Административные правонарушения посягающие на права граждан

Полезное по теме: "Административные правонарушения посягающие на права граждан" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Административная деятельность полиции

Административные правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности: краткая характеристика

Для успешной борьбы с административными правонарушениями, посягающими на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности сотрудники полиции должны иметь четкое представление об объекте посягательства, уметь безошибочно квалифицировать деяния и отличать правонарушения от преступлений.

Как заявил Президент России Владимир Путин, после подписания 8 июня 2012 г. Федерального закона № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»», «правоприменительная практика не должна ограничивать права граждан на волеизъявление, в том числе и при помощи уличных шествий, но не должна наносить ущерб другим гражданам, которые в мероприятии участия не принимают» 1 См.: Совещание по вопросам совершенствования судебной системы 8 июля 2012 г. По данным сайта Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]: www.kremlin.ru/news/10715 .

По существу указанный законодательный акт принят в целях усиления административной ответственности за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, а также уточнения оснований и квалифицирующих признаков при привлечении к ответственности за нарушения в данной сфере.

Правонарушения в КоАП РФ систематизированы по объекту посягательства , исходя из чего законодатель распределил их по главам Кодекса. Рассмотрим, какие родовые объекты посягательства предусмотрены в главах 5, 6, и 7 КоАП РФ. Анализ составов правонарушений в этих главах позволяет сделать вывод, что таковыми являются права граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественная нравственность и охрана собственности.

При квалификации правонарушений, приведенных в главах 5, 6 и 7 КоАП РФ, следует учитывать такую их особенность, как бланкетный (отсылочный) характер, что, в свою очередь, предопределяет необходимость изучения других нормативных актов, определяющих содержание и масштаб должного или возможного поведения, конкретизирующих диспозицию правовой нормы. Хорошим примером в данной ситуации является анализ правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, предусмотренные ст. 5.1—5.25 КоАП РФ. Для их квалификации необходимо ориентироваться на ст. 44—60 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 62-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». При квалификации правонарушений, посягающих на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, необходимо знать, что объективная сторона правонарушений указана в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и т.д.

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан , указаны в главе 5 КоАП РФ и классифицируются по непосредственному объекту посягательства на следующие основные виды:

  1. посягающие на политические права граждан (ст. 5.1—5.25):
  2. посягающие на трудовые права граждан и охрану труда (ст. 5.27-5.34, 5.40, 5.44);
  3. посягающие на права несовершеннолетних (ст. 5.35—5.37);
  4. посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания, на вступление в религиозное объединение или на выход из него (ст.5.26);
  5. посягающие на иные социальные права (ст. 5.39, 5.41—5.63).

Изучая данные правонарушения, необходимо уточнить, что ОВД (полиция) в соответствии с ст. 23.3 КоАП РФ рассматривать их не имеют права. При этом по ряду составов в соответствии с ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица ОВД (полиции) имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.6, 5.10—5.12, 5.14—5.16, 5.22, 5.35—5.38, 5.40, 5.43, 5.47, 5.49.

Административные правонарушения, посягающие на здоровье граждан и общественную нравственность , указаны в главе 6 КоАП РФ. Рассмотрение данных правонарушений не отнесено к компетенции полиции, однако по ряду составов административных правонарушений полиция имеет право составлять протоколы. Так, должностные лица органов внутренних дел (полиции) составляют протоколы об административных правонарушениях по ст. 6.8—6.13, 6.15, 6.16, 6.16.1 КоАП.

Перечень составов правонарушений в области охраны собственности указан в главе 7 КоАП РФ. Как и с правонарушениями, посягающими на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, сотрудники полиции не имеют права рассматривать дела данной категории, но при выявлении ряда правонарушений они имеют право составить протокол об административном правонарушении . Так, должностные лица ОВД (полиции) составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1, 7.2 (в части уничтожения или повреждения скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования), ст. 7.3—7.6, 7.7 (в части повреждения объектов и систем водоснабжения), ст. 7.9, 7.11—7.15, 7.17, 7.19, 7.20 (в части самовольного подключения к централизованным системам водоснабжения), ст. 7.27, 7.27.1.

