Административные дела украине

Полезное по теме: "Административные дела украине" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Подсудность административных дел в Украине

Что такое административное дело, чем оно отличается от уголовного или гражданского? Принципы административного судопроизводства в Украине регулируются Кодексом Украины об административном судопроизводстве (далее –КАСУ).

Административное дело, согласно ст.3 КАСУ – это переданный на рассмотрение административного суда публично-правовой спор, в котором хотя бы одной из сторон является орган государственной власти или местного самоуправления. Необходимо добавить – не просто одной из сторон, а только истцом и/или ответчиком. Истец – это лицо, которое подает административный иск. Ответчик – это субъект властных полномочий, к которому заявлен иск (действия которого обжалуются).

Потому что, например, в гражданском процессе субъект властных полномочий тоже может быть стороной по делу, но обычно – третьим или заинтересованным лицом, т.е. не имеющим собственных требований по делу.

Какие же споры входят в юрисдикцию административных судов? Об этом говорится в ст.17 КАСУ. В компетенцию административных судов входят:

1) споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездействия;
2) споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы;
3) споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий;
4) споры, возникающие по поводу заключения, выполнения, прекращения, отмены либо признания недействительными административных договоров;
5) споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных Конституцией и законами Украины;
6) споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума.

Для примера: в административном порядке можно обжаловать постановление ГАИ, решение налоговой инспекции, правовые акты различных министерств и управлений, решение местного Совета, постановление любого государственного органа о наложении административного взыскания (например, штрафа), обжаловать неправомерные действия или бездействие любого должностного лица, в том числе относительно различных социальных выплат: пенсий, пособий, регрессов, и многое другое.

То есть: почти все судебные споры с государственными органами и местными органами власти – это административные дела.

Что такое административный суд? Административный суд — государственный орган, осуществляющий правосудие, к сфере компетенции которого отнесено рассмотрение и разрешение административных дел.

В Украине право рассмотрения административных дел распределено между местными (районными, городскими, горрайонными) судами и окружными административными судами. Местные суды рассматривают дела в пределах своей территории (города, района), а окружные суды – в пределах своего округа. Например, Донецкий окружной административный суд рассматривает иски по Донецкой и Луганской областям.

Кроме того, местным и окружным административным судам подсудны разные виды административных дел (предметная подсудность). Об этом сказано в ст.18 КАСУ.

Местным судам подсудны следующие дела:
1) административные дела, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления, должностное или служебное лицо органа местного самоуправления, кроме тех, которые подсудны окружным административным судам;
2) все административные дела по поводу решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий по делам о привлечении к административной ответственности;
4) все административные дела по спорам физических лиц с субъектами властных полномочий по поводу исчисления, назначения, перерасчета, осуществления, предоставления, получения пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, выплат и льгот детям войны, других социальных выплат, доплат, социальных услуг, помощи, защиты, льгот.

Окружным административным судам подсудны административные дела, в которых одной из сторон является орган государственной власти, иной государственный орган, орган власти Автономной Республики Крым, областной совет, Киевская или Севастопольская городская рада, их должностное или служебное лицо, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, и кроме дел по поводу их решений, действий или бездействия по делам об административных проступках и дел, которые подсудны местным общим судам как административным судам.

Дела по обжалованию действий или бездействия должностных или служебных лиц местных органов исполнительной власти рассматриваются и решаются местным общим судом как административным судом или окружным административным судом по выбору истца.

То есть обжаловать действия или бездействие должностных лиц местного уровня можно как в районный (городской) суд, так и в окружной, по выбору истца.

Возникает следующий вопрос: в какой суд обращаться, по месту нахождения истца или ответчика? Об этом говорится в ст.19 КАСУ

По общему правилу, административные дела решаются административным судом по местонахождению ответчика. Однако из этого правила есть исключения:

Административные дела по поводу обжалования правовых актов индивидуального действия, а также действий или бездеятельности субъектов властных полномочий, которые приняты (совершены, допущены) относительно конкретного физического или юридического лица (их объединений), решаются по выбору истца административным судом по зарегистрированным в установленном законом порядке месту жительства (пребывания, нахождения) этого лица-истца, либо административным судом по местонахождению ответчика. Если такое лицо не имеет места жительства (пребывания, нахождения) в Украине, тогда дело решает административный суд по местонахождению ответчика.

