Административные штрафы в налоговом учете

Полезное по теме: "Административные штрафы в налоговом учете" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Минфин России рассказал о порядке учета штрафных санкций в расходах в целях налогообложения прибыли

bst2012 / Depositphotos.com

Порядок учета штрафных санкций в расходах для целей налогообложения прибыли организации зависит от правовой и экономической природы этих расходов. Такой вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 июня 2018 г. № 03-03-06/1/42048 «Об учете штрафных санкций в расходах для целей налогообложения прибыли».

Не учитываются в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций пени, штрафы, иные санкции, перечисляемые в бюджет или государственные внебюджетные фонды. А также проценты, подлежащие уплате в бюджет, если они будут начислены при заявительном порядке возмещения НДС, штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которые в соответствии с законодательством РФ вправе налагать указанные санкции (п. 2 ст. 270 Налогового кодекса).

В то же время в составе внереализационных расходов можно учесть расходы в виде штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, признанных должником или подлежащих им уплате на основании вступившего в силу решения суда. А также расходы на возмещение причиненного ущерба (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Вправе ли организация учесть в расходах пени за просрочку арендных платежей по аренде имущества, находящегося в государственной собственности? Узнайте из материала «Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет» в «Энциклопедии решений. Хозяйственные ситуации» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, неустойкой (штрафом, пеней) является определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязуется заплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своего обязательства. В том числе в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса). Cоглашение о неустойке должно быть оформлено в письменном виде независимо от формы основного обязательства (ст. 331 ГК РФ). Отметим, что договорная неустойка может применяться как способ исполнения обязательства.

При этом в расходах можно учесть только те затраты, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, НК РФ разрешает учитывать в расходах по налогу на прибыль неустойки, подлежащие уплате контрагенту, но нельзя учитывать указанные суммы, которые подлежат уплате в бюджет.

Административные штрафы в налоговом учете

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

После проверки трудовой инспекцией был наложен административный штраф в сумме 50 000 руб. на организацию как на юридическое лицо и 3000 руб. на директора по ст. 5.27 КоАП РФ. Сумма 50 000 руб. была оплачена с расчетного счета организации. Директор принял решение добровольно из своей зарплаты возместить штраф, наложенный на организацию в сумме 50 000 руб.
Как организации учесть суммы уплаченного и возмещенного штрафа в размере 50 000 руб. в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если директор организации принял решение добровольно возместить сумму административного штрафа, наложенного на организацию, то организации следует на дату принятия такого решения отразить в бухгалтерском учете прочий доход, а в налоговом учете признать внереализационный доход.

Обоснование вывода:
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ).
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российской коллегии аудиторов Федорова Лилия

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Административные штрафы в налоговом учете

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

На организацию наложен штраф по ст. 19.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Постановление по делу об административном правонарушении датировано сентябрем 2012 года (III квартал), а в бухгалтерию оно поступило после сдачи бухгалтерской отчетности за 9 месяцев 2012 года.
Учитываются ли при налогообложении прибыли данные виды штрафов, а также пени по страховым взносам в ПФР?
Как правильно отразить в бухгалтерском учете уплату штрафа и пени, нужно ли вносить изменения в отчетность?

Налоговый учет

На основании п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются, в частности, расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций.
То есть расходы на уплату административного штрафа, а также пени по страховым взносам в Пенсионный фонд при налогообложении прибыли не учитываются.

Читайте так же:  Статья 12 запрет курения табака

Отражение в бухгалтерском учете административного штрафа

Отражение в бухгалтерском учете пени

Признание расходов в бухгалтерском учете

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

31 октября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Тема: проводки по административному штрафу в бюджетном учреждении

Опции темы
Поиск по теме

проводки по административному штрафу в бюджетном учреждении

Здравствуйте Уважаемые бухгалтера! Помогите, пожалуйста. Какими проводками правильно отразить Административный штраф. В начале года оплачивала госпошлину по проводкам д-т 109.61.290 к-т 302.91.730 оплата д-т 302.91.830 к-т 201.11.660 Правильно ли будет и административный штраф провести такими же проводками. Заранее спасибо

Штраф — это образно говоря потеря денежных средств, т.е. ущерб. Поэтому для его учета следует применять счета по учету ущерба (020981000). А там, если по каким то причинам виновных не окажется, то установленным порядком относим на затраты (фин.результат)

нет, относить штраф на себестоимость нельзя

И все платежи в бюджет через 303.05 И штраф на организация и госпошлина.

