Административные проблемы органов внутренних дел

Полезное по теме: "Административные проблемы органов внутренних дел" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

О некоторых проблемах административной практики органов внутренних дел

Дугенец А.С., доктор юридических наук, профессор.

Цветков Р.В., соискатель ВНИИ МВД России.

В условиях существенного реформирования системы общественных отношений в Российской Федерации представляется необходимым обратиться к некоторым вопросам деятельности органов внутренних дел. Являясь неотъемлемым звеном отечественной правоохранительной системы, органы внутренних дел (милиция) относятся к числу основных субъектов административной юрисдикции, от эффективности которой существенно зависит состояние общественного порядка, общественной безопасности, предупреждение правонарушений.

Закон определяет категории должностных лиц органов внутренних дел (милиции), правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, и одновременно устанавливает их административно-юрисдикционные полномочия.

Среди указанных должностных лиц важное место занимают руководители вышеупомянутых органов и подразделений внутренних дел (милиции), к ведению которых отнесено рассмотрение дел о правонарушениях, предусмотренных целым рядом статей Особенной части Кодекса (п. п. 1 и 2 статьи 23.3 КоАП РФ).

Следует обратить внимание на то, что в данной статье используются формулировки «территориальные управления (отделы) внутренних дел и приравненные к ним органы внутренних дел», «территориальные отделы (отделения) милиции», «линейные управления (отделы, отделения) внутренних дел на транспорте». Очевидно, что термины «территориальные» и «линейные» следует соотносить с объектами обслуживания органов внутренних дел, поскольку ст. 7 — 9 указанного Закона устанавливают, что деятельность органов внутренних дел осуществляется в субъектах Российской Федерации, районах, городах, в закрытых административно-территориальных и иных муниципальных образованиях, а также на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

В целях обеспечения оперативного рассмотрения некоторых категорий дел об административных правонарушениях административно-юрисдикционными полномочиями наделяются различные должностные лица дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) органов внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции и другие сотрудники милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил.

В связи со специфическими особенностями рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения административно-юрисдикционную деятельность уполномочены осуществлять руководители и соответствующие сотрудники различных подразделений государственной инспекции безопасности дорожного движения (пп. 5 — 8), а по некоторым категориям дел — также участковые уполномоченные (с учетом сельской местности).

Важнейшей составляющей производства по делам об административных правонарушениях является стадия рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесение постановления по нему.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

  1. о назначении времени и места рассмотрения дела;
  2. о вызове заинтересованных лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
  3. об отложении рассмотрения дела;
  4. о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, составившему протокол, в случае составления его и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
  5. о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции данного должностного лица ОВД, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение.

После рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

  1. о назначении административного наказания;
  2. о прекращении производства по делу в случае:

а) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу;

б) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП России;

в) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих определений:

  1. о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции данного должностного лица ОВД.

Одним из проблемных вопросов, выявленных автором в ходе выборочного интервьюирования сотрудников практических органов внутренних дел, является вопрос о передаче дела судье. Логика и дух закона предполагают, что к данному шагу должностное лицо органов внутренних дел должно привести всестороннее изучение материалов дела, с одной стороны, а с другой стороны, учет особенностей лица, привлекаемого к административной ответственности. Как правило, материалы дела об административном правонарушении передаются судье в случаях, когда рассматривавшее дело должностное лицо ОВД считает, что предоставленных ему законом полномочий по применению административного наказания недостаточно для адекватного воздаяния правонарушителю. Именно в этом случае он и предает дело судье, чей объем правомочий несравнимо шире.

На практике же встречаются разнообразные отступления от этой вполне логически выверенной схемы действий. Суть этих отступлений можно выразить в двух внешне противоречивых, но вызываемых одной побудительной причиной тенденциях.

Другая тенденция состоит в стремлении руководителей рассмотреть все дела, относящиеся к их компетенции, вне зависимости от обстоятельств дела и личности правонарушителя. К этому их могут подталкивать два обстоятельства:

  • стремление увеличить числовые показатели, отражающие оперативно-служебную деятельность по рассмотрению дел об административных правонарушениях;
  • нежелание отвлекать силы и средства вверенного органа внутренних дел для обеспечения рассмотрения дел об административных правонарушениях в суде.

Несмотря на кажущуюся противоречивость вышеупомянутых тенденций, в их основе лежит одна причина — принесение принципа справедливости административно-юрисдикционного процесса в жертву ложно понимаемой служебной целесообразности.