§ 1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения

также ст. 32 Конституции РФ).
Объединяющим признаком этих правонарушений является субъективная сторона — наличие вины, как правило, в форме прямого умысла, а также виды налагаемых административных взысканий. Все 13 составов правонарушений, рассматриваемых в гл. 5 КоАП, влекут санкции в виде административного штрафа, однако критерии его исчисления различны: в основном применяется базовый критерий определения суммы штрафа — в величине, кратной размеру месячной оплаты труда (ст. 401 — 4011, 4013); в ст. 4012 «Незаконное принятие пожертвований кандидатом либо избирательным объединением (избирательным блоком)» размер штрафа исчисляется на основе вспомогательного критерия, крайне редко используемого в КоАП, — в сумме, кратной размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения (в данном случае в сумме, равной трехкратному размеру незаконного пожертвования).
В большинстве случаев субъекты правонарушений, предусмотренных ст. 401 — 4013 КоАП, представлены должностными лицами — членами избирательных комиссий, государственными служащими (ст. 401), лицами, наделенными негосударственными властными полномочиями (в ст. 408 — главный редактор средства массовой информации — СМИ). Чле-

Читайте так же:  Составление протокола об административном правонарушении статья

Физические лица, совершающие административные проступки в сфере трудовых правоотношений, всегда относятся к категории должностных лиц независимо от того, действуют ли они в сфере частного права или публично-правовых отношений (см. ст. 41 КоАП). Причиненный вред, например в случае незаконного увольнения, может быть не только имущественным, но и моральным.
Субъективная сторона рассматриваемых административных проступков предполагает наличие прямого или косвенного умысла. Умышленная вина квалифицируется, в частности, при уклонении должностным лицом от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора (ст. 41′ КоАП). Руководитель предприятия, учреждения, организации должен быть осведомлен об особенностях

Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан

Рассматриваемые административные правонарушения посягают на права граждан, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Составы правонарушений, связанных с нарушением избирательного законодательства, отражены в статьях Кодекса (5.1, 5.3—5.25, 5.45—5.52, 5.56)..

В девяти статьях Кодекса (5.27—5.34) установлена ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда.

Три статьи (5.35—5.37 КоАП РФ) главы устанавливают административную ответственность за действия, посягающие на права несовершеннолетних.

Другие статьи (5.26, 5.38, 5.39, 5.41—5.43 КоАП РФ) главы устанавливают административную ответственность за посягательство на целый спектр общественных отношений, связанных с реализацией довольно широкого круга предусмотренных Конституцией и законодательством Российской Федерации прав граждан. Здесь и право на свободу совести и вероисповедания, проведение и участие в собраниях, митингах, шествиях и пикетировании, получение информации, получение страховых выплат при причинении вреда жизни и здоровью при выполнении обязанностей по трудовому договору, а также ряд прав инвалидов, родственников и законных представителей умерших граждан.

Объектом правонарушений, являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации избирательного права гражданина

Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан

Субъектами данных правонарушений могут быть как должностные лица, так и юридические лица.

Такое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Порядок возбуждения дел

об административных правонарушениях, предусмотренных

частями 2 и 3 статьи 5.35 Кодекса

В соответствии с пунктом 77 части 2 статьи 28.3 Кодекса полномочиями возбуждать дела об административных правонарушениях по частям 2 и 3 статьи 5.35 Кодекса наделены судебные приставы.

Поводы для возбуждения дел об административных правонарушениях рассматриваемой категории установлены частью 1 статьи 28.1 Кодекса, к ним в том числе относятся: непосредственное обнаружение должностными лицами ФССП России достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из судебных и правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения

Об административном правонарушении, предусмотренном как частью 2, так и частью 3 статьи 5.35 Кодекса, должностным лицом ФССП России составляется протокол (приложения N 2 и N 3).

В случае выявления административного правонарушения рассматриваемой категории должностным лицом ФССП России протокол об административном правонарушении составляется немедленно.

В случае если сведения об административном правонарушении, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 5.35 Кодекса, поступили от иных источников и требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о родителях или иных законных представителях несовершеннолетнего, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное, объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Такое лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае его неявки или его законного представителя протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. При этом следует учесть, что они должны быть извещены в установленном порядке о составлении протокола. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления.

