Административный штраф не должен превышать

Полезное по теме: "Административный штраф не должен превышать" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Штрафы на должностное лицо

5

Суд и органы государственной власти предпочитают назначать штрафы на должностное лицо вместе со штрафом для юридического лица. Не всегда одновременно. Но в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности. Закон допускает привлекать к ответственности за одно нарушение и организацию, и должностное лицо. Если конкретные должностные лица допустили такое нарушение.

Поэтому тема штрафов на должностных лиц не теряет актуальности. А знание нюансов, возможно, позволит избежать административной ответственности. Ведь штрафы на должностное лицо – вид административного наказания. Поэтому уполномоченные орган назначит наказание по общим правилам привлечения к административной ответственности. Помимо штрафов на должностное лицо, КоАП РФ предусматривает такие специальные виды административных наказаний для должностных лиц, как дисквалификация, лишение специального права и т.п.

Когда возлагают штрафы на должностное лицо по КоАП РФ

Общее правило, которое устанавливает статья 2.4. КоАП РФ, гласит:

“Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей”.

Граждане, которые являются должностными лицами, делятся на несколько категорий:

  • граждане, которые постоянно, временно или по специальным полномочиям осуществляют функции представителя власти. То есть они наделены распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся в служебной зависимости от него.
  • лица, которые выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и местных органах, государственных внебюджетных фондов, войсках и воинских формированиях
  • работники организаций (юридических лиц), которые совершили административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, в т.ч. руководители, учредители организаций, члены совета директоров и т.п.
  • члены комиссий по закупкам, работники контрактной службы
  • члены лицензионной комиссии и т.п.

Индивидуальный предприниматель по общему правилу несет ответственность как должностное лицо. То есть штрафы на должностное лицо и на предпринимателя в размерах обычно равны. Но суть ответственности на должностное лицо и на предпринимателя – разные. К административной ответственности в связи с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей обычно привлекаются руководитель, бухгалтер, кадровый сотрудник и т.п. Функционал уполномоченный орган определит по должностной инструкции. Или возложенным обязанностям, выданным доверенностям от юридического лица.

Что нужно для снижения штрафа

Таким образом, для решения вопроса о снижении минимального размера административного штрафа суд (уполномоченный орган или должностное лицо) рассматривает в совокупности два компонента:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

  1. характер совершенного правонарушения и его последствия;
  2. аналогичные нарушения закона, если лицо привлекалось за них ранее к ответственности;
  3. имущественное и семейное положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Штраф за проступок может применяться не только как отдельное наказание, но и как часть других санкций. Например, за управление машиной в пьяном виде.

Мнение от Суворов-Групп: Ранее штрафы не совсем являлись справедливыми и соразмерными допущенным правонарушениям. В связи с этим, в частности организации нередко обжалуют в судебном порядке назначенные им штрафы, считая их несправедливыми.

Статья 3.5. Административный штраф

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ статья 3.5 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 3.5. Административный штраф

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3.5 КоАП РФ

Об установлении минимальных размеров штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, смотри Постановление Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. N 4-П

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 27 июля 2020 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 219-ФЗ

Часть 1 изменена с 1 июля 2020 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 451-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 484-ФЗ)

Часть 1 изменена с 1 февраля 2020 г. — Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 443-ФЗ

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 14 мая 2018 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, кратной размеру ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа, либо сумме расчета без применения контрольно-кассовой техники;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 285-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 3.1 с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 265-ФЗ

3.1) сумме выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 3.2 с 29 января 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 446-ФЗ

3.2) сумме выручки правонарушителя от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году;

Читайте так же:  Административный арест исчисляется

4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N159-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4.1, вступающим в силу с 1 июля 2015 г.

4.1) сумме затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу, не относящихся к производству такой продукции;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ пункт 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

5) начальной (максимальной) цене гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением или иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 — 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — контракт), цене контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

6) сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7

7) незадекларированной сумме наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8

8) сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо сумме бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме полученного бюджетного кредита, либо сумме полученной бюджетной инвестиции, либо сумме полученной субсидии, либо сумме средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме средств незаконно произведенных операций;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 285-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 9, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9) разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 46-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10

10) кадастровой стоимости земельного участка;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 265-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 11

11) стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 344-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 12

12) цене совершенной государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением сделки;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 464-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 13

13) сумме денежных средств, которые получены редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем и информация о получении которых должна предоставляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 14

14) сумме ранее наложенного административного штрафа;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 15 с 17 июня 2019 г. — Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 141-ФЗ

15) сумме сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 437-ФЗ в часть 2 статьи 3.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения — менее пятисот рублей, за исключением случая, предусмотренного частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 13 января 2020 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 493-ФЗ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 285-ФЗ в часть 4 статьи 3.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ статья 3.5 настоящего Кодекса дополнена частью 4.1

4.1. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 285-ФЗ статья 3.5 настоящего Кодекса дополнена частью 4.2, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4.2. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа, не может превышать десятикратный размер наложенного административного штрафа.

