Административные дела банк россии

Полезное по теме: "Административные дела банк россии" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Административные дела банк россии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Решение Верховного Суда РФ от 7 апреля 2016 г. N АКПИ16-185 Об отказе в признании частично не действующими пунктов 2, 2.7 Указания Центрального банка РФ от 4 марта 2014 г. № 3207-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.

при секретаре Паршине Н.А.

с участием прокурора Степановой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГАЗЛЮКС Трейд»

о признании частично не действующими пунктов 2, 2.7 Указания Центрального банка Российской Федерации от 4 марта 2014 г. № 3207-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», установил:

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в отношении Общества заместителем начальника Управления по рассмотрению обращений миноритарных акционеров и инвесторов Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров 2 ноября 2015 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 15.23.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель административного истца Алымов А.В. поддержал заявленные требования.

Банк России и Министерство юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) в письменных возражениях указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Банком России в соответствии с компетенцией, предоставленной ему КоАП РФ и Федеральным законом № 86-ФЗ, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представители Банка России — Бородкина О.О., Ракитянская О.Н., Шапран Т.В., Минюста России — Гаврилова И.В. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Выслушав стороны, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 86-ФЗ статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом № 86-ФЗ и другими федеральными законами.

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом № 86-ФЗ и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (статья 7 Федерального закона № 86-ФЗ).

Часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ предусматривает, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 статьи 28.3 КоАП РФ, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

На основании указанных положений Федерального закона № 86-ФЗ и во исполнение требований КоАП РФ Банком России принято Указание.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации к форме издания, процедуре его принятия, опубликованию и вступлению в силу.

Из содержания оспариваемых норм следует, что пунктом 2 Указания определены полномочия должностных лиц Банка России на составление протоколов об административных правонарушениях по статье 15.23.1 КоАП РФ, а пунктом 2.7 установлены должностные лица Банка России, уполномоченные составлять протоколы по всем частям статьи 15.23.1 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

На основании статьи 23.74 КоАП РФ Банк России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе частями 1-10 статьи 15.23.1 КоАП РФ.

Полномочием по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 11 статьи 15.23.1 КоАП РФ, должностные лица Банка России наделены в силу прямого указания в пункте 81 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.

Учитывая, что статья 15.23.1 КоАП РФ состоит из одиннадцати частей, в Указании предусмотрены полномочия должностных лиц Банка России на составление протоколов об административных правонарушениях по всей статье 15.23.1 КоАП РФ.

Федеральный закон № 86-ФЗ не определяет субъектов, в отношении которых Банк России наделен полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, поскольку субъекты административной ответственности, а также полномочия административных органов по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях установлены КоАП РФ.

С учетом положений части 4 статьи 28.3 КоАП РФ в целях определения компетенции должностных лиц различных структурных подразделений центрального аппарата и территориальных учреждений Банка России по привлечению к административной ответственности в Указании, в том числе и в его оспариваемых пунктах, закреплен перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы, с разграничением компетенции должностных лиц структурных подразделений Банка России по составам и субъектам ответственности, установленным КоАП РФ.

Читайте так же:  Субъект совершения административного правонарушения

Учитывая изложенное, оспариваемые положения пунктов 2 и 2.7 Указания соответствуют требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в частности положениям частей 1, 2 и 4 статьи 28.3 КоАП РФ и статьи 7 Федерального закона № 86-ФЗ.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых пунктов Указания статьям 4, 76.1, 76.2 Федерального закона № 86-ФЗ в связи с тем, что Банк России не наделен функциями по регулированию, контролю и надзору в сфере корпоративных отношений в обществах с ограниченной ответственностью, являются несостоятельными. Осуществление производства по делам об административных правонарушениях является функцией административных органов, к которым относится и Банк России и задачи которых определены статьей 1.2 КоАП РФ.

