Административная ответственность юридических лиц перспективы в рк

Полезное по теме: "Административная ответственность юридических лиц перспективы в рк" от специалистов простым языком. Если необходимо уточнить актуальность на 2020 год, а также задать вопрос, то обращайтесь к дежурному юристу.

Особенности административной ответственности юридических лиц в республике Казахстан

В данной статье рассмотрены особенности ответственности юридических лиц, как субъекта административных правонарушений.

Административная юстиция является, важнейшим институтом современного правового государства и действенным способом защиты прав и свобод, как граждан, так и юридических лиц.

Согласно ст. 25 КРК об АП за совершение административного правонарушения, выразившееся в виновном (умышленном или неосторожном) действии либо бездействии лица, в соответствии с административным кодексом предусмотрена административная ответственность. При этом, наряду с физическими лицами, достигших к моменту окончания или пресечения правонарушения административной ответственности подлежат и юридические лица.

Днем признания юридического лица в качестве субъекта административной ответственности в Республике Казахстан, следует считать дату вступления в юридическую силу Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года, когда в связи с принятием названного Кодекса, Законом Республики Казахстан от 30 января 2001 года № 156-11 признан утратившим юридическую силу Кодекс Казахской ССР об административных правонарушениях, принятый Верховным Советом Казахской ССР 22 марта 1984 года.

В действующем Кодексе РК об административных правонарушениях, законодатель кодифицировал административную ответственность юридических лиц, предусмотрев ее более чем за 200 административных правонарушений.

Проблема о необходимости привлечения юридического лица к административной ответственности является проблемой, не требующей дальнейших дискуссий. Тем более, что за последние десятилетие в Казахстане принят ряд законов, содержащих нормы прямого действия об административной ответственности юридических лиц.

Согласно статье 33 Гражданского кодекса Республики Казахстан, «юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету».

Помимо Гражданского кодекса Республики Казахстан, правовой статус юридических лиц регламентирован многочисленными законодательными актами, обуславливающими специфику каждого из них: «О государственном предприятии», «О производственных кооперативах», «О хозяйственных товариществах», «Об акционерных обществах», «О общественных объединениях», «О сельской потребительской кооперации», «О некоммерческих организациях», «О религиозных объединениях» и т.д. При применении мер административной ответственности следует учитывать положения указанных законов, так как они определяют специфику статуса отдельных видов юридических лиц.

Правоспособность и дееспособность юридических лиц возникает одновременно, в момент его государственной регистрации (п. 3 ст. 42 ГК РК), поэтому для юридических лиц различие данных категорий не имеет значения. Правоспособность юридического лица это особое юридическое свойство, признанная законодателем общая способность юридического лица иметь конкретные субъективные права и нести конкретные субъективные обязанности. Она возникает с момента регистрации юридического лица и прекращается в момент его ликвидации. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Правоспособность юридического лица в сфере деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии и прекращается в момент ее изъятия, истечения срока действия или признания недействительной в установленном законодательными актами порядке. Таким образом, следует отметить, что условия дееспособности в административном праве одинаковы с условиями дееспособности в гражданском праве. Поэтому обязательным признаком юридического лица в административно-деликтных отношениях, так же как и обязательным признаком физического лица, является наличие гражданской правосубъектности. Из этого следует два вывода:

Во-первых, не любая организация, обладающая административной правосубъектностью, может быть субъектом административной ответственности. В частности, не являются таковыми общественные объединения, не зарегистрированные в качестве юридического лица (например, религиозные группы), международные организации, их филиалы и представительства, работающие на территории Республики Казахстан, а также филиалы и представительства казахстанских юридических лиц.

Во-вторых, административная ответственность юридических лиц распространяется не только на хозяйствующих субъектов, но и на субъектов публичного права, имеющих статус юридического лица. Речь идет о различных публично-правовых образованиях, главным предназначением которых является не участие в гражданском обороте и не осуществление предпринимательской деятельности, а решение задач общественного характера либо путем различных форм общественной самодеятельности, либо путем реализации властных полномочий публичного управления.

