Административная ответственность за налоговые правонарушения

Полезное по теме: "Административная ответственность за налоговые правонарушения" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Административная ответственность за нарушение налогового законодательства

Ответственность за правонарушения в налоговой сфере предусмотрены главой 13 КоАП «Административные правонарушения против порядка налогообложения» (Приложение). Данная глава содержит 14 составов правонарушений:

Статья 13.1. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

Статья 13.2. Осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе;

Статья 13.3. Нарушение срока представления информации об открытии (закрытии) счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации;

Статья 13.4. Нарушение срока представления налоговой декларации (расчета);

Статья 13.5. Нарушение правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета;

Статья 13.6. Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа;

Статья 13.7. Невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины);

Статья 13.8. Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений, а равно отказ от подписания акта налоговой проверки;

Статья 13.9. Нарушение порядка открытия счета плательщику;

Статья 13.10. Нарушение порядка и сроков исполнения поручений, решений органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о перечислении, взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а равно неисполнение указанных документов;

Статья 13.11. Неисполнение решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица;

Статья 13.12. Исключена;

Статья 13.13. Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге;

Статья 13.14. Необеспечение зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), иного имущества на счета в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях и неосуществление платежей с них.

Необходимо отметить, что до недавнего времени вопросы ответственности за налоговые правонарушения регламентировались указами президента, в которых устанавливалось два вида ответственности: экономическая и административная. С вступлением в силу КоАП 2003 года, фактически экономическая ответственность перестала существовать как вид юридической ответственности.

В результате унификации действующего законодательства, 20 июля 2007 года были внесены изменения в КоАП, в результате которых главы 11, 12 и 13 были изложены в новой редакции. В данной редакции нашли отражение все ранее существовавшие положения, которые позволяли дифференцировать меры ответственности в зависимости от различных критериев: от суммы неуплаченных налогов, периода просрочки, формы вины, субъекта правонарушения.

Если же в деянии субъекта присутствует умысел, то п. 7 ст. 13.6 устанавливает, что: «Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица умышленно, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до шестидесяти базовых величин» и т.д.

При этом в текст главы 13 включены примечания, которые позволяют снизить размер применяемых санкций или вообще не привлекать лицо к ответственности. В частности примечание к той же статье 13.6 устанавливает, что не являются административным правонарушением, предусмотренным частями 1–6 ст. 13.6, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими:

— своевременно направлено без последующего отзыва поручение банку и (или) небанковской кредитно-финансовой организации на перечисление причитающейся суммы налога, сбора (пошлины), не исполненное банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией по причине отсутствия на счете плательщика, иного обязанного лица средств, достаточных для исполнения этого поручения в полном объеме;

— внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) и уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены такие неуплата или неполная уплата (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной налоговой проверки, – до составления акта проверки).

Наличие таких положений позволяют говорить о действительной справедливости наказания и адекватности наказания совершенному деянию, поскольку во главу угла ставится не только сам факт неисполнения налогового обязательства, но и обстоятельства совершения правонарушения. Кроме того, наличие таких критериев, на взгляд автора, стимулирует плательщика принимать все меры для скорейшего исполнения налоговых обязательств, т.е. своевременно передавать в банк платежное поручение на перечисление сумм налогов, сокращать просрочку уплаты платежей и т.д.

В соответствии со ст. 3.30 ПИКоАП протоколы по правонарушениям, предусмотренным главой 13 КоАП вправе составлять:

1. Органы внутренних дел – по правонарушению, предусмотренному ст. 13.13 «Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге».

2. Органы КГК – по всем правонарушениям, предусмотренным главой 13 КоАП.

3. Таможенные органы — по правонарушению, предусмотренному ч. 9 ст. 13.6 КоАП «Неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более одной четвертой базовой величины, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица», ст. 13.10 «Нарушение порядка и сроков исполнения поручений, решений органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о перечислении, взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а равно неисполнение указанных документов», ст. 13.11 «Неисполнение решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица»

4. Налоговые органы — по всем правонарушениям, предусмотренным главой 13 КоАП, кроме ч. 9 ст. 13.6.

5. Органы Министерства торговли — по правонарушению, предусмотренному ст. 13.13 «Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге».

Рассмотрение административных дел, предусмотренных гл. 13 относится к компетенции:

1. Суда (ст. 3.2 ПИКоАП) – по правонарушениям, предусмотренным ст. 13.13 «Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге» (дело рассматривается единолично судьей районного (городского суда)).