Согласен с предыдущим автором.
Синтетический счет 303.05 предназначен в том числе и для расчетов по «иным платежам в бюджет, начисленным в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Поскольку штрафы не планируются при определении норматива затрат на оказание гос. услуг, то и относить на себестоимость оказываемой услуги неверно.
Относите на финансовый результат.

И готовьтесь принять участие в обсуждении этого факта с ревизорами. А виновные где, почему не наказаны?
Нужно отличать понятие «платеж» от «штрафа». В первом случае — это добровольное действие, во втором — принудительное. От этого и пляшем.

А начать, считаю, нужно с кодификации средств.
Вот скажите, автор, за что штраф и какой КДБ у него?

А начисленные пени и штрафы по страховым взносам Вы тоже отражаете по дебету синтетического счета 209.00?
Или это добровольные платежи?

Счет 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты». Наименование счета ничего не подсказывает? )

Супер! Административный штраф как мера административной ответственности наложен на юридическое лицо, а Вы предлагаете переложить его уплату на конкретного работника?

Вот с этого и начинается попустительство и бардак.
Штраф наложен на юр.лицо, но за действия конкретного сотрудника этого «юр.лица». И не нужно обезличивать. ЮЛ не ходит с платежками в банк, ЮЛ не начисляет заработную плату и т.д. Все это делают конкретные сотрудники организации.
И пеня в фонды тоже просто так не возникает, а из-за конкретных чьих-то действий. У кого там в обязанностях про правильное начисление заработной платы и своевременное и в полном объеме перечисление налогов и т.п., Вам напомнить, или в свои обязанности (или обязанности своих бухгалтеров) все-же посмотрите?


Штраф за несвоевременную подачу налоговой декларации (например) тоже в расход просто спишете?

Однако бухгалтер не наделен правом проведения внутренней проверки в отношении работников учреждения и изыскания доказательств их виновного противоправного деяния. По факту в посте автора об этом нет и речи. Однако у учреждения налицо кредиторская задолженность по административному штрафу, которую бухгалтер должен признать в учете. И вспоминая о принципе превалирования содержания над формой в бухгалтерском учете, бухгалтер относит эту сумму на расходы текущего финансового года.

Если не удастся установить вину ответственного работника и соблюсти другие процессуальные моменты, то да.

Последний раз редактировалось topalov; 06.12.2012 в 21:19 .

Возникновение обязательства (кредиторской задолженности по административному штрафу) и уменьшение денежных средств как актива — это разные вещи.
Для чего Вы добавляете подобные лирические отступления? Кто с кем и как общается — это не тема данного обсуждения.

Принцип приоритета содержания над формой — одно из базовых допущений в теории бухгалтерского учета. И пока в России де-факто недействующий. Однако тенденция к переменам возможна, в ПБУ 1/94 «Учетная политика организации» об этом принципе сказано. Но пока в одних темах мы будем говорить о необходимости развития учета, формирования профессионального сообщества, о недоработках Минфина, а в других — спрашивать «Это из какого НПА?», ничего не изменится.

Хотелось бы вернуться к вопросу автора темы и отметить следующее.
Контрольный орган наложил на бюджетное учреждение административный штраф. Будет ли проводиться внутрення проверка с целью выявления виновных работников, и какими будут ее результаты, неизвестно. Однако есть метод начисления, и бухгалтеру требуется отразить начисление административного штрафа.