Поскольку оспариваемые положения Указания соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «ГАЗЛЮКС Трейд» о признании частично не действующими пунктов 2, 2.7 Указания Центрального банка Российской Федерации от 4 марта 2014 г. № 3207-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации А.М. Назарова

Обзор документа

Оспаривались нормы одного из актов ЦБ РФ, определяющие должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы по КоАП РФ.

По мнению заявителя, положения незаконны в части, наделяющей отдельных должностных лиц упомянутыми полномочиями по составлению протоколов о таком правонарушении, как незаконный отказ в созыве (уклонении от него) общего собрания участников ООО, а равно нарушение требований к порядку созыва, подготовки и проведения подобных собраний.

Такие нормы противоречат Закону о ЦБ РФ, из которого следует, что Банк России не наделен полномочиями по регулированию, контролю и надзору в сфере корпоративных отношений в ООО, не являющихся некредитными финорганизациями.

ВС РФ счел положения законными и разъяснил следующее.

В силу КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными, региональными органами исполнительной власти и Банком России.

Соответственно, акт, нормы которого оспариваются, принят в пределах компетенции ЦБ РФ.

Закон о Банке России не определяет субъектов, в отношении которых ЦБ РФ наделен полномочиями на составление упомянутых протоколов.

Причина — субъекты такой ответственности, а также компетенция административных органов по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях установлены КоАП РФ.

С учетом норм КоАП РФ для определения компетенции должностных лиц различных структурных подразделений центрального аппарата и территориальных учреждений Банка России по привлечению к административной ответственности в оспариваемых нормах закреплен соответствующий перечень.

В этом перечне определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы, с разграничением компетенции по структурным подразделениям Банка России с учетом составов и субъектов ответственности, установленных КоАП РФ.

Доводы о том, что нормы незаконны, т. к. Банк России не наделен функциями по регулированию, контролю и надзору в сфере корпоративных отношений в ООО, несостоятельны.

Осуществление производства по делам об административных правонарушениях является функцией административных органов, к которым относится и ЦБ РФ.

С учетом этого положения не противоречат Закону о Банке России.

Сообщение о принятых Банком России решениях о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

Регистрационный номер кредитной организации/ИНН некредитной финансовой организации, эмитента Полное фирменное наименование Постановление о привлечении к административной ответственности Номер части и статьи КоАП РФ, на основании которой лицо привлечено к административной ответственности Дата вступления постановления в законную силу
Дата Номер 1
2209 Публичное акционерное общество Банк «Финансовая корпорация Открытие» 22.11.2019 СЗ-59-ЮЛ-19-24887/3110 ст. 14.29 КоАП РФ 04.02.2020

1 В первой части номера постановления о привлечении к административной ответственности указывается признак лица, в отношении которого вынесено данное постановление:
ДЛ – в отношении должностного лица, являющегося единоличным исполнительным органом кредитной организации, некредитной финансовой организации, эмитента;
ЮЛ – в отношении кредитной организации, некредитной финансовой организации, эмитента.
В третьей части номера постановления о привлечении к административной ответственности указывается код вида административного наказания:
3110 – административный штраф;
3120 – предупреждение.

Дата публикации: 04.02.2020 18:07:04

Адрес: ул. Неглинная, 12, Москва, 107016

Телефоны: (для бесплатных звонков из регионов России),
(круглосуточно),

Административные дела банк россии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Обзор документа

Разъяснен порядок привлечения кредитных организаций и их должностных лиц к ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Видео (кликните для воспроизведения).

За данное деяние предусмотрена административная ответственность (ст. 15.27 КоАП РФ).

С 29 декабря 2014 г. кредитные организации привлекаются к административной ответственности за неисполнение требований названного законодательства в части разработки правил внутреннего контроля и (или) назначения специальных должностных лиц, ответственных за их реализацию (часть 1.1 указанной статьи). Под этим понимается отсутствие в кредитной организации утвержденных правил внутреннего контроля и (или) назначенного специального должностного лица.