Читайте так же:  Загрязнение и охрана окружающей среды сообщение

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ статья 3.5 настоящего Кодекса дополнена частью 4.3

4.3. Размер административного штрафа, кратный сумме ранее наложенного административного штрафа, не может превышать двукратный размер наложенного административного штрафа.

Информация об изменениях:

Статья 3.5 дополнена частью 4.4 с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 265-ФЗ

4.4. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), не может превышать одну пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Информация об изменениях:

Статья 3.5 дополнена частью 4.5 с 29 января 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 446-ФЗ

4.5. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации топлива, не может превышать 3 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году.

5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в часть 6 статьи 3.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

6. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Что такое административная ответственность

Многие люди не совсем правильно понимают, что такое административная ответственность. Это юридическая (физическая) мера наказания, которая регламентируется административным кодексом Российской Федерации. Типов таких правонарушений много. Все они подразделяются на разные степени тяжести. Наказание чаще всего — штраф, размер которого зависит от разных факторов. Цель наказания — привить уважение к чужим правам граждан страны, предупредить повторные противоправные проступки.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Согласно статьи 4.2. КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

Минимальный и максимальный размер административного штрафа

Минимальный размер административного штрафа КоАП РФ устанавливает в размере 100 рублей. А в области дорожного движения – 500 рублей. Это правило имеет значение при снижении суммы штрафа ниже низшего предела. При исключительных обстоятельствах (характер правонарушения, последствия, имущественное и финансовое положение) уполномоченный орган может назначить наказание ниже низшего предела. Но не путайте с малозначительностью административного правонарушения. При малозначительности выносится постановление о прекращении административного производства.

КоАП РФ устанавливает разные размеры штрафов. Но:

  • физические лица в большинстве случаев выплатят не более 5 тыс. рублей. За исключением ряда статей. Перечень которых устанавливает ст. 3.5. КоАП РФ. Размер штрафа может быть от 7 000 руб. до 500 000 руб. (ч. 3 ст. 17.15)
  • должностное лица выплатит от 50 000 руб. и до 1 000 000 руб.
  • юридическое лицо – от 1 000 000 руб. и до 60 000 руб.
Видео (кликните для воспроизведения).

В подавляющем большинстве случаев минимальный и максимальный размер штрафа за конкретное правонарушение устанавливает санкция статьи Особенной части КоАП РФ. Однако размер штрафа может назначаться и по-другому.

Административная ответственность

В качестве ответственности за административные правонарушения наиболее часто может устанавливаться:

  • Взыскание денежных средств с ответчика (размер штрафа определяется судом).
  • Принудительное изъятие предмета спора у ответчика.
  • Предупреждение (выговор, моральное осуждение, замечание).
  • Административный арест (мера включает в себя заключение в КПЗ сроком до 15 суток).
  • Конфискация предмета (орудия) правонарушения.

Штрафные санкции за административное правонарушение разные, их размер зависит от степени тяжести нанесённого ущерба истцу, вида совершённого преступления. Например, если водитель превысил скорость на 20–40 км/ч, то размер штрафа составит 500 руб., однако, когда превышение в пределах 60–80 км/ч, сумма возрастает до 2,500 руб.

Наказание за административное правонарушение применяется с целью воспитания, а не заключения под стражу. Такая мера воздействия направлена на предупреждение подобных нарушений в дальнейшем.

Важно! К административной ответственности могут быть привлечены только те лица, которым исполнилось 16 лет и которые психически вменяемы.

Что означает административная ответственность

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Согласно статьи 4.3. КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

  1. продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  2. повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП за совершение однородного административного правонарушения;
  3. вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  4. совершение административного правонарушения группой лиц;
  5. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим или смягчающим.

Административные правонарушения должностных лиц

Ответственность за совершение правонарушения устанавливает КоАП РФ. И иногда законы субъектов РФ. Например, за нарушение правил содержания собак и кошек Закон Краснодарского края устанавливает штрафы на должностное лицо. Поэтому смотреть нормы административного права нужно в комплексе – и КоАП РФ, и закон субъекта РФ, где организация осуществляет деятельность.