П. 131 Инструкции № 174н установлено, что:
«начисленные суммы иных налогов, сборов, обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (030305730, 030312730, 030313730) и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040120200 «Расходы хозяйствующего субъекта», счета 040110100 «Доходы хозяйствующего субъекта».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:
«обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы».

Новый КоАП РФ: к чему готовиться организациям, ИП и бухгалтерам

Спасибо огромное за ответ. Извиняюсь, что сразу не сказала про то, что мы на ЕНВД, налога на прибыль нет. Всё-равно так же проводить? спасибо.

Плюсы нового КоАП РФ

Главным преимуществом новой редакции КоАП РФ является то, что ее статьи стали более конкретизированными, детальными и понятными для толкования по сравнению с действующими. Например, сейчас за нарушение трудовых прав штрафуют по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ без раскрытия конкретных составов нарушения и их характеристик. Новый кодекс максимально конкретизирует данную норму, устанавливая 22 отдельных состава правонарушений в сфере труда.

Читайте так же:  Штраф за отсутствие регистрации для иностранных граждан

Так, в самостоятельные статьи выделены такие нарушения, как несоблюдение продолжительности рабочего времени, непредставление работникам средств индивидуальной защиты, невыплата зарплаты, непроведение СОУТ, сокрытие несчастных случаев и т.д.

Плюсом нового кодекса является и то, что он заметно снизил штрафы по некоторым правонарушениям. Например, снижены штрафы за так называемое «зарплатное рабство» и несдачу отчетности в Росстат.

При этом будет гораздо чаще применяться такой вид наказания, как предупреждение. Оно будет назначаться вместо штрафа за впервые совершенные административные правонарушения. Наказание в виде штрафа не подлежит замене на предупреждение, только если это прямо предусмотрено соответствующей статьей. Сами штрафы ограничены максимальными пределами, которые значительно ниже установленных в настоящее время значений.

По общему правилу, максимальный штраф в новом КоАП РФ будет установлен в следующих размерах:

  • для граждан — 5 000 рублей (сейчас – 500 000 рублей),
  • для должностных лиц – 50 000 рублей (сейчас – 1 млн рублей),
  • для ИП – 100 000 рублей (сейчас – 1 млн рублей),
  • для организаций — 500 000 рублей (сейчас – 60 млн рублей).

Если какой-либо статьей минимальный штраф будет установлен в указанных размерах, суд будет вправе уменьшить штраф даже ниже установленного КоАП минимума.

Несомненным плюсом новой редакции КоАП является закрепленное в ней правило о том, что не допускается одновременное привлечение к ответственности за одно и то же административное правонарушение организации и ее должностных лиц (ст. 2.10 КоАП РФ). По общему правилу за совершаемые нарушения наказываться будут преимущественно должностные лица организаций, а не сами организации.

В частности, за то же «зарплатное рабство» будут штрафовать только руководителей организаций, а не как в настоящее время – руководителей и сами организации (сейчас для юрлиц предусмотрен штраф до 50 000 рублей).

Одновременное назначение штрафов должностным лицам и организациям предусматривается только по некоторым составам правонарушений.

Также к плюсам новой редакции стоит отнести заметное смягчение нормы о таком наказании, как административное приостановление деятельности. В новом кодексе этот вид наказания будет носить наименование «административный запрет деятельности», а предельный срок его назначения будет сокращен с 90 до 30 суток.

Рассмотрим подробнее статьи КоАП в новой редакции, по которым ИП, организации и их должностные лица привлекаются к ответственности чаще всего. Не рассматриваем некоторые штрафы, например за грубое нарушение требований бухучета или непредставление сведений об открытии и закрытии банковского счета, которые останутся без изменений.

Не согласна с вами, и вот почему:

Отражение в бухгалтерском учете административного штрафа

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

31 октября 2012 г.

Если следовать инструкции к применению плана счетов, то на 99 счете учитывают налоговые санкции, про административные там не сказано ни слова.

Штрафы в новом КоАП РФ для организаций и ИП

Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности (ст. 29.29 КоАП РФ)

Пожалуй, самое значительное увеличение штрафов в сфере налогообложения и бухучета касается несдачи обязательного экземпляра годовой бухотчетности.