2. Органов внутренних дел (ст. 3.6 ПИКоАП) – по правонарушению, предусмотренному ст. 13.13 «Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге».

3. Органов КГК (ст. 3.7 ПИКоАП) – по всем правонарушениям, предусмотренным главой 13 КоАП.

4. Таможенных органов (ст. 3.12 ПИКоАП) – по правонарушениям, предусмотренным ч. 9 ст. 13.6, 13.10 «Нарушение порядка и сроков исполнения поручений, решений органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о перечислении, взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а равно неисполнение указанных документов», 13.11 «Неисполнение решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица».

5. Налоговых органов (ст. 3.13 ПИКоАП ) — по всем правонарушениям, предусмотренным главой 13 КоАП, кроме ч. 9 ст. 13.6.

Таким образом, как правило, в отношении налоговых правонарушений, орган, составивший протокол, сам рассматривает дело об административном правонарушении. Исключением являются правонарушения, предусмотренные ст. 13.13 (по этим правонарушениям дела, протоколы по которым составлены органами Министерства торговли рассматривает суд).

Читайте так же:  Как исправить протокол об административном правонарушении

Должностные лица органов, ведущих административный процесс, составляют протоколы, рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают предусмотренные КоАП взыскания в пределах предоставленных им полномочий и только при исполнении служебных обязанностей.

Должностные лица органов, ведущих административный процесс, наделяются полномочиями на составление протоколов правонарушениях и подготовку дел к рассмотрению решением соответствующего государственного органа.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

При рассмотрении дела должны учитываться обстоятельства, смягчающий или отягчающие ответственность в соответствии со ст. 7.3, 7.4 КоАП. Кроме того, дело не может быт начато, а начатое подлежит прекращению, если истекли сроки давности привлечения к ответственности. При этом сроки давности для привлечения к ответственности в отношении административных правонарушений в сфере налогообложения установлены ст. 7.6 КоАП и составляют 3 года со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.61, 11.62, 13.1, 13.3, 13.8–13.11 КоАП, совершенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее одного года со дня их совершения.

Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, в случае несоблюдения требований к форме или содержанию протокола либо к перечню прилагаемых к нему материалов в пятидневный срок возвращают дело органу, ведущему административный процесс и направившему дело для рассмотрения. После устранения недостатков дело вновь может быть направлено в суд, орган, ведущий административный процесс. Срок рассмотрения дела в этом случае исчисляется со дня повторного поступления дела в суд, орган, ведущий административный процесс.

В случае если при подготовке дела к рассмотрению судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела, установят, что рассмотрение такого дела не относится к их компетенции, они направляют его для рассмотрения в суд, орган, ведущий административный процесс, в компетенцию которых входит рассмотрение данного дела.

Если при рассмотрении дела суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела, придут к выводу, что в правонарушении содержатся признаки преступления, они передают материалы этого дела прокурору, органам, уполномоченным осуществлять предварительное следствие и дознание.

Штраф (за исключением штрафа, взимаемого на месте) должен быть уплачен физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, юридическим лицом – не позднее пятнадцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления – не позднее одного месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.

При рассмотрении данного вопроса, необходимо отметить, что помимо сугубо налоговых правонарушений, к компетенции налоговых органов относится выявление правонарушение и в других сферах. В частности, налоговые органы составляют протоколы об административных правонарушения по делам, предусмотренным:

1. Статьей 9.24 КоАП «Нарушение законодательства о книге замечаний и предложений»;

2. Главой 11 КоАП «Административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности» (ст. 11.1, ч. 1 ст. 11.2, ст. 11.3, 11.5, 11.7, 11.32, 11.59–11.62, ч. 2 ст. 11.66);

3. Главой 12 КоАП «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» (ст. 12.1, ч. 1, 2 и 4 ст. 12.7, 12.8, ч. 2, 3 и 5-7 ст. 12.9, 12.11, 12.12, ч. 2 ст. 12.15, ч. 4 ст. 12.17, 12.18-12.28, 12.30, 12.31, 12.33-12.35, 12.37, 12.38, ч. 2 ст. 12.39);

4. Главой 18 КоАП «Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта» (ст. 18.32, 18.33);

5. Главой 23 КоАП «Административные правонарушения против порядка управления» (ст. 23.2, 23.4, 23.8, 23.9, 23.16, ч. 1 и 3 ст. 23.21, ч. 1 и 2 ст. 23.23, 23.24, 23.57, 23.64, 23.68, 23.73, 23.74, 23.84).