Преодолению указанных негативных явлений должно способствовать более четкое разграничение полномочий по применению административных наказаний между судьями и руководителями органов внутренних дел (иными должностными лицами ОВД), а также усиление ведомственного и общественного контроля за административно-юрисдикционной деятельностью как одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (милиции) Российской Федерации.

http://wiselawyer.ru/poleznoe/27558-nekotorykh-problemakh-administrativnoj-praktiki-organov-vnutrennikh

дипломная работа Организация исполнения органами внутренних дел административных наказаний

Органы внутренних дел как субъект административной юрисдикции. Система административных наказаний применяемых в органах внутренних дел. Проблемы возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, подведомственных органах внутренних дел.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Читайте так же:  К физическому загрязнению окружающей среды относятся

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Государство и право
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 16.09.2017
Размер файла 75,3 K

Подобные документы

Виды судебной подведомственности: исключительная, множественная, альтернативная. Особенности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. Анализ подведомственности дел об административных правонарушениях органами внутренних дел.

курсовая работа [68,5 K], добавлен 26.05.2012

Правила рассмотрения судами общей юрисдикции дел о привлечении к административной ответственности в Российской Федерации. Порядок возбуждения дела. Практика исполнения и пересмотра вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях.

дипломная работа [59,2 K], добавлен 17.09.2014

Правовые основы деятельности органов внутренних дел. Предупреждение органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних, рецидивной преступности. Особенности методов индивидуального профилактического воздействия.

методичка [94,8 K], добавлен 29.04.2011

Понятие субъекта административного права. Подведомственность дел об административных правонарушениях. Производство по делам о правонарушениях, осуществляемое в органах внутренних дел (полиции). Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении.

курсовая работа [32,4 K], добавлен 25.02.2012

Стадии производства по делам об административных правонарушениях. Порядок исполнения постановлений по делам о правонарушениях органами внутренних дел и судебными приставами. Практика функционирования негосударственных систем принудительного исполнения.

дипломная работа [104,2 K], добавлен 16.01.2017

Общая характеристика и основные виды административных наказаний. Нормативно-правовое регулирование исполнения отдельных видов административных наказаний. Актуальные вопросы и основные особенности исполнения отдельных видов административных наказаний.

реферат [29,6 K], добавлен 15.01.2017

Процессуальные формы возбуждения дел об административных правонарушениях. Возбуждение дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов. Методика расследования административных правонарушений в области таможенного дела.

курсовая работа [48,2 K], добавлен 06.09.2015

Понятие и цели административных наказаний, характеристика видов и общие принципы привлечения к ним. Изучение проблемы административных наказаний, наложения и смягчения в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

дипломная работа [81,0 K], добавлен 01.12.2010

Анализ административных правонарушений против правосудия в Республике Беларусь. Основные признаки правосудия. Полномочия сотрудников органов внутренних дел при составлении протоколов об административных правонарушениях, подготовке дел к рассмотрению.

курсовая работа [66,0 K], добавлен 30.05.2016

Понятие и цель административного производства, особенности расследования дел об административных правонарушениях. Права и обязанности прокурора и адвоката, свидетели, проходящие по делу. Система органов внутренних дел. Принципы государственной службы.

контрольная работа [30,6 K], добавлен 17.01.2011

http://knowledge.allbest.ru/law/d-2c0b65635a2bc79a5c43a89521216d36.html

Некоторые проблемные вопросы правового статуса сотрудников органов внутренних дел в современной России

Дата публикации: 14.09.2018 2018-09-14

Статья просмотрена: 988 раз

Библиографическое описание:

Амбарцумов К. С. Некоторые проблемные вопросы правового статуса сотрудников органов внутренних дел в современной России // Молодой ученый. — 2018. — №37. — С. 42-44. — URL https://moluch.ru/archive/223/52585/ (дата обращения: 16.02.2020).

В работе автор анализирует современные правовые проблемы статуса сотрудников полиции. На первый план выдвигаются проблемы Закона о полиции, регулирующего деятельность сотрудников полиции. Цель работы заключается в анализе некоторых элементов правового статуса сотрудников полиции.

Ключевые слова: ОВД, государственная служба, сотрудник полиции, полиция, министерство внутренних дел, реформирование.

