Административный арест определение

Полезное по теме: "Административный арест определение" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Административный арест определение

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 3.9 КоАП РФ. Административный арест

    Кодекс РФ об административных правонарушениях:

    Статья 3.9 КоАП РФ. Административный арест

    1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

    2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

    3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

    Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

    Комментарии к статье 3.9 КоАП РФ, судебная практика применения

    Позиция Конституционного Суда РФ

    В п. 3.1 Определения Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 195-О содержится следующая правовая позиция:

    Административный арест назначается судом лишь в исключительных случаях

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривая применение административного ареста за грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления (статьи 6.8, 6.12, 12.27, 17.3, 19.24, 20.1, 20.3, 20.25 и др.), допускает возможность избрания альтернативного наказания (штрафа) в соответствии с санкцией конкретной статьи (кроме части 2 статьи 20.25), что позволяет суду назначать арест действительно лишь в исключительных случаях, когда только применением ареста могут быть достигнуты цели административного наказания. Судья, рассматривающий дело, обязан дать оценку всем обстоятельствам совершенного правонарушения, назначить наказание, исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных обстоятельств, и в силу части 2 статьи 4.2 может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе, в том числе такое, как самостоятельное воспитание отцом детей в возрасте до 14 лет.

    Разъяснения Верховного Суда РФ

    В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

    Арест может быть назначен только в исключительных случаях

    При назначении наказания в виде административного ареста следует иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 3.9 КоАП РФ данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности.

    К кому не может быть применен административный арест?

    Поскольку административный арест не может быть применен к лицам, перечисленным в части 2 статьи 3.9 КоАП РФ, в том числе к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп, военнослужащим, судья при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности за правонарушение, допускающее наложение ареста, должен проверить наличие данных обстоятельств.

    С какого момента начинает течение срок отбывания ареста?

    Если лицо, в отношении которого вынесено постановление об административном аресте, отбывает этот вид административного наказания по другому делу, то исходя из части 1 статьи 32.8 КоАП РФ срок отбывания наказания по данному делу начинает течь со дня вынесения постановления об административном аресте одновременно с неотбытой частью срока административного ареста по другому делу.

    В постановлении о назначении административного ареста судье следует указать момент, с которого подлежит исчислению срок ареста. При определении начального момента течения этого срока необходимо иметь в виду часть 4 статьи 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

    В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года содержатся следующие разъяснения:

    Административный арест не может быть назначен по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности

    Вопрос 4. Вправе ли судья рассмотреть по существу дело об административном правонарушении, за совершение которого предусматривается административное наказание в виде административного ареста, в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности?

    Ответ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований.

    В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание, применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей.

    Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ). Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении — в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

    В силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.

    Читайте так же:  Штраф за оскорбление личности в казахстане

    Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 21 мая 2015 г. N 1125-О, от 29 сентября 2015 г. N 1902-О, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.

    Таким образом, принимая во внимание сокращенный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий:

    — лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание;

    — санкция статьи (части статьи) КоАП РФ, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания;

    — фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества.

    При этом судам надлежит учитывать, что по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, последнему не может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.

    Если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) КоАП РФ не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года; извлечение).

    В п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» содержатся следующие разъяснения:

    Административный арест за правонарушения, связанные с организацией и проведением публичных мероприятий либо участием в них

    Административный арест за совершение административных правонарушений, связанных с организацией и проведением публичных мероприятий либо участием в них, назначается с учетом требований статьи 3.9 КоАП РФ, а также характера совершенного административного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и иных обстоятельств дела, когда применение иного, более мягкого административного наказания из числа предусмотренных санкцией подлежащей применению статьи (ее части) не будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания.

    ..При этом следует учитывать, что законодателем установлен запрет на назначение отдельным категориям лиц административного наказания в виде административного ареста, а также обязательных работ (часть 2 статьи 3.9 и часть 3 статьи 3.13 КоАП РФ).

    В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» содержатся следующие разъяснения:

    Военнослужащим по призыву не назначается штраф и арест за совершение правонарушений по ч. 2 ст. 12.7 и ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ

    За совершение административных правонарушений, предусмотренных в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность на общих основаниях.