Читайте так же:  Образец постановления суда по административному делу

Протокол об административном правонарушении подписывается должностные лицом, его составившим, физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, или его законным представителем. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, или его законному представителю, а также потерпевшему (если потерпевший несовершеннолетний — его законному представителю) вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении по частям 2 и 3 статьи 5.35 Кодекса направляется не позднее трех суток с момента составления на рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних, к территориальности которой относится место совершения правонарушения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 5.35 Кодекса, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении рассматривается в 15 дневный срок

III. Порядок обжалования постановлений о прекращении

производства по делам об административных правонарушениях,

предусмотренных частями 2 и 3 статьи 5.35 Кодекса

В случае вынесения комиссией по делам несовершеннолетних постановления о прекращении производства по делам об административных правонарушениях рассматриваемой категории и несогласии с данным постановлением должностное лицо ФССП России передает имеющиеся материалы дела, представляет соответствующую информацию прокурору для решения вопроса о принесении протеста прокурором на указанное постановление комиссии по делам несовершеннолетних.

Если постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по частям 2 или 3 статьи 5.35 Кодекса вынесено судьей, должностное лицо ФССП России в случае несогласия с данным постановлением правомочно обжаловать такое постановление в вышестоящий суд самостоятельно.

При принятии должностным лицом ФССП России решения об обжаловании постановления о прекращении производства по возбужденному делу об административном правонарушении рассматриваемой категории в суд, вынесший указанное постановление, направляется «жалоба», а не иной вид документа, предусмотренный процессуальными кодексами (кассационная жалоба, апелляционная жалоба и т.д.).

Жалоба может быть подана как в суд, вынесший постановление о прекращении производства, который в течение трех суток обязан передать жалобу и материалы административного дела в вышестоящий суд, так и непосредственно в вышестоящий суд в течение десяти суток с момента получения постановления о прекращении производства. В случае пропуска указанного срока необходимо обратиться в суд, правомочный рассматривать жалобу, с ходатайством о восстановлении срока обжалования.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 68 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, общественную безопасность и права граждан (ст.ст. 6.1 — 6.13)

Информация об изменениях:

Законом Тульской области от 11 июня 2014 г. N 2130-ЗТО наименование главы 6 настоящего Закона изложено в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Глава 6. Административные правонарушения, посягающие
на общественный порядок, общественную безопасность и права граждан

  • Статья 6.1 (утратила силу)
  • Статья 6.1.1 Нарушение покоя граждан
  • Статья 6.2 (утратила силу)
  • Статья 6.3 (утратила силу)
  • Статья 6.4 Организация притонов для распития браги, самогона, другой алкогольной и спиртосодержащей продукции
  • Статья 6.5 (утратила силу)
  • Статья 6.6 (утратила силу)
  • Статья 6.7 (утратила силу)
  • Статья 6.5.1. Невыполнение требований по недопущению нахождения несовершеннолетних в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию
  • Статья 6.5.2. Невыполнение требований по недопущению нахождения несовершеннолетних в местах, нахождение в которых в ночное время не допускается без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей
  • Статья 6.8 Гадание за деньги, вещи и другие материальные ценности, приставание к гражданам с целью гадания, попрошайничества
  • Статья 6.9 Нарушение требований безопасности людей на водных объектах
  • Статья 6.10 (утратила силу)
  • Статья 6.11 Причинение животными легкого вреда здоровью граждан
  • Статья 6.12 Нарушение правил содержания и выгула собак
  • Статья 6.13. Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг
>
(утратила силу)
Содержание
Закон Тульской области от 9 июня 2003 г. N 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» (принят.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан (ст.ст. 5.1 — 5.69)

Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права
граждан

>
Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Административные правонарушения, посягающие на права граждан

Составы административных правонарушений, посягающих на права граждан, закреплены в главе 5 КоАП РФ. Объектом названных правонарушений являются отношения, возникающие при реализации гражданами своих конституционных прав. Следует отметить, что данной главой охватываются составы правонарушений, посягающие на отдельные права граждан, а именно на избирательные права, свободу совести и вероисповедания, трудовые права, права ребенка, права на участие в массовых мероприятиях, забастовках, право на образование и тайну личной жизни. Кроме того, статьи этой главы устанавливают ответственность за нарушение права на получение информации, социальных прав инвалидов. Составы правонарушений, посягающих на иные права граждан (право на собственность, право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду и другие) рассматриваемой главой не охватываются.