Читайте так же:  Подсудность обжалования постановления об административном правонарушении

При несоответствии правил внутреннего контроля законодательству, их неприведении в соответствие с установленными требованиями в установленный срок, несоответствии специальных должностных лиц квалификационным требованиям рассматривается вопрос о применении ЦБ РФ к кредитной организации принудительных мер.

Дела об административных правонарушениях по частям 1, 2, 2.1, 2.2, 2.3 и 3 ст. 15.27 КоАП РФ, находящиеся в производстве должностных лиц ЦБ РФ на 29 декабря 2014 г., по которым постановления не вынесены, а также дела, находящиеся в процессе обжалования (при подаче жалобы вышестоящему должностному лицу ЦБ РФ), подлежат прекращению. Одновременно решается вопрос о применении к кредитной организации принудительных мер.

Обращается внимание, что прекращение дела в отношении кредитной организации не исключает возможности привлечения к административной ответственности ее должностных лиц. При этом следует учитывать, что с 29 декабря 2014 г. дела в отношении должностных лиц кредитной организации, связанные с представлением сведений в уполномоченный орган (часть 1 ст. 15.27 КоАП РФ), возбуждаются только в случае выявления одновременного нарушения порядка и сроков представления таких сведений.

Разъяснен порядок принятия решений по делам, возбужденным до 29.12.2014 в отношении должностных лиц кредитных организаций по части 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Кроме того, обращено внимание на введение административной ответственности должностных лиц кредитных организаций за непредставление по запросу уполномоченного органа имеющейся информации об операциях клиентов и об их бенефициарных владельцах либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов (часть 2.3 ст. 15.27 КоАП РФ).

Статья 23.74 КОАП РФ. Банк России

1. Банк России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.53 — 5.55, частями 1, 3 и 4 статьи 13.25, частью 1 статьи 14.4.1, частями 1 — 5 и 7 — 9 статьи 14.24, статьями 14.29, 14.30, 15.17 — 15.22, частями 1 — 10 статьи 15.23.1, статьей 15.24.1, частями 2 — 6 статьи 15.26.1, частью 1 статьи 15.26.2 (за исключением ограничения времени работы), частью 2 статьи 15.26.2, статьями 15.26.3 — 15.26.5, частями 1 — 3 статьи 15.27 (в пределах своих полномочий), статьями 15.28 — 15.31, 15.34.1, 15.35, 15.38, частями 1, 3 и 5 статьи 15.39, статьями 15.40, 15.40.1, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Банка России вправе:

1) Председатель Центрального банка Российской Федерации, его заместители, руководитель территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации, его заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи;

2) руководители структурных подразделений Центрального банка Российской Федерации, их заместители, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков (за исключением банковской деятельности), — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.53 — 5.55, частями 1, 3 и 4 статьи 13.25, частью 1 статьи 14.4.1, частями 1 — 5 и 7 — 9 статьи 14.24, статьями 14.29, 14.30, 15.17 — 15.22, частями 1 — 10 статьи 15.23.1, статьей 15.24.1, частями 2 — 6 статьи 15.26.1, частью 1 статьи 15.26.2 (за исключением ограничения времени работы), частью 2 статьи 15.26.2, статьями 15.26.3 — 15.26.5, частями 1 — 3 статьи 15.27 (за исключением административных правонарушений, совершенных кредитными организациями, должностными лицами кредитных организаций, сотрудниками кредитных организаций, указанными в примечании 2 к статье 15.27), статьями 15.28 — 15.31, 15.34.1, 15.35, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса;

3) руководители территориальных подразделений Центрального банка Российской Федерации, их заместители, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков (за исключением банковской деятельности), — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.53 — 5.55, частями 1, 3 и 4 статьи 13.25, частью 1 статьи 14.4.1, частями 1 — 5 и 7 — 9 статьи 14.24, статьями 14.29, 14.30, 15.17 — 15.22, частями 1 — 10 статьи 15.23.1, статьей 15.24.1, частями 2 — 6 статьи 15.26.1, частью 1 статьи 15.26.2 (за исключением ограничения времени работы), частью 2 статьи 15.26.2, статьями 15.26.3 — 15.26.5, частями 1 — 3 статьи 15.27 (за исключением административных правонарушений, совершенных кредитными организациями, должностными лицами кредитных организаций, сотрудниками кредитных организаций, указанными в примечании 2 к статье 15.27), статьями 15.28 — 15.31, 15.34.1, 15.35, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса.

