Административные правонарушения правовая характеристика

Полезное по теме: "Административные правонарушения правовая характеристика" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Вопрос 4. Состав административного правонарушения и юридическая характеристика его элементов

Состав правонарушенияэто логико-содержательная конструкция, предусмотренная нормами права. В этой конструкции все названные признаки группируются по определенному критерию, составляя четыре элемента состава правонарушения: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона. Только единство этих четырех элементов образует состав нарушения. Отсутствие хотя бы одного из них уже не дает оснований говорить о составе правонарушения.

Объект административного правонарушения –это те общественные отношения, которые защищаются и укрепляются административным правом через систему санкций и на которые посягает нарушитель. Из всей массы общественных отношений административное право регулирует, прежде всего, отношения в сфере государственного управления, деятельности исполнительных органов. Но управление осуществляется в различных отраслях и областях общественно-государственной жизни – экономической, социальной, демографической и других. Поэтому общественные отношения в этих сферах являются частными объектами административных правонарушений. Структура Особенной части КоАП (Раздел II) как раз и построена по признаку частного объекта посягательств. Так, глава 5 посвящена посягательствам на общественные отношения в области охраны прав граждан, глава 7 – в области охраны собственности, глава 14 – в области предпринимательской деятельности и т.д.

От объекта следует отличатьпредмет посягательства,т.е. непосредственно то, на что направлено противоправное деяние нарушителя (при браконьерстве – животные, рыбы, растения, при нарушении порядка ценообразования – цены на товары и услуги, при повреждении сооружений – здания, устройства, установки и т.д.).

Субъект административного правонарушения – тот, кто нарушил закон. КоАП дает этот перечень:

индивидуальные субъекты: граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица;

коллективные субъекты или юридические лица.

В отношении физических лиц устанавливается возраст, с которого наступает административная ответственность – 16 лет. Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат ответственности на общих основаниях. Однако иностранцы, имеющие иммунитет от административной юрисдикции РФ, отвечают за совершенные нарушения по нормам международного права. Существуют специальные статьи КоАП, предусматривающие административную ответственность должностных лиц и военнослужащих. По смыслу примечания к ст. 2.4 Кодекса должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителя власти, а также лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.Административная ответственность должностных лицнаступает в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Что касается военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, их административная ответственность приобретает двоякий вид. Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане за административные нарушения отвечают по дисциплинарным уставам, а сотрудники органов: внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов – несут ответственность в соответствии с положениями о прохождении службы в этих органах.

Ответственность за административные нарушения юридических лиц – как российских, так и иностранных – наступает с момента из образования, а в случае реорганизаций – к их преемникам.

Новацией Кодекса является положение, согласно которому назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, и наоборот (статья 2.1 ч.3).

Объективная сторона административного правонарушения –это совокупность предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его внешние проявления.

Центральное место среди этих признаков занимает само деяние, поступок, конкретное поведение лица, которые бывают единичными, неоднократно повторяющимися либо длящимися.

Закон определяет две разновидности деяния– действие, т.е. активная форма поведения, когда лицо что-то делает, и бездействие, т.е. пассивная форма поведения, когда лицо не делает того, что должно быть исполнено(врач не оказывает больному помощь, спасатель не принимает никаких мер в критических ситуациях и т.д.).

В содержание объективной стороны входят и такие важные признаки, как место, время, способ и средства совершения административного правонарушения.

Значительное число деяний, предусмотренных разделом II Кодекса, содержит такую характеристику, как причиненный материальный или физический ущерб (при ДТП, неосторожном обращении с огнем, посягательствах на собственность).

Наконец, необходимой составляющей объективной стороны административного деяния являетсяналичие причинно-следственной связи между правонарушением и наступившими последствиями.Эта связь отличается от случайной, нетипичной, когда совсем не обязательно должны наступить именно такие последствия, которые и делают из поступка антиобщественное деяние.

Субъективная сторона –четвертый элемент состава административного правонарушения. Ему отведена ст.2.2 Кодекса, которая называется «Форма вины», а также ст. 1.5, 2.1, 2.8.

Под субъективной сторонойпонимаетсяпсихическое отношение лица к содеянному, т.е. его вина.Закон называет две формы вины – умысел и неосторожность. Умышленносовершеннымпризнается то деяние, когда лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало их наступления (прямой умысел) или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел).

Совершение деяния по неосторожности имеет место тогда, когда лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего поступка, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Из-за отсутствия любой формы вины не признается административным правонарушением причинение лицом вреда чьим-либо охраняемым интересам в состояниях крайней необходимости или невменяемости. Крайняя необходимость возникает тогда, когда у лица для устранения возникшей опасности, угрожающей ему, другим лицам или чьим-то интересам, не было иной возможности как причинение вреда. Причем необходимо, чтобы причиненный вред был меньше, чем предотвращенный. Это положение особенно важно знать спасателям, другим сотрудникам МЧС РФ, осуществляющим аварийно-спасательные работы, нередко сопровождающиеся причинением материального, а иногда и физического вреда.

Читайте так же:  Статья о оскорблении личности в школе

Невменяемость– это такое состояние физического лица, когда оно не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

В старом КоАП (1984г.) была статья (19) освобождавшая лицо от административной ответственности, если его деяние было совершено в состоянии необходимой обороны. Кодекс 2001 года такого положения не содержит.

Важнейшей обязанностью правоохранительных органов, применяющих законодательство об административных правонарушениях, является обеспечение законности при применении соответствующих мер воздействия. Обеспечение законности в их деятельности гарантируется ст. 1.6. КоАП РФ: «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом».