    При назначении военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, административных наказаний за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.7 и частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ, судья не вправе назначить предусмотренные их санкциями наказания: административный штраф (часть 6 статьи 3.5), административный арест (часть 2 статьи 3.9) или обязательные работы (часть 3 статьи 3.13), поскольку к указанной категории лиц не применяются данные виды наказаний.

    АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ

    Кто и за что задерживает нарушителей

    Административное задержание необходимо в ситуациях, когда расследование правонарушения административного характера невозможно провести корректно и своевременно без кратковременного ограничения свободы нарушителя или подозреваемого. Порядок таких мероприятий регулируется законодательством нашей страны, а именно Кодексом об административных правонарушениях. Разберемся в том, кто и за что может проводить административное задержание в соответствии с 27 статьей кодекса.

    Основания для принуждения

    Основанием для составления протокола об административном правонарушении может служить мелкое хулиганство, подразумевающее под собой использование в общественных местах нецензурной лексики, нанесение ущерба чужому имуществу, приставания к окружающим людям.

    Распитие спиртного и употребление различных психотропных веществ в публичных местах, а также последствия употребления (неадекватное поведение, приносящее физический или моральный дискомфорт другим гражданам, сон на лавке в парке и др.) также считаются административными правонарушениями. Заслужить на свой счет протокол можно, пропагандируя различные нацистские настроения с использованием соответствующей атрибутики.

    Во всех перечисленных выше случаях сопротивление представителям охраны общественного порядка будет караться дополнительным протоколом.

    Когда имеет место правонарушение административного характера, оно обнаружено и зафиксировано, нарушители могут задерживаться, если:

    • Имеется необходимость выяснения личности. Например, если правонарушитель не имеет с собой удостоверяющих личность документов или их подлинность может быть поставлена под сомнение.
    • Составлению протокола препятствовало сопротивление представителям закона со стороны нарушителя.
    • У защитников правопорядка имеются основания полагать, что нарушитель вводит их в заблуждение. То есть составлению протокола и разбирательству в сути дела нарушитель препятствует ложными показаниями.

    Если объективная возможность заполнить протокол и выяснить личность нарушителей порядка имеется, административное задержание не законно. Также данная процедура неуместна в случаях правонарушений, карающихся только предупреждениями и штрафами.

    Уполномоченные на задержание

    Принудить гражданина к отправке в отделение уполномоченного органа может только определенный законодательством круг лиц. А именно:

    1. Полицейские.
    2. Сотрудники ведомственной или вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел, а также военнослужащие, относящиеся к этой структуре. Имеют право на задержание граждан в случаях, когда имеет место угроза охраняемым зонам и объектам.
    3. Представители ВАИ. Могут задерживать эксплуататоров военного транспорта за нарушения ПДД.
    4. Пограничники и сотрудники ОВД. В ситуациях, когда имеется угроза безопасности государственной границы.
    5. Сотрудники таможни при нарушениях таможенных порядков и правил.
    6. Уполномоченные по контролю за оборотом наркотических веществ.
    7. Судебные приставы.
    8. Представители миграционной службы.
    Читайте так же:  Протокол об административном правонарушении срок уведомления

    Таким образом, представители охраны супермаркета или сотрудники частных охранных предприятий попросту не имеют законных прав на то, чтобы ограничивать чью-либо свободу и собственными усилиями доставлять людей в полицейские участки.

    Последствия

    Решения по делам об административных правонарушениях принимаются мировыми судьями и районными судами в срок до пятнадцати дней с момента поступления сопутствующих документов в судебный орган. Какими могут быть эти решения?

    • Мелкое хулиганство может обойтись в сумму от 500 до 1000 рублей и даже административным арестом на срок до полумесяца.
    • За сопротивление и неповиновение сотрудникам органов правоохраны может быть присужден такой же срок ареста, а также штраф от 1000 до 2000.
    • Употребление спиртного и наркотиков в публичных местах чревато потерей 100-1500 рублей.
    • Действия, унижающие человеческое достоинство, совершаемые в публичных местах в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, наказываются штрафом от 100 до 500 рублей и ограничением свободы на срок до 15 дней.
    • Пропаганда и публичная демонстрация нацистской символики грозит изъятием предметов, с применением которых совершалось правонарушение, штрафом от 500 рублей до 1000, а также задержанием на срок до 15 суток.
    • При совершении незначительных административных правонарушений возможно административное взыскание в виде предупреждения.

