Административное задержание комментарий

Полезное по теме: "Административное задержание комментарий" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 27.4. Протокол об административном задержании

1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Комментарий к Ст. 27.4 КоАП РФ

1. Протокол об административном задержании является не только одним из видов доказательств по делу об административном правонарушении, но и актом, подтверждающим законность и обоснованность задержания гражданина. Кроме того, в случаях непосредственного обнаружения уполномоченным должностным лицом деяния, содержащего признаки правонарушения, если протокол о доставлении не составлялся, протокол об административном задержании является актом, свидетельствующим о возбуждении дела (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

2. Комментируемая статья содержит перечень сведений, которые отражаются в протоколе об административном задержании.

Местом составления протокола обычно является помещение дежурной части соответствующего органа внутренних дел либо специальное помещение органа, указанного в ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, или помещение органа местного самоуправления.

Поскольку срок задержания исчисляется часами, в протоколе об административном задержании обязательно указываются часы и минуты произведенного задержания.

Данные о личности вносятся в протокол с учетом имеющихся у задержанного документов (фиксируется, каких именно) либо со слов задержанного или очевидцев, которые его знают.

Помимо названных в комментируемой статье сведений в протокол об административном задержании обычно заносятся объяснение задержанного, данные о состоянии его здоровья, наличии и характере травм, опьянения, одежды.

Если проводился личный досмотр, то об этом и об изъятых в ходе досмотра вещах также указывается в протоколе.

3. Задержанному лицу в обязательном порядке разъясняются права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ (знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство, обжаловать в установленном порядке действия должностных лиц, просить уведомить о месте своего нахождения родственников, администрацию по месту работы или учебы, давать правдивые показания по делу, являться по вызовам уполномоченного должностного лица), о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании, подтвержденная подписью задержанного.

4. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим и задержанным. В случаях, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в нем делается соответствующая запись. Отказ подписать протокол обусловлен чаще всего несогласием задержанного с основаниями, порядком задержания, поэтому факт составления протокола и отказ задержанного от его подписи желательно удостоверять подписями двух понятых, которые впоследствии смогут подтвердить факт, правомерность задержания и мотивы отказа задержанного от подписи.

5. По истечении срока административного задержания в протоколе делается отметка о выдаче вещей, изъятых у задержанного в результате личного досмотра. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лишь при поступлении от него просьбы об этом.

Комментарии к СТ 3.9 КоАП РФ

Статья 3.9 КоАП РФ. Административный арест

Комментарий к статье 3.9 КоАП РФ:

1. Административный арест — одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения. Условия отбывания этого наказания также строгие (см. комментарий к ст. 32.8 Кодекса). Оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, закрепленного в ст. 22 Конституции РФ, а также права на свободу передвижения, предусмотренного ст. 27 Конституции. Такое ограничение, применяемое за серьезное правонарушение, согласуется с содержанием ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусмотревшей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Назначаться это наказание может на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима проведения контртеррористической операции — до тридцати суток. Содержание правового режима контртеррористической операции изложено в ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Право назначения административного ареста принадлежит только судье.

Как указывается в ч. 1 комментируемой статьи, административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Режим содержания под стражей правонарушителей, подвергнутых аресту в административном порядке, определен Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726, и утвержденными МВД России Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.

2. В соответствии с данной статьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно. Это является дополнительной гарантией от неполного рассмотрения дела, необъективности и принятия ошибочного решения о применении столь строгого наказания.

3. Содержащееся в ч. 2 данной статьи указание на то, что административный арест устанавливается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, адресовано законодателю.

В настоящем Кодексе это наказание фигурирует, в частности, в санкциях статей об ответственности за неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (ст. 17.3); неповиновение законному требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации (ст. 18.7); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3); мелкое хулиганство (ст. 20.1).

Читайте так же:  Штраф за отсутствие регистрации для иностранных граждан

4. Указание в данной статье на то, что административный арест применяется в исключительных случаях, адресовано правоприменителю в лице судей. Критерий для применения административного ареста дается в конкретных статьях Кодекса, содержащих соответствующие санкции. Применение административного ареста допускается, если по обстоятельствам дела с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя применение других мер наказания, в частности штрафа, будет признано недостаточным. В этом случае, если дело находится у органа, должностного лица, они передают его на рассмотрение судье.