Можно выделить две группы таких субъектов:

  • организации, которые упоминаются в качестве юридических лиц в Гражданском кодексе Республики Казахстан;
  • организации, которые в качестве юридических лиц в Гражданском Кодексе Республики Казахстан не упоминаются и приобретают данный статус на основании иных нормативных правовых актов.

В соответствии со статьей 33 КоАП РК юридическое лицо подлежит административной ответственности за административные правонарушения в случаях, прямо предусмотренных Особенной частью КоАП РК.Юридическое лицо подлежит административной ответственности за административное правонарушение, если предусмотренное Особенной частью КоАП РК деяние было совершено санкционировано, одобрено органом или лицом, осуществляющим функции управления юридическим лицом. Если в нормах КоАП РК не указано, применяются ли к физическому или юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении того и другого лица, за исключением случаев, когда по смыслу данных норм они относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Читайте так же:  Подсудность обжалования постановления об административном правонарушении

Если в нормах КоАП РК не указано, применяются ли они к юридическим лицам, являющимся субъектами малого или среднего предпринимательства, крупного предпринимательства, или иным организациям, данные нормы в равной мере действуют в отношении всех юридических лиц, за исключением случаев, когда по содержанию данных норм они относятся и могут быть применены только к юридическим лицам, являющимся субъектами малого или среднего предпринимательства, крупного предпринимательства.

Деяния лиц осуществляющих функции управления, могут выражаться в форме:

  • непосредственного совершения деяний;
  • санкционирования и одобрения.

Если лицо, наделенное функциями управления юридическим лицом, совершает противоправные деяния, то меры административного взыскания должны применяться к физическому лицу в равной мере. Если по смыслу и характеру совершенного деяния наказание может быть применено только к физическому лицу, то юридическое лицо к административной ответственности не привлекается. Так, за уклонение свидетеля от дачи объяснений, к административной ответственности может быть привлечено только физическое лицо. За выпуск в эксплуатацию транспортных средств, имеющих технические неисправности и иные нарушения правил, к административной ответственности могут быть привлечены как физическое лицо (заведующий гаражом, механик), так и юридическое лицо.

За совершение административных правонарушений к физическим лицам, согласно статье 41 КоАП РК могут применяться девять видов административных взысканий:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;
  • лишение специального права;
  • лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра;
  • приостановление или запрещение деятельности;
  • принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.

Из девяти видом административных взысканий, установленных статьей 41 КоАП РК для физических лиц, к юридическим лицам за совершение административного правонарушения могут применяться только 7:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;
  • лишение специального права;
  • лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра;
  • принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения;
  • также приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности юридического лица.

Такие виды административных взысканий как: административный арест и административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства к юридическим лицам не применяются.

Список использованной литературы:

  1. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г.№ 235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.02.2017 г.);
  2. Панкова О.В. Настольная книга судьи по делам об административных правонарушениях: научно практическое пособие /Под ред. Н. Г. Салищевой. М.: Проспект, 200 304с.
  3. Административная ответственность в СССР.Научно-аналитический обзор. М., 1983. 321с.
  4. Жетписбаев Б.А. О проблеме административной ответственности юридических лиц//Наука и жизнь Казахстана.№ 2. 2009. С. 48-56.

Административная ответственность: реалии действующего законодательства республики Казахстан

Юридическая ответственность представляет собой ответственность в виде негативной реакции государства на противоправное поведение субъекта права, выражающуюся в применении мер правового государственного принуждения. Безусловно данное определение относится и к понятию административной ответственности, среди специфических признаков которой можно выделить следующие:

Приведенные признаки административной ответственности следует считать универсальными, поскольку они характерны не только для казахстанской правовой системы, но и для российской (а также большинства других иностранных правовых систем). Тем не менее, ряд из перечисленных признаков по нашему мнению нуждаются в некоторых существенных комментариях и уточнениях, с учетом практики российского законодательства в том числе.