Методические рекомендации Банка России от 20 марта 2015 г. № 5-МР «О порядке применения к кредитным организациям и должностным лицам кредитных организаций статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2014 № 484-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и мер, предусмотренных Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

1. В связи с вступлением в силу с 29.12.2014 Федерального закона № 484-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 484-ФЗ) дела об административных правонарушениях по частям 1, 2, 2.1, 2.2, 2.3 и 3 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в отношении кредитных организаций, находящиеся в производстве должностных лиц Банка России на день вступления в силу Федерального закона № 484-ФЗ, по которым постановления не вынесены, а также дела, находящиеся в процессе обжалования (при подаче жалобы вышестоящему должностному лицу Банка России), подлежат прекращению должностными лицами Банка России в соответствии с примечанием 3 к статье 15.27 КоАП РФ (статья 4 Федерального закона № 484-ФЗ) с одновременным решением вопроса о реализации в отношении соответствующих кредитных организаций полномочий, определенных статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (статья 2 Федерального закона № 484-ФЗ).

Читайте так же:  Снег как индикатор загрязнения окружающей среды

2. Обращаем внимание, что прекращение дел об административных правонарушениях по соответствующей части (частям) статьи 15.27 КоАП РФ в отношении кредитных организаций в соответствии с примечанием 3 к статье 15.27 КоАП РФ не исключает возможность привлечения к административной ответственности должностных лиц таких кредитных организаций по частям 1, 2, 2.1, 2.2 и 3 статьи 15.27 КоАП РФ.

При этом следует иметь в виду, что при принятии решений о возбуждении дел об административных нарушениях в отношении должностных лиц кредитных организаций по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ, связанных с представлением кредитными организациями сведений в уполномоченный орган, начиная с 29.12.2014 соответствующие дела могут быть возбуждены только в случае выявления одновременного нарушения установленных порядка и сроков представления сведений в уполномоченный орган.

По делам, возбужденным до 29.12.2014 в отношении должностных лиц кредитных организаций по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ и связанным с представлением кредитными организациями сведений в уполномоченный орган, принимаются решения с учетом положений статьи 1.7 КоАП РФ.

3. Начиная с 29 декабря 2014 года кредитные организации привлекаются к административной ответственности за нарушения, предусмотренные частью 1.1 статьи 15.27 КоАП РФ только в части разработки правил внутреннего контроля и (или) назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Полагаем, что под неисполнением кредитной организацией требований законодательства в части разработки правил внутреннего контроля и (или) назначения специальных должностных лиц (часть 1.1 статьи 15.27 КоАП РФ) следует понимать отсутствие в кредитной организации утвержденных правил внутреннего контроля и (или) назначенного специального должностного лица.

При этом при несоответствии правил внутреннего контроля законодательству, неприведении правил внутреннего контроля в соответствие с требованиями законодательства в установленный срок, несоответствии специальных должностных лиц установленным квалификационным требованиям рассматривается вопрос о реализации в отношении кредитной организации полномочий, определенных статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

4. Также обращаем внимание на введение административной ответственности должностных лиц юридических лиц, в том числе должностных лиц кредитных организаций, за непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов (часть 2.3 статьи 15.27 КоАП РФ).

Заместитель Председателя
Центрального банка
Российской Федерации
Д.Г. Скобелкин

Комментарии к ст. 23.74 КОАП РФ

1. Комментируемая статья устанавливает полномочия органов банковского надзора по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Органом банковского надзора в Российской Федерации является Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России установлены Федеральным законом 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп.) (далее — Закон о Банке России), а также другими федеральными законами, включая, в частности, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В соответствии со ст. 56 Закона о Банке России предметом банковского надзора является соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных им обязательных нормативов.