5. Сроки наказания в виде административного ареста измеряются сутками. Поэтому если в санкции статьи приводится только максимальный срок административного ареста, то наказание может быть назначено в пределах от одних суток до высшего предела, указанного в соответствующей статье Кодекса.

6. В ч. 2 комментируемой статьи содержится перечень лиц, к которым не может применяться административный арест даже в исключительных случаях. Поэтому при принятии постановления об административном аресте должно быть выяснено, нет ли препятствий к этому: не является ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 14 лет, достиг ли подросток, совершивший правонарушение, совершеннолетия, не является ли лицо, привлеченное к административной ответственности, инвалидом I или II группы, военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, имеющим специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.

7. Административный арест в соответствии со ст. 22 Конституции РФ является таким же ограничением неприкосновенности личности, как и задержание. Поэтому в ч. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административное задержание комментарий

Права задержанного

Если вас задержали, то обязаны составить протокол. В нем должны быть отражены место, время, обстоятельства и причины административного задержания. Вы вправе его прочитать и внести замечания, включая сведения о неподобающем поведении должностных лиц, причиненном ущербе и т.д. Помешать вам не имеют права.

Помните, что вам обязаны разъяснить ваши права и обязанности, и сделать соответствующую запись в протоколе. Если ее нет — его можно оспорить. У вас есть право:

  • сделать один телефонный звонок. Исключение — задержанный сбежал из психиатрической больницы, из-под стражи, уклоняется от отбытия наказания или находится в розыске;
  • на молчание и соблюдение презумпции невиновности;
  • обжаловать действия представителей власти, которые произвели задержание. Жалобу можно подать в прокуратуру и суд;
  • пригласить переводчика и адвоката;
  • ознакомиться с протоколом и иными документами по делу, а также на получение копии протокола об административном задержании.

Перед подписанием протокола убедитесь, что в нем отсутствуют пустые строки. Если они есть, то проводивший задержание сотрудник должен их зачеркнуть. Не хотите подписывать — не подписывайте, у вас есть такое право. О вашем отказе в протоколе сделают соответствующую отметку.

Нарушили порядок задержания — подавайте жалобу на действия сотрудников правоохранительных органов.

Статья 27.5. Сроки административного задержания

Ст. 27.5 КоАП РФ в последней действующей редакции от 9 января 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 27.5. Сроки административного задержания

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьёй 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления. При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьёй 27.2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов.

Порядок применения административного задержания

Для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения административного дела в отношении потенциального нарушителя может применяться ограничение свободы. Административное задержание не является санкцией за проступок, а его максимальный срок жестко ограничен нормами КоАП РФ. В этой статье разберем, при каких обстоятельствах гражданин может быть задержан, и влияет ли факт задержания на назначение наказания.

Статья 27.5. Сроки административного задержания

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 N 9-П часть 3 статьи 27.5 признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования и во взаимосвязи с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса предполагают, что административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста, а последующее прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения или отсутствием состава административного правонарушения не может служить основанием для отказа в обжаловании незаконного применения административного задержания как принудительной меры обеспечения производства по данному делу.

Читайте так же:  Административный штраф выражается в размерах

3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Комментарий к статье 27.5

1. См. п. 1 комментария к ст. 27.4.

Доставление нарушителя представляет собой начальное процессуальное действие, осуществляемое при административном задержании (см. комментарий к ст. 27.2).

2. Срок административного задержания не может превышать трех часов, административное задержание на срок до 48 часов возможно только применительно к административным правонарушениям, указанным в ч. 2 комментируемой статьи, а также при совершении административных правонарушений, влекущих административный арест (см. ч. 3 комментируемой статьи; об административных правонарушениях, влекущих административный арест, см. п. 1 комментария к ст. 32.8). Лица, осуществляющие административное задержание, указаны в ч. 1 ст. 27.3 КоАП (см. также п. 6 — 9 комментария к указанной статье).

По смыслу ч. 2, 3 комментируемой статьи административное задержание применяется к лицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения. Согласно ч. 1 ст. 27.3 КоАП административное задержание применяется также к лицам, вина которых в совершении административного правонарушения установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания.