Прежде всего, следует коснуться вопроса об основании административной ответственности. Точнее, об основаниях, поскольку в науке административного права вполне закономерно подчеркивается, что таких оснований два: нормативное и фактическое [2, с.80]. Что касается фактического основания, то здесь все более или менее ясно, по крайней мере, на первый взгляд: административная ответственность наступает за совершенное противоправное и (или) виновное деяние, содержащее признаки состава правонарушения, закрепленные в КоАП РК. Следует отметить, что законодательство Республики Казахстан более последовательно в части закрепления нормативных установлений, касающихся административной ответственности, по сравнению с российским законодательством, где нормы об административной ответственности можно найти в самых разнообразных нормативно-правовых актах как федерального, так и регионального уровня, однако, и казахстанское законодательство страдает неопределенностью нормативной базы в исследуемой области.

Так, помимо норм КоАП РК, ст. 2 которого, к слову, закрепляет, что основанием административной ответственности является совершение деяния, содержащего признаки состава правонарушения, предусмотренного в особенной части Кодекса, нормы о юридической ответственности очевидно административного характера содержатся, к примеру, в Законе Республики Казахстан от 2 июля 1998 г № 267-1 «О борьбе с коррупцией» [3] (далее – Закон). Статья 9 указанного Закона устанавливает ответственность кандидатов на государственную должность в виде штрафа в размере от 50 до 200 месячных расчетных показателей за совершенное впервые в течение 3 лет после освобождения указанных лиц от выполнения государственных или приравненных к ним функций непредставление или представление неполных, недостоверных деклараций и сведений, обязательное представление которых предусмотрено законодательством для таких лиц. Как видим, ни уголовно-правовой, ни гражданско-правовой, ни дисциплинарной такую меру ответственности признать нельзя.

Читайте так же:  Оспаривание ненормативного правового акта арбитраж

Налицо просматривается факт установления административной ответственности за нарушение, посягающее на основы правового порядка. Однако то обстоятельство, что данное правонарушение и ответственность за него установлены не КоАП РК, а специальным законом, лишает правоприменителя возможности привлечения лица к данной мере ответственности, поскольку данный состав изъят из системы процессуальных установлений административно-процессуального законодательства. В этом случае попросту отсутствует механизм привлечения к ответственности: неизвестно кто, как и на каком основании будет рассматривать дело о правонарушении, каким образом будут собраны доказательства, какие меры пресечения можно применять к правонарушителю, на что, в конце концов, будет ссылаться при принятии решения должностное лицо (или судья?), рассматривающее дело и т.д. Кроме того, неясно, распространится ли на указанный случай действие ст. 66 КоАП РК, определяющей последствия исполнения постановления о привлечении к административной ответственности.

Таким образом, нормативным основанием для привлечения к административной ответственности в Республике Казахстан может служить не только Кодекс об административных правонарушениях, но и другие нормативно-правовые акты административного законодательства. Более того, фактическим основанием административной ответственности в таком случае может выступать проступок, состав которого закреплен не только в КоАП РК, но и в других актах административного законодательства Республики. В противном случае следует признать, что помимо административной и дисциплинарной ответственности нормы административного законодательства регулируют и некий третий вид ответственности (либо третий, четвертый и проч.). Что же происходит в области российского законодательства, также содержащего примеры регламентации мер юридической ответственности за рамками привычных институтов уголовной, административной, дисциплинарной и гражданско- правовой ответственности.

Российское законодательство в этом смысле характеризуется несколько иным подходом, который следует признать имеющим под собой некую научную основу. Дело в том, что нормы об административной ответственности в российском праве разнесены в различные источники, исходя из двух основных принципов. Согласно первому из них, административная ответственность может устанавливаться не только законодательными актами Российской Федерации, но и законодательными актами органов представительной власти субъектов Российской Федерации

Следствием описанного процесса стало то, что многие «отраслеобразующие» нормативно-правовые документы российского права на сегодняшний день включают в себя разделы, содержащие нормы об ответственности за соответствующие правонарушения. Так Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1 утверждена федеральным законом от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ [6], часть 2 — от 8 августа 2000г. №117-ФЗ [7]), содержит целый Раздел VII «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение». При этом вопрос о соотношении положений КоАП РФ, также содержащим нормы об административной ответственности за налоговые правонарушения (ст.15.3-15.9 и 15.11), и части первой Налогового Кодекса Российской Федерации решен следующим образом: субъектами ответственности согласно статьям КоАП РФ являются должностные лица организаций, а поскольку в силу глав 15, 16 и 18 Налогового Кодекса Российской Федерации в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной налоговым законодательством.