По новым правилам, нарушение сроков сдачи годовой бухотчетности повлечет наложение штрафа на должностных лиц (бухгалтеров) в размере от 50 000 до 70 000 рублей, а на организации – от 100 000 до 200 000 рублей.

Если организация вообще не сдаст бухотчетность, ее должностных лиц оштрафуют на сумму от 80 000 до 100 000 рублей, а саму организацию – на сумму от 200 000 до 300 000 рублей. Если организация не сдаст бухотчетность, которая подлежит обязательному аудиту, штрафы для ее должностных лиц составят от 100 000 до 200 000 рублей, а для самой организации — от 1 млн до 1,5 млн рублей.

Таким образом, штрафы за бухотчетность будут повышены в несколько тысяч раз.

Напомним, в настоящее время в КоАП РФ отсутствует отдельная статья, предусматривающая ответственность за несдачу обязательного экземпляра годовой бухотчетности. За несдачу баланса должностные лица организации несут ответственность по ст. 15.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Сами же организации несут ответственность в виде штрафа в размере 400 рублей.

Неприменение контрольно-кассовой техники (ст. 29.31 КоАП РФ)

Повышаются штрафы за неприменение ККТ. За первое нарушение штрафы не изменятся. Они составят от ¼ до ½ размера суммы расчета, но не менее 10 000 рублей — для должностных лиц и ИП и от ¾ до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 рублей — для организаций.

Но за повторное неприменение ККТ, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, 1 млн рублей и более, штрафы будут увеличены. Повторное неприменение ККТ повлечет наложение административного штрафа на ИП в размере от 400 000 до 500 000 рублей, а на организации — от 3 млн до 5 млн рублей (сейчас – приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 29.20 КоАП РФ)

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе повлечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей.

Сейчас это нарушение наказывается предупреждением или штрафом в размере от 500 до 1 000 рублей.

Непредставление и несвоевременное представление налоговой отчетности (ст. 29.21 КоАП РФ)

Увеличатся административные штрафы и за нарушение сроков представления налоговой декларации или расчета по страховым взносам.

По новым правилам данное нарушение повлечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).

Читайте так же:  Проверка наличия административных штрафов

Непредставление СЗВ-ТД (ч. 2 ст. 8.1 КоАП РФ)

В новом КоАП РФ будут установлены штрафы за несдачу отчетности по форме СЗВ-ТД.

Неоднократное непредставление либо представление неполных или недостоверных сведений по форме СЗВ-ТД в целях формирования электронных трудовых книжек повлечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организаций и ИП в размере от 300 до 500 рублей. Организациям за то же нарушение будет назначаться штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей.

Непредставление документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 29.22 КоАП РФ)

Непредставление либо отказ от представления в налоговые органы запрошенных документов и информации, а равно представление таких сведений в неполном объеме повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей (сейчас от 100 до 300 рублей). На должностных лиц организаций за данное нарушение будут налагаться штрафы в размере от 4 000 до 8 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).

Невыплата зарплаты (ст. 8.2 КоАП РФ)

Невыплата или неполная выплата зарплаты или других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, а также выплата зарплаты в размере ниже МРОТ повлечет наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 20 000 рублей (сейчас — от 5 000 до 20 000 рублей). Штрафы для ИП составят от 1 000 до 5 000 рублей, а для организаций — от 30 000 до 50 000 рублей. Таким образом, штрафы по большей части сохранятся на действующем уровне.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вместе с тем будут введены повышенные штрафы за невыплату зарплаты двум и более сотрудникам. Несвоевременная выплата зарплаты или других выплат двум и более работникам повлечет наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 30 000 рублей. Для ИП штрафы составят от 10 000 до 30 000 рублей, а для организаций — от 50 000 до 100 000 рублей.

«Зарплатное рабство» (ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ)

Воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену банка, в который переводится его заработная плата, будет наказываться предупреждением или наложением штрафа на ИП и должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей. Штрафы для организаций упраздняются.