Административное задержание

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

На сколько могут задержать за административное нарушение

Без составления протокола задержания полиция может задержать человека на срок не более 3 часов. Очень часто это правило (и закон) нарушается полицией, единственный действенный способ противодействия незаконному удержанию в полиции — вызов адвоката в отделение.

По общему правилу, без судебного решения, полиция может задерживать на срок не более 48 часов (2 суток). Если полиция задержала человека по делу об административном правонарушении, за которое может быть назначен административный арест, то, при условии составления протокола административного задержания, полиция может задерживать человека на срок до 48 часов (2 суток).

По уголовным делам, протокол задержания должен быть составлен не позднее 3 часов. Поэтому, без составления протокола задержания подозреваемого могут держать в полиции не более 3 часов.

О задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются родители или иные законные представители.5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.Прочие права и обязанности прописаны в статье 25.1 КоАП РФ — как права лица, в отношение которого ведется производство по делу об АПН. Подведем итог. Задержать на срок до ТРЕХ часов добропорядочного гражданина могут в ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ случаях для составления протокола или проведения разбирательств по делу об административном правонарушении в отношении этого гражданина.

  • уклонение от наказания;
  • пренебрежение общественным порядком;
  • нарушение комендантского часа;
  • нахождение человека в розыске;
  • попытка проникновения на охраняемый объект.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с задержанием, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с задержанием, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб.
Видео (кликните для воспроизведения).

У сотрудников полиции в России множество полномочий, среди которых есть и право на задержание лица в порядке, предусмотренном КоАП РФ. Однако этот порядок не всегда соблюдается и для пресечения незаконных действий со стороны сотрудников правоохранительных органов необходимо знать о процедуре задержания полицией.

Административное задержание является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Оно производится в исключительных случаях. Поскольку задержание полицией является административной процедурой, должен быть составлен соответствующий протокол, который бы содержал дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
В перечень оснований для административного задержания входит:
— необходимость установить личность нарушителя;
— невозможность составить протокол на месте выявления административного правонарушения;
— пресечение административного правонарушения;
— обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Также лицу, подвергнутому административному задержанию, должны быть разъяснены его права, после этого гражданин обязан поставить подпись в соответствующей графе. Если этого сделано не было, необходимо в месте для подписи написать, что права не разъяснялись.
По просьбе лица, подвергнутому административному задержанию, полицейские должны в кратчайший срок уведомить родственников, администрацию по месту работы (учёбы), а также защитника, о применении меры административного воздействия на гражданина. Если задерживается несовершеннолетний, то уведомление указанных лиц должно быть совершено обязательно.

Читайте так же:  Коап срок давности привлечения к административной

Срок административного задержания не должен превышать трёх часов, однако если одной из возможных санкций за совершённое административное правонарушение является арест или выдворение за пределы Российской Федерации, то срок задержания может составлять сорок восемь часов.

Нередко к данной административной процедуре прибегают без достаточных оснований, в таком случае у гражданина есть право на обращение в прокуратуру с требованием проверить законность и обоснованность ограничения свободы. При этом обжаловать действия должностного лица можно и в случае, если производство по делу об административном правонарушении было прекращено.
Постановлением конституционного суда РФ от 16 июня 2009 г. № 9-П установлено, что пункт 1 статьи 1070 и абзац третий статьи 1100 ГК РФ не исключают возможность возмещения гражданам вреда, причинённого административным задержанием на срок не более 48 часов, независимо от вины соответствующих органов публичной власти и их должностных лиц. Поэтому можно обратиться в суд с исковым требованием о возмещении вреда, причинённого незаконными действиями сотрудников полиции.
При этом нужно понимать, что размер компенсации будет крайне мал в силу того, что судьи очень дёшево оценивают человеческие страдания и моральные переживания.

Административное задержание является исключительной мерой, которая ограничивает право человека на свободу передвижения, пусть и кратковременно. Поэтому во всех случаях применения данной процедуры нужно проверять законность и обоснованной действий должностных лиц. За каждый факт необоснованного ограничения свободы или превышения сроков административного задержания необходимо требовать привлечения их к ответственности.

Административное задержание — это временное ограничение свободы человека, которое можно применять в исключительных случаях.