3. Согласно ст. 83 Закона о Банке России данный Банк представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Банк России подотчетен Государственной Думе.

Банк России возглавляет Председатель Банка России, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации.

Согласно ст. 20 Закона о Банке России Председатель Банка России назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, а также распределяет между ними обязанности. При этом Председатель Банка России вправе делегировать свои полномочия своим заместителям.

В систему Банка России входят территориальные учреждения Банка России, не являющиеся юридическими лицами. Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России (ст. 83 Закона о Банке России). По решению Совета директоров территориальные учреждения Банка России могут создаваться в регионах, объединяющих территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 84 Закона о Банке России задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров Банка России (см. Положение о территориальных учреждениях Банка России, утвержденное Советом директоров Банка России 10 апреля 1998 г. (протокол N 15) (с изм. и доп.)).

Указанное Положение регулирует также порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей территориальных учреждений Банка России.

4. Наряду с применением мер административной ответственности ст. 74 Закона о Банке России наделяет Банк России правом требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать в судебном порядке штраф в величинах, производных от минимального размера уставного капитала или оплаченного уставного капитала, ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев, требовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов, замены руководителей кредитной организации, осуществления реорганизации кредитной организации, изменять установленные для кредитной организации обязательные нормативы, вводить запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, на открытие ею филиалов, применять другие меры принуждения, включая отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. При этом срок давности применения рассмотренных мер принуждения составляет пять лет, срок обращения в суд с иском о взыскании штрафа или применении иных мер ограничен шестью месяцами со дня составления акта об обнаружении нарушения.

ЦБ будет рассматривать административные дела по 25 статьям КоАП, в том числе о нарушении прав акционеров

В сентябре Госдума планирует рассмотреть в первом чтении поправки в КоАП РФ, предусматривающие передачу Центральному банку РФ полномочий упраздняемой с начала осени ФСФР по назначению административных наказаний, сообщает пресс-служба ГД.

Читайте так же:  Исполнение постановления о назначении административного штрафа

Предусматривается, что ЦБ будет рассматривать дела об административных правонарушениях по 25 статьям КоАП. Среди них нарушения в области ведения кредитных историй, а также получения и предоставления кредитных отчетов, нарушение законодательства об организованных торгах, недобросовестная эмиссия ценных бумаг и незаконные операции с такими бумагами, манипулирование рынком, нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках, воспрепятствование осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами, неправомерное использование инсайдерской информации, нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Также Центробанк будет заниматься делами о нарушении требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, незаконных выдаче и обращении документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, нарушении законодательства о микрофинансовой деятельности, нарушении правил приобретения более 30% акций открытого акционерного общества, осуществлении аккредитации операторов технического осмотра с нарушением требований законодательства.

Кроме того, в соответствии с законопроектом ЦБ передаются полномочия по назначению административных наказаний за нарушения требований законодательства, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций, лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов.

Законопроектом также определены лица, которые вправе от имени Центробанка рассматривать дела об административных правонарушениях.

С текстом законопроекта № 291360-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» можно ознакомиться здесь.

Банк России

«О внесении изменений в Указание Банка России от 4 марта 2014 года N 3207-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»

«О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»

«О представлении данных об уплате платежей в ГИС ГМП»

«О внесении изменений в распоряжение Банка России от 5 марта 2014 года N Р-151»

«О внесении изменений в Указание Банка России от 4 марта 2014 года N 3207-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»

«О внесении изменений в распоряжение Банка России от 5 марта 2014 года N Р-151»

«О внесении изменений в Указание Банка России от 4 марта 2014 года N 3207-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»

«О внесении изменений в распоряжение Банка России от 5 марта 2014 года N Р-151»

«О применении Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

«О внесении изменений в Указание Банка России от 4 марта 2014 года N 3207-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»

«Обобщение практики применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России»

«Об отмене распоряжения Банка России от 18 ноября 2013 года N Р-791»