Аналогично часть 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998г. №145-ФЗ [8] называется «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации». Ст. 281 устанавливает, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения. Соответствующие меры поименованы в ст. 282 Кодекса. К ним, в частности, относятся: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, наложение штрафа, начисление пени; иные меры в соответствии с Кодексом и федеральными законами.

Уровень разработанности исследуемой проблематики в Казахстане позволяет современным казахстанским специалистам, в свою очередь, задуматься над возможностью дифференциации норм об административной ответственности в подобном российскому ключе. Однако необоснованное включение в административное законодательство норм об административной ответственности, выходящей за рамки урегулированного нормами КоАП РК института административной ответственности, следует признать недопустимым. Соответствующие одиночные нормы подлежат включению в состав Кодекса по итогам корректировки формулировок соответствующих составов с учетом обозначенных им принципов и общих положений.

Следующий признак административной ответственности, нуждающийся в комментариях, это признак, обозначающий субъекта административного правонарушения. Итак, помимо физического лица (а также физического лица, облеченного специальным правовым статусом — должностного лица, военнослужащего и т.п.), к административной ответственности может быть привлечено юридическое лицо. Подобная практика характерна для административного права уже достаточно длительный период времени. Однако до последнего времени и наука, и законодательство обходили проблематику привлечения юридического лица к ответственности стороной. Между тем, в этой связи встают очень серьезный вопрос о классификации субъектов административной ответственности и не менее важный вопрос о вине юридического лица как необходимом элементе субъективной стороны состава административного правонарушения.

Читайте так же:  Защита по административному правонарушению

Отсутствие единой классификации субъектов административной ответственности также привело к отходу от принципа вины как необходимого условия привлечения к административной ответственности. Между тем, единая классификация субъектов административной ответственности обусловливает последовательное применение принципа вины ко всем субъектам административной ответственности, в том числе и к юридическим лицам.

Используемая литература

Административная ответственность юридических лиц перспективы в рк

Видео

    Вы здесь:
  • #Право
  • Понятия и признаки административных правонарушений и административной ответственности
  • Понятия и признаки административных правонарушений и административной ответственности

    Отрицательное отношение к требованиям законов является источником правонарушений. Правонарушение — это безразличное отношение к законам, невыполнение их требований, полное отрицание законов как регуляторов общественных отношений, сообщает информационное агентство «Кокшетау Азия» со ссылкой на пресс-службу Бурабайского районного суда.

    Проблема отрицания авторитета закона сегодня стоит довольно остро. Поскольку Казахстан провозгласил себя государством, стремящимся построить правовое общество, фундаментом в котором будет как раз закон. Достижения такой цели возможно только при условии всемерного уважения закона и беспрекословного исполнения его нормативных установок, что в свою очередь может стать возможным, только в силу планомерного воспитания участников общественных отношений. Воспитание предполагает как убеждение, так и принуждение в случаях, когда субъект уклоняется от соблюдения норм права, совершая противоречащие закону неправомерные действия — правонарушения.

    Сущность понятия административного правонарушения заключено в следующем: оно посягает на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления. Вредность для общества и опасность являются основным объективным признаком правонарушения, которое отграничивает его от правомерного поведения.

    В нашей стране действуют различные юридически обязательные правила, имеющие своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности. К ним, в частности, относятся правила дорожного движения, санитарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, охраны памятников истории и культуры и т.д.

    Существенной особенностью обязательных правил является то, что данные правила защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, которое является основанием для административной ответственности. Итак, исходя из выше сказанного и в соответствии со ст.25 КРК об АП:

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.

    Признаки административного правонарушения необходимо отличать от его юридического состава. При наличии признаков административного правонарушения могут отсутствовать признаки его состава, что исключает привлечение к административной ответственности.

    Определяющими признаками административного правонарушения являются следующие:

    1. Волевой и осознанный характер поведения в форме действие или бездействие. Действие отличается активным поведением субъекта (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.). Бездействие характеризуется пассивностью субъекта (неявка в суд).