Данные категории дел относятся к компетенции и других государственных органов – Национального Банка, КГК, органов внутренних дел и др., однако указанные правонарушения могут быть выявлены и в ходе осуществления налоговыми органами своих контрольных полномочий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Административная ответственность в сфере налогообложения

Административная ответственность в сфере налогообложения — это ответственность организаций, их должностных лиц и ИП за налоговые правонарушения, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях.

КоАП РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов административных наказаний и правил их применения, порядок производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о назначении административных наказаний, содержит нормы и положения, разработанные с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, Конституции РФ и российского законодательства.

Субъектами административной ответственности за совершение норм законодательства о налогах и сборах являются должностные лица организаций (например, руководитель, главный бухгалтер). Следует пояснить, что должностное лицо — это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях.

Должностное лицо организации привлекается к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в сфере налогообложения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, выразившимся в нарушении руководимой им организацией норм налогового законодательства. В отдельных случаях в качестве субъектов административной ответственности в КоАП РФ названы физические лица (индивидуальные предприниматели) и организации.

Ответственность за административные правонарушения в сфере налогообложения
Статья КоАП Вид правонарушения Наказание
15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда.

2. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет

Читайте так же:  Судебное постановление по административному делу

Штраф на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.

Штраф на должностных лиц — от 2000 до 3000 руб.

15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации от открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации Штраф на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб. 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета Штраф на должностных лиц — от 300 до 500 руб. 15.6. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представления таких сведений в неполном объеме или искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 этой же статьи

2. Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учета и регистрации имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

Штраф на граждан — от 100 до 300 руб.; на должностных лиц — от 300 до 500 руб.

Штраф на должностных лиц — от 500 руб. до 1000 руб.

15.7. Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику

1. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

2 Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица

Штраф на должностных лиц — от 1000 руб. до 2000 руб.

Штраф на должностных лиц — от 2000 руб. до 3000 руб.

15.8. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд) Штраф на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб. 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и(или) транспортных средств через таможенную границу РФ Штраф на граждан — от 500 до 2500 руб.; на должностных лиц — от 5000 до 10 000 руб.; на юридических лиц — от 50 000 до 300 000 руб.

Необходимо понимать, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за это же налоговое правонарушение виновное должностное лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица (руководителя организации) не освобождает от административной ответственности за это правонарушение юридическое лицо. Таким образом, возможно одновременно привлечение как организации, так и должностного лица этой организации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, если статья КоАП РФ, устанавливающая ответственность за данное правонарушение, предусматривает в качестве субъекта как должностное, так и юридическое лицо.

При выявлении административного нарушения составляется протокол. Должностные лица, уполномоченные составлять такой протокол, перечислены в ст. 28.3 КоАП. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в течение 15 дней с момента получения протокола.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях
Статья КоАП Нарушение Кто рассматривает
15.3 Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе Мировой судья или районный суд
15.4 Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке Мировой судья или районный суд
15.5 Нарушение сроков представления налоговой декларации Мировой судья или районный суд
15.6 Непредставление сведений, необходимых для налогового контроля Мировой судья или районный суд
15.11 Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности Мировой судья или районный суд
16.22 Нарушение сроков уплаты таможенных платежей Таможенные органы

По окончании рассмотрения дела выносится постановление о наложении штрафа или о прекращении дела. Постановление не может быть вынесено позднее двух месяцев после совершения административного правонарушения. Если с момента нарушения прошло более года, то наказание не может быть осуществлено. Если нарушение относится к числу длящихся (например, лицо не устранило недостатки, выявленные в ходе проверки), то годичный срок отсчитывается со дня, когда было обнаружено нарушение.

Постановление о наложении штрафа вступает в силу по истечении 10 дней с момента его вынесения. В течение этого времени можно обжаловать его вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд. Подача жалобы приостанавливает течение 10-дневного срока. Если постановление не обжаловано и вступило в силу, то дается еще 30 дней на добровольную уплату штрафа, в противном случае штраф будет взыскан через судебных приставов.

Нарушением законодательства РФ о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка (ст. 40 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Ответственность за нарушение указанного законодательства представлена в таблице.

Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных этим Законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов. Закон предусматривает обстоятельства, исключающие и смягчающие вину лица в совершении правонарушения.