В качестве примера нарушений приведем нарушения в сфере ККМ, за непробитый чек, нарушение кассовой дисциплины. Кто несет ответственность? И должностное лицо, и юридическое. Перечень функций должностного лица, например, бухгалтера, определят по трудовому договору и (или) должностной инструкции. А если функции бухгалтера возложил на себя руководитель, то вероятнее всего штраф назначат ему.

Часто юристы компании ищут информацию, как сделать так, чтобы к ответственности привлекли только должностное лицо. Ведь размер штрафов на компанию весьма значителен практически по любому административному правонарушению. И судебная практика знает ответ. Необходимо доказать, что компания сделала максимально возможное для того, чтобы должностное лицо выполняло свои функции. Например, что приобрело кассовый аппарат, ознакомило с должностной инструкцией и т.п.

При назначении штрафов на должностное лицо гражданин может сослаться на малозначительность административного нарушения. А работники субъектов малого и среднего предпринимательства вправе требовать замены административного штрафа на предупреждение (подробности по ссылке – административный штраф).

Читайте так же:  Срок давности вступления в наследство

Как избежать нарушений КоАП и административной ответственности

Чтобы избежать подобных правонарушений необходимо соблюдать меры предосторожности:

  • Быть законопослушным гражданином страны.
  • Соблюдать ПДД, иметь все документы, необходимые при проверке.
  • После употребления алкогольных напитков следует избегать появления в людных местах. Если такое произошло, то лучше не вступать ни с кем в диалог, быстро идти домой, не попадаясь на глаза сотрудникам полиции.
  • Курение в общественном месте тоже является причиной наложения административного штрафа. Нужно либо не иметь такой пагубной привычки, либо курить в строго отведённых для этого местах.
  • Многие слушают громко музыку, что может повлечь за собой административную ответственность. Следует проявить уважение к праву на тишину других людей — извлекаемый из колонок звук можно убавить, разговаривать негромко, особенно если тонкие стены.
  • Необходимо знать все возможные «преступления», которые могут повлечь за собой санкции административного характера, немалый штраф.

Существуют законные способы избежать административной ответственности:

  • Протокол о нарушении составлен без участия виновного, присутствуют несогласованные с ним данные.
  • Протокол составлен с ошибками юридического характера, что является поводом для апелляции.
  • Протокол был составлен в один и тот же день, но в разное время, неоднократно. Такое нарушение возникает из-за «лени» правоохранительных органов. Полицейские пишут протокол на провинившегося несколько раз за день, выбирая в роли ответчика одного и того же человека. Часто номер статьи совпадает полностью.
  • Нарушение плановости проверок юридических лиц.
  • Отсутствие уведомления о проверке.
  • Отсутствие акта проверки тоже является поводом ликвидации административного нарушения в судебном порядке.

Незначительность совершённых правонарушителем действий может быть залогом отсутствия административной ответственности виновного. Такой вариант подразумевает наличие вины, но в силу небольшого ущерба, нанесенного истцу, ответчик освобождается судом от санкций.

В практике судопроизводства есть случаи, когда органы правопорядка неверно классифицируют административное нарушение, и это приводит к сомнительным штрафам, что может послужить поводом для прекращения административного дела.

Избежать ответственности можно, если правонарушение было совершенно более двух месяцев назад. В таком случае делопроизводство либо не начинается вовсе, либо прекращается по истечении срока давности.

Также невозможно привлечение к ответственности в рамках ликвидированной статьи КоАП. Дважды одна и та же статья не может быть «приписана» одному ответчику.

Обратите внимание! Часто письмо, которое «приглашает» ответчика явиться в суд, может задержаться — прийти позже намеченного срока суда (процесс был вчера, а письмо пришло сегодня). Такой случай можно использовать. Необходимо пригласить свидетелей того факта, что письмо не пришло вовремя, при этом конверт не должен быть вскрыт. А иногда суд и вовсе забывает отправить письмо. Это происходит нечасто, но создаёт ряд непредвиденных заминок судопроизводства. Всё это может на какое-то время отсрочить рассмотрение дела.

Какие нарушения считаются административными

Административное правонарушение – это противоправное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательно установлена административная ответственность.

Есть несколько разновидностей административных противоправных действий, которые имеют свою иерархию тяжести:

  • Незначительные — мелкие.
  • Значительные — средняя тяжесть.
  • Тяжёлые — часто могут граничить с уголовными делами.
  • Нарушения с отягчающими последствиями — после употребления наркотиков наркоман пошёл разбивать витрину, устроил дебош в кафе и др.