Согласно конституционным положениям в Российской Федерации главной и высшей ценностью страны признаются права и свободы человека. В связи с этим одной из обязанностей государства является защита и соблюдение прав и свобод всего населения Российской Федерации. Данная функция осуществляется, в том числе, с помощью полиции, как государственно-исполнительного органа власти, в лице сотрудников органов внутренних дел (далее — ОВД), которые в свою очередь охраняют все блага общества, закрепленные Конституцией РФ [1]. Так, в частности, на данное положение указывает ст. 2 Федерального закона от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) [2].

Однако, как отмечают ученые и эмпирические данные по изучению деятельности ОВД, степень доверия общества к органам внутренних дел уже на протяжении долгого времени далека от идеала. ОВД не только не расцениваются как органы, призванные оберегать и защищать человека от противоправных действий других лиц, но и зачастую воспринимаются как силовая структура, несущая в себе угрозу для общества [3].

Актуальность заявленной темы также заключается в том, что глобальное реформирование деятельности ОВД кардинально изменило правовое положение сотрудников, в связи с чем, вызвало многоженство вопрос и пробелов регулирования их правового статуса.

Решению вышеуказанных проблем, связанных с деятельностью и правовым статусов сотрудников полиции, способствует совершенствование законодательной регламентации и практической реализации деятельности органов ОВД.

В начале работы хотелось бы отметить, что понимается под правовым статусом сотрудника полиции. Так согласно ч. 1 ст. 25 Закона о полиции, сотрудником полиции является гражданин РФ, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.

В науке под правовым статусом сотрудника полиции понимается «законодательно установленные государством и соединенные права, обязанности и свободы, связанные с гарантией стабильности государственной и общественной жизни» [3, с. 194].

При анализе понятия сотрудника полиции, закрепленного в законодательстве, можно сделать вывод, что оно не содержит основополагающих начал, указывающих на целевое назначение данного правового статуса.

Как указывает Дмитриева Н. И. в своей работе: «понятия правового статуса сотрудника ОВД напрямую связано с системой характеризующих элементов, которые включают в себя права, обязанности, правовые преимущества, а также ограничения, запреты и ответственность» [4, с. 37].

В Законе о полиции изложены все структурообразующее элементы, указанные выше. Стоит отметить, что все права и обязанности полицейских условно можно разделить на две группы: общее и специальные.

Наибольший интерес вызывает категория специальных прав сотрудника полиции, которые характеризуют его как представителя органа государственной власти. Специальные права сотрудника закреплены в ст. 28 Закона о полиции.

Читайте так же:  Тема загрязнение окружающей среды на английском

Так, в частности, в целях выполнения возложенных на полицию задач, в числе прочих полиция наделена правами применять отдельные меры государственного принуждения. Применение сотрудниками полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Почему же сотрудники полиции, применяя меры государственного принуждения, зачастую, сами нарушают закон? Думается, основными причинами этому являются несовершенство законодательства и низкая правовая грамотность сотрудников полиции [5].

Например, очень часто, сотрудники полиции путают такие меры государственного принуждения, превышают должностные полномочия, а также выполняют функции, которые не предусмотренные законодательством РФ.

Важнейшим, на наш взгляд, в контексте заявленной темы, является вопрос об ответственности как элементе правового статуса сотрудника полиции. Ученые констатируют тот факт, что вопросы привлечения к ответственности сотрудников полиции на сегодняшний момент являются одними из актуальнейших в государстве [6].

Несмотря на многочисленные научные работы по вопросам административного наказания и административной ответственности, до сих пор не осуществлено комплексное исследование юридического механизма применения административной ответственности к полицейским.

Административисты говорят о необходимости определить юридическую природу и основания применения административной ответственности сотрудников полиции [7].

Особый порядок привлечения полицейских к административной ответственности установлен ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ и ст. 15 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел» [8] и заключается он в том, что сотрудники за совершение правонарушений, за исключением нарушений, указанных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, несут дисциплинарную ответственность, т. е. меры административного наказания в этих случаях не применяются.

Обобщая анализа норм, регулирующих ответственность сотрудников органов внутренних дел за совершение правонарушений, можно сделать вывод, что сотрудники за совершенные административные правонарушения привлекаются либо к административной, либо к дисциплинарной ответственности, что противоречит определению административного правонарушения, указанного в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ.