Напомним, сейчас за то же нарушение штраф для ИП доходит до 5 000 рублей, для должностных лиц – до 20 000 рублей, а для организаций — до 50 000 рублей.

Нарушение работодателем продолжительности рабочего времени сотрудников (ст. 8.3 КоАП РФ)

За данное нарушение штрафы будут повышены. Нарушение работодателем установленной продолжительности рабочего времени сотрудников или непредоставление им отдыха повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 10 000 до 15 000 рублей, а на организации — от 30 000 до 70 000 рублей.

Сейчас за такое нарушение могут привлечь по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает для должностных лиц и ИП штрафы в размере от 1 000 до 5 000 рублей, а для организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Несдача статистической отчетности в Росстат (ст. 34.11 КоАП РФ)

За данное нарушение новая редакция КоАП предусматривает существенное снижение штрафов. Сейчас за непредставление первичных статистических данных в Росстат должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на сумму от 10 000 до 20 000 рублей, а организации – на сумму от 20 000 до 70 000 рублей.

По новым правилам это же нарушение повлечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 3 000 рублей, на ИП — от 3 000 до 5 000 рублей, на организации — от 5 000 до 10 000 рублей.

Непредставление СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (ст. 29.32 КоАП РФ)

Непредставление в ПФР в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей (сейчас — от 300 до 500 рублей).

Несдача расчета по форме 4-ФСС (ст. 29.27 КоАП РФ)

Нарушение сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы ФСС (4-ФСС) будет грозить должностным лицам административным штрафом в размере от 2 000 до 4 000 рублей. Напомним, сейчас за то же нарушение должностные лица несут административную ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Таким образом, по большей части по сравнению с действующим КоАП РФ размеры штрафов за нарушения, допускаемые в сфере налогообложения, бухучета и трудового права, будут увеличены. Но есть и исключения.

Отражение в учете штрафов за нарушения налогового законодательства

В отличие от штрафных санкций за несоблюдение договорных обязательств, которые относятся к внереализационным расходам организации, уплата штрафов за несоблюдение правил налогообложения производится из прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.

В бухгалтерском учете суммы налоговых санкций отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» (инструкция по применению плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

В налоговом учете данная операция не отражается, так как расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 270 НК РФ).

Таким образом, в типовой конфигурации для корректного отражения штрафа в бухгалтерском и налоговом учете достаточно сделать единственную проводку (см. рис. 1).

Административный штраф налоговый учет

Определяемся с видом штрафа

Для того, чтобы определить порядок бухгалтерского учета штрафа, необходимо уточнить его природу. Так, к примеру, штраф, начисленный за нарушение налогового законодательства в соответствии с нормами НК РФ, отражается в составе прибылей и убытков на счете 99 «Прибыли и убытки» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Читайте так же:  Срок истечения давности административного

Дебет счета 99 – Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

А если это штраф к уплате за нарушение условий хозяйственного договора или штраф, начисленный в связи с нарушением норм КоАП РФ, то отражаться он будет в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 ).

Соответственно, начисленный штраф к получению за нарушение договорных условий будет признаваться прочим доходом (п. 7 ПБУ 9/99 , Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» — Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Проводки на административный штраф

Здравствуйте! Уважаемые коллеги, подскажите, пожалуйста, как провести административный штраф? Д 99/6 К 76/7 — начислен штраф; Д 76/7 К 51 — перечислен штраф. Правильно? Спасибо.

Понятие и виды штрафных наказаний

Это разновидность материальной ответственности за совершенные нелегитимные действия, выраженная в конкретной денежной сумме.

Все штрафы подразделяются на две категории:

  1. Гражданско-правовые — устанавливаются за нарушение сторонами обязательств по договору (п. 7 ПБУ 9/99).
  2. Административный штраф — категория санкций, взыскиваемая различными госорганами и учреждениями. К административным взысканиям относятся платежи в ФНС, ГИБДД, Роспотребнадзор и проч.