Административные дела по поводу обжалования нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национального банка Украины или другого субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины, административные дела по поводу обжалования решений Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере государственных закупок, административные дела, ответчиком по которым является зарубежное дипломатическое или консульское представительство Украины, его должностное или служебное лицо, а также административные дела об аннулировании регистрационного свидетельства политической партии, о запрете (принудительном роспуске, ликвидации) политической партии решаются окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев.

Административные дела украине

Статья 17. Компетенция административных судов по разрешению административных дел.
1. Компетенция административных судов распространяется на:

  1. споры физических либо юридических лиц с субъектом властных полномочий по обжалованию его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий либо бездействия;
  2. споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, освобождения от публичной службы;
  3. споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенций в сфере управления, в том числе делегированных полномочий, а также споры, возникающие по поводу заключения и выполнения административных договоров;
  4. споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом;
  5. споры по правоотношениям, связанным с избирательным процессом или процессом референдума.
Читайте так же:  Кто рассматривает нарушение тишины

2. Компетенция административных судов не распространяется на публично-правовые дела:

  1. которые отнесены к юрисдикции Конституционного Суда Украины;
  2. которые надлежит решать в порядке уголовного судопроизводства;
  3. о наложении административных взысканий;
  4. по отношениям, которые в соответствии с законом, уставом (положением) объединения граждан отнесены к его внутренней деятельности или исключительной компетенции.

Статья 20. Инстанционная подсудность административных дел.
1. Местные административные суды (местные общие суды как административные суды и окружные административные суды), а также Высший административный суд Украины в случаях, установленных настоящим Кодексом, решают административные дела как суды первой инстанции.
2. Апелляционные административные суды пересматривают судебные решения местных административных судов (местных общих судов как административных судов и окружных административных судов), находящихся в пределах их территориальной юрисдикции, в апелляционном порядке как суды апелляционной инстанции.
3. Высший административный суд Украины пересматривает судебные решения местных и апелляционных административных судов в кассационном порядке как суд кассационной инстанции. В случае, определенном частью шестой статьи 177 настоящего Кодекса, Высший административный суд Украины пересматривает в апелляционном порядке как суд апелляционной инстанции судебные решения окружного административного суда, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев.
4. Верховный Суд Украины пересматривает судебные решения административных судов по исключительным обстоятельствам.

Статья 21. Подсудность нескольких связанных между собой требований.
1. Истец может заявить несколько требований в одном исковом заявлении, если они связаны между собой и подсудны одному административному суду.
2. Требования о возмещении ущерба, причиненного противоправными решениями, действиями либо бездействием субъекта властных полномочий или другим нарушением прав, свобод и интересов субъектов публично-правовых отношений, рассматриваются административным судом, если они заявлены в одном производстве с требованием решить публично-правовой спор. Иначе требования о возмещении ущерба решаются судами в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства.
3. Не допускается объединение в одно производство нескольких требований, которые надлежит рассматривать в порядке различного судопроизводства, если иное не установлено законом.

Административное право в системе права Украины

Административное право ( от administrare (лат.) – управлять) – отдельная отрасль права в системе права Украины, нормы которой регулируют общественные отношения, сложившиеся в процессе организации и осуществления государственного управления. Именно поэтому административное часто называют «управленческим правом», или «правом управления».

Административное право как одна из основных отраслей публичного права является крупнейшей по объему своего содержания, регулирует огромный круг общественных отношений. Особенностью данных отношений является то, что они возникают лишь в результате властной деятельности, деятельности от имени публичной власти, и в них всегда участвует соответствующий властвующий субъект — орган исполнительной власти, орган местного самоуправления.

Наиболее тесная связь существует между административным и конституционным правом. Ведь с помощью норм конституционного права закладываются основы правового статуса целого ряда субъектов административного права, фундамент, на котором выстраиваются остальные административно-правовые нормы.

Но этим не исчерпывается связь конституционного и административного права. В нормах конституционного права закреплены отдельные общие принципы государственного управления. Например, принцип законности. Этот принцип получает воплощение в нормативно-правовых актах, регламентирующих процедуры деятельности органов исполнительной власти в разных сферах.