Виды административных нарушений

Нарушения могут касаться различных сфер жизни общества. Вот краткий список наиболее часто встречающихся правонарушений:

  • Нарушения, связанные с охраной экологии — загрязнения рек, чрезмерные выбросы вредных веществ в атмосферу и прочее.
  • Предпринимательская деятельность, бизнес — нарушения, связанные с налогами, проверками.
  • Ветеринария — смерть животного по неосторожности, умышленное причинение вреда домашнему любимцу, другие неправомерные действия в отношении животных.
  • Преступления, связанные с медициной, нарушением санитарных норм.
  • Беспорядки, повлекшие опасность для людей — агрессивное поведение в состоянии алкогольного опьянения, курение в общественных местах, нарушение тишины и спокойствия граждан, вызванное неадекватным поведением, и другие противоправные акты.
  • Правила дорожного движения — езда в нетрезвом виде, неправильная парковка, отсутствие документов, подтверждающих право быть водителем, владельцем автотранспорта и т. п.
  • Неуплата существующего штрафа.
  • Работники и работодатели могут тоже быть в центре внимания — нарушение трудового законодательства может караться штрафом.
  • Акты хулиганства, совершённые несовершеннолетними гражданами.

От чего зависит размер административного штрафа

Выбором размера административного штрафа занимается орган власти или суд, которые рассматривают дело согласно правилам подведомственности административных дел. При этом обязательно учитываются смягчающие ответственность обстоятельства. Равно как и отягчающие ее.

Перечень обстоятельства, смягчающих ответственность, КоАП РФ закрепил в ст. 4.2. Но при этом этот перечень открытый. То есть суд или уполномоченный орган вправе признать то или иное обстоятельство достаточным поводом для снижения размера штрафа. Статья 4.2. КоАП РФ указывает на:

  • раскаяние правонарушителя;
  • добровольное прекращение противоправного поведения;
  • добровольное сообщение правонарушителем в уполномоченный орган о совершенном административном правонарушении;
  • оказание содействия в установлении обстоятельств дела
  • предотвращение вредных последствий правонарушения
  • добровольное возмещение ущерба и вреда
  • исполнение в добровольном порядке предписания об устранении нарушения
  • совершение нарушения в состоянии аффекта (сильного душевного волнения)
  • правонарушение совершено при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств
  • правонарушение совершило несовершеннолетнее лицо, беременная женщина или женщина, имеющая малолетнего ребенка.

На практике суды учитывают совершение правонарушения впервые, небольшой вред от нарушения. Отягчающие обстоятельств закрепляет статья 4.3. КоАП РФ. Это и повторное совершение однородного правонарушения, совершенное группой лиц, в состоянии опьянения и т.п.

Минимальные штрафы в России

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан. К административному штрафу как самой распространенной мере административной ответственности можно применить различные основания для классификаций.

Минимальные административные штрафы в России в соответствии с КоАП РФ

  1. Штраф для физического лица — 500 (пятьсот) руб.
  2. Штраф юридическому лицу — 25 000 (двадцать пять тысяч) руб.
  3. Штраф для должностного лица — 5 000 (пять тысяч) руб.

К тому же, Судьям разрешили в отдельных случаях снижать минимальный размер административного штрафа юридическим и физическим лицам.

Такая возможность предусмотрена при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к ответственности юридического лица.

Максимальные штрафы

Максимальный размер имеет градацию в зависимости от субъекта административной ответственности:

  1. для граждан — не более 5 000 (пяти тысяч) руб;
  2. для должностных лиц — не более 50 000 (пятидесяти тысяч) руб;
  3. для юридических лиц — не более 1 000 000 (одного миллиона) руб.

Установление минимального и максимального размеров административного штрафа гарантирует возмещение не только материального урона, нанесенного гражданином или юридическим лицом государству и обществу в результате противоправного поведения (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ), что также соответствует публичным целям гарантий административной ответственности и целям административного наказания (ст. 3.1 КоАП РФ), но и позволяет правоприменителю индивидуализировать наказание, выбрав именно то, которое соответствует совершенному противоправному действию (бездействию).

Читайте так же:  Сроки давности возмещения судебных расходов

Кроме того, в зависимости от формы исчисления штрафа его можно рассматривать как величину, кратную:

  1. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  2. сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции;
  3. сумме незаконно полученной выручки за определенный (установленный) период времени.