Бухучет санкций ведется, согласно нормативам ПБУ 10/99, по следующим счетам:

  • в случае нарушения законодательных норм — по счету 99 «Прибыли и убытки»;
  • при нарушении договорных условий и обязательств и положений КоАП — по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Документальным основанием для отражения штрафных платежей является решение о привлечении к административной ответственности либо платежное (инкассовое) поручение, подтверждающее оплату взыскания.

Издержки на уплату наказания по решению судебных органов и принятые должником организация включает во внереализационные расходы, уменьшая тем самым налогооблагаемую базу налога на прибыль (ст. 265 НК РФ). На основании ПБУ 18/02, этот вид затрат не является составной частью налога на прибыль и не включается в базу, формирующую налог на прибыль. Таким образом, затраты на взыскания подлежат списанию в конце отчетного периода.

Проводки по штрафам

Рассмотрим основные проводки по отражению штрафных санкций в бухгалтерском учете некоммерческих организаций:

  • Дт 99 Кт 68 — начисление наказания за нарушение нормативов действующего налогового законодательства;
  • Дт 76.2 Кт 91 — начислено взыскание за несоблюдение условий и обязательств по договору.

Для некоммерческой организации проводки по штрафам ГИБДД формируются так:

  • Дт 91 Кт 76. субсчет «Административные штрафы» — начислено взыскание ГИБДД за правонарушение по правилам дорожного движения;
  • Дт 76 Кт 50, 51 — бухгалтерские проводки по штрафу за нарушение ПДД (штраф оплачен).

Начисление санкций от ФНС за неуплату налога фиксируется так:

  • Дт 99.1 Кт 68.4 — начисление взыскания;
  • Дт 99.2 Кт 68.4 — отражение пени, начисленной за просроченный налоговый платеж;
  • Дт 68.4 Кт 51 — оплата санкций по просрочке в ФНС.

Расходы на штрафные санкции бюджетных учреждений отражаются на КОСГУ 290 — «Прочие расходы» (Приказ Минфина № 65н от 01.07.2013).

Для бюджетников проводки за административный штраф в бухгалтерском учете в случае получения предписания от инспекции по труду будут такими:

  • Дт 0.401.20.290 Кт 0.303.05.730 — начисление штрафного платежа и пеней;
  • Дт 0.303.05.830 Кт 0.201.11.610 — уплата начисленного платежа.

Штраф – это разновидность денежного взыскания, налагаемого на организацию в связи с нарушением договорных обязательств или требований законодательства. О том, как начисление штрафа отражается в бухгалтерском учете, расскажем в нашей консультации.

Как учесть при расчете налога на прибыль штрафы по решению контролирующих ведомств

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Штрафы, пени и другие санкции, которые перечисляются в бюджет (государственные внебюджетные фонды) и которые взимаются по решению контролирующих ведомств (например, Роспотребнадзором, таможенной или антимонопольной службами), налогооблагаемую прибыль не уменьшают (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете коммерческой организации штрафов за административное правонарушение. Организация рассчитывает налог на прибыль методом начисления

В апреле ЗАО «Альфа» было оштрафовано за несоблюдение сроков подачи таможенной декларации. Размер штрафа составил 10 000 руб. (п. 1 ст. 16.12 КоАП РФ).

В бухучете начисление административного штрафа отражено следующей проводкой:

Дебет 99 Кредит 76
– 10 000 руб. – начислен штраф за нарушение таможенного законодательства.

При расчете налога на прибыль за апрель бухгалтер «Альфы» в состав внереализационных расходов сумму штрафных санкций за нарушение таможенного законодательства не включил.

Административный штраф: проводки в бухгалтерском учете

Таким образом, начисленному штрафу за нарушение ПДД будет соответствовать такая бухгалтерская проводка:

Дебет счета 91 – Кредит счета 76

Аналогичной проводкой будет отражено начисление штрафа трудовой инспекцией и иными аналогичными инстанциями.