Несмотря на существенные различия в методах правового регулирования, определенные связи существуют между административным и гражданским правом. В отдельных случаях могут совпадать элементы предмета регулирования указанных отраслей. Нормами административного права, как и нормами права гражданского, регулируются определенные имущественные отношения. Но если для гражданского права характерной чертой является юридическое равноправие субъектов имущественных отношений, то в административном праве имущественные отношения возникают, изменяются или прекращаются в связи с реализацией субъектами своих властных полномочий. Примером могут быть отношения, связанные с приватизацией имущества, находящегося в государственной собственности, или отношения, связанные с управлением государственным имуществом.

Достаточно часто в отечественной практике гражданские правоотношения находятся в сфере административно-правового регулирования, прежде всего там, где для регулирования определенных общественных отношений не хватает возможностей отдельно каждой из указанных отраслей права.

Это вообще не значит «посягательство» на самостоятельную роль гражданского права в регулировании имущественных отношений, но свидетельствует о том, что государство дополнительно применяет административно-правовой метод регулирования в тех случаях, когда регулируемые отношения представляют значительный интерес именно для государства.

Тесная связь существует между административным и уголовным правом. Последнее как отрасль чисто охранной направленности создает специфический режим охраны отношений в сфере государственного управления путем установления уголовной ответственности за посягательство на действующий порядок управления.

Административное право определенным образом связано и с трудовым правом. Общим признаком здесь выступает регулирования отношений государственной службы. хотя государственная служба является одним из ведущих институтов административного права, но в той части, в которой государственная служба имеет признаки трудового процесса, она регулируется с помощью норм трудового права. Это касается прежде всего вопросов рабочего времени, отпусков, дисциплинарной ответственности государственных служащих и т.п.

Кроме того, с помощью института административной ответственности обеспечивается охрана трудовых правоотношений. Например, Кодексом Украины об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства о труде и об охране труда, а также за правонарушения, связанные с заключением и выполнением коллективных договоров.

Очень выразительными есть связи, существующие между административным правом и так называемыми комплексными, или предметными, отраслями права, к которым относятся финансовые, таможенные, налоговые, банковские, предпринимательские, земельные, аграрные, экологические отрасли права. Особенности связей с данными отраслями состоят в том, что, во-первых, в них широко используется присущий публичному праву императивный метод правового регулирования, а, во-вторых, охранная функция этих отраслей реализуется преимущественно с помощью института административной ответственности.

Система и структура административных судов

Система административных судов, в отличие от других судов общей юрисдикции, имеет определенную специфику. В частности, в отличие от местных судов общей юрисдикции, которые образуются в соответствии с районов (районов в городах), местные административные суды образуются в округах в соответствии с Указом Президента Украины. Они состоят из судей местного административного суда, председателя и заместителя председателя суда. В местном административном суде, где более пятнадцати судей, может быть назначено более одного заместителя председателя суда. К компетенции местных административных судов округов отнесено рассмотрение административных дел, связанных с правоотношениями в сфере государственного управления и местного самоуправления ( дела административной юрисдикции), кроме дел административной юрисдикции в сфере военного управления, рассмотрение которых осуществляют соответствующие военные суды.

Читайте так же:  Административные наказания в области дорожного движения

Поскольку Конституцией Украины каждому гарантируется право на апелляционное и кассационное обжалование решения суда, к системе административных судов Украины входят также апелляционные административные суды. Законодателем они отнесены к специализированных судов, образующихся в апелляционных округах в соответствии с Указом Президента Украины. Апелляционные административные суды — это суды второго звена единой системы судов общей юрисдикции.

До сих судов может быть подана апелляционная жалоба на решение или на отдельную часть решения административного суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, и на постановления административного суда округа первой инстанции в случаях, предусмотренных законом. Пересмотр дел в апелляционном порядке предусматривает возможность проверить по жалобе участника судебного процесса обстоятельства дела относительно наличия определенных правоотношений или доказанности создания конфликта конкретным лицом на основе изучения как тех доказательств, которые были исследованы в суде первой инстанции, так и новых. В составе апелляционного административного суда округа могут создаваться судебные палаты по рассмотрению отдельных категорий дел по установленной специализации в рамках соответствующей специальной судебной юрисдикции. В апелляционном административном суде округа для решения организационных вопросов действует Президиум.

Кассационной инстанцией, к которой может обратиться субъект права на кассационное обжалование, определено Высший административный суд Украины и Верховный Суд Украины.