    Статья 27.3. Административное задержание

    1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 27.3 позволяет сделать ряд выводов:

    1) в них дается легальное (но только для целей КоАП) определение административного задержания — самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

    2) административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов, см. об этом коммент. к ст. 27.5) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность (см. коммент. к ст. 2.3);

    3) цели административного задержания — обеспечить:

    правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 29.1-29.11);

    исполнение постановления об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 31.1-32.1).

    В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо. В практике возникает вопрос: не противоречат ли правила ч. 1 ст. 27.3 (о целях административного задержания) правилам ч. 1 ст. 27.1 (о том, что целями мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении являются также пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя)? Безусловно, противоречие налицо. Конечно, в ходе административного задержания прежде всего устанавливается личность правонарушителя (см. также коммент. к ст. 27.5);

    4) административное задержание — исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной — по ст. 301 УК, см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);

    5) административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3 (см. об их отличиях от должностных лиц коммент. к ст. 2.4, 2.5). Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также (с 01.07.2003) должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нужно учитывать, что п. 9 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 57 от 29.04.06 и вступил в силу с 15.05.06; п. 10 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 78 от 03.06.07 (в ред. от 02.10.07) и вступил в силу с 19.06.06 (с 06.10.07 — в отношении задержания судебными приставами лиц, совершивших АП, предусмотренные в ст. 17.9, 17.14, 17.15);

    6) перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами ФОИВ. См. например, о перечнях таких лиц: приказ МВД от 02.06.05 N 444 (в ред. от 16.06.08); приказ ФСБ от 06.09.07 N 453; приказ ФТС от 15.03.05 N 198 (в ред. 23.04.07), приказ ФСКН от 07.02.06 N 44; о том, что ч. 1 ст. 27.3 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

    2. Применяя правила ч. 3-5 ст. 27.3, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

    1) по просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к ст. 25.6), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника (см. о том, кто может быть защитником для целей КоАП, коммент. к ст. 25.5);

    2) об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, ст. 21 ГК) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.);

    3) должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

    4) часть 4.1 введена в ст. 27.3 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    О задержании транспортного средства см. коммент. к ст. 27.13. Как отмечалось выше различные федеральные органы исполнительной власти издали нормативные правовые акты в целях правильного применения ст. 27.3 (см. например, приказы МВД от 02.06.05 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД РФ и ФМС РФ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»; ФТС от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»; Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации отдельных положений КоАП» и др.). Эти акты подлежат применению поскольку не противоречат нормам КоАП.

    Читайте так же:  Неисполнение решения арбитражного суда юридическим лицом ответственность

    Статья 3.9 КоАП РФ. Административный арест (действующая редакция)

    1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

    2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

    3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    Найдено 7 определений термина АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ

    АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ

    мера административного взыскания, применяемая в виде исключения. Его суть заключается в непродолжительном лишении свободы — на срок до пятнадцати суток. Судебные решения о назначении такой меры взыскания приводятся в исполнение милицией. А. а. не может применяться к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет; к лицам, не достигшим восемнадцати лет; к инвалидам первой и второй групп. (К. Г.)

    АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ

    наиболее строгий вид административного взыскания. Устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. А.а. назначается районным (городским) народным судом (народным судьей). А.а. не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп (ст. 32 КоАП РСФСР).

    АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ

    наиболее строгий вид административного взыскания. Устанавливается и применяется в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток, а за нарушения требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток. Назначается районным (городским) судом (судьей). А. а. не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам первой и второй групп (ст. 3.9 КоАП).

    АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ

    вид административных взысканий. Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток (ст. 32 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). Административный арест назначается районным (городским) судом (судьей). Законом РСФСР «О чрезвычайном положении» предусматривается возможность применения в условиях чрезвычайного положения административного ареста на срок до 30 суток, в том числе к должностным лицам. Административный арест не может применяться к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.

    Административный арест

    это вид административного наказания, который применяется к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, и заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Лишением свободы не является и судимости за собой не влечет, хотя и назначается исключительно в судебном порядке лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, как правило, либо граничащих по своей общественной опасности с преступлениями, либо за злостное их совершение, когда по обстоятельствам дела и с учетом личности нарушителя применение других мер в санкции соответствующей статье КоАП РФ будет признано правоприменителем явно недостаточным для достижения сформулированных в законе (ст. 3.1 КоАП РФ) целей административного наказания.

    Административный арест

    мера административной ответственности, которая заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток. Административный арест — основное наказание, назначаемое судьей. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. А.а. не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп. Административный арест не применяется также и к лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.

    Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения материалов дела об административном правонарушении, но не позднее 48 часов с момента задержания. Срок административного задержания включается в срок административного ареста. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел.

    АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ

    1) мера административного взыскания, применяемая за отдельные виды административных правонарушений. А.а. — самое строгое из всех видов взысканий; заключается в лишении свободы на период, указанный постановлением по делу об административном правонарушении. А.а. установлен только за те проступки, которые близки к предусмотренным уголовным законодательством преступлениям, не представляющим большой общественной опасности. К числу таких административных правонарушений (проступков) относятся: незаконное приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах (ст. 44 КоАП); мелкое хулиганство (ст. 158 КоАП); распитие спиртных напитков в общественных местах, появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (ст. 162КоАП);

    злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника;

    Читайте так же:  Проверка по делу об административном правонарушении

    проявление неуважения к суду; неповиновение работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности;

    злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или другого гражданина при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы РФ (ст. 165 КоАП). А.а. назначается только в исключительных случаях и лишь судом (судьей), в пределах от 1 до 15 суток (ст. 32 КоАП). Постановление судьи об А.а. — окончательное и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит (ст. 266 КоАП). Оно приводится в исполнение немедленно после его вынесения, независимо от того, какое из перечисленных административных правонарушений установлено.

    В связи с тем что лица, подвергнутые А.а., используются без оплаты труда на физических работах (уборка улиц, дворов, мест общественного пользования и др.), А.а. не может применяться к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет; к инвалидам I и II групп (ст. 32 КоАП).

    Лицо после оглашения постановления суда о применении к нему А.а. доставляется работником милиции в орган внутренних дел и содержится под стражей в специальном приемнике для лиц, подвергнутых А.а., или в изоляторах временного содержания в течение срока, определенного в постановлении судьи, в условиях специального режима и осуществления мер воспитательного и трудового воздействия.

    Режим содержания обеспечивает:

    а) изоляцию, предотвращение побегов и. совершения новых правонарушений;

    б) применение средств исправления и воспитания (воспитательная работа и трудовое использование); в) соблюдение правил внутреннего распорядка специальных учреждений органов внутренних дел, предназначенных для содержания; г) раздельное содержание в зависимости от пола и характера совершенного правонарушения.

    Права и обязанности лиц, подвергнутых А.а,, в период их содержания в специальных учреждениях органов внутренних дел регламентированы Положением о специальном приемнике при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых А.а. (приказ МВД СССР от 21 декабря 1971 г. №356).

    В срок отбывания А.а. засчитывается время административного задержания.

    При освобождении лицу выдается справка о времени пребывания под арестом и характере правонарушения, за совершение которого он был подвергнут административному взысканию.

    Применение А.а. не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы, не прерывает трудового стажа.

    За время нахождения под А.а. заработная плата по месту постоянной работы не выплачивается. Совместной инструкцией Минфина СССР и МВД СССР от 18 августа 1987 г. № 171-1/4708 «О порядке расходования и учета средств по содержанию лиц, подвергнутых административному аресту» установлен порядок удержания с арестованных расходов по их содержанию и питанию за время ареста.

    Порядок отбывания А.а. и вопросы трудового использования лиц, подвергнутых А.а., урегулированы в ст. 303- 305 КоАП.