При этом задержанный имеет определенные права и может ими воспользоваться. Когда и кого могут задержать? На какой срок возможно административное задержание? Расскажем далее.

Основания для административного задержания

Административное задержание представляет собой ограничение закрепленных в Конституции РФ прав гражданина на личную свободу и свободу передвижения.

Поэтому эта мера применяется в отдельных случаях:

  • с целью предотвращения возможного преступления;
  • для возможности рассмотрения дела в установленный срок;
  • для составления административного протокола;
  • с целью исполнения вынесенного решения суда.

По закону нельзя задержать гражданина, совершившего правонарушение, если наказанием за деяние являются штраф или устное предупреждение. Полицейский может ограничить свободу гражданина для оформления протокола, если это невозможно сделать на месте совершения проступка.

Особенности применения задержания

Хотя временное ограничение свободы не рассматривается как мера наказания, оно будет учтено при назначении отдельных видов санкций. В частности, в срок назначенного ареста войдет весь период задержания – эти сведения будут указаны в постановлении. Сразу после рассмотрения такого дела арестованный гражданин будет направлен для отбывания наказания в спецучреждение МВД. Режим ареста будет отличаться от временного задержания более серьезными мерами контроля.

Если задержание применялось для лица, которому грозит выдворение за пределы РФ, после назначения наказания оно помещается в места временного содержания иностранцев или лиц без гражданства. Контроль за режимом выдворения осуществляет миграционная служба МВД, таможенные органы и иные ведомства.

Порядок проведения административного задержания

Статья 27.3 КоАП РФ определяет административное задержание как временное ограничение свободы гражданина, применяемое либо для обеспечения надлежащего рассмотрения дела по совершенному правонарушению, либо во исполнение постановления по уже рассмотренному делу. Хотя такая мера влечет за собой менее тяжкие последствия, чем уголовное задержание, требования по соблюдению процедуры достаточно жесткие.

Срок задержания

Должностные лица и уполномоченные органы не могут произвольно устанавливать сроки ограничения свободы. Для этого нужно руководствоваться статьей 27.5 КоАП РФ:

  • стандартный срок задержания составляет не более трех часов – он используется для установления личности граждан, не имеющих при себе документов, для оформления процессуальных документов, направления на медосвидетельствование и т.д.;
  • если проступок связан с нарушением государственной границы, таможенных правил или иных аналогичных режимов, срок задержания может составить до 48 часов;
  • если в состав санкций за правонарушение входит арест или выдворение за пределы страны, ограничение свободы также может составлять 48 часов.

Дальнейшая процедура привлечения к ответственности будет проходить по общим правилам, в том числе с возможностью принудительного доставления.

Если для рассмотрения дела использовано задержание, административный материал незамедлительно направляется в суд, либо иной орган. Не позднее суток после получения протокола дело должно быть рассмотрено с вынесением постановления.

В КоАП РФ указаны специальные правила исчисления сроков ограничения свободы:

  • период задержания начинается с момента добровольного или принудительного доставления гражданина в служебное помещение уполномоченного органа;
  • если нарушитель был задержан в состоянии опьянения, срок начинает течь с момента его вытрезвления.

Комментарий к статье 27.5 КоАП РФ

1. Комментируемая статья определяет общий (3 часа) и специальный (48 часов) сроки административного задержания. Максимальный срок задержания основывается на ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура» отмечено, что по смыслу упомянутой статьи Конституции РФ установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения распространяется и на административное задержание. Административное задержание свыше 48 часов допускается только на основании судебного решения.

2. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. Учитывая, что понятие «вытрезвление» является не юридической, а медицинской категорией, и к тому же основанной на усмотрении должностных лиц, осуществляющих задержание, такая формулировка закона создает почву для злоупотреблений при определении момента вытрезвления. Представляется необходимым закрепить в законодательстве максимальный срок вытрезвления, а также закрепить право задержанного лица на проведение проверки его состояния с обязательным участием врача-нарколога.

Читайте так же:  Состав правонарушения административного права

Права задержанного лица

Права гражданина, задержанного в административном порядке, определяются Конституцией РФ. Так как никто не может лишиться свободы в произвольном порядке, гражданин вправе требовать от сотрудника полиции разъяснения, на основании чего к нему применяется такая мера. Сообщения о номере статьи кодекса будет недостаточно: гражданин имеет право знать содержание обвинения.