Замыкает систему административных судов Верховный Суд Украины, который является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции. Верховный Суд Украины осуществляет правосудия, обеспечивает одинаковое применение законодательства всеми судами общей юрисдикции. Верховный Суд обязан не только устранять недостатки в применении законов путем повторного кассационного рассмотрения решений судов общей юрисдикции, но и предотвращать такие нарушения путем разъяснения практики применения законов в постановлениях Пленума на основе материалов судебных решений.

В составе Верховного Суда Украины действуют: Судебная палата по гражданским делам; Судебная палата по уголовным делам; Судебная палата по хозяйственным делам; Судебная палата по административным делам. В составе Верховного Суда также действует Военная судебная коллегия. Для решения внутренних организационных вопросов деятельности Верховного Суда, так же, как в апелляционных, кассационных и высших судах, в Верховном Суде создается Президиум. В Верховном Суде действует Пленум Верховного Суда Украины.

Таким образом, система административных судов Украины составляют: местные административные суды; апелляционные административные суды; Высший административный суд Украины; Верховный Суд Украины. Создание системы административных судов составляющей реформирования всей судебной системы Украины в соответствии с требованиями Конституции Украины на принципах территориальности и специализации в интересах обеспечения эффективной судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Компетенция административных судов распространяется на :

— Споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно — правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности;

— Споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы;

— Споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий, а также споры, возникающие по поводу заключения и выполнения административных

— Споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом;

— Споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума.

Компетенция административных судов не распространяется на публично — правовые дела : — отнесенных к юрисдикции Конституционного Суда Украины, — что предстоит решать в порядке уголовного судопроизводства, — о наложении административных взысканий, — об отношениях, которые в соответствии с законом, уставом (положением) объект объединения граждан отнесены к его внутренней деятельности или исключительной компетенции.

Правовое положение суда в административном процессе

Административный суд — это государственный орган судебной власти в Украине, задачей которого является осуществление правосудия в сфере публичного управления.

Административно-правовой статус административного суда представляет собой логическую систему взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодополняющих элементов, характеризующих его с точки зрения назначения, предметных и функциональных полномочий и особенностей осуществления правосудия в сфере государственного управления. Отмечается, что правовой статус административного суда в Украине состоит из элементов, которые можно выделить в: а) организационный блок б) целевой блок в) компетенцию административного суда.

Определено, что целевой блок элементов административно-правового статуса административного суда включает: задачи, функции и принципы административного суда Украины:

а) задачи административного суда — это защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий;

б) функции — это основные и вспомогательные взаимосвязаны направления деятельности, которые реализуются как судом в целом, так и структурными подразделениями аппарата суда, судьями и государственными служащими для достижения общей цели. К основным функциям административного суда относятся функция правосудия и функция судебного контроля, в вспомогательных функций — разрешительная функция, кадровая функция, организационная функция и др..;

в) принципы деятельности административных судов как определяющие, основные принципы их функционирования установленные Конституцией Украины, законом Украины «О судоустройстве» и Кодексом административного судопроизводства Украины. Каждый принцип выполняет свою определенную роль в организации и деятельности административных судов. Эти принципы действуют в совокупности. Они объединены общей целью — организовать судебные органы и их деятельность, их соответствие правопорядка, обеспечить защиту от всяких посягательств конституционного строя, политической и экономической систем, прав, свобод и законных интересов граждан и других социальных ценностей. В этом состоит назначение принципов правосудия, в том числе принципов административного суда.Следует отметить, что анализ принципов административного судопроизводства дает основания утверждать, что они не совпадают с приведенным перечнем принципов судопроизводства, предусмотренных в Законе «О судоустройстве Украины», что объясняется во-первых, всеобщностью установленных Законом принципов, которые касаются всех без исключения судов судебной системы Украина, а, во-вторых, спецификой административного судопроизводства.

Читайте так же:  Экологическое загрязнение окружающей среды презентация

Особенности административно-правового статуса административного суда проявляются, прежде всего, именно в принципах его деятельности:

1) принцип «верховенство права» в административном судопроизводстве в отличие от принципа «верховенство закона» в судопроизводстве, гарантирует реальное обеспечение конституционного положения, согласно которому, человек, его права и свободы признаются высшей ценностью и определяют содержание и направленность деятельности государства. Это дает право административном суда не применять положения правового акта, в том числе и закона, если это противоречит конституционным принципам права или нарушать права и свободы человека и гражданина,

2) принцип состязательности в административном судопроизводстве (в отличие от такого же принципа в судопроизводстве) гармонично сочетается с инквизиционным (розыскным) процессом, в котором административному суду отводится активная роль при рассмотрении дела, которое проявляется в:

1) возможности выйти за пределы исковых требований в случаях, предусмотренных действующим законодательством,

2) по собственной инициативе истребовать доказательства, необходимые для рассмотрения дела.