Следовательно, деяния, за исключением указанных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ в случае их совершения сотрудниками органов внутренних дел, не являются административными правонарушениями, так как при буквальной интерпретации норм КоАП РФ такие деяния не квалифицируются как административные правонарушения.

Таким образом, при совершении правонарушений сотрудниками полиции, попадающих под административный состав, их деяния чаще расцениваются как дисциплинарные.

Помимо указанного, в правовой статус сотрудников полиции входят социальные гарантии. Гарантии сотрудникам полиции закреплены в Федеральном законе от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [9].

Практика реализации вышеуказанного Федерального закона в части осуществления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения показывает, что данным правом воспользовались не все сотрудники, а те, кому удалось это сделать, не все фактически нуждались в улучшении жилищных условий. Большинство полицейских, которые ютятся в общежитиях, имея при этом на руках детей или престарелых родителей, честно и добросовестно прослужившие много лет, иногда вынуждены наблюдать, как руководитель, у которого есть необходимые связи, получает солидную «социальную выплату» на улучшение и без того хороших жилищных условий. Такие случаи создают атмосферу недоверия и подрывают основы служебной деятельности.

Подводя итог статье, можно сделать вывод, что правовой статус полицейских — это система элементов, включающая в себя гражданство, возраст, права, обязанности, правовые преимущества, а также ограничения, запреты и ответственность, которые в свою очередь регулируются законодательством РФ. В рамках совершенствования правового статуса сотрудника полиции необходимо выдвигать содержание и механизм реализации правовых запретов и ограничений, позволяющих не допускать сотрудниками полиции злоупотребления полномочиями, контролировать их деятельность в целях реализации задач законодательства, также необходимо усовершенствовать механизм административной ответственности.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // в Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О полиции» // Российская газета, № 25, 08.02.2011.

3 Виноградова В. С. Правовой статус полиции в современной России: теоретико-инструментальный и сравнительный анализ: дисс. канд. юрид. наук. Краснодар, 2014.

4 Репьев А. Г. Правовые преимущества как необходимый элемент укрепления правового статуса сотрудника органов внутренних дел (на примере участковых уполномоченных полиции) // Юристъ — Правоведъ, 2017. № 4 (83). С. 194–200.

5 Дмитриева Н. И. Правовой статус сотрудника полиции: проблемы совершенствования // Научный журнал. 2018. № 2 (25). С. 37–40.

6 Ваньков А. В. Вопросы применения полицией мер государственного принуждения // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях. Сборник материалов XXI международной научно-практической конференции. 2016. С. 158–162.

7 Маюров Н. П., Бялт В. С. Совершенствование дисциплинарных правоотношений в органах внутренних дел // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 3. С. 225–229.

8 Камасова А. Г. Административное правонарушение как основание административной ответственности сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 86–88.

9 Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, № 275, 07.12.2011.

10 Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, № 157, 21.07.2011.

http://moluch.ru/archive/223/52585/

Актуальные проблемы административной деятельности органов внутренних дел (посвящается 25-летнему юбилею кафедры административной деятельности органов внутренних дел)

Страна: Россия

Город: Санкт-Петербург

Видео (кликните для воспроизведения).

Тезисы до: 22.09.2017

Даты: 29.09.17 — 29.09.17

Область наук: Юридические;

Е-мейл Оргкомитета: [email protected]

Организаторы: Санкт-Петербургский университет МВД России

29 сентября 2017 года Санкт-Петербургский университет МВД России проводит межвузовскую научно-практическую конференцию

«Актуальные проблемы административной деятельности органов внутренних дел (посвящается 25-летнему юбилею кафедры административной деятельности органов внутренних дел)»

Для формирования программы и сборника материалов конференции просим представить до 23 сентября 2017 года в оргкомитет заявки участников и научные статьи по электронной почте: [email protected] (заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, подполковник полиции, кандидат юридических наук, доцент Беженцев Александр Анатольевич (+7-911-213-37-51).

Читайте так же:  Жалоба главному приставу на пристава исполнителя

По результатам работы конференции планируется издание сборника научных статей!

Участие в конференции бесплатное. Расходы, связанные с проездом, проживанием и питанием, участники конференции несут самостоятельно. О необходимости встречи и бронирования мест для проживания просим сообщить заранее.

Конференция будет проходить по адресу: ул. Летчика Пилютова, д. 1, Санкт-Петербургский университет МВД России, факультет подготовки сотрудников для оперативных подразделений, ауд. 116, «Амфитеатр».