«О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных некредитными финансовыми организациями, эмитентами эмиссионных ценных бумаг, участниками корпоративных отношений, обществами с ограниченной ответственностью, их должностными лицами, гражданами, субъектами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, субъектами законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, иными юридическими лицами, их должностными лицами»

«О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, совершенных некредитными финансовыми организациями, эмитентами эмиссионных ценных бумаг, участниками корпоративных отношений, обществами с ограниченной ответственностью, их должностными лицами, гражданами, субъектами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в пределах своих полномочий), субъектами законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, иными юридическими лицами, их должностными лицами»

Каждому ООО грозит штраф в 500 тыс. руб. за нарушение порядка собраний

Многие знают, что деятельность акционерных обществ жестко контролируется в части соблюдения ими законодательства со стороны Мегарегулятора — Центрального банка РФ (ранее ФСФР, ФКЦБ). И жесткость этого контроля определяется не только большим количеством обязательных нормативных требований, в первую очередь к порядку созыва и проведения общих собраний, предоставления акционерам информации и документов и т.п., но и размером ответственности за их невыполнение. Большинство административных штрафов варьируется от 500 тысяч до одного миллиона рублей, что призвано стимулировать компании к соблюдению всех прав акционеров.

Отсутствие же пристального контроля за ООО — одно из неоспоримых преимуществ ООО перед АО. Однако не все осведомлены, что есть возможность и общество с ограниченной ответственностью привлечь к подобной ответственности. Причем практически каждое.

Речь идет о нарушении установленного Законом и/или Уставом порядка созыва и проведения общих собраний участников. Размер штрафа для общества — от 500 до 700 тысяч рублей. А, учитывая, что практически 99% Уставов ООО не соответствуют реальному порядку поведения собраний — шансы получить подобное наказание весьма велики.

В действительности формулировка статьи дает огромное количество оснований для привлечения ООО к ответственности, их можно разделить на следующие группы:

1) Нарушения, связанные с незаконным отказом в созыве или уклонением от созыва общего собрания участников.

В соответствии с законом «Об ООО» в Уставе должен быть определен срок проведения очередного общего собрания участников, на котором утверждают результаты работы общества за предыдущий год. При нарушении этого срока компанию могут привлечь к ответственности на основании п.11 ст.15.23.1 КоАП РФ.

Все остальные собрания участников являются внеочередными, созываются исполнительным органом общества и инициировать их могут:

  • руководитель ООО,
  • совет директоров (наблюдательный совет) общества,
  • ревизионная комиссия (ревизора) общества,
  • аудитор,
  • участники общества, обладающие в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников общества.
Читайте так же:  Курение на кубе запреты

При получении такого требования руководитель ООО (по общему правилу) обязан его рассмотреть в течение 5 дней и принять решение о проведении внеочередного общего собрания участников общества или об отказе в его проведении. В случае, если полученное требование безосновательно останется без внимание либо будет отклонено, это может служить основанием для привлечения общества к ответственности.

На практике часть ООО вообще не проводит общее собрание участников в даты, указанные в Уставе. Вторая часть — ограничивается формальным составлением протокола с указанием на якобы рассмотренные вопросы: итоги года, планы на следующий и т.п. В обоих случаях любой из участников может ссылаться на нарушение порядка проведения собраний. Чем не повод начать корпоративный спор?

2) Нарушения требований закона к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников обществ.

В действующем законодательстве содержится большое количество требований к процедуре созыва, подготовки и проведения общих собраний участников обществ, и за нарушение любого формального положения компания может быть привлечена к административной ответственности.

По сути же, общества сами загоняют себя в ловушку, не корректируя положения своих Уставов и локальных актов (например, Положение о порядке созыва и проведения общего собрания участников), копируя нормы Закона. Бизнес-действительность же такова, что не позволяет ждать месяц (требование Закона, которое можно и нужно изменить) для проведения собрания с даты уведомления участников. Как правило, решение ОСУ может потребоваться здесь и сейчас, например, одобрение неожиданной выгодной крупной сделки. В таком случае без нарушения не обойтись. А следовательно, возникает риск привлечения к административной ответственности.