Что такое административное дело по КАС Украины

Содержание статьи (нажмите чтобы перейти к нужному разделу):

Кратко по теме административных дел

Статья актуальна на 2020 год

В предыдущей статье: «Какое уголовное дело требует участия адвоката» мы рассказали вам о том, что существуют разные категории юридических дел: уголовные, административные, гражданские, хозяйственные дела. Решение о том, нужен ли вам юрист, нужно принимать в зависимости от вида дела.

Также мы рассмотрели особенности уголовных дел и объяснили, в каких случаях вам следует обращаться за правовой помощью к адвокату по уголовным делам.

Из данной статьи вы узнаете о том, что такое административное дело по КАС Украины, какой порядок обжалования решения по административному делу в 2018 году, и в каких случаях вам нужен адвокат по административным делам.

Административный порядок обжалования

Особенностью административных дел является также и то, что до обращения в суд вы можете обратиться с жалобой в вышестоящий орган (например, с жалобой на постановление о назначении административного наказания), и это называется административный порядок обжалования.

Соблюдать его необязательно, но попробовать можно, поскольку административный порядок даёт вам возможность защитить свои права, не обращаясь в суд. На стадии административного обжалования обращаться к юристу необязательно.

Когда следует обратиться к юристу

В административных делах мы советуем обязательно обратиться за помощью к юристу в налоговых и таможенных спорах, потому что такие дела требуют наличия юридических знаний и опыта. Кроме того, налоговые споры часто связаны с уголовными делами, поэтому последствия от решения таких споров могут быть важными для вас и вашего предприятия.

О порядке проведения налоговых проверок и основаниях для их проведения читайте в статье «Может ли налоговая проводить проверки», а об ответственности за уклонение от уплаты налогов, вы можете прочесть в статье «Какая ответственность предусмотрена за неуплату налогов».

Обратиться к юристу нужно немедленно после получения налогового уведомления-решения или решения таможенной службы.

Именно адвокат по административным делам (и даже просто юрист) сможет составить грамотный иск по административному делу в районный суд, а также сообщить вам какая на данный момент складывается судебная практика по делам, подобным вашему.

Это касается также и других административных проблем, связанных с деньгами. Если решение государственного органа в отношении вас касается денег (как отказ в выплате вам денег, так и о взыскании с вас денег), обжаловать такое решение в суд можно в течение месяца с момента его получения. Поэтому медлить в таких делах не рекомендуется.

Если вы обратились в административный суд самостоятельно и проиграли, то для того, чтобы обжалование судебного решения по административному делу было успешным, следует всё-таки прибегнуть к помощи специалиста. Апелляционная жалоба по административному делу будет иметь больше шансов на успех, если только вы не допустили слишком грубых ошибок в своём иске в первой инстанции, которые уже нельзя исправить на стадии апелляции (например, не подали все необходимые доказательства).

Какое дело является административным

Административное дело – это судебное дело, участником которого является государственный орган, орган местного самоуправления и их должностные лица.

Это налоговые, пенсионные, таможенные споры, споры с разными разрешительными и другими органами, а также споры, связанные с нарушением избирательских прав. Отказ в регистрации права собственности, если он связан со спором о наличии у вас такого права по последней судебной практике подлежит рассмотрению всё-таки местным общим судом.

Эту категорию дел рассматривает административный суд. Решение суда по административному делу пересматривается сначала в апелляционном административном суде, после чего обжалование апелляционного решения по административному делу происходит в Кассационной административной палате Верховного суда.

То есть, главная особенность административного дела – в том, что круг лиц по административным делам ограничен: одной из его сторон всегда будет государственный орган, орган местного самоуправления или их должностное лицо.

В административных делах вы можете представлять свои интересы как самостоятельно, так и с помощью других лиц, в том числе юристов. В отличие от уголовных дел, в административных делах вы можете обратиться к любому юристу, не обязательно адвокату, однако только для представительства в суде первой инстанции. В апелляционном и кассационном суде ваши интересы могут представлять только адвокаты, если иск был подан после августа 2016 г.

