации ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ». Изменения касаются статей, относящихся к нарушениям в области охраны окружающей среды, увеличены имеющиеся штрафы и добавлены новые.

В таблице ниже, мы выбрали основные статьи, касающиеся экологии.

Несоблюдение сан-эпид. требований при обращении с отходами производства и потребления.

350 тыс. руб. или приостановка деятельности на 90 суток.

Штраф за несоблюдение сан-эпид. требований к сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов животноводства.

550 тыс. руб. или приостановка на 90 дней.

Нарушения в области экологических норм при обращении с отходами.

Дополнена статья отдельным штрафом за экологические нарушения при размещении отходов.

Нарушения в части разработки требуемой документации по экологии.

в п. 7 указан штраф в размере 350 тыс. рублей за отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

С учетом норм 2019 года, это касается предприятий 1-2 категории в составе КЭР, а также 3-й категории.

Непредставление или несвоевременное предоставление отчетов по экосбору.

Штрафы за отчетность, содержащую неверную информацию.

не менее 250 тыс. руб.

Неуплата в установленный срок экосбора .

штрафом в 250 тыс. руб.

Например, появилась отдельная статья 6.35 «Несоблюдение сан-эпид. требований при обращении с отходами производства и потребления». Штраф за нарушения по данной статье для юр. Лица составит 350 тыс. руб. или приостановка деятельности на 90 суток.

Штраф за несоблюдение сан-эпид. требований к сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов животноводства составит 550 тыс. руб. или приостановка на 90 дней.

Статья 8.2 касается теперь только нарушений в области экологических норм при обращении с отходами, штраф тот же – 250 тыс. руб.

Дополнена статья отдельным штрафом за экологические нарушения при размещении отходов – штраф до 400 тыс. руб.

Появился отдельный пункт статьи 8.2, касающийся нарушений в части разработки требуемой документации по экологии, так, например, в п. 7 указан штраф в размере 350 тыс. рублей за отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. С учетом норм 2019 года, это касается предприятий 1-2 категории в составе КЭР, а также 3-й категории.

П.9 статьи 8.2 предусматривает штраф в размере 350 тыс. рублей за отсутствие у предприятия паспортов отходов 1-4 класса опасности, биотестирования отходов 5 класса опасности, расчета класса опасности отходов.

П. 10 статьи 8.2 включает в себя информацию о штрафе в 350 тыс. руб. за отсутствие журнала учета движения отходов (по приказу 721).

Также появились штрафы за несоблюдение требований при обращении с веществами, которые разрушают озоновый слой, при обращении с отходами животноводства.

Читайте так же:  Гражданский кодекс рф срок исковой давности

Появились штрафы за непредставление или несвоевременное предоставление отчетов по экосбору (70-150 тыс. руб.), штрафы за отчетность, содержащую неверную информацию – не менее 250 тыс. руб., и неуплата в установленный срок экосбора также карается штрафом в 250 тыс. руб.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что лучше заранее позаботиться о подготовке требуемой документации. Если ранее в одну статью 8.2 могли включить все имеющиеся нарушения в области манипуляций с отходами, то сейчас за каждое нарушение и отсутствие требуемой отчетности возможен штраф не менее 350 тыc. рублей .

Наша почта [email protected] Мы поможем Вам подготовить все в срок и избежать возможных штрафов.

Комплексное экологическое сопровождение от ОЛФОЭКО обезопасит Ваше предприятие от любых нарушений в области экологии.

Административный штраф за загрязнение

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.
б

Административное приостановление деятельности

Административное приостановление деятельности

Административное приостановление деятельности может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания и может устанавливаться и применяться только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сроком не более чем на 90 суток (ст.3.12 КоАП РФ).

Временное прекращение деятельности юридического лица или индивидуальных предпринимателей применяется:
— угрозы жизни или здоровью людей;
— возникновения эпидемии, эпизоотии;
— заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
— наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
— причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Виды административного приостановления деятельности:
— временное прекращение деятельности;
— временное прекращение эксплуатации.

Объекты временного прекращения деятельности:
— лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
— юридические лица;

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Административная ответственность за экологические правонарушения

Все более актуальной проблемой становится защита окружающей среды. Из-за ежегодно увеличивающегося количества экологических правонарушений наблюдаются отрицательные изменения экологической обстановки. Природа загрязняется, сокращаются запасы природных ресурсов, ухудшается здоровье граждан. Экологическая ситуация в стране обострилась. Какое наказание грозит за совершение экологических правонарушений?