    2) Арест имущества лица, имеющего задолженность по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты различных уровней.

    А.а. может быть наложен по решению федеральных органов налоговой полиции (Закон РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции»). Наложение А.а. производится в расчете на последующую реализацию этого имущества в установленном порядке для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет.

    Постановления органов дознания и предварительного следствия федеральных органов налоговой полиции обжалуются по правилам, установленным УПК, Законом «О федеральных органах налоговой полиции» и Законом РФ от 27 апреля 1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

    Порядок проведения административного задержания

    В современной России не редки случаи, когда представители закона, чья профессиональная миссия — защищать права граждан, сами нарушают эти права. Незаконные кратковременные ограничения свободы, нарушения правил задержания, некорректное оформление сопутствующих документов — только малая часть списка вещей, с которыми может столкнуться каждый гражданин.

    Вероятно, вы думаете, что достаточно хорошо знакомы со своими правами. Давайте узнаем. Мы подробно расскажем о том, что такое административное задержание, в каких ситуациях оно имеет место, кто уполномочен ограничивать свободу граждан и чем чревато составление протокола об административных правонарушениях.

    Порядок административного задержания

    При осуществлении задержания правонарушителю в обязательном порядке разъясняются все его права. Так, например, задержанному должны сообщить о возможности уведомить о случившемся родственников, начальство и адвоката. Также нарушитель порядка имеет право на бесплатного государственного переводчика, право ходатайствовать и применять в свою защиту различные доказательства, знакомиться с любыми документами, сопутствующими делу, и некоторые другие права.

    Протокол об административном правонарушении должен быть оформлен в течении 3 часов с того момента, как задержанный оказался в полицейском участке. О факте задержания уведомляется прокурор в течении 12 часов, которые исчисляются с того же момента.

    Далее в течении суток органы охраны порядка имеют права выяснять у задержанного обстоятельства правонарушения, однако до допроса, если в этом есть потребность, задержанный может потребовать встречи со своим адвокатом.

    Административное задержание со всеми процедурами не должно занять более 2 суток с момента прибытия в полицейский отдел.

    Представители порядка даже вправе досматривать личные вещи задержанных. Только вот делать это могут уполномоченные одного пола с нарушителем порядка. Присутствие 2 понятых (ни в коем случае не являющихся сотрудниками полиции) того же пола с подозреваемым при процедуре досмотра обязательно.

    Исключение из правила — основание полагать, что у задержанного имеется оружие.

    Комментарий к ст. 3.9 КоАП РФ

    1. Административный арест может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

    Административный арест — единственный из видов административных наказаний, который ограничивает свободу нарушителя. В случае совершения административных проступков иностранными физическими лицами соответствующие правовые последствия влечет также и применение наказания в виде административного выдворения (см. комментарий к ст. 3.10).

    КоАП существенно расширил возможность применения административного наказания в виде административного ареста и ужесточил предусмотренные этим наказанием ограничения: санкции 20 составов административных правонарушений предусматривают назначение административного ареста, причем в соответствии со ст. 20.5 КоАП на срок до 30 суток. КоАП 1984 г. административный арест с максимальным сроком в 15 суток был установлен лишь семью статьями.

    Читайте так же:  Протокол по делу об административном правонарушении образец

    2. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи административный арест применяется только при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, исчерпывающий перечень которых указан в ч. 1 ст. 4.3 КоАП; если таковые отсутствуют, должны быть применены другие, менее суровые административные наказания.

    При совершении административного правонарушения, предусматривающего применение наказания в виде административного ареста, беременной женщиной, женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, лицом, не достигшим возраста 18 лет, инвалидами I и II групп к указанным лицам не может быть применено данное административное наказание.

    3. Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту.

    4. Назначение предельного срока административного ареста, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, возможно только за нарушение требований режима чрезвычайного положения (см. п. 5 настоящего комментария).

    Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП (нарушение требований режима чрезвычайного положения).

    5. Согласно Федеральному закону от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» контртеррористическая операция представляет собой специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживающих террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.