Читайте так же:  Подать жалобу по административному правонарушению

Первая группа статей (ст. 5.1 – 5.25, 5.45 – 5.52, 5.56 КоАП РФ) предусматривает правонарушения, объектом посягательства которых являются избирательные права граждан, которые предусмотрены ст. 32 Конституции Российской Федерации и, детально регламентированы Федеральным законом от 12июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 4 июня2010 г. № 117-ФЗ)[273].

Под избирательнымправомпонимается конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях.

Для некоторых составов данной группы правонарушений характерно наличие предмета правонарушения к которым относятся списки избирателей и кандидатов, избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдум, агитационные материалы – печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума.

Видео (кликните для воспроизведения).

Избирательные права и порядок их реализации регламентируются многими другими нормативными актами, среди них: Федеральный Конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в редакцииФедерального конституционного закона от 24 апреля 2008г. № 1-ФКЗ)[274], Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» (в редакцииФедерального закона от 22 апреля 2010 г. № 63-ФЗ)[275],Федеральный закон от 10января2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (в редакцииФедерального закона от 22 апреля 2010 г. № 63-ФЗ)[276]. Некоторые положения этих законов получили оценку Конституционного Суда Российской Федерации, отдельные аспекты избирательных технологий уточнены и детализированы в ряде Постановлений Центральной избирательной Комиссии Российской Федерации.

По существу, правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, представляют собой большой комплекс противоправных деяний совершаемых как в форме действия, так и бездействия.В зависимости от непосредственного объекта посягательств и характера противоправных действий рассматриваемые правонарушения условно можно разделить на три основные группы:

– нарушения, связанные с работой избирательных комиссий, комиссий по референдуму;

– нарушения порядка информационного обеспечения выборов, референдумов;

– нарушения, связанные с деятельностью кандидатов на выборные должности и избирательных объединений, избирательных блоков;

– нарушения установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Субъектами таких правонарушений являются как физические лица – граждане и должностные лица, так и юридические лица. Среди специальных субъектов следует отметить лиц, имеющих определенное должностное или служебное положение и использующее его при правонарушении. Ими могут быть также должностные или юридические лица средств массовой информации, члены избирательных комиссий, лица, которым участие в предвыборной агитации запрещено федеральным законом: наблюдатели, некоторые категории государственных и муниципальных служащих в период служебных командировок или при исполнении служебных обязанностей и т.п., кандидат, зарегистрированный кандидат, лицо, избранное депутатом, избирательный блок, инициативная группа по проведению референдума, кредитная организация, председатель избиркома.

Субъективная сторона данных правонарушений выражается, как правило, в форме умысла, то есть нарушитель должен или может сознавать, что он целенаправленно вмешивается в избирательный процесс. В этом плане следует отличать составы иных правонарушений совершаемых, например, из хулиганских побуждений: срывание, порча, уничтожение различных афиш, плакатов, вывесок, объявлений размещенных в установленном порядке от состава, предусмотренного ст. 5.14 КоАП РФ, при котором повреждение агитационных материалов, совершается не из хулиганских побуждений, а с целью повлиять на ход избирательного процесса.

Совершение административного правонарушения в рассматриваемой сфере влечет наказание в виде административного штрафа.

Вторая группа статей (5.27 – 5.34, 5.40) предусматривает правонарушения, посягающие на трудовые права, регламентированные статьей 37 Конституции РФ. Деяния, указанные в диспозиции этих статей нарушают законодательство о труде, к которым относятся Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25 ноября 2009 г. № 267)[277], Федеральный закон от 4 февраля 1999г. № 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ)[278], Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции Федерального закона от 21июля 2007 г. № 183-ФЗ)[279], Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ)[280].

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ заключается в действиях и бездействиях работодателя нарушающих законодательство о труде и об охране труда, связанных с несоблюдением предусмотренных законодательством условий труда, при этом ч. 2 рассматриваемой нормы устанавливает повышенную ответственность за совершение данного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Понятие «аналогичное административное правонарушение» разъяснялось в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г.№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»[281],согласно которому под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда.

Правонарушения, предусмотренные статьями 5.28 – 5.31 КоАП РФ обусловлены несоблюдением и нарушением процедур, связанных с заключением коллективного договора или соглашения. Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем. Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.