    2. Антиобщественность посягает на интересы общества и государства, зафиксированных в правовых нормах. Административные проступки влекут вредные последствия для общества и государства.

    3. Противоправность заключается в совершении деяния, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового и т. д.), охраняемые мерами административной ответственности. Административным правонарушением может быть признано только поведение, запрещенное законом.

    4. Виновность: деяние совершено лицом умышленно или по неосторожности, т.е. имеет место вина правонарушителя. Деяние является проявлением воли и разума, т.е. продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться как административное правонарушение деяние, совершенное помимо воли человека, т.е. лицом неспособным руководить своими действиями, отдавать им отчет.

    5. Наказуемость: деяние признается административным правонарушением, если за его совершение предусмотрена ответственности нормами административного права. Общественно-опасное деяние, которое запрещено законом, признается административным правонарушением только в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.

    Виды административных правонарушений:

    • •Материальные – правонарушение,в результате которого наступают общественно-опасные последствия
    • •Формальные – преступления, в результате которых не наступают общественно-опасные последствия

    По родовому объекту (указаны в главах особенной части КоАП)

    • •Правонарушения, посягающие на права граждан;
    • •Правонарушения в области охраны собственности;
    • •Правонарушения в области охраны окружающей среды

    В зависимости от формы деяния

    • •Умышленные правонарушения
    • •Неосторожные правонарушения
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Единственным основанием к привлечению к административной ответственности является наличие состава административного правонарушения:

    Под составом правонарушения принято понимать четырехединую целостность таких элементов как объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

    Таки образом, состав административного правонарушения — это совокупность закрепленных нормативно-правововыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь применение мер административного воздействия.

    1. Объект административного правонарушения

    Объект административного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности, на которые посягает административный проступок.

    2. Объективная сторона административного правонарушения — это действие или бездействие, запрещенное нормами административного или иных отраслей права и за которое установлена административная ответственность. Действие предполагает активное поведение, в основе которого лежит сознательное телодвижение.

    Читайте так же:  Итоговая проверка стройнадзора привлечение к административной ответственности

    3. Субъект административного правонарушения — это физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту окончания или пресечения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста или юридическое лицо.

    4. Субъективная сторона административного правонарушения

    Субъективная сторона административного правонарушения показывает психическое отношение нарушителя к совершенному деянию и его последствиям.

    Под административной ответственностью следует понимать систему мер государственного принуждения, установленную законодательством за административный проступок.

    Административная ответственность представляет собой систему административных взысканий, которые налагаются на виновное лицо специально уполномоченными органами и должностными лицами исполнительной и судебной власти.

    ст. 41 КРК об АП. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

    2) административный штраф;

    3) конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;

    4) лишение специального права;

    5) лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра;

    6) приостановление или запрещение деятельности;

    7) принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения;

    8) административный арест;

    9) административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.

    Итак, мы закончили рассмотрение вопросов, связанных с понятием административного правонарушения и административной ответственности и пришли к следующим выводам:

    Административные проступки, в отличие от преступлений не столь опасны для общества. Они могут посягать на различные стороны общественного правопорядка, в результате чего, каждый вид административных проступков имеет свои определенные черты и признаки.

    Совершение лицом административного правонарушения является законным основанием для применения мер административной ответственности.

    Главный специалист

    Бурабайского районного суда

    http://kokshetau.asia/pravo/32138-ponyatiya-i-priznaki-administrativnykh-pravonarushenij-i-administrativnoj-otvetstvennosti

    Административная и уголовная ответственность участников ТОО

    Примечание: подробнее по ответственности участников ТОО читайте в статьях на сайте, перейдя по ссылкам:

    Информация по административной и уголовной ответственности будет представлена ниже в виде соответствующих таблиц с указанием номера статьи кодекса, содержания условий наступления ответственности и последствия нарушения данной нормы права.