Напоминаем, что отличием адвокатов от других юристов является то, что адвокаты сдают квалификационные экзамены, получают свидетельства, а информация о них внесена в Единый Реестр адвокатов Украины.

Дела об административных правонарушениях

Это особая категория дел, в которых вас могут привлечь к ответственности за правонарушения, не являющиеся уголовными, например за нарушения Правил дорожного движения. Порядок возбуждения административного дела и его рассмотрение в данном случае предусмотрены Кодексом Украины об административных правонарушениях.

В делах об административных правонарушениях мы советуем обязательно обращаться за помощью к юристу (как минимум за консультацией) в двух случаях:

  1. если они касаются дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых есть серьёзные последствия: причинён вред здоровью или имуществу — вашему или других лиц;
  2. если протокол составлен в отношении вас, при том, что вы в ДТП не виноваты.
Читайте так же:  Закон о оскорблении личности статья ук рф

Рассмотрение дела об административном правонарушении, как уже говорилось, происходит в особенном порядке и правильно действовать в суде в таких делах может не каждый.

Что касается других административных дел, в соответствии с административно процессуальным законодательством, вы вполне можете отстаивать свои права самостоятельно, если достаточно в нём разбираетесь и умеете работать с документами.

Тем не менее во всех случаях рекомендуем получить письменную консультацию юриста перед тем, как начинать судебное разбирательство по административному делу.

Судебные решение

З ависимости от характера решенных судом вопросов судебные решения излагаются в форме постановлений или решения.

1) постановление — письменное решение суда любой инстанции по административному делу, в котором решаются требования административного иска;

2) определение — письменное или устное решение суда любой инстанции по административному делу, которым решаются вопросы, связанные с процедурой рассмотрения административного дела и другие процессуальные вопросы.

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Во вступительной части указываются: дата, время и место принятия судебного решения; наименование административного суда, фамилии и инициалы судьи (судей) и секретаря судебного заседания; имена (наименования) сторон и других лиц, которые берут участие в деле; предмета административного иска (в пос-реждения суда первой инстанции).

2. Описательная часть с указанием: краткого содержания исковых требований и позиций ответчика (требований жалобы); объяснений лиц, участвующих в деле; других доказательств, исследованных судом (обобщенных требований, доводов, позиций лиц, участвующих в деле); установленных обстоятельств.

3. Мотивировочная часть с указанием: установленных судом обстоятельств со ссылкой на доказательства, а также мотивов неврологических отдельных доказательств; мотивов, из которых суд исходил при принятии постановления (определения), и положения закона, которым он управлялся. В мотивировочной части приводятся все рассуждения суда, на которых основывается судебное решение по административному делу.

4. Резолютивная частинаиз указанием: вывода суда об удовлетворении административного иска (ходатайства, заявления, требования, жалобы) или об отказе в его удовлетворении полностью или частично; заключения суда по существу требований; распределения судебных расходов — в постановлении местного суда; других правовых последствий принятого решения; срока и порядка вступления судебного решения в законную силу и его обжалования.

2. Требования, которым должен отвечать судебное решение

Статья 159. Законность и обоснованность судебного решения

1. Судебное решение должно быть законным и обоснованным.

2. Законным является решение, принятое судом в соответствии с нормами материального права при соблюдении норм процессуального права.

3. Обоснованным является решение, принятое судом на основании полно и всесторонне выясненных обстоятельств по административному делу, подтвержденных теми доказательствами, которые были исследованы в судебном заседании.

3. Принятие судебных решений

Статья 3. Единый государственный реестр судебных решений

1. Для доступа к судебным решениям судов общей юрисдикции Государственная судебная администрация Украины обеспечивает ведение Единого государственного реестра судебных решений.

2. Единый государственный реестр судебных решений (далее — Реестр) — автоматизированная система сбора, хранения, защиты, учета, поиска и предоставления электронных копий судебных решений.

3. Перечень судебных решений судов общей юрисдикции, подлежащих включению в Реестр, утверждается Советом судей Украины по согласованию с Государственной судебной администрацией Украины.