Читайте так же:  Обжалование срока исковой давности

Статьи 5.32 – 5.34 предусматривают составы правонарушений совершаемых в связи с возникновением коллективного трудового спора и с нарушением условий примирительных процедур, при этом под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.Примирительные процедуры – рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже.

Субъектом данного вида правонарушений может быть лицо, являющееся стороной в трудовых отношениях. В качестве специального субъекта выделяется работодатель и страхователь.

Субъективная сторона правонарушения проявляется, как правило, в форме умысла.

Наказанием за совершение правонарушений, посягающих на трудовые права граждан, является административный штраф. В качестве альтернативной административному штрафу санкции предусмотрен новый вид административного наказания – административное приостановление деятельности указанных лиц на срок до 90 суток. За совершение правонарушения по ч.2 ст. 5.27 КоАП РФ в качестве наказания предусмотрена дисквалификация. При применении дисквалификации следует учитывать, что в ст. 3.11 КоАП определен перечень лиц, которым этот вид наказания может быть назначен.

Статья 5.38 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании. Данные права относятся к категории политических и гарантируются статьей 31 Конституции Российской Федерации.

Детальная регламентация организации и проведения массовых мероприятий закреплена в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»[282].

Объективная сторона рассматриваемого деликта выражается в воспрепятствовании организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них.

Если публичное массовое мероприятие проводится без нарушения закона, то никто, в том числе и должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления не должны препятствовать его проведению. Деяние, сопряженное с воспрепятствованием может проявляться в любой форме.

Субъектом данного правонарушения, могут быть как граждане (в том числе представители общественных объединений), участники и организаторы митингов, так и должностные лица.

Субъективная сторона выражается в форме прямого или косвенного умысла.

Административная ответственность за правонарушения, посягающие на права ребенка, закреплены статьями 5.35 – 5.37 КоАП РФ. К числу основных нормативных правовых актов Российской Федерации о правах ребенка можно отнести Конституцию Российской Федерации (ст. 38), Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 декабря 2009 г. № 326-ФЗ)[283], Семейный кодекс Российской Федерации.

Права несовершеннолетних детей на содержание, воспитание и образование регламентируются ч.2 ст. 54 и ч.1 ст. 60 Семейного Кодекса Российской Федерации, причем содержание должно обеспечиваться в размерах, предусмотренных разделом V данного кодекса. Обязанность родителей по воспитанию, образованию и содержанию – статьями 63 и 80 указанного кодекса. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Деяние, предусмотренное ст. 5.36 заключается в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей связанных с передачей нуждающихся детей на усыновление (удочерение) или под опеку (попечительство), а также предоставление заведомо недостоверных сведений о таких несовершеннолетних и укрытие несовершеннолетних от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей.

Субъектом данных правонарушений являются лица, на которых в установленном законом порядке возложена обязанность по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав несовершеннолетних ими могут являться родители, лица их заменяющие (приемная семья), опекуны, попечители, воспитатели, педагоги и другие должностные лица воспитательных учреждений для несовершеннолетних – 5.35. Руководители учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – 5.36.

Субъективная сторона данной группы правонарушений характеризуется умышленной формой вины

Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 2244 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан (ст.ст. 5.1 — 5.57)

Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан

>
Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума
Содержание
Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. — Специально для системы ГАРАНТ, 2010 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

48 Административные правонарушения, посягающие на права граждан

Проведение агитации в период ее запрещения Распространение ложных сведений о кандидате Умышленное уничтожение, повреждение агитационных печатных материалов Нарушение законодательства о труде и правил по охране труда Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических норм Сокрытие источника заражения венерической болезнью и контактов больных, создающих опасность заражения.

Права граждан РФ закреплены в гл. 2 Конституции РФ. В частности в ст. 32 Конституции закреплены права граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Читайте так же:  Штраф за безбилетный проезд в поезде

Граждане РФ имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления. В связи с этим в административном законодательстве предусмотрены ряд статей, связанных с избирательным правом граждан, которые направлены на защиту этих прав.

В административном Кодексе это ст. Ст. 40-1 — 40-24.(изменения и дополнения от 2.01.2000г.). Указанные статьи вам следует изучить самостоятельно.