    Административная ответственность

    Административная ответственность выражается в назначении органом контроля и надзора административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

    Отличительные особенности административной ответственности:

    • Нормативное регулирование применения ответственности: Кодекс «Об административных правонарушениях», который дает исчерпывающий перечень административных правонарушений и административных взысканий, налагаемых за их совершение;
    • Цель применения административной ответственности: воспитание лица, совершившего правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами ( п. 2 ст. 40 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» );
    • Кто имеет право налагать данный вид ответственности: суд, органы контроля и надзора;
    • Основание применения ответственности: совершение проверяемым субъектом частного предпринимательства административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность ( п. 2 ст. 25 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» );
    • Санкции: административное взыскание (предупреждение, административный штраф, конфискация, лишение специального права, приостановление или запрещение деятельности и т.д.);

    Примечание: Более подробно об административном взыскании в виде административного штрафа читайте в статье «Административный штраф: порядок оплаты и последствия за неуплату».

    • Административная ответственность, так же как и финансовая ответственность не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Лицо, совершившее административное правонарушение считается подвергшимся административному взысканию;
    • Административная ответственность не носит личный характер, поэтому субъектами ответственности за преступления являются как физические лица, так и юридические лица всех форм собственности;

    Финансовая ответственность

    Выделение данного вида ответственности в самостоятельный является спорным, так как некоторые юристы считают данный вид ответственности разновидностью административной ответственности. При этом можно выделить ряд особенностей финансовой ответственности, которые отличают ее от административной ответственности.

    Отличительные особенности финансовой ответственности:

    • Нормативное регулирование применения ответственности: Кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», Кодекс «О таможенном деле» и т.п.;
    • Цель применения финансовой ответственности: восстановление имущественных интересов потерпевшей стороны (государства);
    • Кто имеет право налагать данный вид ответственности: суд, органы контроля и надзора;
    • Основание применения ответственности: совершение проверяемым субъектом частного предпринимательства финансового правонарушения, посягающего на установленный порядок в сфере финансов, которое не влечет административной или уголовной ответственности;
    • Санкции: финансово-правовые санкции, взыскиваемые исключительно в денежной форме в доход государства (штрафы, пени);
    • В большей степени имущественный и компенсационный характер ответственности;
    • Финансовая ответственность не влечет судимости лица, совершившего финансовое правонарушение;
    • Финансовая ответственность не носит личный характер, поэтому субъектами ответственности за преступления являются как физические лица, так и юридические лица всех форм собственности.

    Уголовная ответственность участников ТОО устанавливается:

    (Элемент нормы права (статьи), который раскрывает содержание юридически значимого поведения субъекта, указывающее действие (бездействие), непосредственно влекущее правовые последствия)

    (Элемент нормы права (статьи), который указывает на правовые последствия несоблюдения требований диспозиции правовой нормы (статьи))

    Как вы видите из представленной нами статьи, участники ТОО также несут административную и уголовную ответственность, пусть не такую какую несет Директор ТОО по его деятельности, но все же довольно серьезную, поэтому не стоит пренебрегать информацией, изложенной нами в данной статье.

    Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

    Виды ответственности предпринимателей за нарушения, выявленные по результатам проверки

    За нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере частного предпринимательства предусмотрены следующие виды юридической ответственности:

    Применение того или иного вида ответственности зависит от характера совершенного правонарушения и степени общественной опасности.

    Законодательством строго регламентирован перечень государственных органов, имеющих право привлекать субъектов частного предпринимательства к юридической ответственности согласно компетенции.

    Административная ответственность участников ТОО устанавливается:

    Статья Уголовного Кодекса РК

    (Элемент нормы права (статьи), который раскрывает содержание юридически значимого поведения субъекта, указывающее действие (бездействие), непосредственно влекущее правовые последствия)

    (Элемент нормы права (статьи), который указывает на правовые последствия несоблюдения требований диспозиции правовой нормы (статьи))

    Штраф на субъектов предпринимательства:

    • малого — 300 МРП;
    • среднего – 500 МРП;
    • крупного – 800 МРП.
    Статья Кодекса РК об административных правонарушениях
    Статья 182. Преднамеренное банкротство Умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное в результате действий (бездействия) учредителя (участника), должностного лица, органов юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или в интересах иных лиц, если это деяние не содержит признаков уголовного наказуемого деяния.
    Читайте так же:  Обжалование постановления о прекращении административного дела
    Статья 183. Ложное банкротство Заведомо ложное объявление учредителем (участником), должностным лицом, органами юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.