Ответственность за нарушения законодательства РФ о страховых взносах
Статья Закона № 212-ФЗ Вид правонарушения Наказание
Ст. 46. Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам

1. Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом № 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения

2 Непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении установленного Законом № 212-ФЗ срока представления такого расчета

Штраф в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Читайте так же:  Нормы административной ответственности за правонарушения совершенные

Штраф в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 руб.

Ст. 47. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов

1. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов

2. Те же деяния, совершенные умышленно

Штраф в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов.

Штраф в размере 40% неуплаченной суммы страховых взносов

1. Неправомерное неисполнение банком в установленный Законом № 212-ФЗ срок поручения органа контроля за уплатой страховых взносов о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов

2 Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете плательщика страховых взносов, в отношении которых в банке находится поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда необходимых денежных средств

Штраф в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки.

Штраф в размере 30% не поступившей в результате таких действий суммы.

Ответственность за налоговые правонарушения: таблица

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

Видео (кликните для воспроизведения).

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

Положения ст. 199.1 УК РФ устанавливают меру ответственности налогового агента, не исполняющего возложенные на него обязательства с целью удовлетворения личных интересов. В том случае, если ущерб, причиненный государству, имеет крупный размер, суд может взыскать с нарушителя штраф в сумме от 100 до 300 тыс. руб. или в виде дохода за промежуток времени от 1 года до 2 лет. Кроме того, суд вправе направить осужденного на принудительные работы сроком до 2 лет или лишить свободы на тот же срок.

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

otvetstvennost_za_nalogovye_pravonarusheniya_tablica.jpg

Похожие публикации

За нарушения в сфере налогообложения законом предусмотрены разнообразные виды наказаний по различным статьям Налогового, Административного и Уголовного Кодексов РФ. Как правило, это штраф в солидном размере. Ответственность за налоговые правонарушения несут все категории налогоплательщиков, при этом для каждой категории нарушителей назначены свои меры взыскания. Подробнее о том, чем грозит налогоплательщикам то или иное нарушение фискального законодательства, узнайте далее.

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.
Читайте так же:  Административное наказание наступает

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение для физлиц, ИП и компаний

Для каждой категории налогоплательщиков предусмотрена разная степень жесткости санкций. Наиболее суровое наказание предполагается для компаний, поскольку у них больше всего налоговых обязательств и существенно выше обороты (а значит, и масштаб возможных деяний). Предприниматели зачастую несут аналогичную ответственность, однако масштаб их деятельности в основном ограничивает тяжесть проступков мелкой или средней степенью.

Ответственность за налоговые правонарушения: таблица взысканий, налагаемых на компании и предпринимателей

Таблица 1. Взыскания для юридических лиц и предпринимателей.

Кто несет ответственность

Штраф, иная санкция

Пропущен срок регистрации в ИФНС

Должностные лица организаций

п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ

Предпринимательская деятельность ведется без регистрации в ИФНС

10% от доходов, полученных без регистрации (минимум 40 000 руб.)

Должностные лица организаций

2 000 – 3000 руб.

п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ

5% от суммы, неуплаченной по декларации, за каждый месяц просрочки (минимум 1 000 руб., максимум -30% от суммы неуплаты)

Должностные лица организаций

предупреждение или штраф 300-500 руб.

Юрлица, ИП – налоговые агенты

1000 руб. за каждый месяц просрочки

п. 1.2 ст. 126 НК РФ

Подача декларации, отчета в бумажной форме вместо электронной (когда электронный формат обязателен)

Грубое нарушение правил ведения налогового учета

10 000 руб. (если нарушения в одном налоговом периоде),

30 000 руб. (если нарушения более чем в одном налоговом периоде)

п.1, 2 ст. 120 НК РФ

Занижение налоговой базы (при грубом нарушении правил налогового учета)

20% от суммы неуплаты (минимум 40 000 руб.)