Вводная информация

Хозяйствующие субъекты («упрощенцы» не являются исключением), использующие в своей деятельности объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, обязаны вносить плату, компенсирующую такое воздействие. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории (I – IV). Критерии отнесения объектов к этим категориям утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии). Присвоение категории осуществляется при постановке объекта на государственный учет (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), факт которого удостоверяется выдачей субъекту соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации о нем.

Для справки! Методические рекомендации по проведению актуализации объектов НВОС, включенных в государственный реестр, приведены в Письме Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287.

При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно на объектах IV категории (характерный пример такого объекта – офис (офисное здание) субъекты освобождаются от внесения платы за НВОС. Данная преференция установлена п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ и действует с 1 января 2016 года.

Добавим: реализация субъектом данной преференции возможна только после присвоения объекту соответствующей категории (то есть если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории). Такие разъяснения даны в Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270.

Административный штраф

Административный штраф представляет собой административное наказание имущественного характера. Он является денежным наказанием и выражается во взыскании с нарушителя определенной суммы денежных средств (ст.3.5 КоАП РФ).

Размеры административного штрафа устанавливаются дифференцировано:
— для граждан в размере, не превышающем 5 000 рублей, а в случаях, предусмотренных ст. 5.38, 20.2, 20.2_2, 20.18, ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ — 300 000 рублей;
— для должностных лиц — 50 000 рублей;
— для юридических лиц — 1 млн. рублей.

Размер административного штрафа не может быть менее 100 рублей.

Следует подчеркнуть, что наложение штрафа не освобождает виновных от возмещения причиненного вреда (материальная, гражданско-правовая ответственность).
в

Как обстоят дела в других странах?

Видео (кликните для воспроизведения).

Самой экологичной страной в мире является Швейцария. Мусор, не подлежащий вторичной переработке, граждане должны сдавать в специальных пакетах стоимостью два-четыре франка — таким образом взимается один из налогов на мусор. Попытка сэкономить на «правильном» пакете может обернуться штрафом 300 франков. Столько же придется заплатить за брошенный на землю окурок.

На втором месте — Франция. В 2016 году в стране ввели сертификаты качества воздуха, позволяющие классифицировать транспортные средства по количеству выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ и создавать «зеленые зоны» с ограничением движения для некоторых типов автомобилей. Штрафы за нарушения зон взимает полиция. Для легковых автомобилей они могут составить до €68, для грузовиков и автобусов — до €375.

Британцев, выбрасывающих бытовые отходы в неположенном месте, могут оштрафовать на сумму от £65 до £150. Штраф может быть наложен и на водителя машины, если пассажир выкинул мусор из окна. Великобритания в рейтинге экологически эффективных стран находится на шестой позиции.

В Германии (12-я строчка рейтинга) в каждой из 16 земель действует собственная система штрафов. Например, в Берлине за выброшенный в неположенном месте мелкий бытовой мусор (одноразовая посуда, окурки) полагается штраф в размере €35. В Гамбурге за такой же проступок штраф может варьироваться от €35 до €70.

Читайте так же:  Как штрафуют за курение в подъезде

За загрязнение водоемов мелким нетоксичным мусором (бутылки, упаковка, бумага) в Бранденбурге и Гессене нарушителя могут оштрафовать на сумму от €10 до €100, а в Нижней Саксонии — от €5 до €50.

Россия в экологическом рейтинге занимает 52-е место из 200.

О новых штрафах за нарушения экологического законодательства

Автор: Новикова С. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Исчислять и уплачивать «экологические» платежи обязаны те хозяйствующие субъекты (независимо от применяемой системы налогообложения), кто использует в своей деятельности объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Помимо этого, надо представлять соответствующую декларацию о плате за НВОС в уполномоченный орган. Неисполнение названных обязанностей наказывается административными штрафами. Их величина с 17 июня 2019 года не изменилась. А вот за нарушения при обращении с отходами, их учете, нормировании и классификации субъектам теперь придется платить увеличенные штрафы (максимальный штраф – 1 млн руб.) из-за поправок в КоАП РФ, которые были внесены Федеральным законом от 17.06.2019 № 141-ФЗ.

Какие меры наказания предусмотрены природоохранными органами за правонарушения

В КоАП РФ предусмотрены штрафы за экологические правонарушения. Экологические штрафы — это основное наказание, как дополнительное может применяться конфискация. Конфискуют имущество, при помощи которого был непосредственно нанесен вред природным объектам и ОС.

Суммы наказаний эквивалентны суммам убытков, которые были нанесены государству, экологии, природе и пр., и затратам на восстановление нарушенного состояния ОС. Компенсация за причиненный вред осуществляется добровольно либо принудительно по решению суда.