Начало регистрации участников: 09:00.
Начало работы конференции: 10:00.

Последний день подачи заявки: 22 сентября 2017 г.

Организаторы: Санкт-Петербургский университет МВД России

Контактная информация: Тел.: +7-911-213-37-51 – заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, подполковник полиции, к.ю.н., доцент Беженцев Александр Анатольевич

http://www.science-community.org/ru/node/181956

Нарушение служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел: актуальность проблемы, причины и некоторые пути её решения

Статья просмотрена: 10067 раз

Библиографическое описание:

Мальцев Е. П. Нарушение служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел: актуальность проблемы, причины и некоторые пути её решения // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 382-384. — URL https://moluch.ru/archive/47/5874/ (дата обращения: 16.02.2020).

В истории России органы внутренних дел всегда занимали значительное место, в том числе и в системе органов государственной власти, оказывая заметное влияние на общественно-политическую ситуацию в стране. В этом отношении не является исключением и современный период развития российского общества. Данная государственная структура находится под пристальным вниманием руководства страны, политических сил самого различного спектра, общественности и рядовых граждан. Это объясняется, в первую очередь, функционально-целевым назначением органов внутренних дел, наличием у них широких полномочий по применению комплекса мер для конструирования систем общественной и личной безопасности и обеспечения их эффективного функционирования.

В связи с реформированием Министерства внутренних дел России и его территориальных органов, совершенствованием системы гарантий прав и основных свобод граждан, отмечается повышенное внимание государства и общества к вопросам правового статуса сотрудников органов внутренних дел, в том числе к повышенным требованиям, предъявляемым к служебной дисциплине сотрудников органов внутренних дел.

На проблему соблюдения служебной дисциплины было обращено и внимание Президента Российской Федерации, который потребовал от государственных и муниципальных служащих, чтобы они соотносили свои действия с установленными правилами поведения на службе, «…невыполнение данных правил должно влечь дисциплинарную ответственность, а в необходимых случаях административную или уголовную ответственность» [1]. В одном из своих выступлений Д.А. Медведев отметил, что «…значительная часть проблем, существующих и в Вооруженных силах и в правоохранительных органах, и в специальных службах, связана с падением дисциплины … Дисциплина – ключ к решению самых разных задач… Обратите внимание на дисциплину, потому что ею заниматься нужно всегда» [2].

Очевидно, что представление об органах правопорядка складывается в первую очередь на основе личного контакта с его сотрудниками. Поэтому очень важно, каким будет сотрудник органов внутренних дел (полиции). От этого во многом зависит и успех проводимой реформы МВД, в рамках которой особое внимание уделяется повышению профессиональных и личностных требований к кадровому составу.

Несмотря на принимаемые меры по профилактике, нарушения служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел остаются еще на достаточно высоком уровне. Ряд происшествий произошедших с участием и по вине сотрудников полиции вызвали большой общественный резонанс и резкий рост критики в их адрес, что способствует формированию негативного отношения граждан к органам внутренних дел, снижению эффективности принимаемых мер по укреплению доверия граждан к органам правопорядка.

Среди причин роста числа дисциплинарных проступков сотрудниками органов внутренних дел, ученые выделяют ряд факторов носящих «объективно-субъективный» характер, оказывающих отрицательное влияние на состояние служебной дисциплины как отдельно взятого сотрудника, так и всего подразделения в целом, к их числу относят [3,4].

    Детальную правовую регламентацию деятельности сотрудников, которая означает необходимость руководствоваться заранее предписанными правилами (например, служебными инструкциями, приказами и т, д.). С одной стороны, несоблюдение этих правил может препятствовать успешному выполнению служебных обязанностей и соблюдению принципа законности. С другой стороны, высокая жесткость реализуемых предписаний и необходимость их точного выполнения могут вызвать стремление действовать по шаблону, не вникая глубоко в содержание той или иной правовой нормы и способствовать, тем самым, возникновению проявлений профессиональной деформации.

    Наличие властных полномочий, которые предоставлены сотрудникам органов внутренних дел для того, чтобы они могли более полно реализовать свои должностные обязанности, направленные, в частности, на обеспечение безопасности, благо­получия и спокойствия граждан. К подобным властным полномочиям отно­сятся, например, возможность применения санкций принуждения, выясне­ние подробных обстоятельств личной жизни людей, ограничение свободы отдельных граждан, и даже применение силы. В результате у сотрудников, реализующих данные полномочия, может выработаться склонность к их чрезмерному и недостаточно обоснованному применению.