п.3 ст. 120 НК РФ

Неуплата (неполная уплата) налогов, страхвзносов в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления, иного неправомерного деяния

20% от неперечисленной суммы,

40% — при наличии умысла

п.1-п.3 ст. 122 НК РФ

Непредоставление в ИФНС документов (несообщение сведений), требуемых для налогового контроля, представление искаженных данных

200 руб. за каждый непредставленный документ

П. 1 ст. 126 НК РФ

10 000 руб. — при непредставлении сведений, или подаче недостоверных данных о налогоплательщике (плательщике страхвзносов)

П. 2 ст. 126 НК РФ

Должностные лица организаций

п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ

Представление недостоверных сведений налоговым агентом

500 руб. за каждый недостоверный документ

Должностные лица организаций

5 000 — 10 000 руб.,

при повторном нарушении 10 000 – 20 000 руб. или дисквалификация до 2-х лет

20% от неудержанной суммы

п.1 ст. 123 НК РФ

Невыполнение обязанностей налогового агента (в крупном размере)

Должностные лица, ИП

Штраф 100 000 — 300 000 руб. или в размере зарплаты виновного за 1-2 года, лишение права занимать определенные должности до 3-х лет и принудительные работы до 2-х лет, арест до полугода или лишение свободы до 2-х лет

Уклонение от уплаты налогов организации (в крупном размере)

Должностные лица организации

Штраф 100 000 — 300 000 руб. или в размере зарплаты виновного за 1-2 года, принудительные работы до 1 года, арест до полугода или лишение свободы до 1 года

п.1 ст. 198 УК РФ


Сокрытие денег или имущества от процедуры взыскания недоимки (в крупном размере)

Должностные лица организаций, ИП

Штраф 200 000 — 500 000 руб. или в размере зарплаты виновного за 3 года, принудительные работы до 3 лет, или лишение свободы до 3 лет

Следует иметь в виду, что согласно КоАП РФ, наказание налагается исключительно на ответственных должностных лиц – работников компании (директора, бухгалтеры и т.п.). А ИП и частные лица за фискальные нарушения по ст. 15.4 — 15.9 и 15.11 КоАП РФ не привлекаются.

Наказание по УК РФ несут физлица — должностные лица организаций и ИП. Критерием тяжести в этом случае будет являться величина нанесенного государству ущерба, при этом точная пороговая сумма по каждой статье устанавливается индивидуально. Если сумма ущерба меньше пороговой, то лицо не может быть наказано по УК РФ, но обязанность понести наказание в соответствии с КоАП РФ за ним сохранится.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений: таблица взысканий, налагаемых на физических лиц

Таблица 2. Взыскания для физических лиц

Неуплата (неполная уплата) налогов, страхвзносов в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления, иного неправомерного деяния

20% от неперечисленной суммы,

40% — при наличии умысла

п.1, п.3 ст. 122 НК РФ

Перечисление налога с нарушением срока

1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки

Штраф 100 000 — 300 000 руб. или в размере зарплаты виновного за 1-2 года, принудительные работы до 1 года, арест до полугода или лишение свободы до 1 года

п.1 ст. 198 УК РФ

В связи с тем, что налогоплательщики-физлица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, редко взаимодействуют с ИФНС, перечень возможных нарушений для них невелик. Расчет по имущественному, земельному и транспортному налогу производит сама налоговая инспекция, обязательных деклараций, которые требовалось бы заполнить (за исключением декларации о доходах 3-НДФЛ) также нет. Поэтому в обязанность физлицам вменена только своевременная уплата рассчитанных за них налогов, при наличии соответствующих объектов обложения, а также верное указание сумм доходов в 3-НДФЛ. Если же физлицо зарегистрировалось в качестве ИП и приняло на себя функции налогового агента, то круг ответственности за возможные проступки существенно расширяется.

Привлечение к ответственности за налоговые правонарушения: за что и кому грозит

Правонарушение в фискальной сфере – это противоправное действие (бездействие), за которое установлена ответственность в НК РФ, совершенное налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом. Список возможных налоговых проступков приведен в гл.16 НК РФ и подразделяется на следующие основные группы:

  • нарушение порядка регистрации налогоплательщика в ИФНС;
  • нарушение порядка предоставления налоговой отчетности;
  • ошибки в ведении учета, что привело к искажению величины налогооблагаемой базы;
  • неперечисление (в т.ч. уплата не в полном объеме) страховых взносов, сборов и налогов;
  • непредоставление налоговикам запрашиваемой документации или представление недостоверных данных.

Каждая группа содержит широкий ассортимент действий (или бездействий) лиц, нарушающих определенную норму права, за каждое из которых определен диапазон ответственности в зависимости от тяжести проступка.

Ответственность лиц за совершение налоговых правонарушений определена не только Налоговым Кодексом РФ, но и КоАП РФ, а за серьезные деяния – УК РФ. Разнообразие наказаний обусловлено таким же разнообразием нарушений, а также различной степенью их тяжести и размером нанесенного государственному бюджету ущерба.