    Назначение согласно КоАП административного ареста в указанных случаях на срок до 30 суток сопряжено с объективными трудностями, поскольку ст. 20.27 (невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию) не предусматривает наказание в виде административного ареста.

    Статья 3.9. Административный арест

    1. Правила ч. 1 ст. 3.9 посвящены административному аресту. Этот вид административного наказания:

    1) представляет собой изоляцию лица от общества;

    2) выражается в том, что лицо, изолированное от общества, должно содержаться в определенных условиях. Места содержания лиц, подвергнутых административному аресту, должны соответствовать надлежащим условиям для жизни лица (т.е. отвечать санитарно-гигиеническим условиям, должны быть снабжены местами для сна, приема пищи и т.п.). Положение о порядке отбывания административного ареста утверждено пост. Правительства РФ N 726 от 02.10.02;

    3) назначается как исключительная мера на срок, не превышающий 15 календарных дней (только в случаях, когда лицо нарушило правовой режим чрезвычайного положения (установленный в соответствии с Законом о чрезвычайном положении), а также режим, установленный в зоне проведения антитеррористической операции, срок ареста — до 30 суток). При этом лицо, подвергнутое административному аресту, может привлекаться к физическому труду;

    4) назначается судьей. Ни один другой орган, а равно должностное лицо не вправе назначить административный арест.

    Административный арест может сочетаться с одним из дополнительных видов административного наказания (см. об этом коммент. к ст. 3.3).

    2. Применяя правила ч. 2 ст. 3.9, необходимо обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

    1) административный арест назначается только в исключительных случаях. Например, за:

    а) нарушение требований правового режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правил комендантского часа) — до 30 суток (см. коммент. к ст. 20.5);

    б) организацию либо проведение несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования при обстоятельствах, указанных в ч. 3 ст. 20.2 (см. коммент. к ней), — до 15 суток;

    в) неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов уголовно-исполнительной системы — до 15 суток (см. коммент. к ст. 19.3) и др.;

    2) административный арест не может быть назначен в соответствии с законами субъектов Российской Федерации: он назначается исключительно нормами Особенной части КоАП (вывод основан на систематическом толковании ч. 2 комментируемой статьи и ч. 3 ст. 3.2, см. коммент. к ней);

    3) в любом случае административный арест не назначается:

    а) беременным женщинам (речь идет о том, что беременность имеет место именно в момент назначения наказания);

    б) женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет. Речь идет о женщинах, которые:

    — являются матерями детей до 14 лет включительно;

    — воспитывают таких детей (например, оставшихся без матери, в качестве опекуна);

    в) лицам, не достигшим (к моменту назначения наказания) возраста 18 лет;

    г) инвалидам I и II групп;

    д) военнослужащим, гражданам призванным на военные сборы, имеющим специальные звания сотрудникам МВД, учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы; Госнаркоконтроля, таможенных органов (данное положение введено в ст. 3.9 Законом N 203 от 04.12.06 и вступило в силу с 01.01.07).

    3. В соответствии с правилами ч. 3 ст. 3.9:

    1) административный арест следует отличать от административного задержания. Последнее представляет собой кратковременное ограничение свободы, применяемое в исключительных случаях с целью обеспечить своевременное и правильное рассмотрение дела об административном правонарушении или исполнить постановление по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять органы и должностные лица, указанные в ст. 27.3 (см. коммент. к ней);

    2) срок административного задержания (не более 3, а в случаях, указанных в ст. 27.5, — не более 48 часов) включается в срок административного ареста (см. коммент. к ст. 27.5).

    4. Верховный Суд обратил внимание (в п. 23 Пост. N 5) на то, что:

    1) арест может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности;

    2) судья при назначении ареста должен проверять наличие всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.9;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    3) судье следует указать (в постановлении о назначении административного ареста) момент с которого подлежит исчислению срок ареста. При этом необходимо иметь в виду ч. 4 ст. 27.5, согласно которой срок административного задержания исчисляется с момента доставления в соответствии со ст. 27.2, а лица, находящегося в состоянии опьянения — со времени его вытрезвления.

    Источники

    Административный арест определение
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here