Гражданин может потребовать от полицейского сообщить о произошедшем его родственникам и адвокату (при наличии). Задержанному следует воспользоваться законным правом на получение копии протокола: сотрудники правоохранительных органов не обязаны предоставлять этот документ, если гражданин сам не потребовал.

Важным правом гражданина является требование о проведении прокурорской проверки. Оно заявляется во время задержания в устной или письменной форме. По закону полицейский не может проигнорировать такое требование и должен незамедлительно сообщить в прокуратуру. Поскольку это соблюдается далеко не всегда, лучше подстраховаться и направить письменное прошение.

Все действия полиции в момент задержания и препровождения в камеру предварительного заключения при наличии достаточных оснований могут быть обжалованы. Особенно это касается случаев, когда сотрудники полиции не предоставляют задержанному возможность пользоваться телефоном. В законе нет запрета на применение мобильной связи.

Статья 27.5. Сроки административного задержания

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Порядок проведения задержания

Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.

Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.

По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Составление протокола

В основе законности дальнейших процедур лежит правильно составленный протокол об административном задержании. Во многих случаях на основании сведений, зафиксированных в этом документе, судья выносит решение. Поэтому содержащаяся в нем информация должна быть точной, полной и достоверной.

Стандартные формы протокола разработаны ведомствами, сотрудники которых могут проводить задержание. Следует различать протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении. В последнем фиксируется информация о совершенном деянии и его обстоятельствах. В протоколе о задержании эти сведения не дублируются. Полицейский указывает статью КоАП, согласно которой задерживает гражданина.

Протокол об административном задержании считается действительным, если в нем указаны:

  • место составления документа и точная дата;
  • ФИО сотрудника ведомства, составившего документ, а также его должность;
  • имя задержанного и адрес его проживания (в некоторых случаях в документе фиксируют место работы и должность гражданина на основании документальных подтверждений);
  • обоснование мотивов ограничения свободы гражданина;
  • время проведения задержания с точностью до минут;
  • отметка об уведомлении родственников о задержании;
  • пояснения задерживаемого о совершенном им правонарушении;
  • сведения о психологическом и физическом состоянии гражданина на момент задержания;
  • замечания задержанного о содержании протокола (может удостоверить правильность внесенных в него сведений или выразить протест, а также указать свидетелей, которых можно опросить в ходе судебного разбирательства);
  • подписи составителя протокола и задержанного (только добровольная; принуждение к подписанию документа не допускается).

При отсутствии одного из этих элементов судья может признать незаконным факт задержания гражданина. Исключение — отказ лица подписать документ. Об этом делается отметка в протоколе.

Особенно внимательно суд относится к указанию точного времени ареста, так как без этой информации невозможно установить верхний предел пребывания задержанного в камере. Основанием для признания протокола недействительным может стать отсутствие сообщения о случившемся родственникам или адвокату и разъяснения причин ограничения свободы гражданина. В этих случаях речь идет о нарушении конституционного права человека на свободу, и к сотруднику полиции могут быть применены санкции.

Срок административного задержания

Гражданина можно лишить свободы на срок от 3 до 48 часов. Верхний предел превышать нельзя. Столь длительное удерживание человека применяется при особо тяжких правонарушениях. К таковым, например, относится нарушение государственной границы или режима пребывания в РФ. Представители соответствующих органов могут задерживать граждан за нарушение закона в особых зонах страны, например, во внутренних водах или на континентальном шельфе.

Лишиться свободы на 2 суток могут также лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении. Задержание осуществляется, если судья вынес постановление, предусматривающее в качестве наказания лишение свободы.

К числу спорных вопросов законодательства относится проблема определения выхода из наркотического или алкогольного опьянения. По закону срок задержания начинается с момента вытрезвления, но при этом не указаны критерии такого состояния и способы определения. На практике сотрудники полиции выжидают 6 часов, пока задержанный придет в состояние адекватно воспринимать происходящее. Но порядок применения этого принципа никак не регламентируется, что вызывает сомнения в его законности.