    Повышенную социальную и юридическую ответственность за ха­рактер и результаты своей деятельности, когда успехи могут оказываться незамеченными, но почти каждая ошибка становится объектом пристально­го внимания со стороны общественности и может быть наказуема законом.

    Психические и физические перегрузки. Психофизиологические перегрузки могут быть вызваны нестабиль­ным графиком работы, длительным лишением сна, резкими колебаниями вынужденной активности или, напротив, монотонностью деятельности и продолжительными дежурствами, а также работой в неудобное или сверх­урочное время. В таких условиях труда происходит перенасыщенность информацией или, наоборот, наступает сенсорная изоляция. В результате организм не успевает адаптироваться к быстро изменяющимся условиям несения службы, что снижает продуктивность деятельности, повышает ве­роятность травматизма и происшествий.

    Организационный фактор, выраженный наличием неопределенных ролевых обязанностей и отсутствие точ­ных должностных инструкций. Нечеткий перечень служебных функций ставит сотрудников в уязвимую позицию. Если они не вмешиваются в ситуацию, то это может быть расценено как бездействие. Если же они проявляют инициативу, то это иногда понимается как превышение полномочий.

    Рассмотренные нами факторы, не охватывают всего многообразия отношений и сложных ситуаций, возникающих в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Но учитывая влияние этих и других факторов, причин и условий необходимо проводить активную работу по поддержанию и укреплению служебной дисциплины по двум основным направлениям.

    Первое направление — внесение корректив в содержание, методы и принципы применения административно-правовых средств обеспечения и поддержания служебной дисциплины, путем внесения поправок в действующее законодательство. И здесь особое внимание должно быть уделено институту дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, поскольку, являясь с одной стороны, средством обеспечения законности и эффективности деятельности в сфере исполнения возложенных на них задач, с другой стороны выступает юридической гарантией защиты правового статуса сотрудника. Оптимизация дисциплинарной практики и защита сотрудников от произвольного применения мер дисциплинарного воздействия обуславливает необходимость совершенствования этого института.

    Читайте так же:  Надзор жалоба административному делу

    В рамках данного направления необходимо решить ряд проблемных вопросов, а именно:

      Изложить определение нарушения служебной дисциплины в следующей редакции: «Нарушением служебной дисциплины понимается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей и непосредственного руководителя при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав, если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность».

      Исключить из перечня дисциплинарных взысканий, применяемых к сотрудникам органов внутренних дел, санкции, схожие по характеру последствий для нарушителя. Так, можно констатировать отсутствие какого-либо внятного различия между такими взысканиями как «выговор» и «строгий выговор». Можно сделать вывод о том, что подобное деление взысканий на виды весьма условно, и как правило, их применение основано от степени «психологического» воздействия, которое необходимо оказать на нарушителя служебной дисциплины. Мы предполагаем, что такая «развернутая» система дисциплинарных взысканий, скорее всего, является «данью традициям», архаизмом, и связана с тем, что на протяжении всего времени существования милиции система дисциплинарных отношений строилась применительно к дисциплинарным отношениям, сложившимся в Красной армии, и регулировалась дисциплинарными уставами, разработанными на основе уставов РККА [5]. По нашему мнению, дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора необходимо исключить.

      На законодательном уровне, по-прежнему, остался не решенным вопрос об особенностях привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, в отношении которых была произведена замена административной ответственности дисциплинарной. Нет также и указания на необходимость информировать должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении, о примененном в отношении виновного сотрудника дисциплинарном взыскании.

      Думается, что в ст. 51 федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел» необходимо внести уточнение, какие взыскания следует применять в случае замены административной ответственности дисциплинарной, в целях обеспечения справедливости наказания. Очевидно, что при совершении административного правонарушения, влекущего для обычного гражданина административный штраф, ограничиться замечанием вряд ли возможно. С другой стороны, факт привлечения сотрудника к административной ответственности не влечет никаких последствий по службе, в отличие от дисциплинарного взыскания.

        Начальнику (руководителю) необходимо стремиться к тому, чтобы налагаемое на сотрудника взыскание соответствовало тяжести совершенного проступка и степени его вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимается во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение сотрудника, признание им своей вины, его отношение к службе, результаты деятельности, наличие либо отсутствие не снятого дисциплинарного взыскания.