Привлечь нарушителя за противоправные деяния в сфере фискального законодательства возможно только по решению ИФНС или суда. Наказать могут:

  • организацию;
  • ИП;
  • физлицо, если на момент нарушения ему исполнилось полных шестнадцать лет (ст.107 НК РФ).

От категории виновного лица зависит и то, суд какой инстанции будет рассматривать дело:

  • для предпринимателей и организаций – арбитражный суд;
  • для физических лиц – суд общей юрисдикции.
Читайте так же:  Протокол судебного заседания по административному делу образец

Для того, чтобы компанию, предпринимателя или частное лицо признали виновным, должны одновременно соблюдаться следующие условия:

  • основание в виде актуальной законодательной базы;
  • доказанный факт совершения противоправного действия;
  • оформленное решение уполномоченного органа о наложении взыскания или наличие признаков налогового преступления, установленных вследствие оперативных мероприятий

Кроме того, важным условием является соблюдение срока исковой давности: привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения допустимо только в течение трех лет со дня его совершения (п.1 ст. 113 НК РФ), за исключением уголовных преступлений. При проступках, подпадающих под ст.120 (грубое нарушение правил ведения налогового учета) и 122 НК РФ (неуплата налогов, сборов, страхвзносов), трехлетний срок отсчитывается со дня, следующего за окончанием отчетного периода. Если нарушение классифицируется как уголовное преступление, то срок давности по нему может увеличиваться до десяти лет.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.

Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

Налоги и налогообложение

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Что может повлиять на смягчение или ужесточение наказания

В случае с фискальными нарушениями, как и в отношении любых других нарушений закона, действует принцип «незнание закона не освобождает от ответственности». Поэтому меры взыскания к нарушителю применяются независимо от того, по неосторожности или по ошибке было совершено действие, или же это было сделано намеренно, из корыстных побуждений.В первом случае наказание может быть назначено в более мягкой форме: в виде предупреждения, если это допускается соответствующей статьей, или в размере нижней пороговой суммы штрафа. В случае, если будет доказан умысел нарушителя, наказание будет строже: более высокая сумма штрафа (но в рамках установленных лимитов по каждой статье) или даже лишение свободы, если нарушение содержит признаки уголовного преступления. Однако, не допускается наложение наказания за одно и то же нарушение дважды (ст.108 НК РФ).

Тем не менее, существует ряд обстоятельств, которые могут смягчить наказание минимум вдвое, особенно если проступок совершен лицом впервые (п.3 ст.114 НК РФ). Перечень таких причин приведен в п.1 ст.112 НК РФ:

  • серьезные семейные или личные проблемы;
  • сложные материальные условия, в которых находится нарушитель;
  • нарушение совершено под воздействием угрозы или в силу служебной или материальной зависимости;
  • иные обстоятельства, на усмотрение суда, которые можно принять в качестве смягчающих вину.

Чтобы воспользоваться допустимым законным вариантом смягчения наказания, виновному лицу необходимо будет самостоятельно предоставить суду доказательства, свидетельствующие в его пользу. Суд же вправе на свое усмотрение посчитать их существенными либо не влияющими на тяжесть совершенного проступка.

Однако, законом оговорено и обстоятельство, способное повлиять на ужесточение наказания. Оно указано в п.2 ст. 112 НК РФ: размер денежного взыскания может увеличиться на 100% в отношении лица, которое ранее уже совершало подобное нарушение и понесло за это ответственность. Повторное действие расценивается как злостное нарушение и влечет двойное наказание.

По некоторым статьям УК РФ положено освобождение от наказания для лиц, которые впервые совершили проступок и погасили весь ущерб (п. 3 ст. 198, п. 2 ст. 199, п. 2 ст. 199.1 УК РФ). При этом погашение ущерба должно быть осуществлено до вынесения судебного приговора.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, ответственность за фискальные нарушения может попадать под сферу применения разных кодексов: НК РФ, КоАП или УК РФ. Применение соответствующей статьи зависит от категории налогоплательщика, размера ущерба и вида нарушения. В некоторых случаях наказания можно избежать, если заранее ликвидировать последствия нанесенного государству ущерба. Если же допущен рецидив по какой-либо статье, то это будет расценено как отягчающее обстоятельство и виновный понесет более суровое наказание – максимально возможное по инкриминируемой статье.

Источники

Административная ответственность за налоговые правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here