Иные способы определить величину штрафа

Административный штраф может выражаться:

  • в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения или сумме неуплаченных и подлежащих уплате налогов, сборов или таможенных пошлин (ст. 9.17. КоАП РФ)
  • сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), начальной (максимальной) цены гражданско-правового договора,
  • сумме излишнего дохода, или незадекларированной сумме наличных денежных средств или сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ,
  • разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений, необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа (ст. 19.8. КоАП РФ),
  • кадастровой стоимости земельного участка (ст. 7.1. КоАП РФ – самовольное занятие земельного участка) и т.д..

Эти специальные правила расчета размера штрафа также устанавливает статья Особенной части КоАП РФ. При составлении протокола об административном правонарушении уполномоченный орган обязательно указывает статью КоАП РФ. А конкретный размер наказания избирает орган (суд) при рассмотрении дела в постановлении об административном правонарушении.

Оплата штрафа на должностное лицо

Иногда в организациях возникает предложение оплатить административный штраф на должностное лицо за счет организации. Например, выдать денежные средства под отчет. Или оплатить с расчетного счета. Однако это в корне не верное решение. Потому что оплата административного штрафа всегда происходит по одинаковым правилам.

Штрафы на должностное лицо оплачивает само должностное лицо со своего личного счета и своими денежными средствами.

Комментарии к СТ 3.5 КоАП РФ

Статья 3.5 КоАП РФ. Административный штраф

Комментарий к статье 3.5 КоАП РФ:

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи административный штраф является денежным взысканием и выражается в рублях. В другом эквиваленте он применяться не может. В письме Минфина России от 2 апреля 2003 г. N 15-05-29/333 разъяснено, что сумма штрафа, налагаемого за административное правонарушение, должна исчисляться в рублях по официальному курсу Банка России. Административный штраф предусмотрен в санкциях статей Особенной части Кодекса, а также в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, что обусловило его широкое применение. Он может устанавливаться и применяться только в качестве основного вида административного наказания. Чаще всего он предусматривается альтернативно с предупреждением, реже — с другими видами административного наказания.

2. Комментируемая статья определяет минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений: в отношении граждан он не может превышать пяти тысяч рублей, в отношении должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей, в отношении юридических лиц — одного миллиона рублей. Однако Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 411-ФЗ в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность применения к юридическому лицу административного штрафа за административные правонарушения по ст. ст. 14.40 — 14.42 Кодекса в повышенном размере — до 5 млн. руб. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Размеры штрафа в большинстве статей Особенной части КоАП РФ указываются в твердой сумме в рублях, как правило, с указанием минимального и максимального ее предела (за отдельные нарушения в области дорожного движения законодатель установил абсолютно определенные санкции в виде административного штрафа).

При исчислении административного штрафа следует иметь в виду норму ч. 9 ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой за совершение административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц. Законодатель отказался от перечня административных правонарушений, совершение которых было основанием для установления и применения административных штрафов в повышенном размере. В технико-юридическом плане такая норма не была стабильной, и указанный перечень постоянно дополнялся. Действующая редакция ст. 3.5 КоАП РФ устанавливает общие пределы рассматриваемого вида административного наказания, в рамках которых в санкциях Особенной части КоАП РФ конкретизируются размеры административного штрафа за определенные виды административных правонарушений.

Кроме исчисления размера административного штрафа в твердом рублевом эквиваленте законодатель установил и другие критерии установления размера данного вида административного наказания. В соответствии с комментируемой статьей административный штраф может выражаться в величине, кратной:

— стоимости предмета административного правонарушения, но его размер не может превышать трехкратного размера стоимости соответствующего предмета на момент окончания или пресечения административного правонарушения за исключением случая, предусмотренного ст. 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение), когда сумма административного штрафа не может превышать пятикратного размера стоимости похищенного имущества (см. Федеральный закон от 16 мая 2008 г. N 74-ФЗ);

— сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но размер штрафа не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за предшествующую дате выявления правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работ, услуг) в предшествующем календарном году. Этот вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений: злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31), заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий (ст. 14.32), недобросовестная конкуренция (ст. 14.33) и др. Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения гл. 14 КоАП РФ согласно примечанию к ст. 14.31 (см. комментарий к этой статье) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со ст. ст. 248 и 249 Налогового кодекса РФ;

— сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. В этом случае размер административного штрафа не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. Данный вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений, например, нарушение порядка ценообразования;

Читайте так же:  Срок исковой давности суммы дебиторской задолженности

— начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также гражданско-правового договора бюджетного учреждения при размещении указанного заказа для нужд этого учреждения;

— сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования информации и (или) манипулирования рынком.