        Второе направление заключается в проведении эффективной работы по психологическому обеспечению профилактики деструктивного поведения среди сотрудников органов внутренних дел. Развитие психологического мониторинга девиантного поведения сотрудников ОВД и последующая коррекция этого поведения являются основой для дальнейшего совершенствования профилактики нарушений служебной дисциплины и законности личным составом. Как система она должна включать в себя два основных направления (превентивное и реабилитационное) и реализовываться в условиях:

          повышения у сотрудников уважения к избранной профессии и утверждения в ОВД прогрессивной организационной культуры;

          формирования правильного отношения руководства и всех сотрудников к профессиональной деформации, проведению периодического освидетельствования на её наличие и принятию соответствующих мер воздействия;

          создания инновационного климата для внедрения форм и методов, способствующих профессиональному и личностному росту личного состава ОВД;

          разнообразия форм проведения досуга, т. к. сегодня значительная часть правонарушений и чрезвычайных происшествий все еще совершается во внеслужебное время;

          создания мотивации у сотрудников органов внутренних дел на профессиональную деятельность.

          В рамках данного направления необходимо уделить особое внимание дисциплинарной практике руководителя (начальника, командира) по поддержанию высокого уровня организованности и дисциплинированности личного состава. Она достигает своей цели только тогда, когда осуществляется правильно и в ней используется все многообразие средств воздействия на личный состав и учитываются психологические особенности подчиненных. Эффективная дисциплинарная практика связана с умениями руководителя предъявлять обоснованные требования к подчиненным, справедливо применять поощрения за достижения в труде и налагать взыскания за совершенные дисциплинарные проступки.

          Успех в применении указанных мер профилактики нарушений дисциплины и законности среди личного состава ОВД, естественно, во многом зависит от позиции, занимаемой руководителями различного уровня. Если они сами не демонстрируют образцы ответственного и дисциплинированного отношения к делу (и тем самым не утверждают свой авторитет), вместо них активное влияние на подчиненных будут оказывать неформальные лидеры. В случае, если последние являются людьми недисциплинированными, их модель поведения будет накладывать негативный отпечаток на поведение других сотрудников. Крайне важно повысить роль руководителей в осуществлении ежедневной воспитательной работы с личным составом. От ее качества зависит, смогут ли сформироваться и проявиться у подчиненных такие нравственные характеристики, как чувство долга и ответственности, совести и непримиримости к антиобщественным проявлениям [6].

          Послание Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию РФ. 5 ноября 2008 года // www . kremlin . ru

          Стенограмма выступления Президента РФ Д.А. Медведева на церемонии представления офицеров, назначенных на вышестоящие командные должности, и присвоения им высших воинских (специальных) званий // http : // ПрезидентРФ/ новости/ 9813

          Безносов С.П. Профессиональные деформации личности (подходы, концепции, метод): Автореф. дис. доктора психол. наук. — СПб: СПбГУ, 1997.

          Медведев В.С. Профессиональная деформация лично­сти как проблема ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. № 1 (3). С. 15 — 17.

          Горбунов С.П. Становление и развитие дисциплинарных отношений в милиции РСФСР (1917 — 1931 гг.): дисс…. канд. юрид. наук. — Москва, 2001.

          Психологическое обеспечение профилактики нарушений служебной дисциплины в органах внутренних дел: учебно-методическое пособие. — М.: ЦОКР МВД России, 2008. — С.3

          Читайте так же:  Форма жалобы на бездействие судебного пристава исполнителя

          http://moluch.ru/archive/47/5874/

          О некоторых проблемах административной практики органов внутренних дел

          (Дугенец А. С., Цветков Р. В.)

          («Административное право и процесс», 2007, N 1)

          О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ

          ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

          А. С. ДУГЕНЕЦ, Р. В. ЦВЕТКОВ

          Дугенец А. С., доктор юридических наук, профессор.

          Цветков Р. В., соискатель ВНИИ МВД России.

          В условиях существенного реформирования системы общественных отношений в Российской Федерации представляется необходимым обратиться к некоторым вопросам деятельности органов внутренних дел. Являясь неотъемлемым звеном отечественной правоохранительной системы, органы внутренних дел (милиция) относятся к числу основных субъектов административной юрисдикции, от эффективности которой существенно зависит состояние общественного порядка, общественной безопасности, предупреждение правонарушений.