Читайте так же:  Нарушение общественного порядка в ночное время коап

Кто имеет право задерживать?

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию».

Что это такое

Сразу после вынесения постановления режим задержания аннулируется, а нарушитель приступает к исполнению наказания, либо освобождается. Выделим ключевые моменты, которыми характеризуется порядок применения задержания:

  • ограничение свободы носит исключительный характер – при задержании составляется протокол, в котором должны быть указаны основания для такого решения;
  • применять указанную меру могут только должностные лица и ведомства, перечисленные в ст. 27.3 КоАП РФ;
  • установление предельных сроков задержания обязывает рассмотреть дело незамедлительно после поступления протокола в суд, либо иной уполномоченный орган.

В законе не указан точный перечень мотивов, по которым граждан могут задерживать. Исходя из положений судебной практики, к таким основаниям может относиться пресечение правонарушения, имеющего повышенную общественную опасность, предотвращение дальнейших негативных последствий и т.д. Кроме того, задержание используется по статьям, за которые грозят санкции в виде ареста или выдворения за пределы РФ.

Как оформляется задержание

При выявлении факта нарушения, должностными лицами составляется протокол с указанием конкретной статьи КоАП РФ, по которой будет рассматриваться дело. Если в момент пресечения проступка устанавливаются исключительные основания для задержания, об этот составляется самостоятельный протокол. В содержании этого документа указываются следующие сведения:

  • дата и место оформления протокола;
  • информация о должностном лице, принявшем такое решение;
  • сведения о задержанном гражданине;
  • время, место и мотивы ограничения свободы.

Таким образом, уже непосредственно при задержании гражданину разъясняются причины такого процессуального решения. С содержанием протокола задержанный гражданин знакомится под роспись, вправе подавать возражения и объяснения. Отказ от подписи удостоверяется с участием понятых, а копия документа выдается гражданину по его просьбе.

Решение о задержании может быть обжаловано через суд по общим правилам КоАП РФ, а рассмотрение жалобы должно проходить немедленно после ее поступления.

Задержание может применяться даже к несовершеннолетним гражданам, однако они помещаются отдельно от взрослых нарушителей. Можно выделить следующие правила содержания задержанных лиц:

  • ограничение свободы происходит в помещении органов, указанных в ст. 27.3 КоАП РФ, либо в спецучреждениях, предусмотренных федеральными нормативными актами;
  • размещение задержанных лиц вместе с гражданами, отбывающими арест, запрещено;
  • каждому задержанному лицу гарантируется питание и медицинская помощь по нормативам, утвержденным Правительством РФ.

Режим ограничения свободы будет действовать до момента рассмотрения дела, либо до истечения предельного срока задержания.

В зависимости от статуса задержанного лица, а также его волеизъявления, сразу после составления протокола уведомляются:

  • родственники гражданина и/или его защитник (адвокат или иной представитель) – если от задержанного поступила такая просьба;
  • военная полиция или командование части – если задержан военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы;
  • иные органы или ведомства, в которых гражданин проходит службу.

Указанное уведомление направляется в устной или письменной форме с соответствующей отметкой в материалах административного дела.

Другой комментарий к статье 27.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. См. п. 1 комментария к ст. 27.4.

Доставление нарушителя представляет собой начальное процессуальное действие, осуществляемое при административном задержании (см. комментарий к ст. 27.2).

2. Срок административного задержания не может превышать трех часов, административное задержание на срок до 48 часов возможно только применительно к административным правонарушениям, указанным в ч. 2 комментируемой статьи, а также при совершении административных правонарушений, влекущих административный арест (см. ч. 3 комментируемой статьи; об административных правонарушениях, влекущих административный арест, см. п. 1 комментария к ст. 32.8). Лица, осуществляющие административное задержание, указаны в ч. 1 ст. 27.3 КоАП (см. также п. 6 — 9 комментария к указанной статье).

По смыслу ч. 2, 3 комментируемой статьи административное задержание применяется к лицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения. Согласно ч. 1 ст. 27.3 КоАП административное задержание применяется также к лицам, вина которых в совершении административного правонарушения установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания.

Комментарии и консультации юристов по ст 27.5 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 27.5 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Видео (кликните для воспроизведения).

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источники

Административное задержание комментарий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here