Таким образом, при конструировании санкций за отдельные виды правонарушений законодатель комбинирует различные способы исчисления административного штрафа.

3. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Штрафы подлежат зачислению в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (см. ст. 46 Бюджетного кодекса РФ).

4. Административный штраф в соответствии с КоАП РФ применяется к гражданам, должностным лицам и юридическим лицам. Комментируемая статья определяет круг лиц, к которым данный вид административного наказания не применяется. Закон предусматривает ограничения применения административного штрафа к военнослужащим. В соответствии с ч. 6 данной статьи административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

5. В связи с внесением существенных изменений в статус бюджетных учреждений (см. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) на них распространен с 1 января 2011 г. порядок размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, установленный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.

Эти учреждения вправе заключать по результатам конкурсов на размещение заказов для своих нужд гражданско-правовые договоры.

Поэтому со дня вступления в силу упомянутого выше Федерального закона штрафная санкция за нарушение установленного порядка размещения заказов бюджетными учреждениями будет исчисляться также с учетом цены гражданско-правового договора при размещении соответствующего заказа.

6. Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статьи 15.21 и 15.30 КоАП РФ внесены изменения, которые предусматривают назначение юридическими лицам административного наказания в виде административного штрафа в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

В связи с этим ч. 1 комментируемой статьи дополнена п. 6, определяющим способ исчисления суммы указанного выше штрафа. Норма этой части вступает в силу через 180 дней со дня опубликования упомянутого выше Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ (опубликован 30 июля 2010 г.).

Административный штраф в определенных случаях может быть назначен ниже его минимального размера

Федеральным законом реализовано Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.

Так, федеральным законом установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления или решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить штраф в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее 10 тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее 50 тысяч рублей. При этом размер штрафа не может составлять менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей КоАП РФ.

Подобная норма закреплена также в отношении юридических лиц (для случая, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тысяч рублей).

Размер административного штрафа

От чего зависит размер административного штрафа? Самый очевидный ответ – от совершенного административного правонарушения. Действительно, минимальный и максимальные размеры административного штрафа устанавливает статья Особенной части КоАП РФ. Но и есть и иной способ выбора размера административного штрафа, который связан с особенностями состава административного правонарушения и его субъекта.

Возможности снижения суммы штрафа

Кодекс об административных правонарушениях в статье 28.6 КоАП РФ позволяет снижать минимальные штрафы, а именно:

Органы, рассматривающие административные проступки, не могут выходить за максимальные пределы, но по своему усмотрению в исключительных случаях могут уменьшать размеры штрафов на 50% от низшего предела.

Ответственность за повторные правонарушения

Люди, неоднократно нарушающие КоАП, рискуют с каждым разом платить всё большую сумму штрафов. Нередко одни и те же физические и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности неоднократно. Это может привести к отрицательным последствиям, связанным с повторным нарушением законодательства.

Если ответчик, который вёл автомобиль в состоянии алкогольного опьянения, вновь был пойман инспекторами ГИБДД, то вместо административной ответственности его «ожидает» Уголовный кодекс. Судья будет рассматривать преступление совершенно иначе.

В случаях домашнего насилия тоже возможны крайние меры перехода от санкций, предусмотренных КоАП, к УК РФ. Вместо предупреждений и штрафов можно получить настоящий срок.

Когда отец стабильно не платит алименты на содержание своего ребёнка, он рискует оказаться участником уголовного дела, а не административного.

Мелкое хищение, совершённое несколько раз, превращается в статью Уголовного кодекса.

Нередки случаи, когда злостный нарушитель КоАП переходил в разряд «уголовников». Если административная ответственность подразумевает штрафные санкции и арест сроком на 15 суток, то уголовная ответственность — гораздо серьезнее, так как можно получить несколько лет тюрьмы.

В качестве примера можно привести случай повторного вождения в состоянии алкогольного опьянения. Отягчающим фактом будет лишение прав водителя, севшего за руль. Суд может принять уголовную меру наказания (условно или реальный срок).

Видео (кликните для воспроизведения).

Незнание законов является отговоркой только для самого правонарушителя, суд же будет рассматривать реальные факты совершенного правонарушения, поэтому необходимо соблюдать все нормы КоАП, чтобы не понести затем административную ответственность.

Источники

Административный штраф не должен превышать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here