4. Порядок ведения Реестра (740-2006-п) утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 4. Доступ к Реестру

1. Судебные решения, внесенные в Реестр, являются открытыми для бесплатного круглосуточного доступа на официальном веб-портале судебной власти Украины.

2. Общий доступ к судебным решениям на официальном веб-портале судебной власти Украины обеспечивается с соблюдением требований статьи 7 настоящего Закона.

5. Судьи имеют право на доступ ко всем информационным ресурсам Реестра.

6. Право на доступ к информационным ресурсам Реестра имеют должностные или служебные лица, определенные порядком ведения Реестра.

Статья 160 . Порядок принятия судебных решений, их форма

1. Суд принимает постановление именем Украины немедленно после окончания судебного разбирательства.

2. Постановление принимается, составляется и подписывается в совещательной комнате составом суда, который рассмотрел дело.

3. В исключительных случаях в зависимости от сложности дела составление постановления в полном объеме может быть отложено на срок не более пяти дней со дня окончания рассмотрения дела, однако суд должен провозгласить в том же заседании, в котором закончилось разбирательство дела, вступительную и резолютивную части постановления. Постановление суда, содержащее вступительную и резолютивную части, перед объявлением должно быть подписано всем составом суда и присоединена к делу.

4. Отдельным документом излагаются решения по вопросам:

1) оставления искового заявления без движения;

2) возврат искового заявления;

3) открытие производства по административному делу;

4) объединения и разъединения дел;

5) обеспечение доказательств;

6) определение размера судебных расходов;

7) продолжения и обновления процессуальных сроков;

8) передачи административного дела в другой административный суд;

9) обеспечение административного иска;

10) назначение экспертизы;

11) исправление описок и очевидных арифметических ошибок;

12) отказа в принятии дополнительного судебного решения;

13) разъяснение постановления;

14) приостановление производства по делу;

15) прекращения производства по делу;

16) оставления искового заявления без рассмотрения.

4. Постановление по административному делу

Постанова в адміністративній справі — письменное решение суда любой инстанции по административному делу, в котором решаются требования административного иска

Статья 163. Содержание постановления

1. Постановление состоит из:

1) вступительной части с указанием: даты, времени и места его принятия; наименование административного суда, фамилий и инициалов судьи (судей) и секретаря судебного заседания; имен (наименований) сторон и других лиц, участвующих в деле; предмета административного иска;

2) описательной части с указанием: краткого содержания исковых требований и позиции ответчика; объяснений лиц, участвующих в деле; других доказательств, исследованных судом;

3) мотивировочной части с указанием: установленных судом обстоятельств со ссылкой на доказательства, а также мотивов неучет отдельных доказательств; мотивов, из которых суд исходил при принятии постановления, и положения закона, которым он руководствовался;

4) резолютивной части с указанием: заключения суда об удовлетворении административного иска или об отказе в его удовлетворении полностью или частично; заключения суда по существу требований; распределения судебных расходов; других правовых последствий принятого решения; срока и порядка вступления постановления в законную силу и его обжалования; установленного судом срока для подачи субъектом властных полномочий — ответчиком в суд отчета о выполнении постановления, если оно требует совершения определенных действий (течение этого срока начинается со дня вступления постановления в законную силу или после получения его копии, если постановление выполняется немедленно).

Читайте так же:  Способы ликвидации последствий загрязнения окружающей среды

5. Определение суда первой инстанции

Ухвала суда первой инстанции — письменное или устное решение суда любой инстанции по административному делу, которым решаются вопросы, связанные с процедурой рассмотрения административного дела и другие процессуальные вопросы.

Статья 165. Содержание постановления

1. Определение излагаемого отдельным документом, состоит из:

1) вступительной части с указанием:

даты и места его постановления;

наименование административного суда, фамилии и инициалов судьи (судей); имен (наименований) сторон и других лиц, участвующих в деле;

2) описательной части с указанием сути ходатайства и имени (наименования) лица, его заявила, или иному вопросу, что решается постановлением;

3) мотивировочной части с указанием мотивов, по которым суд пришел к выводам, и закона, которым руководствовался суд, вынося определение;

4) резолютивной части с указанием: выводов суда; срока и порядка вступления определения в законную силу и его обжалования.

2. В постановлении, которое суд постановляет без выхода в совещательную комнату, объявляются вывод суда и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу.