В зависимости от нарушенных статей КоАП РФ (гл. 8 ст.8.1-8.40), штрафы, предусмотренные действующим законодательством, нормативными актами, варьируются:

  • для физических лиц – от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 2 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для частных предпринимателей – от 2 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 10 тыс. до 250 тыс. руб.

Размер экологического штрафа зависит от типа нарушения. Назначается в зависимости от общих характеристик проступка и личности правонарушителя.

Важно! Устанавливать размер ущерба могут только соответствующие органы.

Например, за невыполнение норм при градостроительной деятельности в Москве физическое лицо заплатит штраф за загрязнение ОС в размере от 1 до 2 тыс. руб. При таком же правонарушении юридическое лицо могут штрафовать до 100 тыс. руб.

Какие правонарушения называются экологическими и почему

Административные правонарушения в сфере экологии — это действие или бездействие, не соответствующее нормам и требованиям экологической безопасности пользования природными ресурсами и охраны ОС. Противоправными действиями наносится ущерб экологии, природе, жизни и состоянию здоровья людей.

Существует очень много видов экологических правонарушений, они перечислены в нормативных актах, стандартах и законах РФ. Наказанием являются штрафы за экологию.

Основные их виды:

  • невыполнение требований экологической экспертизы либо отказ от ее проведения;
  • нарушение при планировании, проектировании, эксплуатации предприятий, объектов или сооружений;
  • загрязнение ОС, причиняющее вред здоровью людей, флоре и фауне;
  • уничтожение природных объектов;
  • нарушение требований переработки, складирования, утилизации бытовых и производственных отходов;
  • нарушение нормативных актов о предельно допустимых уровнях вредного воздействия на экологию: шумового, биологического, радиационного и т.д.
  • незаконное использование средств экологических фондов.

Зачем увеличивать штрафы?

По мнению Анастасии Питрюк, штрафные санкции за экологические правонарушения в России занижены и не выполняют своих функций, поскольку не приносят нарушителям ощутимых убытков и не предотвращают повторных нарушений. Однако резкое повышение штрафов может иметь и негативные последствия.

«Высокие штрафы для России часто оборачиваются ростом коррупционных составляющих. Мы можем столкнуться с ростом количества взяток со стороны правонарушителей», — делится опасениями Питрюк, добавляя, что можно не только наказывать, но и стимулировать природоохранную деятельность со стороны отдельных граждан. Например, можно финансово поощрять граждан, проводящих субботники или входящих в зеленые патрули, предоставлять им социальные льготы и обеспечивать взаимодействие с экспертами, способными дать консультацию по вопросам природоохраны.

Директор Всероссийского института природы Андрей Пешков считает необходимым увеличение существующих штрафов, поскольку нынешние, по его словам, являются «номинальными» и не останавливают правонарушителей. При установлении размеров штрафов, по его мнению, необходимо в первую очередь учитывать размер ущерба, нанесенного окружающей среде.

Новые штрафные санкции

Декларация о плате за НВОС.

В этой части для субъектов ничего не изменилось. Как и раньше, за непредставление этой декларации или ее подачу с нарушением установленного срока грозит штраф по ст. 8.5 КоАП РФ, величина которого составит:

для должностных лиц – от 3 000 до 6 000 руб.;

для юридического лица – от 20 000 до 80 000 руб.

Обращение с отходами.

Законом № 141-ФЗ предусмотрены следующие составы правонарушений и наказания за них.

Статья КоАП РФ

Состав правонарушения и мера ответственности за него

Новая ст. 6.35 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления*. Статьей определено 12 составов правонарушений. Максимальные санкции (штраф в размере от 900 000 до 1 000 0000 руб. – ч. 12) предусмотрены для ЮЛ, причинивших отходами животноводства вред здоровью людей или окружающей среде либо своими действиями приведшие к эпидемии или эпизоотии (при отсутствии признаков уголовного преступления). Альтернативное наказание – приостановление деятельности на 90 суток.

Меньшие штрафы грозят субъектам за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при скоплении, утилизации и перевозке любых отходов потребления и производства. В первый раз размер штрафа составит (ч. 1):

для ИП – от 50 000 до 60 000 руб.;

для ЮЛ – от 250 000 до 300 000 руб.

Повторные правонарушения наказываются строже

Новая редакция ст. 8.2 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Статьей определено 12 составов правонарушений.

Читайте так же:  При выявлении лиц подвергнутых административному задержанию прокурор

Так, за несоблюдение указанных требований при размещении отходов ИП в первый раз будет оштрафован на сумму от 40 000 до 50 000 руб., ЮЛ – от 300 000 до 400 000 руб. (ч. 4).

Отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или ненаправление документов в уполномоченный орган повлечет штраф – для ИП от 40 000 до 60 000 руб., для ЮЛ от 200 000 до 350 000 руб. (ч. 7).

Аналогичные санкции предусмотрены при:

превышении указанных лимитов (ч. 8);

неотнесении к конкретному классу отходов I – V классов опасности (ч. 9);

отсутствии учета отходов (ч. 10);

отсутствии мониторинга состояния окружающей среды (ч. 11);

отсутствии инвентаризации объектов размещения отходов (ч. 12)

Новая ст. 8.2.2 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение правил охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в виде штрафа в размере:

для ИП – от 70 000 до 100 000 руб.;

для ЮЛ – от 100 000 до 250 000 руб.

Альтернативное наказание – приостановление деятельности на 90 суток.

Повторные правонарушения наказываются строже

Новая ст. 8.2.3 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение правил охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства в виде штрафа в размере:

для ИП – от 50 000 до 60 000 руб.;

для ЮЛ – от 250 000 до 350 000 руб.

Альтернативное наказание – приостановление деятельности на 90 суток.

Повторные правонарушения наказываются строже

* Ранее подобные правонарушения квалифицировались по ст. 8.2 КоАП РФ с максимальным штрафом до 250 тыс. руб.

Что грозит за несоблюдение экологических законов

Нарушение законодательства в экологической сфере приводит к наказанию правонарушителя, физического или юридического лица.

Законом установлены четыре вида ответственности:

  • гражданско-правовая;
  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная.

Административная ответственность за экологические правонарушения – это установленная законом норма, в соответствии с которой определяется состав нарушения и меры наказания нарушителя.

Обратите внимание! Она также устанавливается за несоблюдение правил охраны и пользования природными комплексами и ресурсами.

К нарушителям применяются меры воздействия в виде:

  • взыскания штрафа за загрязнение окружающей среды с физического или юридического лица;
  • изъятия средств, которые были затрачены на совершение правонарушения, и также имущества, которое использовалось для совершения данного проступка;
  • изъятия лицензии на использование ресурсов природы и предпринимательство;
  • возмещения, нанесенного природе, ущерба в денежном эквиваленте с учетом причиненных убытков.

Возмещение вреда, нанесенного ОС, в виде штрафов за экологию осуществляется согласно Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды» ст. 77, 78 от 01.01.2018 г.

Субъекты экологического правонарушения

Где я могу узнать больше?

Больше всего информации о правах и обязанностях граждан в сфере природопользования содержит Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Об административных нарушениях в области охраны окружающей среды речь идет в восьмой главе Административного кодекса.

Подробнее об экологических преступлениях можно узнать в 26-й главе Уголовного кодекса РФ.

Важную информацию содержат Водный и Лесной кодексы РФ, Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», а также ФЗ об охоте и любительском рыболовстве.

В каких случаях наступает уголовная ответственность за экологические правонарушения

Если правонарушение не только причиняет ущерб природе, но и посягает на здоровье или жизнь человека посредством влияния на окружающую его среду, оно квалифицируется по УК РФ. То есть нарушается право на благоприятную ОС для человека. Более подробно об этом написано в Конституции РФ, главе 2, ст. 42.

Обратите внимание! Виновный несет ответственность согласно УК РФ в случае, если его противоправные действия нанесли непоправимый вред природе и причинили урон здоровью людей.

Если человек умышленно повторяет административное правонарушение, такое действие квалифицируется как преступление. Вследствие чего за вновь совершенное нарушение он несет уголовную ответственность по УК РФ. Совершать противоправное деяние дважды не стоит.

Экология Земли в руках человечества

Резюмируя все вышесказанное, краткий итог таков:

  • Виновником экологического правонарушения может стать физическое или юридическое лицо.
  • Компетентными органами устанавливается и взимается с нарушителей штраф за загрязнение окружающей среды.
  • Размер штрафов по экологии в 2018 году назначается согласно КоАП РФ.
  • Совершив умышленно повторно экологическое правонарушение, виновное лицо подлежит уголовной ответственности по УК РФ.
  • Штрафной сбор имеет собственную процедуру оформления, которая не может длиться более 90 дней.
  • Оштрафовать имеют право только уполномоченные лица.

Образец квитанции административного штрафа Минэкологии РФ можно найти в сети интернет.

Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

Информация об изменениях:

Статья 8.2 изменена с 17 июня 2019 г. — Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 141-ФЗ

Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8.2 КоАП РФ

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Читайте так же:  Срок давности наследования

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

8. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

9. Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

10. Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

11. Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

12. Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления —

Видео (кликните для воспроизведения).

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Источники

Административный штраф за загрязнение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here