Приведем несколько реальных примеров из судебной практики (1):

  • Общество было оштрафовано на 100 000 руб. ( за извещение участника о собрании по телефону, хотя он принимал в этом собрании участие и подписал протокол по результатам проведенного собрания. Штраф в размере 100 000 руб. назначен судом с учетом тяжелого финансового положения компании, то есть снижен ниже низшего предела. По общему правилу штрафы выше!

(1) Дополнительную информацию о судебных делах предоставим по запросу

  • Другая компания была привлечена к ответственности за перенос даты годового собрания участников в связи с неготовностью годового баланса за предыдущий финансовый год;
  • ООО из Ижевска было привлечено к ответственности за то, что его руководитель не провел внеочередное собрание по требованию одного из участников, а заменил его на заочное голосование, т.е. изменил форму проведения собрания;
  • Общество было оштрафовано за ненаправление протокола общего собрания участников руководителем ООО.

Как видим, вопрос соблюдения формальны требований к проведению собраний — не праздный, а нарушение порядка грозит серьезными штрафами.

Однако отдельный вопрос — это порядок привлечения к ответственности. Как правило, административное производство возбуждается по жалобе одного из участников, что, учитывая размеры штрафа и формальный состав правонарушения, является отличным инструментом для корпоративного шантажа. При этом отметим следующие нюансы:

Компетенцией по возбуждению дел и составлению протоколов об этих правонарушениях обладают должностные лица Банка России. Но представители ГУ Центробанка в УрФО искренне полагают, что в отношении ООО они полномочий таких не имеют. С этим сложно согласиться, однако, скорее всего, имеет место правовая коллизия и позиция ЦБ РФ связана с положениями п 10.1-10.2 ст. 4 закона «О Центральном банке РФ», в соответствии с которыми Центробанк осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в АО. Хотя представители ЦБ РФ других регионов протоколы в отношении ООО составляют.

На Урале хоть ЦБ РФ сам протоколы не составляет и дела не возбуждает, но передает все поступившие материалы в прокуратуру, которая имеет право возбуждать дело о любом административном правонарушении, за которое предусмотрена ответственность КоАП РФ, что она и делает.

Несмотря на то, что это явно споры из предпринимательской деятельности, рассматривают их в силу ст. 23.1 КоАП РФ — мировые судьи, а не арбитражные суды!

Хотя в текущих условиях, когда Центробанк РФ возбуждает административные производства даже, казалось бы, за совсем невинные проступки, а Арбитражные суды, как правило, поддерживают наложение штрафа, рассмотрение дел мировыми судьями имеет определенное преимущество. Мировые судьи, видимо не привыкшие к многозначным штрафам, иногда назначают штрафы ниже низшего предела (например, 100 000 рублей), что в арбитраже практически исключено.

Подводя итог, резюмируем:

  • Несоответствие отраженного в Уставе ООО порядка созыва и проведения общих собраний участников действительному положению дел в компании является основанием для наложения штрафа до 700 000 рублей;
  • Важно заранее проработать в Уставе все моменты: порядок уведомления участников, порядок предоставления документов и информации, необходимой для собрания, порядок направления копии протоколов собрания и т.п.;
  • Реальный порядок лучше закреплять в отдельном Положении о порядке созыва и проведения общих собраний участников, недоступном для третьих лиц в сравнении с Уставом;
  • Нерешение этого вопроса заранее является инструментом для корпоративного шантажа: недовольный чем-то участник может затерроризировать общество многочисленными подобными жалобами, что в последнее время встречается крайне часто.
Видео (кликните для воспроизведения).

А главное, что действующее законодательство позволяет компании и его участникам избежать возможных споров и заранее самостоятельно определять порядок созыва и проведения собраний (например, уведомляем SMS за час, собрание проводим по Скайпу). Поэтому в силах каждого ООО оградить себя от подобных нарушений.

Источники

Административные дела банк россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here