Статья 166. Частные определения суда

1. Суд, обнаружив при рассмотрении дела нарушения закона, может постановить частное определение и направить его соответствующим субъектам властных полномочий для принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших нарушению закона. О принятых мерах суд сообщается не позднее одного месяца после поступления частного определения.

2. В случае необходимости суд может вынести частное определение о наличии оснований для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности лиц, решения, действия или бездействие которых признаются противоправными.

3. Частное определение может быть обжаловано лицами, интересов которых оно касается.

6. Устранение недостатков судебного решения судом, его принял

Статья 169. Исправление описок и очевидных арифметических ошибок в судебном решении

1. Суд может по собственной инициативе или по заявлению лица, принимала участие в деле, или любого другого заинтересованного лица исправить допущенные в судебном решении этого суда описки, очевидные арифметические ошибки независимо от того, вступило судебное решение в законную силу или нет.

2. Вопрос о внесении исправлений суд может решить в порядке письменного производства. В случае если для внесения исправлений суд признает необходимым провести судебное заседание в присутствии лиц, участвующих в деле, эти лица уведомляются о времени и месте заседания. Неприбытия в судебное заседание лиц, которые были надлежащим образом уведомлены, не препятствует рассмотрению вопроса о внесении исправлений.

7. Законная сила судебного решения. Немедленное исполнение судебных решений

Законная сила судебного решения — совокупность его правовых последствий, которые заключаются в неизменности, исключительности, преюдицийности, выполнимости и общеобязательность.

решение суда первой инстанции вступает в законную силу после:

1) истечения срока для подачи апелляционной жалобы, если апелляционная жалоба не была подана;

2) истечение сроков на апелляционное обжалование в случае, когда апелляционный суд по заявлению лица, подавшего апелляционную жалобу, не найдет оснований для возобновления срока, о чем выносится постановление;

3) рассмотрения дела апелляционным судом в случае подачи апелляционной жалобы, если решение суда не было отменено.

Статья 256. Постановления суда, которые выполняются немедленно

1. Немедленно исполняются постановления суда о:

1) присуждении выплаты пенсий, других периодических платежей из Государственного бюджета Украины или внебюджетных государственных фондов — в пределах суммы взыскания за один месяц;

2) присуждении выплаты заработной платы, иного денежного содержания в отношениях публичной службы — в пределах суммы взыскания за один месяц;

3) восстановление в должности в отношениях публичной службы;

4) прекращения полномочий должностного лица в случае нарушения им требований относительно несовместимости;

5) уточнение списка избирателей;

6) ограничение относительно реализации права на мирные собрания;

7) устранение ограничений в реализации права на мирные собрания;

8) наложение ареста на активы, связанные с финансированием терроризма и касаются финансовых операций, остановленных в соответствии с решением, принятым на основании резолюций Совета Безопасности ООН, снятие ареста с таких активов и предоставления доступа к ним;

10) полное или частичное приостановление работы предприятий, отдельных производств, производственных участков, эксплуатации зданий, объектов, сооружений, цехов, участков, а также машин, механизмов, оборудования, транспортных средств, проведения работ, в том числе строительно-монтажных, выпуска и реализации пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты, предоставления услуг, если это угрожает жизни и / или здоровью людей.

Немедленно также выполняются постановления суда, принятые в порядке сокращенного производства по административным делам, предусмотренным пунктами 1 , 3 , 4 , 5 , 6 части первой статьи 183 настоящего Кодекса.

2. Суд, принявший постановление, по заявлению лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе может постановлением в порядке письменного производства или отмечая об этом в постановлении обратить к немедленному исполнению постановление:

1) в случае взыскания всей суммы долга при присуждении платежей, определенных пунктами 1 и 2 части первой настоящей статьи;

2) о временном запрете (остановка) отдельных видов или всей деятельности объединения граждан; о принудительном роспуске (ликвидации) объединения граждан;

4) принятое по делам, определенным статьей 183 настоящего Кодекса;

5) о принудительном выдворении иностранца или лица без гражданства.

3. Суд рассматривает заявление об обращении постановления к немедленному исполнению в трехдневный срок в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле. Неприбытия в судебное заседание лиц, которые были надлежащим образом уведомлены, не препятствует судебному разбирательству.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Определение суда по результатам рассмотрения заявления об обращении постановления к немедленному исполнению вступает в законную силу с момента провозглашения, однако оно может быть обжаловано в общем порядке.

Источники

Административные дела украине
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here