Кроме правонарушений, которые посягают на права граждан, в главе 5 КоАП РСФСР закреплены правонарушения, которые посягают на здоровье граждан. Эти правонарушения представляют наибольшую опасность для общества. Так как причиняют или могут причинить наибольший вред для людей, посягают на самое ценное — здоровье граждан. Это такие правонарушения как:

— ст. 44 незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах;

— ст. 45 — сокрытие больными венерическим заболеванием источника заражения, а также лиц, имеющих с ним контакты;

— ст. 42 нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм;

Из перечисленных статей рассмотрим наиболее распространенную ст. 44 КоАП РСФСР.

50 Административные правонарушенияв области общественного порядка

49 Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти

51 Система мер административных наказаний

В соответствии со ст. 3.2 за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.

Приведенный перечень административных наказаний представляет собой не простую совокупность элементов, а взаимосвязанные части единого системного образования, построенного по определенным правилам .

В качестве системообразующих основ применительно к видам административных наказаний можно считать следующие признаки:

1. Административные наказания как элементы единой системы характеризуются общностью оснований их применения: юридического, фактического, процессуального.

Прежде всего они имеют единую законодательную базу, которая состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Она предусматривает потенциальную возможность наступления административной ответственности за то или иное административно-противоправное деяние. Но само по себе юридическое основание не может быть самодостаточным, т.е. юрисдикционно жизнеспособным. Для этого необходимо фактическое основание, т.е. реальный факт административного правонарушения, за совершение которого предусмотрены меры административной ответственности, названные действующим КоАП РФ наказаниями.

Наряду с этим все наказания имеют в принципе единообразное процессуальное оформление. Имеется в виду акт компетентного органа (должностного лица), который является процессуальным выражением тесной взаимосвязи нормативного и фактического оснований. В качестве процессуальной основы при назначении административных наказаний в большинстве случаев используется постановление правоприменительного органа (должностного лица). В порядке исключения этот документ может именоваться постановлением-квитанцией, когда речь идет о взимании административного штрафа с физического лица на месте совершения административного правонарушения (ст. 32.3). В подобных ситуациях постановление-квитанция выполняет роль правоприменительного акта оперативно-процессуального реагирования .

2. Наказания, закрепленные в ст. 3.2 КоАП РФ, в первом приближении напоминают довольно стройную конструкцию, элементы которой находятся в формате иерархичности, последовательности, своеобразной «лестницы наказаний». Справедливости ради нельзя не отметить, что более детальный анализ элементов системы не позволяет признать систему наказаний безоговорочно стройной, поскольку последовательность некоторых элементов системы не выдерживает критерия «тяжести наказания». Скажем, самым тяжким административным наказанием является административный арест, поскольку связан с ущемлением личной свободы субъекта административной ответственности, и в силу элементарной логики построения компонентов системы этот вид наказания должен завершать систему, в то время как ст. 3.2 КоАП РФ после административного ареста фиксирует довольно щадящие административные наказания: административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификацию, административное приостановление деятельности.

3. Свидетельством системности административных наказаний служит то, что всем им независимо от того, на какой ступени «лестницы»они находятся, присуща карательная природа. Кара — это правовой урон субъекту административно-противоправного поведения. Будучи административно наказанным, он претерпевает определенные страдания, лишения, ухудшение своего правового положения.

Карательная направленность административных наказаний прослеживается и в том, что применение любого из них влечет в качестве правового последствия одно и то же состояние наказанности лица, в отношении которого оно назначено. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

4. Карательность не является самодостаточным правовым свойством наказаний. Это лишь средство профилактического воздействия в режиме общей и частной превенции.

5. Закрепленные в ст. 3.2 административные наказания как систему характеризуют общие правила их назначения. Согласно ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; если правонарушителем является физическое лицо, то учитывается личность виновного и его имущественное положение, если юридическое лицо — имущественное и финансовое положение.

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Одним из обязательных признаков любой системной конструкции, в том числе и системы административных наказаний, является статичность входящих в нее элементов. Представляется, что рассматриваемая система вполне вписывается в режим стабильности, но с грифом «Относительная». Элементы системы административных наказаний за последнее время претерпели некоторые изменения.

Источники

Административные правонарушения посягающие на права граждан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here