    Штраф на субъектов предпринимательства:

    • малого — 300 МРП;
    • среднего – 400 МРП;
    • крупного – 700 МРП.
    Статья 256. Нарушение субъектом рынка ценных бумаг и иными лицами требований по предоставлению отчетности, информации, сведений Непредоставление, а равно неоднократное (два и более раза в течение 12 последовательных календарных месяцев) несвоевременное предоставление субъектом рынка ценных бумаг, а также его участниками (акционерами) и (или) аффиллиированными лицами отчетности, сведений и (или) иной запрашиваемой информации.
    • физических лиц – 50 МРП;
    • юридических лиц – 200 МРП.
    Предоставление субъектом рынка ценных бумаг, а также его участниками (акционерами) и (или) аффиллиированными лицами недостоверных, а равно неполных отчетности, сведений и (или) иной запрашиваемой информации, в том числе в ходе проведения проверок деятельности субъектов рынка ценных бумаг.
    • физических лиц – 50 МРП;
    • юридических лиц – 200 МРП.
    Представление субъектом рынка ценных бумаг заведомо ложных сведений об операциях с ценными бумагами, не имеющее признаков уголовно наказуемого деяния.
    • юридических лиц – 200 МРП.

    Уголовная ответственность

    Самый строгий из возможных видов юридической ответственности, который может быть применен к субъектам частного предпринимательства по результатам проверки.

    Отличительные особенности уголовной ответственности:

    • Нормативное регулирование применения ответственности: Уголовный Кодекс РК, который дает исчерпывающий перечень уголовных преступлений и наказаний, налагаемых за их совершение;
    • Цель применения уголовной ответственности: восстановление социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами ( п. 2 ст. 39 Уголовного кодекса РК );
    • Кто имеет право налагать данный вид ответственности: только суд и только по обвинительному приговору, вступившему в законную силу;
    • Основание применения ответственности: совершение проверяемым субъектом частного предпринимательства уголовного преступления либо уголовного проступка, за которое предусмотрена уголовная ответственность ( ч. 1 ст. 4 Уголовного кодекса РК );
    • Санкции: уголовное наказание (штраф, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы и т.д.);
    • Уголовная ответственность влечет судимость лица, совершившего правонарушение;
    • Уголовная ответственность носит личный характер, поэтому субъектами ответственности за преступления являются только физические лица.

    Дисциплинарная ответственность

    Данный вид юридической ответственности применяется по инициативе самих субъектов предпринимательства к сотрудникам, непосредственно допустивших нарушение, выявленное по результатам проверки.

    Дисциплинарная ответственность — наиболее распространенный вид ответственности, налагаемый по результатам прошедшей проверки.

    Отличительные особенности дисциплинарной ответственности:

    • Нормативное регулирование применения ответственности: Трудовой Кодекс РК, который дает исчерпывающий перечень дисциплинарных проступков и дисциплинарных взысканий, налагаемых за их совершение;
    • Цель применения дисциплинарной ответственности: воспитание лица, совершившего проступок, а также предупреждения совершения новых проступков, как самим сотрудником, так и другими лицами;
    • Кто имеет право налагать данный вид ответственности: только работодатель путем издания соответствующего акта ( п. 1 ст. 65 Трудового Кодекса РК );
    • Основание применения ответственности: совершение сотрудником проверяемого субъекта частного предпринимательства дисциплинарного проступка, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
    • Санкции: дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, строгий выговор, расторжение трудового договора);
    • Дисциплинарная ответственность носит лично-профессиональный характер, поэтому субъектами ответственности за проступок являются только физические лица, являющиеся работниками проверяемого субъекта.

    Таким образом, по результатам проверки субъектов частного предпринимательства органы надзора и контроля могут выявить различные нарушения, за которые предусмотрены различные виды юридической ответственности, которые служат защите интересов государства.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

    Источники

    Административная ответственность юридических лиц перспективы в рк
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here