Следовательно, оплата административного штрафа будет отражена так:

Дебет счета 76 – Кредит счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др.

К счету 76 может быть открыт отдельный субсчет «Административные штрафы». При этом аналитический учет на счете 76 ведется по контрагенту, выписавшему штраф.

Как наложенный контролирующими органами на организацию административный штраф отражается в бухгалтерском и налоговом учете? Следует ли учитывать сумму административного штрафа в целях налогообложения прибыли? Как сумма штрафа отражается в налоговой декларации по налогу на прибыль?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В бухгалтерском учете административный штраф учитывается в составе прочих расходов, по дебету счета 91. При расчете налогооблагаемой прибыли суммы административных штрафов не учитываются и не отражаются по строке 205 приложения N 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.

Обоснование позиции:

Налог на прибыль организаций

Читайте так же:  Проблема загрязнения окружающей среды мусором

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций.

Суммы административных штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ (часть 5 ст. 3.5 КоАП РФ).

Таким образом, расходы на уплату административных штрафов не могут учитываться при формировании налогооблагаемой прибыли в силу прямого запрета, установленного п. 2 ст. 270 НК РФ.

Пункт 7.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее — Декларация), утвержденного приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/[email protected], устанавливает, что по строке 205 приложения N 2 к листу 02 Декларации отражаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Учитывая, что административный штраф уплачивается в силу требований законодательства, а не вследствие нарушения договорных или долговых обязательств, а также то, что суммы данного штрафа не принимают участия при формировании налогооблагаемой прибыли, считаем, что они не подлежат отражению по строке 205 приложения N 2 к листу 02 Декларации, равно как и в других ее строках.

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99).

Согласно п. 4 ПБУ 10/99 расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Поскольку расходы на уплату административных штрафов не преследуют целью изготовление и (или) продажу продукции, приобретение и продажу товаров, а также не связаны с выполнением работ, оказанием услуг, считаем, что для целей бухгалтерского учета их следует квалифицировать в качестве прочих расходов, перечень которых является открытым (п. 12 ПБУ 10/99).

Отметим, что нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат запрета на отражение в бухгалтерском учете расходов в виде административных штрафов.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее — План счетов и Инструкция), утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Учитывая изложенное, полагаем, что организация правомерно отражала в бухгалтерском учете операции по начислению и уплате административного штрафа:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76
— начислен административный штраф;

Дебет 76 Кредит 51
— административный штраф перечислен в бюджет.

Учитывая, что данный вид расходов при налогообложении прибыли не учитывается, в бухгалтерском учете возникнет постоянная разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода (п.п. 3, 4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (далее — ПБУ 18/02)), что приведет к необходимости отражения на счетах постоянного налогового обязательства в величине, определяемой как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату (п. 7 ПБУ 18/02):

Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Подчеркнем, что данные регистров бухгалтерского учета не всегда могут напрямую использоваться для целей ведения налогового учета и формирования Декларации в силу наличия различных правил квалификации видов доходов и расходов и порядка их признания. Для этого регистры бухгалтерского учета следует «адаптировать» к требованиям главы 25 НК РФ, например, дополнив необходимыми реквизитами (ст. 313 НК РФ).

Отметим, что существует позиция, согласно которой суммы административных штрафов следует отражать по аналогии с суммами штрафных санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, то есть непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки» (п. 15 ПБУ 10/99, п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасёва Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

21 апреля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Проводки на административный штраф

Опции темы

Мы отражаем так: Д91.2 К 76 начислен, Д 76 К 51 перечислен. В н/у не принимается, по ПБУ 18 ПР и ПНО.

Дт 99 Кт 76
А штраф за что и кто наложил?

Видео (кликните для воспроизведения).

Про это уже сто миллионов раз на форуме писали. Не принципиально: 99 или 91. Каждый после обсуждения при своем мнении оставался.
Лично я по договарам отношу на счет 91, а санкции органов — на 99.

Источники

Административные штрафы в налоговом учете
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here