Умение сотрудника милиции разобраться в сущности той или иной нормы и правильно применить ее может быть сформировано у них только на основе усвоения теоретических основ положения науки административного права о понятии и признаках административного правонарушения. Первый вопрос лекции подробно раскрывает эти категории.

Новый Кодекс РФ об административных правонарушениях внес существенные изменения и дополнения в общие вопросы административной ответственности. Они касаются, в первую очередь, соблюдения прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Появление новых видов административных взысканий придает институту административного принуждения более качественное содержание. Законодательство об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации наконец то получило полноправную прописку в административном законодательстве России.

Все это налагает большую ответственность на правоохранительные органы. Сбор первичных материалов по делам об административных правонарушения, проведение административного расследования должно быть выдержано в духе действующего административного законодательства.

Только хорошее знание КоАП РФ и законодательства об административных правонарушениях субъектов РФ позволит вам правильно применять их в своей административно-юрисдикционной деятельности на обслуживаемой территории.

Вопросы для самопроверки:

1. Что является предметом административного права?

2. Что понимают под административным правом?

3. Что такое субъекты административного права, какова их система?

4. Что такое система административного права, каково ее содержание?

5. Административное право как отрасль российской правовой системы.

6. Система и источники административного права.

7. Субъекты административного права: понятие и виды.

8. Физические лица как субъекты административного права.

9. Понятие государственной службы.

10. Понятие административного принуждения: виды и правовая

12. Понятие административного правонарушения.

13. Понятие и сущность административной ответственности.

14. Юридический состав административных правонарушений.

Темы рефератов:

1. Административные правлонарушения подведомственные органам внутренних дел РФ.

2. Современные проблемы административного задержания.

3. Проблемы привлечения к административной ответственности за некоторые виды административных правонарушений, подведомственных территориальным органам внутренних дел.

4. Выявление административных правонарушений и их предупреждение.

5. Административно-правовой статус физических лиц, как субъектов административного права.

6. Предмет, метод, методология и задачи науки административного права.

7. Понятие, принципы и порядок прохождения государственной службы.

8. Некоторые особенности субъекта административного правонарушения.

Литература:

1. Административное право РБ. Учеб. пособие /Под ред. А.И.Сухарковой. Мн., 1995.

2. Алехин А.П., Козлов ЮМ., Кармолгшкий А.А. Административное право РФ. М., 1996.

3. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996.

4. Бахрах Д.Н. Состав административного проступка. Учеб. пособие.Свердловск, 1987.

5. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право. М., 1998.

6. Козлов ЮМ. Административные правоотношения. Мн. 1976.

7. Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право. М., 1999.

8. Коренев А. П. Административное право. М., 1996. — Ч. 1.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10097 —

| 7838 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Административные правонарушения правовая характеристика

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

    Признаки административного правонарушения

    Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

    1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

    2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

    Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

    Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    Читайте так же:  Обжалование постановления таможенного органа

    3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

    Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

    Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

    4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

    Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

    Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

    Понятие, сущность и признаки административного правонарушения

    В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

    В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности — нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

    Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты:

    • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

    Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

    Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

    Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

    Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

    • Противоправность
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

    Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние — результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

    Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

    Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

    Состав административного правонарушения

    Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

    Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

    Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
    Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

    1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

    Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

    Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

    Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

    Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

    2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

    Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

    Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

    Читайте так же:  Неисполнение судебным приставом исполнителем решения суда

    Материальный состав правонарушения

    Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

    Формальный состав правонарушения

    Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

    • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
    • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
    • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
    • и т.д.

    Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

    К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
    Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

    3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

    Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

    Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

    Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

    4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

    Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

    Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

    • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
    • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
    • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
    • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

    Виды административных наказаний по КоАП РФ

    Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

    Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

    Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

    Рекомендуем по теме:

    Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

    Административное правонарушение понятие и характеристика.

    Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Определениеадминистративное правонарушение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. —Этопротивоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Признаки (черты) административного правонарушения – антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

    1. Деяние- это акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.

    Читайте так же:  Дело об административном правонарушении передается на рассмотрение

    2.Действие — это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

    3.Бездействие— это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

    4.Противоправность. Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права

    5.Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.

    6.Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

    7.Общественная вредность. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

    Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

    Под составом административного правонарушения -это установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

    Состав административного правонарушения:

    -объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);

    -объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);

    -субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);

    -субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

    Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

    Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

    По особенностям конструкции различаются: 1.материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ); 2.формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

    В зависимости от степени обобщения признаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом:казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ); обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

    По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

    10.Административная ответственность в РФ: понятие, признаки, принципы.

    Понятие. Административная ответственность — это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

    Признаки:1. административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

    2. административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

    3. поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;

    4. применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

    5. существенной особенностью административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

    6. в отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

    Принципы:1.принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

    Читайте так же:  Жалоба на бездействие отдела судебных приставов

    2.индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

    3.ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

    4.ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

    5.принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

    6.принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

    7.принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

    8.принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;9.принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

    Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав

    Состав административного правонарушения

    Составом административного правонарушения является совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава административного правонарушения:

    Объект

    Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.

    Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой -либо конкретной главы КоАП РФ.

    Примером родового объекта административного правонарушения может служить

    • правонарушения в сфере реализации прав граждан;
    • правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
    • правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
    • иные.

    Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.

    Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства. Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.

    Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.

    Объективная сторона

    Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.

    Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

    Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.

    Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями.

    Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое

    Субъект

    Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.

    Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.

    Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

    Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).

    Одним из специальных субъектов являются должностные лица.

    Субъективная сторона

    Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.

    Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.

    При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.

    Источники

    Административные правонарушения правовая характеристика
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here