          Закон определяет категории должностных лиц органов внутренних дел (милиции), правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, и одновременно устанавливает их административно-юрисдикционные полномочия.

          Среди указанных должностных лиц важное место занимают руководители вышеупомянутых органов и подразделений внутренних дел (милиции), к ведению которых отнесено рассмотрение дел о правонарушениях, предусмотренных целым рядом статей Особенной части Кодекса (п. п. 1 и 2 статьи 23.3 КоАП РФ).

          Следует обратить внимание на то, что в данной статье используются формулировки «территориальные управления (отделы) внутренних дел и приравненные к ним органы внутренних дел», «территориальные отделы (отделения) милиции», «линейные управления (отделы, отделения) внутренних дел на транспорте». Очевидно, что термины «территориальные» и «линейные» следует соотносить с объектами обслуживания органов внутренних дел, поскольку ст. 7 — 9 указанного Закона устанавливают, что деятельность органов внутренних дел осуществляется в субъектах Российской Федерации, районах, городах, в закрытых административно-территориальных и иных муниципальных образованиях, а также на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

          В целях обеспечения оперативного рассмотрения некоторых категорий дел об административных правонарушениях административно-юрисдикционными полномочиями наделяются различные должностные лица дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) органов внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции и другие сотрудники милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил.

          В связи со специфическими особенностями рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения административно-юрисдикционную деятельность уполномочены осуществлять руководители и соответствующие сотрудники различных подразделений государственной инспекции безопасности дорожного движения (пп. 5 — 8), а по некоторым категориям дел — также участковые уполномоченные (с учетом сельской местности).

          Важнейшей составляющей производства по делам об административных правонарушениях является стадия рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесение постановления по нему.

          При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

          1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

          2) о вызове заинтересованных лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

          3) об отложении рассмотрения дела;

          4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, составившему протокол, в случае составления его и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

          5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции данного должностного лица ОВД, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение.

          После рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

          1) о назначении административного наказания;

          2) о прекращении производства по делу в случае:

          а) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу;

          б) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП России;

          в) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

          По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих определений:

          1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

          2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции данного должностного лица ОВД.

          Одним из проблемных вопросов, выявленных автором в ходе выборочного интервьюирования сотрудников практических органов внутренних дел, является вопрос о передаче дела судье. Логика и дух закона предполагают, что к данному шагу должностное лицо органов внутренних дел должно привести всестороннее изучение материалов дела, с одной стороны, а с другой стороны, учет особенностей лица, привлекаемого к административной ответственности. Как правило, материалы дела об административном правонарушении передаются судье в случаях, когда рассматривавшее дело должностное лицо ОВД считает, что предоставленных ему законом полномочий по применению административного наказания недостаточно для адекватного воздаяния правонарушителю. Именно в этом случае он и предает дело судье, чей объем правомочий несравнимо шире.

          На практике же встречаются разнообразные отступления от этой вполне логически выверенной схемы действий. Суть этих отступлений можно выразить в двух внешне противоречивых, но вызываемых одной побудительной причиной тенденциях.

          Другая тенденция состоит в стремлении руководителей рассмотреть все дела, относящиеся к их компетенции, вне зависимости от обстоятельств дела и личности правонарушителя. К этому их могут подталкивать два обстоятельства:

          — стремление увеличить числовые показатели, отражающие оперативно-служебную деятельность по рассмотрению дел об административных правонарушениях;

          — нежелание отвлекать силы и средства вверенного органа внутренних дел для обеспечения рассмотрения дел об административных правонарушениях в суде.

          Несмотря на кажущуюся противоречивость вышеупомянутых тенденций, в их основе лежит одна причина — принесение принципа справедливости административно-юрисдикционного процесса в жертву ложно понимаемой служебной целесообразности.

          Преодолению указанных негативных явлений должно способствовать более четкое разграничение полномочий по применению административных наказаний между судьями и руководителями органов внутренних дел (иными должностными лицами ОВД), а также усиление ведомственного и общественного контроля за административно-юрисдикционной деятельностью как одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (милиции) Российской Федерации.

          Видео (кликните для воспроизведения).

          http://center-bereg.ru/m3323.html

          Административные проблемы органов внутренних дел
          Оценка 5 проголосовавших: 1

          ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

          Please enter your comment!
          Please enter your name here